Рефераты Изложения История

Социальная деятельность: структура и основные параметры Соколов Рустам Юрьевич. Социальная деятельность и социальное взаимодействие Что такое социальные виды деятельности

1.Понятие, сущность и специфика социальной деятельности . Общество представляет собой такую социокультурную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека, его деятельности и взаимодействия.

Понятие «социальная деятельность» - одно из центральных категорий социологии, раскрывающих сущность социального взаимодействия.

Социальная сущность человека формируется и развивается благодаря человеческой деятельности. В самом общем виде деятельность определяется как специфично человеческая форма активности, содержание которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира .

В чем заключается специфика деятельности? Специфика социальной деятельности заключается в том, что она имеет: во-первых, осознанный, целенаправленный характер. Его деятельность не запрограммирована как у животных, чья деятельность носит инстинктивный характер. Человек не приспосабливается к окружающей среде, а изменяет ее, исходя из собственных целей.

Благодаря целеполаганию в своей жизни, человек имеет собственную историю развития, выраженную в культуре. История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Человеческая деятельность характеризуется сознательно поставленной целью.

Во-вторых, поскольку человеческая деятельность осознается человеком, то она имеет идеальную форму отражения в сознании человека. После того как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, способы и средства достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий.

В-третьих, человеческая деятельность получила свое завершение в результате, который следует отличать от цели. Идеальный вариант деятельности человека, когда планируемые цели реализуются на практике, т. е. как было задумано. Однако наши идеальные планы и цели - это все же предметы деятельности нашего сознания. Они - идеальны. В жизни, в тех или иных условиях их реализации, они связаны с конкретной физической активностью субъекта (человека), его взаимодействия с объектом или предметом деятельности, выбором средств. Результат деятельности не тождественен нашим целям.

В-четвертых, человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому его деятельность носит не индивидуализированный, а стандартизированный характер. В какой бы сфере жизнедеятельности общества деятельность не осуществлялась, она всегда будет носить не индивидуальный, а социальный характер. Правда, не всякая деятельность человека имеет социальный характер. Действия человека приобретают характер социального тогда, когда оно ориентировано на других людей, когда предполагает прямое и опосредованное взаимодействие с другими людьми.

В целом социальная деятельность – это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы.

2.Структура и виды социальной деятельности

Понятие структуры социальной деятельности представляет собой две стороны, взаимосвязанные между собой, которые не существуют друг без друга. Первая сторона – практическая, вторая – духовная, каждая взаимосвязана с другой.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность и создание материальных ценностей. Практическая деятельность совершается каждым человеком посредством различных видов деятельности и связана с преобразование природы. Практическая деятельность осуществляется людьми и тогда, когда они преобразуют социальные отношения, общество в целом.

Таким образом, любой человек, проявляя активность, всегда совершает конкретные действия, выражающиеся в определенных видах деятельности

Духовная деятельность связана с духовными ценностями, идеалами, в целом, с изменением сознания людей. Любая практическая деятельность невозможна без соответствующих знаний умений, навыков и опыта.

Духовная деятельность тесно взаимосвязана с познавательной деятельностью, которая существует в различных формах: художественной, научной, религиозной, мировоззренческой и т.д. Основу духовной деятельности составляют культурные ценности. Именно они формируют отношения людей к явлениям окружающего мира, способствуют осознанию добра и зла, справедливого несправедливого, а также способствуют осознанию и других ценностей общественной жизни.

Духовная деятельность включает в себя и прогностическую деятельность: планирование или предвидение возможных изменений действительности

Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность).

Исходя из сказанного, можно сделать такие выводы по структуре социальной деятельности, которая включает в себя:

1) субъект и объект социальной деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет социальную деятельность, объект – это то, на что или на кого она направлена;

2) Осознанную цель. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена социальная деятельность. Прежде чем действовать, человек ставит перед собой цель, поэтому она всегда целерациональна. Цель - это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности.

Если основанием деятельности является сознательно сформулированная цель, то основание самой цели лежит вне сферы деятельности, за ее пределами – в сфере человеческого сознания, мотивов, ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности. Поэтому в структуре социальной деятельности можно выделить общественно обусловленный характер деятельности (ценностный смысл)

3) Мотивы деятельности. Они всегда обуславливаются потребностями в сохранении, поддержании и воспроизводстве человеческой жизни.

4) Сам процесс деятельности и ее результат - произведенный продукт, который выступает в виде произведенного сельскохозяйственного продукта или написанной книги, и т.д. Результатом социальной деятельности может быть и преобразование общества.

Таким образом, именно социальная деятельность является исходным условием для развития существенных сил человека, возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.

Виды социальной деятельности. Существуют различные классификации видов деятельности. В зависимости от характера отношения к окружающему миру и взаимодействия социальная деятельность подразделяется на несколько видов. Важнейшими из них являются:

· материально-преобразовательная деятельность (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т.п.);

· познавательная деятельность (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т.д.);

· ценностно - ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятии совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);

· коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в доге культур, мировоззрении, политических движениях и т.п.;

· художественная, воплощающаяся в создании и акционировании художественных ценностей - мира художественных образов, стилей, форм и т.д.;

· спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании внести;

· политическая, проводимая в политической сфере общества и связанная с захватом, удержанием, укреплением и осуществлением власти, с защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и их коалиций. По своей операциональной структуре социальная деятельность включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов. Исходным среди них является уровень осознанности - осознанное или неосознанное действие. Вторым компонентом, составляющим ядро деятельности, выступает процесс действия, т.е. система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения. Действия, совершаемые человеком, могут быть направлены не только на предметы, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения - поступком (когда они совершаются в соответствии с существующими в обществе нравственными, правовыми и другими нормами) или проступком (если противоречат им).

· Кроме того, социальную деятельность можно подразделить на созидательную и разрушительную. Результаты первой – это построенные города, села, заводы, написанные книги, лечение и воспитание детей. Разрушительная деятельность проявляется в уничтожении всего, что создано руками людей: разрушение храмов, жилища, войны, которые разрушают нормальную жизнь человека. Эта деятельность может осуществляться разными людьми, выполняющими многие виды деятельности.

С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии весьма существенно разделение ее на репродуктивную и продуктивную, или творческую . Первая из них связана с получением или воспроизведением уже известного результата известными же способами и средствами. Вторая направлена на выработку новых рей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств


