Рефераты Изложения История

Чему не учит современная школа. Чему НЕ учат в школе Чему не учат в школе аск

Многие родители считают, что, отправив ребенка в школу, могут спокойно заниматься своими делами – учителя научат всему. Так ли это на самом деле? Подготовлен ли выпускник школы к взрослой жизни во всех ее проявлениях, аспектах?

Да, школьная программа направлена на то, чтобы ученик был грамотным, образованным. Ему дают определенную сумму знаний, но жизнь намного шире этого. Выпускник, получив аттестат, стоит растерянный перед огромным, распахнувшим свои объятья миром взрослой жизни. Как Илья Муромец на распутье дорог. Куда идти, что делать и как?

Чему же не учит школа?

К сожалению, получаемые в школе знания никаким образом не пересекается с обычной жизнью. Ребенок обитает как бы в двух мирах: в школе, где его чему-то зачем-то настойчиво учат, и в обычной реальной жизни. Они идут параллельно. Почему? Разве то, что изучают по математике, физике, химии, географии и т.д. нельзя привязать к окружающему ребенка миру, чтобы ему было интересно, увлекательно учиться, чтобы он понимал, что знания действительно важны и нужны.

Дети не умеют сформулировать и высказать свое мнение, сделать доклад, защитить проект. Ребенок не может строить сложные предложения, только очень короткие. Предметов, предполагающих устное и письменное изложение изученного материала или своих размышлений, в школе много, а рассказать своими словами – не под силу, в лучшем случае наизусть. Потому что тогда думать не надо: вызубрил, рассказал на уроке и тут же благополучно забыл. К сожалению, домашнее задание задается таким образом, что выполнить его можно и просто выучив. А если бы, например, задавая очередной параграф, ставили проблемный вопрос, ответить на который можно только глубоко продумав материал, да еще и правильный ответ возможен не один, а несколько – вот тогда ребенок действительно заинтересовался бы предметом, глаза бы горели любопытством.

Школьника не учат рационально распределять свое время. Поэтому свободные от уроков, кружков, секций, курсов часы тратятся бездарно – бесценное время улетает в никуда, причем ежедневно. В результате дела не сделаны, материал не выучен, задачи не решены. И ребенок усталый и нервный. А почему? Не умеет управлять временем. Научить планированию — должно быть первоочередной задачей школы. Так же как уметь логически мыслить, видеть закономерности и устанавливать связи между явлениями. Это основа основ, фундамент успешного усвоения и понимания школьной программы. К сожалению, с этим неумением выпускник выходит и во взрослую жизнь.

Как правильно отдыхать? Под этим часто понимают ничегонеделание, сидение в интернете или перед телевизором. А в результате – чрезмерная усталость. Почему не проводится систематическое обучение правильному, качественному отдыху?

Очень важно иметь и элементарные медицинские знания. Но этому вообще не уделяется внимание. А ведь такие знания, умения и навыки жизненно необходимы в любом возрасте.

Дети юридически не грамотны, не знают своих обязанностей и прав, законодательство.

Не учат в школе и общаться, идти на компромисс, выходить из конфликтной ситуации, договариваться. Этому ребенка обучает жизнь, а не высококвалифицированные педагоги. Как найти друзей? Как построить свою крепкую семью? Как быть хорошими родителями? Это ответственные жизненные шаги, и надо знать основы построения семейных отношений, умения не потерять дружбу. Где этому научат, особенно если ребенок живет в неблагополучной семье?

Не обучают и ставить жизненные цели, определять приоритеты. Для чего учится ребенок, ходит в школу, на различные дополнительные занятия? Спросите. Если ребенок будет честно отвечать, а не так как от него ожидают, то услышите: «Так положено. Все учатся хотя бы 9 классов», «Стараюсь учиться хорошо, чтобы не слушать нудных нотации родителей» и т.д. Умение ставить цели и достигать их определяет и всю дальнейшую жизнь юного человека. Будет она интересной, энергичной, насыщенной, красочной или унылой, безынициативной, вялотекущей, наполненной жалобами и обидами.

Не обучают ребят и рационально пользоваться деньгами. Откуда они берутся в семье, какие статьи расходов обязательны ежемесячно, раз в полгода, в год? Нужно ли вести учет денежных средств? Этому с удовольствием учились бы школьники.

