Конспект занятия по обучению грамоте. Тема «Звуки,
Тема: «В гостях у звуков Л-Ль».
Программное содержание:
Учить различать твердые и мягкие согласные звуки Л-Ль;
- учить называть первый звук в словах;
- развивать активную речь детей;
- продолжать учить детей делить слова на слоги, используя схему слова.
- развивать графические навыки детей;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать зрительную и слуховую память;
- воспитывать нравственные качества: доброту, взаимопомощь, сочувствие;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
- развивать эмоциональную сферу детей.
- формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
- отработать форму Р.П. ед.ч. в окончаниях существительных;
- развивать мелкую моторику;
- формировать навык самоконтроля и самооценки.
Интеграция областей: коммуникация, социализация, художественное творчество.
Форма проведения: игра - путешествие.
Материалы и оборудование: макеты «солнышко грустное» и «солнышко веселое», мягкая игрушка «Бегемотик» (логопедическая игрушка на руку для показа артикуляционных упражнени й), пеналы с цветными карандашами, чистые листы бумаги ½ А4,рабочие тетради Е.В. Колесниковой «От слова к звуку», колокольчики: большой и маленький.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Воспитатель приглашает всех детей на ковер, где обращает их внимание на грустное солнышко.
Воспитатель:
Ребята! Посмотрите, что случилось с нашим солнышком, почему оно плачет?
Ответы детей.
Воспитатель:
Оказывается, солнышко стало звучать совсем по-другому «соНышко». Раньше всех солнышко будило, а теперь как только оно появляется, все сразу ложатся спать. Думают, что сон пришел (от слова сонышко
). Вот солнышко и расстроилось!
Как вы думаете, что изменилось в слове?
Ответы детей:
(не стало звука Л).
Воспитатель:
Нам надо помочь солнышку и найти пропавший звук Л.
Я предлагаю отправиться в страну звуков.
Вместе с воспитателем дети отправляются в путь (идут под музыку по кругу
).
В пути встречают бегемотика «Жужу». В руках у логопеда бегемотик (игрушка на руке для показа артикуляционных упражнений
).
2. Встреча с бегемотиком Жужей:
«Жужа»:
Здравствуйте, ребята! Куда вы идете?
Дети: Мы спешим в страну звуков. Нам нужно помочь солнышку отыскать потерянный звук.
«Жужа»:
Вам повезло! Я хорошо знаю эту страну! И знаю, где она находится! Но звуки в этой стране страшно не любят, когда их неправильно произносят. А кто знает, что нужно для того, чтобы правильно произносить все звуки русского языка? Что мы должны с вами тренировать? …Затрудняетесь? Я вам помогу! Мы должны тренировать наши язычки и губки!! Вы готовы вместе со мной сделать сейчас зарядку для язычка?
Дети: Готовы!!!
«Жужа»на ковре проводит с детьми артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения: «Бегемотики», «Лягушки», «Слоник», «Качели», «Часики», «Лошадка», «Грибочек», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Конфета», «Почистим зубки».
(Описание упражнений в книге Е.Косиновой «Уроки логопеда».)
«Жужа»: Какие вы все молодцы!! Вот теперь нам ничего не страшно, мы натренировали свои язычки, губки и теперь, смело можем отправляться в страну звуков. Пойдемте за мной, я покажу вам туда дорогу!!!
3. Страна звуков
«Жужа»:
Вот мы и пришли, перед вами чудесная страна, в ней живет много звуков… Что ж, я прощаюсь с вами, думаю, дальше вы уже справитесь без меня! Удачи вам в поисках потерянного звука.
Дети: Спасибо, «Жужа», ты нам очень помог. До свидания!!!
Воспитатель:
Вот мы и пришли в Страну звуков. Но как же мы найдем звук Л? Мы же не знаем его адреса. У каждого есть свой адрес. А вы знаете свой адрес?
Ответы детей.
Слышен звук колокольчика. Входит логопед и звенит колокольчиками.
4. Встреча со звуками Л-Ль
Звуки Л-Ль: Здравствуйте, ребята, кого вы ищете и куда путь держите?