Природа живого по определению рациональна. Это главное условие развития жизни на Земле, хода ее эволюции. Не будем вслед за многими авторами, в частности Питиримом Сорокиным, подробно анализировать соотношение мотивов
человека и животных - это предмет самостоятельного исследования. Остановимся на том, что выделило человека из животного мира и стало причиной возникновения социальной организации общества. Мотивы животных (по крайней мере высших) - самосохранение, достижение наиболее высокого уровня физиологического потребления (потребление пищи, необходимый для комфортного существования размер контролируемой территории и т. д.), минимизация физических затрат, продолжение рода, достижение доминирующего положения в стае - очень напоминают мотивы людей.
При этом так же, как люди, звери конкурируют за эти ценности, применяют силу, чтобы обеспечить себе приоритетный доступ к ним, иногда создают в ходе этой борьбы достаточно сложные системы власти-подчинения. Тем не менее неизмеримо более сложная социальная организация человеческого общества очевидна. Причиной возникновения сложного, высокоразвитого социального мира являются принципиально новые способы удовлетворения потребностей человека.
Способы реализации мотивов животными детерминированы их инстинктами. Это относится и к социальной организации животных. Новое может появиться в основном в процессе изменения окружающей среды и естественного отбора. Освоение разными видами животных новых навыков ограничено только первыми годами жизни (причем к инновациям способны только отдельные виды) и носит очень примитивный характер. Взрослые животные в основном перестают быть способными не только к инновациям, но и к обучению.
Существует очень интересная, хотя и не бесспорная теория происхождения человека, выделения его из животного мира, принадлежащая покойному профессору Поршневу , . Основное ее положение заключается в том, что Homo sapiens произошел в результате не естественного, а искусственного отбора в среде палеантропов, то есть в процессе взаимодействия и борьбы разных вариантов видов проточеловека, промежуточных между обезьяной и Homo sapiens. Автор, не будучи профессиональным антропологом, не берется обсуждать тео
рию Поршнева в целом, но обращает внимание на ту ее часть, которая кажется наиболее интересной.
По Поршневу, человек отделился от животного мира, встал на качественно более высокий уровень развития в результате появления речи, которая изначально служила прежде всего инструментом манипулятивного подчинения одних особей другими (здесь мы опускаем спорные рассуждения Поршнева о каннибализме как цели этого использования).
Продолжая рассуждения Поршнева, нетрудно заметить, что помимо манипуляции речь послужила человеку и для другой цели, тоже не имеющей аналогов в животном мире. Она создала основу для появления специфической способности человека совершенствовать свои знания о реальности и передавать их будущим поколениям.
Согласно теории творческой эволюции Карла Поппера , в противоположность животным, которые, приспосабливаются к окружающему миру через механизм естественного отбора, человек адаптируется к среде обитания путем эволюции, совершенствования знаний, создания более адекватной картины реальности. Развивая рассуждения Поппера, можно констатировать, что человек приспосабливает к себе окружающий мир (таким образом приспосабливаясь к нему), воздействуя на него с помощью творческой деятельности. Человек самостоятельно получает новые знания о реальности, на основе этого создает более совершенные методы удовлетворения своих внутренних потребностей, а затем передает эти знания и методы будущим поколениям. Новые поколения индивидов в свою очередь на основе полученной информации приобретают еще более полные знания и создают более совершенные инструменты для реализации своих мотивов. Так с каждым поколением знания расширяются, а методы совершенствуются.
Это явление, назовем его всемирным творческим процессом, является основой повышения уровня удовлетворения материальных, интеллектуальных и эстетических потребностей людей и взаимосвязанного с этим совершенствования создаваемой ими социальной организации.

Однако очевидно, что история человечества идет не так гладко и поступательно, как было бы в случае бесперебойного творческого процесса. Это связано с тем, что творческий процесс дуален и инициирует два вида социальной деятельности, находящихся в динамическом противоречии.
Человек способен самостоятельно создавать новые инструменты удовлетворения своих потребностей, находить и передавать потомкам новые способы достижения целей - все это интеллектуальная деятельность. Ее можно разделить по результату на два вида - манипуляцию и творческую деятельность. Язык как средство коммуникации, хранения и передачи информации - необходимый инструмент и того, и другого рода деятельности.
Творческая деятельность двигает процесс вперед, манипу- лятивная - препятствует этому движению. Этим объясняются нелинейность и флуктуации творческого процесса.
В процессе творческой деятельности человек преобразует и обогащает окружающий мир, создавая новые и новые ценности и инструменты, обеспечивающие их преумножение. Важнейшее направление творческой деятельности в сфере социальной организации общества - рационализация социальных инструментов, она обеспечивает увеличение темпов развития творческого процесса.
Параллельно с этим человек в ходе манипулятивной деятельности с помощью изобретения новых инструментов принуждения и обмана пытается удовлетворять свои потребностей за счет интересов других индивидов, использовать для этого их жизненные ресурсы. Манипуляция приводит к нарушению естественной рациональности индивидов, к неэквивалентному, нерациональному для участников процесса перераспределению первичных ценностей, то есть к использованию одними индивидами жизненных ресурсов других вопреки рациональным интересам используемых.
Манипулятивная деятельность заставляет индивида расходовать интеллектуальные ресурсы, которые в результате этого пропадают для творчества. Индивиды, подвергающие
ся манипуляции, также зачастую отторгаются от возможностей творческой деятельности, так как манипуляторы, исходя из собственных социальных интересов, ограничивают их свободное творческое самовыражение. Таким образом, манипуляция вытесняет творчество из деятельности как манипуляторов, так и манипулируемых. В результате этого затрудняется творческая самореализация индивидов, высвобождение творческого потенциала общества, развитие творческого процесса.
У манипуляции и творческой деятельности как действий высшего порядка есть подчиненные простые действия по обеспечению реализации заложенных в них программ. В первом случае это механическая манипуляция (воспроизводство созданных манипулятивных схем) и насилие, во втором - механический труд, результат которого - простое воспроизводство материальных ценностей.
Общество, давая социальные преференции за различные виды деятельности, стимулирует в разной степени и творческую, и манипулятивную деятельность, и механическое воспроизводство. Рационализация общества неизбежно приводит к изменению оценки в пользу более высокого признания творческой деятельности.
При обозначении деятельности как творческой или мани- пулятивной имеется в виду только ее фактический результат, а не замысел или оценка окружающих. Если результат - создание новых ценностей или рационализация их перераспределения, деятельность может быть определена как творческая. Если результат - использование других индивидов, перераспределение, не ведущее к рационализации, деятельность может быть определена как манипулятивная. Причем имеются в виду конкретные действия, а не деятели, ведь за время социальной жизни человек зачастую совершает различные социальные действия, выполняет различные функции. Кроме того, оценка действий возможна только в контексте уровня развития общества. Ведь одни и те же действия в обществах с разным уровнем развития могут вести к совершенно разным результатам - двигать творческий процесс
или служить инструментом манипуляции, то есть препятствовать его развитию.
Творческая деятельность всегда наиболее продуктивна в долгосрочной перспективе. Она является причиной прогресса, нелинейного роста количества и качества первичных ценностей. Успешная творческая деятельность одних людей дает основу для еще более успешной аналогичной деятельности новых поколений в будущем и поэтому представляет ценность для членов общества еще и с точки зрения инстинкта наследования.
В реальной социальной деятельности индивид при разных обстоятельствах или одновременно руководствуется и социальной, и, хотя в меньшей степени, творческой мотивацией. Творческая деятельность осуществляется под воздействием и социальной, и творческой мотиваций. Манйпулятивная деятельность, так же как и механический труд, как не способная привести к творческой самореализации, осуществляется только под воздействием социальной мотивации.
При этом надо учитывать, что такова мотивация деятельности рационального индивида, не подверженного манипуляции. Под влиянием внешней манипуляции индивид может совершать любые перечисленные действия, в том числе и сам манипулировать другими индивидами.
При манипулятивной функциональной, в том числе профессиональной, деятельности уровень материального благосостояния индивида повышается за счет его понижения у других индивидов (происходит перераспределение при сохранении или снижении общего объема благ). При соответствующей деятельности по творческой (идеальной) мотивации материальное благосостояние индивида улучшается без ухудшения положения других индивидов (в экономической науке это называется «улучшение по Парето») за счет роста материального благосостояния общества в целом.
Чем ближе в обществе векторы социальной и творческой реализации, то есть чем больше стимулируется в обществе творческая деятельность, тем выше динамика роста совокупного общественного благосостояния.

