Рефераты Изложения История

Журнал русское воскресение на алтарь отечества. На алтарь отечества

История его создания восходит из инициативы группы нижегородских и балахнинских общественных деятелей и писателей, решивших отмечать подвиг ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободивших Москву от польско-литовской оккупации в 1612 году.

Они с группой творческой молодежи с 2001 года «походом» на автобусе повторяли маршрут нижегородского ополчения. Путь их пролегал из Нижнего Новгорода в Москву через Балахну, Юрьевец, Кинешму, Кострому, Ярославль, Переславль-Залесский, Сергиев Посад.

В столице 4 ноября, в день обретения Казанской иконы Божьей Матери, покровительницы нижегородского ополчения, и решающей победы над врагом, они возлагают цветы к памятнику Минину и Пожарскому, что украшает Красную площадь.

Все эти годы им активно помогает нижегородское землячество в столице, руководимое Виктором Александровичем Карпочевым. Именно эта инициатива, поддержанная на правительственном уровне, стала основой образования государственного праздника День народного единства.

Восемь лет назад отбор молодежи для участия в этой культурно-патриотической акции стал осуществляться на конкурсной основе. Поездка в Москву стала своеобразной наградой для молодых за победу в межрегиональном творческом конкурсе, проводимом партнерством «Алтарь отечества».

В 2014 году восьмой смотр-конкурс проходил под патронажем и при финансовой поддержке министерства культуры Нижегородской области в два этапа: зональный (29 районов, а также Кострома, Рязань, Муром) в мае и финальный в сентябре.

Итоговый конкурс в Балахне открывал 25 сентября и подводил его итоги 26 сентября министр культуры Нижегородской области Сергей Горин. Молодые таланты и наши надежды на будущее состязались в четырех номинациях: художественное слово, патриотическая песня, видео-презентации, изобразительное искусство.

Акция «Алтарь Отечества» уникальна в своей культурно-просветительской сути. Победители во время поездки не почивают на лаврах, не зевают по сторонам во время экскурсий по городам, в которых останавливаются «ополченцы» (так они себя называют), музеям, художественным галереям и другим примечательным местам истории и культуры нашей родины. Они в поте лица своего работают.

Молодые демонстрируют свои таланты в концертах, собирающих полные залы в городах-остановках. Тут и раздольная русская песня, и удалой искрометный танец, и художественное чтение. Вот уж воистину «песня нам строить и жить помогает».

Трудно сегодня сказать о помощи песни в конкретном строительстве (например, заводов и фабрик), но в строительстве души и праведной жизни - точно помогает. Автор этих строк видел слезы на глазах пожилых зрителей, слышал воодушевленные громкие аплодисменты, крики и даже свист молодых поклонников и ценителей русской культуры. В Москве, в доме культуры «Москвич» автомобильного завода демонстрировались картины нижегородских и не только художников.

Ко мне подошел пожилой москвич, и мы вместе, обсуждая достоинства той или иной картины, обошли всю экспозицию. На концерте сидели рядом, и я нет-нет, да и взглядывал на него, оценивая его реакцию, и остался ею премного довольным. Прощаясь, он сказал:

Мне кажется, я помолодел…

Действительно, от звонких голосов певиц и певцов современного «ополчения» воскресает душа. Трудно не восхититься, услышав хорошо поставленный голос Рузанны Ворониной, исполнившей молитву в честь 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского, незабываемые голоса и песни Татьяны Смирновой и Татьяны Маруниной, Анны Рачковой, Маши Беляевой, Михаила Дормидонтова.

А как отточены движения танцоров из ансамбля «Радуга» детской школы искусств «Созвездие», что в Автозаводском районе - залюбуешься.

В заключение каждого концерта (Юрьевец, Кинешма, Кострома, Арзамас, Муром, Москва и другие) все участники исполняют гимн ополчения, слова и музыку которого написал бессменный руководитель этой замечательной акции Владимир Игоревич Блинков.

Этот факт имеет особый символический подтекст. Руководитель партнерства - не только официальное лицо и организационный мотор, но и творческая натура.

Последние два года акция немного отошла от привычного маршрута нижегородского ополчения, вовлекая в него новые города. В каждом из них проводились экскурсии в православные храмы, музеи.