Дети: Мы пришли в страну звуков, хотим помочь солнышку, у него потерялся звук и оно стало звучать по-другому «Сонышко».
Звуки Л-Ль: Вам повезло!! Кто из вас уже догадался, какой звук убежал из слова СоЛнышко?
Дети: Звук Л!!
Звук Л: правильно, это был Я!! Очень хотел вас заманить в свою страну в гости, чтобы тут поиграть и весело провести с вами время! Добро пожаловать!! А еще я хочу вас познакомить со своим младшим братиком, звуком Ль. Послушайте, как он звучит: ль-ль-ль (мягко, как травка). А теперь сравните мой звон: л-л-л-л (твердо, как лед ). А давайте с вами поиграем. Вы сейчас закроете глазки, а мы с моим братцем будем звенеть. Вам предстоит догадаться, кто звенел?
Проводится игра «Угадай, чей звук?» Дети закрывают глаза, поочередно звенят колокольчики, большой - твердый звук Л, маленький - мягкий Ль. Дети угадывают.
Звуки Л-Л: Какие вы молодцы! Не ошиблись ни разу. А что вы еще о нас знаете? Давайте разберемся, с какой мы улицы, гласных или согласных звуков?
Дети: С улицы согласных звуков! Потому что воздух, выходящий в момент произнесения звуков Л-Ль, встречает преграду в виде язычка. И эти звуки не поются.
Звуки Л-Ль: Молодцы! Кто уже догадался, какие мы звонкие или глухие? (Звонкие! Вон как мы звенели!
). Молодцы!!Давайте все же проверим, положим руку на горлышко и убедимся, звенит горлышко?
Дети: Л-л-л, ль-ль-ль …звенит!! (Рука лежит на горлышке
) .
Звуки Л-Ль: Мы приглашаем вас присесть за столы. Сейчас мы с вами поиграем. Хотим проверить, умеете ли вы нас слышать в словах.
Детям предлагаются в вперемежку картинки, в которых есть звуки Л-Ль и нет. Они отбирают их по наличию звука: лошадь, компот, стул, шторы, колбаса, мандарин, собака, белка, горшок, голубь, волк, стол.
На доске остаются картинки со звуком Л, и проводится игра «Чего не стало». Дети закрывают глаза, убирается картинка, дети должны ответить в форме Р.П. ед.ч. «Не стало лошадИ, стулА, голубЯ». (Отработка падежных окончаний существительных ).
Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Так хорошо запоминали и отвечали, каких картинок не стало! А теперь, давайте поиграем с нашими пальчиками, им сегодня предстоит потрудиться!
Пальчиковая гимнастика «Дружба»:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
пальцы рук соединяются в "замок"
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук
- Раз, два, три, четыре, пять поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев
- Начинай считать опять.
- Раз, два, три, четыре, пять.
поочередное касание одноименных пальцев, начиная с больших пальцев.
5. Работа в тетрадях Колесниковой Е.В. «От слова к звуку» стр. 40-41 (проводит логопед ).
Логопед: А сейчас я посмотрю, как вы размяли свои пальчики. Посмотрите внимательно, какая неваляшка нарисована у вас в тетрадях, но линии прерывистые, почти не видны. Давайте ее обведем.
- «Обведем неваляшку», задание №1,стр.40.
Игра «Подскажи словечко», задание 2, стр.40.
Звуки Л-Ль подготовили для вас стихи, но потеряли в них последние слова. Давайте их отгадаем и обведем в тетрадях картинки, которые эти слова обозначают.
Хитрая плутовка, Тихо-тихо снег идет,
Рыжая головка, Белый снег лохматый.
Пушистый хвост краса. Мы расчистим снег и лед
Кто это? (Лиса
) Во дворе (лопатой
).
Заставил плакать всех вокруг, У себя в саду Андрейка
Хоть он и не драчун, а (лук
). Поливал цветы из (лейки
).
Назовите предметы, которые вы обвели. (Лук, лейка, лопата, лиса.
)
- Назовите первый звук в словах «лук» и «лопата» (Это твердый согласный звук «Л»
).
