Рефераты Изложения История

Революция XVII в. и изменения в государственном строе Англии

протестантская деноминация, в которой церковная власть возложена на избранных представителей местных общин (конгрегаций) или более крупных объединений – пресвитерий. Название деноминации восходит к греч. presbyteros («старший», «старейшина»), оно указывает на особую систему церковного управления, осуществляемого пресвитерами, или старейшинами. В Европе церкви такого типа именуются реформатскими. Пресвитерианские и реформатские церкви составляют вместе крупнейшее ответвление протестантизма, численность которого во всем мире составляет ок. 46 млн. человек. Вероучение. Согласно пресвитерианской теологии, Бог открыл себя в природе, но, поскольку человек ослеплен грехом, Бог в дальнейшем предоставляет ему и отдельное откровение, записанное в Библии. Бог Дух Святой дает верующему возможность распознать в Библии слово Божье и понять его. Слово Бога, содержащееся в Ветхом и Новом Завете и проясненное Святым Духом, должно служить руководством во всех делах как отдельного христианина, так и совокупной христианской церкви.

Пресвитериане верят в существование Триединого Бога и признают как божественную, так и человеческую природу Иисуса Христа. Они приняли общие для всех христиан учения о первородном грехе и вечной жизни, а многие верят в реальность непорочного зачатия. Считая себя духовными наследниками французского теолога Жана Кальвина (1509–1564), современные пресвитериане продолжают верить в Бога-Вседержителя, но не разделяют взглядов Кальвина на избрание и предопределение (к спасению или к погибели).

Пресвитериане признают таинства крещения и евхаристии, или причащения, рассматривая каждое из них как средство достижения благодати Божьей. Крещение есть знак того, что христианин умер для греха и воскрес к новой жизни во Христе благодаря непосредственному действию Духа Божьего. Младенцев крестят во исполнение обетования, данного Богом детям верующих. Практикуются разные виды крещения – окроплением, обливанием и погружением, но в любом случае обряд крещения может осуществлять только пастор. Крещение совершается во имя Триединого Бога. Крестные родители не обязательны и присутствуют лишь в редких случаях. Евхаристия – воспоминание о смерти Христа на кресте. Верующие убеждены, что в причастии духовно присутствует Христос, его присутствие предполагается и во всех богослужениях; но при этом не считается, что он реально присутствует в хлебе и вине, хотя бы на какое-то время. Частота совершения евхаристии не регламентируется; в прошлом во многих церквах причащение совершалось раз в три месяца, но в последние десятилетия в некоторых общинах причащаться стали чаще. Проповедник (

minister) повторяет слова Христа, которыми была установлена евхаристия (согласно рассказу апостола Павла о Последней Вечере, 1 Кор 11: 23-26), затем передает хлеб на блюде руководящим пресвитерам, наделяющим им участников богослужения, которые остаются сидеть на скамьях. Вслед за этим раздается и вино. Организация. Пресвитерианские церкви управляются группой служителей, в которую входят диаконы, руководящие пресвитеры и проповедники; последние именуются также наставляющими пресвитерами. Община выбирает пресвитеров и диаконов из числа своих членов посредством тайного голосования. Руководящие старейшины наряду с проповедниками ответственны как за управление местной общиной, так и за состоянием дел во всем пресвитерианском сообществе. Диаконы заботятся о нуждающихся и больных прихожанах. Пресвитериане подчеркивают равенство всех верующих и разделяют учение о всеобщем священстве верующих. Сан принимается не для достижения иного духовного статуса, а просто как знак осуществления определенной функции. Если проповедник назначен для работы в местной общине, он называется пастором. Проповедники осуществляют таинства и обряд ординации (посвящения в сан). Церковнослужители обладают равным статусом, сана епископа нет. Священство утрачивается лишь со смертью, через лишение сана или добровольное отречение. В некоторых пресвитерианских общинах проповедником может стать и женщина. Пресвитериане рассматривают сан как служение в рамках не только данной деноминации, но и вселенской церкви.

Пресвитерианские и реформатские церкви управляются трибуналами, или судами, которые имеют четыре уровня, в их состав входят проповедники и руководящие старейшины, а в отдельных реформатских церквях – диаконы. Местными общинами управляют сессии, а в реформатских церквах – консистории. Сессии определяют порядок всех духовных дел, таких как, например, программа богослужения в общине: они имеют власть принимать, отлучать и наказывать верующих. Сессии отдельного округа образуют пресвитерии, или разряды (у реформатов). Хотя лишь местная община полномочна выбирать проповедников, ее выбор должен быть одобрен пресвитерией, которая вправе перемещать священников, отстранять их от службы, организовывать новые церкви и контролировать слияния церквей. Пресвитерии группируются вокруг синодов, которые собираются ежегодно и обладают небольшой реальной властью. Высший орган в пресвитерианстве – генеральный (у реформатов – национальный) синод, собирающийся ежегодно. В его составе члены, избранные пресвитериями и наделенные законодательными, исполнительными и судебными полномочиями.

Зародыш пресвитерианского церковного устройства можно обнаружить в Новом Завете, где говорится, что обычная община имеет одного предстоятеля и несколько помощников. Современная пресвитерианская система управления, появившаяся в ходе Реформации, отличается от методов правления в других конфессиях. Организация по конгрегациональному принципу обеспечивает большую независимость местных общин. Так, при епископальном устройстве контроль за отдельными церквями и священниками возложен скорее на епископа, чем на пресвитерию; а организационная структура Римско-католической церкви предусматривает высшего земного правителя всемирной церкви – папу.

Богослужение. На начальном этапе своей истории церкви реформатского исповедания на европейском континенте в своих богослужениях придерживались четко регламентированного обряда. Однако британские и американские пресвитериане под влиянием пуританизма стремились к упрощению службы. Они отказались от литургических молитв и пышных священнических облачений, предпочитают пение всей общиной. Позднее американские пресвитериане, под влиянием условий жизни на фронтире и роста ривайвелизма (движения духовного возрождения), еще больше упростили формы своего богослужения. В течение последней части 19 в. эти формы были пересмотрены в рамках всей деноминации, после чего началась их постепенная реформа. В 1906 Пресвитерианская церковь в США приняла Книгу общественного богослужения (Book of Common Worship ), к 1970 это руководство было заменено на Богослужебную книгу (The Worshipbook ) (использование этих книг не является строго обязательным).

