Рефераты Изложения История

Чем прославился амет хан султан. Амет-Хан Султан – летчик, национальный герой крымскотатарского народа Украины

В мире не бывает плохих народов, а герои и подлецы есть и среди русских, и среди англичан, и среди украинцев, и среди немцев, и среди крымских татар…

Говоря об истории участия крымских татар в Великой Отечественной войне, нужно признать, что этот народ пережил настоящую трагедию. Пока одна его часть дралась с фашистами, другая встала на путь коллаборационизма и предательства, пособничая гитлеровцам в совершении самых страшных преступлений. А вслед за этим в 1944 году кара в виде депортации обрушилась на головы не только тех, кто действительно был виновен, но зачастую и на ни в чём не повинных…

Но не о подлецах пойдёт сегодня речь, а о герое. О человеке, являющемся не только гордостью крымских татар и дагестанских лакцев, но и, в полном смысле этого слова, .

Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в Крыму, в городе Алупка, в семье выходца из дагестанского аула Цовкра, лакца по национальности, и крымской татарки.

Его детская биография не содержала в себе ничего героического — 7 классов школы, железнодорожное училище, рабочая специальность… Но увлечённость небом, распространённая среди советской молодёжи 1930-х, коснулась и его. Молодой рабочий занимался в аэроклубе, осваивая профессию лётчика.

И когда в феврале 1939 года Амет-Хан оказался в армии, «гражданское» увлечение небом решило его дальнейшую судьбу. Он был направлен в знаменитую Качинскую военную авиационную школу, из которой в 1940 году Амет-Хан вышел уже в звании младшего лейтенанта.

Таран над Ярославлем

Истребительный полк Амет-Хана, оснащённый самолётами И-15 и И-153, встретил войну в Молдавии. В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжёлых потерь полк перевели на переформирование и переобучение. Теперь Амет-Хану предстояло сражаться на британском «харрикейне».

В марте 1942 года полк Амет-Хана Султана вошёл в состав ПВО Ярославля. Войска гитлеровцев не дошли до города, но авиация противника наносила по нему бомбовые удары.

31 мая 1942 года город был атакован «юнкерсами». Советские истребители вступили в схватку. Амет-Хан Султан, израсходовав все боеприпасы, настиг противника и таранил его. «Харрикейн» застрял в «юнкерсе», но советский лётчик выбрался из кабины и приземлился при помощи парашюта. За подвиг в небе Ярославля Амет-Хан Султан был награждён орденом Ленина.

В 1942 году лётчик, пересевший на истребители марки «Як», отличился в боях под Воронежем и Сталинградом, зарекомендовав себя настоящим асом воздушных схваток.

Воздушный спецназ Сталина

В этот момент советское командование приняло решение создать своеобразный «воздушный спецназ» из лучших советских пилотов для борьбы с элитой люфтваффе. Таким «спецназом» стал 9-й гвардейский истребительный авиационный полк. Чтобы понять, какие лётчики были собраны в этом полку, достаточно сказать, что в нём воевали 28 Героев Советского Союза, 25 из которых получили это звание, сражаясь в «воздушном спецназе».

В состав этого подразделения вошёл и Амет-Хан Султан. Он сбивал немцев, воюя на «Яках», затем на американской «Аэрокобре», а завершал войну на истребителе Ла-7. Казалось, техники, неподвластной этому пилоту, просто не существовало.

В августе 1943 года капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1944 года Амет-Хан и его боевой товарищ, Герой Советского Союза Иван Борисов , сумели захватить самолёт противника, принудив гитлеровского пилота к посадке на советский аэродром. Интересно, что Амет-Хан освоил захваченный немецкий самолёт связи почти сразу, совершив на нём самостоятельный полёт.

Всего за время войны Амет-Хан Султан лично сбил 30 самолётов противника и ещё 19 — в составе группы. 29 июня 1945 года гвардии майор Амет-Хан Султан стал дважды Героем Советского Союза.

Модель самолёта «Аэрокобра» Амет-Хана Султана. Фото: wikipedia.org / SmiertSpionem

Герои и предатели

Разбрасываться элитой авиации после войны не стали, и по личному приказу Сталина все лучшие асы были направлены на учёбу в военные академии. Туда же поступил и Амет-Хан Султан, несмотря на то, что в своих анкетах упрямо выводил «национальность — крымский татарин». После депортации 1944 года для такого поступка необходимо было мужество, тем более что лётчик легко мог указать национальность отца.

Впрочем, у советской власти к самому Амет-Хану Султану претензий не было. Как не было никогда претензий к ней и у самого аса, который считал себя именно советским человеком, интернационалистом и с равной теплотой относился к Крыму, Дагестану и Москве, ставшей его новым домом.

При этом семью Амет-Хана трагедия, происшедшая с крымскими татарами во время войны, затронула напрямую. Родители лётчика остались в оккупации, и в 1943 году командование отдало приказ партизанам вывезти их на Большую землю. Однако родители ответили отказом, а самих партизан окружили полицаи. Группе пришлось прорываться с боем.

Тем не менее родителей героя после войны не тронули, а вот брат Амет-Хана, Имран , был арестован органами НКВД как лицо, сотрудничавшее с оккупантами. Имран Султан служил в так называемой вспомогательной полиции…

Испытатель

Но вернёмся к самому Амет-Хану. Через несколько месяцев обучения в академии подполковник Амет-Хан Султан подал рапорт об отчислении и увольнении со службы.

Дело было не в политике и не в «пятом пункте» — боевой лётчик с горечью признал, что для обучения в академии ему элементарно не хватает образования.

После увольнения со службы он на несколько месяцев оказался в подвешенном состоянии. Никем, кроме как лётчиком, он себя не видел, но становиться пилотом на гражданских трассах не хотел — слишком простая работа.

Помогли боевые друзья, замолвившие за него слово в высоких инстанциях — сам за себя гордый Амет-Хан просить не умел. И в феврале 1947 года он стал лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском.

