Рефераты Изложения История

Инновационные технологии в логопедической практике. Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда Авторская технологии в логопедии доу по фгос

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

Обобщение опыта работы

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.

Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
- Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
- Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
- Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:

  • арт-терапевтические технологии;
  • современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
  • современные технологии сенсорного воспитания;
  • телесноориентированные техники;
  • Су-Джок терапия;
  • информационные технологии.

Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии (арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.), основными функциями которой являются катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

Виды арт-терапии:

  • музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
  • кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
  • сказкотерапия;
  • мнемотехника;
  • креативная игротерапия (песочная терапия).

ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:

Прослушивание музыкальных произведений.

Ритмические движения под музыку.

Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

Улучшению общего состояния детей;

Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

Стимуляции речевой функции;

Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

Коррекционные задачи:

  • нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
  • стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
  • улучшение общего состояния детей;
  • улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
  • коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции;
  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
  • формирование навыков словообразования;
  • формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ:

  • растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
  • упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
  • дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие:

  • развивают мозолистое тело,
  • повышают стрессоустойчивость,
  • улучшают мыслительную деятельность,
  • способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Однако становится ясно, что логопедический массаж, как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звуков.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

ПАЛЬЦЕВЫЙ МАССАЖ

  • массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
  • прищепочный массаж;
  • массаж орехами, каштанами;
  • массаж шестигранными карандашами;
  • массаж чётками;
  • массаж зондами, зондозаменителями;
  • массаж приборами Су-Джок терапии.

ЭЛЕМЕНТЫ СКАЗКОТЕРАПИИ

Коррекционные задачи:

  • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка;
  • совершенствование звуковой стороны речи;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • эффективность игровой мотивации детской речи;
  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
  • создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
  • приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

МНЕМОТЕХНИКА

Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи , что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает в развитии:

  • связной речи;
  • ассоциативного мышления;
  • зрительной и слуховой памяти;
  • зрительного и слухового внимания;
  • воображения;
  • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Задачи, которые решаю на занятиях:

  • Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
способствует:

  • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • обогащению словарного запаса;
  • развитию связной речи;
  • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком:

Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.

У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.

Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Приоритетная задача применения компьютера в работе состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для развития фонематических процессов.


«Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев»

Сухомлинский

Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции (речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения). Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.

На сегодняшний день в коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы:

Логопедический массаж

Массаж языка

Су-Джок – японская технология пальцевого массажа

Самомассаж, растирания подушечек пальцев, ладонных поверхностей каменными стеклянными шариками, массаж грецкими орехами, шишками, корой и др. природным материалом

Фитотерапия – воздействие с помощью лекарственных растений

Ароматерапия – воздействие с помощью ароматов

Музыкотерапия – воздействие музыки на человека

Литотерапия – терапевтическое воздействие камней

Имаготерапия – театрализация

Куклотерапия


Сказкотерапия

Пескотерапия (sand-play) – игры с песком как способ развития ребенка - Крупотерапия – игры с крупой

Хромотерапия – воздействие с помощью цвета.

Игры с песком и другим природным материалом естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Использование нетрадиционных форм работы с детьми-логопатами в дополнение к академическим методам описывали такие как, -Евстигнеева, .

Игры с природным материалом - водой, песком, шишками, каштанами, желудями, крупой и другими плодами и семенами - включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Так как они:

Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук

Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности - - Способствуют расширению словарного запаса

Помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза

Позволяют развивать фонема тический слух и восприятие

Способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений

Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения, письма

Снимают мышечную напряженность, помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде

Развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребенка форме (принцип доступности информации)

Играть с песком и другими природными материалами можно не только на улице, но и дома, в детском саду, в логопедическом кабинете. Примеры некоторых упражнений.

- «Чувствительные ладошки». Положить ладоши на песок, закрыть глазки, почувствовать, какой он. Открыть глазки, рассказать, что чувствовали (ответы детей). Сделать то же самое, повернув ладошки другой стороной. Рассказать о своих ощущениях.

Пройтись пальчиками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

Создать узоры и рисунки: солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

Выложить деревянными палочками, каштанами, желудями, камешками геометрическую фигуру, букву.