Виды СОЦИАЛЬНОЙ деятельности, их мотивация
И РЕЗУЛЬТАТЫ


Вид
деятельности

Мотивация
деятельности

Результат (функция) деятельности в статике

Результат (функция) деятельности в динамике

Творческая
деятельность

Творческая (идеальная) мотивация. Социальная мотивация

Создание новых ценностей и инструментов их воспроизводства

Развитие творческого процесса, рост общественного благосостояния

Рационализация
перераспределения
ценностей

Механический труд

Социальная
мотивация

Механическое
воспроизводство
ценностей

Поддержание
общественного
благосостояния

Манипулятивная
деятельность

Социальная
мотивация

Манипулятивное
перераспределение
ценностей

Торможение
творческого
процесса

Творчество, механический труд и самореализация

Отсутствие возможностей для полноценной реализации творческого потенциала делает социальную жизнь человека ущербной независимо от его статусных успехов.
Известный филолог и писатель, один из прозорливейших людей своего времени, Лидия Гинзбург писала в дневниках: «Человеку может надоесть все, кроме творчества. Человеку надоедает любовь, слава, богатство, почести, роскошь, искусство, путешествия, друзья - решительно все. То есть все это при известных условиях может перестать быть целеустремлением, - но только не собственное творчество. Этого не бывает, как не бывает, чтобы человеку надоело спать или утолять голод и жажду... Творчество есть совершено органическая, неотъемлемая воля к личному действию, связанная с самой сущностью жизненного процесса» ( к разд. 1).
Противопоставление творчества как акта свободного волеизъявления и труда как действия, определенного социальными обстоятельствами, достаточно часто встречается в современной науке. На первый взгляд такое противопоставление помогает разделить свободную творческую реализацию и поденный интеллектуальный труд ради куска хлеба. Однако свободное творчество и принудительный труд существуют не в разных взаимно непро
ницаемых сферах. Творчество растворено в труде и может проявляться в той или иной степени практически в любой трудовой деятельности. При этом возможности для проявления творческой активности различаются в зависимости от вида труда. От минимальных, которые дает качественная работа рабочего на конвейере, больших возможностей, имеющихся у талантливого плотника или столяра, и до высоких, например, у программиста или очень высоких в труде ученого и писателя.
Индивиды склонны привносить элементы свободного творчества даже в самую однообразную работу. Так, Н. В. Гоголь в «Шинели» описывает, как Акакий Акакиевич Башмачкин сумел превратить в творческий процесс простую переписку документов. Кстати, образ Башмачкина - творческой личности, практически не замеченный критиками, очень ярко демонстрирует силу творческого инстинкта, проявляющегося даже в самых неожиданных обстоятельствах. «Он служил ревностно, - нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его... Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра?» - так описывает Гоголь жизнь своего героя. И пусть кто-то скажет, что этот человек не достиг творческой самореализации, конечно, на скромном уровне, соответствующем его способностям и виду деятельности!
Любая творческая работа подвержена влиянию социальных обстоятельств. Если они заставляют индивида заниматься деятельностью в творческом плане менее перспективной, чем позволяют его способности, индивид воспринимает эту работу как принудительный труд, затрудняющий его полноценную творческую самореализацию. Зная или чувствуя, что он способен, но лишен возможности заниматься более творчески насыщенным видом деятельности, индивид будет воспринимать этот свой труд как насилие над собственным интеллектом. Однако и в этом случае индивид чаще всего вносит в поденный труд свой талант, элементы творчества.

Отдельно можно сказать о соотношении интеллектуальной и творческой деятельности. В случае если интеллектуальный труд не носит характера манипуляции, он всегда имеет творческий характер. Результаты даже не соответствующей уровню таланта индивида интеллектуальной (но не манипулятивной) работы ради социальных преференций всегда являются творческим продуктом (к примеру, фельетоны М. Булгакова). Однако подобная деятельность, как показывает практика, в отличие от свободного творческого труда не может приносить индивидам полноценное творческое удовлетворение.

  • 1. Понятие «деятельность» употребляется в социологии в широком смысле. Деятельность как специфически человеческий способ бытия охватывает не только материально-практические, но и мыслительные, духовные операции, поэтому работа мысли является деятельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включен в деятельность в неменьшей мере, чем процесс повседневного повеления.
  • 2. Определение этого социального процесса такое.

Социальная деятельность представляет собой динамичную систему взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которой происходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира, создаются материальные и духовные ценности.

3. Социальная деятельность осуществляет следующие функции:

> воспроизводство человека как общественного существа;

> преобразование природного и социального мира;

> производство материальных и духовных ценностей.

  • 4. Деятельность отдельной личности включает в себя четыре вида отношений: отношение человека к предмету - ко всей совокупности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых и т. п.; его отношение к другому человеку - к людям, их группам, обществу в целом; его отношение к природе; его отношение к самому себе.
  • 5. Структура социальной деятельности включает в себя четыре основных компонента: осознанную цель; средство; сам процесс деятельности; результат деятельности.
  • 6. Деятельность характеризуется тремя специфическими признаками:

> осознанность деятельности (цслсполаганис);

> общественно обусловленный характер деятельности;

> продуктивность деятельности (целедостижение).

7. В зависимости от взаимодействия человека с другими людьми, с окружающей природной социальной средой выделяются несколько основных типов деятельности:

> материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, здания, станки и т. д.);

> познавательная (се результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях и т. п.);

> ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, юридических и иных ценностей);

> коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в диалоге культур, политических движений;

> информационная, воплощающаяся в производстве, накоплении, сохранении, передаче и т. д. информации об окружающем мире и самом человеке;

> художественная, связанная с созданием и функционированием художественных ценностей - художественных образов стилей, форм и т. д.;

> оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении болезней, в сохранении и улучшении здоровья людей;

> спортивная, реализующаяся в физическом развитии и совершенствовании людей, в спортивных соревнованиях и достижениях;

> политическая, связанная с захватом, удержанием и укреплением власти, защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и коалиций;

> управленческая, воплощаемая в систематическом воздействии субъекта управления (руководителя или специально созданного органа) на социальный объект (общество, организация, учреждение, группа и др.) с целью сохранения его целостности, нормального функционирования, совершенствования, достижения заданной цели;

> природоохранная, связанная с охраной природы.

  • 8. С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии она подразделяется на два типа: репродуктивную и продуктивную (творческую). Первая из них реализуется в получении или воспроизводстве уже известного результата известными же способом и средствами. Вторая направлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.
  • 9. В своем материалистическом понимании исторического процесса К. Маркс исходил из общественного характера деятельности. С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество, является активная человеческая деятельность во всех сферах, прежде всего в производственно- трудовой.
  • 10. Э. Дюркгейм исходил из того, что основу общества составляют социальные факты, но сами эти факты составляют способы мышления, чувствования и деятельности. В структуре социальной деятельности он выделил в качестве первостепенного явления разделение труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разделения им выделены два типа общества: традиционное (архаичное) и современное.
  • 11. Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией «социального действия». Наиболее важным он считал действие осмысленное, характерными признаками которого являются наличие в нем определенного смысла для действующего субъекта; его направленность на достижение ясно осознаваемой цели; средства, применяемые в деятельности, должны быть адекватны осознаваемым целям.
  • 12. Вебер считал, что социальные действия могут быть классифицированы по четырем типам :

> целерационалъные;

> ценностно рациональные;

> традиционные;

> аффективные.

13. В теории социального действия, разработанной Т. Парсонсом, выделяются четыре основных элемента:

> субъект действия - актор;

> ситуационное окружение;

> совокупность сигналов и символов;

> система правил, норм, ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им осмысленность и целенаправленность.

14. Система социального действия, согласно Т. Парсонсу, имеет сложную иерархизированную структуру, состоящую из четырех подсистем: поведенческая подсистема; личностная подсистема; культурная подсистема; социальная подсистема.

Каждая из этих подсистем выполняет в процессе деятельности вполне определенную, специфическую именно для нее, преимущественную функцию. Эти функции должны рассматриваться в такой последовательности: адаптация; целедостижение; воспроизводство образца; интеграция.