Это было дело, наиболее подходившее для пилота, за годы войны успешно освоившего целый ряд отечественных и зарубежных самолётов.

За годы работы в ЛИИ Амет-Хан Султан стал «крёстным отцом» десятков образцов отечественной воздушной техники, с честью выходя из самых непростых ситуаций.

Друг за друга

В начале 1950-х годов в СССР шли испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда «Комета». Самолёт-снаряд запускал двигатель, затем отделялся от самолёта-носителя и производил автономный полёт. Во время одного из испытаний сброс самолёта-снаряда произошёл раньше положенного времени, и двигатель не был запущен. Новая машина оказалась в свободном падении, и командование приказало Амет-Хану Султану немедленно прыгать. Однако лётчик боролся до конца, запустил двигатель у самой земли и сумел посадить машину.

В конце 1950-х годов Амет-Хан Султан совершил десятки, если не сотни испытательных полётов по программе разработки катапультных кресел для лётчиков и космонавтов. Его постоянным напарником был испытатель Валерий Головин , который и выполнял катапультирование.

12 ноября 1958 года на самолёте МиГ-15УТИ, в котором находились Султан и Головин, произошло несанкционированное срабатывание порохового патрона катапульты. В результате у самолёта оказался пробит бак, а Головин был зажат катапультным креслом. Разгерметизированную кабину заливал авиационный керосин, хлеставший так, что не видно было приборной доски. В любую секунду мог возникнуть пожар, и руководитель полётов отдал команду Амет-Хану покинуть самолёт.

Однако оставить товарища лётчик не мог. В совершенно немыслимых условиях, при ежесекундной угрозе пожара и взрыва, Амет-Хан Султан посадил самолёт, сумев спасти и Валерия Головина, и машину.

Предсказание

Испытатели — люди с железным характером. Через некоторое время Амет-Хан Султан и Валерий Головин вновь вместе поднялись в небо, продолжая испытания. Для кого Головин при катапультировании испытывал тяжёлый и неповоротливый скафандр, Амет-Хан понял уже после полёта Юрия Гагарина .

Помогал Амет-Хан Султан космонавтам и в освоении невесомости. Он был одним из пилотов «воздушной лаборатории», на которой при выполнении так называемой «горки» создавалось ощущении кратковременной невесомости. Через такие полёты проходили все отечественные космонавты.

Осенью 1970 года в ЛИИ имени Громова состоялось празднование 50-летия Амет-Хана Султана. На торжество собрались его боевые товарищи, лётчики-испытатели, конструкторы, гости из Дагестана и Крыма, где он часто бывал и где его очень любили. Смущённый такими почестями лётчик благодарил всех за тёплые слова. А когда кто-то из друзей заметил, что, мол, пора уже передавать опыт молодым, Амет-Хан ответил горской притчей: «Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мёртвые…»

На эти слова никто из друзей не обратил особого внимания в тот радостный вечер. Да и сам Амет-Хан Султан вряд мог предполагать, что притча эта окажется пророчеством.

1 февраля 1971 года во время испытания нового двигателя на летающей лаборатории Ту-16 произошла катастрофа. Экипаж во главе с дважды Героем Советского Союза, заслуженным лётчиком-испытателем СССР Амет-Ханом Султаном погиб.

Память

Его именем названы улицы в разных городах СССР, в родной Алупке, в подмосковном Жуковском, где он жил, работая в ЛИИ имени Громова, аэропорт в Махачкале…

Герой живёт, пока его помнят. Мы очень часто помним не тех, кто этого достоин, забывая о тех, чьей памятью должны дорожить.

В 2010 году в городе Ярославле при поддержке местных предпринимателей и бизнесменов Дагестана был установлен памятник Амет-Хану Султану. Памятник установлен недалеко от места, надо которым в 1942 году мужественный лётчик таранил фашистский «юнкерс», спасая город от врага.

Амет-Хан Султан родился в городе Алупке ныне Ялтинского горсовета республики Крым в семье рабочего. Отец - лакец (родом из аула Цовкра в Дагестане), мать - крымская татарка. Член КПСС с 1942 года. В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в Симферополе. После окончания учёбы работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году.

В РККА с февраля 1939 года. В 1940 году, по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова, в звании младшего лейтенанта, направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом. Летал на самолётах И-15 и И-153. Встретил войну в Молдавии.

В Великой Отечественной войне

Уже 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на «Харрикейны».

С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «Харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «Юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. За этот подвиг Амет-Хан был награждён именными часами и удостоен звания почётного гражданина города Ярославля.

Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1, а с августа 1942 года на самолёте Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского ИАП, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко и будущие Герои Советского Союза И. Г. Борисов и Б. Н. Ерёмин. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.

В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го ГИАП, в составе которого он воевал до конца войны.

После переучивания на «Аэрокобру» он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт Физелер Fi-156 «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины, он совершил на ней самостоятельный полёт. После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина.

Лучшие дня

Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом Темпельхоф, сбив «Фокке-Вульф 190».

Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 - на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 26 июля 1945 года.

Послевоенная карьера

После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан - слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования. И в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года подполковник Амет-Хан Султан был уволен в запас.

Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии. Долгое время это ему не удавалось. Виной всему была его национальность[источник не указан 153 дня] (в анкетах он указывал, что он - татарин), так как в то время крымские татары были обвинены в пособничестве гитлеровцам и выселены из родных мест. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском. В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ.

За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года - второй класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания.

В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолёте Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе.

В конце 1949 года Я. И. Верников и Амет-Хан Султан выполняют первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А. И. Микояна И-320 («Р-2») и в 1949-1950 годах проводят его заводские испытания.

