Рефераты Изложения История

История создания повести толстого кавказский пленник. Л.Н

«Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»

(Урок литературы. 5 класс)


Цели урока:

1. Расширить свои знания о

жизни Л.Н. Толстого

2. Продолжить знакомство с

творчеством писателя

3. Продолжить работу над развитием читательских

умений и навыков


Толстой – наша национальная гордость

Дом Горталовых

Лев Толстой в годы учебы в Казанском университете

Памятник Л.Н.Толстому в Казани

Казанский Императорский университет


  • Кавказская война 1817-1864 гг.- это война Российской империи с горскими народами. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России. Победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее технического превосходства.
  • Кавказцы – горские народы: чеченцы, осетины, черкесы, ногайцы, аварцы и многие другие.
  • Л.Н.Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» называет горцев татарами, так русские зачастую называли всех, кто исповедовал мусульманскую религию.

Эпизод Кавказской войны.

М.Ю.Лермонтов (1840 г.)


Лев Толстой на Кавказе

Кавказ - «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода ».

(Из записи Л.Н.Толстого в дневнике)


Смысл заглавия рассказа

«Кавказский» простор, красота, свобода .

«Пленник» – неволя, война.


Жанр рассказа – рассказ-быль

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов

Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении

Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец

Быль – рассказ о событии, происходившем в действительности


«Едва не попался в плен, но в этом случае вел себя хорошо, хотя и слишком чувствительно».


2 группа – 3,4 части

3 группа – 5,6 части

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

4 ЧАСА

Урок первый.
Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности.
«Кавказский пленник»
рассказ-быль

I. Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» рассказ-быль


Пятиклассники читали рассказы Л. Н. Толстого для детей из «Азбуки», например: «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Лев и собачка», «Филипок», «Акула», «Прыжок»; обычно знают о романах «Война и мир», «Анна Каренина». На уроках чтения им рассказывали о школе для крестьянских детей, организованной Львом Толстым в Ясной Поляне.
Краткая и содержательная вводная статья дана в учебнике.

Учитель может рассказать о Толстом, отобрав факты, которые будут интересны детям.

23 года было Льву Толстому, когда брат Николай убедил его поехать с ним на Кавказ. Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали.
В 1817 г. царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 г., то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой.
— Сколько лет уже длилась война к моменту приезда туда Толстого?
Война длилась 31 год (с 1817 по 1851 г., когда Л. Н. Толстой прибыл на Кавказ).
Лев Толстой думал найти на Кавказе невероятные приключения и был сначала разочарован. В дальнейшем Л. Толстой понял, в чем особенность людей, с которыми ему пришлось встретиться. Кавказ навсегда остался в душе писателя. Через двадцать лет специально для детей Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», который назвал рассказ-быль .
— Сколько лет было Толстому, когда он написал рассказ «Кавказский пленник»?
— Как вы думаете, что такое рассказ-быль ?

Писатель в художественной форме рассказывает историю, которая действительно приключилась в жизни.
Затем можно прочитать материалы учебника «Из истории рассказа „Кавказский пленник“» Возможен и другой подход к этой работе: узнать об истории создания рассказа после того, как он будет прочитан, и сравнить реальную историю с художественным произведением.

II. «Кавказский пленник». Комментированное чтение
Предваряя знакомство с рассказом, объясним, что Толстой называет горцев татарами, но это не обозначение национальности: во времена Толстого так называли всех мусульман вообще.
Рассказ начинает читать учитель.
Рассказ был написан для «Азбуки», предназначенной крестьянским детям, и в нем много слов и выражений, которые в современной речи считаются устаревшими. Некоторые из этих слов и выражений можно комментировать по ходу чтения, над другими стоит поработать особо.

Домашнее задание
Дочитать рассказ до конца.

Урок второй.
Жилин и Костылин

I. Артикуляционная разминка

II. Жилин и Костылин два разных характера, две разные судьбы
Беседа
Работу начнем с выяснения впечатлений от рассказа.
— Интересно ли вам было читать рассказ? Какие эпизоды вызвали грусть, сочувствие, радость? Какие эпизоды вам хотелось бы перечитать?
— Кто из героев вызвал уважение, кто — неприязнь?
— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?

Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин — герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.

Составление сравнительной таблицы
Сначала обсудим значение фамилий героев.
Ход работы: ученики по очереди начинают читать текст рассказа. Находя определения или факты, которые характеризуют героев с той или другой стороны, ученики по предложению учителя останавливают чтение и выписывают цитату, черту характера или поступок героя в таблицу. Составление таблицы будет закончено дома.