  • 15. Социальная деятельность находится в процессе постоянного обогащения и развития. На рубеже XX-XXI столетий, когда человеческая деятельность стала по своим масштабам и последствиям вполне соотносимой с действием самых мощных разрушительных процессов природы, а иногда и превосходить их, очень острой оказалась проблема социальной значимости результатов социальной деятельности. В зависимости от качества таких результатов - несут ли они благо людям или оборачиваются социальным злом для них, - социальное действие и его продукт называют благодеянием или злодеянием.
  • 16. С учетом сказанного, в начале третьего тысячелетия все более важное значение в развитии цивилизации приобретают такие быстро прогрессирующие виды социального действия, как научная, информационная, инженерно-конструкторская, образовательная деятельность, органически соединенная с деятельностью природоохранной и гуманитарной.

Введение

Глава первая Концептуальные подходы к исследованию социальной деятельности

1. Проблема социальной деятельности в философии 12

2. Двойственная природа социальной деятельности 37

3. Циклическая структура социальной деятельности 60

Глава вторая Параметры социальной деятельности

1 . Фактор свободы в социальной деятельности 78

2.Рациональность в социальной деятельности 98

3. Ценностные аспекты социальной деятельности 115

Заключение 129

Примечания 134

Библиография

Введение к работе

Все многообразие общественных явлений представляет в своей сущности тот или иной вид социальной деятельности людей. Именно человеческая деятельность представляет собой как бы скрытую тайную сущность, первооснову, субстанцию всего социального. Современная философия видит в социальной деятельности исходный пункт всей сложной системы общественных отношений, средство интеграции различных областей социального знания. В социальной философии понятие деятельности определяет существенную исходную основу человеческого бытия. Деятельность человека, первичной формой которой является производство орудий, всегда осуществляется им внутри совокупности общественных отношений.

Иными словами, лишь изучение деятельности создает необходимые условия для раскрытия природы общественных отношений и их генезиса. Это имеет большой смысл для социальной философии, построение которой целесообразно начинать именно с понятия деятельности.

Несмотря на то, что деятельность давно и плодотворно исследуется, она имеет еще нерешенные проблемы. Это, прежде всего, структура деятельности, взаимосвязь в деятельности материального и идеального, реализация в ней свободы, рациональности и общественных ценностей. Именно на исследовании этих проблем будет сконцентрировано наше внимание.

» Степень разработанности проблемы. Понятие деятельности с

античных времен разрабатывалось в идеалистической философии и особенно глубоко в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг). В работах Гегеля по диалектической логике были описаны всеобщие схемы деятельности, ее историческое развитие в процессах преобразования человеком природы и самого себя.

В 70-80 годах проведены серьезные исследования, связанные с

" различными философско-логическими аспектами понятия деятельности. Можно выделить ряд принципиальных уточнений этого понятия. Наиболее интересны среди них следующие. Это специальное подчеркивание того обстоятельства, что деятельность существует лишь в системе объективных и необходимых общественно-производственных материальных отношений, которые возникают независимо от воли и сознания людей. Очень важным является также раскрытие смысла целостности деятельности, реализуемой

I человеком-субъектом в процессе постановки и достижения цели, т.е. в

процессе целеполагания.

В этой связи, необходимо указать на работы талантливого советского философа Э.В.Ильенкова. В его работах представлена оригинальная концепция функционирования сознания (идеального) в социальной деятельности. Идеи Ильенкова Э.В. при его жизни подвергались резкой критике со стороны официальной философской науки. Именно это

% обстоятельство и преждевременная смерть помешали ему довести задуманное дело осмысления идеального до логического конца.

Следует отметить, что наряду с пониманием целостной деятельности в конце XIX -начале XX вв. разрабатывались представления, касающиеся в основном такой существенной ее составляющей, как действие. Так, Дж. Дьюи в русле философии прагматизма создал теорию действий, которые истолковывались в качестве инструменталистского содержания человеческих

| понятий. М. Вебер, проанализировав разные виды индивидуальных социальных действий, выделил в них особое значение ценностных установок

ь и ориентации. Ж. Пиаже на логико-математической и психологической основе предложил развернутую концепцию действия и операционального интеллекта человека.

Представляет также интерес книга финского ученого Ю. Энгештрема. Хотя она в основном посвящена вопросам развивающего обучения, ее автор вполне правомерно сначала изложил свой концептуальный аппарат анализа

целостной человеческой деятельности и проанализировал основные

направления ее изучения, сложившиеся в мировой гуманитарной науке. При

этом он выделил следующие направления: 1) исследование знаковых систем (Ч. Пирс, К. Поппер); 2) исследование межсубъектности (М. Мид); 3) исследования культурно-исторической школы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Общепсихологическую теорию деятельности на основе социально-философских взглядов, начиная с 1920-х гг., создавали многие ученые, но

I особенно заметный вклад в нее внесли С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев.

Различные варианты психологической теории деятельности появляются в западных странах (например, теория немецкого психолога К.Хольцкампа).

В 80 годы в науке обсуждается вопрос о соотношении категорий деятельности и общения. Б.Ф. Ломов сформулировал положение, что общение - это одна из сторон образа жизни человека, не менее существенная, чем деятельность.

I А.Н. Леонтьев подчеркивал социально-исторический смысл

деятельности отдельно взятого человека, ее связь с процессами материального и речевого общения людей. Однако следует отметить, что А.Н. Леонтьев так и не организовал экспериментальных исследований, специально направленных на изучение психологических закономерностей процесса интериоризации как перехода от совместной (коллективной) деятельности к ее индивидуальному выполнению. Эти исследования начали

| интенсивно проводиться в России в 1970-80-е гг.. Подобные работы были налажены в некоторых западных странах. Результаты этих исследований

I могут стать экспериментальной основой для разработки современной теории процесса интериоризации, предпосылки которой были созданы в свое время еще Л.С. Выготским.

Связи коллективной и индивидуальной деятельности широко исследуются во многих странах (работы А. Перре-Клермон, В.В.Рубцова, Ю. Энгештрема и др.). И очень важно, чтобы анализ результатов этих исследований был направлен на выявление специфики структуры и функций каждой формы деятельности. Отметим, что некоторые ученые до сих пор отрицают сам факт интериоризации целостной коллективной деятельности; поэтому необходимо более определенно, разносторонне и точно описывать различные стадии этого процесса, выделяя особое значение условий его осуществления.

В российской науке целая группа ученых, исследовала те или иные вопросы социальной деятельности. Это работы Яковца Ю.В., Яковлева И.П.,

J Глазьева С.Ю, Меньшикова Г.М., КлименкоЛ.А., Межуева Б.В., Морозова Н.Д., Тихомирова Л.А., Петрова А.Н., Пантина В.И. Разнообразные вопросы социальной деятельности обсуждались в работах Кушакова Ш.С.Давыдова А.А., Алтухова В.Л., Андреева Н.Д., Арефьевой Г.С, Попова В.В., Щеглова Б.С, Прицкера Л.С, Самсонова В.Б., Васильковой В.В., Малинецкого Г.Г., Аршинова В.И., Свирского Я.И., Соколова Ю.Н., Виноградова Н.А., Моисеева Н.Н., Ситнянского Г.Ю. и др.

^ В последнее десятилетие активно исследуется проблема

рациональности социальной деятельности и способов реализации в ней свободы и ценностей.

Анализ состояния и степени разработанности проблемы свободы показывает, что современная социальная философия и социология предлагают наиболее разнородную и противоречивую гамму суждений и подходов в теоретическом осмыслении самой сути свободы. Эти суждения

І колеблются от сопоставления свободы с социальными детерминантами

I бытия субъекта, до расширенного понимания свободы как имманентного атрибута объективной физической реальности.