Можно на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера, отрабатывая слоговую структуру слова.

Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, камней, желудей, каштанов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке.

Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

Находить спрятанные в песке буквы и составлять из них слоги, слова.


Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

- «Человечек». Указательный и средний пальцы руки «бегают» по песку. Это упражнение помогает разобраться детям со сложными понятиями сверху, снизу, вперед, назад, левый, правый, выучить названия пальцев.

- «Золушка». В песке смешивают желуди и каштаны. Ребенок сортирует в другие две миски.

- «Вылови предмет». Ребенку предлагают «выловить» из песка задуманный предмет (синий квадрат, красный круг и т. д.)

- «Где спрятались зайцы?» ребенку предлагают построить из теплого влажного песка заборчик вокруг домика. По заданию логопеда помещает зайчика за заборчиком, у домика, перед заборчиком, на домике и т. д.

- «Дорожки». Педагог предлагает ребенку через воронки разного размера просыпать песок и определить узкую, широкую дорожку, по которым пройдут мишка, зайка.

- «Песочный домик». Педагог предлагает ребенку построить домик с тремя

комнатами. Поселить человечка в комнате соответствующей месту нахождения заданного звука в слове (начало, середина, конец)

- «Послушай и повтори». Игра, направлена на развитие слухового внимания и памяти. Педагог говорит слова, а ребенок отстукивает количество слогов с помощью грецких орехов или каштанов.

Крупотерапия. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами. Широко известны такие приемы:

Рисование на цветном подносе. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе или в коробочке с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Можно рисовать буквы и цифры.

Сортировка круп, раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами.

Выкладывание геометрических фигур по опорным точкам, выкладывание, цифр, букв. - Угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые; Помимо рисования на подносах, крупа и бобовые будут полезны в массаже ладоней помощью горошины (катайте горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливайте горошину к столу и вращайте ее каждым пальчиком).

Массаж с дарами природы . Приспособления для самомассажа. С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук, ладони, пальцы. Желательно иметь орехи различной величины, круглой, продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами:

Прятать орехи в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки;

Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки;

Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.

С помощью еловых и сосновых шишек можно массировать кисти рук, ладони, пальцы, сопровождая движения стихотворным текстом.

Упражнение «Сосновая шишка».

Вращение основанием шишки на тыльной стороне рук по часовой и против часовой стрелки.

Шишки крутить между ладонями как колесо в разных направлениях.

Подбрасывать шишку вверх, ловить двумя руками, затем одной рукой левой, право - Упражнение «Еловая шишка».

Сначала движения выполняются с одной шишкой, затем двумя шишками и вращать их между ладонями.

Катать шишку на тыльной стороне правой, левой рук.

Круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук.

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком и другим природным материалом?

Для специалиста действуют три правила:

Присоединение к ребенку.

Картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм картины, ощутив ее неповторимый образный строй - все это входит в понятие присоединения. Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице или на подносе с крупой. Рассматривая картину ребенка, специалист сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.

Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, или «пальчикового бассейна», перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии и игр с другим природным материалом дает положительные результаты:

У детей повышается эмоциональный фон;

Значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

Дети чувствуют себя более успешными;

На занятиях нет места монотонности и скуке.

(Статья подготовлена учителем-логопедом ГБДОУ №70)

ГБОУ «школа № 763» ДО-3, учитель-логопед Маринчева Е. В.

Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается. Появляются новые формы и инновационные технологии.

Логопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

Современная логопедия находится на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, и поэтому она использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

В логопедической практике их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых логопедических технологий, привнося в них новые инновационные формы и способы взаимодействия педагога и ребенка. Эти инновационные технологии служат для создания благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и нарушенных психических функций.

К таким новым инновационным технологиям относятся:

  • Нейропсихологические (психогимнастика, электронейростимуляция)
  • Кинезитеропия (логоритмика)
  • Различные виды логопедического массажа
  • Су-Джок терапия
  • Гимнастика А. Н. Стрельниковой
  • Дидактический синквейн
  • Информационно-компьютерные технологии
  • Мнемотехника
  • Метод «блисс-коммуникации»
  • Нейропсихологические методы.

