Рефераты Изложения История

Эсминец гремящий. Спасение ТР «Марина Раскова» эсминцами «Гремящий» и «Громкий

)

Если у "Беспокойного", "Безбоязненного" и "Бурного" . всё же есть какие-то (пусть и незначительные) шансы снова выйти в море, то последним четырём оставшимся во плоти эсминцам пр. 956 надеяться больше не на что. Они исключены из состава ВМФ , их экипажи расформированы (вместо них - вахты обхода или команды "отстоя") , флаги сданы на хранение во флотские музеи , а имена переданы другим кораблям или зарезервированы до лучших времён. Сейчас это - памятники последней эпохи безвременья в истории отечественного военного флота. Будем надеяться, что именно последней , а не крайней.

Глядя на это фото, верится, что для ВМФ РФ всё худшее уже позади, потому что хуже быть просто не может - 12-летний эсминец "Стойкий", затонувший 06.04.1999 у 1-го пирса в Фокино из-за расхищения забортной арматуры (из книги А. Павлова)


7. " Боевой "

Исключён из состава флота, находится в Фокино (1-й пирс) в ожидании утилизации. Самый старый из сохранившихся до сегодняшнего дня эсминцев пр. 956 (28 лет) - передан ВМФ 28.09.1986, флаг поднят 11.10.1986. . В августе 1995 г. завоевал приз главкома ВМФ за ракетную стрельбу в составе КУГ (с "Безбоязненным"). В следующем году "Боевой" снова взял приз в той же номинации, . несмотря на то, что часть его котлов вышла из строя . . В 1997 г. в "Дальзаводе" выполнили ремонт котлов . (Ю. Апальков), и тем не менее в 1998 г. в возрасте 11-12 лет корабль был выведен в резерв (ссылка 3 ).


"Боевой" (б/н 720) и "Безбоязненный" в Фокино, 02.07.2011 (фото от пытливый808 с forums . airbase . ru )

По имеющимся данным, с тех самых пор эсминец не покидал своей "вечной" стоянки у 1-го пирса в Фокино, а 01.12.2010 был исключён из состава флота (russianships . info ). "В связи с тем что корабль использовался (разбирался) как источник запчастей для однотипных эсминцев ТОФ" его техническая готовность по состоянию на 11.03.2013 оценивалась не более чем в 20% от "номинала" (ссылка 3). Факт активного использования "Боевого" в качестве ЗИП-донора подтверждается также сообщениями участников известного морского форума (ссылка 4 , ссылка 5 ).

8. " Гремящий " (б/н 404 )

Исключён из состава флота, . находится в Североморске (предположительно, у 5-го пирса) . в ожидании утилизации. . Кораблю 26 лет - передан ВМФ 30.12.1988, флаг поднят 14.01.1989, переименован в "Гремящий" незадолго до передачи флоту - 18.08.1988 (по данным А. Павлова - 14.09.1988), . до этого назывался " Ведущий ". . 23.04-27.10.1994 прошёл текущий ремонт в 35-м СРЗ с заменой трубок котлов . В период 03.1995-01.1996 периодически выходил в море. В сентябре 1996 г. по состоянию трёх котлов (из 4-х штатных) выход в море был запрещён.

28.03.1997 эсминец вывели из состава сил постоянной готовности в технический резерв 2-й категории в ожидании среднего ремонта, 15.06.1998 сократили экипаж. 18.12.2006 корабль исключили из состава флота (russianships . info ), хотя собирались сделать это ещё в июне 2005 г. (ссылка 6 ). 09.12.2007 наименование "Гремящий" передали однотипному "Безудержному" (ссылка 7 ), а приваренные буквы закрасили шаровой краской. Использовался в качестве "донора". . В 2013 г. корпус эсминца дал течь, по причине чего корабль пришлось отбуксировать в Мурманск (в 35-й СРЗ), . где был произведён аварийный ремонт по герметизации (конвертации) корпуса. 07.09.2013 бывший "Гремящий" вернули на место (ссылка 8 ).


Два бывших "Гремящих" (404 и 406) у одного пирса, Североморск, 10.07.2014 (фрагмент фото Кай-8 с fotki.yandex.ru, 3250 пикс.)

9. " Гремящий " (б/н 406 )

Исключён из состава флота, находится в Североморске (у того же пирса, что и б/н 404) в ожидании утилизации. Кораблю 23 года - передан ВМФ 25.06.1991 под наименованием " Безудержный ", флаг поднят 12.07.1991, переименован 09.12.2007. 14.04.1997 выходил в море для комплексной проверки боеготовности (возможно, в последний раз). В мае 1998 г. выведен в технический резерв 2-й категории из-за необходимости докования, замены дизель-генераторов и трубок на всех котлах .

По имеющимся данным, 01.12.2012 эсминец был исключён из состава флота (ссылка 3), спуск флага (с последующей передачей на храненее в музей Атлантической эскадры) состоялся 01.05.2013 ( ссылка 9 ). Приведённые даты не слишком хорошо согласуются с тем фактом, что 01.02.2012 на Северной верфи был заложен корвет "Гремящий" пр. 20385 (ссылка 10 , ссылка 11 ), если не предположить, что с момента передачи имени до списания эсминец числился в составе ВМФ под прежним наименованием - "Безудержный" (по крайней мере, официально - согласно приказу главкома).