За сессиями отдельных церквей закреплено право определять свои богослужебные формы. Главное богослужение происходит воскресным утром. Оно включает молитвы и пение гимнов частью прихожан, чтение текстов из Библии проповедником или его помощником и обычно сопровождается одним или несколькими церковными песнопениями. Проповедник произносит проповедь на какую-либо тему по своему выбору. Служба длится обычно около часа; часто для удобства верующих проводятся два одинаковых богослужения подряд. Проповедники облачены в одежды, по виду напоминающие академические мантии. Престол, на котором совершается таинство евхаристии, находится на заметном месте перед проповеднической кафедрой или в задней части церковного алтаря.

История. Наиболее четкие формулировки реформатского исповедания содержатся в Наставлении в христианской вере Жана Кальвина , впервые опубликованном в 1536. Кальвин с помощью основанных на Библии проповедей и строгой дисциплины стремился построить образцовые общество и церковь. Изгнанники из многих стран прибывали в Женеву и возвращались домой, распространяя его интерпретации церковного вероучения и практики. Во Франции первая реформатская община была основана в 1555. Несмотря на запрещения и преследования, это вероисповедание быстро распространялось. В 1559 было принято кальвинистское кредо - Галликанское исповедание, и те, кто поставил под ним свои подписи, стали называться гугенотами. Изданный Генрихом I V в 1598 Нантский эдикт предоставил гугенотам больше свобод в исповедании их религии и восстановил ранее отобранные у них политические права и личные привилегии. Эдикт был отменен в 1685, и тысячи французских гугенотов вынуждены были покинуть страну. Первоначально реформатское вероисповедание преследовалось и в Нидерландах. Реформаты действовали здесь сообща с теми, кто боролся с испанским владычеством; независимость была официально признана в 1648. В Нидерландах религиозная терпимость практиковалась довольно давно, что связано с сильной заинтересованностью в ней торговых групп. В Германии доминировал скорее лютеранский, чем реформатский тип протестантизма. Великий курфюрст Бранденбургский Фридрих Вильгельм (1620–1688), заключив Вестфальский мир (1648), законодательным путем признал реформатские церкви и предоставил их членам те же права, которыми с 1555 пользовались проживавшие там лютеране. В Восточной и Южной Европе число приверженцев Реформатской церкви невелико (за исключением Венгрии). См. также ЦВИНГЛИ, ХУЛЬДРИХ. Шотландия. В 1559 Джон Нокс (ок. 1513 или 1515–1572), протестантский пастор, имя которого стало символом Реформации в Шотландии, вернулся из швейцарского изгнания и попытался распространить реформатскую веру в родной стране. Он ввел в церковный обиход Книгу общего устава, которую иногда называют «литургией Нокса», а в следующем году возглавил в парламенте комитет по подготовке Первой книги послушания и Первого шотландского символа веры . Первая книга послушания была заменена на Вторую , составленную в 1578 шотландским теологом Эндрю Мелвиллом (1545–1622). В 17 в. шотландцы объединились с английскими пуританами для борьбы против короля Карла I и приняли Вестминстерское исповедание . Акт о веротерпимости (1690) и Акт об унии Шотландии с Англией (1707) утвердили пресвитерианство в качестве государственной религии Шотландии. В течение двух следующих столетий происходили серьезные расколы по вопросам государственного контроля над церковью, что привело к выделению таких объединений, как Первая сецессионистская церковь (1733), Утешающая церковь (1761), Свободная церковь (1843). Однако после 1929 почти все ответвления шотландского пресвитерианства объединились в свободную национальную церковь, именуемую Церковью Шотландии (в настоящее время число ее членов достигает 1 млн. человек). Англия, Ирландия, Уэльс. В Англии пресвитериане впервые заявили о своих взглядах в 16 в. во времена царствования Елизаветы I. Меньше чем через столетие их влияние возросло настолько, что они играли важную роль на Вестминстерской ассамблее (1643–1649) - синоде, который был назначен парламентом для реформирования англиканской церкви. Ассамблея выпустила Вестминстерское исповедание, Большой и Малый катехизисы , Руководство для богослужения и Формы церковного правления . Акт о веротерпимости (1689) гарантировал религиозную свободу пресвитерианам и другим диссентерам (или нонконформистам), тем не менее их численность в следующем столетии уменьшилось. В 1876 была сформирована Пресвитерианская церковь Англии. В 1972 Пресвитерианская церковь Англии слилась с Конгрегационалистской церковью Англии и Уэльса, создав Объединенную реформатскую церковь (более 150 тыс. членов).

В начале 17 в. переселенцы из Шотландии принесли пресвитерианство в Северо-Восточную Ирландию, где оно процветает до сих пор. В 1840 два объединившихся здесь синода основали Пресвитерианскую церковь Ирландии (более 130 тыс. членов).

Рост ривайвелистского движения в Уэльсе, возникшего в 1735, привело к созданию Уэльсской кальвинистской методистской церкви (1811) с кальвинистской теологией и пресвитерианским устройством церковного правления (более 80 тыс. членов).

Канада. Пресвитерианство в Канаде имело много источников. Часть верующих составили французские, голландские и немецкие реформаты-эмигранты, прибывшие из Старого Света; другую часть – сторонники Британской империи, покинувшие колонии во время революции в Америке; в большинстве же своем это были шотландские и ирландские переселенцы, прибывавшие в Северную Америку в 18 в. и позже. К 1868 число канадских групп уменьшилось до 4; в 187 5 - восемь лет спустя после создания доминиона Канады – они объединились в Пресвитерианскую церковь Канады. В 1902 начались переговоры о слиянии Пресвитерианской, Методистской и Конгрегационалистской церквей Канады. К 1908 была готова вероучительная база, и в 1925 три указанных церкви создали Объединенную церковь Канады (ныне более 900 тыс. членов). Пресвитерианская церковь насчитывает сегодня более 150 тыс. членов. Соединенные Штаты Америки. Пресвитерианство принесли в Новый Свет голландские реформаты, заселившие Новые Нидерланды; английские пуритане, образовавшие Новую Англию; немецкие эмигранты-реформаты и другие группы. Однако наибольший вклад внесли шотландцы и шотландские ирландцы, которые прибывали в Мэриленд, Делавэр и другие колонии в последние десятилетия 17 в. Сегодня в США насчитывается более дюжины пресвитерианских объединений общей численностью 3,7 млн. В 1983 два объединения слились, создав Пресвитерианскую церковь США. Межконфессиональные и внутриконфессиональные отношения. Большинство пресвитерианских объединений Америки – члены Национального совета церквей Христа в США, Всемирного совета церквей, Всемирного альянса реформатских церквей, придерживающихся пресвитерианской системы церковного управления. В своих официальных заявлениях пресвитерианские церкви часто откликаются на наиболее важные явление социального развития; поскольку их члены в основном принадлежат к среднему классу, заявления обычно носят умеренный характер. См. также РЕФОРМАЦИЯ; ПРОТЕСТАНТИЗМ; ГУГЕНОТЫ. ЛИТЕРАТУРА

