Рефераты Изложения История

Историческая справка летописи подвиг отрока киевлянина. Народное - подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа-гимназия, детский-сад 25» г. Симферополь

ЛЯШЕНКО ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА


Цели деятельности учителя:

  • дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи
  • ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»
  • развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному
  • обучать составлению цитатного плана.
  • Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.
  • Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
  • Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
  • Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
  • Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
  • Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.

Планируемые результаты изучения темы:


необходимость в распространении книг

Князь киевский Владимир Святославович


Рукописные книги

Писали на пергаменте.

Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей.

Книги стоили очень дорого.

Хранились в монастырях


Начало письменности

у восточных славян связано

с Крещением Руси в 998

году во время княжения в

Киеве Владимира Святославича,

внука княгини Ольги.

На Русь письменность пришла из Болгарии,

где братья Кирилл (ок. 827-869) и

Мефодий (ок. 815-885)

создали славянскую азбуку и впервые

перевели богослужебные книги с греческого

на церковнославянский язык. Вместе с письменностью на Русь

пришли различные жанры

византийской христианской литературы:

житие, поучение, слово .


Древняя письменная литература делится на

светскую и церковную.

Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.


  • Язык отличался от нашего языка (древнерусский язык)
  • Художественные образы находились под влиянием церкви. В основном – подвиги святых

  • Летописи
  • Хождение Поучение Послание
  • Хождение Поучение Послание
  • Поучение Послание
  • Послание

Летопись

  • В XI веке на Руси возникает летописание . Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен. Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей , т. е. записей по годам . Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») - отсюда и название летопись .


«Повесть временных лет» -

первый памятник литературы, дошедший до наших дней.

Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших.

В это произведение включены легенды,

предания.

В них нашли отражение такие темы,

как национально-

патриотическая,

борьбы княжеств

за объединение

и другие.


Мотивы «Повести…»:

Сведения о происхождении славян

Описание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях

Рассказ об основании Киева и первых русских князьях.

Повествование о принятии Христианства на Руси.

Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого.


«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Святослав (?-972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.

Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами:

«В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира.

В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас,

а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.


Понятия и термины

  • Отрок (устар.) - мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9-15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.
  • Печенеги - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси. Ладья – средневековое судно с небольшой осадкой, движимое вёслами и парусом
  • Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов
  • Воевода – предводитель дружины
  • Дружина – отряд воинов на службе у князя
  • «Я муж его»… я служу князю
  • «в сторожах» – с передовым отрядом
  • Отчина – земля отцов, родина
  • Сокрушался – сильно печалился
  • Княжичи – дети князя

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

  • Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?
  • Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
  • В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
  • Что помогло отроку справиться с заданием
  • воеводы?
  • Какие черты характера вы увидели в отроке?
  • Какая тема пронизывает это произведение?

Андрей Иванович Иванов

Сюжетом картины послужил один из героических эпизодов древней летописи. В 968 году, когда войско князя Святослава было в далеком походе, кочевники-печенеги осадили Киев.

Герой картины – безвестный юный киевлянин. Зная язык печенегов, он прошел с уздечкой в руках через вражеский лагерь. Когда враги окликали его, юноша отвечал, что ищет убежавшего коня. Переплыв Днепр, он разыскал русскую дружину и привел её на помощь осажденному городу. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сочувствие к безоружному герою.

  • Иванов А.И. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Около 1810.
  • Холст, масло. 204 x 177,5. Государственный Русский музей

Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная»

  • Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
  • Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси»?
  • Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?

РЕФЛЕКСИЯ

  • 1.На уроке я работал активно / пассивно
  • 2.Материал урока мне был полезен / бесполезен
  • 3.Урок был интересен/скучен
  • 4.Домашнее задание мне кажется легким / трудным

Домашнее задание

1.Составить цитатный план в тетради, подготовить пересказ повествования.

Претича".

5класс, учебник

Публикация на сайте: http://www. saharina. ru/metod/lit/

Источник иллюстрации: http://www. tainaxx. info/images/articles/s7_3.jpg

Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав

2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка

6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток

7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.

Тест


Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав

2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка

6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток

7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.

Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Ярослав, 2) Святослав, 3) Владимир

2. Кто напал на Киев? 1) печенеги, 2) татары, 3) половцы

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он был похож на них, 2) он говорил на их языке, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) князь, 3) воевода

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) тарелка, 3) лодка,

6. Кто такой ОТРОК? 1) мальчик-подросток, 2) воевода, 3) князь

7. Кто совершил подвиг? 1) княгиня Ольга, 2) князь Святослав, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) отрока-киевлянина, 2) князя, 3) воеводу

Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав

2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка

6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток

7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.

Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Ярослав, 2) Святослав, 3) Владимир

2. Кто напал на Киев? 1) печенеги, 2) татары, 3) половцы

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он был похож на них, 2) он говорил на их языке, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) князь, 3) воевода

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) тарелка, 3) лодка,

6. Кто такой ОТРОК? 1) мальчик-подросток, 2) воевода, 3) князь

7. Кто совершил подвиг? 1) княгиня Ольга, 2) князь Святослав, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) отрока-киевлянина, 2) князя, 3) воеводу

История человечества знает много примеров героизма и храбрости. Они дошли до нас благодаря летописцам, устному творчеству, мифам и легендам. Это очень важно для грядущих поколений: потомки должны гордиться своими национальными героями, даже если события происходили более тысячи лет назад! Не все знают о том, какой подвиг совершил отрок-киевлянин, и в какие времена это случилось.

Изучение на уроках литературы

Конечно, «Повесть временных лет», записанная Нестором, требовала перевода и обработки для того, чтобы это историческое произведение было понятно современному читателю. Содержание легенд и исторические события доносит до нас древнерусская литература. Подвиг отрока-киевлянина изложен уже на Сегодня легенда изучается в школах учениками пятых классов. Для детей остаются непонятными некоторые старорусские слова, название племен, народов. Чтобы легче запоминались архаизмы, следует составить для себя небольшой словарь: во время объяснения педагога записать значение выражений или отдельных названий. Дети могут не знать что такое отрок, отчина, печенеги, тужить. Хотя параллельно на уроках истории дети изучают Древнюю Русь и слышат некоторые термины.

Цитатный план

Подвиг отрока-киевлянина лучше воспринимается детьми, если педагог им рекомендует составить план произведения. Желательно, чтобы это был цитатный план: достаточно использовать фразы из текста, отображающие содержание эпизода. Это может выглядеть так:

Пришли печенеги на Русскую землю;

Осадили город силою великою;

Кто бы смог перебраться на ту сторону;

Сказал отрок: «Я проберусь!»;

Люди сдадутся ли печенегам;

Сели в ладьи и громко затрубили;

За мною идет войско;

Дал Претичу коня, саблю и стрелы;

Святослав вернулся в Киев.

Памятник, сооруженный в честь победы князя Святослава Игоревича над печенегами доныне высится над берегом Днепра в Запорожье.

Каждая часть повествования легко запоминается и пересказывается, благодаря применению цитатного плана. Педагог может предложить ученикам прочитать произведение по ролям. На подобных уроках дети начинают понимать значение появления письменности, книг, летописей для ставшей христианской Руси. О том, какой подвиг совершил отрок-киевлянин, сегодня знают многие школьники благодаря урокам литературы и истории. В честь этого подвига построен Софийский Собор.

Книги и летописи

До XI века книги попадали на Русь только из Византии, а затем и из Болгарии. Это были переводы зарубежных авторов. Первые произведения уже древнерусских писателей появились только в одиннадцатом веке: это сочинение Иллариона и летописи. В других странах такого жанра не знали. В XII веке монах Нестор делает дополнения и исправления в старых летописях и дает им название «Повесть временных лет». Временные лета - это значит минувшие года. В летописи описывается жизнь и деятельность всех князей русских: особо автор подчеркивает мысль о том, что только любовь братьев и желание мира могла сплотить их. Любовь к Родине, бережное отношение к земле своих предков - отчине - это основной мотив всего произведения. И хотя начало книги похоже на предания и мифы, читатель получает информацию об исторических личностях, создававших первые княжества Древней Руси. Частью повестей и является описание того, какой подвиг совершил отрок-киевлянин и воевода Претич.

