Рефераты Изложения История

"Начало правления династии Романовых." Презентация к уроку истории. Исследовательская работа по истории "династия романовых" Трагический конец династии романовых презентация

КОУ Больше – Туралинская СОШ

Роль династии Романовых для России, в форме 23 положительных фактов.

Исследовательская работа по истории

Ф.И.О. ученика:10 класс

Кучукова Розанна Камильевна

Ф.И.О. руководителя, должность: учитель истории.

Ураева Маргарита Камильевна

Большие – Туралы 2013г.

Введение

Целью данной исследовательской работы является: выявление 23 исторических событий и явлений, произошедших и свершившихся в период правления династии Романовых и оказавших положительные действия на отношение прошлого к современности.

Задача исследовательской работы: отобразить роль династии Романовых для России в форме двадцати трёх положительных фактов.

Основная часть

Итак, с чего же начиналась эпоха правления царско-императорской династии в стране, где царила разруха и хаос. Ведь именно в этом веке, после тяжёлых для России времён смуты и эпохи самозванцев, сложилась сложная ситуация требовавшая незамедлительных действий. В Российском государстве в срочном порядке было необходимо ликвидировать отставание от европейских стран в экономической, промышленной, торговой, управленческой, образовательной и военной областях. К счастью, в исторических судьбах России происходит одно из самых ярких событий, а именно, смена царских династий России, этот период становится новым этапом, этапом царствования династии Романовых. 17 век стал новым периодом в истории России, периодом, когда происходили большие перемены, ознаменованные двадцатью тремя ступенями, приведшими страну к положительным изменениям:

1. 21 февраля 1613 года, состоялось официальное объявление об избрании царём: Михаила Фёдоровича Романова. С избранием царя кончилась смута.

2. В 1613 году завершилось Смутное время.

3. В 1654 г. было подписано множество мирных договоров, были налажены дипломатические связи, что в итоге привело к расширению владений России.

4. Начались преобразования в образовании, литературе, живописи, церкви.

Период правления Царя и императора Петр Алексеевича Первого, характеризуются следующими событиями:

5. Усиливается бюрократическая система, в 1711 г. создаётся Сенат.

6. Церковь контролируется Синодом.

7. В 1719 г. Пётр 1 ведёт политику усиления и власти на местах.

8. Пётр 1 начинает использовать опыт западноевропейских стран, в развитии промышленности, торговли, культуры.

9. В период Петра 1, выросла крупная мануфактурная промышленность.

10. В первой четверти 18 века, Пётр 1 добился признания за Россией авторитета великой державы, средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю.

11. Создание абсолютизма на основах рационализма, включающее в себя логичное построение бюрократического аппарата, удобную систему управления.

12. Зарождение капиталистических отношений как в пределах так и за пределами России.

Екатерина Алексеевна Романова Вторая, знаменита не менее положительными событиями в период своего правления:

13. При Екатерине 2, сформировано дворянское сословие с особыми вольностями и привилегиями (свобода от телесных наказаний, рекрутской повинности и податей).

14. Развивались новые для России направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.

15. Екатерина 2, провозгласила принцип предпринимательской деятельности, заложив тем самым фундамент к дальнейшему развитию движения России в сторону буржуазного государства.

16. В 1762-1764 году Екатериной были изданы два манифеста. к 1786 г. в состав страны вошли Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва. Что привело к увеличению численности населения России.

Павел Первый Романов, известен тем что, привёл армию в относительный порядок, внёс дисциплину и беспрекословное повиновение:

17. Недовольный порядками в армии, император преобразовал ее по прусскому образцу.

Александр Первый Романов, первым осуществил крупные реформы в сфере образования и поставил точку в окончании Отечественной войны:

18. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесшее новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений; бесплатность обучения на низших его ступенях; преемственность учебных программ.

Николай 1, как известно, принципиально отказался от каких бы то ни было коренных перемен в системе управления, пойдя другим путём, он её "усовершенствовал", тем самым выводя Россию на новый уровень развития:

20. Николай 1, способствовал росту и влиянию империи в различных районах мира.

21. Одним из важнейших явлений в истории русской культуры этого времени стало преобразование системы народного просвещения и образования.

22. С 1837 года, в России появились первые железные дороги.

23. В 1861 году отмена крепостного права (Александр 2)

Заключение

В середине 19 века, династия Романовых правила более чем одной шестой частью поверхности земли. За более чем 300 летний период правления, династия Романовых смогла выделить внутренние и внешние проблемы России и направить все усилия на их устранение. В период правления династии Романовых произошли огромные и существенные изменения во многих сферах деятельности государства.