Христианство . Энциклопедический словарь, тт. 1 – 3. М., 1993–1995
Христианство: Словарь. М., 1994
Народы и религии мира . Энциклопедия. М., 1998

Содержание статьи

ПРЕСВИТЕРИАНЕ, протестантская деноминация, в которой церковная власть возложена на избранных представителей местных общин (конгрегаций) или более крупных объединений – пресвитерий. Название деноминации восходит к греч. presbyteros («старший», «старейшина»), оно указывает на особую систему церковного управления, осуществляемого пресвитерами, или старейшинами. В Европе церкви такого типа именуются реформатскими. Пресвитерианские и реформатские церкви составляют вместе крупнейшее ответвление протестантизма, численность которого во всем мире составляет ок. 46 млн. человек.

Вероучение.

Согласно пресвитерианской теологии, Бог открыл себя в природе, но, поскольку человек ослеплен грехом, Бог в дальнейшем предоставляет ему и отдельное откровение, записанное в Библии. Бог Дух Святой дает верующему возможность распознать в Библии слово Божье и понять его. Слово Бога, содержащееся в Ветхом и Новом Завете и проясненное Святым Духом, должно служить руководством во всех делах как отдельного христианина, так и совокупной христианской церкви.

Пресвитериане верят в существование Триединого Бога и признают как божественную, так и человеческую природу Иисуса Христа . Они приняли общие для всех христиан учения о первородном грехе и вечной жизни, а многие верят в реальность непорочного зачатия. Считая себя духовными наследниками французского теолога Жана Кальвина (1509–1564), современные пресвитериане продолжают верить в Бога-Вседержителя, но не разделяют взглядов Кальвина на избрание и предопределение (к спасению или к погибели).

Пресвитериане признают таинства крещения и евхаристии, или причащения, рассматривая каждое из них как средство достижения благодати Божьей. Крещение есть знак того, что христианин умер для греха и воскрес к новой жизни во Христе благодаря непосредственному действию Духа Божьего. Младенцев крестят во исполнение обетования, данного Богом детям верующих. Практикуются разные виды крещения – окроплением, обливанием и погружением, но в любом случае обряд крещения может осуществлять только пастор. Крещение совершается во имя Триединого Бога. Крестные родители не обязательны и присутствуют лишь в редких случаях. Евхаристия – воспоминание о смерти Христа на кресте. Верующие убеждены, что в причастии духовно присутствует Христос, его присутствие предполагается и во всех богослужениях; но при этом не считается, что он реально присутствует в хлебе и вине, хотя бы на какое-то время. Частота совершения евхаристии не регламентируется; в прошлом во многих церквах причащение совершалось раз в три месяца, но в последние десятилетия в некоторых общинах причащаться стали чаще. Проповедник (minister) повторяет слова Христа, которыми была установлена евхаристия (согласно рассказу апостола Павла о Последней Вечере, 1 Кор 11: 23-26), затем передает хлеб на блюде руководящим пресвитерам, наделяющим им участников богослужения, которые остаются сидеть на скамьях. Вслед за этим раздается и вино.

Организация.

Пресвитерианские церкви управляются группой служителей, в которую входят диаконы, руководящие пресвитеры и проповедники; последние именуются также наставляющими пресвитерами. Община выбирает пресвитеров и диаконов из числа своих членов посредством тайного голосования. Руководящие старейшины наряду с проповедниками ответственны как за управление местной общиной, так и за состоянием дел во всем пресвитерианском сообществе. Диаконы заботятся о нуждающихся и больных прихожанах. Пресвитериане подчеркивают равенство всех верующих и разделяют учение о всеобщем священстве верующих. Сан принимается не для достижения иного духовного статуса, а просто как знак осуществления определенной функции. Если проповедник назначен для работы в местной общине, он называется пастором. Проповедники осуществляют таинства и обряд ординации (посвящения в сан). Церковнослужители обладают равным статусом, сана епископа нет. Священство утрачивается лишь со смертью, через лишение сана или добровольное отречение. В некоторых пресвитерианских общинах проповедником может стать и женщина. Пресвитериане рассматривают сан как служение в рамках не только данной деноминации, но и вселенской церкви.

Пресвитерианские и реформатские церкви управляются трибуналами, или судами, которые имеют четыре уровня, в их состав входят проповедники и руководящие старейшины, а в отдельных реформатских церквях – диаконы. Местными общинами управляют сессии, а в реформатских церквах – консистории. Сессии определяют порядок всех духовных дел, таких как, например, программа богослужения в общине: они имеют власть принимать, отлучать и наказывать верующих. Сессии отдельного округа образуют пресвитерии, или разряды (у реформатов). Хотя лишь местная община полномочна выбирать проповедников, ее выбор должен быть одобрен пресвитерией, которая вправе перемещать священников, отстранять их от службы, организовывать новые церкви и контролировать слияния церквей. Пресвитерии группируются вокруг синодов, которые собираются ежегодно и обладают небольшой реальной властью. Высший орган в пресвитерианстве – генеральный (у реформатов – национальный) синод, собирающийся ежегодно. В его составе члены, избранные пресвитериями и наделенные законодательными, исполнительными и судебными полномочиями.