Психогимнастика.Так как большинству детей с речевыми проблемами свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально–волевой сферы, двигательное беспокойство, неловкость, моторная дискоординация. следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе психических функций к более сложным, каким и является речь. А т.к. ребенок познает мир через движения и эмоции преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики

  • Регулярные проведение таких упражнений позволит:
  • Выработать правильное речевое дыхание
  • Развивать общую мелкую и артикуляционную моторику
  • Улучшить фонематический слух
  • Формировать умение изменять модуляцию голоса
  • Улучшить ритмико-интонационную сторону речи

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамичных пауз или как отдельное занятие. Дети могут сидеть за столом или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Упражнения должны быть эмоционально насыщенны, носить игровой характер. Предлагаемые движения могут содержать воображаемый образ, перевоплощение. Перед началом упражнения логопед подходит к каждому ребенку, дотрагивается рукой до него рукой или «блестящей указкой» (волшебной палочкой) .

  • «Волшебная указка»
  • «Шарфики»
  • «Муравей»
  • «Солнце и тучка»
  • «Ракушка»

Кинезитерапия

Кинезитерапия – это лечение и коррекция нарушенных движений и речевых способностей дошкольников (так же называют методом Бубновского)

Моя система деятельности по кинезитерапии ориентирована на дидактические принципы воспитания и развития.

Она предполагает несколько направлений:

Направление «ручная терапия» , которая включает в себя массаж пальцев и ладоней. Сначала я обучила детей приемам самомассажа рук, его мы проводим ежедневно. Дети с удовольствием занимаются массажем, сопровождая его стихами, рифмовками, автоматизируя при этом проблемные звуки. Массаж выполняем с помощью предметов и без них, используя природные элементы (камушки, шишки, орехи) , дидактические материалы (пластиковые шарики, бусины, массажные мячи, шестигранные карандаши) , декоративные игрушки (деревянные ложки, матрешки) , музыкальные игрушки (маракасы, дудочки)

  • «Камушки»
  • «Шишки»
  • «Деревянные ложки»
  • «Дудочки»
  • «Маракасы»
  • «Матрешки»

Направление «пальчиковый игротренинг» . Это систематические упражнения для пальцев рук, средство повышения работоспособности головного мозга и средство активации речевых зон. Пальчиковые игры стараюсь проводить каждый день, играем с помощью разнообразных материалов: от семян растений, пуха, ракушек, проволоки, цветных шерстяных ниток, бус, мозаик до пальчикового театра БИ-БА-БО. В играх использую проблемные ситуации при помощи тактильной речи. Сначала показываю и объясняю сама, затем создают ситуацию дети и объясняют их. Дети учатся решать проблему, развивать речь.

  • «Семена растений»
  • «Мозаика»
  • «Театр Би-Ба-Бо»

Направление «терапия движением» . Это прежде всего логоритмика. В основу занятий логоритмикой я беру метод фонетической ритмики – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетается с произнесением специального речевого материала. В логоритмику включаю элементы, имеющие оздоровительную направленность: артикуляционные движения перед зеркалом, простейшие приемы массажа, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, пропевание звуков, слов, коротких стишков. Речевой материал, использующийся на занятиях, доступен в лексическом отношении. Для обучения речи использую иллюстративный материал, загадки. Восстановлению четкой дикции способствует дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, которые я провожу в игровой форме. Для этого есть пособия: трубочки, бумажные свечи, флажки, пластиковые бутылочки, полоски, невидимки.

  • «Пропевание звуков»
  • «Трубочки»
  • «Пластмассовые бутылочки»

Направление «изотерапия» - работа вместе с преподавателем по ИЗО студии «Акварелька» . Мы понимаем что, чем богаче сенсомоторные способности детей, тем более развиты центры речи.

Итогом системной работы по кинезитерапии являются следующие результаты:

  • Создана картотека массажа, пальчиковых игр, логоритмических упражнений
  • Даются на дом задания-игралочки
  • Изо-студия «Акварелька»
  • Логопедический массаж

В своей работе стала активно использовать приемы СУ-ДЖОК терапии. Это массаж специальными шариками СУ-ДЖОК, которыми можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони ребенка, прокатывая его. В результате массажа у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям, в результате этого улучшается мелкая моторика. Кроме этого провожу массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним до появления ощущения тепла. Чтобы процесс массажа не показался скучным, используется стихотворный материал. Прокатывая шарик между ладонями, массируют мышцы руки, повторяют слова и выполняют упражнения с шариком.

