Рефераты Изложения История

Презентация страшный мир в лирике блока. Образовательный портал

Тема «страшного мира» является основной в третьем томе
стихотворений А.Блока, выраженной в одноименном цикле. Но эту тему
можно назвать сквозной в лирике поэта-символиста. Она присутствует
и в первом, и во втором томе его стихотворений. Часто мотивы
«страшного мира» трактуют как обличение буржуазного общества, но
это не совсем верно. По Блоку, это лишь внешняя, видимая сторона
«страшного мира». Глубинная его суть намного важнее для поэта:
человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное
влияние.

«К Музе»
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
Тема «страшного мира» тесно
связана у Блока с проблемой
города, его бездуховности, с
проблемой социальных
противоречий. Поэт показывает,
что в городе человеком
овладевают стихия, губительные
страсти. Внутреннее
столкновение чистоты и красоты
с последующим «поруганием»
всех заветов доведено в цикле
«Страшный мир» до предела.
Поэтому он открывается
огненными строками «К Музе»,
совмещающими в себе
несовместимое: чудо и ад,
«проклятье красоты» и
«страшные ласки».
И такая влекущая сила,
Что готов я твердить за молвой,
Будто ангелов ты низводила,
Соблазняя своей красотой…
И когда ты смеешься над верой,
Над тобой загорается вдруг
Тот неяркий, пурпурово-серый
И когда-то мной виденный круг.
Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда.
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты - и Муза, и чудо.
Для меня ты - мученье и ад.
Я не знаю, зачем на рассвете,
В час, когда уже не было сил,
Не погиб я, но лик твой заметил
И твоих утешений просил?
Я хотел, чтоб мы были врагами,
Так за что ж подарила мне ты
Луг с цветами и твердь со звездами -
Всё проклятье своей красоты?
И коварнее северной ночи,
И хмельней золотого аи,
И любови цыганской короче
Были страшные ласки твои…
И была роковая отрада
В попираньи заветных святынь,
И безумная сердцу услада -
Эта горькая страсть, как полынь!

В «страшном мире» гаснут все
человеческие проявления, а поэт
всем сердцем жаждет возрождения
личности. Душа лирического героя
трагически переживает состояние
собственной греховности,
безверия, опустошенности,
смертельной усталости. В
«страшном мире» отсутствуют
естественность, здоровые
человеческие чувства. Любви в
этом мире нет, есть лишь «горькая
страсть, как полынь», «низкая
страсть» («Унижение», «На
островах», «В ресторане», «Черная
кровь»).

Лирический герой цикла «Страшный мир» растрачивает сокровища своей души: он – то лермонтовский демон, несущий гибель себе и окружающим («

Лирический герой цикла «Страшный мир» растрачивает сокровища своей
души: он – то лермонтовский демон, несущий гибель себе и окружающим
(«Демон»), то – «стареющий юноша» («Двойник»). Мотивы
безысходности, рокового круговорота жизни звучат в стихотворениях
«Миры летят. Года летят, Пустая…», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь, - который раз?
Что счастие? Вечерние прохлады
В темнеющем саду, в лесной глуши?
Иль мрачные, порочные услады
Вина, страстей, погибели души?
Что счастие? Короткий миг и тесный,
Забвенье, сон и отдых от забот...
Очнешься - вновь безумный, неизвестный
И за сердце хватающий полет...
Вздохнул, глядишь - опасность миновала...
Но в этот самый миг - опять толчок!
Запущенный куда-то, как попало,
Летит, жужжит, торопится волчок!
И уцепясь за край скользящий, острый,
И слушая всегда жужжащий звон, -
Не сходим ли с ума мы в смене пестрой
Придуманных причин, пространств, времен...
Когда ж конец? Назойливому звуку
Не станет сил без отдыха внимать...
Как страшно всё! Как дико! - Дай мне руку,
Товарищ, друг! Забудемся опять.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Один из ведущих мотивов у Блока – омертвление мира городской цивилизации. Лаконичный выразительный образ этой цивилизации предстает в

Один из ведущих мотивов у Блока – омертвление мира городской
цивилизации. Лаконичный выразительный образ этой цивилизации
предстает в стихотворении «Фабрика», даже цвет («жолты») здесь
символизирует однообразие и безумство мира.
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Даже поиски личного счастья
лирический герой осознает как
греховные. Ведь счастье в
«страшном мире» чревато
душевной черствостью, моральной
глухотой.
Одно из наиболее показательных
стихотворений в этом плане –
«Незнакомка»(1904-1908). Жанр
этого произведения – рассказ в
стихах. Сюжет – встреча в
загородном ресторане. При этом
все зримые образы материального
мира у Блока обретают
символический подтекст.