Проблема свободы в социальной деятельности разрабатывалась в трудах Дж. Кемпбелла, Г.И. Ойзермана, B.C. Гусева, В.А. Ядова, Э.В. Ильенкова, Ю.М. Каграманова, Ю.А. Шрейдера, К.Н. Новикова, А.Е. Шабалдаса, А.Г.Алексеева, А.К. Асмолова, Г.К. Ашина, Л.П. Буевой, Л.М. Зелининой, О.Е. Лебедева, В.В. Миронова, Ф.Т. Михайлова, А.В. Мудрик, В.М. Розина, С.А. Смирнова, К.И. А.А. Агамова, Н.В. Порублевой, Ф.С. Бахитовой, Э.С. Клевцовой, Т.Б. Сергеевой, А.В. Антюхина, Л.С. Катчиевой и др.

Рассмотрение вопроса рациональности социальной деятельности представлено в работах: Н.С. Автономовой, К.Х. Делокарова, П.П. Гайденко, B.C. Степина, B.C. Швырева. Методологические аспекты данной проблемы нашли отражение в работах А.С. Богомолова, И.А. Гобозова, В.А. г Лекторского, Т.И.Ойзермана, B.C. Степина. Ряд оригинальных идей относительно социальной рациональности обозначены в работах: Н.Т. Абрамовой, Н.А. Алтухова, A.M. Буровского, А.А. Новикова, Р.П. Нугаева, В.В. Попова, В.И. Пржиленского, Е.М. Сергейчика, Н.М. Смирновой, М.Х. Хаджарова.

В зарубежной литературе данная проблема нашла отражение в работах Г. Башляра, Н. Гибсона, Д. Конлиска, Т. Куна, Н. Лумана, К. Поппера, * Д. Роулза, Г. Саймона, Р. Швери, Ю. Хабермаса и ряда других ученых.

Объектом настоящего исследования является социальная деятельность.

Предметом диссертационного исследования является структура социальной деятельности, условия и способы существование в ней свободы, рациональности и социальных ценностей.

Целью данного исследования является выявление на основе | диалектико-циклических представлений структуры социальной деятельности

* и на этой основе исследование условий и способов существование в ней основных параметров: свободы, рациональности и социальных ценностей.

В соответствии с целью исследования, предполагается решение следующих задач:

Проанализировать концепции социальной деятельности,
существующие в истории социально-философской мысли;

применить для анализа деятельности принципы диалектического и циклического методов научного исследования;

установить природу социальной деятельности;

выявить структуру социальной деятельности;

рассмотреть условия и способы существования в деятельности свободы;

проанализировать феномен рациональности социальной деятельности и условия функционирования в ней социальных

5 ценностей.

Элементы научной новизны диссертационного исследования состоят в следующих положениях:

1. Проанализированы существующие социально-философские
концепций социальной деятельности.

2. Выявлена двойственная природа социальной деятельности.

3. Установлена циклическая, волновая структура социальной
І деятельности.

4.Выявлены условия реализации в социальной деятельности свободы, рациональности и социальных ценностей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ существующих социально-философских концепций

социальной деятельности показал, что наряду с позитивными наработками в

исследовании деятельности существует ряд нерешенных и дискуссионных

0 проблем. Не имеет четкого решения проблема структуры социальной

деятельности, взаимосвязи в ней материального и идеального,

дискуссионными являются вопросы реализации в деятельности свободы, рациональности и ценностей.

2. Исследования труда, как основной формы деятельности, с целью выявления действующего противоречия приводит к выводу, что таким противоречием является взаимосвязь между формой и содержанием деятельности. Дальнейший анализ показал, что одна сторона противоречия (форма деятельности) получает определение через категории: идеальное, сознание; другая сторона противоречия (содержание деятельности) выступает как материальное. Показано, что форму деятельности можно характеризовать также в категориях абстрактное, общее и социальное. Выделение данного противоречия социальной деятельности позволяет говорить о ее двойственной природе. Двойственный характер социальной деятельности выступает как основной закон ее функционирования. Он свойственен любой социальной деятельности в любых общественно-экономических условиях.

3. Применение циклических представлений для объяснения
структуры социальной деятельности позволяет вычленить в ней две
противоположно направленные силы - силы социального действия и силы
социального противодействия. Социальная деятельность предстает как
диалектическое единство двух совокупностей социальных сил.
Взаимодействие этих двух сил в процессе деятельности и обуславливают ее
циклическую, волновую структуру.

4. Центральным противоречием во взаимодействии личности и
общества является диалектическая взаимосвязь, в которой общество,
воспитывая, формируя личность "для себя", с целью своего воспроизводства
и продолжения, создает условия для своего собственного перерастания,
преобразования, превращает личность в источник собственного отрицания. В
диалектическом движении этого противоречия заключаются истоки развития
личности и общества, основания свободы личности и ее ограничений.

І 5. Рациональная социальная деятельность во многом связана с

классическим вариантом теории ожиданий. Социальная мотивационная деятельность является целенаправленной. Рациональная деятельность связывается с прямым или косвенным удовлетворением какой-либо потребности, возникающей в рамках реализации той или иной социальной программы. Сила направленности деятельности, с учётом достижения конкретной цели, будет зависеть от того, в какой мере социальный субъект осознает значимость достигнутой цели, что позволит ему более эффективно осуществить инновационные аспекты собственной рациональной деятельности.

6. Ценностная ориентация социальной деятельности относительно автономна, поскольку представление о ценностях опирается на мировоззренческие взгляды. Однако, сформировавшись, они оказывают воздействие на интересы, цели, потребности, развитие всех сторон

I жизнедеятельности человека и социальных структур общества. В ценностных ориентирах объективируется не только опыт человека, но и исторический опыт, что позволяет каждому индивиду определиться в культурных параметрах деятельности.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что материалы данного исследования могут найти свое конкретное применение в разработке мероприятий совершенствования социальной

Ь политики, учитываться при принятии и корректировке управленческих решений, а также стать базой для разработки специальных и факультативных курсов высших учебных заведений гуманитарного профиля. Исследование представляет конкретный научный интерес для социологов, педагогов, психологов и социальных работников. Научно-теоретические результаты исследования могут быть использованы в работе методологических семинаров и для разработки спецкурсов.

14 Апробация диссертации. Основные положения и результаты

І"

международных и межрегиональных научных конференциях, на методологических семинарах кафедры философии СевКавГТУ. Текст диссертации обсужден на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, примечаний и списка литературы. Объем диссертации 153 страницы машинописного текста, список литературы включает 250 наименований.

Проблема социальной деятельности в философии

Понятие деятельности с античных времен разрабатывалось в идеалистической философии и особенно глубоко в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг). В работах Гегеля по диалектической логике были описаны всеобщие схемы деятельности, ее историческое развитие в процессах преобразования человеком природы и самого себя. Анализируя подход Гегеля и К.Маркса к деятельности, философ и логик Э.В. Ильенков пришел к следующему выводу о содержании самой диалектической логики. "Диалектическая логика, - писал он, - есть поэтому не только всеобщая схема деятельности, творчески преобразующая природу, но одновременно и всеобщая схема изменения любого естественно природного и социально-исторического материала, в котором эта деятельность выполняется и объективными требованиями которого она всегда связана".

Таким образом, социально-философское понятие деятельности выделяет и определяет существенную специфику жизни людей, которая состоит в том, что они целенаправленно изменяют и преобразуют природную и социальную действительность. Первичной формой такого преобразования является производство материальных орудий, с помощью которых люди создают предметы, удовлетворяющие их жизненные потребности. Материальное производство (труд) имеет универсальный характер, поскольку в принципе может создавать любые орудия и предметы. Такое производство осуществляется людьми только в определенных взаимосвязях и отношениях, совокупность которых образует производственные или общественные отношения людей. В процессе исторического развития материального производства и общественных отношений возникло и приобрело относительную самостоятельность духовное производство, - но и в этой форме труда сохраняются основные качества материального производства: его универсально-преобразовательный и общественный характер.