  • «Шарик Су-Джок»
  • «Массажное кольцо»

Одновременно с массажем, развивающим мелкую моторику можно осуществлять автоматизацию поставленного звука. При работе с определенным звуком во время массажа проговаривается соответствующий этому звуку текст. Можно использовать Су-Джок шарик в совершенствовании лексико-грамматических категорий.Я использую в работе такие упражнения «Один -– много»

Качу Су-Джок шарик по столу, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе.

Упражнение «Один-много»

Аналогично выполняется упражнение «Назови ласково» и «Скажи наоборот» (например тема «Ягоды» клюква-клюковка, клубника-клубничка. - - Запомнил ягоды я, наконец? Что это значит?

Дети поднимают плечи, удивляются:

Я – молодец! (Вытягивает большой палец вперед) Тема «Посуда» (дети катают Су-Джок шарик между ладонями)

При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. Ребенок показывает шарик, соответствующий обозначению звука.

В заданиях при совершенствовании навыков употребления предлогов ребенок кладет красный шарик в коробку, синий под коробку, зеленый около коробки.

Для слогового анализа слов дети выполняют упражнение «Раздели слово на слоги» . Ребенок называет слог и берет по 1 шарику из коробки, затем считает количество слогов.

По опыту работы со старшими дошкольниками с ОНР видно, что даже после занятий по коррекции речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулировку ответа. Трудности выражаются в неумении выбирать главное, коротко и точно оформлять свои мысли.

Дидактический синквейн

Развивать способности в дошкольном возрасте поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна («синквейн» - пять строк, с фр.) Синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

Первая строка включает одно слово – предмет, отражающий главную идею.

Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.

Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. (может быть одно слово)

Примеры синквейна

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:

Иметь достаточный словарный запас, владеть анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет, (живой-неживой) , слово-признак, уметь подбирать синонимы, научиться правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложения, правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна с дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Филичевой Т. Б.. и Чиркиной Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста» , которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Так как дети в детском саду еще не умеют писать, они могут составлять синквейн в виде устных сочинений с опорой на схему. Я иногда даю задание на дом для совместной работы ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Можно использовать такие варианты работы: составление краткого рассказа по готовому синквейну, синквейн по прослушанному рассказу. Лучше всего использовать синквейн на занятиях для закрепления изученной лексической темы.

Пример синквейна (лексическая тема «Игрушки» )

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна придумать рассказ

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается детьми как увлекательная игра.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова.

Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Еще один новый прием работы, используемый в моей практике. Это прием мнемотехники, то есть техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций

Процесс запоминания делится на 4 этапа:

  • копирование элементов информации в зрительный образ
  • сам процесс запоминания
  • запоминание последовательности информации
  • закрепление информации в памяти

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заменители, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание.

Опора на визуальный образ очень важна, так как при воспроизведении текста если этот образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, прием символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения (например, в чистоговорках, стихах,) Для детей достаточно схематичного изображения отдельных частей – все эти наблюдения в практике коррекционной работы с детьми подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Основой мнемодорожек служат известные чистоговорки и стихи.

Мнемодорожки: автоматизация свистящих и шипящих звуков.

Мнемодорожки: автоматизация сонорных звуков.

По результатам логопедического мониторинга у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроком автоматизации звуков. Заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.

Компьютерные технологии в логопедии

Одним из новых современных средств работы с детьми является компьютер. Вопросом создания и применения компьютерной технологии в коррекции речи при различных видах стертой дизартрии, и ОНР у детей занимается Л. Р.Лизунова. Ею разработана компьютерная технология коррекции ОНР «Игры для тигры» . Автор указывает, что системное логопедическое воздействие на детей с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

При создании компьютеризованных заданий важно учитывать современные требования к созданию и применению информационных технологий в ДОУ.

