Слова в которых слышится звук а. Постановка звука в
Коррекционно-развивающие задачи.
Научить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем напротив человеке.
Научить ребенка определять направление звука в пространстве.
Научить четко произносить звук [А].
Научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова.
Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА.
Задание 1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно ориентироваться в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право — лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем — и на сидящем напротив.
Задание 2 . Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания).
Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда слышен звук.
Задание 3 . Знакомство со звуком [А].
Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов.
Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:
губки в спокойном состоянии;
ротик открыт широко;
язычок спокойно лежит во рту;
горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).
Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] — девочка укачивает куклу и поет ей: ААА...
Задание 4 . Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:
показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);
что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А...(вслед за взрослым, отрывисто);
самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.
Задание 5. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]): апельсин, артист, суп, астроном.
Задание 6 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».
Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.
Он большой, - Руки — полукругом перед собой.
как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны. - Поглаживает правой рукой животик.
Так приятен он на вкус,
И зовут его — ... (арбуз)
Задание 7. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках.
Стою на крыше
Всех труб выше. (Антенна)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз )
Задание 8 . Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя красный кружок и карточку.
Август, аист...; рука, лиса, пила.
Задание 9. Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...; профессии: агроном, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...
Задание 10 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [А].
Задание 11 . Выучить чистоговорки:
А-а-а — шире ротик, детвора.
А-а-а — у меня болит нога.
Задание 12. Взрослый читает стихотворение и просит ребенка ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].
Что везешь, Автомашина?
Все, что есть на букву А:
Вот арбузы, апельсины,
Абрикосы и айва.
При перечислении фруктов ребенок правой рукой последовательно загибает пальчики левой руки.
Г. Сатир
Задание 13 . Упражнение для пальчиков:
Мы делили апельсин; - На каждое слово сжимают пальцы рук
Много нас, а он один - в кулачок.
Эта долька — для ежа, - Левой рукой поочередно загибать пальчики правой руки.
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Задание 14. Упражнение для развития координации речи с движениями:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой!
И. Токмакова
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
Задание 15. Знакомство с буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
Игры с буквой .
Задание 16 . Анализ звукокомплексов: крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА.
Взрослый просит ребенка ответить на вопросы:
Какой первый звук ты слышишь? -Какой второй звук ты слышишь?
После этого взрослый предлагает ребенку выложить схему каждого из этих звукокомплексов с помощью красных кружочков.
Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквами в тетради (списывание и письмо по памяти с предварительным звуковым анализом).
Не советую говорить ребёнку, что вы сейчас начнёте его учить читать и что это ооочень важно.
Просто начните игру.
Но, лично для вас в этой игре будут определенные правила:
— сначала работа со звуком,
Сегодня вам понадобятся картинки с изображением доктора Айболита, антилопы, аиста. Я думаю, что у вас вряд ли найдутся эти герои в виде объёмных игрушек. Да это и не обязательно. Для игры вполне подойдут и картинки, настоящие картинки — бумажные. Можно распечатать и вырезать по контуру.
Показываем картинку с доктором Айболитом. Называем его имя, протягивая первый звук – Ааааайболит. Объясняем, что этот доктор лечит зверюшек. Просим ребёнка повторить имя доктора, также протягивая первый звук. Просим ребёнка назвать первый звук в имени доктора.
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица.
А теперь разыгрываем сценку.
И пришла к Айболиту Антилопа. Опять же, протяните первый звук в слове Ааааантилопа. Попросите ребёнка повторить – Ааааантилопа (какой первый звук в слове антилопа?)
Жалуется антилопа доктору:
— Ай, ай, ай! У меня горлышко болит!
Доктор просит антилопу открыть рот и сказать: Ааааааа! (пусть ребёнок играет роль антилопы и говорит за неё).
Говорит Айболит антилопе:
— У вас ааааангина! (какой первый звук в слове ангина?)
Я пропишу вам полезный сладенький сироп и ещё кое-что очень важное. Сейчас я позову своего помощника аиста.
Доктор зовёт:
— Аааааист!
Просим ребёнка тоже позвать аааааиста. (какой первый звук в слове аист?)
— Дорогой аист, сходите, пожалуйста, в магазин и купите… (шетчет аисту на ушко то, что надо купить).
Аист возвращается. Показывая следующую картинку, читаем наизусть стихотворение, попросив перед этим ребёнка, запомнить все слова, которые начинаются на звук [а].
Аист вёз из магазина
На своей коляске груз
Ананасы, апельсины
Абрикосы и арбуз.
Ребёнок называет все слова на звук [а], которые запомнил. В каждом слове первый звук протягиваем: ааааанансы, ааааапельсины, ааааабрикосы, ааааарбуз.