В 1951-1953 годах Амет-Ханом совместно с С. Н. Анохиным, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета-3»). Самолёт-аналог (его называли К) был предназначен для отработки самолёта-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель. В ходе испытаний по этой теме Амет-Хан выполнил первый полёт К с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолёта-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. После одной отцепки двигатель самолёта-снаряда сразу не запустился и только благодаря выдержке Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена. За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени.

Множество полётов были выполнены Амет-Ханом для отработки систем катапультирования из различных самолётов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолётов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В. И. Головиным, на самолёте МиГ-15УТИ произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара. В. И. Головин не мог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. В этой ситуации Амет-Хан Султан принял решение сажать самолёт. Посадка была выполнена безукоризненно и жизнь товарища была спасена.

23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (номер знака - 38). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов.

Жил прославленный лётчик в городе Жуковский Московской области. 1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды

2 медали «Золотая Звезда»

3 ордена Ленина

4 ордена Красного Знамени

Орден Александра Невского

Орден Отечественной войны 1 степени

Орден Красной Звезды

орден «Знак Почёта»

Память

Его именем названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, площадь и аэроклуб в Симферополе, горный пик в Дагестане.

Так же в городе Жуковском, на улице, названной его именем, установлен памятник - лётчик, стоящий на крыле

Бронзовый бюст прославленного лётчика установлен в его родном городе Алупке, а также в Махачкале.

Аэропорт Махачкалы имени Ахмед-хан Султана

На 34-м километре линии Остряково - Евпатория расположена платформа Амет-Хан Султан

Его имя носит лицей-школа № 8 города Каспийска Республики Дагестан

Отрывок из книги Леонида Попова "Страстная неделя".

Ровно через год, день в день, 1-го февраля 1971 года меня, пока еще слушателя штурманского отделения Школы летчиков-испытателей, запланировали летать на подвеске. Уже одетого на полет с планшетом и шлемофоном, встретил меня старший штурман-испытатель Школы Борис Александрович Лопухов.

Попов, ты готов к экзаменационному полету? - Да, Борис Александрович, готов.

Тогда собирайся. - Да меня уже собрали летать на подвеске с Амет-ханом.

Сначала - экзамен. А в том полете тебя заменят, я позвоню...

Экипаж Амет-хана из того полета не вернулся...

Метка самолета на экране радиолокатора пропала как-то сразу после взлета. Правда, первая рабочая высота была 500 метров по заданию. Поскольку погода была неважной - облачность начиналась примерно на двухстах пятидесяти метрах, - естественно было полагать начало работы, заключающееся в выпуске гондолы с опытным двигателем, запуске и опробовании его, под нижней кромкой облаков. А далеко ли видит наземный локатор, если самолет на такой высоте? Да всего-то ничего, поэтому пропадание метки на экране диспетчерского радиолокатора несильно насторожило руководителя полетов. Вызовы на связь были безуспешными...

АМЕТ-ХАН Султан


Дважды Герой Советского Союза (1943 и 1945), Заслуженный летчик-испытатель СССР (1953).
Родился 25 октября 1920 года в г. Алупке. Член КПСС с 1942 года. В 1940 году окончил Качинское ВАУЛ, с первых дней войны - в действующей армии. Сбил лично 30 и в групповых боях 19 самолетов противника.
В ЛИИ работал с 1947 года летчиком-испытателем. Освоил более 100 типов самолетов. Лауреат Государственной премии, награжден четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны, Красной Звезды.
Погиб при выполнении испытательного полета на самолете Ту-16 ЛЛ 1 февраля 1971 года.

Один за другим ушли два спасательных вертолета - ничего нет... Поднялся, тоже для поиска, самолет АН-24, где командиром пошел сам Валентин Петрович Васин - начальник летного комплекса Института. Мы летали до глубоких сумерек на малой высоте, и - ничего...

Может быть, еще живы, может быть, ранены, и тогда каждая минута зимней ночи может стать для кого-то последней...

Убитой тенью торчал, то рядом с командирской, то вблизи диспетчерской, помощник ведущего инженера Слава Мокроусов, который должен был лететь в экипаже, но случайно не полетел...

Глубокий вечер.

Назначены поисковые экипажи на утро. Всем - взлет с восходом солнца...

А к утру распогодилось, захолодало. Известий о самолете с земли за ночь не было. И точило неотступно всех одно: успеем ли.

Еще и не все взлетели на поиск, как сообщили, что поисково-спасательный полк Московского военного округа обнаружил самолет: квадрат - такой-то;

Так и есть - лес, глухомань, полуболото. Главная дорога и деревни - южнее, километров десять-двенадцать...

Самолет круто вошел в промерзшее болото. Снаружи крылья, да поленом задран к небу фюзеляж. Прямо у земли - раздавленная килем самолета кормовая кабина. В ней - Радий Георгиевич Ленский, ведущий инженер. Грузный, он всю жизнь не пристегивался к катапультируемому креслу - считал, что не выдержит катапультирования вниз.

Каждый из прилетевших на вертолете постоит возле Ленского, стянет шапку и суетливо кидается в поисках жизненно важных узлов самолета, за которые отвечает по службе.

ЛЕНСКИЙ Радий Георгиевич


Ведущий инженер по летным испытаниям авиадвигателей.
Родился 3 июля 1926 года в г. Москве. В 1943 году окончил 1-ю Московскую спецшколу ВВС, в 1950 году - Военно-воздушную Инженерную Академию им. Н.Е.Жуковского. Служил в ГК НИИ ВВС - старшим инженером-испытателем, помощником ведущего инженера, ведущим инженером по испытаниям авиадвигателей. С 1958 года - ведущий инженер по летным испытаниям ЛИИ.
Погиб при выполнении испытательного полета на самолете Ту-16ЛЛ 1 февраля 1971 года.

Лишь фельдшер спасательного вертолета Василий Алексеевич Пирязев, откинув ненужную теперь санитарную сумку, запускает руки в белых рукавицах в обломки, медленно извлекает останки ведущего и складывает все в мешок. Разговоры, как добраться до носовой кабины с остальными членами экипажа, его пока не интересуют...

