Рефераты Изложения История

Сторожевой корабль 159 проект знак медаль. Малые сторожевые корабли пр.159

– СОТС МИ-110Р

(54*) Для пр. 159А и 159М.

(58*) Для пр. 159 и 159М.

(59*) Для пр. 159А.

(60*) Для пр. 159 и 159М.

(61*) Для пр. 159А.

(62*) Для пр. 159.

(63*) Для пр. 159М.

(66*) Для пр. 159 и 159А.


















ОС-332*

СКР-38*

ОС-34*

СКР 9*

СКР-22*

ОС 333*

СКР 34*

СКР 29*

СКР 103*

СКР 18*




СКР 41*

СКР-11*

СКР-43*

СКР-3*

СКР 46*

СКР-23*

СКР 78*

Орловский комсомолец*

СКР-36*




СКР 92*

СКР-91*

СКР-120*

СКР-128*

СКР-47

СКР-26

СКР-33




СКР-27

СКР-40

Бакинец

СКР-106

СКР-110

СКР 112




СКР 87

СКР-123

СКР-126

СКР-133

СКР-138

Примечания:

Пр. 159, пр. 159А и пр. 159М- 14 (44) ед.

Основные тактико-технические элементы

Водоизмещение, т:

Главные размерения, м:

– длина наибольшая (по BЛ) 82,3 (78,0)

– ширина корпуса наибольшая (по BЛ) 9,2 (8,9)

Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 108 (9)

Автономность по запасам провизии, сут 10

Энергетическая установка:

– тип дизель-газотурбинная, с раздельной работой маршевых и форсажных двигателей на свои валы

– количество х тип форсажных ГТД (суммарная мощность, л. с.) 2 х М-2Б (30 000)

– количество х тип маршевых ДД (суммарная мощность, л. с.) 1 х 61В-3 (5400)

– количество х тип движителей 2 х ВФШ + 1 х ВРШ

– количество х тип подруливающих колонок 1 х «Поворот-159»()

Скорость хода, уз:

– полная 32

– экономическая 14

Дальность плавания ходом 14 уз, мили 2000

Вооружение:

Артиллерийские комплексы:

– количество АУ х стволов (тип АУ) 2 x 2 – 76/60 (АК-726)

Противолодочное:

– количество ТА х труб (тип ТА) 1 x 5- 400-мм (ПТА-400)() или 2 х 5 – 400-мм (ПТА-400)()

– боезапас 48 РГБ-60

– количество РБУ х стволов (тип РБУ) 4 х 16 – 134-мм (РБУ-2500)()

– боезапас 128 РГБ-25

– количество РБУ х стволов (тип РБУ) 2 х 16 – 134-мм (РБУ-2500)()

– боезапас 64 РГБ-25

– количество бомбосбрасывателей 2

– ПУСБ «Смерч»

Радиоэлектронное:

– ПОТО «Планшет-59»

– РЛС обнаружения НЦ и ВЦ «фут -Н»(62*) или «Рубка» (МР-302)()

– РЛС навигационная «Нептун-М»() или «Дон-2»

– станция РТР «Бизань-4Б»

– станция постановки активных помех «Тюльпан»

– ГАС с антенной в подкильном обтекателе «Титан» (МГ-312) + «Вычегда» (МГ-311)() или «Платина-МС»()

– ГАС с антенной в буксируемом обтекателе «Вега»()

– СОТС МИ-110Р

(54*) Для пр. 159А и 159М.

(55*) Устанавливались на СКР в процессе проведения среднего ремонта.

(56*) Для пр. 159 и части кораблей пр. 159А, а также части кораблей пр. 159М.

(57*) Для части кораблей пр. 159М и пр. 159А.

(58*) Для пр. 159 и 159М.

(59*) Для пр. 159А.

(60*) Для пр. 159 и 159М.

(61*) Для пр. 159А.

(62*) Для пр. 159.

(63*) Для пр. 159М.

(64*) Для пр. 159А и пр. 159М.

(65*) На СКР пр. 159 и пр. 159А в процессе модернизации по пр. 159М РЛС «Нептун» заменялась на РЛС «Дон-2».

(66*) Для пр. 159 и 159А.


Схема наружного вида СКР пр. 159:

1 – охранительное устройство БОКА-Ду; 2 – морские дымовые шашки (МДШ); 3 – устройство перезаряжания РГБ-2500; 4 – РГБ-2500; 5 – 76-мм АУ АК-726; 6 – 400-мм ТА ПТА-40; 7 – спасательный плотик; 8 – АП станции постановки активных помех «Тюльпан»; 9 – АП РЛС «Фут-Н»; 10-АП станции «Нихром» системы опознавания «свой-чужой»; 11 – АП станции РТР «Бизань-4Б»; 12 – АП РЛС «Нептун-М»; 13 – АП радиопеленгатора АРП-50; 14 – ходовой мостик; 15 – АП РЛС СУАО «Фут-Б»; 16 – ходовая рубка; 17 – датчик СОТС МИ-110Р; 18 – обтекатель антенн ГАС «Титан» и «Вычегда»; 19 – активный руль с водопогружным электромотором; 20 – минные рельсы; 21 – шестивесельный ял.



Продольный разрез СКР пр. 159:

1 – глубинные бомбы; 2 – пост бомбосбрасывания; 3 – кладовые различного назначения; 4 – РБУ-2500; 5 – пост наводки РБУ-2500; 6 – кубрик личного состава на 26 человек (+ 13 запасных мест); 7 – каюта мичманов и старшин на шесть человек; 8 – 76-мм АУ АК-726; 9 – подбашенное отделение 76-мм АУ АК-726; 10 – кормовое МО (ДД); 11 – 400-мм ТА ПТА-40; 12 – кормовая электростанция; 13 – носовое МО (ГТД); 14 – АП станции постановки активных помех «Тюльпан»; 15 – АП РЛС «Фут-Н»; 16 – АП станции РТР «Бизань-4Б»; 17 – АП РЛС «Нептун-М»; 18 – ходовой мостик; 19 – АП РЛС СУАО «Фут-Н»; 20 – штурманская рубка; 21 – ходовая рубка; 22 – помещение вентиляторов и калориферов; 23 – коридор; 24 – запасная кабина управления ГЭУ; 25 – каюта офицеров на два человека; 26 – радиорубка; 27 – кубрик личного состава на 26 человек; 28 – кубрик личного состава на 21 человека (+ три запасных места); 29 – шпилевая; 30 – дегазационный пост; 31 – форпик; 32 – цепной ящик; 33 – кладовая мокрой провизии; 34 – кубрик личного состава на восемь человек; 35 – помещение холодильной машины; 36 – цистерна пресной воды; 37 – агрегатная РЛС; 38 – погреб на 700 76-мм выстрелов; 39 – посты ПУСБ «Смерч-159» и аппаратуры «Дозор»; 40 – помещение машины кондиционирования воздуха; 41 – центральный артиллерийский пост (ЦАРП); 42 – топливные цистерны; 43 – гиропост; 44 – погреб РГБ-25; 45 – посты гидроакустиков; 46 – антенна ГАС «Титан»; 47 – антенна ГАС «Вычегда»; 48 – шахта лага; 49 – ДГ; 50 – ГТД; 51 – помещение успокоителя качки; 52 – главный ДД; 53 – помещение механизма изменения шага (МИШ); 54 – коридор гребного винта; 55 – румпельное отделение; 56 – активный руль с водопогружным электромотором.



СКР пр. 159: а – план второго яруса надстройки (слева), а также план ходовой рубки и мостика (справа); б – план верхней палубы; в – план платформы; г – план трюма:

1 – штурманская рубка; 2 – помещение вентиляторов и калориферов; 3 – пост наводки РБУ-2500; 4 – ходовой мостик; 5 – ходовая рубка; 6 – РБУ-2500; 7 – 76-мм " АУ АК-726; 8 – 400-мм ТА ПТА-40; 9 – боцманская кладовая; 10 – дымоходы; 11 – съемный лист; 12 – шахта забора воздуха к ГТД; 13 – бытовые помещения личного, состава; 14 – помещение высокочастотных блоков РЛС «Фут-Н»; 15 – помещение дежурного офицера; 16 – камбуз; 17 – помещение СПС; 18 – бомбосбрасыватели; 19 – румпельное отделение; 20 – кубрик личного состава; 21 – кормовое МО; 22 – ДГ; 23 – главный ДД; 24 – кормовая электростанция; 25 – цистерна циркуляционного масла; 26 – носовое МО; 27 – ГТД; 28 – носовая электростанция; 29 – ЦАРП; 30 – шкиперская кладовая; 31 – подбашенное отделение 76-мм АУ; 32 – масляные (Прим: страница скана обрезана на тексте)


Сторожевой корабль пр. 159 спроектирован Зеленодольским ПКБ под руководством А.В. Кунаховича, а пр. 159А и пр. 159М- под руководством О.В. Рогожникова. Они предназначались для охраны водного района, длительного несения дозорной службы и борьбы с подводными лодками в прибрежной зоне. До 19.05.1966 г. классифицировались как противолодочные корабли (ПЛК). Корпус гладкопалубный, стальной, с элементами, выполненными из легких сплавов, с двойным дном на всем протяжении. Междудонное пространство частично использовалось для хранения топлива. Корпус делился водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков. Надстройки были изготовлены из легких сплавов. Главные механизмы располагались в двух машинных отделениях, между которыми находился отсек с двумя ГТГ. В носовом машинном отделении находились оба ГТД, а в кормовом – ДД. Все двигатели соединялись с валами при помощи редукторов. На полных ходах работали все валы, а на экономическом – только средний вал (с ВРШ) при свободно вращающихся бортовых валах, что ухудшало экономичность установки (из-за сопротивления винтов).