Вариант таблицы

Качество Жилин Костылин
Смысл фамилии Жилы — кровеносные сосуды, сухожилия.
Жилистый — сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами
Костыль — палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги
Внешность «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»
Предусмотрительность «— Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь».
«Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку)
Отношение к лошади «Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)...»
«...Матушка, вынеси, не зацепись ногой...»
«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»
Храбрость — трусость «— ...Не дамся же живой...»
«— ...С ними что робеть, то хуже»
«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».
«А Костылин заробел».
«Костылин так и упал со страху»
Поведение в плену «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, — чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“».
«А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер»
«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит»
Мнение татар о пленниках «Джигит» «Смирный»
Наблюдательность, любознательность «Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».
«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть»
Выносливость, мужество «Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает» «Костылин все отстает и охает»
Верность, преданность «...не годится товарища бросать» Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади

Домашнее задание
Закончить составление таблицы.
Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин».

Урок третий.
Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе

I. Проверка домашнего задания

Подводим итоги работы по сравнению двух героев: слабодушию и пассивности Костылина писатель противопоставляет активность, стойкость и человечность Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все преграды.
Главная идея рассказа — показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели.

II. Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни
Беседа
— Как показана жизнь аула: глазами Костылина или глазами Жилина? Почему?
Предложим ученикам найти в тексте описания жизни аула, прочитать и пересказать эти описания близко к тексту.
Татарская деревня представилась Жилину утром мирной, спокойной. Люди просыпаются, все заняты своим делом, женщины приносят воду, мальчишки балуются. Жилин насчитал домов десять и церковь татарскую, с башенкой (т. е. мечеть с минаретом).
Когда Жилин вошел в дом, он увидел, что стены гладко вымазаны глиной, горница хорошая. На стенах висят дорогие ковры, на коврах оружие в серебре. Печка маленькая, а пол земляной, чистый. Передний угол устлан войлоками, на них ковры, на коврах пуховые подушки. Здесь сидят татары и угощаются.
Жилин наблюдал, как одеваются татары — и мужчины, и женщины, заметил, что они очень любят серебро. В доме обратил внимание, что они первые, большие башмаки оставляют у порога, а в других, внутренних башмаках садятся на ковры. Еще Жилин заметил, как они моют руки и молятся после еды. Слуг на ковры с подушками не пускают. Женщины только прислуживают за едой, но не сидят вместе с мужчинами.
Обратим внимание детей на описание похорон татарина, на детали, рассказывающие о богослужениях и о жизни женщин в селении.
— Почему старуха разбила первую куклу Дины?
Мусульманская традиция запрещает изображать людей. Кроме того, вероятно, старуха злилась на русского.
— Как относились татары к Жилину? Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина?
К Жилину татары относились с уважением за то, что он не дал себя запугать, когда с него требовали выкуп, и за то, что он многое умел делать. Абдул-хозяин говорил, что полюбил Жилина. Красный татарин и старик, который жил под горой, ненавидели всех русских, и Жилина тоже.
— Расскажите об отношениях Дины и Жилина. Почему Дина помогала Жилину?
Жилин был благодарен Дине за помощь. Дина помогала Жилину, приносила ему еду, потому что Жилин проявил к ней доброту, сделал ей куклу, потом вторую. После грозы он сделал игрушку для детей — колесо с куклами. Описывая дружбу девочки и пленного русского офицера, Толстой хочет сказать, что чувство вражды не является врожденным. Дети-чеченцы относятся к русским с простодушным любопытством, а не враждебно. И Жилин воюет со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не с детьми. С уважением и благодарностью он относится к храбрости и доброте Дины. Если бы отец узнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее жестоко наказал.
Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, что дружба людей — это норма человеческого общения, и подтверждает это примером дружбы Жилина и Дины.

III. Картины природы в рассказе
Выразительное чтение
Отметим, что в рассказе нет больших описаний: картины природы краткие и емкие.
Прочитаем описание гор, которые увидел Жилин, сидя на вершине горы (глава четвертая), от слов: «Уговорил малого, пошли» — до слов: «И так думается ему, что это самое — крепость русская».
— В чем особенность этого описания?
Отметим, что очень мало прилагательных. Пейзаж показан будто в действии.
— Где еще в рассказе мы видим изображение природы, словно бы активно сопровождающей действия человека?
Читаем выразительно эпизод из главы шестой от слов: «Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке...» — до слов: «Только слышно, внизу речка журчит».
Будем стремиться к тому, чтобы текст рассказа прозвучал на уроке в чтении учеников. Рассказ о втором побеге Жилина должен быть обязательно прочитан целиком.