Зародыш пресвитерианского церковного устройства можно обнаружить в Новом Завете, где говорится, что обычная община имеет одного предстоятеля и несколько помощников. Современная пресвитерианская система управления, появившаяся в ходе Реформации, отличается от методов правления в других конфессиях. Организация по конгрегациональному принципу обеспечивает большую независимость местных общин. Так, при епископальном устройстве контроль за отдельными церквями и священниками возложен скорее на епископа, чем на пресвитерию; а организационная структура Римско-католической церкви предусматривает высшего земного правителя всемирной церкви – папу.

Богослужение.

На начальном этапе своей истории церкви реформатского исповедания на европейском континенте в своих богослужениях придерживались четко регламентированного обряда. Однако британские и американские пресвитериане под влиянием пуританизма стремились к упрощению службы. Они отказались от литургических молитв и пышных священнических облачений, предпочитают пение всей общиной. Позднее американские пресвитериане, под влиянием условий жизни на фронтире и роста ривайвелизма (движения духовного возрождения), еще больше упростили формы своего богослужения. В течение последней части 19 в. эти формы были пересмотрены в рамках всей деноминации, после чего началась их постепенная реформа. В 1906 Пресвитерианская церковь в США приняла Книгу общественного богослужения (Book of Common Worship ), к 1970 это руководство было заменено на Богослужебную книгу (The Worshipbook ) (использование этих книг не является строго обязательным).

За сессиями отдельных церквей закреплено право определять свои богослужебные формы. Главное богослужение происходит воскресным утром. Оно включает молитвы и пение гимнов частью прихожан, чтение текстов из Библии проповедником или его помощником и обычно сопровождается одним или несколькими церковными песнопениями. Проповедник произносит проповедь на какую-либо тему по своему выбору. Служба длится обычно около часа; часто для удобства верующих проводятся два одинаковых богослужения подряд. Проповедники облачены в одежды, по виду напоминающие академические мантии. Престол, на котором совершается таинство евхаристии, находится на заметном месте перед проповеднической кафедрой или в задней части церковного алтаря.

История.

Наиболее четкие формулировки реформатского исповедания содержатся в Наставлении в христианской вере Жана Кальвина , впервые опубликованном в 1536. Кальвин с помощью основанных на Библии проповедей и строгой дисциплины стремился построить образцовые общество и церковь. Изгнанники из многих стран прибывали в Женеву и возвращались домой, распространяя его интерпретации церковного вероучения и практики. Во Франции первая реформатская община была основана в 1555. Несмотря на запрещения и преследования, это вероисповедание быстро распространялось. В 1559 было принято кальвинистское кредо - Галликанское исповедание , и те, кто поставил под ним свои подписи, стали называться гугенотами. Изданный Генрихом IV в 1598 Нантский эдикт предоставил гугенотам больше свобод в исповедании их религии и восстановил ранее отобранные у них политические права и личные привилегии. Эдикт был отменен в 1685, и тысячи французских гугенотов вынуждены были покинуть страну. Первоначально реформатское вероисповедание преследовалось и в Нидерландах. Реформаты действовали здесь сообща с теми, кто боролся с испанским владычеством; независимость была официально признана в 1648. В Нидерландах религиозная терпимость практиковалась довольно давно, что связано с сильной заинтересованностью в ней торговых групп. В Германии доминировал скорее лютеранский, чем реформатский тип протестантизма. Великий курфюрст Бранденбургский Фридрих Вильгельм (1620–1688), заключив Вестфальский мир (1648), законодательным путем признал реформатские церкви и предоставил их членам те же права, которыми с 1555 пользовались проживавшие там лютеране. В Восточной и Южной Европе число приверженцев Реформатской церкви невелико (за исключением Венгрии).

Шотландия.

В 1559 Джон Нокс (ок. 1513 или 1515–1572), протестантский пастор, имя которого стало символом Реформации в Шотландии, вернулся из швейцарского изгнания и попытался распространить реформатскую веру в родной стране. Он ввел в церковный обиход Книгу общего устава , которую иногда называют «литургией Нокса», а в следующем году возглавил в парламенте комитет по подготовке Первой книги послушания и Первого шотландского символа веры . Первая книга послушания была заменена на Вторую , составленную в 1578 шотландским теологом Эндрю Мелвиллом (1545–1622). В 17 в. шотландцы объединились с английскими пуританами для борьбы против короля Карла I и приняли Вестминстерское исповедание . Акт о веротерпимости (1690) и Акт об унии Шотландии с Англией (1707) утвердили пресвитерианство в качестве государственной религии Шотландии. В течение двух следующих столетий происходили серьезные расколы по вопросам государственного контроля над церковью, что привело к выделению таких объединений, как Первая сецессионистская церковь (1733), Утешающая церковь (1761), Свободная церковь (1843). Однако после 1929 почти все ответвления шотландского пресвитерианства объединились в свободную национальную церковь, именуемую Церковью Шотландии (в настоящее время число ее членов достигает 1 млн. человек).

Англия, Ирландия, Уэльс.

В Англии пресвитериане впервые заявили о своих взглядах в 16 в. во времена царствования Елизаветы I. Меньше чем через столетие их влияние возросло настолько, что они играли важную роль на Вестминстерской ассамблее (1643–1649) - синоде, который был назначен парламентом для реформирования англиканской церкви. Ассамблея выпустила Вестминстерское исповедание, Большой и Малый катехизисы , Руководство для богослужения и Формы церковного правления . Акт о веротерпимости (1689) гарантировал религиозную свободу пресвитерианам и другим диссентерам (или нонконформистам), тем не менее их численность в следующем столетии уменьшилось. В 1876 была сформирована Пресвитерианская церковь Англии. В 1972 Пресвитерианская церковь Англии слилась с Конгрегационалистской церковью Англии и Уэльса, создав Объединенную реформатскую церковь (более 150 тыс. членов).

В начале 17 в. переселенцы из Шотландии принесли пресвитерианство в Северо-Восточную Ирландию, где оно процветает до сих пор. В 1840 два объединившихся здесь синода основали Пресвитерианскую церковь Ирландии (более 130 тыс. членов).

Рост ривайвелистского движения в Уэльсе, возникшего в 1735, привело к созданию Уэльсской кальвинистской методистской церкви (1811) с кальвинистской теологией и пресвитерианским устройством церковного правления (более 80 тыс. членов).