- Назовите первый звук в словах «лейка», «лиса» (Это мягкий согласный звук «Ль»
).
- Игровое упражнение «Раздели правильно» С.41,задание 3.
- Под каждой картинкой предлагается разделить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в названии предмета. (Цыпленок, ложка, стол
).
- Назовите длинные слова (цыпленок, ложка
), короткие (стул
).
Воспитатель:
Ребята, осталось два дня зимы и наступит... (ответы детей
).
Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Воспитатель:
Попробуйте найти слова со звуком Л. В каких словах слышен звук Л, а в каких Ль?
Ответы детей.
Воспитатель:
Давайте сделаем солнышку подарки и нарисуем его веселым.
Дети рисуют цветными карандашами веселое солнышко.
Логопед: Ребята, что мы сегодня узнали о звуках Л, Ль? (Ответы детей
)
Воспитатель:
А теперь нам пора возвращаться, солнышко нас заждалось.
Дети с найденным звуком Л (большим колокольчиком
) идут под музыку к солнышку по ковру и вручают ему потерянный звук Л.
Их встречает улыбающееся солнышко.
Дети дарят свои рисунки «солнышку», которые вывешиваются на доске.
Воспитатель: Какие вы все молодцы, вы помогли нашему «солнышку». Посмотрите, какое оно веселое и, как прежде, хочет с нами поиграть.
Воспитатель (массаж лица
):
Личико солнце согрело, потеплело, потеплело. (Дети выполняют поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей
).
Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись. (Медленно тянут руки вверх, улыбаются
).
Воспитатель:
Ребята, давайте попрощаемся с «солнышком». Мы с ним еще много-много раз встретимся!
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки [р], [р’] - [л], [л’]. Буквы Рр, Лл
Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9».Описание работы: Конспект занятия по обучению грамоте разработан для подготовительной к школе логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, учителям начальных классов.
Цель:
закрепление навыка различения звуков [р], [р"]- [л], [л"] в слогах, словах, фразах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
Закрепить представления и расширять словарь по теме: "Водный, воздушный транспорт". Закрепить навыки различения звуков [р], [р"]- [л], [л"] в слогах, словах и фразах. Совершенствовать навыки звукового анализа слов, составления и чтения слов, предложений, определения количества слов в предложении.
Коррекционно-развивающие.
Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные.
Формировать навык сотрудничества в коллективном выполнении задания.
Оборудование:
иллюстрация с изображением моря, острова и скал, плоскостное изображение парусной лодки, предметные картинки со звуками [р], [р’], [л], [л’], карточки с напечатанными названиями водного и воздушного транспорта, в названии которых есть звуки [р], [р’], [л], [л’], карточки на определение места звука в слове, конверты со слогами, буквами, звуковые схемы.
Ход занятия
I. Организационный момент.Логопед приветствует детей на ковре и раздает карточки с напечатанными названиями водного и воздушного транспорта.
Логопед. Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие по морю. Но прежде прочитайте названия водного и воздушного транспорта на своих карточках.
Дети читают слова: лодка, катер, баржа, самолет, вертолет, плот, ракета, ледокол, пароход, теплоход, планер, шлюпка, фрегат.
Логопед. В названиях транспорта были звуки [р], [р’], [л], [л’]. Они будут нашими талисманами в путешествии на парусной лодке.
2. Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Логопед. К путешествию нам надо подготовиться и выполнить упражнения.
«Лодка» и «Удочка» (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед).
«Лодочка» и «Гребем веслом» (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик) от приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта).
«Теплоход» и «Пароход гудит» (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).
«Лодка с парусом» (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Кончик языка поднять за верхние зубы).
3. Дыхательная гимнастика
Логопед.
Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…».
Дети выполняют упражнение 6-8 раз в каждую сторону.
4. Артикуляция звуков по схеме.
Дети проходят на свои места за столом. На подставке расположено изображение моря. Плоскостное изображение парусной лодки прикрепляется к картине двумя магнитами с лицевой и обратной стороны картины.
Логопед. Наша парусная лодка отплывает от причала. Расскажите, чем похожи звуки [р], и [л]?
