Рефераты Изложения История

Валерий чкалов фотографии. Валерий Чкалов: биография

Советский летчик, Герой Советского Союза (1936), комбриг ВВС СССР (1938).

Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василево Балахнинского уезда Нижегородской губернии (ныне город , райцентр ) в семье рабочего-котельщика Василевских казенных мастерских Павла Григорьевича Чкалова (ум. 1931).

В 1911-1915 годах В. П. Чкалов учился в начальной школе, затем в училище в селе Василево. В 1915-1918 годах он обучался в Череповецком техническом училище. После его закрытия вернулся в Василево, работал молотобойцем в кузнице, затем кочегаром на землечерпалке, позднее на пароходе «Баян».

В 1919 году В. П. Чкалов добровольно вступил в РККА, работал слесарем-сборщиком самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке в .

В 1921-1922 годах В. П. Чкалов учился в Егорьевской военно-теоретической школе ВВС, в 1922-1923 годах - в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков. В 1923-1924 годах он продолжал обучение в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа и Серпуховской высшей авиационной школе воздушной стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

В 1924-1928 годах военный летчик-истребитель В. П. Чкалов служил в Ленинградской Краснознаменной истребительной эскадрилье им. П. Н. Нестерова. За время службы в эскадрилье прославился как искусный летчик. Совершал рискованные полеты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полетов. В ноябре 1925 года был осужден военным трибуналом за драку в пьяном виде, в течение 6 месяцев отбывал срок заключения.

С марта 1928 года В. П. Чкалов служил в 15-й Брянской авиационной эскадрилье. В совершил аварию, был обвинен в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. В октябре 1928 года военным трибуналом Белорусского военного округа был приговорен к 1 году лишения свободы и уволен из РККА. По ходатайству Я. И. Алксниса и менее чем через месяц наказание было заменено на условное. Летчик был освобожден из Брянской тюрьмы и вернулся в .

В 1929-1930 годах В. П. Чкалов работал в ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был летчиком-инструктором.

В ноябре 1930 года В. П. Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в Московский научно-исследовательский институт ВВС РККА. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов.

С января 1933 года В. П. Чкалов вновь был уволен в запас запасе и переведен летчиком-испытателем на Московский авиационный завод № 39 им. В. Р. Менжинского. Он испытывал новейшие самолеты-истребители 1930-х годов И-15 и И-16 конструкции Н. Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков ВИТ-1, ВИТ-2, а также тяжелых бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Н. Н. Поликарпова. В. П. Чкалов разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». Обладал исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой.

В мае 1935 года авиаконструктор Н. Н. Поликарпов и летчик-испытатель В. П. Чкалов были награждены орденами за работу над созданием самолетов-истребителей. По случаю награждения В. П. Чкалов лично познакомился с . В 1936 году он вступил в ВКП (б).

20-22 июля 1936 года В. П. Чкалов совместно с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым на самолете АНТ-25 совершил беспосадочный перелет из до через Северный Ледовитый океан и далее на остров Удд /ныне остров Чкалова/ (9374 км за 56 часов 20 минут). За это достижение был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом . В. П. Чкалов приобрел всенародную известность, стал подлинным народным героем СССР.

18-20 июня 1937 года с тем же экипажем и на самолете той же модели В. П. Чкалов совершил перелет из в Ванкувер (США) через Северный полюс (8504 км за 63 часа 16 минут), установив мировой рекорд беспосадочного полета. За этот перелет был награжден орденом Красного Знамени.

В 1937 году В. П. Чкалов был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Горьковской области и Чувашской АССР.

В. П. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя И-180 конструкции Н. Н. Поликарпова. Его прах захоронен в Кремлевской стене за Мавзолеем на Красной площади в .

В пятнадцать лет он увидел в небе самолёт, и это навсегда перевернуло его жизнь Валерий Чкалов стал настоящим героем, выдающимся бесстрашным пилотом советской армии, совершил более 800 перелётов на 70 видах самолётов.

В Москве его экипаж в 1936 году встречал сам Иосиф Сталин, а годом позже Валерия Чкалова принимал президент США Франклин Рузвельт в «Белом Доме».