Канада.

Пресвитерианство в Канаде имело много источников. Часть верующих составили французские, голландские и немецкие реформаты-эмигранты, прибывшие из Старого Света; другую часть – сторонники Британской империи, покинувшие колонии во время революции в Америке; в большинстве же своем это были шотландские и ирландские переселенцы, прибывавшие в Северную Америку в 18 в. и позже. К 1868 число канадских групп уменьшилось до 4; в 1875 - восемь лет спустя после создания доминиона Канады – они объединились в Пресвитерианскую церковь Канады. В 1902 начались переговоры о слиянии Пресвитерианской, Методистской и Конгрегационалистской церквей Канады. К 1908 была готова вероучительная база, и в 1925 три указанных церкви создали Объединенную церковь Канады (ныне более 900 тыс. членов). Пресвитерианская церковь насчитывает сегодня более 150 тыс. членов.

Соединенные Штаты Америки.

Пресвитерианство принесли в Новый Свет голландские реформаты, заселившие Новые Нидерланды; английские пуритане, образовавшие Новую Англию; немецкие эмигранты-реформаты и другие группы. Однако наибольший вклад внесли шотландцы и шотландские ирландцы, которые прибывали в Мэриленд, Делавэр и другие колонии в последние десятилетия 17 в. Сегодня в США насчитывается более дюжины пресвитерианских объединений общей численностью 3,7 млн. В 1983 два объединения слились, создав Пресвитерианскую церковь США.

Межконфессиональные и внутриконфессиональные отношения.

Большинство пресвитерианских объединений Америки – члены Национального совета церквей Христа в США, Всемирного совета церквей, Всемирного альянса реформатских церквей, придерживающихся пресвитерианской системы церковного управления. В своих официальных заявлениях пресвитерианские церкви часто откликаются на наиболее важные явление социального развития; поскольку их члены в основном принадлежат к среднему классу, заявления обычно носят умеренный характер.

Пресвитериане

ПРЕСВИТЕРИА́НЕ [тэ], -риа́н; мн. Последователи протестантского вероучения, возникшего в Англии и Шотландии в 16 в., отвергающие власть епископов и признающие только пресвитера и пастора (в период английской буржуазной революции 17 в. составляли политическую партию).

Пресвитериа́нин, -а; м.; Пресвитериа́нец, -нца; м. Пресвитериа́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж.

пресвитериа́не

(от пресвитер), в период Английской революции XVII в. религиозно-политическая партия, правое крыло пуритан; в 1640-48 фактически у власти (до так называемой Прайдовой чистки). Как религиозное течение пресвитерианство - разновидность кальвинизма в англоязычных странах.

ПРЕСВИТЕРИАНЕ

ПРЕСВИТЕРИА́НЕ (от пресвитер (см. ПРЕСВИТЕР) , англ. ед. ч. presbyterian), умеренное крыло английских и шотландских пуритан (см. ПУРИТАНЕ) ; политическая партия в период Английской революции 17 века (см. АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) .
Пресвитерианство основано в Шотландиии Джоном Ноксом (см. НОКС Джон) , учеником Жана Кальвина (см. КАЛЬВИН Жан) . Требования строгого единообразия, упрощения и удешевления церковных обрядов, замены епископов (см. ЕПИСКОП) выборными пресвитерами, отделения церкви от светской власти получили в Шотландии широкую поддержку и в 1592 году пресвитерианство было признано государственной религией.
Общины пресвитериан в Англии появились в 1570-х годах. С началом революции пресвитериане приобрели значение политической партии, выражавшей интересы умеренных слоев нового дворянства (см. НОВОЕ ДВОРЯНСТВО) , купечества и предпринимателей. В 1640-1648 годах пресвитериане обладали твердым большинством в Долгом парламенте (см. ДОЛГИЙ ПАРЛАМЕНТ) и фактически были у власти. Под их влиянием в 1643 году была заключена «Торжественная лига и ковенант» с Шотландией (смотри Ковенант (см. КОВЕНАНТ) ). В 1644 году пресвитерианство стало государственной религией Англии. Углубление революционного процесса привело к усилению индепендентов (см. ИНДЕПЕНДЕНТЫ) , которые изгнали пресвитериан из Долгого парламента в ходе Прайдовой чистки (см. ПРАЙДОВА ЧИСТКА) в декабре 1648 года.
Вновь пресвитериане заявили о себе лишь после смерти Оливера Кромвеля (см. КРОМВЕЛЬ Оливер) в 1658 году. Они активно стремились вернуть себе власть и способствовали реставрации монархии в 1660 году. Но после возвращения Стюартов (см. СТЮАРТЫ) на престол пресвитериане сошли с политической арены.
Как религиозное течение пресвитерианство - разновидность кальвинизма (см. КАЛЬВИНИЗМ) в англоязычных странах.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "пресвитериане" в других словарях:

    - (этим. см. след. сл.). Английские протестанты, не признающие епископства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРЕСВИТЕРИАНЕ одно из протестантских вероисповеданий; п. отвергают церковную иерархию,… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от пресвитер) в период Английской революции 17 в. религиозно политическая партия, правое крыло пуритан; в 1640 48 фактически у власти (до т. н. Прайдовой чистки). Как религиозное течение пресвитерианство разновидность кальвинизма в англоязычных… … Большой Энциклопедический словарь

    ПРЕСВИТЕРИАНЕ, пресвитериан, ед. пресвитерианин, пресвитерианина, муж. (рел.). Последователи одного из протестантских религиозных исповеданий в Англии и Америке, отвергающего епископат и признающего лишь сан священника (пресвитера). Толковый… … Толковый словарь Ушакова

    Пресвитериане - (Presbyterians), христиане протестанты, выступавшие против власти епископов в церкви, последователи Жана Кальвина. В эпоху Реформации кальвинисты утверждали, что оппозиция епископам не ересь, а возврат к истинной церкви ранних христиан, как… … Всемирная история

    Протестантская деноминация, в которой церковная власть возложена на избранных представителей местных общин (конгрегаций) или более крупных объединений пресвитерий. Название деноминации восходит к греч. presbyteros (старший, старейшина), оно… … Энциклопедия Кольера