Дети. Звуки [р], и [л] согласные, твердые, звонкие, кончик языка находится вверху за зубами.
5. Пролив «Мелодия звуков»
Логопед. Мы подплыли к проливу «Мелодия звуков». Чтобы плыть дальше, нам надо правильно проговорить чистоговорки.
Ри-ре –ри – в море корабли.
Ло-ла –ло – у лодки есть весло.
Ла- ло- ла - вот высокая скала.
Ло-ла-ло - на улице тепло.
Ре-ри-ре - стоит домик на горе.
Ры-ру-ры - нас кусают комары.
Оль-уль-оль - мы купили соль.
Арь-ирь-арь - на стене висит фонарь.
Ра-ру-ра - тебе спать пора.
6. Скалы «Перемен».
Логопед передвигает изображение лодки.
Логопед. Наша парусная лодка подплыла к скалам «Перемен». На скале звук [л] заменяется на звук [р] и слова звучат иначе.
Логопед произносит слово со звуком [л], а дети заменяют его на звук [р] и произносят слово.
дал - дар
бал - бар
жил - жир
стал - стар
пил - пир
булки - бурки
жалко - жарко
Логопед. На другой скале звук [р] заменяется на звук [л].
Логопед произносит слово со звуком [р], а дети заменяют его на звук [л] и произносят слово.
рак – лак
ров – лов
рот – лот
рама – лама
рожь – ложь
город – голод
7. Море «Потерянных звуков»
Логопед передвигает изображение лодки.У каждого ребенка на столе по три картинки и карточка с обозначением места звука в слове.
Логопед. Наша парусная лодка находится в море «Потерянных звуков». Нам надо найти место звуков [р], [р’], [л], [л’] в слове.
8. Течение «Звуков»
Логопед. Мы плывем по течению «Звуков». Подберите к каждой картинке звуковую схему.
9. Упражнение «В море»
Дети становятся в круг на ковре и выполняют упражнение.
Над волнами чайки кружат,
(Скрестить большие пальцы, помахать ладошками).
Полетим за ними дружно.
(Пальцы соединить в замок).
Брызги пены, шум прибоя
А над морем - мы с тобою!
(Помахать руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
(Волнообразные движения руками)
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Плавательные движения руками).
10. Остров «Брошенных слов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки.
Логопед. Наша лодка подплыла к острову «Брошенных слов». Составьте предложения из слов, которые я произнесу.
Логопед называет слова, дети составляют правильно предложения.
Логопед. Летать, море, над, чайки.
Дети. Чайки летают над морем.
Логопед. Море, плавать, рыба, в, огромная.
Дети. Огромная рыба плавает в море.
Логопед. Трап, матросы, на корабль, подниматься, по.
Дети. Матросы поднимаются на корабль по трапу.
11. Водопад «Заколдованных слов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У детей карточки с зашифрованными словами.
Логопед.
Разгадайте слова на карточках и составьте предложения с этим словом.
Дети составляют предложения с разгаданными словами, называют количество слов в предложении.
12. Залив «Перепутанных слогов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У каждого ребенка в конверте карточки со слогами.
Логопед.
На озере «Перепутанных слогов» составьте слова.
Дети составляют слова из слогов.
13. Озеро «Рассыпанных букв»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У каждого ребенка конверт с буквами.
Логопед. В озере «Рассыпанных слов» из букв составьте слово.
Дети составляют слова из букв:
к, р, а; у, р, к, а; т, а, р, а, п; а, м, р, а; я, б, р, у; р, е, о, м; о, р, з, а; ы, р, у, к; а, п, р, е; р, м, е, к; к, е, а, р; б, а, ы, к, р.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки Л-ЛЬ. БукваЛ»
Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков л-ль
Познакомить с буквой Л.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
1). Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков
л и ль.
2). Формировать понятие «согласный звук», умение выделять изучаемый звук из начала слова.
3). Уточнить артикуляцию звуков л и ль.
4). Учить различать звуки по твердости-мягкости.
5). Учить анализу и синтезу слов «лук», «лиса».