Его жизнь была триумфом, а гибель так и остаётся загадкой.

Из кочегара в пилоты

Об успешной карьере лётчика в детстве Валерий Чкалов мог только мечтать. Родился он в семье котельщика, рано потерял мать и рос в довольно тяжёлых условиях. После учёбы в речном ремесленном училище он устроился работать сначала кузнецом, а потом кочегаром на землечерпалку, параллельно помогая отцу на службе.

В пятнадцать лет он увидел в небе самолёт, и это навсегда перевернуло его жизнь.

Уволившись с работы, Валерий Чкалов пошёл в Красную Армию, чтобы обучаться лётному делу и быть ближе к своей новой высокой страсти.

Лихач

Окончив обучение, Валерий Чкалов отправился для прохождения службы в Ленинградскую авиаэскадрилью имени Нестерова, где показал себя очень храбрым, а подчас даже дерзким пилотом. Его строптивый характер проявлялся и в манере управления самолётом - он множество раз получал дисциплинарные взыскания, отстранялся от полётов и даже попадал за своё поведение в тюрьму.

Широко известен его знаменитый пролёт под Троицким мостом через Неву, который он совершил без разрешения начальства, а в 1940 году его повторил другой советский лётчик Евгений Бориченко для биографического фильма о Чкалове.

В 1928 году Валерий Чкалов и вовсе был осужден за свое воздушное лихачество, приведшее к аварии, и приговорен к году лишения свободы. На счастье, у него нашлись влиятельные заступники в лице Климента Ворошилова и Якова Алксниса, и через месяц он вышел на свободу, а ещё через год устроился лётчиком-инструктором.

Испытатель

За время своей службы в Научно-исследовательском институте ВВС, куда он был направлен на работу после своего заключения, величайший лётчик проделал поистине титанический труд - освоил технику пилотирования 30 самолётов (всего за свою жизнь он испытал около 70 самолётов) и совершил более 800 испытательных полётов.

Продолжил заниматься испытаниями он и в должности лётчика Московского авиационного завода № 39, где тестировал тяжелые бомбардировщки и истребители, а также разрабатывал новые фигуры высшего пилотажа, в том числе наиболее известные - восходящий штопор и замедленную бочку.

Рекордсмен

По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании лётчиков Георгия Байдукова и Александра Белякова совершил беспрецедентный перелёт из Москвы на Дальный Восток. За 56 часов беспересадочного полёта в сложнейших погодных условиях было преодолено 9374 километра. О важности этого достижения можно судить хотя бы по тому, что встречать возвращавшийся в Москву экипаж поехал лично товарищ Сталин.

С самолёта Чкалов сошёл уже в статусе всенародного героя (в том числе официально - за перелёт всем членам экипажа было присвоено звание Героев Советского Союза и вручены ордена Ленина).

Мировая слава

Вслед за всенародной известностью последовала и мировая слава. В июне 1937 года Валерий Чкалов вместе со своим экипажем на самолете «АНТ-25» совершил беспосадочный перелёт «Москва - Северный полюс - Ванкувер», протяженностью 8504 км.

В США их встречали как героев, фотографии советских лётчиков красовались на передовицах газет, в их честь устраивались банкеты и званые ужины, а президент Соединенных Штатов Франклин Рузвельт лично поздравил их в Белом Доме. По слухам, к славе и почестям Валерия Чкалова ревновала Марлен Дитрих, шедшая с ним на одном корабле из США в Европу. Известная актриса была шокирована и недовольна избыточным вниманием, которое вместо неё оказывалось советским лётчикам.

Таинственная смерть

В конце 1938 год Чкалов собирался испытать новый истребитель «И-180».

Подготовка проходила в условиях крайней спешки - тестирование летательного аппарата собирались закрыть до Нового года. Несмотря на то, что на момент испытаний в машине было выявлено 190 дефектов и игнорируя доводы конструкторов, 15 декабря Валерий Чкалов решил провести лётные испытания. При заходе на посадку двигатель машины заглох. До аэродрома Чкалов дотянул, но не разглядел на входе завьюженный столб и врезался в него. Через два часа он скончался в больнице.