В социальной философии деятельность - исходное понятие (или категория), определяющее специфику, сущность общественно-исторического бытия людей. "В отличие от законов природы законы общества обнаруживают себя только в деятельности и через деятельность людей. Такова специфика исторической действительности, характерные черты ее бытия" . Теория общественно-исторического бытия людей строится на основе понятия деятельности.

Теория некоторой целостной развитой системы в качестве абстрактной основы должна иметь одно-единственное исходное понятие (или категорию), фиксирующее специфику (сущность) этой системы. Анализ фактических материалов в свете исходного понятия позволяет строить цепь теоретических рассуждений. Благодаря этому выявляются и конкретизируются специфические закономерности развития некоторой системы как объекта теории.

Мы полагаем, что именно понятие социальной деятельности может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер. На этом пути стоят большие препятствия, одно из которых как раз и связано с трудностями дальнейшей разработки социально-философского понимания деятельности.

В 70-80 годах проведены серьезные исследования, связанные с различными философско-логическими аспектами понятия деятельности . Можно выделить ряд принципиальных уточнений этого понятия. Наиболее интересны среди них, на наш взгляд, следующие. Это, прежде всего, специальное подчеркивание того обстоятельства, что деятельность

существует лишь в системе объективных и необходимых общественно-производственных материальных отношений, которые возникают независимо І от воли и сознания людей. Очень важным является также раскрытие смысла целостности деятельности, реализуемой человеком-субъектом в процессе постановки и достижения цели, т.е. в процессе целеполагания. Суть деятельности - в созидании человеческого мира человеком, в творении собственных общественных отношений и самого себя (это составляет и сущность культуры). Поэтому цель возникает у человека в качестве образа предвидимого результата созидания. Преобразующий и целеполагающий характер деятельности позволяет ее субъекту выйти за рамки любой ситуации и встать над задаваемой ею детерминацией, вписывая ее в более широкий контекст культурно-исторического бытия, и тем самым найти средство, выходящее за пределы возможностей данной детерминации. Деятельность постоянно и неограниченно преодолевает лежащие в ее основе "программы" (поэтому ее нельзя ограничивать преобразованием наличного бытия по уже установившимся культурным нормам). В этом обнаруживается принципиальная открытость и универсальность деятельности. Ее нужно понимать как форму исторического культурного творчества. Вместе с тем созидание или творение человеком своей неповторимой индивидуальной жизнедеятельности есть начало его личности.

Двойственная природа социальной деятельности

Любая деятельность содержит два полюса - полюс субъекта и полюс объекта, т.е. полюс определенного материального предмета, на который направлено действие субъекта. "Основной, или как говорят, конституирующей характеристикой деятельности является ее предметность. Собственно, в самом понятии деятельности уже имплицитно содержится понятие ее предмета. Выражение "беспредметная деятельность" лишено всякого смысла. Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследование деятельности необходимо требует открытия ее предмета. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществляться не может" .

В любой деятельности, таким образом, есть определенное материальное тело, которое выступает как ее предмет. Деятельность, следовательно, есть процесс, который связывает субъект и объект в одно неразрывное целое.

Человеческую деятельность, видимо, можно дифференцировать и рассматривать труд как частный вид деятельности. В своей работе, однако, мы будем рассматривать деятельность и труд как понятия, тождественные по одному признаку, а именно, по наличию в любой деятельности, в любом труде двух полюсов (субъекта и объекта).

Любая человеческая деятельность содержит два момента материальный и идеальный. Материальный - наличие определенных

материальных орудий деятельности, ее материальных предметов; идеальный I - наличие плана деятельности, цели и смысла. Оставим пока в стороне

идеальный момент (в дальнейшем мы к нему вернемся) и рассмотрим деятельность как чисто материальный процесс, т.е. как процесс взаимодействия одного материального предмета (субъекта) с другим материальным предметом (объектом). Используем для анализа деятельности две категории - содержание и форма.

Как предстает для субъекта объект? Как предмет, на который направлено действие субъекта. Субъект предстает для объекта как предмет, на который направлено противодействие объекта. Возникают, таким образом, две совокупности сил. Эти две совокупности сил в деятельности "сплавлены" воедино. Мы для удобства анализа их разделим на совокупность сил полюса субъекта и полюса объекта. Эти две совокупности сил и будем считать содержанием деятельности полюса субъекта и объекта. Каждая совокупность сил на полюсах не есть хаотичное их скопление, а представляет собой определенную строгую организацию, определенную иерархию, определенную структуру. Другими словами, силы взаимосвязаны тесно и неразрывно друг с другом. Поскольку силы не даны статически, а находятся в изменении, в динамике, то и их взаимосвязь не дана как застывшая, а так же динамична, текуча. Эта взаимосвязь выступает в динамике сил не как навсегда данная структура, а как структура, образующаяся в результате взаимодействия сил. Что же лежит в основе определенной "текучей" взаимосвязи сил? На наш взгляд, основой этой взаимосвязи выступает геометрия сил. Эту геометрию сил мы и будем называть формой деятельности.

Поскольку в деятельности выделены два полюса, а вследствие этого выделены два содержания деятельности, то и форма деятельности также раздваивается и выступает как форма деятельности полюса субъекта и полюса объекта. Здесь заметим, что в "живой" деятельности дана единая форма(геометрия сил).Делим эту форму на две составляющие, опять-таки ради удобства анализа, и это деление чисто мысленное. Реально такое деление, вполне понятно, невозможно.

Содержание деятельности предстает как совокупность действующих сил каждого полюса, а форма деятельности - как геометрия этих сил. Таким образом, противоречие деятельности создают две противоположности -совокупность действующих сил, или совокупность направлений сил (содержание деятельности) и геометрия этих сил (форма деятельности). Иными словами, противоречие деятельности создают две противоположности - содержание деятельности и форма деятельности.

Такое понимание содержания и формы деятельности является нетрадиционным, и вполне вероятно предположить критические замечания и упреки в "физикалистском" и механистическом их толковании. На это заметим, что деятельность рассматривается как чисто материальный процесс, как процесс взаимодействия двух предметов, и в этом процессе, кроме взаимодействующих сил, нет ничего. Следовательно, определить содержание и форму следует только через эти силы. Если изложенное понимание содержания и формы деятельности даст положительные результаты, т.е. будет "работать", то оно, безусловно, имеет право на существование.

При анализе взаимодействия было показано, что противоречие материальных предметов в цикле взаимодействия составляют направление сил и геометрия сил. Было также показано, что это противоречие у двух взаимодействующих предметов представлено противоположно, ввиду чего два предмета друг для друга предстают как противоположности. Эта же ситуация должна, естественно, наблюдаться и во взаимодействии субъекта и объекта, т.е. субъект и объект должны предстать в деятельности как противоположности. Иными словами, противоречие, существующее на каждом полюсе и являясь как бы внутренним противоречием полюсов, получает внешнее проявление в виде противоположности и единства субъекта и объекта. ь В процессе деятельности должна будет проявиться каждая противоположность противоречия. Это возможно единственным образом -каждая противоположность будет проявляться в своей "другой", т.е. содержание будет переходить в форму, а форма в содержание. Причем здесь будут идти два процесса этого взаимоперехода - внутренний (на полюсах субъекта и объекта) и внешний (противоположности одного полюса будут переходить в свои "другие" другого полюса).