6). Учить образовывать притяжательные прилагательные.
7). Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим).
8).Развивать мыслительные операции.
9). Пополнять словарный запас детей словами с изучаемым звуком.
10). Формировать начальный навык чтения.
Коррекционно-развивающие
1). Развивать речевое дыхание.
2). Развивать слуховую память, внимание.
3). Развивать фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные
Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Оборудование: игрушка Незнайка, мультимедийная система, домики с картинками, сигнальные карточки, счетные палочки, карточки с буквой Л, индивидуальные зеркала, схемы слов.
Ход занятия:
1Организационный момент.
Дети, станьте в круг, возьмитесь за руки. Почувствуйте теплоту ваших рук. Посмотрите в глаза друг другу и подарите самую теплую и нежную улыбку.
2.Повторение.
Л.: - Какие согласные звуки мы уже знаем? Почему их называют согласными?
3. Артикуляционная гимнастика .(слайд №1)
Л.: - Ребята, у меня для вас новость. Сегодня у нас на занятии будет гость.
Посмотрите, кто к нам пришел?
Д.: - Это Незнайка.
Л.: - Ребята, Незнайка сказал мне, что он никогда не был на занятии и хочет посмотреть, как вы будете заниматься.
Давайте покажем ему, как мы умеем выполнять упражнения для губ и язычка.
Дети выполняют упражнения. На экране появляются картинки с символами
артикуляционных упражнений.
- «Почистить верхние зубы»
- «Парус»
- «Качели»
- «вкусное варенье»
- «лошадка»
- «Маляр».
4. Знакомство с новой темой.(слайд №2).
Л.: -Ребята, Незнайка принес вам загадки и хочет посмотреть, как вы умеете их отгадывать. (На экране появляется сундучок).
Л.: - В сундучке лежат картинки-отгадки. Если правильно отгадаем, то на экране появятся эти картинки.
На потолке висит
На нас глядит. (лампочка).
Кто приклеил майским днем
Рукавичку над окном,
Поселил в нее жильцов,
Непоседливых птенцов. (ласточка).
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает
Тот слезы проливает. (лук).
Сама не ем, а людей кормлю. (ложка).
Логопед произносит название картинок еще раз.
Л.: - С какого звука начинаются слова?
Д.: - Со звука «л».
Л.: - Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком «л».
Посмотрите внимательно, как я произношу звук «л».
Логопед произносит звук «л».
Л.: - А теперь вы произнесите звук «л».
Дети произносят, логопед следит за правильностью произношения.
Л.: - Расскажите, какой звук «л»?
Дети делают характеристику по схеме.
Л.: - Можем мы пропеть этот звук? Попробуйте.
Д.: - Нет.
Л.: - Значит, какой это звук?
Д.: - Согласный.
Л.: - У звука «л» есть младший брат мягкий звук «ль».
Звук «л» мы будем обозначать синим кружочком, а звук «ль» зеленым
кружочком.
(на экране появляются символы звуков «л» и «ль» (слайд № 3).
5. Развитие фонематического слуха. Игра « Сигнальщики».
Л.: Я буду произносить слоги, вы должны поднять сигнал синего или зеленого цвета (ла, ло, ли, лу, ле, ля, лы и т.д.)
6. Игра «Украсим домик».
Л.: - Ребята, Незнайка мне сказал, что к своему дню рождения он очень хотел украсить свой домик. На окна он расставил свои любимые игрушки, но забыл повесить шторы. Давайте поможем ему.
(У детей на столах карточки с изображением домиков и окошечек, на которых располагаются игрушки. Если название игрушки начинается с твердого звука «л» - прикрепляют шторку синего цвета, а если с мягкого «ль» - зеленого цвета.
(Дети выполняют задание).
7. Словообразование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксами –ий, -ья, -ье, ьи.
Лиса – лисий, лисья, лисье, лисьи.
Белка – беличий, беличья, беличье, беличьи.
Волк – волчий, волчья, волчье, волчьи.
Игра: «Исправь ошибки Незнайки».
Лисий голова. Волчья хвост. Беличий лапа и т.д
8. Динамическая пауза. «Игра «Летает – не летает».