Официальная версия гласила, что причиной аварии стали существенные недоработки конструкции самолёта. За халатность и неорганизованность в работе, приведшей к гибели пилота, под суд была отправлена большая часть руководства авиазавода. Есть и сторонники другой версии, в том числе дети Чкалова, считающие, что это было подстроенная смерть, спланированная НКВД и Лаврентием Берией.

Великое наследие

Масштаб фигуры Валерия Чкалова, конечно, впечатляет - личный друг и протеже Сталина, общенародная, мировая знаменитость, рекордсмен, увешенный с ног до головы орденами и наградами.

Неудивительно, что память о нём сохранилась не только в официальных документах и пыльных архивах, но и в названных в честь него объектах культуры, архитектуры и памятников. Так, в честь него названо несколько городов и сел, бесчисленное количество улиц и площадей, станций метро и заводов, а по мотивам его жизни снято несколько биографических фильмов.

Родился 2 февраля 1904 г в с. Василево (сейчас Чкаловск) Нижегородской области. Его отец был котельщиком казённых мастерских, мать он потерял рано, в 6 лет. Окончив сельскую школу, Валерий поступил в ремесленное училище, по окончании которого, работал кочегаром и молотобойцем.

Летная биография началась в 1919 году, когда он, работая кочегаром на пароходах плавающих по Волге первый раз в жизни увидел самолёт. Это побудило его вступить в Красную армию, где он был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолетов.

В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу. Он успешно ее окончил и для продолжения учебы был переведен в Борисоглебскую авиашколу.

Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года (1923-24) практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя.

В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком – истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием.

Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции.

Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова.

В 1928 г. его перевели на службу в авиабригаду г. Брянска. В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас.

Но его летная биография на этом не закончилась. В 1929 г. он вернулся в Ленинград, где работал летчиком-инструктором в Ленинградском авиационном клубе Общества друзей Воздушного флота, став во главе школы планеристов.

В 1930 г. Валерия Чкалова снова зачислили летчиком-испытателем в штат Московского НИИ ВВС. За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях.

Во время своей работы летчиком – испытателем на Московском авиационном заводе им. Менжинского, Валерий Чкалов единолично разработал и применил в летной практике новые фигуры высшего пилотажа: «восходящий штопор» и «замедленную бочку».

Подвиг совершенный Валерием Чкаловым

Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20-22 июля 1936 г, когда возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина.

За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем частникам (в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков) присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

Второй подвиг, уже в звание героя СССР Валерий Павлович Чкалов совершил 18-20 июня 1937 г, когда совершил аналогичный перелет без посадки по направлению: Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета – 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. А в Вашингтоне советских летчиков приветствовал президент США Франклин Рузвельт.

За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени.

15 декабря 1938 г, совершая испытательный полет на истребителе И-180, Валерий Павлович Чкалов трагически погиб. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице.

Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток. Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе.

В советские годы, Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе. В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты. По стране более 1700 улиц городов и более десятка населенных пунктов носили его имя. В том числе и бывшее Василево – родной поселок Чкалова. Существует множество посвященных ему мемориальных досок, бюстов и памятников. Самый известный из них стоит с 1940 года в Нижнем Новгороде вблизи Кремля. Бронзовая фигура Чкалова, работы Исаака Менделевича установлена на цилиндрическом постаменте. На его полированной поверхности нанесен контур географической карты Северного полушария с трассами двух исторических перелётов чкаловского экипажа АНТ-25. За этот памятник Менделевич был удостоен Сталинской премии. Есть памятник Чкалову и в США, в городе Ванкувере в честь его трансполярного перелета. Там, 20 мая 1975 года на летном поле Пирсон при содействии «Чкаловского комитета трансполярного перелёта» был установлен памятный знак в виде треугольника, в центре которого изображен самолет, перелетающий Северный полюс.

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)


Имя: Валерий Чкалов (Valeriy Chkalov)

Возраст: 34 года

Место рождения: Чкаловск

Место смерти: Москва

Деятельность: лётчик-испытатель, Герой Советского Союза

Семейное положение: был женат

Валерий Чкалов - биография

В народной памяти Валерий Павлович Чкалов навсегда остался героем, первым перелетевшим через Северный полюс в Америку. Награды, регалии, любовь миллионов - все это судьба отмерила ему сполна. Но ничего из этого не могло сравниться с тем ощущением свободы, которое подарило ему небо.