За время правления первых Романовых выросло количество мануфактур и городов, начал складываться всероссийский национальный рынок, зарождались капиталистические отношения. Благодаря усилиям Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, к концу 17 в. Россия достигла политической стабильности, определённого экономического благосостояния, а Петровские реформы значительно усилили становление абсолютной монархии. Многое изменилось и во внешнеполитическом положении страны. Иностранная интервенция со стороны Польши и Швеции была преодолена. Территория России значительно расширилась за счет присоединения Украины, а также за счет колонизации Сибири и Дальнего востока. При Петре был получен долгожданный выход к Балтийскому морю.

К вышеизложенному необходимо добавить. Династия Романовых сыграла основную роль в восстановлении государства после событий Смутного времени, добилась признания за Россией авторитета великой державы. На протяжении всей эпохи правления, наблюдалась преемственность реформ и продолжение деятельности предыдущих правителей, что в целом положительно отразилось на состоянии государства.

Стоит отметить что, в современном обществе мы наблюдаем именно то, что взяло своё начало в 16 веке, те 23 ступени которые преодолела в период своего правления одна из великих династий - династия Романовых.

Список литературы

    Анисимов Е. В. Время петровских реформ. – Л., 1989.

    Валишевский К. Первые Романовы. – М.: ИКПА, 1989.

    Павленко Н. И. и др. История России с древнейших времен до 1861 года». – М.: Изд-во «Высшая школа, 1996.

    Платонов С. Ф. Учебник русской истории.- СПб.: Изд-во «Наука», 1993.

    Польско-литовская интервенция в России и русское общество. //Отечественная история.- 2007. - №6. – с. 180.

    Павленко Н. И. и др. История России с древнейших времен до 1861 года».

    www.narod5.ry/e-book/okonchanie-smutnogo-vremeni

    www.bibliotekar.ru/rusRomanov/

    www.rusemire.ru/dinastiya-romanovyh.html

    www. hrono.info/general/romanovy/geanl_rm_1.php

    www.my-article.net/get/наука/история/исторические-личности/династия-романовых-часть-1

Начало правления династии Романовых.


смутного

  • итоги

Потери территории

Людские потери – треть населения

Государственная казна пуста

Нет царя


Земский собор 1613г.

В разрушенной Москве, в единственном здании, способном вместить множество народа, Успенском соборе, в январе 1613г. собрались выборные люди со всех концов страны.

На престол претендовали несколько бояр из древних знатных родов, польский и шведский королевичи, король Англии. Говорили также о возвращении на престол Марины Мнишек, выборе Дмитрия Пожарского.

Целый месяц продолжались споры.


Иван Грозный

Анастасия

Михаил

из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии Романовых

из рода Романовых

Выбор пал на Михаила Романова, родственника первой жены Ивана Грозного. «Выберем Мишу Романова! Он молод и будет нам поваден!»



В 1613 году был избран новый царь – Михаил Романов. Началось правление династии Романовых.



В 1614г. казацкие войска разбиты, Иван повешен, Марина умерла

На севере

Шведский принц Карл-Филипп

На западе

Польский королевич Владислав

На юге

Иван - сын Марины Мнишек


В 1617г. заключён мирный договор со Швецией

Претенденты на русский престол

На севере

Шведский принц Карл-Филипп

На западе

Польский королевич Владислав

  • Россия лишилась крепостей Ивангород, Орешек, Копорье и выхода к Балтийскому морю.
  • Новгород возвращён России.

Претенденты на русский престол

В 1618г. заключёно перемирие с Польшей

На западе

Польский королевич Владислав

  • России возвращались земли от Вязьмы до Чернигова
  • Смоленск и другие западные земли достаются Польше.

Правление Михаила

Молодой царь все важные вопросы решал при участии Боярской думы. Земский собор первые годы правления Михаила действовал постоянно.



Семейная жизнь

Когда Михаилу исполнилось 20 лет, был устроен смотр невест. Вопреки желанию матери, Михаил выбрал девушку из незнатной семьи - Марию Хлопову.

Но невеста скоро заболела, была объявлена негодной и вместе с семьёй отправлена в ссылку. Через 7 лет Михаил снова захотел жениться на Марии, но его мать не позволила.


Семейная жизнь

Искали для Михаила невест в Дании, Швеции, но не сговорились. В 28 лет он женился на княжне Марии Долгорукой, но она умерла через 5 месяцев. Только в 30 лет Михаил наконец нашёл себе жену, 18-летнюю незнатную Евдокию Стрешневу.