Легенда о подвиге отрока

Это случилось летом 968 года или, по календарю тех времен, в 6476 году. Княжества постоянно подвергались к нападениям восточных племен. Но в это лето впервые на покусились печенеги. В это время в городе Киеве не было Святослава: он находился в Переяславце. Здесь оставалась его мать - княгиня Ольга со своими внуками, детьми Святослава.

Это были три его сына: Олег, Владимир и Ярополк. Она заперлась вместе с ними в городе Киеве, и они не имели возможности выйти оттуда: печенеги осадили его великою силою. Не было возможности населению выйти за пределы города, нельзя было послать вести и попросить о помощи. Люди изнемогали от голода и жажды.

Отрок-киевлянин и подвиг

С другой стороны Днепра тоже собрались люди, которые не могли пробраться к Киеву сквозь огромное полчище печенегов, чтобы оказать помощь жителям города или доставить туда провизию и воду. Они наготове стояли в ладьях на противоположном берегу и не могли ничего сделать.

Население города пыталось найти кого-нибудь, кто смог бы пробраться через ряды врагов и сообщить отрядам, что если они не подойдут к Киеву, то придется сдаваться печенегам. И вот один отрок-киевлянин заявил, что он проберется к «своим». Люди сказали ему: «Иди!»

Этот мальчик знал язык печенегов. Он взял в руки уздечку и вышел с нею в стан противника. Он пробежал через их ряды и спрашивал, не видел ли кто его коня? Они принимали юношу за своего человека. Добежав до Днепра, он сбросил одежду и бросился в воду. Печенеги увидели его маневр и кинулись за ним, стреляли: но ничего нельзя уже было сделать.

Воевода Претич и его хитрость

Люди на противоположном берегу заметили, что отрок-киевлянин бросился в воду и поплыл по направлению к ним. Они пошли на ладьях навстречу к нему, подняли его на борт и доставили в дружину. Отрок сообщил, что если не подойдут завтра к городу воины, то людям придется сдаться печенегам. Воеводой был Претич, и он предложил подойти в ладьях к городу, захватить княжну Ольгу и княжичей, умчать на противоположный берег. Если же они этого не сделают, не спасут княжичей, то Святослав не простит этого и погубит их. Настоящий подвиг совершил отрок-киевлянин, сообщив о тяжелом положении Киева.

План воеводы

По плану Претича на рассвете дружина села в ладьи и с трубными звуками двинулись к Киеву. Люди в городе, услышав звуки труб, закричали. Печенеги кинулись врассыпную, во все стороны: им показалось, что это пришел сам князь Святослав. Из города вышла со своими внуками, свитой и направилась к ладьям. Князь печенегов, заметив это, вернулся к ладьям самостоятельно и спросил Претича о том, кто они такие? На что получил ответ, что это люди с другой стороны Днепра. На вопрос печенежского князя, не Святослав ли он, Претич ответил, что они - это передовой отрад, а за ними движется огромное войско во главе с князем Святославом. Он специально так сказал, чтобы напугать печенежского князя. Это и решило все противоречия: печенег предложил Претичу дружбу и тот принял ее. Они пожали друг другу руки и обменялись доспехами: князь получил щит, меч и кольчугу, а Претич - коня, стрелы и саблю.

Победа над врагами

Несмотря на перемирие и отступление печенегов от города, опасность быть захваченными оставалась. Враг остался стоять плотным становищем на реке Лыбедь, и жителям невозможно было вывести напоить коней. И тогда решили жители Киева послать к Святославу гонца со словами о грозящей им опасности. Они упрекали князя в том, что воюя и заботясь о чужой земле, он оставил свою родную сторону. А печенеги чуть не взяли в плен и его мать, и его детей. Жители звали князя на помощь, просили защитить. Как только дошли до него эти вести, Святослав вместе со своею дружиною быстро воротился в Киев, где его встретила мать и трое сыновей.

Он очень сокрушался о том, что пришлось пережить им всем. Святослав собрал всю свою дружину и прогнал далеко в поле всех печенегов. После чего наступило мирное время.

Теперь на вопрос о том, какой подвиг совершил отрок-киевлянин,каждый может сказать, что он спас жителей древнего города и семью князя Святослава. Это сегодня называется патриотизмом и любовью к Родине.