Тему «страшного мира» в лирике Блока продолжают циклы
«Возмездие» и «Ямбы». Многие стихотворения «Возмездия» отражают
конкретные события и душевные потрясения самого поэта («О
доблестях, о подвигах, о славе», «На смерть младенца»).
Говоря «нет» темному настоящему, А.Блок убежден в том, что
крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признает торжества
«страшного мира» над людьми и не капитулирует перед ним. Не
случайно поэт говорил: «Трудное надо преодолеть. А за ним будет
ясный день».

Таким образом, тема «страшного мира» является важным
этапом творческого пути А.Блока. Эта тема отразила острые
социальные противоречия того времени, глубокие философские
противоречия эпохи.

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема «страшного мира» в лирике А. Блока

Тетерина Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ134
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Цель : раскрыть тему «страшного мира» в лирике А. Блока.

Задачи:

  1. Показать, как меняется настроение и тональность лирики А. Блока во второй книге стихов.
  2. Выяснить, почему и как меняется главная тема лирики А. Блока - тема Любви
  3. Учить анализу стихотворений Блока.
  4. Воспитывать любовь к поэтическому слову.

Ход урока

I. Блиц-опрос по пройденному материалу:

С каким течением Серебряного века связано раннее творчество поэта? (символизм). К какой школе символизма принадлежал Блок? («младосимволисты»). Кто был теоретиком этой школы? (В. С. Соловьёв). Как назвал Блок всё своё творчество? На сколько этапов он разделил его? («трилогия вочеловечения»; теза, антитеза, синтез) Чем характеризуется первый этап «трилогии вочеловечения» Блока? (утверждением добра, светлых начал в мире). Как назывался первый сборник стихотворений Блока? («Стихи о Прекрасной Даме») В каком году он вышел в свет? В каком издательстве? (1905 г., издательство «Грифъ») Кто придумал название этого сборника? (В. Брюсов). Какова основа создания образа Прекрасной Дамы? Чьи традиции использует Блок при его создании? (Л. Д. Менделеева, традиции В. Соловьева - Вечная Женственность, средневековая рыцарская традиция, традиции Данте и Петрарки). Каков основной символический образ в стихотворениях этого цикла? (Прекрасная Дама, возлюбленная поэта) Каков лирический герой в стихотворениях этого периода? (Одинок, чуждается людей, устремлён в иной мир). Каков фон, на котором рисуется лирический герой? (туманный, неясный мир, нереальный, даже мистический).Что значит Любовь для молодого Блока? (обряд служения чему-то высшему)

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя.

«Лирическая уединённость» Блока, в атмосфере которой создавались «Стихи о Прекрасной Даме», постепенно отступает перед явлениями реальности. В лирике Блока появляется новая тема - тема «страшного мира». И Цель нашего Урока - выяснить, как воплотилась и какое развитие получила эта тема в произведениях Блока.

2. Запись темы и эпиграфа - Слайды 1 - 2.

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагической страстей

Повествовать еще не жившим.

3 . Вопрос : Как вы понимаете слова эпиграфа?

4 .Учитель продолжает: - Слайды 3-4

Идеальный мир не мог быть вечным хранителем поэта…

Переход из мира Прекрасной Дамы в реальный мир был для А. Блока мучительным…

5. Выступление подготовленного ученика

Краткая характеристика второго этапа творчества Блока

Лирика второго тома (1904 - 1908 гг.) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Он отходит от мистицизма Соловьёва, от идеала мировой гармонии, так как события окружающей жизни вторгаются в сознание поэта как стихия, вступающая в конфликт с Душой Мира. Поэт изображает сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий и ощущает себя сопричастным ко всему происходящему.