Евдокия родила 10 детей:

Пелагея (умерла в младенчестве)

Марфа (умерла в младенчестве)

Иоанн (умер в 5 лет)

Софья (умерла в младенчестве)

Евдокия (умерла в младенчестве)

Василий (умер в младенчестве)

Из всех сыновей выжил один – Алексей Михайлович.

Михаил умер в возрасте 49 лет, его жена через месяц.


Итоги правления Михаила

Прекращены войны , России возвращены многие территории, утерянные в годы Смуты

По всей стране восстановлена прочная власть , назначены воеводы и старосты на местах

Установлены невысокие налоги, хозяйство и торговля восстанавливаются , народ богатеет

Приезжают иностранные специалисты, появились иноземные слободы

Созданы полки нового строя с новым вооружением


Построены первые железоплавильные и медеплавильные заводы

Начато производство огнестрельного оружия (оружейный завод под Тулой)

Начато производство стекла (завод под Москвой)

Новые города : Енисейск, Красноярск, Братск, Якутск

В Россию завезён чай

Восстановлены Печатный двор, царская библиотека


лександр I (1801-1825), российский император с 1801 года. Старший сын императора Павла I. Провел реформы, подготовленные Негласным комитетом и М.М. Сперанским. Под его руководством Россия участвовала в антифранцузских коалициях; велись успешные войны с Турцией (1806-12 гг.) и Швецией (1808-09 гг.). При Александре I к Российской империи были присоединены Восточная Грузия, Финляндия, Бессарабия, Северный Азербайджан, часть территории бывшего герцогства Варшавского. После Отечественной войны 1812 г. возглавил в 1813-14 гг. антифранцузскую коалицию. Был одним из руководителей Венского конгресса (1814-15 гг.) и организаторов Священного союза. В 1810-х гг. ввел в России т. н. военные поселения. После внезапной смерти Александра I Таганроге получила широкое распространение легенда о том, что Александр I после 1825 г. скрывался в Сибири под именем старца Федора Кузьмича. В официальной литературе именовался "Благословенным". Николай I (1825-1855), российский император с 1825 года. Третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I и отречения своего старшего брата Константина. Подавил восстание декабристов, казнил его руководителей. При Николае I составлены Свод законов Российской империи и Полное собрание законов, введены новые цензурные уставы. Получила распространение теория официальной народности (в основе которой лежала формула: "Православие, самодержавие, народность"). Николай I начал железнодорожное строительство. Были подавлены Польское восстание 1830-31 гг., Революция в Венгрии 1848-1949 гг. Важная сторона внешней политики Николая I - возврат к принципам Священного союза. В период царствования Николая I Россия участвовала в войнах: Кавказской 1817-64 гг., русско-турецкой 1828-29 гг., Крымской 1853-56 гг. Умер после поражения в Крымской войне.

Слайд 1

Вклад династии Романовых в становление и развитие русской государственности и культуры.

Слайд 2

Краткая аннотация
На мой взгляд, обращение к данной теме - это выражение интереса современного российского общества к своим историческим истокам и культурному наследию Поэтому я попытался оценить значение династии Романовых в истории России. Для этого выделил события и личности, связанные с домом Романовых, которые оставили яркий след в истории нашей страны. В презентации рассказывается о наиболее важных представителях: родоначальнике династии Михаиле, его сыне Алексее Более подробно освещен вклад Петра Первого, Елизаветы и Екатерины Великой, рассказано об Александре II и Александре III, Николае II. Приводится генеалогическое древо и герб рода Романовых, их портреты

Слайд 3

Слайд 4

Династия Романовых
Многие русские цари и царицы в общем-то и не являлись по своему происхождению русскими. Такова была тогдашняя традиция. Но это были по своему характеру, воспитанию, менталитету, традициям совершенно русские люди. В период династии Романовых Россия превратилась из полуразрушенной и раздробленной страны в великую мировую державу, в могучую империю.

Слайд 5

Родоначальником боярского рода Романовых были знатный выходец из Прусской земли Андрей Иванович Кобыла с братом своим Федором, пришедшие на Русь в XIV веке. Они дали начало многочисленному потомству и многим знатнейшим русским родам. Праправнучка Андрея Кобылы Анастасия стала царицей - женой царя Ивана Грозного. Так потомки Андрея породнились с древней династией московских царей.