«Игры для Тигры»

В компьютерной технологии «Игры для Тигры» представлены упражнения для работы над словарем, формирования обобщающих понятий, упражнения по развитию глагольной лексики, упражнения по работе над прилагательными и словами антонимами. В упражнениях по каждому из направлений я придерживаюсь тематического подхода, используя в упражнениях слова, относящиеся к лексической теме (овощи, фрукты, ягода, инструменты, транспорт и тд) . Слова к каждому заданию подобраны в соответствии с наличием в словах звуков. Например, при формировании обобщающих понятий по теме «овощи» я выбираю категорию, к которой относится автоматизируемый звук, например [ р] .

На экране картинка с изображением овоща, фрукта или ягоды, и три корзинки (в одной овощи, в другой фрукты, в третьей ягоды) . Ребенок называет картинку, определяет к какой категории она относится, и выбирает нужную корзинку. Если ребенок правильно назвал и мышью выбрал правильную корзинку, на экране появляется следующая подписанная картинка и три корзины. При правильном выборе заключительной картинки на экране появляется улыбающийся смайлик. На каждую звуковую категорию приходится не менее 6 картинок.

Таким образом, в процессе применения подобных компьютерных заданий на индивидуальных занятиях закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, обогащается словарь, в словаре закрепляются слова-обобщения, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий, формируется навык работы на компьютере. Применение компьютеризированных заданий будет стимулировать правильное произношение автоматизируемого звука в слове, плюс они поддерживают желание ребенка быть активным участником коррекционного процесса.

Еще один новый интересный метод использования электронных наглядно игровых средств коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.

Эта фоторамка Kodak Easy Share – это новое, уникальное средство, оснащенное цветным ЖК цветным дисплеем и системой управления цветов для воспроизведения видео клипов. Благодаря функции слайд-шоу фотографии меняются с разной скоростью, а динамики создают музыкальное сопровождение.

ФоторамкаKodak Easy Share

Фоторамку удобно применять на артикуляционной гимнастике. Появившееся на экране изображение нужного упражнения в речевом и музыкальном сопровождении ребенок сначала рассматривает, слушает, затем выполняет самостоятельно. Или например, при ознакомлении детей с иллюстрациями зимы используется музыка П. И. Чайковского из альбома «Времена года» .

Данное средство имеет ряд преимуществ в коррекционной работе: удобный пульт управления, множество функций, собственное слайд шоу, просмотр мультимедийных обучающих программ, возможность задать время просмотра.

Примеры электронных наглядно-игровых средств

«Вкусный сок» (поле игры представляет собой изображение зеленого яблока с расположенными на нем бутылочками с названиями разных фруктов и ягод, внутри которых светящиеся светодиоды) Взрослый спрашивает «какой сок можно приготовить из фруктов и ягод?» ребенок отвечает: из яблок можно приготовить яблочный сок. После ответа выполняется самопроверка – нахождение соответствующей цвету фрукта капельки (у лимона желтая, у сливы фиолетовая, у апельсина оранжевая) .

Правильность ответа определяется совпадением высвеченной бутылочки и капельки. Затем ребенок узнает контурные изображения фруктов (яблоки, груши, ананасы) и называет предметы, про которые можно сказать: мой, моя, мое (мой банан, моя груша, мое яблоко)

Дидактическая электронная игра «Вкусный сок»

Электронное многофункциональное пособие «Чудо книга» (формат А3, состоящий из страниц, оснащенных внутри магнитами и светодиодами) .

При работе с пособием, правая сторона книги загорается красным цветом – сигнал для мотивации, и на странице появляется сказочный персонаж, от имени которого даются задания. Затем загорается зеленым цветом левая сторона, и на ней прикрепляются соответствующие зеленые предметные картинки, по которым ребенок должен отвечать.

Ребенок самостоятельно прикрепляет изображение на страницу книги. Логопед может задавать наводящие вопросы. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой или ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий) позволяет: 1. Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях. 2.Закрепить учебный материал. 3. Индивидуализировать процесс обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп) . 4.Снять негативизм от многократных повторений заданий. 5. Освоить приемы самоконтроля. 6. Развивать зрительно-двигательную координацию. 7. Способствует положительной динамики развития.

