Рефераты Изложения История

Презентация на тему "способности". Презентация по психологии на тему способности наличие и преобладание

Урок № 7 Урок № 7 Тема урока: Тема урока: Способности как психическое Способности как психическое свойство свойство

План  1. Понятие о способностях  2. Физиологические основы способностей  3. Учёные о способностях  4. Структура способностей  5. Виды способностей  6. Формирование способностей

Актуальность проблемы Одной из самых сложных и интересных Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Психические индивидуальных различий. Психические свойства и качества людей свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. обучения, воспитания, деятельности. Центральным моментом в Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека индивидуальных особенностях человека являются его способности. Именно они являются его способности. Именно они определяют становление личности и определяют становление личности и обуславливают степень яркости ее обуславливают степень яркости ее индивидуальности. индивидуальности.

Понятие о способностях..Способности – индивидуально­психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению (Ю.Б.Гиппенрейтер).

Способности Способности Термин «способности» широко используется.. не только в психологии, но и в других науках. Способности выступают как свойства души человека и включают в себя всевозможные психические процессы и состояния. Такая характеристика способностей является наиболее старой Способности – это такой уровень развития знаний, умений и навыков у человека, который позволяет ему успешно справляться с различными видами деятельности. Такое определение широко применялось в XVIII–XIX вв Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.

Физиологическая основа Физиологическая основа способностей способностей.. Способности не могут быть ни врождёнными, ни генетическими образованиями – они продукт развития. Врождёнными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатками Задатки определяются как анатомо­ физиологические особенности мозга, нервной и мышечной систем, анализаторов или органов чувств

Б. М. Теплов в качестве основных признаков способностей выделяет следующие:

С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с Л.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с реальностью. реальностью. реальностью. Учёные о «способностях» Учёные о «способностях» С.Л. Рубинштейн говорит, что способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет. Рубинштейн С.Л.

Структура способностей Структура способностей ­Элементарные (ощущения, глазомер, муз.слух ­Сложные (учебные, трудовые, общения)

Слайд 2

1.Понятие о способности

Способности- индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности.

Деятельностьявляется первой пробой способностей и условием их развития.

По Б.М. Теплову: способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Слайд 3

Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.

  • Слайд 4

    2. Формирование способностей. Развитие природных задатков.

    Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков.

    • Задатки- врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
    • В способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор.
  • Слайд 5

    Уровни развития творческих способностей:

    • Одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.
    • Талант- это высокий уровень развития специальных способностей. Талант характеризуется возможностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках достигнутого человечеством. Талантливый человек с легкостью осваивает соответствующий вид деятельности, вносит в его исполнение виртуозность, изящество, достигает качественного исполнения.
    • Гениальность– высший уровень развития способностей – как общих (интеллектуальных), так и специальных. О гениальности можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, которые имеют выдающееся значение для жизни общества. Гением также называют человека, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, существенно влияющую на других людей в течение многих лет»
  • Слайд 6

    Тимы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные

    • Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.
    • Творческие способности способствуют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
  • Слайд 7

    • Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений и т.д.
    • Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие.
  • Слайд 8

    Д.З. Пути формирования способностей у детей

    Литература:

    • Немов Р.С. Психология. Кн.1, 1997
    • Першина Л.А. Общая психология. 2004
    • Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. 2008
    • Климов Е.А. Основы психологии. 2003
  • Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    «Способности. Виды способностей. Условия развития способностей» Личности способной удивляться и познавать, умеющей находить равильное решение в нестандартных ситуациях, нацеленной на открытие нового - предстоит творить наше будущее / Фромм /

    Способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека, связанные с успешностью выполнения какой-либо деятельности, но не сводящиеся к знаниям, умениям и навыкам.

    Способности по наследству Отец и сын военные Отец и сын врачи Отец и сын музыканты

    Способности – это проявление таланта человека в каком – либо виде деятельности.

    ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ 1) Природные (естественные) способности - Являются общими для человека и животных: восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. На базе этих задатков у человека, при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения, формируются специфические способности. 2) Специфические способности: - Общие: определяют успехи человека в различных видах деятельности. - Специальные: определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие.