Ученики читают стихотворения «Фабрика», «Барка жизни встала…», «Девушка пела в церковном хоре…»

6. Учитель : Что общего между этими стихотворениями? Какое настроение владеет лирическим героем? В чём проявляется сопричастность поэта к тому, что он описывает?

Вывод - Слайды 9-12

Поэт не может смириться с бездуховной действительностью, но и сам попадает под влияние этой бездуховности. (читает стихотворение «Я пригвождён к трактирной стойке…»).

Вопрос: Действительно ли ему всё равно?

Из стихов Блока исчезает один из главных признаков символизма - музыкальность.(читает стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…»)

Не чувствуя гармонии в своей душе, поэт пытается найти её в Любви.

Находит ли он то, что ищет? Попытаемся найти ответ в его стихах.

III . Групповые выступления ребят (подготовленное домашнее задание)

1.1 группа. Читает и анализирует по вопросам стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…»:

Сравнить стихотворение А. Блока и стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

Найти совпадения лексического и композиционного плана;

Найти отличия;

Указать центральный образ-символ в том и другом стихотворении;

Что в них общего?

Как оба поэта ведут читателя к финалу?

Чьё стихотворение трагичнее?

В чём смысл трагедии у Блока? Как эта трагедия подчёркивается с помощью изобразительных средств? («Синий плащ» Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое)

2. Выводы - Слайд 13

Высокая любовь покидает поэта, который сам виноват в этом.Но в сердце его она продолжает жить.

У Пушкина Любовь, даже ушедшая, несёт жизнь и вдохновение, а у Блока - Любовь, уходя, уносит жизнь, радость и вдохновение.

3. Учитель : Какова же судьба Любви и Красоты в «страшном мире»? -Слайд 14

4. Выступление 2 группы. Стихотворение «Незнакомка».Чтение и анализ:

Какова история написания стихотворения?

(Стихотворение «Незнакомка» было написано 24 апреля 1906 года в Озерках под впечатлением от посещения привокзального ресторанчика. Это привокзальное здание сегодня не сохранилось. Блок давно приметил захолустный дачный поселок у Суздальских озер, находившийся вблизи Петербурга. К нему вела Приморская железная дорога,. Здесь находился маленький деревянный вокзал. Паровик шел до Озерков полчаса. В дачный поселок съезжалась петербургская публика среднего достатка. В Озерках был старый театр «Шантеклер», концертный зал и рестораны. Блок облюбовал один маленький привокзальный ресторанчик. Он обычно садился у большого венецианского окна, заказывал вино и фрукты и,сидя за рюмкой, подолгу наблюдал за публикой. Из окна был виден шлагбаум, дачные крыши в окружении деревьев. Всё обыденное.Но из обыденного и пошлого возникает у Блока поэзия призрачного видения.)

Как построено стихотворение? (Стихотворение состоит из 2-х частей.)

Чем отличаются 1 и 2 части?

(Первая часть рисует картину будничной дачной жизни - самодовольной, пошлой. В ней нет места духовности. Здесь всё однообразно: «И каждый вечер…». Вторая часть - появление Незнакомки.)

Где происходит действие?

Каков мир до появления Незнакомки? Какие средства помогают автору передать скуку и пошлость?

(Эпитеты:«воздух дик и глух», «весенний и тлетворный дух», «окрики пьяные», метафоры: диск луны, анафора: «И каждый вечер…».)

- Каким мы видим лирического героя? О каком «единственном друге» он говорит?

(Герой одинок, разочарован. Единственный друг - это его отражение в стакане вина, второе «я».)

Что меняется с её появлением? (Мир преображается)

Как меняется тональность повествования? Что появляется в тексте, а что исчезает?

(Исчезает сниженная лексика, появляются возвышенные интонации. В душе лирического героя возникает возвышенное любовное переживание).

Каково звуковое наполнение второй части?

Если в 1 части крики, женский визг, плач, то вторая часть беззвучна. В ней, в отличие от первой части, - тишина и спокойствие.

Как даётся описание Незнакомки? Она реальная женщина или мечта поэта?