Так как многое остается вне школьной программы, заботливые родители должны научить ребенка всему этому сами. Тогда он вырастет инициативным, уверенным, будет смело принимать обдуманные решения и нести ответственность за них. Не так ли?

Все дети, рожденные в Советском Союзе, помнят, как родители твердили в детстве, что для успеха в жизни нужно хорошо учиться, слушать преподавателей и не выделяться из толпы. Но практика показывает, что оценки в аттестате никак не влияют на благосостояние в жизни. Бывшие двоечники часто руководят крупными компаниями, имеют бизнес, тогда как отличники получают зарплату в 300-500 долларов (в лучшем случае) на протяжении многих лет. В этой статье пойдет речь о том, чему не учат в школе, тех навыках для жизни, которые гораздо важнее квадратных уравнений.

Доводить начатые дела до логичного завершения

У большинства школьников этот навык в корне отсутствует. Они могут начать что-либо делать, после бросить и приступить к другому занятию. Такое наблюдается повсеместно и в дальнейшей жизни они следуют этому принципу. Начал новый проект, но не закончил его в нужные сроки, решил похудеть, неделю позанимался и все, забросил. Нужно понять простую истину, нельзя начинать новое дело, пока не закончил со старым. Есть в русском языке даже такая поговорка: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не догонишь».

Решать жизненные проблемы

Это еще один важнейший жизненный навык, которому не научат в школе. Нужно с самого детства начинать его воспитывать в своем ребенке, давая ему возможность самостоятельно решать небольшие проблемы – взять справку у врача в консультации, записаться на секцию, поговорить с учителем, начать делать покупки в магазине и прочее. По мере взросления ребенок будет становиться все , уровень проблем будет расти и он будет понимать, что никто, кроме него их решать не будет.

Задавать вопросы

Чем больше человек задает вопросов – себе, родным и близким, наставникам, преподавателям и другим людям, тем больший у него кругозор и он больше знает. В школе, наоборот, учат, что задавать вопросы нетактично. Если ты спрашиваешь что-либо у учителя, то ты плохо понял материал, невнимательно слушал и прочее. Это очень полезный навык, который следует развивать с самого детства, и абсолютно неважно, что об этом думают окружающие. Этому не учат в школе, но оно крайне необходимо.

Заниматься любимым делом

В нашем обществе принято, чтобы родители навязывали своим детям обучение и дальнейший выбор занятий по жизни. Они стараются направить свое чадо туда, где больше денег, престиж и прочие статусные моменты, совершенно забывая спросить, а чего хочет сам ребенок? В итоге просто зря тратят деньги и время на обучение – студенты многие бросают учебу по причине того, что она им не приносит удовлетворение. Не нужно настаивать, человек должен – тем, от чего у него возникает душевный подъем. Любое хобби можно превратить в бизнес и зарабатывать на нем, и самые успешные и богатые люди являются прямым подтверждением этого.

Быть мобильным и независимым

Человек в будущем должен приспосабливаться к меняющейся ситуации. Например, он получил одну профессию, а она перестала быть востребованной. Мобильность позволит без проблем сменить ее на более перспективную. Точно так же обстоят дела и в бизнесе – без гибкой политики в нем делать абсолютно нечего. Независимость – это вообще основа всей нашей жизни. Никогда нельзя , нужно стараться принимать решения самостоятельно, несмотря на всю их сложность, брать ответственность на себя и отвечать за свои слова.

Работать с информацией

Сейчас с экранов телевизоров и монитором можно получать огромное количество разнообразных данных, которые кардинально разняться. Задачей человека является научиться их систематизировать, отделять зерна от плевел. Хоть это, кажется и не сложно, но на деле все обстоит совершенно иначе. Вокруг много информационного «мусора», которого следует избегать для успеха в жизни.

Финансовая грамотность

Чему не научат в школе? Основам финансовой грамотности, к которым относится умение и копить деньги, пользоваться банковскими продуктами, вести семейный бюджет, инвестировать и приумножать средства. Хоть в школах сейчас и вводят подобные предметы, они все равно не дадут полного представления об этих вещах, которые нужно начать изучать самостоятельно. Сделать это можно на нашем сайте, который предлагает множество авторских экспертных материалов по .

Этим навыкам не научат в школе, но они крайне важны для успеха в дальнейшей жизни, поэтому прививайте их своим детям с самых ранних лет.