Домашнее задание
Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их. (Распределим класс на четыре-пять групп и предложим каждой группе поработать с текстом одной из глав.)

Урок четвертый
Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения

Урок развития речи

I. Краткость и выразительность языка рассказа
Эта работа была уже начата на предыдущем уроке. Обратим внимание учеников на короткие предложения, которыми написан рассказ. Краткость и в то же время глубина — главные достоинства рассказа.

Словарная работа (по группам)
Очень важна работа по объяснению смысла слов путем подбора синонимов и обращения к толковым словарям. Группа выделяет одного-двух представителей, которые готовятся отвечать от ее имени. Затем слушаем ответ учеников о значении редких слов.
Внимания требует значительное количество слов и выражений. Будем помнить, что кажущееся естественным и понятным нам, взрослым, может вызывать значительные трудности для детей. В то же время незнание значения даже одного слова в предложении (тем более если оно ключевое) часто делает для детей непонятным все предложение.

Глава первая
Выправил отпуск — оформил отпуск.
Провожатые солдаты — солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.
Солнце уже и за полдни перешло — миновал полдень.
Нападусь на татар — внезапно встречу татар.
Лошадь охотницкая — лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.
Взнесла его на кручь — лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.
Плетью ожаривает — сильно бьет плетью.
Стал он окорачивать — стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.
Лошадь разнеслась — лошадь мчится, не может остановиться.
Трепенулась — вздрогнула.
Ногаец — ногайцы — народ в России, говорят на языке тюркской группы.

Глава вторая
Распояской — без пояса.
Бешмет — мужская и женская распашная одежда, поддеваемая под кафтан, чекмень, черкеску у народов Средней Азии, Кавказа, Сибири.
Храп мокрый — морда мокрая.
Галунчиком обшит. Галун — плотная лента или тесьма, часто с серебристой или золотой нитью.
Башмачки сафьянные. Сафьян — тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз или овец.
На рукавах оторочено красным — рукава обшиты красным (галуном, тесьмой, лентой).
Монисто из русских полтинников — ожерелье из русских монет в 50 копеек (в то время полтинники были серебряными).
Церковь ихняя, с башенкой — мечеть с минаретом.
Чистый, как ток. Ток — площадка для молотьбы; на току всегда чисто, потому что здесь собирают зерна и сметают в сторону полову.
Войлок — плотный толстый материал из валяной шерсти.
Масло коровье распущено в чашке — масло коровье (сливочное) лежит, растаявшее, в чашке.
Лоханка — деревянная круглая или продолговатая посуда, здесь — для мытья рук.
Ружье осеклось — ружье дало осечку, т. е. не выстрелило из-за неисправности оружия или патрона.

Глава третья
Три аршина. Аршин — мера длины, равная 71,12 см; три аршина — 2,13 м.
Утвердил их — твердо, устойчиво поставил, прикрепил.
Захрапит и отвернется (старик) — начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.
За камень притулиться — спрятаться за камнем, прижавшись к нему.

Глава четвертая
Под мышки да под лытки — под мышки и за ноги под сгибы коленей.
Заробел — испытал робость, испугался.

Глава пятая
Овца перхает в закуте — овца судорожно кашляет в закуте, т. е. в хлеву для мелкого скота.
Высожары спускаться стали. Высожары , или Стожары, или Плеяды — рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца; в летнее время Стожары в первую половину ночи стоят высоко в небе, а во второй половине ночи постепенно спускаются к горизонту.
Рассолодел. Солод — продукт, который приготовляется из зерна, пророщенного во влаге и тепле, затем засушенного и крупно смолотого; здесь рассолодел — стал влажным (потным), словно бы рыхлым (слабые мышцы), вялым.

Глава шестая
Камень вострый — камень острый.
Лягу в лесу, передню́ю — спрячусь в лесу, пережду день, дождусь темноты.

Подведем итоги: краткость языка рассказа делает его понятным и увлекательным, употребление старинных народных слов делает рассказ выразительным и запоминающимся.

II. Рассказ, сюжет, композиция, идея рассказа
В учебнике даны определения: идея, сюжет, рассказ, эпизод . Определение композиция можно посмотреть в словаре учебника . Будем работать с ними исходя из того, что дети знают о повествовании из уроков русского языка. Запишем определения в тетрадь.

Сюжет — это цепь событий, происходящих в произведении.

— В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?

Рассказ — небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.