    Уровни развития способностей Задатки – Способности. Одаренность – Мастерство – Талант – Гениальность – высокий уровень развития специальных способностей. высший уровень развития. своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. природные предпосылки способностей. совершенство в конкретном виде деятельности. Установите соответствие

    Историческая справка. Можно ли развить в себе способности? Александр Македонский В.А.Моцарт Греческий оратор Демосфен

    Практическая часть. Тест «Определение творческих способностей»

    Несколько советов желающему стать более коммуникативным Стремись расширить круг своих интересов в разных областях. Помни, чем шире твои познания, тем ты интереснее для окружающих. Развивай такую способность, как умение слушать собеседника. Таким образом ты проявляешь участие и интерес к личности собеседника. А это качество ценится! Стремись обходить острые углы в конфликтах или спорных ситуациях. «Уважение к людям, есть уважение к самому себе». Дж. Голсуорси.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие математических способностей учащихся в условиях гимназии.

    Как же организовано физико-математическое образование в нашей гимназии, если главной целью является создание такого образа выпускника...

    "Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

    Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

    Комплекс средств оценки особенностей творческого потенциала учащихся, как условие развития способностей и рефлексии

    Развитие творческого потенциала личности в обученииТворческий потенциал личности есть внутренняя готовность индивида воспринимать и решать встающие перед ним задачи. (1)На сегодняшний день, комплекс з...

    Развитие творческих способностей обучающихся в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида средствами ритмики и хореографии.

    Использование в коррекционной работе танцевального искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его творческого развития, социализации и интеграции в обществ...

    СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 6 класс


    СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    Одному легко дается математика, другому – иностранные языки, третий пишет стихи, четвертый добивается успехов в спорте – а какие у тебя способности?


    СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    СПОСОБНОСТИ - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

    ЗАДАТКИ - это природная предпосылка способности, физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.


    ВИДЫ ЗАДАТКОВ ЧЕЛОВЕКА

    • ВРОЖДЕННЫЕ ЗАДАТКИ – такие, которые проявляются уже при рождении ребенка.
    • ПРИБРЕТЕННЫЕ ЗАДАТКИ формируются в процессе деятельности Например, математические способности: для того чтобы освоить высшую

    математику, необходимо

    обязательно знать

    элементарную.

    НЕЙТ РОБИНСОН - трёхкратный победитель конкурса по броскам сверху (2006, 2009 и 2010). При росте – 175 см.

    ВЫСОКИЙ РОСТ

    РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ, ПОДВИЖНОСТЬ, БЫСТРОТА РЕАКЦИИ


    ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ

    проявляются в определенной сфере деятельности человека - музыке, математике, рисовании, спорте, технике и т.д.

    ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ обеспечивают успешное выполнение различных видов деятельности (таких, которые требуют проявления высокоразвитого интеллекта и напряженной умственной деятельности)


    ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

    ТВОРЧЕСКИЕ

    проявляются через создание человеком нестандартных, оригинальных продуктов деятельности.

    УЧЕБНЫЕ СПОСОБНОСТИ проявляются как быстрое и качественное усвоение знаний, формирование умений, однако не предусматривают оригинальности продуктов деятельности

    ИМПРЕСИОНИЗМ


    ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

    ПРАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ связанны с функционированием в человека теоретического, абстрактного мышления Люди, обладающие этими способностями, склонны к научной деятельности

    предусматривают

    наличие и преобладание

    в деятельности практического, наглядно-действенного мышления.

    МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ

    ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВО


    СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    У одного человека возможно сочетание как общих, так и специальных видов способностей

    Примерами высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей является М.В. Гоголь, М.В. Ломоносов и др.

    Говорят, когда

    В. Немировича-Данченко спросили, каждый ли может стать режиссером, он ответил: «Каждый, только одному потребуется для этого три года, другому – 30 лет, а третьему – 300 лет» .


    УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

    ОДАРЕННОСТЬ - наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека, качественно своеобразное, личностное сочетание способностей.

    ВАДИМ РЕПИН НАЧАЛ ИГРАТЬ НА СКРИПКЕ В 5 ЛЕТ


    УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

    ТАЛАНТ – высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях

    Талантливые ученые и писатели часто говорят, что главный залог их успехов - трудолюбие. Способность сидеть и работать, пахать. В мире высоких достижений побеждают не таланты, а пахари с талантом.

