Рефераты Изложения История

Русская басня презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему. Презентация "русская басня" Презентация на тему басня

Слайд 1

Что такое басня?
Басня – это небольшой поучительный рассказ чаще всего стихотворный. Автор высмеивает человеческие пороки с помощью животных (аллегория) Главная мысль басни всегда серьезна. Автор высказывает ее в форме нравоучительного вывода, который дается обычно в начале или в конце басни и называется мораль

Слайд 2

БАСНЯ
Небольшой рассказ, часто стихотворный Делится на две части: Основное повествование и мораль (нравоучительный вывод) Аллегория (изображение предмета, за которым скрывается человек) Персонажи (герои) - животные

Слайд 3

Басня - небольшое произведение, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и т.д. В баснях обычно действуют животные, в которых можно легко узнать людей.

Слайд 4

Из истории басен
Первый баснописец – ЭЗОП, он начал писать басни еще в VIвеке до н.э
Жанр басни полюбили и русские поэты – Василий Кириллович Тредиаковский
Развитие жанра в России связано с именем Ивана Ивановича Дмитриева

Слайд 5

А каких баснописцев вы помните?
Крылов Иван Андреевич , русский писатель, баснописец, журналист. Родился в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы прошли на Урале и в Твери (ныне Калинин).

Слайд 6

Вспомните из каких басен эти строки?
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Хитрая лиса преподает урок вороне, которой бог послал кусочек сыра, но она не смогла его удержать по своей глупости. Басня Крылова Ворона и лисица словно говорит: верь своим глазам, а не ушам.

Слайд 7

Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет;
Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую связаны с наукой. Люди-Мартышки, ничего не понимающие в науке, своим невежеством только смешат всех вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех окружающих. Свою простоту и недалекость у них скрыть не получается.

Слайд 8

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, - Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут".
Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей

Слайд 9

Иван Иванович Дмитриев - баснописец

Слайд 10

Биография Дмитриев Иван Иванович (1760 - 1837) Родился 10 сентября (21 н. с) в родовом поместье, в селе Богородское Казанской губернии, в старинной дворянской семье, ведущей свой род от князей Смоленских. В возрасте восьми лет был отдан в пансион Манженя в Казани, где обучался французскому языку, арифметике, рисованию. Затем учился в пансионе Кабрита, где кроме французского учил немецкий, историю и географию, русское правописание и математику. Отец забрал его из пансиона на одиннадцатом году жизни, взяв образование сына под свой контроль дома. Но единственное, что будущий поэт всегда делал с удовольствием, - чтение романов, французских и русских. Знал произведения Сумарокова, Ломоносова, Державина, Хемницера.

Слайд 11

В 1774 отец отвез сына в Петербург. Дмитриев был записан солдатом в Семеновский полк. В Петербурге он стал учиться в полковой школе. Екатерина II, отправившись в Москву, взяла с собой по одному батальону из каждого полка, и Дмитриев попал в сопровождающие царицу. После завершения подобной миссии взял годовой отпуск и уехал на родину. Вернувшись в Петербург, несколько лет провел в "скучной унтер-офицерской службе".

Слайд 12

С 1777 Дмитриев стал заниматься литературной деятельностью, писал стихи. В 1787 был произведен в прапорщики, в 1788 участвовал в войне со Швецией. Вернувшись в Петербург, вновь интенсивно пишет стихи. 1794 был особенно плодотворен. Дмитриев провел его на родине, в Сызрани, в странствовании по этому краю. Написал лучшие свои вещи: "Искатели фортуны", "К Волге", "Воздушные башни", "Причудница", "Чужой толк", "Ермак", "Глас патриота".

Слайд 13

Важным событием в его жизни стало знакомство в 1783 году с Н. М. Карамзиным. Дмитриев пишет сказки, басни, сатиру. Басня под его пером утрачивает прямую нравоучительность и грубоватую простонародность слога, свойственные ей ранее. У Дмитриева на первый план выходит рассказчик - умный, ироничный, судящий обо всем как частный человек. Его талантом была сатира. Сатирическое направление видно во многих его произведениях, но особенно в "Чужом толке". Сатира была вызвана идеей других писать оды. Осмеивая одописцев, Дмитриев имел в виду многих подражателей, из которых многие не обладали поэтическим талантом, и не понимали, в чем заключается главная мысль поэтических произведений. Историческое значение сатиры Дмитриева громадно. Она уничтожила страсть писать оды.

В конце произведения – мораль (заключительное рассуждение). Она говорит, что в жизни нам часто приходится слышать о том, что кто-то, не имеющий никакого отношение к делу, приписывает себя (присваивает) к чужим трудовым победам и заявляет: «Мы решили», «Мы сбили».

Что такое басня?

Басня – это небольшой поучительный рассказ чаще всего стихотворный.