Так вышло, конечно, не по злому умыслу, но с именем "Гремящий" путаница получилась основательная. Рассказывают анекдот, как "в одном ведомстве люди, далёкие от ВМФ, впали в ступор, когда им принесли документы на утилизацию сразу двух "Гремящих" (ссылка 12 ). Тем временем, на "404-м" и "406-м", продолжающим украшать собой гавань Североморска, по праздникам по-прежнему поднимают флаги расцвечивания (ссылка 13 ), а в некоторых сообщениях пресс-службы Минобороны гвардейский эсминец "Гремящий" всё ещё числится в составе 43 дрк СФ (ссылка 14 ).

10. " Расторопный "

Исключён из состава флота, . находится в Военной гавани Кронштадта . в ожидании утилизации. . Кораблю 25 лет - передан ВМФ 30.12.1989, флаг поднят 23.03.1990. Последний выход в море состоялся , скорее всего, 20.08.1996 , когда из всех задач боевой подготовки была выполнена только артиллерийская стрельба, т. к. из-за плохого технического состояния котлов пришлось вернуться в базу (в дальнейшем выход в море запрещён). 31.12.1997 выведен в тенический резерв 2-й категории, 18.01.1998 выгружен боезапас.


"Расторопный" во время буксировки с Северной верфи в Кронштадт, 16.09.2014 (фото Алексея Акентьева vs kuleshovoleg , 2560 пикс.). Один из редких снимков эсминца пр. 956 с ангаром (укрытием для вертолёта) в рабочем (раздвинутом) положении

В начале ноября 2000 г. , совершив (на буксире?) межфлотский переход, корабль прибыл на Северную верфь (СПб) для прохождения среднего ремонта. Ремонтные работы начались через два-три месяца и продолжались в течение полугода, после чего были свёрнуты по причине прекращения финансирования. Иногородние офицеры "всеми правдами и неправдами пытались вырваться из завода обратно на Север... Экипаж вёл минимальные работы собственными силами" (ссылка 6 ). Из-за отсутствия средств ремонт был заморожен на долгие 14 лет (считая со дня прибытия).

По одним данным, эсминец был списан 08.08.2012 ( russianships . info ), по другим - давно поданные документы на списание на 29.05.2013 так и не были подписаны (ссылка 15 ). Надо полагать, что присутствие в акватории предприятия "постороннего" объекта и отсутствие денег на его ремонт с каждым годом всё больше раздражало руководство Северной верфи, что стало причиной судебной тяжбы между СВ и Министерством обороны (ссылка 16 ). В конце концов, проблема с "Расторопным" была решена - 16.09.2014 . корабль отбуксировали в Военную гавань Кронштадта. . Есть не вполне достоверная информация, что на 20.12.2014 с него уже демонтировали кормовую башню (ссылка 17 ).

Помимо прочего, использована информация с RussianShips . info ( ссылка 18 ), из книги А. Павлова "Эсминцы первого ранга" (Якутск, 2000) . и справочников Ю. Апалькова "Корабли ВМФ СССР", Том II , Часть I (СПб, 2003) и "Ударные корабли" (М., 2010).

Другие фото:

Морская гвардия отечества Чернышев Александр Алексеевич

Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» (проекта 7)

Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» (проекта 7)

Заложен 23 июля 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 190 (им А. Жданова), спущен на воду 12 августа 1937 г., вступил в строй 28 августа 1939 г. и вошел в состав КБФ.

Водоизмещение полное 2380 т, нормальное - 2080 т, длина 112,9 м, ширина 10,2 м, осадка 4 м; общая мощность главных машин 48 000 л.с.; скорость хода максимальная 37 уз;, экономическая - 19 уз.; дальность плавания 1670 миль (экономическим ходом). Вооружение: 4 - 130–мм, 2 - 76,2–мм и 4 - 37–мм орудия, 4 - 12,7–мм пулемета, 2 трехтрубных 533–мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 30 больших и 24 малых глубинных бомбы, принимал на борт 56 мин; экипаж 246 человек.

17 сентября 1939 г. под командованием старшего лейтенанта А.И. Гурина «Гремящий» в паре с эсминцем «Сокрушительный» покинул Кронштадт и по Беломорско–Балтийскому каналу совершил переход в Полярный. 8 ноября 1939 г. он вошел в состав Северного флота.

Во время Советско–финской войны «Гремящий» неоднократно выполнял задания по несению дозорной и разведывательной службы, конвоированию транспортных судов.

22 июня 1941 г. встретил под командованием капитана 3–го ранга А.И. Гурина в составе отдельного дивизиона эсминцев в Полярном. На третий день после начала Великой Отечественной войны корабль вышел в первый поход - эскортировал два транспорта с войсками из Мурманска в Мотовский залив. 13 июля он, совместно с тремя эсминцами, выходил на перехват германских кораблей, разгромивших конвой, эскортируемый СКР «Пассат». 14 июля «Гремящий», совместно с эсминцами «Громкий» и «Стремительный», осуществлял прикрытие с моря высадку тактического десанта в губе Западная Лица.