Все это воспитывает гордость за прекрасную и героическую историю родной Отчизны, за достижения ума лучших ее представителей, формируют созидательное мировоззрение, и нужно всегда помнить, что для светлого облика России нужны, очень нужны настоящие патриоты и деятельные люди.


22 февраля 2015 года , в Прощёное воскресенье и в канун Дня защитника Отечества, московские педагоги и студенты, участники общественного объединения «Алтарь Отечества» и Ассоциации учителей православной культуры, посетили могилу воина Евгения Родионова (23.05.1977 - 23.05.1996) на кладбище в селе Сатино-Русское Подольского района Московской области.

Женя принял мученическую смерть за Христа, за веру православную во время Первой Чеченской войны.

У креста на могиле героя и в храме Вознесения Христова «алтарцы» пропели «Вечную память», помянув Женю и всех погибших воинов, за веру и Отечество жизнь свою положивших, помолились о мире на Украине.

Прошла встреча с настоятелем храма священникомНикитой Фёдоровым .

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С. Пушкин

13 февраля 1996 года вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым Евгений Родионов заступил на пост. Во время дежурства ими была остановлена машина «Скорой помощи» под управлением бригадного генерала Чеченской Республики Ичкерия Руслана Хайхороева, в которой перевозилось оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен. После обнаружения их исчезновения с поста, солдат сначала объявили дезертирами. Милиционеры приходили домой к матери Родионова искать сына после его исчезновения. Версия того, что солдаты попали в плен, была принята после детального осмотра места происшествия и обнаружения следов крови и борьбы.

Евгений Родионов был убит в плену 23 мая 1996 года. В убийстве признался Руслан Хайхороев. В присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…» . 23 мая, после 100 дней плена и жестоких пыток, Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест и принять ислам. Евгений Родионов отказался снять крест, за что был обезглавлен.

Вскоре после захвата в плен мать Евгения, Любовь Васильевна, приехала в Чечню на поиски сына, как считалось, дезертира. Его командир сообщил ей, что он в плену, но не проявил никакого участия к его судьбе. Она вышла на Басаева, тот пообещал ей найти сына при всех, но, когда она вышла из селения, её догнал брат Басаева и жестоко избил. Она была вынуждена заплатить боевикам деньги, чтобы узнать место захоронения сына. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту. Позже результаты опознания подтвердила экспертиза.

Крестик Евгения был найден в могиле на его обезглавленном теле, а позже мать Евгения передала его в храм святителя Николая в Пыжах.

Похоронен Евгений Родионов близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области возле церкви Вознесения Христова. На кресте написано:

«Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года».

МОЛИТВА МУЧЕНИКУ ЕВГЕНИЮ РОДИОНОВУ, СОСТАВЛЕННАЯ ИЕРОМОНАХОМ ВАРЛААМОМ (ЯКУНИНЫМ):

Явился еси преудивлению крепостию, Христову терпению даже до смерти подражая, агарянскаго мучительства не убоялся еси, и Креста Господня не отреклся еси, смерть от мучителей яко чашу Христову прияв; сего ради вопием ти: святый мучениче Евгение, присно моли за ны, страдальче.


Вера и Время

В Самарском Епархиальном Церковно-историческом музее открылась выставка, посвященная 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