БАСНЯ

  • Небольшой рассказ, часто стихотворный
  • Делится на две части:
  • Основное повествование и мораль (нравоучительный вывод)
  • Аллегория (изображение предмета, за которым скрывается человек)
  • Персонажи (герои) - животные

Басня - небольшое произведение, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и т.д. В баснях обычно действуют животные, в которых можно легко узнать людей.

Из истории басен

Первый баснописец – ЭЗОП, он начал писать басни еще

в VIвеке до н.э

Жанр басни полюбили и русские поэты – Василий Кириллович Тредиаковский

Развитие жанра в России связано с именем Ивана Ивановича Дмитриева

А каких баснописцев

вы помните?

Крылов Иван Андреевич , русский писатель, баснописец, журналист. Родился в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы прошли на Урале и в Твери (ныне Калинин).

Вспомните из каких басен эти строки?

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Хитрая лиса преподает урок вороне, которой бог послал кусочек сыра, но она не смогла его удержать по своей глупости. Басня Крылова Ворона и лисица словно говорит: верь своим глазам, а не ушам.

Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет;

Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую связаны с наукой. Люди-Мартышки, ничего не понимающие в науке, своим невежеством только смешат всех вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех окружающих. Свою простоту и недалекость у них скрыть не получается.

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, - Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут".

Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей

Иван Иванович Дмитриев - баснописец

Биография

Дмитриев Иван Иванович (1760 - 1837)

Родился 10 сентября (21 н. с) в родовом поместье, в селе Богородское Казанской губернии, в старинной дворянской семье, ведущей свой род от князей Смоленских. В возрасте восьми лет был отдан в пансион Манженя в Казани, где обучался французскому языку, арифметике, рисованию. Затем учился в пансионе Кабрита, где кроме французского учил немецкий, историю и географию, русское правописание и математику. Отец забрал его из пансиона на одиннадцатом году жизни, взяв образование сына под свой контроль дома. Но единственное, что будущий поэт всегда делал с удовольствием, - чтение романов, французских и русских. Знал произведения Сумарокова, Ломоносова, Державина, Хемницера.

В 1774 отец отвез сына в Петербург.

Дмитриев был записан солдатом в Семеновский полк. В Петербурге он стал учиться в полковой школе. Екатерина II, отправившись в Москву, взяла с собой по одному батальону из каждого полка, и Дмитриев попал в сопровождающие царицу. После завершения подобной миссии взял годовой отпуск и уехал на родину. Вернувшись в Петербург, несколько лет провел в "скучной унтер-офицерской службе".

С 1777 Дмитриев стал заниматься литературной деятельностью, писал стихи. В 1787 был произведен в прапорщики, в 1788 участвовал в войне со Швецией. Вернувшись в Петербург, вновь интенсивно пишет стихи. 1794 был особенно плодотворен. Дмитриев провел его на родине, в Сызрани, в странствовании по этому краю. Написал лучшие свои вещи: "Искатели фортуны", "К Волге", "Воздушные башни", "Причудница", "Чужой толк", "Ермак", "Глас патриота".

Важным событием в его жизни стало знакомство в 1783 году с Н. М. Карамзиным . Дмитриев пишет сказки, басни, сатиру. Басня под его пером утрачивает прямую нравоучительность и грубоватую простонародность слога, свойственные ей ранее. У Дмитриева на первый план выходит рассказчик - умный, ироничный, судящий обо всем как частный человек. Его талантом была сатира. Сатирическое направление видно во многих его произведениях, но особенно в "Чужом толке". Сатира была вызвана идеей других писать оды. Осмеивая одописцев, Дмитриев имел в виду многих подражателей, из которых многие не обладали поэтическим талантом, и не понимали, в чем заключается главная мысль поэтических произведений. Историческое значение сатиры Дмитриева громадно. Она уничтожила страсть писать оды.

Басня «Муха»

Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» - от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? - мы пахали!»

От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!»

Какие слова помогли вам понять, что трудился только бык, а не муха?

Можно ли назвать муху гордой и высокомерной? Докажите.

Как вы понимаете выражение:

Басня «Муха» -символ басни Ивана Дмитриева. Ей уже свыше двухсот лет. Все мы слышали известное выражение «мы пахали», не задумываясь о том, откуда оно к нам пришло. Это выражение - из басни Дмитриева «Муха». Оно было подхвачено сразу после опубликования произведения и вот уже в течение нескольких столетий используется в нашей речи.

В конце произведения – мораль (заключительное рассуждение). Она говорит, что в жизни нам часто приходится слышать о том, что кто-то, не имеющий никакого отношение к делу, приписывает себя (присваивает) к чужим трудовым победам и заявляет: «Мы решили», «Мы сбили».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РУССКАЯ БАСНЯ РУССКАЯ БАСНЯ у каждой басни своя история

Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

В басне высмеиваются пороки людей. Басня - один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме - Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен « Панчатантра » относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Жан Лафонтен (XVII век).