Компьютерно-игровые технологии лучше всего использовать на этапе повторения и закрепления учебного материала. Использование новых информационных технологий предусматривает не только обучение детей основам информатики, а создание новых, научно обоснованных доступных средств развития, преобразование предметно развивающей среды ребенка, расширение возможностей познания окружающего мира.

Обобщение опыта работы

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.

Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
– Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
– Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
– Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:

  • арт-терапевтические технологии;
  • современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
  • современные технологии сенсорного воспитания;
  • телесноориентированные техники;
  • Су-Джок терапия;
  • информационные технологии.

Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии (арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.), основными функциями которой являются катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

Виды арт-терапии:

  • музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
  • кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
  • сказкотерапия;
  • мнемотехника;
  • креативная игротерапия (песочная терапия).

ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:

 Прослушивание музыкальных произведений.

 Ритмические движения под музыку.

 Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

 Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

 Улучшению общего состояния детей;

 Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

 Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

 Стимуляции речевой функции;

 Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

Коррекционные задачи:

  • нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
  • стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
  • улучшение общего состояния детей;
  • улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
  • коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции;
  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
  • формирование навыков словообразования;
  • формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ:

  • растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
  • упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
  • дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие:

  • развивают мозолистое тело,
  • повышают стрессоустойчивость,
  • улучшают мыслительную деятельность,
  • способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Однако становится ясно, что логопедический массаж, как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звуков.

Самомассаж это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

ПАЛЬЦЕВЫЙ МАССАЖ

  • массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
  • прищепочный массаж;
  • массаж орехами, каштанами;
  • массаж шестигранными карандашами;
  • массаж чётками;
  • массаж зондами, зондозаменителями;
  • массаж приборами Су-Джок терапии.

ЭЛЕМЕНТЫ СКАЗКОТЕРАПИИ

Коррекционные задачи:

  • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка;
  • совершенствование звуковой стороны речи;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • эффективность игровой мотивации детской речи;
  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
  • создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
  • приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

МНЕМОТЕХНИКА

Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает в развитии:

  • связной речи;
  • ассоциативного мышления;
  • зрительной и слуховой памяти;
  • зрительного и слухового внимания;
  • воображения;
  • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Задачи, которые решаю на занятиях:

  • Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
способствует:

  • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • обогащению словарного запаса;
  • развитию связной речи;
  • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком:

– Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

– Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.

– У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.

– Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При их применении занятия становятся более эффективными.

Это активная процедура механического воздействия, целью которой является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Массаж помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения.

Основные виды логопедического массажа:

  • ручной (классический);
  • аппаратный (с помощью вакуумных, вибрационных приборов);
  • точечный (воздействие на биологически активные точки);
  • самомассаж (ребенок выполняет процедуру самостоятельно).

Также есть массаж зондами, камнями, травяными мешочками, каштанами.

Показания:

  • короткая подъязычная уздечка (как причина возникновения дислалий);
  • ринолалия;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • нарушения голоса;
  • алалия;
  • дисграфия;
  • нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
  • заикание невротической природы;
  • отсутствие четкого произношения.

На полный курс необходимо 10-20 сеансов, иногда больше. Продолжительность сеанса определяется психоэмоциональным состоянием ребенка (наличием или отсутствием страха, нервного напряжения). Среднее время процедуры – 5-6 минут.

Надо обязательно выбирать опытного специалиста, который сможет установить эмоциональный контакт с маленьким пациентом.

Достоинства процедуры:

  • возможность выполнения в домашних условиях;
  • простота и безболезненность;
  • положительное влияние на нервную и мышечную систему;
  • повышение эластичности мышечных волокон;
  • улучшение функции сосудов;
  • нормализация речевого дыхания;
  • снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (судороги, гиперкинезы);
  • увеличение амплитуды артикуляционных движений.

Противопоказания:

  • вирусные заболевания;
  • стоматиты, гингивиты;
  • конъюнктивиты;
  • кожные болезни.

Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических свойств. Существует ряд эффективных методик:

  1. Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля. Занятия обязательно проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Их можно делать как в положении стоя, так и сидя.
  2. Упражнения, направленные на релаксацию. С их помощью можно расслабиться, вспомнить какие-то события и ощущения.