26 августа в Баренцевом море, восточнее острова Кильдин, была атакована подводной лодкой врага плавбаза «Мария Ульянова», шедшая в охранении эсминцев «Урицкий» и «Куйбышев». Взрывом торпеды у судна оторвало корму. На помощь был послан «Гремящий» совместно с «Громким». Когда корабли подошли к плавбазе, которую на буксире вел «Урицкий», конвой был атакован фашистскими самолетами. Налет длился несколько часов, было сброшено свыше двухсот авиабомб, но из?за интенсивного зенитного огня эсминцев ни одна не попала в плавбазу и корабли охранения. Метким огнем «Гремящий» сбил один «Юнкерс». Плавбаза была приведена в Териберку.

10, 11, 12 и 15 сентября «Гремящий» в составе отряда кораблей участвовал в постановке минных заграждений у берегов полуостровов Средний и Рыбачий, на подходах с моря к участкам берега, удобным для высадки вражеского десанта. Эсминец выставил всего 194 мины КБ.

18, 20 и 22 сентября «Гремящий» из Мотовского залива вел огонь по противнику, осуществляя поддержку приморского фланга 14–й армии.

24–25 ноября в составе англо–советского отряда боевых кораблей (английские крейсер «Кения», эсминцы «Бедуин» и «Интрепид», советские эсминцы «Гремящий» и «Громкий») участвовал в поиске противника в районе остров Вардё - мыс Нордкап. Не встретив противника, отряд обстрелял порт Вардё. «Гремящий» выпустил 87 130–мм снарядов. После открытия ответного огня вражескими береговыми батареями корабли легли на обратный курс, благополучно избежав попаданий. Отряд благополучно вернулся в Полярный.

С 24 по 28 января 1942 г. «Гремящий» участвовал в эскортировании конвоя QP–6, направлявшегося из Мурманска в Англию. Во время похода лопались трубки главного холодильника, поэтому пришлось поочередно выводить из действия котлы. Затем произошла авария турбины высокого давления. Вернувшись в базу, корабль 5 февраля встал на ремонт на 15 суток.

21 февраля 1942 г. «Гремящий» обстрелял позиции германских войск в районе губы Западная Лица, израсходовав 120 снарядов главного калибра.

С начала 1942 г. основной задачей эсминцев СФ становится эскортирование союзных конвоев. 22–23 февраля «Гремящий» выходил для встречи и проводки в Мурманск конвоя PQ–11, шедшего из Англии. 1–4 марта эсминец участвовал в проводке конвоя QP–8, вышедшего из Мурманска в Англию. 11–14 марта выходил для встречи конвоя PQ–12 и проводки его в Кольский залив, причем 14 марта ему пришлось форсировать сплошной лед.

21 марта эсминец вышел из Кольского залива, сопровождая конвой QP–9. Однако 23 марта в 4.00 в условиях плохой видимости и 8–балльного шторма потерял его и, проискав конвой весь день, возвратился в базу, при этом от ударов волн имел трещины в корпусе.

28 марта «Гремящий» совместно с «Сокрушительным», английскими эсминцем «Ориби» и четырьмя тральщиками вышел для встречи конвоя PQ–13. На следующий день в 6.21 корабли встретили конвой и вступили в его охранение. В 11.21 конвой был обстрелян немецкими эсминцами. Очень плохая видимость не позволила «Гремящему» принять участие в бою, только «Сокрушительный» успел сделать несколько залпов. 30 марта в 19.15 на Кильдинском плесе эсминец обнаружил рубку подводной лодки противника и сбросил на нее 12 глубинных бомб. После бомбометания на поверхности наблюдали плавающую пробку, куски дерева и бумагу. Немецкая лодка «U–435» получила повреждения, но сумела оторваться от преследования. Конвой прибыл в Кольский залив.

10–12 апреля эсминец обеспечивал выход конвоя QP–10 из Мурманска до меридиана 30°. 16–18 апреля он выходил в море для встречи конвоя PQ–14. 27 апреля в 15.50 из Кольского залива в Англию направился конвой QP–11. Для его эскортирования вышли «Гремящий» и «Сообразительный». В 22.40 из Кольского залива вслед конвою вышел английский крейсер «Эдинбург». 30 апреля в 17.20 «Эдинбург» был атакован подводной лодкой «U–456», у крейсера была разрушена корма. Советские эсминцы пришли на помощь поврежденному британскому кораблю, но 1 мая в 3.50 вынуждены были уйти в базу из?за нехватки топлива. 2 мая, приняв топливо, в 8.10 они вновь вышли в море на помощь крейсеру «Эдинбург», но к этому времени тот уже погиб, и «Гремящий» вернулся в базу. 5 и 6 мая эсминец участвовал в эскортировании конвоя PQ–15.

8 мая «Гремящий» осуществлял огневую поддержку действий 12–й бригады морской пехоты в районе мыса Пикшуев, израсходовав 240 снарядов. С 9 мая по 17 июня корабль находился в текущем ремонте. 28 мая, участвуя в отражении массированного налета на Мурманск, эсминец сбил самолет противника.