Среди хаоса и крови осталась неправдоподобно чистенькая и целехонькая кислородная маска на парашюте. Там должен был лететь помощник ведущего инженера Слава Мокроусов. Кто-то потом рассказал ему про чистенькую кислородную маску, чем вызвал новую волну угрызений совести и раскаяния: «вот, мол, все погибли, а я не успел... к вылету».

Ведь мало кто знает, что надо успеть сделать на подвеске перед вылетом ведущему и его помощнику, если таковой имеется. Избегался Слава на морозе, побежал перекусить. А Амет-хан Ленскому: «Чего тянем?...Время светлое кончается. Если справишься один, то - летать поехали»...

Вот и мучается теперь хороший человек, совестливый, Слава Мокроусов, потому что... не успел.

На следующее утро лесник с кордона в четырех километрах от упавшего самолета пришел на лыжах к вертолету и сообщил, что в чащобе рядом с его домом упала кабина. В ней - люди...

В обгоревших фигурах экипажа мне виделась предельная сосредоточенность каждого на поиск выхода из аварийного положения. Руки командира, одна - на штурвале, другая - там, где управление двигателями. Штурман развернулся вправо так далеко, как позволяет кресло. Там - шоссе, деревни, наконец, просто поля, где, мне тогда казалось, возможна аварийная посадка. Бортрадист, Алексей Воробьёв, ему исполнилось в тот день ровно сорок, поднял руки к щитку энергоснабжения или к пульту коротковолновой станции...

МИХАЙЛОВСКИЙ Вильям Александрович


Штурман-испытатель.
Родился 5 мая 1930 года в г. Москве. В 1952 г. окончил Челябинское ВАУШ, служил в частях ВВС штурманом. С 1955 года работал в МАП штурманом-испытателем, и с 1961 года в ЛИИ инструктором в Школе летчиков-испытателей.

Авторитет Амет-хана был не только велик, он был просто фундаментален. Дважды Герой Советского Союза из 9-го Гвардейского авиаполка асов, сбивший последний для боевого счета полка фашистский самолет над Берлином, неукротимый по духу летчик-испытатель, штурмовавший в свое время в числе первых пресловутый «звуковой барьер», соавтор разработок по дозаправке в воздухе дальних бомбардировщиков, Заслуженный летчик-испытатель СССР, лауреат Государственной премии. Все наше сознание противилось признанию справедливыми выводов аварийной комиссии об ошибке экипажа.

По записям чудом сохранившейся части ленточки осциллографа удалось определить, как изменялось давление в маслобаке опытного двигателя в последнюю минуту до катастрофы, Другие записи не сохранились, а вот этот параметр зарегистрировал, по существу, величины перегрузок самолета.

На втором периоде колебаний перегрузка, достигшая шести единиц, отломала переднюю кабину с летчиками. Возникли расходящиеся колебания из-за разгона самолета с неубранными закрылками - червячную пару закрылков нашли в выпущенном положении...

ВОРОБЬЕВ Алексей Васильевич


Бортрадист-испытатель.
Родился 1 февраля 1931 года в Московской области. С 1947 года работал в ЛИИ авиамотористом. В 1951-1955 годах служил в Советской Армии, с 1955 года в ЛИИ - бортрадистом-испытателем. Летал на всех типах многоместных самолетов.
Погиб при выполнении испытательного полета на самолете Ту-16ЛЛ 1 февраля 1971 года.

Ошибка Амет-хана? - Невероятно.

Человек-легенда, и ошибся?

Смоделированный на стенде процесс разгона самолета Ту-16 с выпущенными закрылками полностью совпал с процессом изменения перегрузки, зарегистрированным на обрывке осциллограммы. Комиссию это убедило. Меня и, думаю, не только меня, нет. Только протест был внутренним. Обосновать несогласие и предложить оправдательную версию не сумели. Так все и осталось...

Два полета Амет-хана.

Первый - победный, необычный уже тем, что ни разу, ни до того, ни после, не возникала необходимость сброса подвески с опытным двигателем с самолета-лаборатории.

И последний полет, трагический, на таком же самолете-лаборатории. ..

Для меня они связаны одной нитью, сделавшись ключевыми, став прологом вступления в новую жизнь - жизнь в Большой Авиации...

И такими были уроки нам, выпускникам штурманского отделения Школы летчиков-испытателей 1970-71 гг.

С радостью вставших на крыло, мы брались за каждый полет. Только доверяли нам тогда еще мало. Да и кто знал, какие там получатся из ведущих инженеров по летным испытаниям штурманы-испытатели...

У самого входа на кладбище, прямо на центральной аллее, стоят в ряд четыре гранитных памятника. Стоят они как будто за общей оградой, несхожие формою, но похожие, как и все памятники. Это - экипаж.

На граните, - Радий Ленский - ведущий инженер, Вильям Михайловский - штурман-испытатель, Евгений Венедиктов - летчик-испытатель, Алексей Воробьев - бортрадист-испытатель.

Командир экипажа Амет-хан Султан захоронен на Новодевичьем - родственники требовали. Только хорошего от этого не произошло. Многие ли его там знают из тех. кто по пропускам ходят туда, многие ли чтут, как в нашем городе, где живы люди, свидетели его высшей славы как испытателя, где есть улица его имени, где стоит в раздевалке летчиков Института его шкаф, в котором ждала его одежда, одна - между полетами, другая - из полетов...

ВЕНЕДИКТОВ Евгений Николаевич


Летчик-испытатель.
Родился 11 августа 1937 года в г. Симферополе. Член КПСС с 1965 года. Окончил аэроклуб в 1955 году, служил в частях ВВС. Школу летчиков-испытателей МАП окончил в 1967 году, летал на самолетах истребительного типа. Освоил около 30 типов самолетов.
Погиб при выполнении испытательного полета на самолете Ту-16ЛЛ 1 февраля 1971 года.