— Какие из прочитанных в 5 классе произведений мы можем назвать рассказами?
Композиция — явление, которое знакомо детям на уровне представления.
Композиция — построение произведения, расположение частей, эпизодов и образов в значимой временнóй последовательности.
Скажем, что такая последовательность никогда не бывает случайной.
Композиция рассказа «Кавказский пленник» основана на его сюжете. Выделим в произведении экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог .
Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, умещаются в одной-двух фразах.
Завязка — получение письма матери. Действие быстро развивается и приводит к кульминации — второму побегу Жилина.
Развязка — Жилин успевает добежать до своих.
(Часто понятие композиции повествовательного произведения дается на уроках русского языка, поэтому мы не пишем здесь подробно о структурных элементах композиции повествовательного произведения.)
Побеседуем по 7-му вопросу учебника :
— Что взял писатель из воспоминаний офицера Ф. Ф. Торнау, что является авторским вымыслом? Какие идеи, мысли, чувства хочет сообщить читателю автор рассказа?
Толстой взял из воспоминаний идею о дружбе пленного офицера с татарской девочкой, которая прибегала его проведать и приносила еды. Ф. Ф. Торнау рассказывает, что он прикормил собаку, которая его охраняла. Он рисовал фигуры и резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для них палки. Эти факты, немного изменив, использовал Толстой. Из своей жизни он взял воспоминания о том, как за ним гнались чеченцы и чуть не взяли его в плен.
Писатель использовал авторский вымысел. Он придумал, что пленников было два, и домыслил историю первого и второго побегов. Автор хочет вызвать у читателей чувство гордости за русского офицера, который попал в плен, сражаясь с врагами, в плену вел себя достойно и сумел бежать.

Идея главная мысль произведения.

Идея рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной.

Домашнее задание
Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

Цели и задачи урока: 1. Ознакомиться с жизнью великого русского писателя, философа и общественного деятеля Л.Н. Толстого. 2. Узнать историю создания рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник». 3. Иметь представление о том, где и когда происходит действие рассказа, кто его герои. 4. Знать в общих чертах сюжет рассказа. 5. Понять идею (главную мысль)данного произведения.


Имение Л.Н. Толстого Ясная Поляна при жизни писателя стало литературной столицей мира. Не только отечественные, но и иностранные (французские, английские, немецкие, скандинавские, индийские, американские, китайские) газеты и издательства посылали своих представителей, чтобы узнать, что скажет Великий Учитель (так называли Толстого) о происходящих в мире событиях. Романы, повести, рассказы, дневники, письма, публицистические статьи – всё отражало «прозрачный свет души» Толстого, его гуманизм. Беспощадный к самому себе, он не берёг ни себя, ни других, требуя правды во всём – и в жизни, и в литературе.


Софья Андреевна Толстая(жена писателя): «Роскоши мы никакой в доме и наших общих привычках не допускали. Одевали детей и одевались очень просто; ели также очень просто. Сам он (Л.Н. Толстой) всё лето работал с крестьянами: вставал с рассветом, и бывало, я проснусь часов в пять, шесть, а его постель уже пуста, он уйдёт на работы тихонько, чтобы не разбудить меня. Целые дни он то пахал, то косил траву или рожь. Возил сам сено, которое убирал вдовам и сиротам.


В детстве Л.Н. Толстой и его братья верили, что есть на свете волшебная зелёная палочка. На ней написано то, что должно уничтожить всё зло в мире. И тогда все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей. Все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. Л.Толстой завещал похоронить его там, где он и его братья играли в муравейных братьев.


В январе 1852 года Л.Н. Толстой поступил на военную службу, служил сначала на Кавказе, где тогда велись боевые действия против горцев. Когда началась Крымская война, перевёлся в Дунайскую армию, принимал участие в знаменитой обороне Севастополя, за смелость в боях был представлен к именному оружию. В русской литературе он первым представил войну правдиво, «в крови, в страданиях, в смерти».


Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.



Однажды Л. Толстой, далеко отъехав от своего отряда, чуть не попал в плен,. Выручил писателя его друг чеченец Садо. Вот как это было. Незадолго до этого случая Садо купил отличного скакуна и подарил его Толстому. Л.Толстой отдал ему своего иноходца. Всё по кавказскому обычаю. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Л.Толстой легко мог уйти от них на своём резвом коне, но он ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближающихся преследователей, кричал на них. А те хотели взять Толстого и Садо живыми и потому не стреляли. Наконец друзья приблизились к крепости Грозной настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости выехала подмога, и чеченцы повернули обратно.








Татары уважают Жилина за то, что он « на всякое рукоделие мастер был.» «Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе и поставил куклу на крышу. Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Динка увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются.» Мастерил игрушки, украшал палки, чинил часы, даже лечил… Простые люди всех наций одинаково ценят мастерство. Для Толстого труд – это то, что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную разобщённость.