Так как маршевая установка была од- новальной, то для повышения маневренности СКР в узкостях или при швартовке (ДД на малых оборотах работал крайне неустойчиво) на первых кораблях пр. 159 устанавливались активные рули с водопог- ружными электромоторами, а на остальных – подруливающее устройство (колонка) немецкой фирмы «Pleiger» (ФРГ). Впоследствии на базе этого устройства была разработана выдвижная движительно-рулевая колонка (ВДРК) «Поворт-159», которая устанавливалась на все СКР в процессе постройки или проведения среднего ремонта.

Торпедообразный обтекатель антенны ГАС, впервые в практике военного кораблестроения, изготовили из титана. Для снижения акустического поля и уровня помех работе ГАС предусматривались подвод воздуха к гребным винтам, механизмы ГЭУ имели звукоизолирующую амортизацию и вибродемпфирующие покрытия. Все трубопроводы оснащались гибкими патрубками.


сечение по 47 шп. (см. в нос)


сечение по 54 шп. (см. в нос)



сечение по 79 шп. (см. в нос)


сечение по 117 шп. (см. в корму)


сечение по 57 шп. (см. в корму)


сечение по 28 шп. (см. в нос)

Вид с носа и поперечные сечения СКР пр. 159:

1 – РБУ-2500; 2 – помещение вентиляторов и колориферов; 3 – коридор; 4 – кают-компания; 5 – каюта командира корабля; 6 – погреб РГБ-25; 7 – топливные цистерны; 8 – АП РЛС СУАО «Фут-Б»; 9 – штурманская рубка; 10 – бытовые помещения команды; 11 – каюты офицеров; 12 – посты гидроакустиков; 13 – антенна ГАС «Вычегда»; 14 – кормовая электростанция; 15 – ПЭЖ; 16 – помещение механизмов успокоителя качки; 17 – подъемник РГБ; 18 – кладовые различного назначения; 19 – ВФШ; 20 – ВРШ; 21 – АП РЛС «Фут-Н»; 22 – АП станции «Нихром» системы опознавания «свой-чужой»; 23 – АП станции РТР «Бизань-4Б»; 24 – АП РЛС «Нептун-М»; 25 – АП станции постановки активных помех «Тюльпан»; 26 – шахта забора воздуха к ГТД; 27 – запасная кабина управления ГЭУ; 28 – шахта лага; 29 – 76-мм АУ АК-726; 30 – подбашенное отделение 76-мм АУ Ак-726; 31 – отделение перезарядки 76-мм АУ Ак-726; 32 – агрегатная РЛС; 33 – погреб на 700 76-мм выстрелов.


Корабли данного типа обладали хорошими мореходными качествами. Использование оружия было возможно при волнении моря до четырех баллов. В качестве средств успокоения качки использовались бортовые управляемые рули. Главным недостатком пр. 159 и его модификаций специалисты считали морально устаревшее вооружение, сложную конструкцию и малую надежность главных механизмов.

Всего в период с 1958 г. по 1976 г. для советского флота было построено 45 кораблей данного типа. Из них 22 единицы по пр. 159, а 23 – по пр. 159А. Головной (опытный) СКР построили в Зеленодольске на ССЗ № 340 (с 1966 г. Зеленодольский ССЗ им. Горького), а серийные корабли – в Калининграде на ССЗ № 820 (с 1966 г. Прибалтийский ССЗ «Янтарь») и в Хабаровске на ССЗ № 876 (с 1966 г. Хабаровский ССЗ). Заказ на один корабль пр. 159А (СКР-88) 4.08.1967 г. аннулировали. Еще два корабля пр. 159А (СКР-96 и СКР-95) в период постройки были куплены правительствами Эфиопии и Вьетнама. Они входили в состав советского флота временно, лишь в период подготовки к передаче заказчику. СКР пр. 159А в отличие от пр. 159, имели два пятитрубных 400-мм ТА, вместо четырех РБУ-2500 – две РБУ-6000 и вместо РЛС «Фут-Н» – РЛС «Рубка». На части СКР устанавливалась РЛС «Турель». В период с 1969 г. по 1973 г., для повышения возможностей пр. 159 по обнаружения подводных лодок, в Зеленодольском ПКБ был разработан проект его модернизации, известный как пр. 159М. В соответствии с ним на кораблях вместо кормовых РБУ-2500 установили ГАС «Вега» с антенной в буксируемом обтекателе, вместо ГАС «Титан» и «Вычегда» в подкильном обтекателе ГАС «Платина-МС», вместо РЛС «Фут-Н» – РЛС «Рубка», а вместо РЛС «Нептун» – РЛС «Дон-2». По пр. 159М модернизирова- ли СКР-11, СКР-18, СКР-26, СКР-33, СКР-38, СКР-41, СКР-43, СКР-46 и СКР-47. При этом на СКР-33, СКР-38 и СКР-46 продолжала сохраняться РЛС «Фут-Н».

В начале 60-х годов СКР-1 (с одновременной переклассификацией в ОС-332) переоборудовали в опытное судно для испытаний ПЛРК «Вихрь». В середине 70-х годов на СКР-17 (с одновременной переклассификацией в ОС-34) разместили ГАС «Аврора-Н» с подъемно стоп-стартовым опускным устройством (ПСУ) «Руза-Н». Рабочее тело ГАС с ПСУ размещались в закрытом ангаре, смонтированном вместо кормовых РБУ-2500. На СКР-46 проходил испытания ГАС «Вега», а на СКР-98 – ГАК «Бронза». Первая предназначалась для СКР пр. 1135 и пр. 1135М, а последний – для ПСКР пр. 11351 и МПК пр. 12412. В конце 70-х годов СКР-30 переклассифицировали в ОС-333. На нем отрабатывали носители датчиков и аппаратуру неакустических средств поиска ПЛ по темам «Кайра» и «Струя-2М». Одновременно проводились испытания ПОУ СОКС «Кайра». В конце 70-х СОКС «Кайра» в полной комплектации испытывалась на СКР-34.

Из 45 кораблей пр. 159 и пр. 159А построенных для советского флота, к декабрю 1991 г. в строю оставалось 14 единиц. Девять кораблей (СКР-82, СКР-94, СКР-95, СКР-100, СКР-104, СКР-108, СКР-115, СКР-130 и СКР-135) продали правительствам Вьетнама (четыре единицы), Эфиопии (две единицы) и Индии (три единицы). Остальные СКР (23 единицы) по различным причинам исключили из боевого состава флота и сдали на слом.



Схема наружного вида СКР пр. 159А:

1 – охранительное устройство БОКА-Ду; 2 – морские дымовые шашки (МДШ); 3 – 400-мм ТА ПТА-40; 4 – 76-мм АУ АК-726; 5 – спасательный плотик; 6 – спасательные плотики ПСН-6; 7 – АП станции постановки активных помех «Тюльпан»; 8 – АП РЛС «Рубка»; 9 – АП станции «Нихром» системы опознавания «свой-чужой»; 10 – АП станции РТР «Бизань-4Б»; 11 – АП РЛС «Нептун-М»; 12 – АП радиопеленгатора АРП-50; 13 – ходовой мостик; 14 – АП РЛС СУАО «Фут-Б»; 15 – ходовая рубка; 16 – РБУ-6000; 17 – датчик СОТС МИ-110Р; 18 – обтекатель антенн ГАС «Титан» и «Вычегда»; 19 – активный руль с водопогружным электромотором; 20 – минные рельсы; 21 – шестивесельный ял.