Подписывайтесь на обновления блога и получайте новые полезные советы: Заходите на сайт , где будет еще много полезной и нужной информации.

Задавать вопросы
Постоянное «почему», «зачем» и «как» — естественное состояние детей. Оно для них природно, потому что они понимают, что все происходит не просто так, для всего в этом мире есть причина и следствие. По мере взросления эта черта, которая сводит с ума родителей, когда их чаду 4 года, куда-то незаметно девается. А если ребенок знает, что на свой вопрос он получит либо отмазку, либо грубый ответ (а иногда и неуд, так как раз переспрашиваешь — значит невнимательно слушал), тогда он перестает задавать вопросы. И это плохо, так как основным двигателем получения знаний являются именно вопросы. А правильные вопросы вообще могут быть половиной ответа.

В университете у нас был один преподаватель по мат. программированию, который особо не стесняясь в выражениях каждую лекцию заявлял нам, что мы — кучка бездарей, не способным даже нормально сформулировать правильный вопрос, и он теряет с нами свое драгоценное время впустую. На его занятиях всегда была гробовая тишина, и ни у кого никогда не возникало никаких вопросов. Как думаете, хоть кто-то из его студентов действительно знал этот предмет?

Поэтому учите своих детей не бояться задавать вопросы — они имеют на это полное право. И не нужно забывать о том, что помогать искать на них ответы — работа не только учителя, но и ваша.

Решать проблемы

Если ребенок научится решать проблемы, он сможет выполнить любую работу. Потому что выполнение задания — это всего лишь череда решений небольших проблем. Человек, который умеет разбивать сложные задачи на простые и затем решать их, может выполнить практически любую работу.

Не бросайтесь на помощь по первому крику ребенка, будь это бесконечное надевание колготок или задача по математике. Конечно, гораздо проще и быстрее решить задачу за ребенка и дальше заниматься своими делами, чем сидеть и объяснять каждое действие (это может продолжаться часами). В итоге ребенок привыкнет, что любую проблему за него может решить либо родитель (то есть вы), либо еще кто-то другой. И с возрастом это не проходит.

Завершать начатое
Любое действие, которое вы совершаете, может быть маленьким проектом. Составление отчета, разработка ТЗ, подготовка иллюстраций — все это является маленьким проектом, который нужно не только начать, но и довести до ума и закончить. Объясните ребенку, что если он за что-то взялся, он должен это закончить. Позволяйте ему наблюдать за вашей работой и со временем ребенок начнет делать свои собственные проекты, будь это изготовление открытки к празднику, или план выучить таблицу умножения до Нового Года.

Найти дело своей жизни
Если вы спросите у учеников выпускных классов, чем они хотят заниматься, получите очень печальные ответы. Большинство идет учиться потому, что так сказали (решили) родители. Очень редко ребенок понимает, что ему действительно нравится (а не что сейчас модно, престижно и прибыльно), и идет для того, чтоб «получить высшее образование… как у всех». Тут сразу же вспоминается «без бумажки ты -…».
Но, на мой взгляд, это мышление работника госструктуры или бюджетного учреждения, у которого вся жизнь завязана на этих бумажках. И каким бы ты ни был прекрасным специалистом и ударником труда, тебя не повысят без диплома. Я ни в коем случае не говорю, что высшее образование не нужно. Просто образование, навязанное родителями, или «абы какое, лишь бы высшее» обычно пропадает впустую вместе с вложенными в него деньгами и временем.

Если ребенку нравится что-то делать, он из любого «непрестижного» занятия сможет сделать действительно стоящее дело. Не говоря уже о самореализации и ощущении гармонии с собой и внешним миром.

Сострадание
Тут все очень просто — если вы не научите ребенка сострадать, вы вырастите эгоиста, жестокого и полностью зацикленного на себе. Такой человек не будет способен ни построить семью, ни найти друзей, ни понять, что же является его страстью. Никто не захочет помогать такому человеку ни делом, ни даже простым советом. Очень важно научить ребенка состраданию, подарить ему понимание того, что иногда дарить подарки гораздо приятнее, чем получать, а помогая другим людям бескорыстно можно получить в ответ гораздо больше.

Без понимания того, что делая других людей счастливыми, мы сами становимся хотя бы на чуточку лучше и счастливее, человек не сможет прожить полноценную жизнь.