С 27 по 30 июня совместно с «Сокрушительным», «Грозным» и «Куйбышевым» «Гремящий» участвовал в эскортировании конвоя QP–13 из Кольского залива до меридиана 30° в.д.

23 августа совместно с эсминцем «Сокрушительный» он осуществлял встречу и сопровождение в Кольский залив отряда боевых кораблей союзников - крейсер «Тускалуза» и пять эсминцев. С 25 по 27 августа «Гремящий» участвовал в эскортировании транспорта «Диксон» к губе Белушья на Новой Земле После этого похода эсминец стал в Росте для чистки котлов, одновременно он был включен в систему ПВО Мурманска. 5 сентября зенитчики корабля совместно с береговыми батареями отразили налет на город и сбили три «Юнкерса».

В составе отряда эсминцев «Гремящий» 17 сентября вышел для усиления эскорта конвоя PQ–18. Утром 18 сентября на подходе к мысу Канин Нос конвой был атакован немецкими торпедоносцами и бомбардировщиками (всего в налете участвовали 24 самолета), в полдень налет повторился. Отражая атаки самолетов, «Гремящий» вел огонь всеми калибрами и сбил два самолета. На следующий день корабли и суда попали в 8–балльный шторм, от ударов волн эсминец получил ряд повреждений. 20 сентября он с конвоем прибыл в Архангельск.

14 октября эсминец под флагом командующего флотом вице–адмирала А.Г. Головко выходил из Кольского залива для встречи кораблей ЭОН–18 (лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный»), перешедших на Северный флот с Дальнего Востока 30 октября «Гремящий» попал в 7–балльный шторм со сплошными снежными зарядами. Крен корабля при качке достигал 52°. Затем начали лопаться трубки в котлах, их пришлось выводить из действия и в условиях шторма заглушать лопнувшие трубки. Эсминец вынужден был прервать поход и вернуться в базу.

16 декабря 1942 г. командиром корабля был назначен капитан– лейтенант (впоследствии капитан 3–го ранга) Б.Д. Николаев.

16 января 1943 г. «Гремящий» встал на текущий ремонт, завершившийся 29 апреля. Во время ремонта эсминец неоднократно отражал воздушные атаки на базу, сбив два самолета.

В 1943 г. «Гремящий» участвовал в эскортировании: 8–10 мая конвоя «КБ–5» из Кольского залива в Архангельск, 17 и 18 мая конвоя КБ–8; 28–31 мая двух транспортов из Кольского залива в Архангельск; 1 и 2 июня трех транспортов из Архангельска в Кольский залив; 8 и 9 июня двух транспортов в Иоканьгу; с 18 по 21 июня конвоя из Белого моря в Арктику. С 29 июня по 2 июля «Гремящий» участвовал в операции по выводу ледоколов из Белого моря в Арктику, а 5 и 6 июля - панамского танкера «Бикон Хил» из Белого моря в Кольский залив. 31 июля и 1 августа обеспечивал выход конвоя «КБ–17» из Кольского залива, 3 августа у мыса Городецкий вступил в охранение конвоя «БА–13», шедшего из Архангельска в Карское море и сопровождал его до Карских ворот, а 5 августа вернулся в Иоканьгу; 8 и 9 августа конвоя «ИБ–30»; 15–17 августа конвоя «БК–14»; 24–27 августа конвоя «КБ–21»; 1–4 сентября конвоя «БК–15»; 7 и 8 сентября конвоя «КБ–22»; 17–19 сентября конвоя «БК–17»; 29 сентября - 1 октября конвоя «КБ–24».

Совместно с эсминцем «Громкий» «Гремящий» 9–16 октября обеспечивал переход транспорта «Марина Раскова» из Молотовска к Новой Земле (конвой «БА–27»). 12 октября эскортируемый транспорт «Мария Раскова» в условиях штормовой погоды потерял руль, и далее «Гремящий» вел его на буксире.

29 октября в 15.50 транспорт «Канин», снимаясь с якоря в Соломбале (Архангельск), ударил в борт «Гремящего», стоявшего на швартовах у причала. В результате эсминец получил надводную пробоину, ряд других повреждений и был поставлен к заводу «Красная Кузница» для аварийного ремонта. С 8 по 12 ноября корабль участвовал в эскортировании конвоя БК–21, а 19 ноября встал в ремонт.

15 января 1944 г. «Гремящий» вышел из ремонта. Вечером 21 января с тремя эсминцами вышел на перехват конвоя противника, обнаруженного воздушной разведкой. Дойдя до мыса Маккаур и не обнаружив противника, отряд 22 января вернулся в Ваенгу.

В январе-июле 1944 г. «Гремящий» участвовал в эскортировании: 27 и 28 января беломорской группы конвоя «JW–56–А», 29 января танкера из Иоканьги в Кольский залив, 3 и 4 февраля сопровождал конвой «RA–56», направлявшийся из Кольского залива в Исландию, 28 февраля он вышел для встречи конвоя «JW–57» и сопровождал беломорскую группу конвоя до кромки льда и 1 марта вернулся в Полярный; 8 и 9 марта конвоя КБ–2, 27–29 марта конвоя «БК–9», 4 и 5 апреля конвоя «JW–58», 26 и 27 апреля конвоя «БК–12», 28–30 апреля конвоя «RA–59», 11–13 июня конвоя «БК–14», 23–25 июня конвоя «КБ–15», 3–5 июля конвоя «БК–19», 6–8 июля конвоя «БД–1».