    Реформация Реформация 95 тезисов Формула согласия Контрреформация Движения и деноминации Протестантизм Реформация в Германии Лютеранство Анабаптизм … Википедия

    Протестантская ересь, возникшая в Шотландии и Англии в конце XVI века. По сути пресвитериане являются последователями протестантских церквей кальвинистской ориентации. Пресвитериане отвергали церковную централизацию и епископат, боролись против… … Религиозные термины

    - (англ., единственное число presbyterian, от греч. presbýteros старейшина) умеренное крыло английских и шотландских пуритан (См. Пуритане); политическая партия периода Английской буржуазной революции 17 века (См. Английская буржуазная… … Большая советская энциклопедия

    Кальвинисты, преимущественно XVI и XVII вв., в Англии, Шотландии и североамериканских английских колониях, державшиеся пресвитериально синодального устройства церкви (см. Пресвитерианство). В Шотландии направление это возобладало с самого начала… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (англ., ед. ч. presbyterian, от греч. presbuteros старший) приверженцы ортодоксально кальвинистских церквей (см. Кальвинизм) шотл. англ. происхождения; политич. партия периода английской буржуазной революции 17 века. Пресвитерианская церковь в… … Советская историческая энциклопедия


Особенности и основные этапы английской буржуаз­ной революции XVII в. Буржуазное государство и право Англии возникло в ходе двух английских революций XVII в., получивших названия "Великий мятеж" и "Славная рево­люция". Идеологическую оболочку движения составили лозунги реформы господствующей церкви и восстановления "старинных обычаев и вольностей", характерные для соци­альных движений средневековья. Вместе с тем в англий­ской буржуазной революции впервые отчетливо проявились основные закономерности развития буржуазных революций нового времени, что позволило назвать ее прообразом Ве­ликой французской буржуазной революции.

Основные особенности английской буржуазной револю­ции обусловлены своеобразной, но исторически закономер­ной для Англии расстановкой социально-политических сил. Английская буржуазия выступила против феодальной мо­нархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с "новым дворянством". Раскол английского дворянства и переход его большей, обур­жуазившейся части в лагерь оппозиции позволили еще не­достаточно окрепшей английской буржуазии одержать по­беду над абсолютизмом.

Этот союз придал английской революции незавершен­ный характер, обусловил ограниченность социально-эконо­мических и политических завоеваний.

Сохранение крупного землевладения английских ленд­лордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства - основной показатель незавершенности английской революции в экономической сфере. В политиче­ской области буржуазии пришлось разделить власть с но­вой земельной аристократией при определяющей роли по­следней. Влияние аристократии сказалось на образовании в Англии такой разновидности буржуазной, конституционной монархии, которая наряду с представительным органом сохранила феодальные учреждения, в том числе сильную ко­ролевскую власть, палату лордов, Тайный совет. Последо­вавшие в XVIII и XIX вв. аграрная и промышленная революции, в конечном счете, обеспечили господствующее поло­жение капиталистическим производственным отношениям и лидерство промышленной буржуазии в осуществлении политической власти. На протяжении этого времени полу­феодальная, аристократическая политическая система Британии медленно и постепенно превращалась в буржуазно-демократическую.

Политические течения. В преддверии и в ходе рево­люции определились два лагеря, представлявших противо­положные политические и религиозные концепции, а также разные социальные интересы. Представители "старого", феодального дворянства и англиканского духовенства были опорой абсолютизма и отстаивали сохранение прежних фео­дальных порядков и англиканской церкви. Лагерь оппози­ции режиму объединял новое дворянство и буржуазию под общим названием "пуритане". Противники абсолютизма в Англии выступали за буржуазные преобразования под знаменем "очищения" англиканской церкви, завершения рефор­мации и создания новой церкви, не зависимой от королев­ской власти. Религиозная оболочка социально-политических требований буржуазии, многие из которых имели чисто свет­ский характер, во многом объяснялась особой ролью англи­канской церкви в защите основ абсолютизма и в подавлении оппозиции церковно-бюрократическим аппаратом.

Вместе с тем революционный лагерь не был единым ни в социальном, ни в религиозном отношении. В ходе револю­ции в лагере пуритан окончательно определились три глав­ных течения: пресвитериан, индепендентов и левеллеров. Пресвитерианское течение, объединявшее крупную буржуа­зию и верхушку джентри, составляло правое крыло рево­люции. Их максимальным требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля. Религиозно-политиче­ская программа пресвитериан предусматривала очищение церкви от пережитков католицизма, ее реформу по шот­ландскому образцу и утверждение во главе церковно-административных округов пресвитеров из наиболее состоятель­ных граждан. Пресвитериане захватили и удерживали власть в период 1640-1648 гг., который сопровождался вначале мирным, или "конституционным", развитием революции, а затем переходом к гражданской войне.

Индепенденты, политическим лидером которых, стал О. Кромвель, являлись в основном представителями сред­него и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались, как минимум, установления огра­ниченной, конституционной монархии. Их программа пре­дусматривала также признание и провозглашение неотъемлемых прав и свобод подданных, прежде всего свободы совести (для протестантов) и свободы слова. Индепенденты выдвигали идею упразднения централизованной церкви и создания независимых от административного аппарата местных религиозных общин. Индепендентское течение было самым пестрым и неоднородным по составу. "Индепендентский", радикальный, этап революции (1649-1660 гг.) связан с упразднением монархии и установлением Республики (1649-1653 гг.), переродившейся затем в военную диктату­ру (1653-1659 гг.), которая привела, в свою очередь, к рес­таврации монархии.

В ходе революции из индепендентского течения выде­лились так называемыелевеллеры, которые стали пользо­ваться наибольшей поддержкой среди ремесленников и кре­стьян. В своем манифесте "Народное соглашение" (1647) левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеоб­щего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин, реформы слож­ной и громоздкой системы "общего права". Идеи левелле­ров заняли важное место в дальнейшей идейно-политиче­ской борьбе с феодальным строем. Вместе с тем, выступая за неприкосновенность частной собственности, левеллеры обошли основное требование крестьянства об упразднении копигольда и власти лендлордов.