    МАЙК ТАЙСОН –

    10 раундов спарринга 6 дней в неделю + силовые тренировки с утра и до позднего вечера = является обладателем нескольких мировых рекордов, не побитых по сей день.


    УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

    ГЕНИАЛЬНОСТЬ - высший уровень интеллектуальной или творческой деятельности личности, который реально проявляется в выдающихся результатах и имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры.

    СТИВЕН ХОКИНГ- один из наиболее влиятельных и известных физиков-теоретиков нашего времени и основоположников квантовой космологии.


    ГЕНИИ И ТАЛАНТЫ

    Гениальность и талантливость имеют не только свои плюсы, но и минусы. Одних подобные способности и успехи доводят до шизофрении, других до самоубийства, третьи впадают «в детство».

    «…Люди думают, что они меня знают. Как бы не так. Ничего они не знают. Я ведь один из самых одиноких людей на свете. Иногда я из-за этого плачу. Это больно. Наверное, можно сказать, больно быть мною…».

    МАЙКЛ ДЖЕКСОН


    ГЕНИИ И ТАЛАНТЫ

    Делать легко то, что для других трудно - это талант. Делать то, что для других невозможно, - это гений.

    Анри Фредерик Амиель

    Гениальные люди - это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век.

    Наполеон Бонапарт

    Назначение гения в том, чтобы доставлять мысли, которые через двадцать лет станут достоянием кретинов.

    Луи Арагон


    • Виды способностей
    • Категории способностей
    • Гениальность
    • Талант
    • Одаренность

    • Разбираясь в том, почему у разных людей,находящиеся в одинаковых жизненных условиях, на выходе разный результат, мы часто руководствуем понятием «способности» , предполагая, что именно они влияют на то, чего добивается человек. Этот же термин мы используем для того чтобы выяснить, почему одни люди учатся чему-либо быстрее, чем другие и т. п.

    • Во-первых, это совокупность психических процессов и состояний, часто называемая свойствами души.
    • Во-вторых, это высокий уровень развития общих и специальных навыков, умений и знаний, которые обеспечивает эффективное выполнение человеком разного рода функций.
    • В-третьих, способности - это все то, что нельзя свести с знаниям, навыкам и умениям, но с помощью чего можно объяснить их приобретение, использование, использование и закрепление.


    • ОБЩИЕ (элементарные и сложные)
    • СПЕЦИАЛЬНЫЕ(присущие не всем людям).

    • Элементарные (простейшие) способности- это способности, связанные с функциями органов чувств и простейшими движениями (способность различать запахи, звуки, цвета) . Они присутствуют у человека с рождения и в течение жизни их можно совершенствовать.
    • Сложные способности – это способности различной деятельности, связанной с человеческой культуры. Например: музыкальные, художественные, математические и др. Такие способности называют социально обусловленными, т. к. они не являются врожденными.

    • ОБЩИЕ способности –это способности, имеющие у всех людей, но развитые у всех в различной степени(общие двигательные и умственные).Именно ими определяются успехи и достижения во многих видах деятельности (спорт, обучение, преподавание).


    • Специальные способности – это способности, встречающие не у всех и для которых, в большинстве случаев, требуется наличие определенных задатков (художественно-изобразительные, литературные, актерские, музыкальные). Благодаря им люди достигают успехов в специфических видах деятельности.


    • Теоретические способности –это способности, которые обусловливает склонность индивида к абстрактно-логическому мышлению, а также умение чётко ставить и успешно выполнять теоретические задачи.
    • Практические способности –это способности, которые проявляются в умении ставить и выполнять практические задачи, связанные с конкретными действиями в определённых жизненных ситуациях.


    • Учебные способности- это способности, определяющие успешность обучения, усвоения знаний, навыков и умений.
    • Творческие способности – это способности, определяющие умение человека создавать предметы духовной и материальной культуры, а также влияющие на производство новых идей, совершений открытий и т. п.

    • Коммуникативные способности –это способности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные с общением и взаимодействием с окружающими людьми, межличностным оцениванием и восприятием, установлением контактов, налаживание связей, нахождением общего языка, расположением к себе и взаимодействием на людей.

    • ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ –это способности, определяющие взаимодействие людей с неодушевлёнными предметами.