Схема наружного вида ОС-332 (б. СКР-1) после переоборудования в опытное судно для испытаний ПЛРК «Вихрь» (вверху) и ОС-34 (б. СКР-17) в период проведения испытаний ГАС «Аврора-Н»:

1 – морские дымовые шашки (МДШ); 2 – РБУ-6000; 76-мм АУ АК-726; 4 – 400-мм ТА ПТА-40; 5 – спасательный плотик; 6 – спасательные плотики ПСН-6; 7 – АП станции постановки активных помех «Тюльпан»; 8 – АП РЛС «Фут-Н»; 9 – АП станции «Нихром» системы опознавания «свой-чужой»; 10 – АП станции РТР «Бизань-4Б»; 11 – АП РЛС «Дон-2»; 12 – АП радиопеленгатора АРП-50; 13 – ходовой мостик; 14 – АП РЛС СУАО «Фут-Б»; 15 – ходовая рубка; 16 – ангар перегрузочного устройства и механизма перезаряжания ПУ ПЛРК «Вихрь»; 17 – ПУ ПЛРК «Вихрь»; 18 – направляющие и поддерживающий механизм ПОУ ГАС «Аврора-Н»; 19 – ангар рабочего тела, ПОУ и лебедки ГАС «Аврора-Н»; 20 – АП РЛС «Нептун-М»; 21 – устройство перезаряжания РБУ-2500; 22 – РБУ-2500; 23 – датчик СОТС МИ-110Р


ОС-332* (зав. № 601, до 30.05.1978 г. – СКР-1, до 19.05.1966 г. – ПЛК-1). ССЗ № 340 (г. Зеленодольск): 31.08.1957 г.; 31.08.1959 г.; 30.12.1961 г.

Входил в состав ЧФ. С 12.10.1977 г. по 1979 г. на СРЗ «Севморзавод» (г. Севастополь) корабль переоборудовали в опытное судно для испытаний ПЛРК «Вихрь» и переклассифицировали в ОС-332. 1.02.1987 г. его, из-за достижения предельного срока службы исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации, а в 1988 г. в Инкермане – разобрали на металл.

СКР-38* (зав. № 150, мод. по пр. 159М, до 19.05.1966 г. – ПЛК-4). ССЗ №820 (г. Калининград): 31.10.1958 г.; 1.04.1960 г.; 30.11.1961 г.

Входил в состав БФ. С 30.08.1984 г. по 5.02.1987 г. в Риге корабль был модернизирован по пр. 159М. 19.04.1990 г. его, из-за предельного срока службы, исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации. В начале 1991 г. СКР-38 полностью разоружили и поставили на прикол в Балтийске. В 1992 г. корпус корабля затонул из-за неисправности донно-за- бортной арматуры. Впоследствии его подняли и разобрали на металл.

ОС-34* (зав. № 154, до 19.08.1982 г. – СКР-17, до 19.05.1966 г. – ПЛК-17). ССЗ № 820 (г. Калининград): 24.04.1959 г.; 5.08.1960 г.; 31.12.1961 г.

После вступления в строй входил в состав БФ, с 15.03.1965 г. – в состав СФ, а с 27.05.1980 г. – в состав ЧФ. В середине 70-х годов на корабле (сдан флоту после модернизации в 1977 г.) проходила испытания ГАС «Аврора-Н» и ПСУ «Руза-Н». 28.09.1990 г. СКР, из-за достижения предельного срока службы, исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации, а в начале 1991 г. в Инкермане – разобрали на металл.

СКР 9* (зав. № 157, до 19.05.1966 г. – ПЛК-9). ССЗ № 820 (г. Калининград): 18.07.1959 г.; 14.10.1960 г.; 30.06.1962 г.

После вступления в строй входил в состав БФ, а с 13.12.1963 г. – в состав СФ. 19.04.1990 г. корабль, из-за достижения предельного срока службы, исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации, а 1991 г. в Мурманске на базе «Главвторчермета» – разобрали на металл.

СКР-22* (зав. № 158, модернизирован по пр. 159М, до 19.05.1966 г. – ПЛК-22). ССЗ № 820 (г. Калининград): 26.09.1959 г.; 25.01.1961 г.; 31.12.1961 г.

После вступления в строй входил в состав БФ, а с 17.12.1963 г. – в состав СФ. В середине 80-х годов СКР модернизировали по пр. 159М. 24.06.1991 г. корабль, из-за достижения предельного срока службы, исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации, а в октябре-декабре 1991 г. в Мурманске на базе «Главвторчермета» – разобрали на металл.

ОС 333* (зав. № 163, до 30.05.1978 г. – СКР-30, до 19.05.1966 г. – ПЛК-30). ССЗ № 820 (г. Калининград): 15.06.1960 г.; 24.06.1961 г.; 31.12.1962 г.

После вступления в строй входил в состав БФ, а с 23.12.1968 г. – в состав ЧФ. В конце 70-х годов на корабле (сдан флоту после модернизации в 1978 г.) отрабатывались носители датчиков и аппаратура неакустических средств поиска ПЛ по темам «Кайра» и «Струя-2М». Одновременно испытывалась ПОУ СОКС «Кайра». 28.09.1990 г. корабль, из-за предельного срока службы исключили из боевого состава флота, полностью разоружили и передали Госснабу СССР. До середины 1994 г. корпус корабля использовался в качестве плавучего склада в СРЗ «Севморзавод» (г. Севастополь), а затем в Инкермане его разобрали на металл.

СКР 34* (зав. № 165, мод. по пр. 159АВ, до 19.05.1966 г. – ПЛК-34). ССЗ № 820 (г. Калининград): 27.07.1960 г.; 30.08.1961 г.; 4.10.1963 г.

Входил в состав СФ. В конце 70-х годов на корабле (сдан флоту после модернизации в 1976 г.) проходила испытания СОКС «Кайра». С 1.10.1981г. по 6.10.1983 г. на СРЗ № 82 (пос. Росляково) СКР прошел средний ремонт. 19.04.1990 г. СКР-34, из-за достижения предельного срока службы, исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации, а в 1991 г. в Мурманске на базе «Главвторчермета» – разобрали на металл.

СКР 29* (зав. № 186, до 19.05.1966 г. – ПЛК-29). ССЗ № 820 (г. Калин- град): 10.12.1964 г.; 27.03.1966 г.; 30.12.1966 г.

Входил в состав СФ. 24.06.1991 г. корабль из-за износа материальной части исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации. До конца 1991 г. в Мурманске на базе «Главвторчермета» он был разобран на металл.

СКР 103* (зав. № 188, пр. 159А). ССЗ «Янтарь»: 27.03.1966 г.; 15.12.1966 г.; 29.09.1967 г.

Входил в состав СФ. 24.06.1991 г. корабль, из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения ремонта, исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации. К концу 1991 г. в Мурманске на базе «Главвторчермета» его разделали на металл.

СКР 18* (зав. № 28, мод. по пр. 159М, до 19.05.1966 г. – IU1K-15). ССЗ № 876 (г. Хабаровск): 28.08.1959 г.; 27.06.1961 г.; 12.12.1962 г.

Входил в состав ТОФ. 4.05.1989 г. корабль, из-за достижения предельного срока службы, исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации. В 1990-91 гг. его разобрали на металл.



Схема наружного вида СКР пр. 159А после проведения среднего ремонта (вверху)() и СКР-98 в период испытаний ГАК «Бронза» (внизу):

1 – морские дымовые шашки (МДШ); 2 – 400-мм ТА ПТА-40; 3 – 76-мм АУ АК-726; 4 – контейнер для кран-балки и рабочего тела опускаемой антенны ГАС «Ока»(); 5 – спасательные плотики ПСН-6; 6 – АП станции постановки активных помех «Тюльпан»; 7 – АП РЛС «Рубка»; 8 – АП станции «Нихром» системы опознавания «свой-чужой»; 9 – АП станции РТР «Бизань-4Б»; 10 – АП РЛС «Дон-2»; 11 – АП радиопеленгатора АРП-50; 12 – ходовой мостик; 13 – АП РЛС СУАО «Фут-Б»; 14 – ходовая рубка; 15 – РБУ-6000; 16 – датчик СОТС МИ-110Р; 17 – обтекатель антенн ГАС «Титан» и «Вычегда»; 18 – ВДРК «Поворт-159»; 19 – ангар рабочего тела, ПОУ и лебедки буксируемой антенны ГАК «Бронза».

(67*) Средний ремонт СКР пр. 159А сопровождался модернизацией, в ходе которой РЛС «Нептун-М» заменялась на РЛС «Дон-2», а активные рули с водопогружными моторами – на ВДРК «Поворт-159».

(68*) ГАС «Ока» устанавливалась на некоторых кораблях пр. 159А в процессе проведения среднего ремонта или на кораблях пр. 159 во время модернизации по пр. 159М. Благодаря этому эти СКР могли вести эффективный поиск ПЛ противника в мелководных районах.