24 августа эсминец участвовал во встрече конвоя «JW–59» и эскортировании беломорской группы в Архангельск, куда прибыл 26 августа; 28–30 августа конвоя «БК–30»; 23 и 24 сентября конвоя «JW–60»; 30 сентября и 1 октября конвоя «КБ–29»; 2 и 3 октября конвоя «ИК–15».

9 октября «Гремящий» совместно с эсминцем «Громкий» из губы Эйна осуществлял поддержку высадки десанта в губе М. Волоковая. 10 и 11 октября, совместно с эсминцем «Громкий», вел огонь по позициям германских войск и переправе противника через реку в районе Титовки. Всего с 9 по 11 октября израсходовал 715 снарядов.

16 и 17 октября эсминец участвовал в эскортировании конвоя ИК–17. 25 октября «Гремящий» совместно с лидером «Баку», эсминцами «Разумный» и «Разъяренный» вышел на поиск судов противника до мыса Берлевог; не обнаружив противника, корабли обстреляли порт Вардё. За 15 минут наши корабли выпустили около шестисот снарядов. В порту были повреждены три причала и дрифтер, разрушен ряд городских построек. Две вражеские береговые батареи вели ответный огонь.

До конца года «Гремящий» участвовал в эскортировании: 28–30 октября конвоя «JW–61», а 30 октября - 1 ноября конвоя «RA–61»; 3–5 ноября конвоя «КБ–32»; 19–21 ноября конвоя «АБ–15»; 24–26 ноября конвоя «БК–37»; 6–8 декабря конвоя «JW–62».

14 декабря 1944 г. «Гремящий» встал в Молотовске (ныне Северодвинск) в завод № 402 в капитальный ремонт и модернизацию, который завершился в декабре 1949 г. 14 января 1945 г. командиром эсминца был назначен капитан 3–го ранга Б.В. Гаврилов.

Всего за годы войны «Гремящий» выполнил 90 боевых заданий командования, пройдя 59 850 миль, отразил 112 налетов авиации, сбил 14 и повредил 23 самолета, обеспечил переходы 39 союзных и 24 отечественных конвоев, трижды действовал на морских коммуникациях противника, повредил две подводные лодки.

Первый командир корабля А.И. Гурин 8 июля 1945 г. был удостоен звания Героя Советского Союза.

В апреле 1956 г. эсминец был разоружен и переведен в класс опытовых кораблей. Он трижды участвовал в испытаниях ядерного оружия в 1955 и 1957 гг., после чего был затоплен на мелководье в губе Черная на Новой Земле. 1 марта 1958 г. «Гремящий» был исключен из состава ВМФ.

Из книги Морская гвардия отечества автора Чернышев Александр Алексеевич

ГВАРДЕЙСКИЙ ЭКИПАЖ 16 ФЕВРАЛЯ 1810 г. - ДЕНЬ СОЗДАНИЯ ЭКИПАЖА В 1810 г. было произведено коренное преобразование в составе морских команд. Личный состав флота был разделен на экипажи. Такая реорганизация личного состава была связана с климатическими особенностями России.

Из книги автора

Гвардейский крейсер «Красный Кавказ» Заложен 19 октября 1913 г. в Николаеве на заводе «Руссуд» под названием «Адмирал Лазарев». Корабль был спущен 8 июня 1916 г., но в конце 1917 г. строительство «Адмирала Лазарева» из?за охватившей страну разрухи прекратилась. 14 декабря 1926 г.

Из книги автора

Гвардейский эскадренный миноносец «Стойкий» (с 1943 г. - «Вице–адмирал Дрозд») Заложен 26 августа 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 190 (им. Жданова) по проекту 7. Но в марте 1938 г. он был перезаложен по проекту 7–у. Спущен на воду 26 декабря 1938 г., вступил в строй 18 октября 1940 г. и

Из книги автора

Гвардейский минный заградитель «Марти» Императорская яхта «Штандарт» после Ледового похода в апреле 1918 г. долгие годы стояла на хранении в Кронштадтском порту. После подавления Кронштадтского восстания 1921 г. она была переименована в «18 марта».В 1933 г. ее перевели к

Из книги автора

Гвардейский быстроходный тральщик Т–205 «Гафель» Заложен 12 октября 1937 г. в Ленинграде на Усть–Ижорской верфи (Заводе № 363) по проекту 53–у. Спущен на воду 29 июля 1938 г., вступил в строй 23 июля 1939 г. и вошел в состав КБФ.Водоизмещение полное 490 т, длина 62,0, ширина 7,2 осадка 2,37 м;

Из книги автора

Гвардейский крейсер «Красный Крым» 28 сентября 1913 г. в списки судов Гвардейского экипажа был зачислен крейсер «Светлана», а 11 ноября его заложили на Русско–Балтийском судостроительном и механическом АО в Ревеле. 28 ноября 1915 г. крейсер был спущен на воду. В октябре 1917 г.