Жилин – человек добрый и любознательный. Ему интересны жизнь, обычаи, быт людей гор. Но все мысли главного героя – о побеге. Он внимательно разглядывает местность, пытаясь определить свой путь на волю. «От аула другая гора, ещё круче; а за той горой ещё гора. Промеж гор лес синеется, а там ещё горы – всё выше и выше поднимаются…»


Первый побег не удался Жилина подвёл его товарищ по несчастью Костылин – нерешительный, безответственый, эгоистичный. И вот снова Жилин и Костылин в колодках. «Слышит Жилин, что судят про них, что с ними делать. Одни говорят – надо их дальше в горы услать, а старик говорит: «Надо убить… Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить. Убить – и кончено». «Житьё им стало совсем дурное.»


Не всегда этот старик жил ненавистью. «У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили. Один сын остался и передался русским.» Старик нашёл его и убил. Война лишила его семьи и вытравила в нём всё человеческое. Этот образ тоже служит выражению мысли Толстого об античеловечности войны.


Освобождение из плена Дина помогла Жилину бежать. Это самоотверженный поступок, освобождение пленника грозит ей опасностью. Но она отвечает добром на добро, любит Жилина. По мысли писателя, взрослым людям трудно найти общий язык, ведь они находятся в состоянии войны. Но дети не заражены искажёнными взглядами, им боле доступно истинно человеческое понимание добра и зла. И толстой строит сюжет на изображении дружбы людей разных национальностей, показывает возможности такой дружбы, даже если народы разделены войной.


Идея – главная мысль произведения (рассказа, повести, стихотворения) Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов. Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении. Изображение одного события, имеющего начало и конец, называется эпизодом. Идея рассказа многопланова. Толстой показывает, что людей разъединяет, а что соединяет. Разъединяет вражда к чужому, непонятному, другому, будь то положение противников на войне, разные религии и разные национальности. Соединяют же людей доброта, способность сопереживать, уважение к другому человеку. Между людьми всегда есть точки соприкосновения, которые позволяют уважать другого человека, бороться с враждебностью и недоверием. С этой идеей связана другая: человек мужественный, уважающий себя и других, не опускающий рук в трудной, даже безвыходной ситуации, достоин уважения и свободы. Эта идея выражена в противопоставлении образов офицеров. В одних и тех же условиях один герой (Жилин) проявляет волю, мужество, находчивость, активно борется, я другой (Костылин) покоряется обстоятельствам, ждёт помощи со стороны, проявляет эгоизм.


Домашнее задание Прочитать рассказ «Кавказский пленник». Ответить (устно) на вопросы 1 – 4 (стр). Найти в толковом словаре значения слов «жила» и «костыль». Попытаться сделать вывод о значении фамилий героев.

Урок № 36.

Тема. Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа
«Кавказский пленник». Яснополянская школа.

Цель:

· познакомить ребят с фактами биографии Л.Н.Толстого, связанными с творческой историей рассказа «Кавказский пленник»; выявить историко-литературные основы рассказа;

· формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, развиватьнавыкиработы с иллюстрациями;

· воспитывать интерес к жизни и творчеству Л.Н.Толстого.


Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І.Организационный момент.

II.Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Сообщения учителя и подготовленных учащихся по плану.

· Родился Л.Н.Толстой 28 августа (9 сентября) 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в родовом имении – Ясной Поляне.

· Прадед – Пётр Андреевич Толстой.

· Дед со стороны матери – князь Николай Сергеевич Волконский.

· Дед писателя со стороны отца – граф Илья Андреевич Толстой.

· Отец поэта – граф Николай Ильич Толстой.

· Мать поэта – Мария Николаевна Толстая (урожд.Волконская).

· Родство с А.С.Пушкиным, с декабристами – князьями С.Г.Волконским и С.П.Трубецким.

· 1844 г. – поступление в Казанский университет.

· 1851 г. – на военной службе на Кавказе. Присоединение Кавказа к России. Кавказская война на картинах художников.

· Историко-литературные источники «Кавказского пленника».

2.1.Слово учителя.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 г. в Крапивенском уезде Тульской губернии, в родовом имении – Ясной Поляне.

Предки Льва Толстого были военными. Представители древнего рода Толстых ещё при царе Иване Грозном служили воеводами во многих городах Руси.

Прадед писателя, Пётр Андреевич Толстой, был участником Азовских походов царя Петра I, который пожаловал ему графский титул за дипломатические и военные заслуги.