СКР 41* (зав. № 29, мод. по пр. 159М). ССЗ № 876 (г. Хабаровск): 27.02.1960 г.; 1.07.1962 г.; 21.03.1963 г.

Входил в состав ТОФ. 20.06.1987 г. корабль, из-за достижения предельного срока службы, исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации, а в 1988 г. во Владивостоке на базе «Главввторчермета» – разобрали на металл.

СКР-11* (зав. № 30, мод. по пр. 159М, до 19.05.1966 г. – ПЛК-11). ССЗ № 876 (г. Хабаровск): 20.12.1960 г.; 25.04.1963 г.; 14.12.1963 г.

Входил в состав ТОФ. 31.12.1988 г. из-за износа материальной части был выведен в резерв и в б. Новик поставлен на консервацию. 15.02.1991 г. корабль из-за достижения предельного срока службы исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации, а до конца 1991 г. во Владивостоке на базе «Главвторчермета» – разобрали на металл.

СКР-43* (зав. № 31, мод. по пр. 159М, до 19.05.1966 г. – ПЛК-43). ССЗ №876 (г. Хабаровск): 16.06.1961 г.; 28.08.1963 г.; 29.04.1964 г.

Входил в состав ТОФ. С 10.02.1981 г. по 10.11.1981 г. на СРЗ «Дальзавод» (г. Владивосток) корабль был модернизирован по пр. 159М. 4.05.1989 г. его, из-за износа материальной части и достижения предельного срока службы, исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации. В 1990-91 гг. СКР-43 разобрали на металл (вероятно на СРЗ «Дальзавод»).

СКР-3* (зав. № 32, до 19.05.1966 г. – ПЛК-3).

ССЗ № 876 (г. Хабаровск): 10.01.1962 г.; 29.05.1964 г.; 26.12.1964 г.

Входил в состав ТОФ. 19.01.1983 г. корабль был выведен в резерв после среднего ремонта на СРЗ «Дальзавод» и в б. Новик поставлен на консервацию. 19.04.1990 г. его, из-за достижения предельного срока службы, исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации, а в 1991 гг. – разобрали на металл (вероятно на СРЗ «Дальзавод»).

СКР 46* (зав. № 33, мод. по пр. 159М, до 19.05.1966 г. – ПЛК-46). ССЗ №876 (г. Хабаровск): 19.07.1963 г.; 24.04.1965 г.; 30.09.1965 г.

Входил в состав ТОФ. С 17.07.1971 г. по 29.07.1974 г. на СРЗ «Дальзавод» (г. Владивосток) корабль модернизировали по пр. 159М. 4.05.1989 г. его, из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения среднего ремонта, исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации. В 1990-91 гг. СКР-46 разобрали на металл (вероятно на СРЗ «Дальзавод»).

СКР-23* (зав. № 34, до 19.05.1966 г. – ПЛК-23).

ССЗ № 876 (г. Хабаровск): 23.12.1963 г.; 20.08.1965 г.; 30.12.1965 г.

Входил в состав ТОФ. 4.05.1989 г. корабль, из-за износа материальной части и достижения предельного срока службы исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации. До октября 1989 г. его полностью разоружили и 1.10.1989 г. в б. Раковая – посадили на прибрежную отмель.

СКР 78* (зав. № 35, до 19.05.1966 г. – ПЛК-59). ССЗ № 876 (г. Хабаровск): 29.10.1964 г.; 29.04.1966 г.; 31.12.1966 г.

Входил в состав ТОФ. 19.04.1990 г. корабль, из-за износа материальной части, исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации. До конца 1991 г. он был разделан на металл (вероятно на СРЗ «Дальзавод»).

Орловский комсомолец* (зав. № 36, до 12.03.1979 г. – СКР-21, до 19.05.1966 г. – ПЛК-21). ССЗ № 876 (г. Хабаровск): 29.12.1964 г.; 30.06.1966 г.; 31.12.1966 г. 31.12.1966 г.

Входил в состав ТОФ. 15.02.1991 г. корабль, из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения ремонта, исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации. К концу 1991 г. его полностью разоружили и в б. Новик – посадили на прибрежную отмель.

СКР-36* (зав. № 37, пр. 159А). ССЗ № 876 (г. Хабаровск): 31.08.1965 г.; 27.04.1967 г.; 30.09.1967 г.

Входил в состав ТОФ. 4.05.1989 г. корабль, из-за износа материальной части, исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации. В 1990 г. его полностью разоружили и в б. Новик посадили на прибрежную отмель, а в 1991 г. – разобрали на металл.



Схема наружного вида СКР-46 в период проведения испытаний ГАС «Вега» (вверху)() и СКР-34 в период проведения испытаний СОКС «Кайра»:

1 – пульт управления ПОУ и лебедкой ГАС «Вега»; 2 – ПОУ ГАС «Вега»; 3 – рабочее тело ГАС «Вега»; 4 – лебедка ПОУ ГАС «Вега»; 5 – ангар с телеметрической аппаратурой; 6 – спасательный плотик; 7 – АП станции постановки активных помех «Тюльпан»; 8 – АП РЛС «Фут-Н»; 9 – АП станции «Нихром» системы опознавания «свой-чужой»; 10 – АП станции РТР «Бизань-4Б»; 11 – АП РЛС «Нептун-М»; 12 – АП радиопеленгатора АРП-50; 13 – ходовой мостик; 14 – АП РЛС СУАО «Фут-Б»; 15 – ходовая рубка; 16 – устройство перезаряжания РБУ-2500; 17 – РБУ-2500; 18 – 76-мм АУ АК-726; 19 – датчик СОТС МИ-110Р; 20 – пост управления лебедкой и ПОУ СОКС «Кайра»; 21 – ПОУ (поддерживающий и напаравляющий барабан) СОКС «Кайра»; 22 – носитель датчиков СОКС «Кайра»; 23 – лебедка ПОУ СОКС «Кайра».

(69*) На начальном этапе проведения испытаний ГАС «Вега» СКР-46 сохранял первоначальный состав вооружения (за исключением кормовых РБУ-2500).


СКР 92* (зав. № 38, пр. 159А). ССЗ № 876 (г. Хабаровск): 28.03.1966 г.; 31.07.1967 г.; 30.12.1967 г.

Входил в состав ТОФ. 24.06.1991 г. корабль, из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения ремонта, исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации. К концу 1991 г. во Владивостоке на базе «Главввторчермета» его разделали на металл.

СКР-91* (зав. № 196, пр. 159А). ССЗ «Янтарь» (г. Калининград): 8.12.1967 г.; 4.01.1969 г.; 30.09.1969 г.

Входил в состав СФ. В конце 70-х годов на корабле (сдан флоту после модернизации в 1977 г.) проходил испытания ГАК «Бронза». 30.01.1991 г. корабль, из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения ремонта, исключили из боевого состава флота и передали в ОФИ для утилизации. В ноябре-декабре 1991 г. в Мурманске на базе «Главвторчермета» его разделали на металл.

СКР-120* (зав. № 199, пр. 159А). ССЗ «Янтарь» (г. Калининград): 19.06.1969 г.; 7.04.1970 г.; 29.09.1970 г.

Входил в состав СФ. 24.06.1991 г. корабль, из-за износа материальной части исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации. К концу 1991 г. в Мурманске на базе «Главвторчермета» его разделали на металл.

СКР-128* (зав. № 4, пр. 159А). Хабаровский ССЗ (г. Хабаровск): 3.03.1971 г.; 3.06.1972 г.; 30.09.1972 г.

Входил в состав ТОФ. 24.06.1991 г. корабль, из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения ремонта, исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации. К концу 1991 г. его разобрали на металл.

СКР-47 (зав. № 151, модернизирован по пр. 159М, до 19.05.1966 г. – ПЛК-5). ССЗ № 820 (г. Калининград): 31.12.1958 г.; 1.07.1960 г.; 28.12.1961 г.

Входил в состав БФ. В конце 1962 г. корабль перешел в Североморск и 8.12.1962 г. его включили в состав СФ. С 28.05.1963 г. по 25.11.1964 г. на ССЗ № 820 ПЛК-5 прошел средний ремонт и модернизацию по пр. 159М, а с 1.11.1987 г. по 16.12.1988 г. – на СРЗ № 82 (пос. Росляково) – прошел средний ремонт. 29.10.1992 г. корабль, из-за достижения предельного срока службы, исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. В ноябре-декабре 1992 г. в Северодвинске его полностью разоружили, а затем в Архангельске – разобрали на металл.

