Рефераты Изложения История

Принцип проблемности в обучении презентация. Презентация на тему "проблемное обучение"








1 из 7

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь, 1975).Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).

№ слайда 3

Описание слайда:

Особенности методики В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.

№ слайда 4

Описание слайда:

Схема проблемного обучения постановка преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

№ слайда 5

Описание слайда:

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

№ слайда 6

Описание слайда:

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

№ слайда 7

Описание слайда:

Достоинства: Высокая самостоятельность учащихся; Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; 3. Развитие мыслительных способностей учащихся. Недостатки: 1. В меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков; 2. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.

Актуальность
Качественный скачок в развитии новых технологий во всех сферах
человеческой деятельности повлек за собой и резкое возрастание
потребностей общества в творческих людях, способных создавать новое в
производственной и социальной жизни, умеющих ставить и решать новые
проблемы, актуальные и для современного общества, и для будущего.
По мнению учёных (психологов, педагогов), проблемному обучению
принадлежит ведущая роль в развитии творческого потенциала личности
обучающихся (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, В.
Оконь, Т.В. Кудрявцев, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.Т.
Кудрявцев, Е.Л. Яковлева, Н.Б. Шумакова и др.).
«…возникновение концепции проблемного обучения знаменует собой новый
этап в развитии дидактики и психологии обучения… Эта концепция привнесла
в теорию и практику образования систему формирования творческих
способностей учащихся, а не просто отдельные приёмы активизации
познавательных интересов, мышления и т.д.»
В.Т. Кудрявцев.

Из истории…
Технология проблемного обучения не нова: она получила
распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной
школе.
Проблемное
обучение
основывается
на
теоретических положениях американского философа,
психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в
1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план
был заменен игровой и трудовой деятельностью.
В 1923 г. в СССР были «комплекс-проекты» на основе Дьюи. Классноурочная система объявлялась отжившей формой, она заменялась
лабораторно-бригадным методом. Однако в 1932 г. постановлением ЦК
ВКП(б) эти методы были объявлены методическим прожектерством и
отменены.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация
учебных занятий, которая предполагает создание под руководством
учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и
происходит творческое овладение профессиональными знаниями,
навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Из истории…
Поэтапное развитие теории и практики проблемного обучения:
Первый этап - это период активизации учебного процесса путем более
эффективного применения приемов варьирования учебного материала,
его эмоционального изложения, усиления элементов новизны
излагаемого материала. Этот этап дал сильный толчок в развитии
теории и практики современного развивающего обучения.
Второй этап: дальнейшие поиски путей активизации обучения уже с
опорой на новые теоретические положения и с учетом достижений
практики первого этапа. Здесь заметно усиливается роль познавательных
задач, появляются попытки организации процесса обучения при помощи
системы познавательных задач и исследовательских методов обучения.
Третий этап: происходит теоретическое осмысление роли и места
проблемных ситуаций в учебном процессе и построение теории
проблемного обучения в условиях современной … школы с опорой на
принцип проблемности усвоения и исследовательский принцип
познания. Эта теория органически включает в себя все достижения
предшествующих этапов поиска путей активизации учебного процесса
и развития мыслительных способностей учащихся.

Из истории…
В современных условиях теория и практика проблемного обучения
разрабатывалась (конец 60-х – 70-е годы XX века) и разрабатывается,
начиная с 90-х годов, на качественного новой основе. Этому
способствует прежде всего развитие психологической и педагогической
наук. В экспериментальных психологических исследованиях С.Л.
Рубинштейна, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинского, А.М.
Матюшкина, К.А. Славской, а также в работах Ю.Н. Кулюткина, Т.В.
Кудрявцева, В.Н. Пушкина, О.К. Тихомирова и др. содержатся
предпосылки для решения важной педагогической задачи воспитания
мышления, способного открывать новое.
Современные американские теории «учения путем решения проблем» (У.
Александер, П. Хальверсон и др.), в отличие от теории Дж. Дьюи, имеют
свои особенности:
- в них отсутствует чрезмерное подчеркивание значения
"самовыражения" ученика и умаление роли учителя;
- утверждается принцип коллективного решения проблем, в отличие от
крайней индивидуализации, наблюдавшейся ранее;
-методу решения проблем в обучении отводится вспомогательная роль.

Проблемное обучение
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная +
бихевиористская.
По ориентации на личностные структуры
По характеру содержания: обучающая, светская,
общеобразовательная, гуманистическая + технократическая,
проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: групповая, академическая + клубная.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.

Условиями успешности обучения являются:
- проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и
любопытства);
-активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Что такое
«Проблемное обучение»?
Под проблемным обучением В.Оконь понимает «совокупность таких
действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование
проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении
проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом
систематизации и закрепления приобретенных знаний».
Д.В.Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер
обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.
Сущность проблемного обучения И.Я.Лернер видит в том, что
«учащийся под руководством учителя принимает участие в решении
новых для него познавательных и практических проблем в
определенно системе, соответствующей образовательновоспитатальным целям школы».

Сущность проблемного обучения
Обучение ведёт за собой развитие ребёнка, оно ориентировано на
зону ближайшего развития
Развивающее обучение обеспечивает развитие познавательных
способностей и интеллекта и направлено на формирование новых
качеств личности
Дидактическими принципами развивающего обучения являются:
- системность и целостность содержания;
- ведущая роль теоретических знаний;
- обучение на высоком уровне трудности;
- изучение быстрым темпом;
- включение в процесс обучения не только рациональной, но и
эмоциональной сферы;

Сущность проблемного обучения
Характерной чертой проблемного обучения является функция
развития творческих способностей.
В процессе решения цепи проблемных ситуаций в ходе проблемноисследовательской деятельности учащиеся овладевают новыми
знаниями и способами действия, а в результате этого формируются
творческие способности, продуктивное мышление, воображение,
интерес к познанию.

Активизация мышления
Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных
средств активизации мышления ученика. Суть активности,
достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик
должен анализировать фактический материал и оперировать им так,
чтобы самому получить из него новую информацию.
Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи
ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.
Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни
книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в
соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как
антипод методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний
метод тоже вызывает определённую активность ученика).

Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения
заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности
ученика и обучать его не отдельным операциям в случайности, стихийно
складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая
характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения
творческой мыслительной деятельности.
А.М.Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как, «особый
вид умственного взаимодействия объекта и субъекта,
характеризующийся таким психическим состоянием субъекта
(учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения
(открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или
способов деятельности». Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая
ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя
задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.

Виды проблемного обучения
по соответствующим видам творчества:
Первый вид («научное» творчество) – это теоретическое
исследование, то есть поиск и открытие ученикам нового правила,
закона, теоремы и т.д. В основе этого вида проблемного обучения
лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.
Второй вид (практическое творчество) – поиск практического
решения, то есть поиск способа применения известного знания в
новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида
проблемного обучения лежит постановка и решение практических
учебных проблем.
Третий вид (художественное творчество) – это художественное
отображение действительности на основе творческого воображения,
включающее в себя литературные сочинения, рисование, написание
музыкального произведения, игру, и т.д.
Все виды проблемного обучения характеризуются наличием
репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика,
наличие поиска и решения проблемы.

Методы проблемного обучения
1.
Метод монологического изложения.
2.
Рассуждающий метод обучения.
3.
Диалогический метод изложения.
4.
Поисковая деятельность.
5. Метод мозговых атак.

Требования к проблеме:
Доступность пониманию учащихся (проблема должна быть
сформулирована в известных учащимся терминах);
Посильность выдвигаемой проблемы;
Заинтересованность учащихся формулировкой проблемы
(словесное оформление, развлекательность формы);
Естественность постановки проблемы.
Этапы постановки учебной проблемы:
а) анализ проблемной ситуации;
б) осознание сущности затруднения – видение проблемы;
в) словесная формулировка проблемы.

Процесс решения
учебной проблемы
Решение любой проблемы начинается с ее правильной и четкой
формулировки (процесс формулировки означает, что ученик уже
понимает возникшую перед ним задачу и в известной мере видит,
«нащупывает» пути ее решения, то есть, составляет план решения,
затем осуществляет план и «оглядывается назад» (изучение
полученного решения).
Решение учебной проблемы есть результат преодоления
противоречий учебного процесса вообще и основного противоречия
познавательной проблемы в частности, есть результат активного
мыслительного процесса, при котором отбрасываются неверные
гипотезы и выбираются правильные, обоснованные.

Современные образовательные технологии
Достоинства метода
Обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность
усвоения знаний и творческое их применение в практической
деятельности.
Способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает
мыслительные способности обучающихся (Хекхаузен Х.).
Является наиболее перспективным (развивает умение адекватно
оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и
проблем в деятельности, спланировать и осуществить специальную
деятельность по преодолению этих трудностей. Эти способности
являются одними из базовых для современного специалиста).
Недостатки метода
Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема
знаний по сравнению с другими типами обучения.

Список источников
Материалы международной научно-практической конференции (12 июня 2009 г., г. Пермь).
Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология
креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003.
Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий
обучения 2003. №1.
http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=231
http://www.eng.ru/pedagogika/texnologiya_problemnogo_obucheniya.
html
http://psychology.academic.ru/

Слайд 1

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет» Изучение мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида Выполнила: Кабанова Ирина Владимировна Смоленск 2014

Слайд 2

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста. Причина спада школьной мотивации: У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. Отношение ученика к учителю. Отношение учителя к ученику. У девочек 6-7 кл. снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Продуктивность учебной деятельности. Непонимание цели учения. Страх перед школой.

Слайд 3

Выделяют пять уровней учебной мотивации: Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.) Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей вне учебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.) Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.) Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

Слайд 4

Развитие мотивов учения.
1. Способ раскрытия учебного материала. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытие предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучение данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения. 2. Организация работы над предметом малыми группами. Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется. 3. Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. 4. Проблемность обучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. 5. Содержание обучения. Основу содержания обучения базовые (инвариантные) знания. В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы работы с этими базовыми знаниями. Процесс обучения так, что ребенок усваивает знания через их применение. Коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества с учителем, и с учащимся.

Слайд 5

Определение степени мотивации
С помощью наблюдения выявлялись проявления интереса ученика к учебным заданиям, уровень его активности, адекватность реакций, старательность при выполнении учебных заданий, степень утомляемости, отвлечения на уроках, реакции на начало и конец урока, на оценку. Cочинение "Моё отношение к учению" Методика "Составь расписание", когда ученики могут выбрать количество тех или иных предметов по желанию. Могут не включать предметы, сделать дополнительный день свободным Анкетирование

Слайд 6

Факторы, которые влияют на мотивацию учащихся
-Интерес -Знание результатов -Внутренняя и внешняя мотивации -Практическая направленность материала -Опора на жизненный опыт

Слайд 7

Интерес
-Привлечение материала из жизни самого учащегося -Позитивные суждения о работе учащихся в классе и об их способностях -Смена видов деятельности -Опорные конспекты с использованием схем, рисунков, таблиц -Ситуации спора и дискуссий -Различные соревнования и конкурсы -

Слайд 8

Знание результатов
-Обратная связь помогает учащимся узнавать о своих достижениях. -Если ученик знает, что ему сопутствует успех, если знает, что необходимо для исправления и улучшения результатов, то появляется мотивация и стремление к прогрессу. -Можно использовать способ быстрого получения знаний о достигнутых на занятиях результатах: вы задаете вопрос всему классу, даёте им несколько вариантов ответов, из которых они должны выбрать правильный, а затем говорите правильный ответ и объясняете, почему он правильный. -Такой педагогический прием дает возможность ознакомить учащихся с результатами, не подвергая публичному унижению ответивших неправильно, причем те, кто ответил верно, рады успеху и испытывают приятные ощущения.

Слайд 9

Способы повышения мотивации на уроках
-обращение к жизненному опыту учащихся -создание проблемной ситуации -занимательность -дифференцированный и индивидуальный подход в обучении -элемент новизны в уроке

Слайд 10

Занимательность
Занимательность, но не развлекательность - это сильный приём. -Но использовать занимательность необходимо, чтобы привлечь учащихся к учебе, а не отвлекать их от неё. -Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное -Иногда удивительное не просто кратковременно привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. -Это привлечёт внимание учащихся, повысит их интерес и увеличит мотивацию к учебе.

Слайд 11

Создание проблемной ситуации Дидактические цели
-привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, пробудить у него познавательный интерес -поставить его перед таким познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность

Слайд 12

Дифференцированное обучение
-Дифференцированное обучение- такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников. -Дифференцированное обучение осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания.

Слайд 13

Индивидуальное обучение
-Если дифференцированное обучение относится к отдельному ученику, то оно становится индивидуальным. -Под индивидуальным понимается такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности.

Слайд 14

Элемент новизны в уроке
-Новизны можно достигнуть в классе такими простыми средствами, как изменение своего голоса или позы, переход от повествования к вопросам. -Всё выходящее за рамки привычного побуждает учеников вдумчивее относиться к занятиям.

Слайд 15

Домашнее задание
Идеальное задание -Разноуровневое д.з.: 1. Подготовить пересказ по учебнику. 2. Подготовить сообщение, используя дополнительные источники. 3.Составить презентацию по теме. -Составить тест. -На дом задаются творческие задания – написать сочинение. -К изучаемому тексту предлагается составить определенное количество вопросов-суждений: Почему? Как доказать? Чем объяснить? В каком -случае? Каким образом? -Составить самый трудный вопрос, самый интересный вопрос -Составь развёрнутый ответ: Где полученные на уроке знания могут пригодиться тебе в жизни?

Слайд 17

ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности. Чтобы проследить динамику развития учебной мотивации, необходимо провести изучение ее в следующих «контрольных» точках возрастов: перед поступлением в 1-Й класс, по окончании 1-го класса, по окончании 3-го класса или в период поступления в 5-й класс, в 7-м классе, по окончании 9-го.

Слайд 18

Причинами снижения учебной мотивации в этом возрасте, как и в других возрастных периодах, могут быть неучтенные педагогом возрастные особенности старшеклассников, неспособность педагога к применению современных методических приемов, ограниченность педагогических возможностей учителя, особенности его личности.

Слайд 19

Мотивацию учения в старшем школьном возрасте затрудняют: устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других; неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности, негативное, отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя; сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем); недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями.

Слайд 20

СОГБОУ «Починковская специальная(коррекционная)общеобразовательная школа- интернат VII-VIII видов» Протокол психологического исследования уровня школьной мотивации учащихся 9 класса VIII вида на начало 2013-2014 учебного года(по методике Н.Лускановой) Дата диагностики-27.09.2013г. Респонденты: учащиеся 9 класса в количестве 6 человек Используемая методика: анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Лускановой. Цель диагностики: исследование уровня школьной мотивации. Выявить детей с высокой и низкой учебной мотивацией(дезадаптацией).

Слайд 21

Слайд 22

Высокая уч.мот-ция Хор.уч.мот-ция +отношение к школе Низкая уч.мот-ция Негативизм, дезадаптация.
2012-2013 учебный год 0% 30% 0% 70% 0%
2013-2014 учебный год 0% 0% 33% 33% 34%
Заключение Данные проведенной диагностики показали, что высокой школьной мотивации у учащихся 9 класса не наблюдается, школьная дезадаптация выявлена у 34% учащихся класса.33% учащихся класса- относятся к школе положительно, но школа для них место общения и игры,33% учащихся имеют низкую учебную мотивацию, посещают школу неохотно. Сопоставительный анализ учебной мотивации на начало 2012-2013уч.г. и начало 2013-2014 уч.г. позволяет говорить о значительном снижении учебной мотивации обучающихся.

Слайд 23

Методы мотивации Эмоциональные методы мотивации: 1.Поощрение. 2.Порицание. 3.Учебно- познавательная игра. 4.Создание ярких наглядных образных представлений. 5.Создание ситуации успеха. 6.Стимулирующее оценивание. 7.Свободный выбор задания. 8.Удовлетворение желания быть значимой личностью.

Слайд 27

«Словесные поощрения ученика» 1. Ты на верном пути. 2. Ты делаешь это сегодня значительно лучше! 3. Замечательно! 4. Продолжай работать так же, ты добьешься большего. 5. Так держать! 6. Это успешное начало! 7. Отлично! 8. Фантастика! 9. Поздравляю! 10. Ты прав. 11. Превосходно! 12. Умничка! 13. Молодчина! 14. Большое тебе спасибо! 15. Твои успехи всё заметнее1 16. Это твоя победа! 17. Красивая мысль! 18. Это интересно! 19. Я верю в тебя. 20. Спасибо!

Слайд 28

Литература Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., 2003 2. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 200 3. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39 4. Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. - 2006. - №2. - с. 34-36 5. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205 6. Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с. 7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. 8.Судаков А. В. Формирование информационно-образовательной среды// Школа. - 2006. - №2. - с. 49-59

Учитель математики высшей квалификационной категории

Степанова Татьяна Николаевна



Интересные мысли по активизации познавательной и творческой активности высказывал Ж.Ж.Руссо (1712-1778гг) Ж.Ж.Руссо говорил, что ребенок должен не выучить науку, а, выдумывая ее, сам открывать знания для себя .


Проблемное обучение основывается на теоретических положениях

Дж. Дьюк (1859-1952)

- проблематизация учебного материала (знания, удивления и любопытства);

- активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом) ;

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.


«Проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании и разрешении ими этих ситуаций при максимальной самостоятельности и под общим направляющим руководством преподавателя».

Т.В.Кудрявцев



«… под проблемным обучением мы разуем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формирование проблем.

Оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».


М.И.Махмутов

В. Оконь

истолковывает проблемное

обучение как

деятельность

учителя

проблемном

обучении прежде

всего деятельность

учителя и учащихся


  • актуализация изученного материала ;
  • создание проблемной ситуации ;
  • постановка учебной проблемы ;
  • построении проблемной задачи, поиск и решение проблемы

(формулирование, доказательство, гипотезы, анализ подходов, обобщение) ;

  • проверка решения проблемы ;
  • исследование ;
  • анализ результатов поиска .

Как при традиционном, так и при проблемном обучении вопрос о структуре урока решается с учетом

целей,

методов обучения,

возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.


  • возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
  • выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
  • доказательство гипотезы;
  • проверка правильности решения проблемы.

Дидактическая

структура (дл я организации урока)

Усвоение новых понятий и способов действия

Формирование умений и навыков

Актуализация

Выдвижение предположе -

обоснование гипотезы

Проверка правильности решения

про б лемы

Доказа-тельство гипотезы

Создание проблемной ситуации

и постановка

проблемы

Логико-психологическая

структура

(для управления

познавательной

деятельностью

учащихся)

Известным способом


Деятельность учителя :

Деятельность ученика :

  • создает проблемную ситуацию
  • организует размышление над проблемой и ее формулировкой
  • организует поиск гипотезы
  • организует проверку гипотезы
  • организует обобщение результатов и применение полученных знаний
  • осознают противоречия
  • Формирует проблему
  • выдвигают гипотезы, объясняющие явления
  • проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач
  • анализируют результаты, делают выводы.
  • применяют полученные

Проблемное обучение представляет собой особый тип взаимообусловленной деятельности учителя и учащихся.

Спецификой такого типа обучения является то, что он обеспечивает усвоения не только новых знаний, но и новых способов умственных действий, а также формирование познавательной потребности, мотивов учения.


Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. А. Белкин


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Презентацию на тему "Проблемное обучение" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Педагогика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 33 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Основы проблемного обучения

ТМОМ Общепедагогические основы обучения математике

Слайд 2

Основные понятия теории проблемного обучения. Методы проблемного обучения. Способы создания и типы проблемных ситуаций. Технологическая цепочка проблемного обучения.

Слайд 3

Характерные особенности новых дидактических систем

Характерными особенностями новых дидактических систем обучения являются: направленность на максимальное развитие творческих сил учащихся и обеспечение глубоких и прочных знаний; усиление внимания к совершенствованию процесса учения на основе его психолого-педагогических закономерностей; активизация учения, мышления, познания; стремление к обеспечению постоянно функционирующего эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе индивидуальной обратной связи.

Слайд 4

Понятия проблемного обучения

Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания (А.М. Матюшкин). Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь).

Слайд 5

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (М.И. Махмутов). Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).

Слайд 6

Концептуальные аспекты проблемного обучения

Суть концепции: провозглашение тезиса о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося; оказания ему помощи в процессе исследовательской деятельности; организация изложения учебного материала специальным образом.