Дед писателя со стороны матери – «потомок Рюрика», князь Николай Сергеевич Волконский – участвовал в русско-турецкой войне и вышел в отставку в чине генерал-аншефа.

Дед писателя с отцовской стороны – граф Илья Андреевич Толстой – служил во флоте, а затем в лейб-гвардии в Преображенском полку. Отец писателя – граф Николай Ильич Толстой – участвовал в Отечественной войне 1812 г., попал в плен, был освобождён русскими войсками.

По материнской линии Толстой находился в родстве с Пушкиным. Их общим предком был боярин И.М.Головин, сподвижник Петра Первого, вместе с ним обучавшийся корабельному делу в Голландии. Одна из его дочерей И.П.Головина – прабабка поэта, другая – прабабка матери Толстого.

Толстой был в родстве с декабристами – князьями С.Г.Волконским и С.П.Трубецким.

Детство в старинном родовом имении, семейные предания, рассказы родных и близких о русской истории, в частности о событиях 1812 и 1825 гг., оставили неизгладимый след в сознании юного Толстого, повлияли на формирование его мировоззрения, а затем отразились в его творчестве.

Толстому не было и двух лет, когда умерла его мать. Мария Николаевна была на редкость душевным человеком, добрым, отзывчивым. Она получила превосходное образование – знала французский, немецкий, английский, итальянский языки, играла на фортепиано, рисовала и «была большая мастерица рассказывать завлекательные сказки, выдумывая их по мере рассказа».

Николая Ильича Толстого, своего отца, дети ценили за гуманное отношение к крепостным, любовь к образованию.

Отец первым заметил способность своего младшего сына к живописному восприятию художественного слова.

Когда Толстому шёл девятый год, отец в первый раз повёз его в Москву. Здесь мальчик впервые узнал, что, кроме семьи и усадьбы, существует большой, неизвестный ему мир. Летом 1837 г., поехав по делам в Тулу, скоропостижно скончался отец.

Через несколько лет умерла первая опекунша осиротевших детей Толстых, сестра отца, Александра Ильинична Остен-Сакен. Десятилетнего Лёвочку, его трёх братьев и сестру отвезли в Казань, где жила их новая опекунша – тётушка Пелагея Ильинична Юшкова.

В 1844 г. писатель поступил сначала на восточный факультет Казанского университета, затем перевёлся наюридический. В 1847-м он оставил университет и, возвратившись в Ясную Поляну, занимался самообразованием; в 1848 г. уехал в Москву, где, по его собственным словам, жил «очень безалаберно».

В 1851 г. Л.Н.Толстой поступил на военную службу.

2.2. Сообщение «историка» о присоединении Кавказа к России.

Начало царствования Николая I было связано с войнами в Закавказье. В 1828 г. закончилась война с Ираном, а в 1829 г. Россия разгромила Турцию. Эти войны завершились подписанием договоров, в результате которых в 1829 г. было завершено присоединение к России всего Закавказья.

Горцы же объявили священную войну – газават. В 1834 г. их вождём-имамом был провозглашён Шамиль. Ему удалось одержать ряд побед над русскими войсками. Однако суровость внутренних порядков в государстве Шамиля, а также жесточайший гнёт постепенно разлагали его государство изнутри. К 1864 г. была покорена западная часть Северного Кавказа, и Кавказская война закончилась.

2.3. Сообщение «искусствоведа» о картинах Франца Алексеевича Рубо, посвящённых теме войны на Кавказе.

Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе. Его отец - переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо; мать - Мадлен Сенек держала свой дом моделей.

С ранних лет у Франца Рубо проявилась склонность к рисованию. В 9 лет он был определен в Одесскую школу рисования и черчения, а в 1878 году поступил в Баварскую королевскую академию художеств. Его учителем стал Йозеф Брандт. Во время каникул юноша ежегодно приезжал в Россию, путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии. Кавказ стал одной из самых любимых тем художника. В 1886 году он получил заказ на написание 19 картин на тему Кавказских войн для Тифлиса. Чтобы выполнить заказ, живописец изучал исторические события, знакомился с местами сражений. На Кавказе художник создал целую галерею колоритных образов горцев.

Картина Франца Рубо «Штурм аула Гимры». В ходе Кавказской войны 1817-1864 годов этот неприступный горный оплот защищал отряд горцев во главе с имамом Гази-Магомедом. Аул был взят 17 октября 1832 года русским отрядом под командованием генерала Г. В. Розена численностью около 10 тыс. человек.

После ожесточенного штурма русские ворвались в Гимры. Тогда Гази-Магомед и 15 мюридов, среди которых был и будущий имам Шамиль, укрылись в сторожевой башне. Оттуда они пытались прорваться в горы. Во время схватки почти все они, в том числе и сам имам, погибли. Шамилю удалось спастись.