«Мы сами чувствуем, что все, что мы делаем — это капля в океане. Но океан будет меньше без этой капли.»
Мать Тереза

Терпимость
Все мы разные, у каждого свои приоритеты и ценности. Вы не сможете понять другого человека, если не сможете посмотреть на мир его глазами. Границы стерлись и ваш ребенок не сможет нормально взаимодействовать в мире, если при виде человека отличной от него расы, вероисповедания, социального статуса или с какими-либо физическими недостатками, он будет впадать в ступор.

Нужно дать понять ребенку, что быть другим — это нормально. Все мы разные, у каждого из нас есть свои взгляды на все и для того, чтобы взаимодействовать, мы должны научиться понимать друг друга.

Умение наслаждаться одиночеством

С рождения ребенок обожаем родителями, и мы сюсюкаемся с ним, окружаем его заботой и вниманием и полностью отдаем ему свое время. Когда ребенок немного подрастает, мы уже являемся неотъемлемой частью его ощущения счастья. Когда нас нет рядом, он начинает грустить и скучать. Он не понимает как это — быть счастливым наедине с самим собой. Для счастья и веселья ему всегда нужна компания — друзья, а потом и семья. Если он не находит ни тех, ни других, он может прирасти к другим вещам, которые не позволяют ему скучать и не дают чувствовать одиночество (шоппинг, пристрастие к еде, интернет-зависимость и т.д.). Ребенок должен научиться быть наедине с самим собой, играть, находить себе интересные занятия, размышлять и при этом чувствовать себя счастливым и ни в коем случае не одиноким!

Хотя бы изредка устраивайте вечера, когда ребенок предоставлен сам себе — так у каждого в семье появится небольшой кусочек личного времени.

Независимость
Я считаю независимость одним из главных навыков. Если вы независимы, значит вы можете принимать решение, основываясь исключительно на своих мыслях и причинах. Никто не сможет указывать вам, что делать или запрещать что-то. Вы сами можете понять это и выбрать правильное решение. Позвольте ребенку настаивать на своем, принимать самостоятельные решения и учиться на своих ошибках (в разумных пределах, разумеется).

Только свободный человек может быть счастливым.

Умение подстраиваться под изменения
Мир никогда не был статичен, он всегда двигался. Просто раньше все это происходило не так быстро. Сейчас же он несется с огромной скоростью. Нет ничего постоянного — все меняется. И умение подстраиваться под изменения, видеть хотя бы на шаг вперед может оказаться ключевым навыком.

Теперь, выбирая себе образование, нельзя быть уверенным на 100%, что ко времени окончания университета вы не окажетесь далеко позади планеты всей и полученные навыки будут применимы к реальности. Нужно уметь быть гибким и постоянно держать руку на пульсе. Не бояться изменений и быть к ним готовым. И… учиться, учиться и еще раз учиться. Учиться всему новому, учиться у своих детей, много читать и не бояться начинать что-то новое в любом возрасте.

И от себя.

Умение находить нужную информацию и фильтровать ее. Вот с этим у нас в школе были настоящие проблемы. Выделять основное среди огромного потока информации я научилась только в институте и поначалу отсутствие этого навыка значительно усложняло мне жизнь.

Объективное оценивание знаний. Оценивание знаний в нашей системе хромает и качество полученных знаний проверяется редко. Учителя редко проверяют, была ли информация усвоена или ученик просто вызубрил урок. В нашем классе было довольно много зубрилок-хорошистов и троечников, которые, копнув немного глубже, с легкостью могли завалить этих горе-хорошистов. Но учителей это особо не волновало — они просто отсиживали свои рабочие часы для галочки. Единственным вменяемым человеком была наша преподавательница истории и права. Именно она научила нас задавать правильные вопросы и искать ответы, даже если на них было дано экспертное мнение.

Наконец, избавиться от стадного чувства. Иногда мне кажется, что за 69 лет Советского Союза (с декабря 1922 по декабрь 1991) навык не выделяться и быть серой массой закрепился на генетическом уровне. Оставаться незамеченным, быть как все, быть серым, не выделяться! Твое «Я» ничего не значит. Главное — не отрываться от коллектива.