(В образе Незнакомки сочетаются черты вполне земные (шелка, духи, девичий стан, шляпа с перьями страуса, «в кольцах узкая рука») и неземные, "приснившиеся" («берег очарованный» за тёмной вуалью, древние поверья). Нанизывается целый ряд слов-сигналов, связывающих Незнакомку с Прекрасной Дамой.)

Где происходят изменения: во внешнем мире или в душе лирического героя?

(Появление Незнакомки совершается в душе лирического героя. Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная Поэзия, Женственность. И она тоже «всегда без спутников, одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.

Желанный «очарованный берег» рядом, но стоит протянуть руку - и он уплывет. Лирический герой ощущает свою посвященность в «глухие тайны», его сознание заполняет волшебный образ.Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя.Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни «на дальнем берегу», вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное «сокровище». Вино становится и символом откровения, и ключом к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве. Незнакомка становится символом недосягаемой мечты.

Какова судьба Любви в «страшном мире»?

5. Задание классу - Слайд15

Выберите правильный ответ.

Какой из них отражён в стихотворении «Незнакомка»?

6. Вывод - Слайд 16.

Истинная Красота и Любовь существуют объективно даже в «страшном мире», но но они не всегда могут преобразовать этот мир.

7. Учитель - Слайд 17 . Блок страдает, когда унижают Любовь, но он и сам уже является частью этого страшного, пошлого, бездуховного мира.

8. Выступление 3 группы. Стихотворение «В ресторане». Чтение и анализ по вопросам:

Сравните стихотворения А. Блока «В ресторане» и «Незнакомка»

Каким является фон, на котором происходит действие? (Один и тот же)

Как меняются Он и Она в стихотворении «В ресторане»?

Какова символика красок в этом стихотворении?

В какой части стихотворения «В ресторане» действие как будто переносится в мир «Незнакомки»?

Зачем этот приём использует Блок?

Как последняя строфа заставляет нас почувствовать, что поэт не может спасти Любовь от унижения и пошлости?

Какие препятствия приходится преодолевать героям этой драмы?

9. Выводы - Слайды 18-19

В лирике А. Блока запечатлена мечта поэта о возвышающей любви, которая утверждает в мире Красоту и гармонию. Но противоречия «страшного мира» были сильнее Любви и мечты.

И всё же поэт не может замкнуться в своём «я». Его привлекает идея пути к людям, идея «вочеловечивания». Блок ищет новые ценности взамен утраченных, но не отказывается от жизни и поиска идеала.

9. Выступление 4 группы. Стихотворение «О, весна, без конца и без края…». Чтение и анализ по вопросам:

Докажите, что это стихотворение - философское умозаключение.

Как построено стихотворение? Сколько в нём частей?

Как воспринимается поэтом жизнь в 1 и 2 части?

Какова роль приёма контраста во 2 части?

Почему встреча с жизнью названа поэтом враждующей?

Каков смысл символа ЩИТА в начале и в конце стихотворения7

10. Вывод - Слайд 20

Несмотря ни на что, Блок принимает жизнь такой, какая она есть, с её тревогами и бурями. Он не будет сражаться с этим миром, но всё же щит ему необходим для стойкости.

11. Общие выводы учителя - Слайды 21-23

12. Завершаем урок чтением стихотворения «Когда Вы стоите на моём пути…»

13. Домашнее задание .

1) наизусть стихотворение А. Блока (по выбору)

2) Сделать подборку стихов А. Блока о родине, о России, о Руси.

Слайд 1

Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» «На железной дороге»
Тема «страшного мира» в лирике Александра Блока

Слайд 2

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. 10 октября 1912
«Ночь, улица, фонарь, аптека...»

Слайд 3

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» было написано 10 октября 1912 года, входит в цикл «Пляски смерти». Оно является одним из самых безнадёжных и трагических произведений Блока. Поэт глубоко переживал из-за отсутствия творческого начала, дисгармонии окружающей жизни, что побудило его назвать свой сборник «Страшный мир».

Слайд 4

Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, на его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности: "Бессмысленный и тусклый свет" "Все будет так. Исхода нет"
Каким настроением проникнуто стихотворение?