5 апреля, в понедельник Светлой седмицы, епархиальный музей открыл военную выставку, посвященную вкладу Самарской епархии в дело победы над фашизмом. В представленной вниманию самарцев экспозиции - материалы о наших земляках, служителях церкви - священниках, монахах и мирянах - участниках Великой Отечественной войны. А также более тридцати рисунков и плакатов народного художника СССР и лауреата двух государственных премий, участника войны, Николая Николаевича Жукова.
Центральный зал Самарского Епархиального Церковно-исторического музея, располагающегося в здании Самарской Православной Духовной семинарии, не смог вместить всех желающих присутствовать на открытии - пожилых людей, видевших войну своими глазами, вездесущих журналистов, старающихся поймать интересный момент, и совсем юных посетителей: от девочек-школьниц до юношей-семинаристов. Выставка и впрямь получилась интересной. И очень светлой.
И трудно сказать, что здесь привлекало больше. Работы известного художника Николая Николаевича Жукова, прошедшего всю войну с карандашом в руках, делавшего все зарисовки с натуры, на передовой линии фронта? Или военные награды на скромных священнических рясах? Или - само ощущение Великой Победы, пришедшейся тоже на Светлую седмицу далекого уже 1945 года?
Открывал выставку Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.
- Именно вера всегда помогала перенести все испытания и невзгоды, победить врага, - подчеркнул в своем приветственном выступлении Владыка Сергий. - Безусловно, без обращения нашего народа во время войны к вере невозможно было бы победить фашистов. Атеистическая пропаганда не до конца разрушила то, что было заложено в народе нашими предками. И советское правительство тоже признало важную роль Церкви, поэтому были открыты храмы. Победа для меня - прежде всего, это чувство радости за наш народ, который победил. Поражаюсь мужеству и терпению наших людей, которые, несмотря ни на что, сохранили веру, любовь к Родине. Они - пример для молодого поколения. Мы должны о них помнить.
При входе в зал в глаза бросается выложенная четкими буковками на белой стене молитва о победе русского оружия, которая читалась за каждой Литургией в тяжелые военные годы. На стенах - рисунки и плакаты, многие из которых знакомы нам с детства, со страниц букварей и первых школьных учебников. Простые лица солдат, натруженные руки матери, закрывающие лицо в слезах, очень много детей. Разных - суровых подростков, идущих с завода, милых малышей, укутанных в мамины шали… Васильки в солдатском котелке… Все эти вещи были привезены из Москвы, из студии

Николая Николаевича, которую сейчас возглавляет его дочь Арина Николаевна Полянская-Жукова.
Художника Жукова называли снайпером в рисунке. Его военные плакаты давно уже стали классикой жанра. С 1943 года Николай Николаевич возглавлял студию военных художников. Участники этой студии выезжали на фронт и там делали зарисовки. Рисовали все, что видели, работали на передовой. Сам он писал в любых условиях. Научился даже рисовать в морозы в варежках. Он любил людей, и главный герой его рисунков - это русский солдат, русская женщина-мать. Каждый рисунок - уникален. И каждый - дышит жизнью.
А рядом с рисунками - витрины, в которых собраны подлинные награды, вещи, фотографии наших земляков, прошедших фронт и посвятивших дальнейшую жизнь служению Церкви. «К сожалению, удалось найти не так много материала, - говорит директор музея Ольга Ивановна Радченко. - Но то, что мы нашли, способно рассказать многое о наших земляках. А наша с вами задача, задача всех современников, - не забывать о том времени, не забывать о тех людях, которые положили на алтарь Отечества свои жизни, свое здоровье, свое творчество, и передавать это последующим поколениям, для того, чтобы они знали, что Россия была, есть и будет».
Здесь представлены материалы о секретаре Куйбышевского Епархиального управления, а в последние годы жизни - старосте Вознесенского собора Самары Андрее Андреевиче Савине, который прошел всю войну и которого называли историей Самарской епархии.
Он был награжден орденом Славы III степени, медалями «За отвагу», орденом Красного знамени и другими.
Следующая витрина посвящена жизни и деятельности духовника Самарской епархии митрофорного протоиерея Иоанна Букоткина. Кавалер Ордена Славы, двух орденов Великой Отечественной войны, - отец Иоанн был известен тысячам самарцев как подвижник Православия, духовидец, старец, имеющий особый дар утешения. 8 мая этого года исполнится ровно десять лет со времени его кончины.

Атака. 1944 г.