В определенном возрасте у ребенка возникает вполне естественное желание быть похожим на кого-то. Но со временем он взрослеет и это проходит. Но, к сожалению, не у всех. Делать что-то только потому, что все так делают, ужасно глупо. Варианты «Вот у моей сотрудницы дети уже машину купили, дом построили и дерево посадили! А вы вообще ничего не делаете и непонятно, чем занимаетесь!», «На работу нужно ходить! А ты дома сидишь или по встречам шляешься непонятным! Разве это работа? Что я людям скажу, если спросят?» встречаются очень часто. Вам повезло, если вы не услышали в этих фразах упреки своих родителей.

Это ужасно — постоянно оглядываться на кого-то. Получается, что вы живете не своей жизнью, а жизнью коллектива. Да, определенные социальные нормы нужно соблюдать (вы живете в обществе, а не в дремучем лесу), но полностью подстраивать свою жизнь под ритм толпы глупо!

Я не хочу надеяться на то, что моему ребенку повезет и у него будет учитель, для которого будет действительно важно качество знаний, а не хорошая оценка за дорогой подарок на 8-е марта и хорошее поведение. И буду стараться сделать все для того, чтобы он рос любознательным и умным, понимающим, что двери сами по себе не открываются — в них нужно постучать. Что чудеса сами по себе не случаются и ждать удобного случая можно всю жизнь. Нужно не бояться начинать что-то новое и всегда быть открытым для диалога с миром. А у него всегда есть что нам сказать 😉

– эгоизм, жестокость и зацикленность на собственной персоне. Человек, не знающий сострадания, неспособен выстраивать гармоничные отношения с другими, а это и проблемы в семье, и трудности в общении с окружающими. Помогать такому человек вряд ли захотят.

Ребенок, который умеет сострадать, понимает, что отдавать бывает приятнее, чем получать, а помогать другим бескорыстно – здорово для обеих сторон. Делать других счастливыми – значит делать себя чуть лучше. Это очень важная составляющая жизни.

Быть терпимым

Люди отличаются системой ценностей, приоритетами, потребностями, взглядами. Понимая это, человек адекватно взаимодействует с людьми других взглядов, ценностей, рас, веры, социального статуса, возможностей.

Объясняйте ребенку, что быть другим – нормально. Важно стараться понимать и уважать друг друга.

Получать удовольствие от одиночества

Подросшему чаду надо показать, что быть одному – это тоже удовольствие. Пусть поиграет один, зная, что вы рядом. Смотрите, но не вмешивайтесь в его игру: «Мне важно, чтобы ты научился играть сам». Если ребенок смог увлечься занятием, отметьте, что вас радует его самостоятельность. Учить ребенка быть счастливым в одиночестве важно! Он должен уметь занять себя и преодолеть скуку, размышлять, при этом не чувствуя себя покинутым всеми.

Старайтесь устраивать вечера, когда ребенок – личное время должно быть у каждого.

Быть независимым

Важнейший навык взрослой личности. Независимый человек способен принимать решения и делать выбор, неся за него ответственность, поскольку он опирается только на собственные мысли, причины, потребности. Никто не должен указывать или запрещать, если речь не идет о преступлении закона.

Как сформировать этот навык? Давайте ребенку возможность настаивать на своем и обосновывать свои маленькие решения, поступать самостоятельно, учиться на своих ошибках. Это может касаться многих сфер жизни, и, безусловно, доверять бразды правления можно только в том случае, если последствия возможного неправильного выбора не фатальны.

Быть адаптивным

Мир динамичен – он меняется с большой скоростью. Нет ничего постоянного, и умение подстроиться под меняющиеся обстоятельства, оценить перспективу – ключевой навык успешной личности. Быть гибким, держать руку на пульсе, не страшиться нового, всегда учиться – всё это очень и очень важно. Начинать новое, менять точку зрения, использовать современные возможности необходимо в любом возрасте.

Подавайте детям правильный пример, и результат не заставит себя долго ждать.

Находить нужную информацию и фильтровать ее

Навык поиска новой информации, а также критическое ее восприятие – залог эффективного обучения. Важно научить ребенка выделять основное из целого потока, ведь сейчас, в эпоху информационного шума, впитывать все, что поступает извне, очень вредно.

Позволяет поставить под сомнение новую информацию, а значит, проверить ее достоверность и усваивать только полезные знания. Объективная оценка дает возможность избежать зубрежки, повышает качество знаний, усвоение и понимание.

Развивать индивидуальность

Так называемое стадное чувство присуще в той или иной степени большинству подростков: на определенном этапе развития они ищут свое место в коллективе и испытывают потребность быть причастным к группе.