На собрании по случаю семидесятилетия Амет-хана Султана Заслуженный штурман-испытатель СССР Пётр Андреевич Кондратьев пересказал воспоминание Расула Гамзатова об известном летчике.

«Есть у меня знакомый дважды Герой, и зовут его Ахмет-хан. Я его спросил: «Ахмет, твой отец - дагестанец, а мать - крымская татарка. Дагестанский народ считает тебя своим Героем, а татарский - своим. Ты Герой какого народа, чей ты сын?»

И он мне ответил: « - Я - Герой ни лакского народа, ни татарского. Я - Герой Советского Союза. А сын я - своих отца и матери. Они неразделимы, и поэтому я - просто Человек»...

Какая вечность и поистине эпическая высота Человека в словах, равных его делам...

Из книги Леонида Попова "Страстная неделя".

ЗЫ. Максим, спасибо. :)

В биографии летчика-истребителя Амет-Хан Султана, который не раз, рискуя жизнью, шел на таран, 603 боевых вылета. Враги, как огня боявшиеся аса, не зря дали ему прозвище «Черный дьявол», ведь в 130 воздушных сражениях он лично сбил тридцать немецких самолетов, поэтому неудивительно, что когда его эскадрилья поднималась в небо, фашисты приходили в ужас.

Детство и юность

Дважды Герой Советского Союза родился 20 октября 1920 года в городе Алупке. Отец летчика, Султан, являющийся по национальности дагестанцем, был обычным среднестатистическим работником, а мать, крымская татарка Насибе, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Их дом, расположенный у подножья гор, напоминал гнездо ласточек.

В то время идеология интернационализма призывала уважать соседей, поэтому, когда после Гражданской войны на полуострове утвердился мир, его жители (русские, евреи, татары, немцы, греки) рука об руку выстраивали новую жизнь.

Амет-Хан, как и все приморские мальчишки, с детства мечтал о путешествиях в дальние страны. В мае 1935-го в Алупке проводился национальный праздник Хедерлез, на котором будущий летчик победил в борьбе куреш. Присутствующий на мероприятии директор Артека наградил талантливого парня путевкой в лагерь, в котором Султан впервые увидел самолет.

С того момента он жил мечтой подняться в небо. Это желание привело его в Симферопольский аэроклуб, а позже - в Качинское авиационное училище, в котором курсанты проходили ускоренный курс обучения.


Качинская школа была главной по подготовке пилотов России. Амет-Хан быстро освоил теорию полета, тактику и навыки воздушной стрельбы. Кроме летной, были еще общевойсковая, строевая и физическая подготовки, а так же уставы и несение дежурства.

С марта по декабрь 1939 года юноша совершил 270 полетов, после которых в служебной характеристике летчика появилась запись, в которой говорилось, что в воздух курсант поднимался «с большим желанием». Выпускные экзамены Амет-Хан сдал успешно. Приказом наркома обороны от 5 марта 1940 года ему было присвоено звание младшего лейтенанта.

Султан прошел всю войну, от первого до последнего дня. Менялись самолеты от устаревшей «Чайки» до знаменитого «Ла-7», рос список сбитых им вражеских машин, добавлялись награды. Ас налетал многие тысячи километров, но в бесконечном пространстве войны существовало только одно место, в которое всегда стремилась душа летчика – родные края.


Когда Крым оккупировали фашисты, чтобы поднять дух жителей, над деревнями разбросали листовки с описанием подвигов Амет-Хана, которые в итоге попали в Гестапо. Тогда от расстрела родителей Султана спасло только то, что их младший сын служил в немецкой комендатуре.

В тот период крымские татары оказались на перепутье – уйти в горы и сражаться с захватчиками или прогнуться и пойти на службу к немцам. Каждый поступал по совести, но большинство просто пыталось выжить. Стоит отметить и то, что немецкая пропагандистская машина работала изощренно, разжигая националистические чувства и играя на застарелых обидах, обещая отдать татарам Крым в вечное владение.

На самом деле гитлеровская верхушка планировала превратить Крым в подобие Готланда и заселить его немецкими колонистами, избавившись перед этим от местных жителей.

10 мая 1944 года русские войска освободили Севастополь. Впервые за время войны летчики 9 гвардейского полка были выведены на отдых. Тогда Амет-Хан узнал, что его родители пережили оккупацию и с ними все в порядке. Капитану дали краткосрочный отпуск, чтобы он навестил отца и мать. В Алупку ас приехал на двух машинах в сопровождении друзей, с которыми он каждый день поднимался в небо.

17 числа этого же месяца в дом к Султану вломились военные, которым было поручено задержать маму прославленного летчика и в связи с постановлением о высылке татар из Крыма отправить ее в сборный пункт. Только помощь боевых друзей сына помогла Насибе остаться в послевоенном Крыму.


После этого случая вера Амет-Хана в светлое будущее пошатнулась. Тогда же летчик узнал, что его младшего брата арестовали как пособника оккупантов. Султану разрешили увидеться с родственником. Ас хотел о многом спросить Имрана, но вопросы комом застряли в горле, когда он увидел осунувшееся лицо брата.

Выступая на заседании военного трибунала, Амет-Хан напомнил присутствующим, что тогда именно советская пропаганда листовками, в которых говорилось о его подвигах, поставила семью в безвыходное положение. Для Гестапо найти его родителей не представляло труда, и брат просто пытался уберечь мать и отца от расстрела. В дальнейшем Султан всячески помогал и поддерживал Имрана.

Военная служба

Начало Великой Отечественной войны младший лейтенант Амет-Хан встретил в 4-ом истребительном авиаполку под Кишиневом. В октябре 1941 года летчика назначили командиром 147-ой истребительной авиационной дивизии Юго-Западного фронта. К тому времени Султан уже произвел 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, за что был награжден орденом Красного Знамени.