Это означает, что в процессе деятельности будет происходить переворот противоречий каждого полюса на обратное, противоположное. Значит в процессе деятельности субъект и объект будут взаимопереходить друг в друга. Может возникнуть вопрос: что же, в деятельности живой субъект становится неживым объектом и наоборот? По этому поводу заметим, что четкое деление на субъект и объект возможно тогда, когда деятельность закончена. В "живой" деятельности субъект и объект переплетены воедино и составляют одно неразрывное целое. Если мы попробуем их разорвать, то деятельность исчезнет. В деятельности нет отдельно ни субъекта, ни объекта, а есть их диалектическое единство. Поэтому для "живой" деятельности вывод о взаимопереходе субъекта и объекта верен. В определенном смысле он верен и для случая, когда деятельность закончена. Здесь мы уже можем четко разделить субъект и объект. Кувшин, который сделал гончар, безусловно, содержит свойства, качества, черты этого гончара. Кувшин как бы тот же гончар, но в иной, в неодушевленной ипостаси. С другой стороны, гончар из деятельности вышел уже другим, измененным. Он как бы воспринял свойства, черты содержания своей деятельности. Здесь, как мы видим, тоже можно сказать в определенном смысле, что произошел взаимопереход субъекта и объекта друг в друга.

Фактор свободы в социальной деятельности

Рассмотрение свободы личности как способа активного существования человека в окружающем мире, отражающего внутреннюю его человеческую сущность и выражающегося в максимальном раскрытии и реализации этой сущности, вызывает закономерные вопросы относительно конкретизации понятия «внутренняя человеческая сущность». Человека, рассматриваемого во взаимосвязи с обществом, можно изучать с разных точек зрения, например, как взаимосвязанного с другими людьми системой отношений, как субъекта деятельности, как представителя конкретной исторической эпохи, как носителя определенной культуры и т.д. Каждый из этих аспектов можно использовать в качестве отправного пункта в изучении общественного бытия человека. Эта многоаспектность, многозначность человеческого бытия подводит нас к необходимости выделения какого-то основного качества человека, которое в первую очередь делает его человеком, в котором сплетаются его всеобще-родовые и неповторимо-индивидуальные черты. Таким фундаментально основополагающим качеством человека, как нам представляется, является его духовность.

У B.C. Барулин, К.Х. Момджан, Е.М. Пеньков в качестве основных аспектов духовности выделяют следующее:

1. Всеобъемлемость. Духовная жизнь человека многогранна. Она включает в себя рациональные и эмоционально-аффективные стороны, гносеологические и ценностно-мотивационные моменты, логическое осознание и интуицию, ориентированные на внешний и внутренний мир установки, а также многие другие уровни, процессы, состояния духовной

щ жизни человека. Духовность объединяет все эти грани, вбирая их в себя и ни одну не отвергая. Содержание духовных процессов: научные концепции, I этические и эстетические ценности, религиозные верования, обыденно практические знания - всё это многообразие также без исключения объемлется духовностью человека. Важно то, что все эти грани, аспекты, формы духовной жизни, а также её содержание фиксируются в духовности во взаимосвязи, целостности, единстве.

2. Идеальность. В общем, идеальность характеризуется тем, что содержание любых явлений мира интериоризируется человеком в чистом виде, освобожденном от объективных, материально-предметных, пространственно-временных характеристик своего бытия. Это процесс освоения предметности объективных явлений без самой этой предметности, сущности и образов вещей без самих этих вещей, освоение мира без самого этого мира.

3. Субъективность. Она существует как внутренняя, интимная жизнь человека, она дана во внутреннем содержании человека, развертывается в его имманентном идеальном пространстве и времени. Духовность человека целиком и полностью субъективна, она представляет собой собственное «Я» человека, выступает как бытие, специфичность этого «Я». Духовность человека субъективно индивидуальна .

В целом же и общем, духовность - «это человеческий дух во всем богатстве, многообразии и взаимосвязи его проявлений, выражаемых в вербальных и невербальных идеальных формах, выступающий как

внутренняя субъективная реальность человека» .

Человеческая жизнь в каждый конкретный момент времени представляет собой определенное деяние, деятельность. Это всегда вторжение, вмешательство в актуальную действительность, её созидание, преобразование. Силой, осуществляющей руководство этой деятельностью, её организацией, корректировкой, в самом общем смысле слова выступает сознание человека, по сути, его духовность.

Нет смысла отрицать, что импульсами человеческой деятельности, выступают многие факторы самого различного порядка: инстинкты, I потребности, механизмы общественного управления, давление, насилие.

Однако многообразие этих факторов не отменяет ведущего значения духовности в человеческой деятельности лишь тогда, когда они преломятся в духовности человека, трансформируются в духовные импульсы и стимулы.

Духовность имеет огромную власть над человеком. Она выступает своего рода императивом по отношению ко всей его жизнедеятельности. Власть эта проявляется в бесконечно разнообразных формах. Самоуважение человека, чувство собственного достоинства, его приверженность к истине, неприятие неприемлемого, убеждения, вера и т.д., обладают чрезвычайной значимостью в жизни человека. Они либо побуждают человека к совершению определенного поступка, либо удерживают от него. Власть духовности над человеком настолько велика, что она может доминировать над властью всех других факторов, в том числе и такого мощного, как инстинкт выживания.

Эту, совершенно особую, власть человеческой духовности B.C. Барулин предлагает искать на основе того факта, «что человеческий дух - это сконцентрированный духовный опыт человечества, а власть духа - это опосредованное, сублимированное отражение опоры человека, его доверия этому совокупному опыту... Может быть, власть духа над человеком - это ни что иное, как власть человека над самим собой, ибо дух человеческий - это сам человек. А может быть власть духа над человеком является показателем человеческой способности подчинять свою жизнедеятельность не просто сиюминутным проблемам, не тварным инстинктам, а чему-то более глубинному, способности выстраивать свою жизнь по более стратегически важным перспективным маршрутам» .

Таким образом, внутренней имманентной сущностью человека является его духовность, наполненная конкретным ценностно-побудительным содержанием. Свобода человека как раз и подразумевает раскрытие и реализацию человеком своей внутренней сущности, воплощение своего человеческого потенциала. Реализация собственного внутреннего I потенциала осуществляется человеком не иначе как в реальной материальной природной и социальной среде. Поэтому она неизбежно наталкивается как на содействие, так и на сопротивление разного рода факторов, обстоятельств. Это сопротивление есть важный ограничитель человеческой свободы. Поэтому человек свободен до тех пределов и постольку, до каких и поскольку он может преодолевать это сопротивление.

Общество, оказывая огромнейшее воздействие на каждого своего человека, в определенной мере формирует, порождает его. Человек предстает как продукт воздействия общественных отношений, социума, всей человеческой истории. Вместе с тем, формируя человека, общество создает не только свой образ и подобие, не только субъекта, вмонтированного в мир общественных отношений и служащего ему, но и человека, потенциально этому миру равного, способного от него дистанцироваться, его изменять, создавать совершенно новый общественный мир. Воздействуя на человека, вооружая его своей энергией, опредмеченно-фиксированным совокупным опытом человечества, общество формирует человека «для себя», формирует его как субъекта, призванного жить именно в данном обществе и служить ему. Однако чем дальше идет процесс социализации, чем более человек становится компетентным, творческим, чем более он развивается духовно, смысло-ценностно утверждает себя, тем более в осуществлении своей деятельности он руководствуется собственными внутренними духовными детерминантами, часто вступающими в противоречие с общественными нормами и императивами. Другими словами, человек, созидаемый обществом «для себя», оказывается не только продуктом общества, но и его оппонентом. Он несет в себе импульс не только сохранения устойчивого равновесия общественной структуры, но и её преобразования. Общество, созидая человека, тем самым порождает свое отрицание. И эта взаимосвязь, когда общество, созидая человека, личность, создает условия для своего собственного перерастания, преобразования, эта закономерность превращения личности в источник отрицания общества представляет собой, на наш взгляд, центральное противоречие во взаимодействии общества и личности. В диалектике этого противоречия, как нам представляется, заключены истоки как свободы личности, так и ограничения её .