СКР-26 (зав. № 153, модернизирован по пр. 159М, до 19.05.1966 г. – ПЛК-14). ССЗ № 820 (г. Калининград): 6.03.1959 г.; 1.06.1960 г.; 27.12.1961 г.

Входил в состав БФ. В конце 1962 г. корабль перешел в Североморск и 8.12.1962 г. его включили в состав СФ, 22.01.1965 г. – в состав БФ, а 7.07.1965 г. – вновь в состав СФ. С 21.12.1970 г. по 11.02.1977 г. на СРЗ № 35 (Роста), с 28.11.1979 г. по 14.07.1981 г. – ССЗ «Янтарь» (г. Калиниград) и с 20.07.1989 г. по 22.10.1991 г. – на СРЗ № 82 (пос. Росляково) он проходил средний и капитальный ремонт, а также модернизацию по пр. 159М (на ССЗ «Янтарь»). 30.06.1993 г. СКР-26 исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. К 1.11.1993 г. в Северодвинске корабль полностью разоружили, а затем в Архангельске – разобрали на металл.

СКР-33 (зав. № 159, модернизирован по пр. 159М, до 19.05.1966 г. – ПЛК-25). ССЗ № 820 (г. Калининград): 26.12.1959 г.; 7.04.1961 г.; 14.11.1962 г.

Входил в состав БФ. В конце 1963 г. корабль перешел в Североморск и 17.12.1963 г. его включили в состав СФ. С 1.10.1973 г. по 30.07.1978 г. СКР-33 числился в резерве и находился на консервации в губе Сайда. С 24.11.1978 г. по 27.05.1980 г. на ССЗ «Янтарь» корабль прошел средний ремонт и модернизацию по пр. 159М, а с 9.10.1986 г. по 1.11.1988 г. – на СРЗ № 82 (пос. Росляково) – капитальный ремонт. 4.08.1995 г. СКР-33, из-за достижения предельного срока службы, исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. К 1.09.1995 г. в Северодвинске СКР-33 полностью разоружили, а затем в Архангельске разобрали на металл.



Схема наружного вида СКР пр. 159М (с РЛС «Фут-Н»):

1 – лацпорт помещения рабочего тела и ПОУ ГАС «Вега»; 2 – охранительное устройство БОКА-Ду; 3 – морские дымовые шашки (МДШ); 4 – ангар рабочего тела и ПОУ ГАС «Вега»; 5 – 76-мм АУ АК-726; 6 – 400-мм ТА ПТА-40; 7 – спасательные плотики ПСН-6; 8 – АП станции постановки активных помех «Тюльпан»; 9 – АП РЛС «Фут-Н»; 10 – АП станции «Нихром» системы опознавания «свой-чужой»; 11 – АП станции РТР «Бизань-4Б»; 12 – АП РЛС «Дон-2»; 13 – АП радиопеленгатора АРП-50; 14 – ходовой мостик; 15 – АП РЛС СУАО «Фут-Б»; 16 – ходовая рубка; 17 – устройство перезаряжания РБУ-2500; 18 – РБУ-2500; 19 – датчик СОТС МИ-110Р; 20 – обтекатель антенны ГАС ЗПС; 21 – обтекатель антенны ГАС «Платина-МС»; 22 – ВДРК «Поворот-159»; 23 – шестивесельный ял.


СКР-27 (зав. № 162, пр. 159, до 19.05.1966 г. – ПЛК-27). ССЗ № 820 (г. Калининград): 8.04.1960 г.; 29.05.1961 г.; 31.12.1962 г.

Входил в состав БФ. В 1963 г. по внутренним водным путям корабль был переведен в Черное море и 23.07.1993 г. – включен в состав ЧФ. С 1-го по 31.06.1967 г. и с 1.01 по 31.12.1968 г. СКР-27 оказывал помощь вооруженным силам Египта. С 9-го по 12.08.1969 г. он с дружественным визитом посетил порт Варна (Болгария). С 19.02.1987 г. по 1989 г. на СРЗ «Флотский арсенал» (г. Варна) корабль прошел капитальный ремонт. 3.07.1992 г. СКР-27 исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. К 1.10.1992 г. в Инкермане его разобрали на металл.

СКР-40 (зав. № 166, пр. 159, до 19.05.1966 г. – ПЛК-37). ССЗ № 820 (г. Калининград): 28.10.1960 г.; 18.11.1961 г.; 30.06.1964 г.

В конце 1964 г. по внутренним водным путям корабль был переведен в Черное море и 23.11.1964 г. – включен в состав ЧФ. С 13.08.1976 г. по 2.03.1978 г. и с 18.07.1984 г. по 10.06.1985 г. на СРЗ «Севморзавод» (г. Севастополь) СКР-40 проходил средний ремонт, а с 3.02 по 12.11.1986 г. на СРЗ «Флотский арсенал» (г. Варна) – капитальный ремонт. 27.12.196 г. в штормовых условиях при возвращении из Варны в Поти был выброшен на береговую отмель и повредил обтекатель ГАС. Восстановительный ремонт провели на СРЗ в Поти. 25.01.1994 г. корабль, из-за достижения предельного срока службы, исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. К 1.09.1994 г. в Инкермане его разобрали на металл.

Бакинец (зав. № 187, пр. 159А, до 5.04.1991 г. – СКР-16). ССЗ «Янтарь» (г. Калининград): 4.12.1964 г.; 21.07.1966 г.; 25.07.1967 г.

Входил в состав СФ. С 25.06.1973 г. по 28.02.1974 г. и с 1.10.1981 г. по 3.12.1982 г. на СРЗ № 82 (пос. Росляково) корабль проходил средний ремонт.

6.10.1983 г. СКР-16 включили в состав КФл и осенью 1983 г. по внутренним водным путям его перевели из Белого моря в Каспийское. 10.09.1992 г. Бакинец исключили из боевого состава флота РФ и передали правительству Азербайджана. Ввиду плохого технического состояния главных механизмов корабль находился в Баку на приколе, а затем был продан на слом.

СКР-106 (зав. № 189, пр. 159А). ССЗ «Янтарь» (г. Калининград): 26.07.1966 г.; 26.03.1967 г.; 30.11.1967 г.

Входил в состав БФ. В начале 1964 г. корабль перешел в Североморск и 1.04.1964 г. его включили в состав СФ. С 18.10.1973 г. по 8.04.1975 г. на СРЗ № 35 (Роста) и с 14.08.1980 г. по 6.10.1983 г. на СРЗ № 177 (г. Усть-Двинск) СКР-106 проходил средний ремонт, а с 7.07.1989 г. по 27.08.1990 г. на СРЗ «Красная Кузница» (Архангельск) – капитальный ремонт. 30.06.1993 г. корабль, из-за износа материальной части, исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. К 1.11.1993 г. в Северодвинске СКР-106 полностью разоружили, а затем в Архангельске – разобрали на металл.

СКР-110 (зав. № 190, пр. 159А, с 29.05.1991 г. – ОС-226). ССЗ «Янтарь» (г. Калининград): 20.12.1966 г.; 7.05.1967 г.; 30.12.1967 г.

Входил в состав БФ. С 1-го по 31.06.1967 г., с 1.08 по 31.12.1968 г. и с 1-го по 31.10.1969 г. корабль оказывал помощь вооруженным силам Египта. 28.07.1970 г. СКР-110 включили в состав ЧФ. С 1.04.1974 г. по 10.06.1982 г. корабль числился в резерве и находился на консервации в Донузлаве (Крымская ВМБ). 12.04.1991 г. его вывели из боевого состава флота, переклассифицировали в опытовое судно и перебазировали в Феодосию. 18.07.1994 г. ОС-226 исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. К 1.05.1998 г. в Феодосии корабль полностью разоружили, в мае 2000 г. его корпус отбуксировали в Инкерман и разобрали на металл.

СКР 112 (зав. № 191, пр. 159А). ССЗ «Янтарь» (г. Калининград): 26.04.1967 г.; 15.08.1967 г.; 30.05.1968 г.

Входил в состав БФ. 21.09.1968 г. корабль включили в состав ЧФ и осенью 1968 г. вокруг Европы он перешел из Балтийска в Севастополь. С 30.08.1969 г. по 31.01.1970 г. он оказывал помощь вооруженным силам Египта. С 27.05.1980 г. по 10.02.1981 г. на СРЗ «Севморзавод» (г. Севастополь) корабль прошел средний ремонт. 21.07.1992 г. вместо выполнения мероприятий по плану тренировки празднования дня ВМФ, он, под влиянием украинских националистов, совершил самовольный переход из Донузлава в Одессу. В преследовании СКР-112 участвовали СКР Разительный, МПК-93, РК Р-260, МДК-184 и МДК-93. 7.07.1993 г. корабль исключили из боевого состава флота РФ и передали правительству Украины. Однако 24.08.1993 г., из-за износа материальной части, его продали на слом. К 31.12.1993 г. корабль полностью разоружили, в 1994 г. его корпус отбуксировали в Инкерман и разобрали на металл.