Кто летит,кто не летит?
Кто ответит без подсказок,
Тот в игре и победит.
Логопед предлагаает слова:
Самолет, лесенка, лебедь,лось,лодка,пеликан,лиса,вертолет,олень,мотылек.
9. Звуковой анализ слов. Игра « Живые звуки».
Логопед вызывает детей, говорит каждому о том, какой звук он будет обозначать.
Пример: Ваня – звук «Л», Даша – звук «У», Кирилл – звук «К».
Дети составляют слово «лук». Каждый ребенок подходит к столу и берет шапочку с обозначением звука, одевает на голову и встает на свое место. Дети подсчитывают количество гласных и согласных звуков. Аналогично составляется схема слова «лиса».
10..Знакомство с буквой «Л». (слайд №4).
Л.: - Звук «л» на письме обозначается буквой «Л».
(На экране появляется букваЛ).
Л.: - На что похожа буква « Л»?
Л.: - Из скольких элементов состоит буква?
Л.: - Какие это элементы?
Л.: - Давайте прорисуем букву в воздухе.
Л.: - А теперь давайте выложим букву из цветных шнурочков.
11. Пальчиковая гимнастика «Составим букву из пальцев».
12. Дыхательная гимнастика.(слайд №5). На экране появляется картина с изображением весеннего леса.
(Дети делают вдох через нос, выдох через рот, вдыхают аромат весеннего воздуха).
13. Дидактическая игра «Составь слог».(слайд№5)
На цветочке буква «А», на муравейнике буква «О», на кустике буква «У», на пеньке буква «И», на полянке буква «Ы».
Л.: - Ребята, буква «Л» любила гулять по весеннему лесу и встречаться с
гласными буквами. По мере передвижения буквы «л» по экрану, дети прочитывают слоги: ла - ло - лу - ли - лы.
14. Итог занятия.Рефлексия «Весенняя полянка»
Л.: - Давайте украсим полянку цветочками.
Если вам было легко и вы справились со всеми заданиями, украсьте полянку цветочками желтого цвета.
Если вам было немножко трудно – оранжевого.
Если очень трудно – красного.
Какая полянка получилась? (весенняя, разноцветная).
Незнайке очень понравилось, как вы работали и он приготовил вам угощения. (детям раздаются леденцы).
Воспитатель: Иванова С.А. МАДОУ № 234 детский сад комбинированного вида «Мечта» (г. Кемерово) НОД для детей подготовительной группы.
НОД по обучению грамоте. Программа «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе).
Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л"].
Цель: Ознакомление с новой буквой алфавита.
Задачи: 1.Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [л ] , [л"], узнавать графический образ букв, формировать навык чтения сочетаний букв, слогов, слов.
2.Развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух.
3.Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, самостоятельности,
Дисциплинированности.
Оборудование : изображение буквы Л.л; картинка лисы; лука; репродукция любой иконы; конструктор; нитка; пластилин; молоко; утюг; буквы, вырезанные из наждачной бумаги.
Ход НОД.
- Организационный момент (положительный настрой).
- Повторение пройденного материала.
1.-Назовите буквы, с которыми мы познакомились. (А, О, У, Ы, И).
-***,собери букву Ы из элементов конструктора.
-***,выложи букву О ниткой.
-***, вылепи букву У из пластилина
-***, напиши букву А молоком на бумаге и прогладь.
-***,узнай на ощупь букву И , вырезанную из наждачной бумаги.
Как называются эти буквы? (Гласные).
Что вы, можете о них сказать? (Они тянутся и поются)
Какая буква отличается от всех? (Ы).
Чем? (Она не имеет заглавной буквы).
2.Задать вопрос детям, которые выполняли задания с буквами.
Скажите, на что похожи буквы?
А – на шалаш;
О – на колесо;
У – веточку;
Ы – две палочки, первая с брюшком;
И – калитка.
3.Откроем тетрадки и напечатаем согласные буквы: Н, С, К, Т.
Что вы, знаете о согласных? (Они не тянутся и не поются).