В характеристике 21-летнего летчика, составленной в те дни, командиры отмечали отважность, упорность и настойчивость Султана, называя его мастером воздушной разведки. Амет-Хан отменно владел самолетом, чувствуя машину как самого себя.

После Сталинграда уже капитан Амет-Хан участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, Мелитополя и Крыма.18 апреля1944 года к наградам прибавился еще один орден Ленина, а после очередного воздушного боя- орден Красного Знамени. В августе 1943-го Султану присвоили звание Героя Советского Союза, а в октябре боевые подвиги отметили второй Золотой Звездой.


На протяжении всей войны немецкое командование больше всего опасалось авиаполка Хан-Султана, которого фашисты за его демонические танцы в небе прозвали Черным дьяволом.

Личная жизнь

К сожалению, в сети крайне мало информации, касающейся личной жизни летчика-истребителя. Достоверно известно только то, что Султан был женат на Фаине Максимовне, которая подарила ему двух сыновей – Станислава и Арслана.

Смерть

1 февраля 1971 года на сравнительно тихоходном серийном бомбардировщике «Ту-16», переоборудованном в летающую лабораторию для испытаний новых реактивных двигателей, Амет-Хан поднялся в небо. В этот день планировалось испытать новый мотор.

Когда экипаж приступил к выпуску двигателя, радист сообщил на «вышку» о начале выполнения летного задания. После этого самолет пропал с экранов радаров. Обгоревшую машину обнаружили с борта вертолета только через пару суток. Как установили впоследствии, летающую лабораторию разнесло на мелкие кусочки прямо в воздухе.

Тело находившегося в хвостовой части машины радиоинженера нашли быстро, а вот переднюю кабину и носовой отсек с остальными членами экипажа обнаружили только на четвертый день. Амет-Хант сидел в капитанском кресле. Положение его тела говорило о том, что он не предпринял ни единой попытки, чтобы спастись.


К моменту гибели «Черный дьявол» налетал 4237 часов, освоил и испытал 100 типов летательных аппаратов, был награжден двумя звездами Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами , Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.

Уроженца Алупки похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище. Позднее его именем назвали горный пик в Дагестане, улицы в Волгограде, Жуковском и Махачкале. Также в Ярославле герою установили памятник, а в Алупке открыли музей.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» (награжден дважды)
  • Орден Ленина (награжден трижды)
  • Орден Красного Знамени (награжден четыре раза)
  • Орден Александра Невского
  • Орден Отечественной войны 1 степени
  • Орден Красной Звезды
  • Орден «Знак Почета»

Ор лы ни ко гд а

не ум ир аю т н а з ем ле ...


Есть на земле выдающиеся люди, которые живут по самому крупному счету — без оглядки на принадлежность к определенной семье, земле, народу. Но величие этих людей измеряется не столько их крупномасштабной деятельностью, сколько тем, что они помнят и свято чтут свои жизненные истоки, вкус и запах материнского молока, родные лица, благословенные родные места.

К таким выдающимся людям можно смело отнести Амет-хана Султана — дважды Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии, заслуженного летчика-испытателя СССР. Он прожил короткую (всего 51 год), но героическую жизнь, навсегда прославив не только себя, свою семью и родные места, но и свой, пусть немногочисленный, но много переживший народ.

А начиналось все обычно: щедрая и прекрасная крымская земля, хорошая и крепкая семья, обычная крымско-татарская школа в родном городке Алупке, а затем фабрично-заводское училище в Симферополе.

Нельзя сказать, что Амет-хан с раннего детства мечтал о небе: просто в годы его юности самые активные и творческие достижения науки и техники воплощались в самолетостроении, в развитии аэроклубов и повальном увлечении молодежи военно-техническими видами спорта. Вот и стал Амет-хан в Симферополе активно заниматься в аэроклубе. Только тогда и осознал, насколько это интересно и важно для него, — увлечение молодости стало пожизненной страстью.

Вот почему в 1939-40 гг. Амет-хан пошел учиться в Качинскую школу военных летчиков, а по окончании ее прикрепил один кубик (военный знак отличия) на голубые петлицы командирской гимнастерки. В выпускном аттестате военное начальство дало ему такую характеристику: “Летает отлично и с большим желанием, усваивает летную практику быстро и прочно. В воздухе смел и настойчив, инициативен и вынослив…”.

Именно эти качества, выработанные в летной военной школе, очень выручали молодого летчика-истребителя на протяжении всей Великой Отечественной войны — от первого и до последнего ее дня, закрепили за ним славу неуязвимого летчика-разведчика. Кинешма и Ярославль (здесь он за свой знаменитый “таран” получил первый орден Ленина), Елец и Воронеж, Сталинград и Ростов. Фашистские летчики уже слету узнавали Амет-хана Султана по его боевому почерку, срочно передавали друг другу по рации: “Ahtung! Ahtung! В небе Амет-хан!” Когда летчика-аса назначили командиром эскадрильи, он на доступных примерах показывал и доказывал молодым летчикам (да, молодым, — хотя сам-то он закончил войну в Берлине в возрасте 25 лет!), что можно бить фашистов на любых высотах и при любом соотношении сил. Он говорил им: “Летчик-истребитель должен не только в совершенстве владеть самолетом, но и обладать военной хитростью, умением изменить во время скоротечного воздушного боя наиболее эффективный тактический прием, чтобы наверняка сразить противника”.

И сражал, и получал как высшие боевые награды, так и менее ценные и памятные для него именные подарки. Например, однажды командир полка перед строем вручил Амет-хану свои генеральские наручные часы: “В знак самого красивого боя из тех, которые я наблюдал за свою жизнь!”, — так было сказано награжденному.

Осенью 42-го Амет-Хан Султан на истребителе Як-7 участвует в Сталинградской битве. Здесь, в огненном небе Сталинграда, лётчика включают в состав специальной группы, созданной для противодействия немецким асам. В одном из ожесточённых боёв его самолёт сбивают. Амет-Хан Султан спасается с помощью парашюта.