Слайд 6

Слайд 7

Михаил Федорович Романов
В 1613 г. семнадцатилетний Михаил Романов взошел на русский трон. Смута закончилась. Началось тяжелое, медленное воссоздание Российского государства. Династия Романовых пришла к власти в то время, когда перед страной встал вопрос дальнейшего пути в условиях нараставшей отсталости России по сравнению с передовыми странами Европы. Почти каждый из представителей династии, пытался решить постоянно нараставшие проблемы

Слайд 8

Алексей Михайлович Романов
Тиша́йший - второй русский царь из династии Романовых (1645-1676), сын Михаила Фёдоровича.
Дворец Александра Михайловича в Коломенском.

Слайд 9

Царь проводил нужные и понятные реформы. При Алексее Михайловиче было составлено Соборное Уложение 1649 года, пересмотрена система управления государством. Был создан приказ тайных дел, который подчинялся царю. В Боярскую думу входили представители наиболее родовитых дворянских фамилий. Дума заседала постоянно, однако для решения наиболее важных вопросов иногда созывались Земские Соборы. В 17 веке, благодаря внутриполитическим реформам Алексея Михайловича увеличилась власть приказов.

Слайд 10

В середине 17 века Алексей Михайлович провел реформу в армии. Начали формироваться полки нового строя.
Знамя Большого полка Великого государя царя Алексея Михайловича 1654 года

Слайд 11

Пётр Алексеевич Романов
Царь-реформатор. Создатель Российской Империи. Основатель Санкт-Петербурга. Создал регулярную армию и флот, положил начало морскому делу и кораблестроению. При нем Россия закрепилась на Каспийских берегах, что открыло ей путь в страны Востока. В устье Невы заложил новый город - Санкт-Петербург (1703). В 1721 году Россия как огромное и обладающее неоспоримой военной мощью государство была провозглашена империей, а ее глава - императором.

Слайд 12

Наиболее яркой и часто упоминаемой личностью в различных видах искусства, является личность Петра I. Пётр 1 является последний царём всея Руси из династии Романовых и первый Императором Всероссийским. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник – Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. А.С.Пушкин

Слайд 13

Наряду с созданием регулярной армии проходило строительство военно-морского флота. Для обучения солдат и офицеров был издан «Устав воинский». В 1698- 1699 гг. была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а позже создавались математическая, навигацкая, артиллерийские, инженерные, иностранных языков и даже хирургическая школы. Широко практиковалась стажировка молодых дворян за границей для обучения воинскому делу. В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров, а в 1716 г. гардемаринская рота.
Воинский устав, написанный Петром I.

Слайд 14

В 1698- 1699 гг. была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а позже создавались математическая, навигацкая, артиллерийские, инженерные, иностранных языков и даже хирургическая школы. Широко практиковалась стажировка молодых дворян за границей для обучения воинскому делу. В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров, а в 1716 г. гардемаринская рота.

Слайд 15

В результате проведенных реформ русская армия стала самой передовой армией в Европе. А ведь началось все с военных игр потешных войск в селе Преображенском.

Слайд 16

В области промышленности при Петре появилось много нового. На первое место в металлургии выдвинулся быстро развивавшийся Урал. Впервые широко развернулись добыча и обработка меди на Урале и в Карелии. Около Нерчинска, за Байкалом, в 1704 г. построили первый в России сереброплавильный завод. В следующем году он дал первое серебро. Петр проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье.

Слайд 17

Широко известен факт личной помощи Петра Никите Демидову, который из мелкого производителя металлических изделий в Туле превратился в крупнейшего уральского заводчика, стал основателем династии знаменитых промышленников и меценатов XVIII-XIX вв.

Слайд 18

Реформы государственного управления. Петр подверг коренной перестройке все здание государственного управления, администрации. На смену Боярской думе с 1699 г. пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя. Он называл их «конзилией министров», которая явилась предшественницей Сената, учрежденного в 1711 г.

Слайд 19

Одной из главнейших заслуг Петра I является создание Российского флота и кораблестроения.

Слайд 20

Слайд 21

Стоя на берегах Невы, государь мечтал о новой столице.

Слайд 22

Самым выдающимся наследием, которое оставил Пётр первый –является город Санкт -Петербург, основанный в 1703 году. По личному проекту царя возводились улицы.