  1. Растяжка-это комплекс упражнений, связанный с напряжением и расслаблением различных частей тела. Очень хорошо их использовать при гипотонусе и гипертонусе мышц.
  2. Биоэнергопластика. Данный способ основан на соединении движений кистей рук с движениями артикуляционного аппарата. Он синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь и мышление.

Пальчиковая гимнастика

Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши дополнительно учатся концентрации внимания и правильному его распределению.

Также пальчиковые игры хорошо тренируют память, ведь необходимо запоминать стихи и определенную последовательность движений пальцев. Последние становятся гибкими, подвижными и сильными. Это поможет быстрее освоить навык письма в будущем.

Пальчиковой гимнастикой можно начинать заниматься с полугодовалого возраста. Ежедневно следует выделять на нее хотя бы пять минут.

Локальная гипер — и гипотермия

Данный способ создан и разработан Всесоюзным научно-методическим центром по лечению ДЦП. Он является одним из направлений криомедицины, в котором используется лечебный фактор холодового воздействия на ткани и органы. Методика корректирует мышечный тонус, нормализует мышечные реакции. Для ее проведения требуются теплая вода и лед.

Есть несколько вариантов воздействия:

  • поочередное использование теплового и холодового факторов;
  • сначала гипотермия, потом гипертермия;
  • только гипертермия;
  • только гипотермия.

Показания:

  • повышенное слюноотделение;
  • синкинезии;
  • артикуляционные апраксии;
  • некоторые формы ДЦП (гиперкинетическая, гемипаретическая).

Противопоказания к процедуре:

  • эпилепсия;
  • ОРВИ;
  • заболевания ЛОР-органов;
  • холодовая аллергия.

Основные движения, благодаря которым можно научиться хорошо ориентироваться в пространстве, являются бег и ходьба.

Виды упражнений:

  • ходить и бегать парами по кругу с соблюдением дистанции;
  • строиться парами в колонну, по кругу, врассыпную;
  • ходить по залу со сменой направлений: налево, направо, противоходом, змейкой, по диагонали;
  • ходить со сменой ведущих;
  • равномерное сужение и расширение круга.

Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Она помогает совершенствовать умения и навыки практического общения с использованием вербальных и невербальных средств. В процессе занятий раскрывается индивидуальность, разрешаются психологические затруднения. Кроме того, песочная терапия развивает образное мышление, связную речь, познавательные функции, обогащает словарный запас.

Игры с песком используются как при индивидуальной работе, так и в группах. Условно можно выделить три вида занятий:

  1. Обучающие. Они развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, помогают в обучении ряда навыков (счета, письма, чтения).
  2. Проективные. Способствуют развитию фантазии и творческого начала.
  3. Познавательные. Учат многообразию окружающего мира.

Чтобы организовать процесс необходимо несколько вещей:

  • чистый, просеянный песок (не слишком мелкий, и не слишком крупный);
  • песочница (водонепроницаемый деревянный ящик);
  • миниатюрные фигурки (люди, животные, растения, транспорт, природный материал и многие другие);
  • вода.

Варианты игр:

  • создание отпечатков кулачков, ладоней;
  • поочередное сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
  • скольжение ладонями по песку (круговые, зигзагообразные движения);
  • рисование всевозможных узоров на поверхности песка;
  • закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения спрятанного.

Преимущества метода:

  • работа с природным материалом, обладающим собственной положительной энергетикой;
  • активизация чувствительных нервных окончаний на кончиках пальцев;
  • снятие мышечного, психоэмоционального напряжения ребенка;
  • совершенствование зрительно-пространственной ориентировки;
  • развитие моторики рук.

Противопоказания:

  • кожные болезни;
  • повреждения на руках (царапины, порезы, ссадины);
  • наличие бронхиальной астмы или аллергии на пыль;
  • повышенная тревожность ребенка.

Мнемотехника

Среди современных логопедических технологий и методик очень популярна мнемотехника. Это совокупность приемов и правил, которые облегчают процесс запоминания информации. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки. В результате, весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, малыш с легкостью воспроизводит стих, загадку или скороговорку.

