Рефераты Изложения История

Не жалею зову плачу егэ. «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина

Пейзажную лирику С. Есенина изучают в 1-4 классах. Философский же пласт творчества поэта младшим школьникам понять сложно, зато старшеклассники знакомятся с ним с удовольствием. В программу старшей школы входит стихотворение, о котором пойдет речь. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не жалею, не зову, не плачу» по плану.

Краткий анализ

История создания – вышло из-под пера поэта в 1921, впервые было напечатано в журнале «Красная нива» за 1922 г.

Тема стихотворения – быстротечность человеческой жизни, воспоминания о молодости.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «страна березового ситца», «Дух бродяжий», «пламень уст», «тихо льется с кленов листьев медь».

Эпитеты «утраченная свежесть», «я скупее».

Сравнения - «все пройдет, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

История создания

Анализируемое стихотворение С. Есенин написал в 1921 г., когда ему было 26 лет. Казалось бы, еще рано думать о том, что молодость прошла, а смерть неумолимо близится. Однако начало ХХ века обозначилось войной. Поэт не был участником военных событий, но входил в Царскосельский военно-санитарный поезд. Там он узнал, что жизнь граничит со смертью. К моменту написания стихотворения Сергей Александрович уже успел издать несколько сборников. В том же 1921 г. он встретил женщину, с которой создал семью. Эти факты объясняют, почему поэт считал себя зрелым человеком.

Часто историю написания произведения связывают с «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя. В лирическом отступлении повести есть строки, смысл которых отобразился в творении Есенина: …что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!».

Впервые стихотворение увидело мир на страницах «Красной нивы» в 1922 г.

Тема

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализированном стихотворении раскрыл тему быстротечности человеческой жизни, с которой тесно связан мотив воспоминаний о молодых годах. В центре произведения лирический герой. Строки написаны от первого лица единственного числа.

Уже в первых стихах мужчина признается в том, что не жалеет о том, что молодость ушла безвозвратно. Свою зрелость он считает порой увяданья, но увяданье это золотое. Видимо, герой понимает, что прошедшие годы подарили ему бесценный опыт. Ему уже чужды юношеские забавы, не хочется больше «шляться босиком» , даже сердце теперь бьется по-другому.

Вместе с молодостью позади остался «дух бродяжий» , поэтому речи зрелого мужчины обдуманы, спокойны, а глаза больше не наполняются буйством. С. Есенин считает, что с возрастом чувства перестают бурлить.

Лирический герой замечает и то, что у него меньше желаний. В какой-то момент он начинает сомневаться, не приснилось ли ему то, что он называет молодостью. Во время этих раздумий рождается оригинальный метафорический образ юности. С. Есенин называет ее розовым конем. Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь - быстрый бег молодых лет.

В последнем катрене автор обобщает сказанное, поэтому написан он от первого лица множественного числа. Лирическое «мы» повторяет известную истину: «все мы в этом мире тленны» . С каждым днем человек потихоньку приближается к концу своей жизни. Так будет всегда, поэтому С. Есенин «благословляет и жизнь, и смерть» .

Композиция

Стихотворение делится на две смысловые части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально оно состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Последнее четверостишие - вывод, который позволяет автору сделать философскую составляющую более выразительной.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как автор раздумывает над вечными философскими проблемами. Хоть лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовет, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение. Стихотворный размер - пятистопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для передачи мыслей и эмоций лирического героя С. Есенин использовал средства выразительности. В их наборе преобладают индивидуально-авторские тропы. Главную роль в произведении играют метафоры : « увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», страна березового ситца», «Дух бродяжий», «пламень уст», «тихо льется с кленов листьев медь» . Дополняются пейзажи эпитетами : «утраченная свежесть», «я скупее» и сравнениями - «все пройдет, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 41.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» было написано С.А. Есениным в 1921 году. По свидетельству С.А. , поэт написал это стихотворение под влиянием лирического отступления из поэмы Н.В. Гоголя: «…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!». Узнаваема у Есенина и реминисценция из пушкинского стихотворения «Осень» («пышное природы увяданье»). Жанр произведения – элегия, основная тема – прощание лирического героя с юностью, осознание им быстрого хода времени.
В основе построения стихотворения лежит антитеза. Прошлое противопоставлено у поэта настоящему, юность – зрелости. Начинается стихотворение с тройного отрицания («не жалею, не зову, не плачу»). Однако отрицаются здесь негативные эмоции. Во всяком случае, именно таким образом лирический герой вначале обозначает свои чувства.


Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

А вот далее он говорит о настоящем, и в его голосе появляются грустные ноты. Здесь уже звучит мотив прощания с юностью, мотив безвозвратно ушедшего времени, мотив неповторимости жизни, заданный вторым отрицанием:


Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Во второй строфе лирический герой обращается к собственному сердцу. Трагическое звучание приобретает третье отрицание в речи лирического героя:


Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Таким образом, настоящее и будущее здесь соотносятся с прошлым. И настоящее дается в негативном аспекте, подчеркнутом тремя отрицаниями.
В третьей строфе мы имеем кульминацию в развитии темы. Здесь присутствует обращение героя к «духу бродяжьему», к «утраченной свежести» юности:


Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

В этом образе «утраченной свежести» сконцентрирован весь эмоциональный пафос стихотворения, передано единство человеческого и природного. Значение кульминации обретает и четвертая строфа, в которой лирический герой обращается к жизни:


Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Образ розового коня здесь символичен. Это мечты лирического героя о прекрасном, о несбыточном идеале. Символика розового цвета у Есенина опирается здесь на устойчивые ассоциации – розовые мечты, грезы, флер, означающие способность к самообману. Но, кроме того, этот эпитет передает юношескую восторженность, романтичность. Одновременно образ розового коня отражает осознание лирическим героем иллюзорности жизни. В литературоведении этот образ трактуется и как образ Пегаса, символизирующего вдохновение, творчество. И глагол «проскакал» ассоциируется у нас с «упущенным временем, возможностью, счастьем», придавая элегии драматические ноты. Жизнь человека у Есенина соотнесена с природной: юность, весенний возраст, пролетает быстро и незаметно. И вот уже наступает осень – время зрелости, осмысления пережитого. Эти строчки напоминают нам и о стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Там также звучит мотив сна, однако сон этот противопоставлен жизни лирического героя:


Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Лирический герой Есенина же признает диалектическое единство жизни и смерти. Именно об этом он говорит в финале элегии.
Последняя строфа представляет собой развязку в развитии темы. Лирический герой Есенина не вступает здесь в конфликт со временем, но примиряется с ним. И резкость антитезы «процвесть и умереть» сглаживается тремя утвердительными глаголами в финале:


Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Таким образом, от безысходности лирический герой Есенина переходит к покою и умиротворению, к примирению с природой и жизнью .
Элегия поэта, таким образом, включает в себя и традиционные для русской литературы аллегории («жизнь – путь» и «жизнь – сон»), и цветовую символику поэтов-символистов («белых яблонь дым» – олицетворение чистоты и невинности) .
В основе композиции стихотворения, как мы уже отмечали выше, лежит принцип антитезы прошлого и настоящего, будущего. Эта антитеза присутствует в каждой строфе. Произведение построено на постепенном развертывании темы, с кульминационным ее звучанием в строках «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» и развязкой в последней строфе. Кроме того, два природных образа («белых яблонь дым» и кленовая «листьев медь») образуют в стихотворении кольцо. Кольцевая композиция подчеркнута и в развитии мотивов (в отрицании негативных эмоций в начале («не жалею, не зову, не плачу») присутствует скрытое утверждение, перекликающееся с открытым утверждением в финале («Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть»).
Стихотворение написано пятистопным хореем, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («с белых яблонь дым», «гулкой ранью», «на розовом коне»), метафоры («сердце, тронутое холодком», «расшевеливаешь пламень уст»), сравнение («Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне»), инверсию («с белых яблонь дым»), риторический вопрос («Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»), аллитерацию («Дух бродяжий!» ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст»), ассонанс («Проскакал на розовом коне»).
Таким образом, произведение развивает традиционные для творчества Есенина темы и мотивы: прощания с юностью, быстротечного хода времени, жизни и смерти. Также очень значима здесь тема пути, странника. Те же самые мотивы пронизывают многие стихотворения поэта двадцатых годов («Этой грусти теперь не рассыпать», «Ты прохладой себя не мучай…», «Отговорила роща золотая»). Элегия «Не жалею, не зову, не плачу» – одно из лучших творений поэта.