Доктор объясняет Антилопе, что очень важно есть фрукты постоянно. В них много полезных для здоровья витаминов и они защитят от ангины и простуды.
После знакомства со звуком берёмся за букву.
Объясните ребёнку, что звуки речи мы слышим, а буквы – это значки, которыми эти звуки речи записываются.
Знакомим ребёнка с буквой Аа. Их две – можно сказать две родные сестрички, старшая – большая и младшая – маленькая. Они не похожи. Вот тут и проблема! Очень часто дошкольников учат писать только большую печатную букву. Видимо потому, что маленькую букву «а» написать ребёнку сложнее. Но ведь именно маленькая буква «а» будет встречаться в текстах на каждом шагу! И её графическое изображение ребёнок должен хорошо запомнить, чтобы не путать с другими буквами.
Итак, знакомимся с буквами!
Первое знакомство – зрительное. Рассмотрите картинки с изображением буквы в букваре, на кубике и т.п. Втрое – тактильное. Выложите букву «А» большую с помощью палочек, слепите и большую, и маленькую из пластилина. Когда будете лепить большую букву, то обратите внимание ребёнка на то, что «ножки» у буквы прямые и одинаковой длины. Далее пишем букву: можно на песке, на маркерной доске. Но пишем обязательно в правильном порядке: сверху вниз левую ножку, сверху вниз правую ножку, ножки прямые и одинаковой длины, поясок слева направо. Эти тонкости письма очень важны.
Я ребёнку даю распечатанный на принтере листок. На нём несколько упражнений для письменного запоминания буквы. Сначала раскрашиваем букву (красным карандашом).
Когда я рассказываю ребёнку о звуках речи, то уточняю: есть звуки ртораскрыватели (гласные) и ртосмыкатели (согласные). Первые принято обозначать красным цветом, а вторые синим.
После раскрашивания обводим большую букву несколько раз в указанном порядке.
Буква «а» маленькая в написании непростая. Поэтому я предлагаю ребёнку обвести её фломастером по внутренним дорожкам. Каждому элементу буквы даём названия – «шапочка», пишем слева направо. Дальше «палочка» вниз, дальше «животик» справа налево.
В заключении выполняем задание на поиск буквы. Это называется корректурная проба. В данных трёх строчках необходимо найти буквы «А» и «а» и подчеркнуть их или обвести кружочком, или вычеркнуть.
В конце занятия можно приклеить наклейку на листок с выполненными заданиями. Или дайте ребёнку его любимую конфету. А ещё лучше, предложите съесть апельсин. И не забудьте угостить Айболита, антилопу и аиста.
Хвалите ребёнка в течение всего занятия. Если что-то не получается, то подбадривайте.
Вот так обыгрывайте каждую букву. Придумывайте новую сценку.
Не надо искать новомодных методик! Учите по обычному букварю, например Н.С. Жуковой.
Желаю вам успехов!
Оборудование: Человечки-звуки, сигналы-символы, зеркала, карточки-схемы, фломастеры, мяч. Предметные картинки: индюк, сливы, носки, иголка, вишня, гуси. Сумка с картинками: рак, сом, лук, ива.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Педагог показывает нарисованных поющих человечков.
Посмотрите, это хор. Что поют дети? «а-а-а», «у-у-у», «о-о-о»… Что же поёт последний человечек?
2. Сообщение темы занятия.
Если мы растянем ротик, как этот человечек, и улыбнёмся, то услышим звук «и-и-и». Посмотрите в зеркало, улыбнитесь и вместе пропоём звук «и-и-и».
3. Знакомство с сигналом.
Кто догадался, что это за звук? Ведь он поётся и тянется. Да, это гласный звук, и обозначать его будем вот таким сигналом, (рисунок сигнала).
4. Определение звука «и» на слух.
Я буду называть слова, а вы, услышав звук «и», поднимите сигнал. Индюк, ива, слива, лист, тигр, носки, сосиски, Ира, иней, Мила, кит.
5. Определение места звука в слове.
На доске стоят схемы со звуком «и» в начале, в середине, в конце слова. . Дети называют свою картинку, выделяя голосом звук «и». Определяют место звука в слове и ставят на доску соответственно схеме.
6. Знакомство с родственными словами.
Слов очень много и они все разные. Но есть слова, у которых начало одинаковое, а окончания разные: игра, играть, игрушка, игрушечный, игривый, игрок. Мы говорим: любимая игра, собираемся играть, новая игрушка, игрушечный кораблик, игрок в шашки. Слова - игра, играть, игрушка, игрушечный, игрок - это семья слов. В этой семье все слова похожи, как братья и сестры, то есть родственники. Поэтому их называют «родственными словами». Как называются слова, когда они похожи друг на друга? Дети: родственные.