Схема наружного вида СКР пр. 159М (с РЛС «Рубка»):

1 – лацпорт помещения рабочего тела и ПОУ ГАС «Вега»; 2 – охранительное устройство БОКА-Ду; 3 – морские дымовые шашки (МДШ); 4 – ангар рабочего тела и ПОУ ГАС «Вега»; 5 – 76-мм АУ АК-726; 6 – 400-мм ТА ПТА-40; 7 – спасательные плотики ПСН-6; 8 – АП станции постановки активных помех «Тюльпан»; 9 – АП РЛС «Рубка»; 10 – АП станции «Нихром» системы опознавания «свой-чужой»; 11 – АП станции РТР «Бизань-4Б»; 12 – АП РЛС «Дон-2»; 13 – АП радиопеленгатора АРП-50; 14-ходовой мостик; 15-АП РЛС СУАО «Фут-Б»; 16-ходовая рубка; 17 – устройство перезаряжания РБУ-2500; 18-РБУ-2500; 19 – датчик СОТС МИ-110Р; 20 – обтекатель антенны ГАС ЗПС; 21 – обтекатель антенны ГАС «Платина-МС»; 22 – ВДРК «Поворот-159»; 23 – шестивесельный ял.


СКР 87 (зав. № 198, пр. 159А, с 29.05.1990 г. – Комсомолец Дагестана). ССЗ «Янтарь» (г. Калининград): 6.06.1968 г.; 5.11.1968 г.; 14.08.1969 г.

Входил в состав СФ. С 20.07.1977 г. по 13.10.1978 г., с 1.10.1981 г. по 31.03.1983 г. и с 25.06.1986 г. по 2.03.1987 г. на СРЗ № 82 (пос. Росляково) корабль проходил средний и капитальный ремонт. 25.08.1988 г. СКР-87 включили в состав КФл и летом 1988 г. по внутренним водным путям его перевели из Белого моря в Каспийское. 3.07.1992 г. корабль, из-за износа материальной части, исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. К 1.10.1992 г. в Каспийске корабль полностью разоружили, а затем разобрали на металл.

СКР-123 (зав. № 211, пр. 159А). ССЗ «Янтарь» (г. Калининград): 23.10.1969 г.; 5.06.1970 г.; 30.11.1970 г.

Входил в состав СФ. С 17.09.1976 г. по 7.03.1977 г. и с 28.07.1983 г. по 15.03.1984 г. на СРЗ № 35 (Роста) корабль проходил средний ремонт. С 1.10.1984 г. по 1.03.1991 г. СКР-123 числился в резерве и находился на консервации в губе Сайда. 29.10.1992 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. К 31.12.1992 г. в Северодвинске его полностью разоружили, а затем в Архангельске – разобрали на металл.

СКР-126 (зав. № 212, пр. 159А). ССЗ «Янтарь» (г. Калининград): 29.01.1970 г.; 22.09.1970 г.; 30.12.1970 г.

Входил в состав СФ. С 21.12.1978 г. по 10.07.1980 г. на СРЗ № 82 (пос. Росляково) корабль прошел средний ремонт. 3.07.1992 г. его, из-за износа материальной части, исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. К 1.10.1992 г. в Мурманске СКР-126 полностью разоружили, а затем разобрали на металл.

СКР-133 (зав. № 45, пр. 159А). Хабаровский ССЗ (г. Хабаровск): 22.12.1969 г.; 5.09.1970 г.; 31.12.1970 г.

Входил в состав ТОФ. С 9-го по 14.03.1979 г. корабль с дружественным визитом посетил Порт-Луи (Маврикий). 1.11.1986 г. СКР-133 вывели в резерв и поставили на консервацию в б. Новик. 11.02.1994 г. его исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. К 1.09.1994 г. корабль полностью разоружили, а затем разобрали на металл.

СКР-138 (зав. № 46, пр. 159А). Хабаровский ССЗ (г. Хабаровск): 14.04.1970 г.; 15.05.1971 г.; 30.09.1971 г.

Входил в состав ТОФ. 1.10.1983 г. СКР-138 вывели в резерв и поставили на прикол в б. Новик. 11.02.1994 г. его исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. К 1.06.1994 г. корабль полностью разоружили, а затем разобрали на металл.

Количество

56 + 1 единиц

Постройка

Пр.159 - 19 единиц

Наименование

Заводской

Заложен

Спущен на воду

Вступление в строй

Примечание

Калининград, ССЗ №820 - 11 единиц

ПЛК-4

с 19.05.1966 СКР-38

ПЛК-5

с 19.05.1966 СКР-47

ПЛК-14

с 19.05.1966 СКР-26

ПЛК-17

с 19.05.1966 СКР-17, с 19.08.1982 ОС-34

ПЛК-9

с 19.05.1966 СКР-9

ПЛК-22

с 19.05.1966 СКР-22

ПЛК-25

с 19.05.1966 СКР-33

ПЛК-27

с 19.05.1966 СКР-27

ПЛК-30

с 19.05.1966 СКР-30, с 30.05.1978 ОС-333

ПЛК-34

с 19.05.1966 СКР-34

ПЛК-37

с 19.05.1966 СКР-40

Зеленодольск, ССЗ №340 - 1 единица

ПЛК-1

с 19.05.1966 - СКР-1, с 30.05.1978 - ОС-332

Хабаровск, ССЗ №876 (с 21.03.1961 Хабаровский ССЗ) - 7 единиц

ПЛК-15

с 19.05.1966 - СКР-18

ПЛК-41

с 19.05.1966 - СКР-41

ПЛК-11

с 19.05.1966 - СКР-11

ПЛК-43

с 19.05.1966 - СКР-43

ПЛК-3

с 19.05.1966 - СКР-3

ПЛК-46

с 19.05.1966 - СКР-46

ПЛК-23

с 19.05.1966 - СКР-23

Пр.159А - 23+1 единиц

Наименование

Заводской

Заложен

Спущен на воду

Вступление в строй

Примечание

Калининград, ССЗ №820 (затем Прибалтийский ССЗ "Янтарь") - 13 единиц

ПЛК-29

с 19.05.1966 - СКР-29

СКР-16

с 5.04.1991 - Бакинец

СКР-103

СКР-106

СКР-110

с 29.05.1991 - ОС-226

СКР-112

СКР-115

СКР-98

СКР-94

с 12.10.1972 - Краснодарский комсомолец

СКР-87

с 29.05.1990 - Комсомолец Дагестана, с 15.02.1992 - СКР-87

СКР-120

СКР-123

СКР-126

Хабаровский СРЗ (с 31.01.1966 Хабаровский ССЗ) - 10+1 единиц

ПЛК-59

с 19.05.1966 - СКР-78

ПЛК-21

с 19.05.1966 - СКР-21, с 12.03.1979 - Орловский комсомолец

СКР-36

СКР-92

СКР-88

не достроен

СКР-130

СКР-133

СКР-138

СКР-141

СКР-128

СКР-135

Пр.159АЭ - 14 единиц

Наименование

Заводской

Заложен

Спущен на воду

Вступление в строй

Примечание

Калининград, Прибалтийский ССЗ "Янтарь" - 3 единицы

СКР-100

СКР-104

СКР-108

Хабаровский ССЗ - 11? единиц

СКР-95

СКР-82

СКР-96


До 19.05.1966 классифицировались как противолодочные корабли.