Слайд 23

Сейчас это один из крупнейших и прекраснейших городов мира, но благодарные потомки всегда будут помнить имя Петра как человека, подарившего нам этот город.
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, береговой ее гранит. А.С.Пушкин

Слайд 24

Правление Елизаветы Петровны (1740-1761) называют культурным Ренессансом России. Хотя в Академии наук, созданной в 1725 г. по инициативе Петра I, до Елизаветы там не было ни одного русского ученого, Российская Академия наук отличалась тем, что она создавалась не только как научное, но и как учебное заведение для подготовки русских ученых. Она была организована в составе трех «классов»: математического, где работали крупнейшие математики того времени Л.Эйлер и Д.Бернулли, физического, общественных наук. В Кунсткамере Академии наук были собраны археологическая, антропологическая, зоологическая и ботаническая коллекции.
Елизавета Петровна Романова

Слайд 25

В указе императрицы от 1744 г. говорилось о необходимости дальнейшего развития начального образования. В Москве в 1755 г. была открыта первая в России гимназия. Но все же в XVIII в. преобладало церковное образование. К концу столетия в России было 36 семинарий, 115 духовных училищ и три академии - в Киеве, Москве и Петербурге, а также пагода в Иваново. Первыми из русских получили звания российских академиков М.В.Ломоносов и В.К.Тредиаковский

Слайд 26

Екатерина II.
Императрица, 34 года ее царствования названы "золотым веком" русской истории. Она провела значимые реформы органов центрального и местного управления, законодательно закрепила положение о сословиях, о частной собственности, оживила торговлю, предпринимательство, создала систему народного образования...
Я хотела быть русской, чтобы русские меня любили

Слайд 27

Нужно просвещать нацию, которой должно управлять. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.
Так императрица сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом

Слайд 28

В годы правления Екатерины II предпринимались меры, направленные на улучшение медицинской помощи. В Москве (1763 год) и в Петербурге (1767 год) были открыты воспитательные дома, в которых получали образование дети-подкидыши. В Петербурге были учреждены закрытые институты для девиц-дворянок и девиц-горожанок (1764-й год). В 1783-м году была основана Российская Академия для изучения родного языка, президентом которой стала княгиня Е.Р. Дашкова.

Слайд 29

В эпоху ее правления созданы Эрмитаж, Смольный институт благородных девиц, построены церкви, дворцы, особняки, которые стали истинным украшением столицы империи.

Слайд 30

ПЕТРУ первому – ЕКАТЕРИНА вторая
По ее приказу воздвигнут памятник Петру I Медный всадник Э.Фальконе - символ города на Неве.

Слайд 31

Идейной основой реформ стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома. Поэтому её правление называют эпохой просвещенного абсолютизма. Наиболее значительными преобразованиями были:
созыв Уложенной комиссии1767-1768; Губернское деление, введенное Екатериной II (50 губерний), сохранилось до 1917 г.; принятие в 1785 г. Жалованной грамоты дворянству, закрепившей сословные права и привилегии дворян; принятие Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии «третьего сословия» - горожан; принятие в 1775 г. манифеста о свободе предпринимательства, реформы 1782-1786 гг. в области школьного образования

Слайд 32

Она обладала незаурядным талантом литератора, оставив после себя большое собрание сочинений, участвовала в еженедельном сатирическом журнале «Всякая всячина», издававшемся с 1769 г. Сама Екатерина называла журнал: «Сатира в улыбательном духе». В своих мемуарах она признавалась: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила». Состояла в личной переписке с Вольтером и Дидро.

Слайд 33

Царь-реформатор, отменивший крепостное право (Указ от 19 февраля 1861 года). Преобразования Александра II вошли в историю как Великие реформы. Введено местное самоуправление - земское, городское, а в высшую власть - народное представительство; проведены судебная, военная, финансовая реформы, расширены права университетов, изменено устройство среднего и начального образования, отменена цензура для периодических изданий. Александр II первый из царской семьи побывал в Сибири. Основал исторический и политехнический музеи, научные общества, женские Бестужевские курсы в Петербурге.
Александр Николаевич Романов

Слайд 34

В годы его правления Россия не участвовала в войнах, не знала потрясений, бунтов, мятежей. В год восшествия на престол (1881) вышел Манифест о незыблемости самодержавия (для наведения порядка в стране и всеобщего спокойствия); отменена барщина; при сельских приходах учреждены церковно-приходские школы, открыты ремесленные и промышленные училища; подписан закон об ограничении штрафов с рабочих; в помощь голодающим из государственной казны выделено 150 млн. рублей.
Александр Александрович Романов

Использованные ресурсы: http://www.arastiralim.com http://wordweb.ru/portrety1/01.htm http://dinasti.ucoz.ru/index/otmena_krepostnogo_prava_1861/0-192http://ru.wikipedia.org http://goldarms.narod.ru http://www.koipkro.kostroma.ru http://www.artsait.ru