Наиболее радикальную часть левеллеров составили диггеры, представлявшие беднейшее крестьянство и пролетарские элементы города и деревни. Они выступили с требова­нием уничтожения частной собственности на землю и пред­меты потребления. Социально-политические взгляды диггеров являлись разновидностью крестьянского утопическо­го коммунизма.

Изменение формы государства. Английская револю­ция развивалась в виде традиционного противостояния ко­роля и парламента. Существенная часть государственно-пра­вовой программы революции была подготовлена парламент­ской оппозицией еще в 20-х гг. XVII в., по мере обострения экономического и политического кризиса абсолютизма. ВПетиции о праве 1628 г. был сформулирован ряд требований, облеченных в старую феодальную форму, но уже имевших новое, буржуазное содержание. Перечислив зло­употребления королевской администрации и ссылаясь на Великую хартию вольностей, парламент просил короля, чтобы: 1) никто впредь не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну "без общего согласия, данного актом парламента"; 2) ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги; 3) армия не размещалась на постой в дома жителей; 4) никакие лица не наделялись особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти "противно за­конам и вольностям страны".

Таким образом, в документе был отражен главный по­литический вопрос революции - о правах короля в отно­шении жизни и имущества подданных. Кроме того, был поднят и важнейший социальный вопрос - о неприкосно­венности частной собственности. Охрана собственности, как говорилось в Петиции, есть истинная цель закона и право­судия. Требования парламентской оппозиции привели к роспуску парламента и длительному беспарламентскому правлению Карла I (1629-1640 гг.). В этот период король для пополнения казны единолично вводил все новые побо­ры и штрафы, пресекая недовольство в стране с помощью чрезвычайных судов. Однако в условиях начавшейся вой­ны с Шотландией король был вынужден вновь обратиться к парламенту.

В созванном в 1640 г. парламенте, получившем названиеДолгого (1640-1653), господствующее положение за­няли пресвитериане. В течение 1640-1641 гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных право­вых актов. Прежде всего по инициативе палаты общин были осуждены главные советники Карла I - граф Страффорд, архиепископ Лод. Тем самым было утверждено право пар­ламента на импичмент высших должностных лиц. Далее, согласноТрехгодичному акту 16 февраля 1641 г., парла­мент должен был созываться, по крайней мере, один раз ка­ждые три года, а при несогласии короля сделать это он мог быть созван другими лицами (пэрами, шерифами) или собраться самостоятельно. Эти положения были дополнены законом, запрещавшим прерывать, отсрочивать заседания и распускать Долгий парламент иначе, как актом самого парламента. Тем самым исключалась возможность возвра­щения к беспарламентскому правлению. Наконец, в июле 1641 г. были приняты два акта, которые ограничили полно­мочия Тайного совета в области судопроизводства и преду­смотрели уничтожение системы чрезвычайных трибуналов, прежде всего Звездной палаты и Высокой комиссии. Серия актов, принятых летом 1641 г., провозгласила неприкосновенность имущества подданных и лишала короля права про­извольно налагать различные штрафы. Программным доку­ментом революции сталаВеликая Ремонстрация, приня­тая 1 декабря 1641 г. Она содержала, в частности, новое требование о том, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание до­верять. Это означало, по сути, политическую ответствен­ность должностных лиц перед парламентом и было воспри­нято королем как вторжение в его прерогативу, исполни­тельную власть. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию.

Акты парламента 1641 г. были направлены на ограни­чение абсолютной власти короля и означали переход к оп­ределенной разновидности конституционной монархии. Од­нако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между королем и парламентом (1642-1647 и 1648-1649 гг.).

Во время войны в стране установились две враждую­щие и независимые власти, которые контролировали раз­личные территории Английского королевства и пользовались в них всей полнотой законодательных и административных полномочий. Основным направлением деятельности короля и парламента в этот период стала организация собственной армии. Парламент, соединивший в своих руках законодательную и исполнительную власть на контролируемой террито­рии, издал ряд законов и ордонансов, предусматривающих реформу сложившейся военной системы. В 1642 г. парламент несколько раз утверждал так и не подписанный королем "Ордонанс о милиции", согласно которому командующие на­родным ополчением назначались только с согласия парла­мента и несли всю полноту ответственности перед парла­ментом. Король в ответ издал Прокламацию, запрещавшую народному ополчению действовать по воле парламента без согласия короля. В так называемой "Протестации", приня­той летом 1642 г., парламент вновь потребовал утверждения королем "Ордонанса о милиции" и своих требований, выдви­гаемых ранее относительно осуществления некоторых пре­рогатив исполнительной власти: о назначении всех высших должностных лиц с согласия парламента, о несменяемости судей "до тех пор, пока они не поведут себя ненадлежащим образом", о расширении судебной компетенции парламента в области уголовного правосудия. Отказ короля принять все эти предложения привел к началу непосредственно военных действий. Уже в ходе гражданской войны парламентом был принятОрдонанс о новой модели 1645 г., который был на­правлен на образование вместо ополчения отдельных графств постоянной армии. Она должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались вне зависимости от происхождения, по способностям. Эти меры привели к превращению парламентской армии в боеспособную силу, которая нанесла ряд решительных поражений армии короля.

В период первой гражданской войны Долгим парламен­том был проведен и ряд других важных преобразований, которые свидетельствовали об углублении революции "под контролем" пресвитерианско-индепендентской верхушки. В 1643 г. был упразднен епископат и введено пресвитериан­ское устройство церкви. Земли епископов и роялистов были конфискованы в собственность государства и пущены в рас­продажу. В результате этих мер, значительная часть земельной собственности перешла в руки буржуазии и джентри. Закрепить новый статус этих земель был призванАкт 1646 г. об отмене системы феодальных рыцарских держа­ний и превращении их в свободные держания "на общем праве", т. е. фактически в частную собственность владель­цев. Таким образом, было осуществлено одностороннее ре­шение аграрного вопроса, выгодное только буржуазии и новому дворянству. Бывшие рыцарские держания были ос­вобождены от условий феодального землевладения (вассаль­ных обязанностей), однако копигольд как форма держания был сохранен. Крестьяне-копигольдеры не стали собствен­никами земли, а остались в поземельной зависимости от лендлордов. Кроме того, основная масса крестьян не могла приобрести землю, так как она поступала в распродажу по очень высоким ценам. Наконец, парламент подтвердил за­конность огораживаний крестьянских земель.