Из книги автора

Гвардейский эскадренный миноносец «Сообразительный» Заложен 15 октября 1936 г. в Николаеве на Заводе № 200 (им. 61–го коммунара) по проекту 7 под наименованием «Прозорливый», затем перезаложен по проекту 7–у 3 марта 1939 г. Спущен на воду 26 августа 1939 г. 25 сентября 1940 г.

Из книги автора

1–й гвардейский дивизион бронекатеров 1–й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (в 1945 г. - 1–й гвардейский Белградский дивизион бронекатеров Дунайской флотилии) Дивизион был сформирован в ноябре 1941 г. в составе 1–й бригады речных кораблей Волжской военной

Из книги автора

2–й гвардейский дивизион бронекатеров 2–й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (в 1945 г. - 2–й отдельный гвардейский Бобруйский Краснознаменный дивизион бронекатеров 1–й Бобруйско–Берлинской Краснознаменной бригады речных кораблей Днепровской

Из книги автора

Гвардейский сторожевой катер «СКА–65» Катер типа МО–4 был построен в 1938 г., вошел в состав Морпогранохраны НКВД.Водоизмещение катера полное 56,5 т; длина 26,9 м, ширина 4,2, осадка 1,48 м; мощность механизмов (три дизеля) - 2025 л.с., скорость хода максимальная 26 уз., экономическая 7

Из книги автора

Гвардейский минный заградитель «Охотск» «Охотск» был заложен 27 июня 1934 г. в Ленинграде на Заводе им. Марти (Адмиралтейские верфи) в качестве гидрографического судна. Спущен на воду 1 ноября 1935 г. и 10 апреля 1937 г. вступил в строй.В июле-октябре 1937 г. судно под

Из книги автора

Гвардейский монитор «Свердлов» Заложен 14 июля 1907 г. в С.–Петербурге на Балтийском заводе как бронированная канонерская лодка под наименованием «Вьюга». Секциями она была перевезена на Дальний Восток, собрана и 29 июля 1909 г, спущена на воду в поселке Кокуй на реке Шилка.

Из книги автора

Гвардейский монитор «Сун–Ят–Сен» Заложен 14 июля 1907 г. в С.–Петербурге на Балтийском заводе как бронированная канонерская лодка под наименованием «Шквал». Канлодка секциями была перевезена на Дальний Восток, собрана и 29 июня 1909 г. спущена на воду в поселке Кокуй на

Из книги автора

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» пр. 58 В конце 1950–х гг. был разработан проект 58 - принципиально нового корабля с мощным ракетным вооружением Корабли имели стандартное водоизмещение 4300 т, поэтому первоначально отнесены к классу эскадренных миноносцев и получили

Из книги автора

Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» пр. 956 Заложен 23 ноября 1984 г. на заводе им. А.А. Жданова. Корабль спущен 30 мая 1987 г. и вступил в строй 30 декабря 1988 г. С 18 августа 1988 г. он носил Гвардейский Военно–морской флаг, унаследованный от одноименного эсминца пр. 7 и ВПК

Из книги автора

Гвардейский корвет «Сообразительный» В начале 2000–х гг. после долгого перерыва началось строительство крупных надводных кораблей. Корвет «Сообразительный» пр. 20380 был заложен на «Северной верфи» С.–Петербурга 20 мая 2003 г., спущен 31 марта 2010 г. и вступил в строй 14 октября