4.Печатание слогов: НА, НО, НУ, НЫ, НИ.
5.Взаимопроверка тетрадей.
6.Чтение слогов по таблице.
АН | СА | АС | КА | АК | ТА | АТ |
ОН | СО | ОС | КО | ОК | ТО | ОТ |
УН | СУ | УС | КУ | УК | ТУ | УТ |
ЫН | СЫ | ЫС | КЫ | ЫК | ТЫ | ЫТ |
ИН | СИ | ИС | КИ | ИК | ТИ | ИТ |
- Физкультминутка.
- Изучение нового материала.
Сегодня, мы с вами познакомимся с новой согласной буквой.
1.Игра «Закончите фразу».
В зоопарке разные звери: рыжая… ЛИСА , сильный … ЛЕВ, красивый … ЛОСЬ , белокрылый … ЛЕБЕДЬ .
2.Сообщение темы.
С какой буквой, познакомимся? (Эль).
3.Изображение заглавной и строчной буквы поместить на доску.
4.Закройте глаза. Напечатайте новую букву в воздухе.
5.Встаньте и покажите, как можно изобразить букву. (Расставить ноги на ширине плеч).
6.Отгадайте загадки:
А) Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а… ЛУК
Измените слово так, чтобы у него было два слога .(Нет лука)
Позовите слово, поставьте в нем ударение.
Как произносится первый звук в слове лук твердо или мягко? 7.Составьте схему к слову ЛУК.
Б) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это?... ЛИСА.
Измените слово так, чтобы в нем было не два, а один слог. Как будет звучать слово? (ЛИС). Как произносится первый звук в этом слове твердо или мягко?
8. Составьте схему к слову ЛИС .
Звуки [л] [л"] обозначаются буквой л.
V.Закрепление.
1.Чтение слов с доски:
Лис лист
Лот лото
2.Работа над значением слов.
3.Игра «Будь внимателен!»
На вопрос отвечай словом на звук [л] или [л"].
Чем едят суп? (ЛОЖКОЙ)
Чем копают? (ЛОПАТОЙ)
Где волк? (В ЛЕСУ)
Где корова? (НА ЛУГУ)
Где свинья? (В ЛУЖЕ)
Где косточки? (В ЛИМОНЕ)
Что в салате? (ЛУК)
Где цветочки? (НА ЛИПЕ).
4.Печатание предложения в тетрадках:
У Ноны лук.
Сколько слов в предложении? Составьте схему предложения.
5.Объясните значение слова лук(1-овощ,2-оружие).
6.Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь новый звук в слове».
Луна, воздух, пол, лиса, рама, стол, ландыш, дом, стул, Юля, малыши, сыр, полка, лейка.
- Итог занятия.
С какой буквой познакомились?Какие звуки она обозначает?
Прочитайте только те слова и слоги, в которых есть буква л.
1.На доске:
ЛА ЛИ КТО ТУК
ЛАК ЛИК КОТ СТУК
ЛАКИ ЛИКИ ТОК
2.Работа над значением слов:
ЛАК – раствор для покрытия поверхности.
ЛИК – изображение лица на иконе (устаревшее слово).
VI.Рефлексия:
Нарисуйте, ребята, улыбающегося человечка, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, если вам все было понятно.
Если, что – то осталось неясно, нарисуйте тучку, с капельками дождя.
Список литературы:
1.Волина В. Учимся играя.-.М, Просвещение, 1994.
2.Марцинкевич Г.Ф.. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – Волгоград, 2000.
3.Кирдяева Н.В.. Тридцать три игры, чтобы выучить тридцать три буквы. Начальная школа № 9, 2009.
Елена Ларина
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. «Буква Л».
Задачи :
1. Познакомить детей с буквой Л .
2. Учить дифференцировать звуки (Л) - (Ль) .
4. Расширять словарный запас.
5. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Ход занятия:
У нас в гостях сегодня новая буква . А какая, попробуйте догадаться!
Игра «Доскажи словечко» .
Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их … (лыжи) .
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
А зовут её … (лиса) .
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (лук) .
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я … (лето) .