2.4. Сообщение «литературоведа» об историко-литературной основе рассказа «кавказский пленник».

«Кавказский пленник» - рассказ (иногда называется повестью) Льва Толстого, повествующий о русском офицере в плену у горцев. Написан рассказ для «Азбуки», впервые опубликован в 1872 году в журнале «Заря». Одно из наиболее популярных произведений писателя, многократно переиздававшееся и входящее в школьную программу.

Название рассказа является отсылкой к названию поэмы Пушкина «Кавказский пленник».

Завязка рассказа отчасти основана на реальном событии, произошедшим с Толстым во время его службы на Кавказе в 1850-е гг. 23 июня 1853 года он записал в своем дневнике: «Едва не попался в плен, но в этом случае вёл себя хорошо, хотя и слишком чувствительно» По воспоминаниям С. А. Берса, шурина писателя,мирный чеченец Садо, с которым ехал Лев Николаевич, был его большим другом. И незадолго перед тем они поменялись лошадьми. Садо купил молодую лошадь. Испытав её, он предоставил ее своему другу Льву Николаевичу, а сам пересел на его иноходца, который, как известно, не умеет скакать. В таком виде их и настигли чеченцы. Лев Николаевич, имея возможность ускакать на резвой лошади своего друга, не покинул его. Садо, подобно всем горцам, никогда не расставался с ружьём, но, как на беду, оно не было у него заряжено. Тем не менее, он нацелил им на преследователей и, угрожая, покрикивал на них. Судя по дальнейшим действиям преследовавших, они намеревались взять в плен обоих, особенно Садо для мести, а потому не стреляли. Обстоятельство это спасло Садо и Льва Николаевича. Они успели приблизиться к Грозной, где зоркий часовой издали заметил погоню и сделал тревогу. Выехавшие навстречу казаки принудили чеченцев прекратить преследование.

2.5. Слово учителя.

Толстой был не только гениальным художником слова, но и выдающимся педагогом. В 1859 г. он открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Она помещалась рядом с домом писателя во флигеле. Один из её учеников, Василий Морозов, рассказывает: «В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но ещё с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. В школе вид он принимал серьёзный. Требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки… Порядок у нас был образцовый за все три года».

Толстой считал, что ученики начальной школы должны получать широкий круг знаний. В Яснополянской школе изучались 12 предметов: чтение, письмо, грамматика, русская история, математика, рисование, беседы из естественных наук, черчение, пение и др. Толстой стремился также привить детям трудовые навыки. Для этого он выделил участок земли, который обрабатывали школьники. Ребята сеяли и выращивали лён, горох, морковь, репу и сами убирали урожай.

В начале 1870-х гг. Толстой составил и издал свою «Азбуку», «Арифметику», четыре «Книги для чтения». Работая над «Азбукой», писатель мечтал о том, что по ней «будут учиться два поколения всех русских детей, от царских до мужицких», что по его «Азбуке» все русские дети будут получать свои первые «впечатления поэтические».

Толстой заботился о том, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, «всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

«Кавказский пленник», созданный Толстым для«Азбуки», которую он выпустил в свет в 1872 г., вполне отвечает этим требованиям, и писатель был им очень доволен. Рассказ написан с таким художественным совершенством, что с первых же строк безраздельно завладевает вниманием читателя. Такова сила настоящего, большого искусства.

Летом 1873 г. известный русский художник Иван Николаевич Крамской жил недалеко от Ясной Поляны. Крамской исполнил много портретов для Третьяковской галереи, ему очень хотелось написать и портрет Толстого, книги которого он горячо любил.

2.6. Обращение к репродукции портрета Л.Н.Толстого работы И.Н.Крамского.

2.7. Выявление первоначальных впечатлений о рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Назовите наиболее важные эпизоды рассказа.

Кто из героев вызвал ваши симпатии и почему?

III.Подведение итогов урока.

Какие исторические факты положены в основу произведения «Кавказский пленник»?

Какие литературные произведения оказали влияние на замысел рассказа «Кавказский пленник»?

Назовите книгу, в которую вошёл рассказ «Кавказский пленник».

Как было организовано обучение в Яснополянской школе Л.Н.Толстого?

IV. Домашнее задание.

2.Составить устные портреты героев рассказа по 1 и 2 главам рассказа (Жилин, Костылин, Дина, татарин с красной бородой, черноватый).

3.Составить описание быта татар.

4.Выписать из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина и Костылина в плену (3 глава).