Тактико-технические данные пр.159

Водоизмещение, т:
стандартное: 910
полное: 1050
Размеры, м:
длина: 81,8
ширина: 9,2
осадка: 2,77 (габаритная - 5,82)
Скорость полного хода, уз: 32
Дальность плавания:
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 2х15000 л.с. ГТУ М-2, 1х6000 л.с. дизель 47Б-16, 2 ВФШ, 1 ВРШ, 1 ДГ 400 кВт, 1 ДГ 200 кВт, 1 ДГ 100 кВт
Вооружение: 2х2 76 мм АК-726 - СУ "Фут-Б"
1х5 400 мм ПТА-40-159 (5 торпед СЭТ-40)
4х16 РБУ-2500 "Смерч" (РГБ-25)
1 бомбосбрасыватель
22 мины
РТВ: РЛС общего обнаружения «Фут-Н», РЛС РТР «Бизань-4Б», НРЛС «Дон», ГАС МГ-312 «Титан», МГ-311 «Вычегда»
Бронирование, мм: Рубка - 15
Экипаж, чел: 98 (8 офицеров, 6 мичманов)

Тактико-технические данные пр.159А

Водоизмещение, т:
стандартное: 970
полное: 1110
Размеры, м:
длина: 82,3
ширина: 9,2
осадка: 2,89 (габаритная - 5,92)
Скорость полного хода, уз: 32
Дальность плавания: 2000 миль (14 уз), 1500 миль (16,5 уз), 800 миль (18 уз)
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 2х15000 л.с. ГТУ М-2Б, 1х6000 л.с. дизель 61Б, 2 ВФШ, 1 ВРШ, 1 ДГ 400 кВт, 1 ДГ 200 кВт, 1 ДГ 100 кВт
Вооружение: 2х2 76 мм АК-726 - СУ "Фут-Б"

1 бомбосбрасыватель
22 мины
РТВ: РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка», РЛС РТР «Бизань-4Б», НРЛС «Дон», ГАС МГ-312 «Титан», МГ-311 «Вычегда»
Бронирование, мм: Рубка - 15
Экипаж, чел: 106

Тактико-технические данные пр.159АЭ

Водоизмещение, т:
стандартное: 1000
полное: 1140
Размеры, м:
длина: 82,3
ширина: 9,2
осадка: 2,93 (габаритная - 5,96)
Скорость полного хода, уз: 29
Дальность плавания: 1800 миль (14 уз)
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 2х12000 л.с. ГТУ М-2БЭ, 1х5400 л.с. дизель 61Б-2, 2 ВФШ, 1 ВРШ, 1 ДГ 400 кВт, 1 ДГ 200 кВт, 1 ДГ 100 кВт
Вооружение: 2х2 76 мм АК-726 - СУ "Фут-Б"
2х5 400 мм ПТА-40-159 (10 торпед СЭТ-40), пр.159АЭ - 1х3 533 мм ТА
2х12 РБУ-6000 "Смерч-2" (РГБ-60) - ПУСБ "Буря"
1 бомбосбрасыватель
22 мины
РТВ: РЛС общего обнаружения «Фут-Н», РЛС РТР «Бизань-4Б», НРЛС «Дон», ГАС МГ-312ИЭ «Титан», МГ-311 «Вычегда»
Бронирование, мм: Рубка - 15
Экипаж, чел: 106

Общий вид


История создания проекта

Модернизации проекта

Пр.159М – 9 единиц: Рижский СРЗ ПЛК-4 30.08.1984-5.02.1987, Калининград Прибалтийский ССЗ «Янтарь» ПЛК-5 28.05.1963-25.11.1964, ПЛК-14 28.11.1979-14.07.1981, ПЛК-22 28.11.1977-26.04.1979, ПЛК-25 24.11.1978-27.05.1980, Владивосток «Дальзавод» им. 50-летия СССР ПЛК-23 3.09.1974-17.05.1977, ПЛК-43, ПЛК-46 17.07.1971-29.07.1974, завод? – ПЛК-30. 1040/1180 т, 82,3*9,2*3,01(габаритная – 6,04) м, БУГАС МГ-325 «Вега», сняты кормовые РБУ-2500 и бомбосбрасыватель, РЛС общего обнаружения «Фут-Н» заменена на МР-302 «Рубка» (не на всех), добавлена станция обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110К (не на всех). На 2-х снят ТА (ПЛК-23?, ПЛК-46?)
На СКР-98 в 1978 установлена ГАК МГК-345 «Бронза» вместо кормового ТА
СКР-40 в 1964-66 (пр.159АБ?). Вместо кормовых АК-726 и РБУ-2500 установлена БУГАС МГ-325 «Вега»
Пр.159АВ – 1 единица: СКР-34 в 1969-70? Вместо ТА, кормовых АК-726 и РБУ-2500 установлен неакустический комплекс обнаружения МНК-300 «Кайра»
На СКР-98 в 1978 установлен ГАК МГК-345 «Бронза»
Опытовые суда: ОС-332 (ПЛК-1) 30.03.1978 Севастополь «Севморзавод» им. С.Орджоникидзе в 12.10.1977-1979. Сняты носовая АК-726, сняты РБУ-2500 «Смерч», установлены 1х2 ПУ ПЛРК «Вихрь», 2х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (РГБ-60) – ПУСБ «Буря». Затем вместо 1х2 ПУ ПЛРК «Вихрь» установлен ТА
ОС-333 (СКР-30) 30.03.1978. испытание неакустических средств обнаружения ПЛ
ОС-34 (СКР-17). Вместо кормовых РБУ-2500 установлена ГАС "Аврора-Н"
ОС-226 (СКР-110) 12.04.1991

Распределение по флотам

БФ : СКР-9 (с 13.12.1963 СФ ), 17 (с 15.03.1965 СФ , с 27.05.1980 ЧФ ), 22 (с 17.12.1963 СФ ), 26 (с 8.12.1962 СФ ), 27 (с 23.07.1963 ЧФ ), 30 (с 23.12.1968 ЧФ ), 33 (с 17.12.1963 СФ ), 34 (с 5.10.1966 СФ ), 38, 106 (с 1.04.1968 СФ ), 110 (с 28.07.1970 ЧФ ), 112 (с 21.09.1968 ЧФ )
ЧФ : СКР-1, 40, 94, 115
СФ : СКР-16 (с 6.10.1983 КВФ ), 29, 47, 87 (с 25.08.1988 КВФ ), 98, 103, 120, 123, 126
ТОФ : ПЛК-3, 11, 15, 21, 23, 41, 43, 46, 59, СКР-36, 92, 95, 128, 130, 133, 135, 138, 141, зав.№40

Бортовые номера

СКР-1: 895, 336(ОС-332), 894(ОС-332), 898(ОС-332), 871(ОС-332)
СКР-11: 694(1986), 619(1987)
СКР-16: 737(1973), 984(1981), 442(1985), 402, 450(1990), 404(1992)
СКР-17: 927(1980?), 920(1980)
СКР-18: 846(1971), 801(1976), 632(1980), 681(1984)
СКР-21: 800(1973), 802(1974), 811(1975), 860(1975), 600(1990)
СКР-22: 767(1976), 945(пр.159М)
СКР-23: 815(1970), 831(1971), 835(1972), 842(1973), 807(1974), 845(1977), 609(1978), 618(1981), 656(1984), 604(1987)
СКР-26: 424(1962), 771(1972), 915(1979)
СКР-27: 160(1967), 832, 830(1984), 834(1986), 814(1990)
СКР-30: 878(СКР-30), 888
СКР-33: 743(1978), 976(1986), 936, 924(пр.159М)
СКР-34: 481(1965), 773(пр.159АВ), 768(пр.159АВ), 651(пр.159АВ), 616(1973), 664(1976), 905(пр.159АВ), 929(пр.159АВ), 951(пр.159АВ), 990(пр.159АВ)
СКР-38: 4(1965), 941(1985), 762(1988), 748(1990)
СКР-40: 618, 878, 880, 822(1984), 804(1986)
СКР-41: 805(1975), 607
СКР-43: 831(1976), 665(1981), 635(1987)
СКР-46: 635(159М)
СКР-47: 766?(1976)
СКР-78: 668(1988)
СКР-87: 421(1987)
СКР-92: 808(1974), 829(1975), 684
СКР-94: 692?, 833(1983)
СКР-98: 628, 737(1975), 934(1986)
СКР-103: 815, 757(1978), 974, 915
СКР-106: 927(1986), 900(1991)
СКР-110: 834(1982), 835(1983), 826(1984), 834(1986), 820(1990), 817
СКР-112: 897?(1973), 824(1980), 829(1985), 815(1.05.1990)
СКР-115: 889, 897, 834(1979), 836(1981), 833(1984)
СКР-120: 780(1975), 753(1977?), 937, 998(1981), 965(1984)
СКР-123: 747(1975), 949(1979), 932, 954
СКР-126: 755?(1975), 943(1986), 961(1988)
СКР-128: 626(1991)
СКР-130: 667(1982)
СКР-133: 668, 669, 699(1984), 622(1986)
СКР-135: 622(1981), 654
СКР-138: 851(1974), 833?, 642(1980)
СКР-141: 621(1973), 631, 803, 812(1975)