К лету 43-го на счету аса уже 14 лично сбитых самолётов противника. 24 августа 1943 года Указом Президента Верховного Совета СССР Амет-хану Султану присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.

После Сталинграда были ожесточённые воздушные бои на Кубани, освобождение Таганрога, Мелитополя и родного Крыма. В начале мая 1944 года, Крым был полностью освобожден от оккупантов, и участникам освобождения, летчикам 8-й Воздушной Армии — впервые за годы войны был представлен отдых. И счастливый Амет-хан вместе с несколькими друзьями-однополчанами отправился в родную Алупку навестить родителей. Радость встречи, счастье общения с родителями — все было разрушено на следующее утро: плач матери разбудил спавших гостей. Увидев офицеров в летной форме со множеством орденов и звездами “Герой Советского Союза”, один солдатик отрапортовал: “Выполняем приказ Верховного Главнокомандующего о выселении всех жителей татарской национальности”, проводилась депортация крымских татар. Герой Советского Союза капитан Амет-Хан Султан обращается к энкэвэдэшникам с просьбой не выселять мать. Но всё напрасно. Тогда отчаявшийся лётчик обращается к командующему 8-й воздушной армией Тимофею Хрюкину, и только с помощью генерала удаётся защитить мать Героя Советского Союза.

В полк Амет-хан вернулся замкнутым и молчаливым, и лишь совсем немногие понимали, как трудно было их другу пережить это трагическое утро в Алупке. А война была уже, можно сказать, на исходе — восточная Пруссия, Германия.

Командующий армией, Герой Советского Союза С.И.Руденко писал: “Об уроженце Крыма, Герое Советского Союза Амет-хане Султане мы были наслышаны еще раньше, как об искусном воздушном бойце. Теперь он воевал в небе Берлина и сразу зарекомендовал себя неуязвимым в воздухе, обладающим молниеносной реакцией и необычайной выносливостью в сложном пилотаже”.

Последний самолет противника был сбит гвардии-майором Амет-ханом Султаном в небе Берлина в апреле 1945 года. “За проявленную храбрость и героизм в борьбе с немецко-фашисткими захватчиками, за успешное проведение 603 боевых вылетов, за сбитые им лично 30 самолетов противника разных типов, за 19 самолетов врага, уничтоженных в групповых боях, товарищ Амет-хан Султан удостоен звания дважды Героя Советского Союза”.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года Амет-хан Султан награжден второй медалью “Золотая Звезда” и орденом Ленина.

На земле воцарился мир, и Амет-хан Султан стал испытателем новой авиационной и космической техники. Благодаря поддержке и помощи?Тимофея Хрюкина?в?феврале?47-го года?Амет-Хан?Султан?становится?лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в подмосковном Жуковском. За короткий срок он становится одним из лучших испытателей страны, выполняющим самые сложнейшие полёты.

В 49-м году Амет-Хан Султан участвует в первых экспериментах по дозаправке самолётов топливом в полёте. Эта система потом ещё долгое время успешно применялась в Дальней авиации. В начале 50-х годов Амет-Хан Султан проводит необычные испытания. Ему предстоит испытать не много, ни мало, а крылатую ракету класса «воздух-корабль». Пилотируемый аналог ракеты подвешивают под Ту-4, самолёт-носитель набирает высоту 3000 метров, после чего отцепляет самолёт-снаряд. Уже в свободном падении автоматика включает двигатель, и аналог летит на цель. После отработки автоматики лётчик берёт управление на себя и сажает самолёт-снаряд на землю.

Из воспоминаний П.И.Казьмина: «В одном из полётов Амет-хан, значит, ещё не собирался не отцепляться, не запускал двигатель и вдруг почувствовал, что он отцепился. То есть, где-то чего-то замкнуло, и он с незапущенным двигателем стал падать. … Вот такая, значит, ситуация. … Но Амет-хан, значит, не растерялся, то есть он, наверное, почувствовал серьёзность и опасность этого явления, он принял все меры, сгруппировался, собрался и в уме, значит, всё очень четко продумал и сумел с первой попытки запустить двигатель, вот. Но в этот момент, значит, крылатая ракета была почти над уровнем залива. Повернул сразу на аэродром и сел. Когда он сел - я первым его встретил, когда он вылез, из кабины и говорит, что «Ты знаешь, Петя, ноги трясутся, в войну не было так страшно и как говорится и я не чувствовал так неизбежность вот этой катастрофы надвигающейся, ноги не держат», вот.»

Испытания были продолжены и вскоре крылатую ракету принимают на вооружение. Встаёт вопрос о награждении лётчиков-испытателей. Амет-Хана Султана представляют к третьей Золотой Звезде. Но вновь роковую роль играет его национальность. Крымский татарин - трижды Герой Советского Союза? Это невозможно! В итоге Амет-Хана Султана награждают орденом Красного Знамени и дают Сталинскую премию 2-й степени.

В 61-м году Амет-Хану Султану присваивают звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». Это было знаком наивысшего признания его лётных заслуг. Авторитет Амет-Хана Султана был непререкаем. Его любили и уважали все: и лётчики, и конструкторы, и дети во дворе. К его мнению прислушивались.

В начале 60-х Амет-Хан Султан участвует в полётах по созданию режимов невесомости для тренировки первых космонавтов, знакомится со многими из них. На уникальных любительских кинокадрах он запечатлён с Юрием Гагариным. Первый космонавт планеты приехал в Жуковский, чтобы поздравить лётчиков-испытателей с Первомаем. Он прекрасно понимает, что не будь их тяжёлого труда, не было бы и его полёта в космос.