5.Инд.задание: художественный пересказ 1 главы рассказа.

6.Групповое задание: чтение по ролям эпизода от слов «Тебя, - говорит, - взял Кази-Мугамед…» до конца 2 главы.

Льва Толстого зря считают сугубо серьезным, «взрослым» писателем. Помимо «Войны и мира», «Воскресенья» и других сложнейших произведений, он написал ряд рассказов и сказок для детей, разработал «Азбуку», по которой обучал грамоте крестьянских ребятишек. Повесть «Кавказский пленник» входит в неё и пользуется неизменным интересом у всех поколений девчонок и мальчишек с конца 19 века и по сию пору.

Жанр и место произведения в творчестве писателя

«Кавказский пленник» Толстого, краткое содержание которого мы сейчас рассмотрим, исследователи называют небольшой повестью или крупным рассказом. Путаница в жанровой природе произведения связана с его нестандартными размерами, большим количеством действующих лиц, несколькими сюжетными линиями и конфликтами. Сам же автор определял его как «быль», т.е. повествование о реально произошедших делах и событиях. Действие рассказа разворачивается на Кавказе, во время войны с горцами. Стоит отметить, что тема на этом для писателя не оказалась завершённой, а «Кавказский пленник» Толстого (краткое содержание следует ниже) - не единственным произведением, связанным с нею. «Казаки» и «Хаджи-Мурат» тоже посвящены описанию военных столкновений, особенностям взаимоотношений людей разных культур и национальностей и содержат немало интересных наблюдений и колоритных зарисовок. Напечатана повесть была в 1872 г, в журнале «Заря». С советских времён и по сей день она входит в школьные программы большинства бывших союзных республик.

История создания

Что же представляет собой «Кавказский пленник» Толстого? Краткое содержание его можно соотнести с реальными событиями, участниками которых стал Толстой. Он сам служил на Кавказе, был участником боевых действий и однажды едва не попал в плен. Чудом спасся Лев Николаевич и его товарищ Садо, чеченец по национальности. Ощущения, пережитые ими во время приключения, и легли в основу повести. Что касается названия, то с ним связаны некоторые литературные ассоциации. В частности, с южной романтической поэмой Пушкина. Правда, «Кавказский пленник» Толстого (краткое содержание повести даёт полное представление о методе написания) относится к реалистическим произведениям, но соответствующий «экзотический» колорит в нём ощущается явственно. Хочется отметить ещё такую деталь. Толстой придавал повести большое значение, т.к. это был образец его новой прозы, своего рода эксперимент в области языка и стиля. Потому, отправляя работу критику Николаю Страхову, просил его обратить внимание именно на эту сторону произведения.

Сюжет и герои

Итак, о чём же нам поведал Толстой («Кавказский пленник»)? Краткое содержание повести можно свести к нескольким сюжетным линиям. Небогатый русский офицер Жилин, несущий службу в отдалённой крепости, получает от старушки-матери письмо с просьбой приехать на побывку, свидеться. Попросив отпуск, он вместе с обозом отправляется в путь. С Жилиным едет ещё один офицер, Костылин. Так как обоз движется медленно, дорога длинная, а день жаркий, приятели решают не дожидаться сопровождения и преодолеть оставшуюся часть пути самостоятельно. У Костылина есть ружьё, лошади под обоими хорошие, и даже если попадутся на глаза горцам, сумеют избежать стычки. Однако из-за костылинской оплошности и трусости офицеры попадают в плен. Их поведение в даёт яркое представление о характере и типе личности каждого. Костылин грузен внешне и столь же апатичен, неповоротлив внутренне. Попав в беду, он смиряется с обстоятельствами, спит или ворчит, жалуется. Когда татары требуют написать просьбу о выкупе, герой выполняет все условия. Он пассивный, флегматичный, лишён всякой предприимчивости. Совсем иное дело - Жилин. Ему явно симпатизирует Толстой. «Кавказский пленник» (краткое содержание позволяет раскрыть смысл заглавия) потому и назван в единственном числе, что именно этот персонаж является главным действующим лицом, настоящим героем. Не желая обременять мать долгами, Жилин подписывает письмо неправильно, завоёвывает у жителей аула авторитет и уважение, находит общий язык с девочкой Диной и дважды организует побег. Он не падает духом, борется с обстоятельствами, не бросает товарища. Волевой, энергичный, предприимчивый, отважный, Жилин добивается своего. С таким не страшно идти в разведку. Это надёжный человек, простой какие всегда были близки и интересны писателю.

Именно в обаянии личности Жилина, занимательности сюжета, простоте и лаконичности языка кроется секрет огромной популярности повести.