Списание

1986 - СКР-1 (1.10)
1987 - СКР-41 (20.06)
1989 - СКР-18 (4.05), СКР-23 (4.05), СКР-36 (4.05), СКР-43 (4.05), СКР-46 (4.05)
1990 - СКР-3 (19.04), СКР-9 (19.04), СКР-17 (28.09), СКР-30 (28.09, служебное судно Госснаба), СКР-34 (19.04), СКР-38 (19.04), СКР-78 (19.04)
1991 - СКР-11 (15.02), СКР-21 (15.02), СКР-22 (24.06), СКР-29 (24.06), СКР-92 (24.06), СКР-98 (30.01), СКР-103 (24.06), СКР-120 (24.06), СКР-128 (24.06)
1992 - СКР-27 (3.07), СКР-47 (29.10), СКР-87 (3.07), СКР-123 (29.10), СКР-126 (3.07)
1993 - СКР-26 (30.06), СКР-106 (30.06)
1994 - СКР-40 (25.01), СКР-110 (18.07), СКР-133 (11.02), СКР-138 (11.02)
1995 - СКР-33 (4.08),

Экспорт

Азербайджан : 1 единица
Бакили G121 (до 10.09.1992 СКР-16). Установлены 2х2 30 мм АК-230 вместо носового ТА

Вьетнам : 5 единиц
HQ-09 (до 21.12.1978 СКР-82), HQ-11 (до 21.12.1978 СКР-96), HQ-13 (до 12.1983 СКР-141), HQ-15 (до 12.1983 СКР-130), HQ-17 (до 12.1984 СКР-135). На HQ-11 установлены 2х2 37 мм В-11М вместо ТА, 2х2 ЗУ-23-2 вместо носовых РБУ. На HQ-15 установлены 2х2 37 мм В-11М вместо носового ТА, 2х2 ЗУ-23-2 вместо РБУ

Индия : 10 единиц
Пр.159АЭ: легкие фрегаты Анрала Р68 (до 08.1972 СКР-100) списан в 1994, Андорт Р69 в 08.1972 списан в 1994, Анджадип Р73 (до 1.09.1972 СКР-108), Андаман Р74 в 08.1972 затонул 22.08.1990 в шторм в Бенгальском заливе, Амини Р75 (до 08.1972 СКР-104), Каморта Р77 в 02.1969, Кадмат Р78 в 02.1969 списан в 1994, Килтан Р79 в 12.1969, Каваратти Р80 в 02.1970, Качал Р81 в 02.1970. Бывшие зав.№40

Сирия : 2 единицы
Пр.159АЭ: Аль Ассари 12, затем 1-508 в 02.1976 – потоплен как мишень 15.04.2018, Аль Хираса 14, затем 2-508 (до 13.03.1969 СКР-95)

Украина : 1 единица
21.07.1992 без смены наименования: фрегат СКР-112 815, с 2.02.1993 200, 07.1994 U132. Списан в 1996

Эфиопия : 2 единицы
Зерай Дерес 1616 (до 21.07.1983 СКР-94) затоплен на о.Нокра в 02.1991, 1617 (до 19.03.1984 СКР-115) списан в 1996. Затем б/н 61. Вместо кормового ТА установлена 1х40 122 мм ПУ НУРС БМ-21 «Град», добавлены 2х1 12,7 мм «Браунинг» М-2

Сторожевые корабли проекта 159
Сторожевые корабли проекта 159 типа СКР-1
Petya class frigate
Проект
Страна
Изготовители Зеленодольское ПКБ
Операторы ВМС СССР
Основные характеристики
Водоизмещение 938 т (стандартное)
1077 т (полное)
Длина 81,8 м (78 м по КВЛ)
Ширина 9,2 м (8,9 м по КВЛ)
Осадка 5,8 м (2,85 м по КВЛ)
Двигатели дизель-газотурбинная установка М-2: 2 форсажных газовых турбины М-2Б и дизель 61Б
Мощность 30 тысяч л.с. (М-2Б)
6 тысяч л.с. (61Б)
Движитель 3 вала, 2 ВФШ, 1 ВРШ, 2 подруливающих устройства
Скорость хода 33 узла (наибольшая)
14 узлов (экономическая)
Дальность плавания 2000 морских миль (при 14 узлах)
Автономность плавания 10 суток
Экипаж 108 человек (9 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение БИУС «Планшет-59»
РЛС общего обнаружения «Фут-Н» (Slim Net)
НРЛС «Нептун» или «Дон-2» (Don II)
ГАС «Титан» (Bull Horn) и «Вычегда»
РЛС управления огнём «Фут-Б» (Hawk Screech) или МР-105 «Турель»
РЛС госопознавания «Нихром» (High Pole B), 2 х Square Head
Радиоэлектронное вооружение «Бизань-4Б» (Watch Dog) и акустические охранители
Зенитная артиллерия 2 x 2 76,2-мм АК-726
Противолодочное вооружение 4 x 16 РБУ-2500 «Смерч»
256 глубинных бомб РГБ-25
2 бомбосбрасывателя
глубинные бомбы БПС/ГБ/ББ
Минно-торпедное вооружение 1 x 5-трубный 400-мм торпедный аппарат ПТА-40-159
20-30 мин

Сторожевые корабли проекта 159 типа СКР-1 (по классификации НАТО - Petya-I class frigate) - сторожевые корабли, состоявшие на вооружении ВМФ СССР в послевоенные годы.

История

Развитие проекта

В процессе строительства кораблей проекта 159 было решено построить вторую серию кораблей с составом вооружения проекта 35 . Проект получил номер 159-А (по классификации НАТО Petya-II). Корабли строились с 1966 года по 1972 год в количестве 23 единиц, 7 из них поставлялись в различные страны. Также был разработан специальный экспортный проект 159-АЭ (по классификации НАТО Petya-III) для поставок в Индию, Сирию и Вьетнам.

В целях увеличения возможностей сторожевиков по обнаружению подводных целей было решено их модернизировать по проекту 159-М (по классификации НАТО Modified Petya-I class), который был выполнен Зеленодольским ПКБ в 1969-1971 и предусматривал размещение буксируемой ГАС «Вега» вместо кормового комплекса вооружения. Всего за период с 1973 по 1980 годы была проведена модернизация 9 кораблей.

Строительство

Головной корабль СКР-1 был построен в 1961 году на судостроительном заводе «Янтарь» №820 в Калининграде. К 1965 году была построена первая серия 19 кораблей на заводах ССЗ «Янтарь» в Калининграде и Хабаровском судостроительном заводе №368. Позднее постройка была продолжена по проекту 159-А.

Служба

Корабли вели активную службу в ВМФ СССР: до мая 1966 классифицировались как противолодочные корабли, а затем только как СКР. Последние из них были выведены из состава флота в 1994 году.

Черноморский СКР-27, находясь при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта в июне и в течение . Тихоокеанский СКР-23, находясь при несении боевой службы в зоне военных действий в Аравийском и Красном морях, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Эфиопии в - .

Ссылки

  • Сторожевые корабли типа СКР-1. Проект 159 / Petya-I class (рус.)

Сторожевые корабли проекта 159 типа СКР-1 (по классификации НАТО - Petya-I class frigate) - сторожевые корабли, состоявшие на вооружении ВМФ СССР в послевоенные годы.

Сторожевые корабли проекта 159
Сторожевые корабли проекта 159 типа СКР-1
Petya class frigate

Сторожевой корабль проекта 159 СКР-11 23 декабря 1985 года
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Основные характеристики
Водоизмещение 938 т (стандартное)
1077 т (полное)
Длина 81,8 м (78 м по КВЛ)
Ширина 9,2 м (8,9 м по КВЛ)
Осадка 5,8 м (2,85 м по КВЛ)
Двигатели дизель-газотурбинная установка М-2: 2 форсажных газовых турбины М-2Б и дизель 61Б
Мощность 30 000 л. с. (М-2Б)
6000 л. с. (61Б)
Движитель 3 вала, 2 ВФШ, 1 ВРШ, 2 подруливающих устройства
Скорость хода 33 узла (наибольшая)
14 узлов (экономическая)
Дальность плавания 2000 морских миль (при 14 узлах)
Автономность плавания 10 суток
Экипаж 108 человек (9 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение БИУС «Планшет-59»
РЛС общего обнаружения «Фут-Н» (Slim Net)
НРЛС «Нептун» или «Дон-2» (Don II)
ГАС «Титан» (Bull Horn) и «Вычегда»
РЛС управления огнём «Фут-Б» (Hawk Screech) или МР-105 «Турель»
РЛС госопознавания «Нихром» (High Pole B), 2 х Square Head
Радиоэлектронное вооружение «Бизань-4Б» (Watch Dog) и акустические охранители
Зенитная артиллерия 2 × 2 - 76,2-мм АК-726
Противолодочное вооружение 4 × 16 РБУ-2500 «Смерч»
256 глубинных бомб РГБ-25
2 бомбосбрасывателя
глубинные бомбы БПС/ГБ/ББ
Минно-торпедное вооружение 1 × 5-трубный 400-мм торпедный аппарат ПТА-40-159
20-30 мин
Медиафайлы на Викискладе