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина

К началу 20-х гг. в творчестве Есенина начинают появляться философские размышления о смысле собственной жизни, тоска по безвозвратно прошедшей юности, растраченной впустую. Поэт уже испытал серьезные страдания и неудачи, он был непосредственным свидетелем бурных событий отечественной истории. В прошлом остался неудачный брак с З. Райх. Отношения Есенина с советскими властями складываются не лучшим образом. Молодой поэт серьезно задумывается о неизбежной смерти.

Немногие знают, что стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» (1921 г.) написано Есениным под впечатлением от лирического вступления к шестой главе «Мертвых душ». Поэт признавался, что положительные отклики на произведение должны быть в равной степени отнесены и .

Стихотворение проникнуто печальным настроением. Всего лишь в 26 лет Есенин ощущает, что его молодость ушла навсегда. Юношеские мечты и надежды никогда не повторятся. Жизнь становится медленным «увяданьем». Автор понимает, что его чувства и желанья утратили свою силу и остроту. Он чувствует, что все реже «дух бродяжий» заставляет его совершать необдуманные поступки, которые хоть и доставляют неприятности, но позволяют жить полной насыщенной жизнью.

Прошедшие годы промелькнули очень быстро, они подобны мимолетному сновиденью. Теперь уже нельзя ничего изменить или исправить.

В финале стихотворения Есенин переходит к конкретному размышлению о смерти. Если раньше она представлялась ему чем-то далеким, не имеющим к нему никакого отношения, то теперь ее силуэт с каждым годом вырисовывается все отчетливее. Поэт понимает, что слава и известность не уберегут его от неизбежного конца, перед которым все равны. Последние строки все же более оптимистичны: Есенин благословляет высшие силы, которые позволили ему прийти в этом мир, «чтобы процвесть и умереть».

Глубоко философское произведение содержит большое количество выразительных средств. Эпитетами поэт подчеркивает свое грустное настроение: «утраченная», «тленны». Очень трогательны и своеобразны применяемые метафоры: «белых яблонь дым», «страна березового ситца» и др. Свою беззаботную молодость автор сравнивает со скачкой «на розовом коне». В финале Есенин приводит потрясающую по красоте лексическую конструкцию: медленное угасание человеческой жизни – льющаяся «с кленов листьев медь».

Стих «Не жалею, не зову, не плачу» — образец философской лирики Есенина. Это одно из первых стихотворений, в которых усматривают намек поэта на возможность самоубийства.


1.Тема стихотворения “Не жалею, не зову, не плачу” - размышления о прошедшей молодости и о смерти. Данное стихотворение принадлежит философской лирике Есенина.

3.Композиция. Стихотворение состоит из 5 строф по четыре стиха в каждой. В первых четырех строфах автор говорит о своей увядшей молодости.

Последняя строфа несет главный посыл стихотворения:” Все мы, все мы в этом мире тленны”.

4.Ритм, рифма, размер. Рифма - перекрестная. Размер - пятистопный хорей. Ритм стихотворения довольно мелодичный.

” Будь же ты вовек благословенно

Что пришло отцвесть и умереть”.

6.Художественные средства языка. Автор использует эпитеты: ’’ дух бродяжий”, ” на розовом коне”, “страна березового ситца”, “О, моя утраченная свежесть”. Он использует их, чтобы описать свою молодость. В стихотворении присутствуют метафоры: “сердце, тронутое холодком”, “пламень уст”. Можно увидеть и сравнения: “как с белых яблонь дым”, ” словно проскакал на розовом коне”. Это говорит о том, что Есенин был мастером слова.