Слайд 7

Ведущая идея концепции: вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемносформулированных вопросов и заданий; активизация их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности. Основой для реализации концепции является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Слайд 8

Основные понятия проблемного обучения

Проблемным учением является такая учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности, при которой учащимися воспринимаются объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, с той или иной степенью самостоятельности анализируются формулировки проблем и достигается их решение посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения. Проблемным преподаванием является деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний и способов действий как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решения.

Слайд 9

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий. Проблемная ситуация по сути является: закономерностью продуктивной, творческой познавательной деятельности; причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий.

Слайд 10

Этапы продуктивной познавательно деятельности

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.

Слайд 11

Признаки наличия учебной проблемы

Наличие проблемной ситуации. Информационная готовность к решению. Внутренняя психологическая готовность войти в ситуацию. Вариативность решения.

Слайд 12

Методы проблемного обучения

По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода: проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее); совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися); исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно); творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).

Слайд 13

Слайд 14

Монологический метод

представляет собой незначительное изменение традиционного метода; используется, как правило, с целью передать значительный объем информации и сам учебный материал при этом перестраивается несознательно; педагогом осуществляется не создание, а номинальное обозначение проблемных ситуаций.

Слайд 15

Рассуждающий метод

в монолог преподавателя вводятся элементы рассуждения, логика выхода из вытекающих в силу особенностей построения материала затруднений; учитель, отмечает наличие проблемной ситуации, показывает, как выдвигались и сталкивались разные гипотезы; метод требует уже большей перестройки учебного материала по сравнению с традиционным; порядок следования сообщаемых фактов выбирается таким образом, чтобы объективные противоречия содержания были представлены особенно подчеркнуто и возбуждали познавательный интерес учащихся и желание их разрешить; ведется не столько диалог, сколько монолог: вопросы могут и задаваться и преподавателем, но они не требуют ответа и используются только для того, чтобы привлечь учащихся.

Слайд 16

Диалогический метод

структура учебного материала остается такой же, как в рассуждающем методе; задаются информационные вопросы и к обсуждению широкого привлечения учащихся; ученики активно участвуют в постановке проблемы, выдвигают предположения, пытаются самостоятельно их доказать; учебный процесс при этом происходит под контролем учителя, им самостоятельно ставится учебная проблема и осуществляется не столько помощь учащимся по нахождению ответов, сколько самостоятельная их констатация; характеризуется возможность учащихся реализовать свою поисковую активность.

Слайд 17

Эвристический метод

учебный материал разбивается на отдельные элементы, в которых преподавателем дополнительно ставятся определенные познавательные задачи, разрешаемые непосредственно учащимися; педагогом ставятся проблемы, которые предстоит решить, констатируется правильность тех или иных методов, которые уже в дальнейшем служат основой лишь для самостоятельной деятельности учащихся; осуществляется имитация самостоятельного исследования учащимися, но в пределах руководства и помощи педагога.

Слайд 18

Исследовательский метод

структура и последовательность подачи материала как в эвристическом методе; постановка вопросов осуществляется не вначале того или иного элемента изучения проблемы, а уже по итогам ее самостоятельного рассмотрения учащимися; деятельность учителя носит не направляющий характер, а оценочный, констатирующий; деятельность учащихся приобретает самостоятельный характер, они дополнительно обучаются не только решать проблему, но и становятся способными ее выделить, осознать, сформулировать.

Слайд 19

Метод программированных действий

педагогом осуществляется разработка целой системы программированных заданий, в которой каждое задание состоит из отдельных элементов (или «кадров»); «кадры» содержат часть изучаемого материала или определенной направленности, в рамках которого учащимся предстоит самостоятельно ставить и решать соответственные подпроблемы, урегулировать проблемные ситуации; после изучения одного элемента учащийся, сделав самостоятельно соответствующие выводы, переходит к следующему, причем доступность следующего этапа определяется правильностью выводов, сделанных на предыдущем.

Слайд 20

Возникновение проблемной ситуации

Проблемная ситуация порождается: логикой учебного предмета; логикой учебного процесса; учебной или практической ситуацией. В первых двух случаях, как правило, они возникают объективно, т.е. независимо от желания учителя. Проблемные ситуации учитель создает преднамеренно,если ему известны общие закономерности их возникновения.

Слайд 21

Способы создания проблемных ситуаций

Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике. Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.

Слайд 22

Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов. Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.