Однако выделяться важно даже тогда, когда хочется быть на кого-то похожим. По мере взросления это качество будет развиваться, а значит, взрослый человек не будет оглядываться на кого-либо и жить не своей жизнью.

Ответственность за детей несут родители, и жизненно необходимые знания и умения прививаются личным примером, предоставляя со временем ребенку самому применять эти знания.

Маргарита Прокопец

Помните песню “Чему учат в школе”?

Книжки добрые любить и воспитанными быть

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

А вот о том чему не учат в школе и что с этим делать расскажет наш новый автор!

Оно может и так, но есть один навык, супер-важный, как оказалось, по жизни, которому в школе не только не учат, а скорее активно отучают. А он корень стольких побед, а когда чахнет, то и многих бедствий.

Потеряла запись источника этой цитаты: “Первые пять лет жизни ребёнка мы отводим на то, чтобы он научился ходить и говорить. Последующие десять, чтобы он сидел и молчал.” [перевод с английского автора].

Так выстроена наша система образования. Взрослые, думаю, из самых лучших побуждений, составили список того, что важно узнать юному члену общества, и настаивают, чтобы он этот список освоил.

Результат этого подхода плачевен тем, что мы тем самым отучаем его от самонаправления. Мой сын в школе (в обычной, вовсе не плохой, школе) научился распознавать, чего он не хочет: сидеть на скучных уроках, слушать про непонятно зачем-ему-нужный – что в его мире означает ненужный – список дат 16-го века . Ну и так далее. И научился отключаться от внешнего мира, занятого непонятно чем непонятно зачем, от окружающего его мира, который навязывает ему информацию, не заботясь пояснить, а для чего она нужна.

Хочу перемен или Линия наименьшего сопротивления

По счастью, научить меня “книжки добрые любить” моему школьному детству таки удалось. Книга Роберта Фрица “Линия наименьшего сопротивления” (Robert Fritz “The path of least resistance”) попала мне в руки всего несколько лет назад. Его фраза о том, что информация, не привязанная к конкретной задаче, бессмысленна и отфильтровывается мозгами автоматически, пронзила меня воспоминаниями детства. А ведь я была “любопытной губкой”, которой всё было интересно. Если даже у меня всплыли яркие воспоминания отвержения от напичкивания информацией “не про что”, то какого же должно быть мальчикам, которым свойственна гораздо более интенсивная фильтрация на важно-неважно. И выдумать задачку, чтобы продемонстрировать применение информации, помогает мало.

Фриц описал создающююся ситуацию так: у вас много “инструментов” (навыков, информации), которыми вы умеете пользоваться, но которым у вас нет применения, то есть, считайте, под кодовым названием “хлам”. И проследил последствия – вы не умеете и не привыкли исходить из поставленной задачи, и находить, или даже изобретать, инструменты, которые могут выполнить её. При встрече с подобной задачей у вас высокая вероятность испытывать ощущение бессилия, стресса, даже гнева, а также позыв спрятать голову в песок: “Это мы не проходили, это нам не задавали.”


Повторите этот цикл достаточно раз, и для вас любая “непройденная” (=новая, незнакомая) задача будет неприятна. Свои интеллектуальные способности вам будет соблазнительно использовать на то, чтобы её избежать, объяснив, почему этим не надо заниматься. Что проще всего сделать, отрицая любые свои интересы, кроме тех, на которые уже налеплена кнопка.

А молодняку тут ещё подбрасывают жару: кем ты хочешь вырасти, чем ты хочешь в дальнейшем заниматься? Голову в песок, и песню включить:

Тили-тили трали-вали

Это мы не проходили

Это нам не задавали

Такое направление развития юных мозгов устраивает компании компьютерных игр, может даже и многие другие компании, но не меня. Кстати, этим компаниям только пользователи такие нужны, а в работники они наверняка выискивают себе из тех, кто сумел избежать этой участи – а иначе на что они годны? Отвечаем: на выполнение инструкций, но не на выбор самостоятельно проложенного маршрута.

Что такое образование

Когда-то на вопрос внучки-подростка, что означает слово “образование”, мой дедушка перевёл его на латынь = “education”, корнем которого он назвал древне-греческое слово “educe” (которое до сих пор существует и на английском, можете проверить). “Educe” означает “выявлять, развивать”. Развитие умственных способностей никак не может обойти обучению мышлению, и в частности подходам к новым областям, к незнакомым задачам.