Юлия Сергеевна Масленникова
Конспект урока «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания

Тема : Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича ». Герои летописного сказания .

Цель : показать героическое и духовно-нравственное содержание произведений древнерусской литературы на примере летописного рассказа «».

Планируемые результаты.

Предметные Метапредметные

Ход урока.

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Расскажите о возникновении древнерусской литературы, жанрах, «Повести временных лет» .

(см. метод пособие Ерёмина стр. 74-75)

В каком году произошло крещение Руси.? (998 год – крещение Руси)

Возникла древнерусская литература в XI (11) веке.

Что такое летопись ? (Летопись – описание событий по годам лето 997 )

3. Работа по теме урока .

Все ли слова понятны в заглавии произведения? Какое именно слово непонятно?

(отрок – это дитя от 7 до 15 лет)

А что такое подвиг ? (Доблестный, героический поступок , важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.) Знаете ли вы хотя бы об одном человеке, совершившем подвиг ?

Как вы думаете, о чём это произведение?

Перед нами отрывок из летописи , которую обычно называют «Повестью временных лет» . Вспомните, что такое летопись ? А может быть, кто-нибудь знает имя монаха-летописца ?

Чтение или прослушивание фонохрестоматии рассказа «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича ».

4. Беседа по содержанию рассказа :

Чтение первого отрывка.

В лето 6476 (968) . Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой : было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить : стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.

Что означает выражение лето 6476 , от какого момента велось летоисчисление в Древней Руси (от сотворения мира) .

Кто такие печенеги? Святослав? (СВЯТОСЛАВ?-972, великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии , разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.

В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники - печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок .)

Чем знаменита княгиня Ольга?

Столицей какого государства является сегодня Киев?

Что такое Лыбедь? (Небольшая речка, которая впадает в Днепр.)

2. Чтение 2-го отрывка.

И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали :

Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им : если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам".

И сказал один отрок :

Я проберусь.

И ответили ему :

Что означает слово тужить (горевать) .

Всё ли понятно в этом отрывке? Кому отрок должен передать сообщение от киевлян?

3. Чтение третьего отрывка.

Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стан печенегов, спрашивая их :

Не видел ли кто-нибудь коня?

Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него, но не могли ему ничего сделать.

На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок :

Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.

Сказал же Воевода их , по имени Претич :

Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав".

Всё ли вам понятно из этого отрывка?

Значение каких слов затрудняетесь объяснить? (Ладья - большая лодка, гребная или под парусом. Воевода - начальник войска в древней Руси, княжичи – дети князя.)

Почему поступок отрока называют в летописи подвигом ? Чем рисковал отрок ?

4. Чтение четвертого отрывка.

Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же подумали, что пришел сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил :

Кто это пришел?

А тот ответил ему :

Люди той стороны Днепра.

Печенежский князь снова спросил :

А ты не князь ли?

Претич же ответил :

Я муж его, пришел в сторожах, а за мною идет полк (войско) с самим князем : бесчисленное их множество.

Так сказал он , чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу :

Будь мне другом.

Тот ответил :

Так и сделаю.

И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня , саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города.

Почему побежали печенеги от города?

Почему печенежский князь предложил Претичу дружбу ?

В чем хитрость Претича ? В чем смысл обмена подарками?

5. Чтение последнего отрывка.

И послали киевляне к Святославу со словами :

Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придешь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих?

Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришел в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и был мир.

Что такое отчина? (Владение, которое досталось по наследству от отца.)

Дружина? (Отряд воинов на службе у князя.)

Что значит сокрушаться? (Сильно печалиться.)

В чём киевляне обвиняют князя Святослава?

Что сделал князь?

III. рефлексия. Задания на выбор (письменный ответ на вопрос) .

1. Почему поступок отрока можно назвать подвигом ?

2. Как вы думаете, согласившись на дружбу с печенежским ханом, хитрил Претич или был искренним ?

3. Как вы оцениваете поступок князя Святослава (возвратился и прогнал печенегов) .

Общий вопрос : какое слово (событие) по-вашему самое главное в отрывке.

Ученики читают отрывок по абзацам, отмечая в каждом абзаце незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя. Возможно обучение работе с толковым словарём.