В октябре 70-го Амет-Хану Султану исполняется 50 лет. Юбиляр принимает поздравления и подводит итоги: за 32 года лётной работы освоено около 100 типов летательных аппаратов, проведено в небе более 4000 часов. В ходе застолья бывший однополчанин Павел Головачёв спрашивает юбиляра: не собирается ли тот завершить свою лётную деятельность? В ответ Амет-Хан Султан рассказывает притчу о том, что орлы никогда не умирают на земле. Чувствуя приближение смерти, они из последних сил летят вверх, а потом складывают крылья и камнем падают на землю. Поэтому орлы умирают в небе, на землю они падают уже мёртвыми.

Слова оказываются пророческими. Амет-Хан умер как орёл - в полёте. 1 февраля 71-го он с экипажем выполняет испытательный полёт на летающей лаборатории Ту-16. Из-за отрыва закрылков самолёт начинает разрушаться и взрывается в воздухе.

Прославленный авиатор открыто протестовал против обвинения целого народа "в предательстве". Защищал мать, писал в анкетах не "дагестанец", а "крымский татарин". В составе делегации крымских татар легендарный ас был на приёме в ЦК партии на Старой площади - с ходатайством об их возвращении в родные места. Но миновало ещё три десятилетия, прежде чем это произошло.

Теперь очередь за нами выполнить свой долг признательности этому человеку: спасая целый город, он поставил на кон собственную жизнь.

Именем Амет-хана Султана названы улицы в Волгограде и подмосковном Жуковском, горный пик на Кавказе, школа в Каспийске, единственный в стране именной аэропорт - в Махачкале. Его бронзовые бюсты стоят в столице Республики Дагестан, в курортной Алупке, на Новодевичьем кладбище в Москве.

Рубрики:

Метки: Ответить С цитатой По данным Всероссийской переписи населения за 2010 год, в Башкирии живут представители 160 национальностей, из них 36% русских, башкиров - 29,5% и татар - 25,4%. Причем с 2002 года численность татар выросла на 1,2%.
Активисты Центра считают, что проблемы башкирских татар разрешит референдум, основанный на декрете Центризбиркома и Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР № 425 от 1920 года. 12 апреля в Казани состоялся XI Курултай, где башкирские татары объявили о референдуме.
«Последние годы власти Башкортостана создают непреодолимые препятствия к образованию автономии татар в республике. Упорно преследуются татарские национальные организации, оппозиционные силы и их лидеры. Бывают случаи, когда даже артистов, политиков, общественных деятелей из Татарстана не пускают в Башкирию», - рассказал «Русской планете» председатель ТОЦ Рафис Кашапов.
Активистов ТОЦ возмущают, в частности, проблемы с получением образования в Башкирии. Кашапов утверждает, что в Башкирии проживает 1,8 миллиона татар, но ни в Уфе, ни в других районах республики практически нет татарских школ. «Что уж говорить о среднем профессиональном и высшем образовании. На 2012 год в Башкортостане оставалось 183 татарские школы. В Уфе на 300 тысяч татар всего две татарские гимназии. Это полнейшее несоблюдение прав татар на национальное образование», - сокрушается он.
По его словам, татарские школы «превращаются» в башкирские. «Мы заявляем о полном игнорировании прав и открытом языковом этноциде татар в Башкортостане. Никто не вправе нам указывать, что татары - пришлый народ», - добавил председатель ТОЦ.
Кашапов рассказал о планах башкирских татар за борьбу против дискриминации: созыв Куртулая татар Башкортостана и Татарстана в ближайшие время, обращение к главам республик и «богатым татарам, чтобы решить финансовые проблемы».
Недавно другие татары - крымские - потребовали создать в Крыму национально-территориальную автономию. В принятой ими резолюции они требуют восстановления исторических названий, признание законодательного органа, а также «немедленного прекращения дискриминации и репрессий по отношению к крымским татарам по политическим, национальным и религиозным мотивам».
«Казанских и крымских татар объединяет не только принадлежность к тюркоязычным народам, но и общая историческая судьба, - продолжает Кашапов. - Мы, казанские татары, помним завоевание Крыма Россией в 1783 году и ликвидацию государственности крымских татар - Крымского ханства. Произошло уничтожение тысяч населенных пунктов с их жителями, исход значительной части коренного населения в сопредельные государства, изъятие земель у крестьян, разрушение традиционных связей и экономики полуострова. Мы полностью согласны с требованием создания в Крыму национально-территориальной автономии. Тем более мой брат-близнец Нафис Кашапов, политэмигрант из Татарстана, общался в течение восьми лет с лидерами крымско-татарского народа и также поддерживает требование татар Крыма».
«Не стоит сравнивать крымских и башкирских татар - они совершенно противоположны. По крайней мере, крымские татары не националисты и отстаивают совершенно другие проблемы», - говорит, в свою очередь, кандидат исторических наук, доцент Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Федор Дорофеев. Резолюцию башкирских татар, по его мнению, можно назвать очередной попыткой возвращения в политическое и общественное поле в связи с Украиной и Крымом. «ТОЦ - это политическая организация, которая работает не первый десяток лет. Им все равно с кем работать, они стараются размешаться на периферии, чтобы привлечь как можно больше народу. Неизвестно, сколько участников в этом движении на самом деле», - отметил он в беседе с РП.
Татарские националисты не первый раз выказывают недовольство башкирскими властями. Активисты ТОЦ и участники молодежного союза «Азатлык» предлагали в том числе переселить российских татар за полярный круг. Особо активизировались татарские националисты в последние два года. «В резолюции, опубликованной в январе 2012 года, кроме вопроса дискриминации, был призыв собраться против президента России Путина и принять активное участие в демократическом движении за гражданские права и свободы в государственном устройстве страны, - напомнил эксперт.
По его словам, «тут все признаки призыва к цветной революции: активисты ТОЦ собирают недовольных властью по всей округе, аккумулируют их недовольство, и получается движущая сила, которая потом может пойти на улицы».
Подробнее Ответить С цитатой В цитатник