7. Закрепление понятия о родственных словах.
Педагог: сейчас мы с вами будем сочинять. Я начну, а вы закончите.
«Знает наша детвора - прятки - лучшая …».
«Всех ребят хотим собрать - в прятки будем мы …».
«Мой котёнок шаловливый, очень ласковый …».
«У малышки погремушка, очень шумная …»
назовите родственные слова. С какого звука они начинаются?
8. Физминутка.
Игра «Парад».
Цель игры: развитие концентрации внимания. Дети получают задание маршировать под счёт, хлопая на каждый счёт «2». Затем задание изменяется: нужно хлопнуть на счёт «3» или «4», можно менять направление движения на какой то заданный счёт, или топать.
9. Игра с мячом «Один - много». Педагог, бросая мяч ребёнку, называет существительное в единственном числе. Ребёнок должен вернуть мяч, назвав это существительное во множественном числе: носок - носки, гудок - гудки, мелок - мелки, песок - пески, гусь - гуси, белка - белки…
Назовите слова со звуком «и» в конце слова.
Итог занятия.
Игра «Почтальон».
Ребёнок достаёт из сумки картинки и расставляет их на доске по домикам-символам. Остальные дети следят за работой, вместе исправляются ошибки.
Бандурина Т.
Как научить ребенка правильно и четка звук В и другие звуки. Для этого нужны
специальные логопедические игры, упражнения, артикуляционная гимнастика.
Ведь не один ребенок не рождается уже с правильной и готовой поставленной речью.
Он постепенно учится четко и правильно произносить звуки, сливая их вместе потом
в слова, а затем строить предложения, выражать свои мысли. Но если идет задержка
речевого развития происходит в некоторой задержки.
Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе развития речи формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению.
Только общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Поэтому задача родителей и педагогов помочь ребенку удалить все проблему связанные с речью.
Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.
Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Малыш должен научится произносить правильно все звуки русского алфавита. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.
Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков.
Артикуляция звука В Постановка звука ВСтавится на базе звука Ф с прибавлением голоса, наличие которого ребенок осязает, прикасаясь рукой к груди, к гортани или подбородку логопеда. При произнесении звука В нельзя допускать закусывания нижней губы. Она должна быть немного вывернута наружу и приближаться к верхним резцам.
Упражнения на автоматизации звука В1. Повтори слоги:
Ва - во - ву - вы
Вы - вы - вы
Вы - ва - во - ву
Ва - ва - ва
Во - вы - ва - ву
Во - во - во
By - во - ва - вы
By - ву - ву
2. Повтори слова:
Звук в начале слова:
Вам, ваш, вата, Ваня, вагон, ванна, вахта, ватка, Вася, ваза, Валя, вафли, варка, варежка; вы, выть, высь, выгон, вызов, выезд, выпуск, выбор; вот, вон, воз, вода, вожак, волк, вобла; вуз, вуаль, вулкан.
Звук в середине слова:Иван, Вова, диван, ковать, сова, Савва, совать, зазывать, голова, слива, слава, халва, глава, корова, трава, сорвать; ивы, оковы, гривы; выводок, завод, забава, вывоз, вывозить, завозить, заводить, повозка, зарево.
Стечение согласных звуков в слогах и словах:Впа, вка, вку; вну, тва, твы; зва, зву; вла, вло; вра, вру, вкла, вклю. Впадать; вкус, вкусно; внук, внучка; Литва, клятва, листва, плотва, бритва, клятвы; звать, звание; звук, звуковой, звучание, звучно; влага, власть, вложение; врать, враг, врач, враль, врун, врут; вклад, вкладыш, включение.
Повтори предложения.Вот Вова и Вася. Вася купил вату. Сова пьет воду. У Вовы намокли варежки. Сова сидела на возу. Впереди стаи летел вожак. У коровы большая голова. Ваня уронил вафли в траву. Возле ивы выл волк. Ваня несет вазу. Валя ест сливы. Вова идет на завод. Раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Валя дала клятву. Внизу лежит листва.
Повтори чистоговорки.Ва - вы - ва - вот высокая трава. Вы - ва - вы - даже выше головы.
Повтори пословицы.Всему свое время. Всякой вещи свое место. Волков бояться - в лес не ходить. Много воды - много травы.
Повтори скороговорки.Уточка вертихвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
В зимний холод всякий молод. Вкусная халва - мастеру хвала.