В последствии, я не поленилась найти и трактацию слова школа = “school”. Само слово “school” на английском раньше означало просто “стая, косяк рыбы”, то есть школа была местом сборища деток, где их выпасали.

Современные переводы глагола “to school” скопировала сегодня из Google Translate:

обуздывать, дисциплинировать, приучать, школить, отчитывать, обучать, посылать в школу, и т.д.

Только на предпоследнем месте стоит “давать образование”, перед “собираться косяками”.

Откуда ноги растут?

Копаясь вокруг всего да этого, наткнулась я на интересные, но не очень знаменитые, детали западной истории. Образование для детей богатых существовало издавна, а вот “общее образование”, по крайней мере в Англии, было введено по ходу развития индустриальной революции, и с очень определённой целью: у Британской Империи, за счёт распространения территории и индустрии, создалась острая нехватка грамотных чиновников, администраторов, писарей, конторских служителей и т.д. Потому ранние версии “общего образования” были рассчитаны именно на создание нового класса чиновников – грамотных людей (подчеркну – не самоосознанных, образованных, самостоятельных людей, а армии “выполнителей” с канцелярскими навыками). С этой задачей система справилась, и справляется, достаточно успешно.

С тех пор уже много голосов твердят о том, что общему образованию нужно сдвинуться с мёртвой точки натаскивания выполнителей, что обществу не хватает людей с выдумкой, предпринимателей, первопроходцев, умеющих и поставить и достичь цели. Книга Фрица – результат многолетнего опыта выявления тех самых мыслящих, деятельных, творческих созидателей – и среди уже-разочарованных юных сердец, и из рядов почти-отчаявшихся странников постарше.

Свой “моторчик” заводить

Все мы знакомы с людьми, у которых собственный “моторчик” явно включён, и с другими, у кого он кашляет, простаивает, или даже настолько атрофирован, что кажется, что он проржавел, или отсутствует вовсе. И так легко считать, что у некоторых моторчик просто от рождения установлен, а другим, ну увы, меньше повезло от бога/генетики.

Но я не могла смириться с мыслью, что моему сыну просто “не дано” стать автором своих начинаний, вести активную жизнь, выбирать свой путь. Мой сын, тем временем, был из-рук-вон убедительной иллюстрацией проблемы, описанной Фрицем. На вопрос “А чего ты хочешь?” он не мог ответить. Совсем. На одной стороне страницы – длинный список, чего он хочет избежать, а на другой, отведённой на список его вожделений – пустое место.

Своими действиями, своими выборами занятий, он только подчёркивал дефицит. Без угроз, не из под палки, предоставленный собственным позывам, он усаживался на диванчик, включал экран, и отключался. Человека в полном смысле этого слова тут было ещё не разглядеть. “А чего ты хочешь?” – “Не знаю.”

Мучило меня в этой картине не только то, что траекторию дальнейшего не-до-развития легко просчитать. Гложило меня ещё и осознание, что у меня не было под рукой метода, как включить его моторчик, что я терялась в догадках, как накачать этот мускул самой. И потому размышления и опыт Фрица я читала в режиме “не оторвать”.

Фриц, по образованию композитор, в какой-то момент заинтересовался параллелью творческого процесса так-называемых “творческих профессий” – живописи, музыки и т.д. – и творческого процесса в любых других начинаниях. Скажем, как случаются открытия науки, как инженер выстраивает планы на подвесной мост, какого никто ещё никогда не строил. Словом, как ведут себя первопроходцы любого жанра.

По мнению Фрица, все творческие начинания начинаются именно с задачи, для выполнения которой у вас нет уже готового инструмента или методики. Это как-бы мир школы наоборот. Вот у нас есть задача, а формулы/теоремы, кем-то уже доказанной и т.д. – нет. Вот где уже надо мозговать! Вот где просыпается моторчик!

А вот и второй новый ракурс: Фриц считает, что умение понять, чего ты хочешь – не автоматическая, рефлекторная, функция, а именно умение, навык, который может развиваться или атрофироваться. А развить задачу от общих мечтаний, вынашивать её до более конкретных очертаний, вплоть по составления плана, готового к выполнению, это пилотаж покруче.