Весна 1945-го, последние дни Великой Отечественной войны. Израненный в морских сражениях гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» находится в Молотовске на заводе № 402. Легендарный эсминец уже несколько месяцев не выходил в море из-за слишком значительного количества повреждений от бомбардировок фашистских самолетов. На предприятии шел капитальный ремонт корабля...
Ветеран Великой Отечественной войны, известный кораблестроитель Севмаша Павел Васильевич Лапшинов пришел на «Гремящий» еще до начала войны, когда корабль, построенный на Ленинградском судостроительном предприятии им. А.А. Жданова, только прошел заводские испытания.
Павел Васильевич участвовал в технически сложном переходе корабля из Ленинграда по Неве, через Ладогу и реку Свирь, через Онежское озеро и Беломорско-Балтийский канал, по морям на базу Северного флота. Ветеран хорошо помнит 21 июня 1941 года.
– Первый день войны. Разве забудешь его? На стадионе должно было состояться открытие летнего сезона, собирались играть в футбол. Но уже ночью стало ясно – планам не сбыться: «Гремящему» поступил приказ отойти с места базирования в район Ваенги (ныне Североморск). А в десять утра первые фашистские «юнкерсы» стали бомбить наши корабли, – рассказывает ветеран-североморец.
Павел Васильевич считает, что для моряков Северного флота война, по сути, началась не 21-го, а 17 июня 1941 года, когда над кораблями впервые стали летать фашистские самолеты. В тот день это были разведывательные полеты. По словам ветерана, 20 июня одну из машин со свастикой на борту наши летчики принудили посадить в Мурманске. Взятый в плен немецкий пилот сообщил, что на границе сконцентрированы дивизии, что скоро начнется война…
Вот как первый бой «Гремящего» вспоминает в книге «Корабли-герои» Б. Киселев, штурман корабля в годы войны: «Первый бой «Гремящий» принял в Кольском заливе. Стая фашистских бомбардировщиков ринулась на корабли. Оглушительно били зенитки. Перед «юнкерсами» встала стена разрывов. Загорелся и упал на скалы ведущий бомбардировщик. Но остальные вошли в пике. Один из них устремился на «Гремящего». Сброшенная бомба с воем пролетела над самыми мачтами и разорвалась в тридцати метрах от борта. Рядом стоящий мотобот подбросило как щепку, и он, разломившись пополам, потонул на наших глазах. Взрывной волной разметало на палубе зенитные расчеты. Но оглушенные зенитчики быстро заняли свои места и продолжили вести огонь».
Для моряков это стало воистину боевым крещением. Но сколько еще сражений предстояло пройти «Гремящему».
Боевой номер Павла Лапшинова находился в центральном посту у автомата артиллерийской стрельбы. От моряка зависела точность и быстрота стрельбы. Как вспоминает Павел Васильевич, случалось, что, отражая атаки фашистов, моряки по двое суток не отходили от зенитных пушек. В один из воздушных налетов 76-миллиметровое орудие сбило сразу два самолета. В другом памятном для моряков бою «Гремящий», защищая караван союзнических судов, впервые применил артиллерию главного калибра в борьбе против самолетов-торпедоносцев. Корабль уничтожил тогда не менее трех самолетов.
«Гремящий» успешно сражался и с кораблями фашистов. В конце марта 1942 года вместе с эсминцем «Сокрушительный» он сопровождал конвой PQ-17. Из-за сильных снежных зарядов видимость была близка к нулю. Боевую задачу также мешал выполнять сильный шторм. Но несмотря на все трудности, североморцы показали хорошую выучку. В том походе «Гремящий» потопил немецкую подводную лодку. Также эсминец повредил артиллерийским огнем немецкий рейдер.
Весной 1943 года решением командования экипаж «Гремящего» удостоен гвардейского звания.
Эсминец сокрушал огнем орудий и береговые цели противника. В октябре 1944 года «Гремящий» совместно с эсминцем «Громкий» отправился на выполнение боевых задач к району селения Титовка. Там корабли нанесли мощный артиллерийский удар по береговым батареям и укреплениям фашистов. Несмотря на ответный вражеский огонь, эсминцы уничтожили две батареи, склады боеприпасов, несколько дотов и дзотов немцев. Чем облегчили выполнение задачи морской пехоте в прорыве сильно укрепленных позиций противника на хребте Муста-Тунтури.
Вскоре «Гремящий» в составе группы кораблей участвовал в операции по обстрелу порта Варде. В тяжелом бою эсминец получил очередное повреждение корпуса, вышел из строя визир центральной наводки. Но «Гремящий» продолжал бой. Немцы в тот день понесли в Варде тяжелые потери.
Волею судеб «Гремящему» пришлось как-то выполнять довольно необычную задачу. По опубликованным воспоминаниям адмирала А. Головко, командующего Северным флотом в годы Великой Отечественной войны, эскадренный миноносец, совместно с «Громким», сопровождал транспорт «Марина Раскова». Этот новоземельский конвой попал в жесточайший шторм. Ударами волн миноносцы клало на борт под углом в пятьдесят градусов, крен был на пределе остойчивости судов. До пункта назначения конвоя оставалось 150 миль, когда у «Марины Расковой» сорвало руль. Пароход потерял управление, и, беспомощный, попал под власть огромных волн и ветра. Моряки приняли решение: «Гремящий» возьмет транспорт на буксир.
Маневр эсминца к аварийному транспорту в условиях сильнейшего шторма был связан с серьезным риском. Для того чтобы передать буксирный трос, понадобилось немало времени. По завершении этой операции связка миноносца и парохода взяла курс на Белушью губу. «Громкий», обеспечивающий прикрытие кораблей, тем временем расстрелял обнаруженную им вражескую мину, бомбил несколько раз немецкую подводную лодку. Лишь на пятые сутки после начала спасательных работ новоземельский конвой добрался до пункта назначения. Спасенный транспорт «Марина Раскова» передал груз и вскоре возвратился в Архангельск.
Рассказанное – лишь некоторые эпизоды из судьбы эсминца «Гремящий».
В годы войны «Гремящий» отразил 112 массированных атак авиации, сбил 14 и повредил 25 вражеских самолетов, потопил одну и повредил несколько немецких подводных лодок, уничтожил не менее трех тысяч фашистов. Эскадренный миноносец прошел свыше 70 тысяч миль, совместно с другими кораблями провел более тысячи транспортов.
Как мы уже говорили, «Гремящий» встретил окончание войны в Молотовске. По воспоминаниям Павла Васильевича Лапшинова, для легендарного корабля определили место у причала. Поблизости специально для ответственного сдатчика и сдаточной команды, занимающихся капитальным ремонтом эсминца, срубили небольшой дом. Моряки экипажа приступили к работам по восстановлению «Гремящего» вместе с корабелами.

Подготовил Аркадий ПАВЛОВ.
Фото из архива редакции газеты «Корабел».