Окончание войны и пленение короля сопровождалось обострением борьбы в парламенте между пресвитерианами и основной массой индепендентов. Открытое выступление пресвитериан в поддержку короля привело ко второй гра­жданской войне. В декабре 1648 г., учитывая "левеллерские" настроения основной части армии, индепендентское руко­водство провело чистку парламента от активных пресвите­риан. Политическая власть перешла в руки индепендентов. 4 января 1649 г. палата общин объявила себя носителем верховной власти в Англии, постановления которой имеют силу закона без согласия короля и палаты лордов. После суда над королем и его казни в конце марта 1649 г. королевское звание и верхняя палата были упразднены. Конститу­ционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом19 мая 1649 г. В нем провозглаша­лось образование республики, верховной властью в госу­дарстве объявлялись "Представители Народа в Парламен­те". Высшим органом исполнительной власти стал Государ­ственный совет, который нес ответственность перед парла­ментом. Однако фактическое руководство им осуществлял военный совет во главе с Кромвелем.

Установление республики - наиболее демократической в существующих условиях формы правления - стало вер­шиной революции. Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более острые формы. Новые конфискации земель роялистов, рас­продажа королевских земель (акт 1649 г.) и захватническая война в Ирландии в начале 1650-х гг. превратили значи­тельную часть индепендентов в крупных земельных собст­венников, стремившихся к прекращению революции. На­против, для левеллеров провозглашение республики было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразо­ваний. В армии, состоящей в основном из среднего кресть­янства и ремесленников, влияние левеллеров продолжало усиливаться. В этих условиях лидеры индепендентов, опи­раясь на армейскую верхушку, прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглаше­нием "протектората".

В конце1653 г. Совет офицеров подготовил проект акта о новой форме правления, названногоОрудие управления. Согласно ст. 1 акта, высшая законодательная власть в Анг­лии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалось в лице лор­да-протектора и народа, представленного в парламенте. Что­бы в однопалатный парламент попали только представите­ли буржуазии и джентри, акт предусматривал высокий иму­щественный ценз для избирателей (200 ф. ст.). Кроме того, избирательных прав лишались католики и лица, участво­вавшие в войне на стороне короля.

Исполнительная власть в государстве вверялась лор­ду-протектору и Государственному совету, число членов которого могло колебаться от 13 до 21. Лорд-протектор на­делялся широкими полномочиями. Он осуществлял, командование вооруженными силами, с согласия большинства со­вета мог объявлять войну и заключать мир, назначать но­вых членов высшего исполнительного органа и офицеров, поставленных во главе административных округов. Главной опорой протектора оставалась армия. Для ее содержания и покрытия других издержек правительства вводился еже­годный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Таким обра­зом, финансовые прерогативы лорда-протектора практиче­ски стали бесконтрольными, как у абсолютного монарха.

течение в кальвинизме, возникшее в период Реформации в Шотландии и Англии, правое крыло пуритан. Выступали против королевского абсолютизма и поддерживавшей его англиканской церкви, сыграли важную роль в Английской революции XVII в. В 1640-1648 гг. фактически у власти до т. н. Прайдовой чистки. Как религиозное течение П. - разновидность кальвинизма в англоязычных странах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРЕСВИТЕРИАНЕ

англ., ед. ч. presbyterian, от греч. presbuteros - старший) - приверженцы ортодоксально-кальвинистских церквей (см. Кальвинизм) шотл.-англ. происхождения; политич. партия периода английской буржуазной революции 17 века. Пресвитерианская церковь в Шотландии была основана учеником Кальвина Дж. Ноксом; здесь уже в 1560 парламентом был принят пресвитерианский символ веры, а в 1592 пресвитерианская церковь была окончательно признана государственной. В 70-е гг. пресвитерианские общины возникли в Англии; П. составляли правое крыло пуритан. Олигархич. устройство пресвитерианской церкви (гл. роль в церк. управлении играли пресвитеры -старейшины, что передавало фактич. руководство церк. общинами в руки наиболее богатых прихожан) делало ее удобной для наиболее богатой части пуритан. От демократич. направлений пуританизма П. отличало требование строгого единообразия церк. культа, церк. централизации. С началом революции П. приобрели значение политич. партии, выражавшей интересы богатого купечества и банкиров Лондона, а также части зем. аристократии, связанной с капиталистич. формами произ-ва в с. х-ве. В собравшемся в 1640 Долгом парламенте П. имели значит. большинство и фактически стояли у власти до конца 1648; первоначально в их руках находилось и руководство парл. армией (граф Эссекс, граф Манчестер и др.). П. стремились использовать в качестве политич. орудия своего господства новую пресвитерианскую церковь, сменившую в качестве государственной старую англиканскую: после того, как в 1643 с Шотландией была заключена "Торжественная лига и ковенант" (см. "Ковенант"), пресвитерианство было введено в Англии в качестве обязательного для всех вероисповедания (декларировано постановлением 23 дек. 1644 т. н. Вестминстерского собрания (заседавший в 1643-49 кальвинистский синод); оно же выработало т. н. Вестминстерское исповедание, ставшее пресвитерианским символом веры). Однако узкоклас. политика П., к-рые считали революцию законченной, боялись народа, стремились к соглашению с королем, не соответствовала интересам не только нар. масс, но и широких слоев буржуазии и нового дворянства, группировавшихся вокруг индепендентов. В кон. 1648 после изгнания из парламента большей части П. (см. Прайдова чистка) власть перешла к индепендентам. В дальнейшем П., настроенные монархически, перешли в лагерь контрреволюции и способствовали реставрации Стюартов (1660). В качестве религ.-церк. течения пресвитерианство, кроме Шотландии и Англии (где П. получили свободу вероисповедания в 1689), распространилось в США (здесь пресвитериан больше, чем в к.-л. другой стране), нек-рых бывших англ. доминионах и колониях. По существу пресвитерианскими являются и другие ортодоксально-кальвинистские церкви (называемые чаще реформатскими). Лит.: Stephens J. V., The Presbyterian churches, divisions and unions, in Scotland, Ireland, Canada and America..., Phil., 1910.