А как-же узнать, чего ты хочешь? Можно ли развить этот навык нарочно? Фриц предлагает такую проверку кандидатов в список пожеланий: “Если было бы возможно, ты бы взял?” (If you could have it, would you take it?)

Что, ларчик так просто открывался?

Примеряю: видение сына, горящего проектами – взяла бы, с руками оторвала бы! Зачёт.

Так что, ларчик действительно так просто открывался? Есть клин, который частенько влезает даже на этой ранней стадии: наши представления о том, что возможно. Чтобы моторчик не сбивал, нужно, чтобы вы могли, хотя бы временно, отступиться от расчётов того, что вы считаете “выполнимым”. Интересно то, что вопрос выполнимости не отменяет ваших пожеланий.

Вот моя мечта видеть сына, целенаправленно идущего к собственной цели – это же пустые выдумки, такого в грустной “настоящей” жизни не бывает. Можно сразу поставить крест на таких “пустых” мечтаниях. Строка за строкой пересказов Фрица разговоров с людьми на эту тему бежали перед моими глазами, и мне пришлось признаться, что я сама привыкла душить свои помыслы рассказами о том, что мечты сбываются только в сказках. Тогда какой смысл настаивать, чтобы сын свои замыслы прорабатывал в жизнь, если я свои быстренько готова законсервировать под соусом “нереально”.

Сильное впечатление произвело на меня ещё одно наблюдение Фрица: не шибко важно, каков первый замысел, ему не нужно быть из темы “светлого будущего” и процветания всех народов. Пусть это будет приобретение первой кожаной куртки. Вера в свои силы и навыки успешного создания желанного результата, в его опыте, открывают диапазоны следующим задумкам. От “хочу купить кожаную куртку” к “хочу закончить школу с хорошими отметками”, или “хочу наладить более гармоничные отношения в семье”, или “хочу поступить в выбранный университет, потому что там лучше преподают предмет, который меня интересует”, или ” хочу организовать группу сьёмок видио-блога” происходит естественным путём. Ведь если можешь создавать весёлое и хорошее – дальше можно веселее и шире.

Передать всё драгоценное из книги Фрица – задача вне рамок этой статьи. Скажу лишь, что и дальнейшие ступени процесса создания (ну и созидания) описаны Фрицем с неожиданными подсказками и подмогой, отточенными годами вопросов и затруднений живых людей.

Обратно в будущее

С момента моей первой встречи с книгой Фрица сыну исполнилось ещё парочку лет. Его “мускулы” дерзать задумками развиваются потихоньку. Вот в математике задача из темы “не проходили” всё ещё ставит его в тупик. Хотя он уже меньше оспаривает мои заигрывания на тему “А если к задачке из школы подойти, как к собственной? Если считать, что учителя тебе в помощь, а ты сам рулевой своего образования?”

А есть и перемены более конкретные:

  • Вот уже больше года он подрабатывает себе на карманные деньги выступлениями по цирковому искуству
  • С прошлого лета вступил в драм-кружок, где набрал себе кучу новых друзей, которые, с подачи моего сына, устроили себе канал на Ютубе, где они выставляют короткометражные кино собственного производства
  • В прошлом марте мой сын прочитал короткую лекцию по психологии на местной конференции TEDx

Если бы можно было показать этот список той мне, мечтавшей о невозможном!

Ей пришлось бы поднапрячься и чтобы поверить своему будущему: лекция на конференции, выступления на сцене, новые друзья. Роль советчика и наставника, и не только сыну. Роль, награда которой – разделять гордость успехов друзей и подруг, глаза которых так недавно заливались слезами безнадежности.

Уже не ждать перемен

Закончу опять песней. “Мы ждём перемен” Виктора Цоя звучало по стране, когда моя семья собиралась уезжать за границу.

И я много лет с тех пор тоже ждала перемен. Название книги Роберта Фрица о том, как и воде, и жизни, свойственно течь по проложенному, или устоявшемуся, руслу – и о том, как прокладывать новые русла. О том, как можно не ждать новой системы образования, а дополнять её пробелы по надобности, о том, как можно браться за задачи, готовых решений для которых ещё может и не существует. Может даже и о том, как, если фантазией поднапрячься, можно в космосе летать чуть ли не на ложках и верёвке, что ни в каком учебнике не описано – но зачем русским об этом рассказывать, мы ведь и сами на выдумки горазды.