Рядом - ряса ветерана войны, покойного настоятеля Свято-Серафимовского храма г. Новокуйбышевска Самарской области митрофорного протоиерея Константина Сибряева. Наград на ней столько, что смотрится она как генеральский мундир.
Отдельная витрина посвящена монахине Лукине (Полищук), которая живет сейчас в богадельне при Вознесенском соборе в Самаре. Она прошла всю войну, окончила школу летчиков. Во время блокады Ленинграда ее с другими парашютистами несколько раз сбрасывали на лед Ладожского озера, чтобы они помогали переправлять помощь жителям блокадного города. Несколько раз приходилось приземляться прямо в воду. Двенадцать ее боевых подруг погибли там, а матушку Лукину, по ее собственному признанию, всегда спасала вера. О своем фронтовом пути она недавно подробно рассказала в газете «Благовест».
Выставка продлится до конца июня. Так что у каждого самарца есть возможность прикоснуться к подвигу своих земляков. Татьяна Горбачева 16.04.2010

Фото Reuters

Высказывания президента Владимира Путина об идейном и политическом наследии СССР не могли не получить резонанс среди спикеров Московского патриархата, что и случилось. Казалось бы, память о «безбожных» советских временах должна быть травмирующей для Церкви. Тем не менее слова Путина о том, что «Моральный кодекс строителя коммунизма» представляет собой «выдержку из Библии», в общем и целом импонируют церковнослужителям. В выступлениях патриарха Кирилла часто можно услышать апологию общества социальной справедливости, только без государственного атеизма и при уважении роли Церкви. Кратко чаемый образ можно описать как построение эрзац-СССР с клерикальным «лицом».

Сегодня сложно работать на патриотическом поле, подвергая Советский Союз тотальной критике. Именно поэтому делаются попытки препарировать советское наследие, аккуратно отделив «державническое» начало от «догматического». Путин критикует Ленина за его концепцию национальных республик («атомная бомба под СССР»), а Хрущева - за чрезмерную приверженность идеологической догме. О Сталине ни слова. Но и в Церкви заявляли, что к культу его личности необходимо подходить «взвешенно», чтобы не задеть чувства миллионов граждан.

Зато критика Ленина и Хрущева с его памятным «подарком Украине» не может не быть близкой РПЦ. Не только потому, что указанные деятели отличались антирелигиозной позицией. Распад СССР на национальные республики больно ударил по интересам Московского патриархата. Вслед за политическим размежеванием перед Церковью встала проблема распада ее структуры на национально-церковные, «поместные» образования. Борьбой за сохранение единства, в том числе и с «Церквами-сестрами», Московский патриархат занимается начиная с 1991 года и по сей день. Буквально на днях делегации РПЦ удалось «отбить» попытки поднять вопрос автокефалии. На Всеправославном соборе в июне тему церковной независимости скорее всего не будут рассматривать.

Вслед за пропагандистами «научного атеизма» РПЦ восприняла неприятие религиозных движений, которые составляют «титульной» Церкви нежелательную и опасную конкуренцию. Опыт Российской империи, поставившей избранных «инородцев» в положение ищущих покровительства господствующей Церкви, в XXI веке выглядит слишком замшелым и ксенофобским. Советская стилистика борьбы с религиозно-идеологическими «диверсиями» из-за рубежа смотрится более современно.

Необходимо отметить, что «красная Церковь» достаточно последовательно отстаивает патриотические ценности именно советского периода, связанные с победой над нацизмом. В этом она встречает противодействие «белых» из РПЦЗ, реабилитирующих власовщину. Разный генезис РПЦ и РПЦЗ не позволяет пожертвовать системой ценностей россиян ради полноценного единства Церквей.

РПЦ с удовольствием эксплуатирует концепцию социальной справедливости, потому что рассчитывает на роль ведущего игрока в социальной сфере. При этом утопические идеи о беспроцентном «православном банкинге» на протяжении многих лет остаются эфемерными, как «Город Солнца», о котором с едким юмором говорил Путин (к слову, заметим, что «Город Солнца» обещал построить не атеист Маркс, а священник Кампанелла, как и «Утопию» – святой Католической церкви Томас Мор). Наоборот, в реальности структуры РПЦ предпочитают держать деньги в высокорисковых финансовых учреждениях, лопающихся в руках Центробанка как мыльные пузыри.

Приходится признать, что Церковь, как и вожди Советского Союза, часто строит свою социальную активность более на вдохновенном мифотворчестве, чем на реальных достижениях в гуманитарной сфере. В этом родовая, возможно, особенность религиозной организации, созданной, как уверяют злые языки, в 1943 году по благословению коммунистического вождя Иосифа Виссарионовича Сталина.