Используя мнемотехнику можно добиться развития слухового и зрительного внимания, памяти, ассоциативного мышления, связной речи. Кроме того, ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Результаты занятий:

  • расширение словарного запаса;
  • появление интереса к заучиванию стихов, придумыванию историй;
  • увеличение знаний об окружающем мире.

Сказкотерапия

Методика является отдельной ветвью психотерапии, впервые появилась в Санкт-Петербурге. Она заключается в использовании сказочной формы для речевого развития личности, расширения сознания и улучшения взаимодействия через речь.

В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

Типы сказок:

  1. Медитативная.
  2. Психотерапевтическая.
  3. Психокоррекционная.
  4. Психологическая.
  5. Дидактическая.

Перечень коррекционных задач сказкотерапии:

  • взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
  • эффективная игровая мотивация детской речи;
  • усовершенствование звуковой речи;
  • усовершенствование лексико-грамматических языковых средств;
  • создание коммуникативной направленности всех детских высказываний.

Методы сказкотерапии:

  • рисование сказок;
  • создание кукол;
  • рассказывание и сочинительство.

Логоритмика

Это современная логопедическая технология, которая представляет собой комплекс музыкально-речевых, речедвигательных и музыкально-двигательных упражнений. Занятия проводит учитель-логопед в школе или доу (дошкольном образовательном учреждении).

В результате занятий дети учатся переключаться с одного вида деятельности на другой, выразительно двигаться, развивать творческие способности. У них развивается выносливость, сила, ловкость, чувство равновесия. Также происходит тренировка и укрепление мышц, формируется красивая осанка.

Логоритимика помогает успокаивать активных детей и подбодряет медлительных.

Варианты занятий:

  • танцы, пение;
  • игры на музыкальных инструментах;
  • сочетание пения и дыхательных упражнений;
  • игры со звукоподражанием;
  • чистоговорки;
  • пение и ходьба в разных направлениях.

Логоритмика необходима в следующих случаях:

  • в период интенсивного формирования речи;
  • дизартрии;
  • недостаточно развитая моторика и координация движений;
  • чересчур быстрая или медленная прерывистая речь;
  • заикание.

Заниматься следует с учетом особенностей ребенка. Когда у него что-то не получается, надо упрощать задание. Если есть проблемы со звуками или мелкой моторикой, то важно увеличивать количество соответствующих упражнений.

Музыкотерапия

Музыка повышает тонус коры головного мозга, вызывает приятные эмоции, стимулирует кровообращение и дыхание. Она помогает сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий.

Музыкальную терапию используют для терапии и профилактики ряда патологических состояний.

Варианты занятий:

  • слушание музыки;
  • пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • элементы театрализации;
  • музыкорисование.

Результаты музыкальной терапии:

  • нормализация эмоционального состояния;
  • выработка навыков использования голоса;
  • устранение страхов речевых и двигательных расстройств;
  • развитие чувства ритма, самостоятельности, активности;
  • стимуляция слухового восприятия;
  • воспроизведение музыкальных образов.

Изотерапия

Занятия изотерапией помогают личности самовыражаться и реализовываться в творчестве. Цель методики – это развитие связной речи, артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Есть несколько вариантов занятий:

  • рисование на манной крупе;
  • пальцевая живопись;
  • кляксография.

Цветотерапия

Это современная логопедическая технология, предназначенная для коррекции речевых и психологических нарушений. Ученые уже давно доказали, что цвета влияют на эмоциональное, интеллектуальное и психологическое состояние людей.

Педагог строит работу следующим образом:

  • дети берут игрушки и предметы определенных цветов, выполняют с ними разные действия и моделируют ситуации;
  • обговаривают проделанную работу с многократным повторением нужных звуков.

Результаты цветотерапии:

  • осознавание особых цветовых пристрастий;
  • повышение чувствительности и восприимчивости;
  • расширение и углубление восприятия цветовой гаммы;
  • расширение возможностей управления эмоционально-волевыми процессами;
  • возрастание интереса к познавательной деятельности.

Большое количество логопедических технологий позволяет выбрать из них то, что подойдет конкретному ребенку. Ведь он должен сам проявлять интерес к занятиям и испытывать на них положительные эмоции. Это очень важно для достижения хороших результатов.