Повтори загадки.В тихую погоду
Нет нас нигде.
Ветер подует -
Бежим по воде.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный?
Выучи стихотворение.Весенний воздух свеж и чист.
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.
Игра «Подскажи словечко».Взрослый предлагает ребенку подсказать подходящие по смыслу слова в конце каждого стихотворения.
Грязнулю всегда выручает... (вода).
Чик-чирик, не робей!
Я бывалый... (воробей).
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона. Это... (ворона).
Игра «Назови ласково».Взрослый предлагает ребенку назвать ласково следующие предметы:
Ваза - (вазочка)
слива - (сливка)
Вода - (водичка)
завод - (заводик)
Вагон - (вагончик)
диван - (диванчик)
Ива - (ивушка)
голова - (головушка)
Обучение детей
ФГОС- Лучше всего для этой цели подойдет методика Марии Монтессори.
- Шипящие согласные звуки - постановка звуков у детей дошкольного
Конспект логопедического занятия с воспитанниками 6-7 лет по обучению элементам грамоты
Тема: Звук [а], буква «А».
Цель: Закрепить навыки четкого произношения звука [а].
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Учить детей правильно артикулировать звук [а].
Познакомить воспитанников с буквой «А».
Учить выделять звук [а] в начале слова.
Коррекционно-развивающие:
Развивать мелкую и речевую моторику.
Развивать навыки звукового анализа.
Развивать слуховое внимание и память.
Развивать плавный длительный выдох.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать усидчивость и интерес к новому.
Воспитывать уважение друг к другу.
Оборудование : картинки на звук [а], ленточка, счетные палочки, тетради для занятий, цветные карандаши, ксерокопии прописи.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня мы с вами поучимся быть учениками и будем знакомиться с
буквами. А вот с какой буквой мы познакомимся, вы узнаете чуть позже.
2. Знакомство со звуком [а]
У Алины есть маленькая сестренка Аня. У Ани погремушка. В погремушке что-то
зашумело. Аня обрадовалась, машет погремушкой, открыла ротик и громко запела:
Как запела Аня? Повторите. (А-А-А)
3. Артикуляционная гимнастика
Послушайте сказку о Веселом язычке.
- «Язычку понравилась песенка звука [а]. Он хотел её спеть. Открыл широко свой
Спойте все вместе эту песенку.
А теперь я буду тянуть ленточку и петь: «А-А-А»
Смотрите, какую длинную ленточку я вытянула, пока пела песенку.
Для того чтобы получилась длинная ленточка, нужно сделать глубокий вдох и
длительный выдох.
- А теперь вы спойте песенку звука [а] долго.
4. Проговаривание слов со звуком [а]
Ребята, эта песенка слышится во многих словах. Послушайте, как я буду произносить
слова со звуком [а].
Алла, Аня, апельсин, аист, автобус, ананас, арбуз, август
Давайте скажем эти слова все вместе и потянем звук [а] в начале каждого слова.
5. Физкультминутка. Игра «Делай, как я!»
– А! – со мною вместе пойте.
– А! – пошире рот откройте.
– А! – споем мы высоко.
– А! – протянем низко.
– А! – как будто далеко.
– А! – мы слышим близко.
– А! – шепнем.
– А! – крикнем звонко.
– А, – тихонько.
– А! – так громко!
– Все теперь мы будем знать:
Вот как может А звучать!
6. Выделение звука [а] на слух. Игра «Будь внимательным!»
Ребята, я буду называть разные звуки, а вы, если услышите звук [а] – хлопните в ладоши:
о у а м и а з а р д а г у а о ы а
А теперь я буду называть слоги, а вы, слушайте, есть там наш звук или нет, и тоже хлопайте:
ма мо му па по ры ра ру ба бо ва во ву та да са
А теперь послушаем слова:
аист апельсин грибы ананас лимон аквариум автобус снег арбуз
7. Знакомство с буквой «А»
Ребята, посмотрите, какая буква «А». На что она похожа?
(На домик, на шалаш, на крышу)
Давайте выложим букву «А» из палочек.
А теперь напишем ее в тетради. Открывайте ваши тетрадочки и посмотрите на образец. Одну клетку пропускаем, в другой пишем.
8. Раскрашивание картинок на звук [а]
Посмотрите на свои листочки, там нарисованы картинки. Вам нужно раскрасить только те рисунки, которые начинаются на звук [а].
Какие картинки вы раскрасите? (Аист, автобус, аквариум, арбуз, альбом)
9. Подведение итогов занятия
Ребята, какой звук мы сегодня учились говорить? (Звук [а])
С какой буквой вы познакомились? (С буквой «А»)