Когда командиру Ленинградской эскадрильи доложили, что кто-то пролетел на самолете между опор моста Равенства (ныне Троицкий), он поначалу не поверил. «Не может быть! - а потом, задумавшись на миг, громко выругался. - Да это ж Чкалов, черт его побери! Больше некому!». Догадку командира летчик подтвердил, опустил глаза и тяжело вдохнул. Но гауптвахта 21-летнему смельчаку впрок не пошла.

Детство, семья

Родился Валера Чкалов 2 февраля 1902 года в Нижегородской области с. Василёво (ныне город Чкаловск).

Мастерового Павла Чкалова рождение сына застало врасплох. Вроде бы радоваться надо, да только чем кормить разраставшуюся семью, Павел не знал. Купец Колчин все жилы из него вытянул. И все из-за купленного в рассрочку парохода. Но наутро, как и положено, новорожденного снесли в церковь. Священник нарек мальчика Валерианом, дома имя сократили до Аверьяна.


На Масленицу подвыпивший Колчин вышел на площадь и стал хвастать: «Кто обгонит моего кучера Яшку, тот... проси у меня чего хочешь!»

Папаня, дозволь мне, -восьмилетний Аверьян с надеждой глядел на отца, сжимая лыжные палки. - Я напрямик в два счета его обставлю!

Отец тяжело вдохнул, как бы сомневаясь - стоит ли вновь связываться с мошенником. Но вызов Колчина принял. На кон поставили тот самый буксир. Купец самодовольно лыбился, наблюдая, как кони уходят в отрыв от маленького лыжника. И тут произошло неожиданное: мальчик свернул с дороги и помчался к крутому обрыву.

Бабы затаили дыхание - сгинет малец. А он, ловко орудуя палками, смело сиганул в пустоту и через несколько минут уже подруливал к финишу. Эх, знал бы Колчин, что у мальчонки страха нет, не потерял бы буксир.

Революция лишила Чкаловых и старого парохода, и старых долгов. Павел ушел работать в краснофлотские мастерские, туда же пристроил и сына-подростка. Когда 15-летний кочегар впервые увидел самолет, решил: «Буду сам летать на таком».

Лётчик Валерий Чкалов

Целый год Валерию пришлось трудиться слесарем в Канавинском авиапарке. И все ради нее - заветной путевки в Егорьевскую авиашколу. Потом была учеба в Борисоглебске и Серпухове, и в 20 лет новоиспеченный летчик-истребитель прибыл на службу в Ленинградскую эскадрилью имени Нестерова.


Какой «фрукт» ему достался, командир эскадрильи узнал через месяц. Поднявшись в небо, новичок вдруг закрутил на стареньком «Ньюпоре» «мертвую петлю», а потом и «бочку». Народ, не сговариваясь, поднял головы в небо: «Во дает!» Но на земле поздравлять парня никто не стал. Приказ о наказании гауптвахтой был небольшой платой за самовольный риск.

Валерий Чкалов - биография личной жизни

Другой страстью авиатора стали девушки. Летчики всегда были у них в фаворе, но Валерий формой не злоупотреблял. А со своей женой Ольгой он и вовсе познакомился на сцене клуба. Студентки пединститута репетировали там спектакли. В постановках Валерий не участвовал, но не заметить утонченной красавицы не мог.

Бесстрашный в небе, Чкалов просто робел перед интеллигентной учительницей и заявить о своих чувствах стеснялся. И только когда Ольга, окончив институт, перестала появляться в клубе, поклонник понял, что может ее потерять.

В квартиру ее родителей на Петроградской стороне Валерий пришел при полном параде. Волновался зря, предложение руки и сердца было принято. Но после гражданской регистрации молодые поехали в церковь. И это в 1927 году! Не смог красный авиатор пойти против устоев отца -не только мастерового, но и церковного старосты. А потому и венчался, поставив на кон летную карьеру.