Слайд 5

Первое слово –ночь дает нам сразу же время действия и задает характер освещения. Слово улица призвано обозначить собственно «сцену»: городское пространство, ограниченное домами. Фонарь оказывается единственным источником света (а вовсе не традиционная для лирики луна). Единственный освещенный объект – это аптека, еще один, и очень специфический, признак городского пейзажа.

Слайд 6

Стихотворение воспроизводит действительность. Образ мрачной улицы – это философская метафора трагичности жизни. Свет лишается своего ореола. Нет свободы движения, а только имитация. Даже смерть не может преодолеть унылого однообразия. Жизнь представляет собой череду повторяющихся событий, которые бессмысленны и скучны. Ощущение безысходности существования усиливает кольцевая композиция, те же слова расположены в другой последовательности
Какова основная мысль стихотворения?

Слайд 7

Все стихотворение представляет собой развернутую метафору: путь, дорога жизни-печальная, нескончаемая, безнадежная. Эпитеты: «бессмысленный и тусклый свет» «ледяная рябь канала» - страх, холод, смерть Гипербола: «умрешь - начнешь опять сначала»
Какие поэтические приёмы использует поэт?

Слайд 8

Композиция этого стихотворения - зеркальная т.к.в начале и в конце стиха одинаковые строчки "ночь, улица, фонарь, аптека..." и "Аптека, улица, фонарь..."все идет по кругу, жизнь не прекращается, но и не меняется: "И повторится все как встарь..." и "Умрешь-начнешь опять сначала..."
Какова композиция стихотворения?

Слайд 9

Марии Павловне Ивановой Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом. Три ярких глаза набегающих – Нежней румянец, круче локон: Быть может, кто из проезжающих Посмотрит пристальней из окон... Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели.
«На железной дороге»
Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом... Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул - и поезд в даль умчало. Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая... Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая... Да что - давно уж сердце вынуто! Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов... Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей - довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена - все больно. 14 июня 1910

Слайд 10

Символично название. Вспомним, что "железнодорожно-трамвайной" смертью погибают в русской литературе Анна Каренина, не в "своем" трамвае, то есть в чуждом ему времени, оказался лирический герой стихотворения Н. Гумилева "Заблудившийся трамвай". Перечень можно было бы продолжить... В авторском примечании к этому стихотворению Блок свидетельствует: "Бессознательное подражание эпизоду из “Воскресения” Толстого: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне вагона Нехлюдова в бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса". Однако содержание стихотворения, конечно, выходит далеко за рамки "бессознательного подражания".
Прокомментируйте смысл названия. Как оно преломляется в композиции стихотворения?

Слайд 11

Стихотворение А. Блока "На железной дороге" начинается с описания гибели героини – молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения. Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая. Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая.
Невольно думается: не сама ли это поруганная, «раздавленная» Россия?
1 строфа

Слайд 12

Это молодая женщина, испытавшая крушение надежд на возможное счастье: В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом...
Каким представляете образ героини?
Шла спокойно, "чинно", но сколько, наверное, было в этом сдержанного напряжения, затаенного ожидания, внутреннего драматизма. Все это говорит о героине как о натуре сильной, которой свойственна глубина переживаний, постоянство чувств. Как на свидание, приходит она на платформу: "Нежней румянец, круче локон..." Приходит задолго до назначенного часа ("всю обойдя платформу длинную...").
2-3 строфы

Слайд 13

А вагоны "шли привычной линией", равнодушно и устало "подрагивали и скрипели". В вагонах же шла своя привычная жизнь, и никому не было дела до одинокой молодой женщины на платформе. В первом и втором классах ("желтые и синие") были холодно немногословны, отгородившись броней равнодушия от остального мира. Ну, а в "зеленых" (вагоны III класса), не тая чувств и не стесняясь, "плакали и пели":
Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом...
4-5 строфы

Подобные документы

    Идейные искания А. Блока. Блок и французская литература Средних веков. Рецепция средневековой французской литературы в драматургии А. Блока. Классификация символики в лирике А. Блока. Сюжетные связи лирики со средневековой французской литературой.