В баснях мы часто встречаем олицетворение (животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют), аллегорию (изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой - хитрый человек, за ягненком - беззащитный человек, за волком - злой, бессердечный человек).

Крылов Иван Андреевич Крылов явился выдающимся русским баснописцем. Р усский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико- просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 гг.). Сюжеты ряда басен Крылова восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия), хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, Сергея Михалкова и другие.

Рассказ и цель - вот в чем сущность басни; сатира и ирония – вот ее главные качества (В.Г.Белинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная викторина по страницам русской басни.

Тема: « Русская басня» Обобщающий урок с использованием ИКТ Эпиграф«Мир, который находим в баснях, есть чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий» В.А. Жуковский Цель урока:...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец. Сын офицера. Служил в армии, был домашним учителем, затем работал в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. В молодости был известен как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и пародийной трагедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов написал более 200 басен, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен заимствованы из Эзопа и Лафонтена, хотя большинство его произведений носит оригинальный характер. Многие выражения из басен Крылова вошли в русский язык как крылатые слова.

Слайд 2
Басня в творчестве Крылова
И. А. Крылов открыл нам жанр русской басни.В баснях писателя – живых, бытовых сценках, представлены вечные конфликты, над которыми не властно время. «Квартет», к примеру, доносит до нас идею, что настоящее мастерство и настоящее искусство требуют умения и навыка.В притче «Лебедь, щука и рак» мораль ясна и по сей день: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

Слайд 3
И.А.Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Слайд 4
«Лебедь, Щука и Рак»

Слайд 5
«Слон и Моська»

Слайд 6
«Свинья под Дубом».

Слайд 7
«Квартет»

Слайд 8
«Стрекоза и Муравей»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Старый Оскол Белгородской области Учитель: Манакова Оксана Владимировна 2015 год урок литературы Русские басни. Русские баснописцы 18 века.

2 слайд

Описание слайда:

Басня-это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Действующими лицами басни, как и сказки о животных, являются звери, птицы. События разворачиваются быстро, содержание басни можно легко пересказать, инсценировать или прочитать по ролям.

5 слайд

Описание слайда:

В Древней Греции Эзоп был не менее популярен, чем Гомер. Его басни передавали из уст в уста, изучали в школах, ставили на сцене. Эзоп был первым, кто под видом животных вывел типы людей, создавая комические ситуации и высмеивая разные пороки, присущие как богатым, так и бедным: жадность, глупость, самодовольство, обман, лень, корыстолюбие, коварство. Его насмешливые, острые басни доводили слушателей до слез. И даже великие цари просили рассказать их, чтобы посмешить гостей.

6 слайд

Описание слайда:

Вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и намеками. Она связана с именем Эзопа - полулегендарного создателя греческой басни, жившего в шестом веке до нашей эры.

7 слайд

Описание слайда:

Аллегория (в переводе с греческого – иносказание, то есть иное сказание, скрытый смысл) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет (лиса – хитрый человек; заяц, ягнёнок – беззащитный человек; волк – злой, бессердечный человек)

8 слайд

Описание слайда:

Басня состоит из рассказа и морального вывода. Мораль может быть перед рассказом, после него и даже отсутствовать (в этом случае она подразумевается)

9 слайд

Описание слайда:

Изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого (животные в басне говорят, думают, чувствуют)

10 слайд

Описание слайда:

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!» Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

11 слайд

Описание слайда:

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать". Басня уместна против человека неразумного.

12 слайд

Описание слайда:

Лафонтен пересказывал уже знакомые сюжеты на новый лад, но тем не менее оказался создателем оригинальных своеобразных басен.

13 слайд

Описание слайда:

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: "Он зелен - Пусть им кормится всякий сброд!" Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

18 слайд

Описание слайда:

Ворона и Лиса И птицы держатся людского ремесла. Ворона сыру кус когда-то унесла И на дуб села. Села, Да только лишь ещё ни крошечки не ела. Увидела Лиса во рту у ней кусок И думает она: «Я дам Вороне сок! Хотя туда не вспряну, Кусочек этот я достану, Дуб сколько ни высок». «Здорово, - говорит Лисица, - Дружок, Воронушка, названая сестрица! Прекрасная ты птица! Какие ноженьки, какой носок, И можно то сказать тебе без лицемерья, Что паче всех ты мер, мой светик, хороша! И попугай ничто перед тобой, душа, Прекраснее стократ твои павлиньих перья!» (Нелестны похвалы приятно нам терпеть). «О, если бы ещё умела ты и петь, Так не было б тебе подобной птицы в мире!» Ворона горлышко разинула пошире, Чтоб быти соловьем, «А сыру, - думает, - и после я поем. В сию минуту мне здесь дело не о пире!» Разинула уста И дождалась поста. Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста. Хотела петь, не пела, Хотела есть, не ела. Причина та тому, что сыру больше нет. Сыр выпал из роту, - Лисице на обед.