7. Моё впечатление. Мне понравилось стихотворение, так как Есенин уже смирился с уходом своей молодости. Однако стихотворение передаёт мне грустное настроение автора и мне это не понравилось.

Обновлено: 2017-01-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Философские мотивы чаще всего появляются в творчестве поэтов уже в зрелом возрасте. Исключение составляют те, кто рано ушел из жизни. К числу таких можно отнести и Сергея Александровича Есенина , который простился с жизнью в самом расцвете – в неполных 30 лет.

Что заставило молодого человека обратиться к переосмыслению прожитой жизни? Возможно, ощущение собственной ненужности в новом, «железном», мире, ведь в произведениях поэта были только живые герои. Стихотворение , впрочем, как и многие стихи Есенина стало песней, ведь его поэзия песенна уже по своему складу.

Но при всей своей напевности «Не жалею, не зову, не плачу…», об анализе которого пойдет речь, не песня, а именно стихотворение. Только лирическое произведение помогает почувствовать связь творчества Есенина с традициями русской литературы.

В строке «Не жалею, не зову, не плачу…» автор применяет градацию – троекратный повтор отрицания , усиливающий взволнованность поэтической речи. Именно эта строка задает основную тему стихотворения – смиренное принятие своей судьбы. В русской христианской традиции – принимать все, как есть, без сожаления и упреков. Поэтому стихотворение афористично: почти каждая строка содержит размышление, выражающее вековую мудрость всего народа. Например: «Все пройдет, как с белых яблонь дым» .

Вообще, стихотворение представляет широкую цветовую гамму – от «белого дыма» яблонь до золота увядания и меди листьев, от «страны березового ситца» до розового коня. Цветопись – один из характерных признаков поэзии Сергея Есенина. Но на этом восприятие не заканчивается – читатель может услышать «гулкую рань» , в которой проскакал розовый конь.

Конечно, герой не может не испытывать сожаление об уходящей молодости, что выражено в риторических обращениях:

О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств!

Эта строка необычна еще и тем, что здесь автору удается видоизменить привычный прием параллелизма . Использование этого приема предполагает создание образов природы для лучшего восприятия состояния героя. Здесь же, наоборот, человеческие чувства представлены образами природы – буйство глаз и половодье чувств.

Чтобы придать стихотворению впечатляющую взволнованность и доверительность как бы беседы с читателем, кроме риторических обращений, автор использует и риторические вопросы:

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

В четвёртой строфе появляется самый значительный образ стихотворения: «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне» . Очевидно, эпитет «розовый» несет символический смысл, ведь смотреть на мир сквозь розовые очки означает быть чересчур романтичным, не видеть очевидного. Возможно, автор хотел подчеркнуть, что прозрел, стал видеть только суровую реальность?

Вообще, как и многие другие философские произведения, это стихотворение носит исповедальный характер. Во много это достигается неспешным, размеренным звучанием пятистопного хорея и довольно точными рифмами, в которых не нужно искать какого-то скрытого подтекста. И хотя герой прощается с уходящей молодостью, создается ощущение его ухода навсегда:

Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

В этих строках вновь происходит своеобразное взаимопроникновение образов природы и человека. И непонятно, то ли герой «увядает» в расцвете лет, то ли листья на деревьях не могут вернуть себе прежнего состояния молодости и свежести. А обращение к сердцу, «тронутому холодком» , свидетельствует о разочарованиях героя, какие, очевидно, он уже испытал в своей недолгой жизни.

Последняя строфа просто потрясает своим откровением - она звучит как смиренное признание непреложных законов жизни:

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Только умудренный жизненным опытом человек может с таким спокойствием принимать свой уход из этого мира. Откуда в молодом человеке, едва перешагнувшем порог своего 25-летия, такое христианское смирение, можно только догадываться. Сам Есенин утверждал, что «поэту необходимо чаще думать о смерти», чтобы «особенно остро чувствовать жизнь». Поэт, действительно, очень остро чувствовал жизнь, раз так спокойно рассуждал о смерти.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина