Рефераты Изложения История

Почему человек не может жить без общества. Влияние общества на человека Классы людей в обществе

Общество - это некая данность, которую мы не выбираем, не создаем и не можем контролировать, однако она контролирует нас, и в той или иной степени нами управляет. в обществе - что это?" - спросите вы. Ответ на вопрос предлагает эта статья. Вам будет предложено разобраться в этом сложном вопросе, понять для себя, почему происходит именно так, а не иначе, и можем ли мы что-либо изменить.

Социальная структура

Каждый из аспектов общества (социально-экономический, культурный, институциональный и человеческая природа) сам по себе представляет сложное объединение, образованное путем объединения и взаимозависимости более простых составных частей. Социально-экономический порядок формируется путем сочетания труда, и персональной активности. Институциональный аспект включает в себя государственные и частные организации. Культура представляет собой сочетание знаний и технологий, мировоззрения и ценностей. Человеческая природа также формируется из взаимодействия наследственной природы и ее развития в конкретном индивидууме. Характеристика человека в обществе называется поэтому специальным термином "индивидуальность".

Подобно всем общество является несводимым. Это сложное целое нельзя свести ни к одному из аспектов, характеристика человека в обществе не характеризует это общество в целом. Любое объяснение общества с точки зрения одного аспекта, будь то культура, человеческая природа, борьба за власть или различные институты, является неполным. Его, как и все сложные системы, необходимо рассматривать как взаимодействие различных масштабов, формирующее единое и несводимое целое.

И, как и в других подобных системах, ее составляющие части не существуют отдельно, в изоляции, а должны быть рассмотрены в их отношении с остальными частями целого.

Иерархическая структура

Фундаментальным аспектом человеческой социальной организации является ее Все формы социальной организации, от общества собирателей и охотников до высокоразвитой цивилизации, характеризуются неодинаковым распределением властных полномочий и иерархией. Не все иерархии одинаковы. Некоторые имеют ярко выраженную централизованную власть и классовое деление. Другие, как, например, общество собирателей и охотников, являются менее вертикальными, более демократичными, и возможно, даже не имеют постоянных лидеров. Но все они имеют нечто общее: распределение власти в них всегда неравномерно. Всегда существует доминирующий сектор, это могут быть мужчины, лидеры, кланы, целители и др.

Биологическая причина существования иерархии кроется в нашей конкурентной природе. Конкуренция является одним из многих аспектов человеческой природы. Причем многие из ее аспектов также между собой конфликтуют и конкурируют. Например, по своей природе мы стремимся не только к конкуренции, но и к общению. То есть по природе своей мы должны быть связаны и соотнесены с другими и в то же время конкурировать с ними. Человеческая конкуренция заставляет нас организовываться в структуры с неравным распределением властных полномочий. Иерархия в таком случае - неизбежный аспект социальной организации.

Функция общества

В отличие от организмов или колоний, поведение которых отвечает выполняемой функции, общество в целом не имеет какой-либо конкретной роли.

Однако, хоть это и не обязательно, в некоторых случаях социальные системы имеют функцию, которая в основном определяется политической структурой системы. Социальные системы с иерархической структурой работают на благо тех, кто стоит на вершине иерархии, за счет тех, кто находится ниже.

Идея о том, что общество существует для блага каждого индивида, ошибочна. Социальная система может работать как на благо, так и во вред человеку. То, как она будет работать в конкретном случае, зависит от случайных и произвольных исторических событий. Попытки отдельных лиц контролировать или проектировать систему, как правило, приводят к непредвиденным и часто нежелательным последствиям.

Можно ли объективно сравнивать различные общества?

В противоположность релятивистским убеждениям, системы можно оценивать объективно и сравнивать с точки зрения выгод, которые они приносят отдельным индивидам. Как уже упоминалось ранее, системы не имеют какой-либо функции, поэтому могут работать как на благо, так и во вред человеку. С этой позиции некоторые из них хороши. Другие плохи. Одни системы лучше, чем другие.

Хорошая система - такая, которая способствует всеобщему благосостоянию. Плохая приносит людям вред или способствует благосостоянию одних за счет других, ведь характеристика человека в обществе других людей всегда предполагает данное разделение.

Как можно изменить общество?

Какова же характеристика человека в обществе? Ответ на этот вопрос дать не так-то просто. Мы начали эту статью, сказав о том, что общество мы не выбираем, не создаем и не можем контролировать, но оно контролирует жизнь каждого из нас. Означает ли это, что оно является самостоятельной системой, контролирующей людей и не подвергающейся их контролю? Можно ли изменить общество, в котором мы живем?

Тема "человек и общество" всегда привлекала внимание политиков и социологов. Как сказал социальные системы "не высечены из камня". Нет причин, по которым люди не могли бы их изменить. Мы должны иметь возможность выбирать социальную систему, которая будет работать во благо людей. Характеристика человека в обществе - это тема, касающаяся каждого из нас.

Тем не менее, по ряду причин это не так просто осуществить. Во-первых, отдельные индивиды не могут изменить систему самостоятельно. Только коллективные действия могут привести к изменениям в ней. А коллективное действие трудно организовать, поскольку как правило, настроено на то, чтобы быть частью системы, а не бунтовать против нее. Во-вторых, те, кто извлекает из системы меньше всего пользы и имеет больше всех причин для того, чтобы желать изменить ее, имеют в системе меньше всех власти.

В какой мере человек должен нести ответственность за общество?

В целом, ответственность людей весьма незначительна. Ведь если мы зачастую имеем весьма смутное понимание собственной природы, и способность ее контролировать сильно ограничена, что уж можно говорить о такой сложной теме, как общество в жизни человека? Однако, несмотря на ту ограниченность ответственности, которую имеют индивиды, ответственность за нее все же существует.

Характеристика человека в обществе с точки зрения степени ответственности

Это те из нас, кто находится на вершине иерархии, несут наибольшую ответственность. Они, как правило, имеют более высокий уровень образования, здоровья, возможностей, ресурсов и власти для осуществления изменений. Но в то же время они с наименьшей вероятностью способны улучшить систему. Это происходит потому, что они извлекают из нее наибольшие выгоды и поэтому будут сопротивляться переменам и не поддержат изменения, ущемляющие их интересы. К тому же образ мысли таких людей, как правило, лишен необходимого критического и аналитического потенциала. Чем выше поднимается человек по лестнице иерархии, тем сильнее у него проявляется тенденция соответствовать системе, чтобы защитить свою власть.

Чем ниже находится человек на ступени иерархии, чем ниже роль человека в обществе, тем меньше у него ответственности, так как он обычно имеет невысокий уровень образования, здоровья, материальных ресурсов, ему не хватает способности и власти, чтобы внести изменения. Кроме того, такими людьми часто манипулируют, их контролируют те, кто стоят выше. Они вынуждены заботиться прежде всего о своих фундаментальных и насущных потребностях. Тема "человек и общество" для них как бы недоступна.

Средние слои общества несут почти такую же ответственность, как те, кто находится на вершине иерархии. Степень этой ответственности обратно пропорциональна ее вертикальности, как и роль человека в обществе. Для того чтобы сохранить свою власть, верхушка общества будет стараться делать так, чтобы средние слои были довольны (а в более низких иерархиях она будет стараться заботиться и о низших слоях). Поэтому средние слои также выигрывают от существующей системы с ее возможностями, ресурсами и неограниченной властью, а значит, и разделяют ответственность с верхушкой общества. В отличие от последних, не способных к изменению системы, средние слои имеют для этого возможности и ресурсы. Тем не менее, в своей борьбе за власть они склонны приспосабливаться к системе и действовать в интересах тех, кто наверху, обеспечивая легитимность системы. Характеристика человека в обществе - это то, что во многом на их совести.

Незнание не освобождает от ответственности

Незнание, отсутствие понимания не освобождает верхушку и средние слои общества от ответственности. В отличие от низших слоев, они имеют возможности и ресурсы, чтобы понимать систему и воздействовать на нее. Если система является плохой, то, приспосабливаясь к ней, они вносят свой вклад в поддержание ее плохого состояния. Несмотря на коллективное сознание в вопросах рационализации, оправдания или игнорирование вреда системы, индивидуумы все же остаются ответственными за такое положение вещей. Общество в жизни человека играет важную роль, и все мы несем за него ответственность.

В неравных обществах вызов системе обычно бросают не выходцы из высших или низших слоев общества, а то меньшинство из среднего слоя, которое решает защищать свободу, справедливость, равенство и интересы тех, кто ниже, будущих поколений, а также окружающую среду. Хотя большинство представителей средних слоев общества, как правило, быстро приспосабливается к системе, решающее значение для нее имеют те, которые не отождествляют себя с ней, не могут с ней смириться, и у кого есть достаточно образования, материальных ресурсов и сил для того, чтобы бросить ей вызов.

Революционные изменения, вызванные такими людьми, часто приводят к замене одного вида иерархии другим (который в некоторых случаях оказывается даже хуже). С другой стороны, стабильное улучшение системы наступает тогда, когда на сцену выступают эти люди и участвуют в процессе социального развития.

Вспомните героя популярной книги Робинзона Крузо. Выброшенный на необитаемый в результате , он долгие годы в полном одиночестве. Правда, ни в чем не нуждаясь, ведь в тропическом климате можно было обойтись без теплой одежды, да еще удалось с корабля много полезных, необходимых вещей. К тому же Робинзон без особого труда добывал пропитание, так как на острове водились козы, в изобилии произрастали тропические плоды, виноград. Так что по сравнению с утонувшими товарищами, он мог чувствовать себя баловнем судьбы. Тем не менее, Робинзон испытывал жгучую, мучительную тоску. Ведь он был один. Все его мысли, все желания устремлялись к одному: вернуться к людям. Чего не хватало Робинзону? Никто не «стоит над душой», не указывает, что и , не ограничивает твою свободу. А не хватало ему самого главного – общения. Ведь вся история человеческой цивилизации свидетельствует, что только сообща, помогая друг другу, люди добивались успеха и преодолевали трудности. Не случайно самым страшным наказанием у людей каменного века считалось изгнание из рода или из племени. Такой человек был просто-напросто обречен. Разделение обязанностей и взаимопомощь – вот две главные основы, на которых зиждется благополучие любого человеческого общества: начиная от семьи и заканчивая государством. Ни один человек, даже обладающий колоссальной физической силой и самым острым, глубоким умом, не сможет сделать столько, сколько группа людей. Просто потому, что ему не на кого опереться, не с кем посоветоваться, наметить план работ, попросить о помощи. Некому раздать указания и некого проконтролировать, наконец, если он ярко выраженный лидер по натуре.Ощущение своего одиночества рано или поздно приведет к депрессии, причем она может принять самые тяжелые формы. Тот же Робинзон, чтобы не сойти с ума от отчаяния и тоски, вынужден был принять ряд мер: регулярно вел дневник, делал зарубки на своем примитивном «календаре» - вкопанном в землю столбе, разговаривал вслух с собакой, кошками и попугаем.Бывают ситуации, когда даже самому гордому и независимому человеку просто необходима помощь. Например, при серьезной болезни. А если рядом никого не будет, и не к кому даже обратиться? Это может закончиться очень печально. Наконец, ни один уважающий себя человек не может жить без цели. Ему надо ставить перед собой какие-то задачи и достигать их. Но - такова уж особенность человеческой психики – какой толк в достижении цели, если этого никто не увидит и не оценит? К чему будут все усилия?Вот и выходит, что человек не может обойтись без общества.

Src="http://present5.com/customparser/139469797_261137779%20---%20new_microsoft_powerpoint_presentation_(2).ppt/slide_1.jpg" alt=">Человек общество.">

Src="http://present5.com/customparser/139469797_261137779%20---%20new_microsoft_powerpoint_presentation_(2).ppt/slide_2.jpg" alt=">Современный человек живет в обществе, так или иначе он вынужден участвовать в какой-либо коллективной"> Современный человек живет в обществе, так или иначе он вынужден участвовать в какой-либо коллективной деятельности. Цивилизованный человек физически не в состоянии быть из нее исключен. Он зависим от нее.

Src="http://present5.com/customparser/139469797_261137779%20---%20new_microsoft_powerpoint_presentation_(2).ppt/slide_3.jpg" alt=">Думаю, никто в серьез не будет утверждать, что современное общество зависит от конкретного человека,"> Думаю, никто в серьез не будет утверждать, что современное общество зависит от конкретного человека, лично от Вас, от меня или кого другого. В условиях что коммунизма, что капитализма, человек подчиняется законам, принципам и морали общества. Или законам большинства.

Src="http://present5.com/customparser/139469797_261137779%20---%20new_microsoft_powerpoint_presentation_(2).ppt/slide_4.jpg" alt=">Но мы уже знаем, что для устойчивости объекта общество-человек нужна взаимосвязь между ними. Откуда"> Но мы уже знаем, что для устойчивости объекта общество-человек нужна взаимосвязь между ними. Откуда же она берется? Некие намеки дают нам персоналии типа Гитлера, Ленина, Сталина… Они оказывали реальное воздействие на общества и на его изменение.

Src="http://present5.com/customparser/139469797_261137779%20---%20new_microsoft_powerpoint_presentation_(2).ppt/slide_5.jpg" alt=">">

И. Фихте в своём высказывании подразумевает социальную природу человека, подчёркивая то, что он предназначен для жизни в обществе. Основная идея заключается в том, что человек становится человеком только, живя в обществе. Что же такое общество и какового его значение для становления человека?

Общество - многозначное понятие. Одно из них гласит, что общество - это обособившаяся от природы, но всё ещё зависимая от него система, включающая в себя человечество в целом и отношения между разными индивидами. Одной из важных функций общества является социализация. Это процесс освоения человеком культурных ценностей и социальных норм и усвоения социальных ролей. Социализация человека начинается с самого рождения. Её первичным агентом является семья. Именно в ней человек впервые сталкивается с правилами и нормами жизнедеятельности в обществе. Со взрослением человека расширяется круг агентов, участвующих в его социализации. Так, появляется детсад, школа, ВУЗ, армия, партия, трудовой коллектив, религиозная организация и т.д. Все они участвуют в становлении человека, воспитывая в нём социально значимые качества. Что происходит если человека существует вне общества?

Ярчайшим примером являются так называемые «дети-маугли»: в истории неоднократно случалось, что человеческие дети были взращены в дикой природе животными. Несмотря на те же биологические характеристики, что и все люди, они не могли считаться людьми в социальном смысле слова: у них отсутствовала членораздельная речь, они не умели общаться и взаимодействовать с другими людьми, не обладали знаниями, не умели пользоваться даже самыми обыкновенными предметами. Даже если таких детей пытаются интегрировать в общество, это оказывается практически бесполезным: они не могут освоить человеческий язык, понять структуру общества и свою роль в нём. В итоге они остаются гораздо ближе к животным. Этот пример иллюстрирует нам то, как важна первичная социализация для индивида. Выходит, взращён человек может быть только в обществе. Но всегда ли общество влияет на человека положительно?

Нередко общество при всём своём положительном влиянии может оказывать и негативное влияние. Общественная жизнь полна соблазнов и пороков, и нередко люди отказываются от неё по разным причинам. Таких людей называют отшельниками: уйдя от общества, они ищут покоя и гармонии с миром и самими собой, стремятся к духовному очищению и развитию. Религия часто играет здесь важную роль. Искусство часто обращается к знаменитому сюжету - искушению святого Антония. Уйдя от людей и живя в пустыне, он постоянно испытывал соблазны, но смог успешно их побороть. Для этого понадобились железная воля, высокий уровень духовной культуры, выдержка, а, главное - вера, не только смиренная вера в Бога, но и в величие собственной души. Все эти качества присущи выдающейся личности. Выходит, в какой-то степени он стал даже выше, чем человек, и при этом настоящим человеком. Тем не менее, его пример снова доказывает связь человека и общества, ведь культура и цивилизация, в которой он был взращён, были созданы человечеством. Значит, и его связь с человечеством не была оборвана или потеряна до конца: в каком-то смысле он продолжал пребывать в обществе.

Итак, мы можем сделать вывод о том, что человек действительно может называться человеком только в обществе. Но и это неоднозначно, потому как влияние общества может оказаться разным.