Вот уже на протяжении нескольких тысячелетий в практике и теории научного познания доминирует убеждение о том, что источником самодвижения и саморазвития всего природного объективного мира является противоречие, как взаимоотношение двух противоположностей. В настоящее время это убеждение нашло своё выражение «в универсальном законе диалектики - законе единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону, развитие объективной реальности и процесс её познания, все формы раздвоения единого на различное, противоположное, а взаимодействие противоположных сторон, противоборствующих сил составляет внутренний импульс для изменения любых объектов и систем -главный источник развития всех предметов и явлений реального мира» .

Понятие «социальное действие (деятельность)»свойственно только человеку как общественному существу и занимает в науке «социология» одно из важнейших мест.

Всякое человеческое действие — проявление его энергии, побуждаемое определенной потребностью (интересом), которые порождают цель на их удовлетворение. Стремясь к более эффективному достижению цели, человек анализирует ситуацию, ищет наиболее рациональные пути, обеспечивающие успех. И что особо важно, он действует самозаинтересованно, т. е. смотрит на все через призму своего интереса. Живя в обществе подобных себе, соответственно имеющих свои интересы, субъект деятельности должен их учитывать, согласовывать, осмысливать, ориентироваться на них: кто, что, как, когда, сколько и т. п. В этом случае действие приобретает характер социального действия, т. е. характерными признаками социального действия (деятельности) являются осмысление и ориентация на интересы других, их возможности, варианты и последствия разногласий. В противном случае — жизнь в данном обществе станет рассогласованной, начнется борьба всех против всех. Ввиду огромной важности вопроса социальной деятельности для жизни общества, его рассматривали такие известные социологи, как К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс и др.

С точки зрения К. Маркса, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество как систему взаимодействия множества индивидов и их групп, является активная человеческая деятельность во всех ее сферах, прежде всего в производственно-трудовой.

В процессе такой деятельности создается специфически человеческий мир , который реализуется как культурно-исторически данная человеку объективная действительность, не только созерцаемая и познаваемая человеком, но и творимая материально и духовно, преобразуемая им. Согласно Марксу, именно в социальной деятельности происходит развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, способностей и духовного мира.

Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией «социального действия». В соответствии с ней действие становится социальным, когда оно:

  • является осмысленным, т. е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;
  • сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия;
  • социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

М. Вебер предложил типологию социальных действий. В первом случае человек действует по принципу «хороши те средства, которые помогают достичь цели». По М. Веберу, это целерациональный тип действия. Во втором случае человек пытается определить, насколько хороши те средства, которые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В этом случае говорят о ценностно-рациональном типе действий (этот термин также был предложен М. Вебером). Такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.

В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Веберу, его действие будет традиционным , т. е. его действие будет определяться общественной нормой.

Наконец, человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств. Такие действия Вебер называл аффективными .

Два последних типа действия, по существу, не являются социальными в строгом смысле слова, поскольку в них нет осознанного смысла, положенного в основу действия. Только целерациональные и ценностно-рациональные действия в полном смысле слова являются социальными действиями, имеющими определяющее значение в развитии общества и человека. Причем основной тенденцией развития исторического процесса, считает М. Вебер, выступает постепенное, но неуклонное вытеснение ценностно-рационального поведения целерациональным, поскольку современный человек верит не в ценности, а в успех. Рационализация всех сфер деятельности, по Веберу, — судьба западной цивилизации, где рационализируется все: и способ ведения хозяйства, и осуществление политики, и сфера науки, образования, культуры, и даже мышление людей, их способ чувствования, межличностные отношения, их образ жизни в целом.

Социологическое понимание и истолкование социального действия значительно углублено и обогащено известным американским социологом Т. Парсонсом , особенно в его работах «Структура социального действия» и «К общей теории действия».

Согласно этой концепции, реальное социальное действие включает в себя 4 элемента:

  • субъект — актор , который не обязательно является индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т. п.;
  • ситуационное окружение , включающее в себя объекты, предметы и процессы, с которыми актор вступает в те или иные отношения. Актор — это человек, всегда находящийся в определенном ситуационном окружении, его действия представляют собой ответ на совокупность сигналов, которые он получает из окружающей среды, включающей как естественные объекты (климат, географическую среду, биологическую структуру человека), так и социальные объекты;
  • совокупность сигналов и символов , посредством которых актор вступает в определенные отношения с различными элементами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл;
  • система правил, норм и ценностей , которые ориентируют действия актора , придавая им целенаправленность.

Проанализировав взаимодействие элементов социального действия, Т. Парсонс пришел к фундаментальному выводу. Суть его такова: действия человека всегда обладают чертами системы, поэтому в центре внимания социологии должна находиться система социального действия.

Каждая система действия, согласно Т. Парсонсу, обладает функциональными предпосылками и операциями, без и помимо которых она действовать не в состоянии. Любая действующая система обладает четырьмя функциональными предпосылками и осуществляет соответствующие им четыре основные функции . Первую из них составляет адаптация , нацеленная на установление благоприятных отношений между системой действий и окружающей ее средой. С помощью адаптации система приспосабливается к окружающей среде и к ее ограничениям, приноравливает ее к своим потребностям. Вторая функция заключается в цeлeдocтижeнии . Целедостижение состоит в определении целей системы и мобилизации ее энергии и ресурсов для их достижения. Интеграция - третья функция, представляющая собой стабилизирующий параметр действующей системы. Она направлена на поддержание координации между частями системы, ее связанности, на защиту системы от резких изменений и крупных потрясений.

Любая система социального действия должна обеспечивать мотивацию своих акторов, что и составляет четвертую функцию .

Суть этой функции заключается в обеспечении определенного запаса мотиваций — накопителя и источника необходимой для действия системы энергии. Данная функция направлена на обеспечение сохранения верности акторов нормам и ценностям системы, а также на ориентированность акторов на эти нормы и ценности, следовательно, на сохранение равновесия всей системы. Эта функция не сразу бросается в глаза, поэтому Т. Парсонс назвал ее латентной .

Мотив — внутреннее, субъективно-личностное побуждение к поступку , которое подталкивает человека к действию. Определив составляющие, мы можем представить алгоритм социального действия. Общественные ценности совместно с мотивом порождают у субъекта деятельности соответствующий интерес. Для реализации интереса ставятся определенные цели, задачи, в соответствии с которыми актор (деятель) осуществляет социальную действительность, стремясь достичь поставленную цель.

Как видим, мотивация социального действия включает в себя индивидуальную цель и ориентацию на других , их возможную ответную реакцию. Поэтому конкретное содержание мотива будет представлять собой синтез общественного и личного, объективного и субъективного, сформированного и воспитанного потенциала субъекта социальной деятельности.

Конкретное содержание мотива определяется тем, как будут соотноситься эти две стороны единого целого, многообразные объективные условия и субъективный фактор: особые качества субъекта деятельности, такие, как темперамент, воля, эмоциональность, настойчивость, целеустремленность и др.

Социальная деятельность подразделяется на различные виды :

  • материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т. п.);
  • познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т. д.);
  • ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятиях долга, совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
  • коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в , политических движениях и т. п.;
  • художественная, воплощающаяся в создании и функционировании художественных ценностей (мира художественных образов, стилей, форм и т. д.);
  • спортивная , реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании личности.