Вы догадались, какая буква у нас в гостях ? (Л)
Потому что слова ЛЫЖИ, ЛИСА, ЛУК и ЛЕТО начинаются на букву Л .
Рассматриваем букву Л , на что она похожа, из каких элементов состоит.
Какой первый звук в слове ЛУК? – (Л) .
Расскажите о нём. - (Он согласный, звонкий, твёрдый) .
Какой первый звук в слове ЛИСА? – (Ль, он согласный, звонкий, мягкий) .
Значит буква Л обозначает два звука : твёрдый звук (Л) и мягкий звук (Ль) .
Игра «Блиц – опрос» (все ответы начинаются на букву Л ) .
Спутник Земли. (Луна) .
Маленькие человечки. (Лилипуты)
(Лукошко)
Нечистая сила леса, запутывает следы. (Леший)
Средство от болезней. (Лекарство)
Кого спасла Дюймовочка от холодной смерти? (Ласточку)
Кто путешествовал с утками на прутике? (Лягушка)
Человек, не желающий ничего делать. (Лентяй)
Время года. (Лето)
Дерево – медонос. (Липа)
Корзинка для грибов и ягод. (Лукошко)
Лесные душистые весенние цветы. (Ландыши)
Нота. (Ля)
Игра «Замени слово новым на букву Л » .
Жаба – (лягушка)
Корзинка – (лукошко)
Конь – (лошадь)
Обман – (ложь)
Трап - (лестница)
Корабль – (лодка)
Игра «А что у человека?»
У собаки морда – у человека (лицо) .
У рыбы жабры – у человека (лёгкие) .
У экскаватора ковш – у человека (ладонь) .
Физминутка «Летает – не летает» .
Если предмет не летает – дети приседают. Если летает – «летают» по группе .
Самолёт Вертолёт
Лесенка Лиса
Лебедь Мотылёк
Пеликан Олень
Лужа Лампа
А сейчас отгадайте мои загадки.
«Если я пустой бываю,
Про тебя я забываю,
Но, когда несу еду –
Мимо рта я не пройду». (Ложка)
(Выкладывается картинка с изображением ложки, а под ней карточка со словом ЛОЖКА.)
Где находится буква Л в слове ЛОЖКА ? (Первая, в начале слова) .
Аналогично с другими загадками.
«Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп и ложки». (Стол)
«В дупле живёт
Да орешки грызёт». (Белка)
«Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
Колочу я что есть мочи
День лежебоку,
Что валяется без проку,
Я прижму его к доске
Да как стукну по башке.
В доску спрячется бедняжка –
Чуть видна его фуражка». (Молоток)
Прохлопайте слово СТОЛ. Сколько в нём слогов? (Один)
Прошагайте слово ЛОЖКА. Сколько в нём слогов? (Два)
Пропрыгайте слово МОЛОТОК. Сколько в нём слогов? (Три)
Разделите на слоги слово БЕЛКА. Сколько в нём слогов? (Два)
Какое слово самое короткое (самое длинное? Почему?
А сейчас слова хотят поиграть с вами. (Воспитатель берёт карточки – слова, мешает их и раздаёт детям по одной) .
Отнесите слова к своим картинкам. (Это же задание выполняют другие дети) .
Игра «Порт «Слоги» (чтение слогов) .
Лодка по реке плыла,
Букву Л она везла .
Подплыла к причалу А,
Прочитаем, дети, (ЛА) .
Подплыла к причалу О,
Прочитаем вместе (ЛО) .
Подплыла к причалу У,
Прочитаем дружно … (ЛУ) .
Подплыла к причалу Ы,
Прочитаем тихо (ЛЫ) .
Подплыла к причалу И,
Прочитаем нежно (ЛИ) .
Подплыла к причалу Я,
Прочитаем громко (ЛЯ) .
Что погрузят в лодку на каждом причале? Подберите слова на каждый слог.
А теперь отгадаем ребусы :
100л, ли100к
Какая буква приходила к нам в гости? (Л)
Что вы про неё запомнили? (Согласная, звонкая, обозначает два звука – твёрдый звук (Л) и мягкий звук (Ль) .