Впрочем, его и так не раз отлучали от неба. Еще до свадьбы Валерий был осужден за пьяную драку. По протекции начальства наказание смягчили. Как лучшего пилота его отправили на парад в Москву, где он умудрился получить благодарность самого Ворошилова. Но, обласканный властью, Чкалов опять совершил сумасбродство. Перегоняя самолеты в Брянск, командир авиазвена решил преподать молодым урок мастерства.

Максимально снизившись, Чкалов проскочил на самолете между землей и телеграфными проводами. А вот его подчиненные не смогли - срезали хвостами провода и воткнулись в землю. По счастливой случайности, никто не погиб, но командира осудили на год. И опять заступничество Ворошилова спасло его от тюрьмы. Вот только в военной авиации места рисковому асу уже не было.

То, что судьба хранила его, ни у кого не вызывало сомнения. А он, словно дразня ее, решился на новое безумство. Расстояние меж двух деревьев было неприлично мало, но, повернув самолет на 90 градусов, машина протиснулась в узкое пространство.

Впрочем, даже сняв погоны, без неба он не остался. Сначала Чкалов устроился инструктором в ленинградский ОСОАВИАХИМ, а потом его пригласили туда, где адреналин раздавали пачками, - в Научно-исследовательский институт ВВС. В компании таких же рисковых парней Валерий стал испытывать новые модели самолетов. Потому, когда встал вопрос, кто из них полетит в Арктику спасать челюскинцев, ответ был один: Чкалов.

Но лучшего пилота страны не отпустили с испытаний. За полярниками полетел экипаж Сигизмунда Леваневского, они и стали первыми Героями Советского Союза. На гребне того успеха Леваневский добился разрешения на полет из СССР в США. Узнав об этом, Чкалов стукнул кулаком: «Это же мой полет! Моя мечта!» От обиды он ушел в запой. Но Фортуна будто пожалела любимца: полет Леваневского прервался еще на территории СССР.


Разрешение Чкалову на повторение маршрута поначалу не дал. Генсек боялся опростоволоситься перед американцами, поэтому Валерий полетел из Москвы на Камчатку. Без пересадки он блестяще справился с задачей. И только тогда всесильный вождь поверил в него, лично приехав на аэродром встречать героя.

Валерий Чкалов: последний полет

Его главный полет случился 18 июня 1937 года. Поднявшись в небо, тяжелый АНТ-25 набрал высоту и взял курс на Северный полюс. Но сам полюс Валерий проспал, отдыхая по графику в отсеке. «Что же вы, черти, не разбудили! -упрекал он экипаж. - Мне так хотелось взглянуть на вершину мира!» На что добряк Беляков, улыбаясь, отвечал: «Да не на что там смотреть! Просто торчит из земли кусок ржавой оси».

Только через два дня они благополучно сели на аэродроме близ Ванкувера. Американцы встретили их как героев: овации, интервью, встречи. В тот период Чкалов ощутил себя звездой. И, возвращаясь обратно на корабле, ничуть не стушевался, ухаживая за голливудскои дивой . Она же была в шоке от дикого русского. Но куда больше Марлен покоробило, что на пристани ее почти не заметили - все внимание прессы досталось этому невысокому мужчине в форме.

Полет в Америку сделал Чкалова кумиром миллионов. Но сам он этого, казалось, не замечал. Самолеты и небо по-прежнему волновали его больше всего. А потому он лично пилотировал новые, не доведенные до безупречности самолеты. Один из них конструкторы спешили сдать к 60-летнему юбилею Сталина и на многочисленные огрехи просто махнули рукой.

Да и не верил никто, что Чкалов может разбиться. Кто угодно, только не он. И когда на высоте заглох мотор истребителя, Валерий был спокоен. Такое уже случалось и не раз.

Спланировав над Москвой, пилот увел машину дальше от домов - рисковать чужими жизнями он не имел права. Самолет уже бежал по земле, когда перед глазами выросла опора ЛЭП. Удар, вспышка, темнота. Через два часа 15 февраля 1938 года 34-летний Валерий Чкалов скончался в Боткинской больнице. Судьба в этот раз от него отвернулась, и закончилась славная биография героя!


Автор: Глеб Черкасов 3467