    дипломная работа, добавлен 30.07.2016

    Детство и юношеские годы Александра Блока. Атмосфера стародавних культурных традиций бекетовского дома как обстановка, в которой рос будущий литератор. Духовные интересы Блока в юности, становление как поэта. Отношение к революционным событиям в России.

    реферат, добавлен 30.07.2010

    Краткие биографические сведения из жизни А. Блока, семья поэта. Начало творческого пути Блока, описание его романтических отношений. Написание сборника "Стихи о Прекрасной Даме". Смерть поэта, творческий вклад А. Блока в развитие российской литературы.

    презентация, добавлен 28.09.2016

    Формирование взглядов А. Блока на сущность культуры. Символистское миропонимание и дуализм поэта. Народ и интеллигенция XIX века как ключевая тема творчества Блока. Тема эсхатологии России и основные проблемы русской культуры в блоковской концепции.

    реферат, добавлен 21.02.2011

    Краткий обзор биографии и творчества выдающегося русского поэта Александра Блока. Первая пора творчества. Период накопления опыта и поэтического самоопределения. Увлечение Блока Символом Вечной Женственности, Прекрасной Дамы, идеями преображения мира.

    реферат, добавлен 29.09.2012

    Особенности историко-культурной эпохи, сформировавшей А. Блока поэта и человека. Сущность религиозно-мифологического восприятия и отражение его в поэзии символизма. Характеристика романтического двоемирия Блока, формирование творческой личности поэта.

    дипломная работа, добавлен 27.08.2016

    Характеристика творчества А. Блока, особенности раскрытия им темы любви к Родине и народу. Отражение русского характера, противоречивости эмоций и чувств в лирике поэта. Аспекты эволюции образа России, ее душа и историческая судьба в его стихотворениях.

    реферат, добавлен 24.04.2009

    Жизнь великого поэта Александра Блока. Детские и отроческие годы, первые литературные пробы. Этапы поэтического самоопределения и увлечение философией. Образ Прекрасной Дамы в ранней лирике поэта. Октябрьская революция и кризис веры, последняя пьеса.

    доклад, добавлен 05.12.2014

    Художественные приемы звукописи в поэтическом творчестве. Явление аллитерации в поэзии А. Блока. Эмоционально-экспрессивная функция согласных звуков, их роль в создании звукоподражания. Участие ассонанса и гласных звуков в смысловом наполнении лирики.

    дипломная работа, добавлен 01.08.2016

    Изучение цикла А. Блока "Осенняя любовь" в контексте обращения поэта к облику Иисуса Христа. Выявление глубин общекультурного знаменателя, связанного с православно-христианской антропологией, в постижении своеобразия творческой индивидуальности поэта.

этапом творчества поэта. Блок затрагивает здесь проблему города, его бездуховности, тему социальных противоречий. Стихия, губительные страсти овладевают человеком. В стихотворениях, посвященных теме «страшного мира», ощущается опыт личной судьбы Блока. Постепенно углублялся трагический тон произведений. Герой словно вбирал в свою душу трагические диссонансы, уродливые изменения окружающего мира. Внутреннее столкновение чистоты и красоты с последующим «поруганием» всех заветов доведено здесь до предела. Поэтому цикл открывается огненными строками «К Музе», совмещающими в себе несовместимое: чудо и ад, «проклятье красоты» и «страшные ласки».

К МУЗЕ Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть. И такая влекущая сила, Что готов я твердить за молвой, Будто ангелов ты низводила, Соблазняя своей красотой... И когда ты смеешься над верой, Над тобой загорается вдруг Тот неяркий, пурпурово-серый И когда-то мной виденный круг. Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда. Мудрено про тебя говорят: Для иных ты - и Муза, и чудо. Для меня ты - мученье и ад. Я не знаю, зачем на рассвете, В час, когда уже не было сил, Не погиб я, но лик твой заметил И твоих утешений просил? Я хотел, чтоб мы были врагами, Так за что ж подарила мне ты Луг с цветами и твердь со звездами - Всё проклятье своей красоты? И коварнее северной ночи, И хмельней золотого аи, И любови цыганской короче Были страшные ласки твои... И была роковая отрада В попираньи заветных святынь, И безумная сердцу услада - Эта горькая страсть, как полынь!