Сначала несколько слов об участниках тех событий. Боевой путь кораблей рассмотрим только до осени 1943 года - времени описываемых событий.

Tранспорт «Марина Раскова»: Построен в 1919 году под названием «Солсбери» (Salisbury) для судовладельческой компании Shawmut Steamship Co.. Вступил в строй в апреле 1919 года и принят Государственной комиссией по судоходству США (US Shipping Board, USSB) под название «Майстик» (Mystic). В том же году возвращён первоначальному судовладельцу и находился у него в эксплуатации до 1924 года, когда был продан судовладельческой компании «Юнайтед Шип энд Коммерс» (United Ship & Commerce). С 1930 года под именем «Мэнмайстик» (Munmystic) принадлежал судовладельческой фирме «Мэнсон Стимшип Лайн Инкорпорейтед» (Munson Steamship Lines Inc.), с 1937-го как «Ибревиль» (Iberville) – «Уотермэн Стимшип Компании» (Waterman Steamship Co.). В 1941 году принят от неё Государственной военной судоходной администрацией США (US War Shipping Administration, WSA) и переименован в «Айронклэйд» (Ironclad).

Корабль участвовал и уцелел в печально знаменитом конвое PQ-17. Лейтенант Гредуэлл, командир военизированного английского транспорта «Айршир», спас три транспорта – «Трубадур», «Сильвер Сворд» и «Айронклайд», уведя их в ледяные поля. Там они были перекрашены в белый цвет и продолжили движение к Новой Земле, вдоль берега которой дошли до места назначения. Если говорить о везении как о важном элементе жизнеспособности корабля, то к этому пароходу, фортуна была далеко не благосклонна. Осенью 1942 г., два раза выходя обратно в Англию с экспортным грузом, пароход садился на мель в различных частях Белого моря – сначала на Молотовском рейде, а затем близ устья р. Поной. Аварийно-спасательная служба Северного флота сняла его с камней и привела в Молотовск. Там судно некоторое время стояло в полузатопленном состоянии, круглосуточно работали водоотливные средства, из американской команды оставались только стармех и старпом. Больше полугода шёл ремонт. Пароход осушили, очистили, на заводе № 402 в Молотовске изготовили руль и раму ахтерштевня.

В конце марта 1943 года, судно было предоставлено американцами в рамках ленд-лиза советской стороне, после чего его передали в состав Северного государственного морского пароходства (СГМП) уже под новым именем – «Марина Раскова».

Эскадренный миноносец проекта 7 «Гремящий»: «Гремящий» был заложен 23 июля 1936 года заводе № 190 в Ленинграде под заводским № С-515. В 1939 году зачислен в состав Балтийского флота. Вскоре после вступления в строй «Гремящий» в паре с кораблём «Сокрушительный» совершил переход по Беломорско-Балтийскому каналу из Кронштадта в Полярное. Во время советско-финской войны «Гремящий» использовался в качестве дозорного корабля, выполнял разведывательные операции, участвовал в конвоировании транспортных судов. С ноября 1940-го по май 1941 года корабль прошел гарантийный ремонт и к моменту нападения гитлеровской Германии находился в хорошем техническом состоянии.
2 марта 1943 года эскадренный миноносец «Гремящий» был удостоен гвардейского звания «за проявленную отвагу в боях за отечество с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисциплину и организованность, за беспримерный героизм личного состава».

Всего за период с начала войны до 1 июня 1943 года «Гремящий» прошел 27043 мили за 1921 ходовой час. За это время он провел 9 стрельб по береговым целям (4 раза по пеленгу и дистанции и 5 раз с корректировкой с берега), выпустив 1425 130-мм снарядов. Корабль отразил 66 воздушных атак, израсходовав при этом 1115 76-мм, 3633 37-мм и несколько сотен 45-мм снарядов. За два года войны он 6 раз использовал противолодочное оружие, сбросив в сумме 31 малую и 30 больших глубинных бомб.

Эскадренный миноносец проекта 7 «Громкий» «Громкий» был заложен 29 апреля 1936 года в Ленинграде на заводе №190 (заводской № 503), спущен на воду 6 декабря 1937 года, вступил в строй 31 декабря 1938 года и вошел в состав Балтийского флота.
19 мая 1939 года по Беломоро-Балтийскому каналу ушел на Север и 26 июня 1939 года прибыл в Полярный и вошел в состав Северного флота. Там же проходил боевую подготовку, с ноября 1940-го по 8 июня 1941 года находился на ремонте в Мурманске. Всего до начала войны прошел 14 302 мили.
С началом войны эминец занимался постановкой оборонительных минных заграждений, вел обстрел вражеских сухопутных позиций на побережье. С марта 1942 года использовался в основном для эскортирования союзных и внутренних конвоев.

Всего за период с начала Великой Отечественной войны до 1 января 1943 года «Громкий» совершил 33 похода, пройдя 9700 миль за 719 ходовых часов. За два года войны (до 1 июля 1943 года) им было выполнено 18 артобстрелов береговых позиций противника (выпущено 2755 130-мм снарядов), еще 7 раз применялся главный калибр при отражении воздушных атак (38 130-мм снарядов). За тот же период было истрачено 680 76-мм, 520 45-мм, 1084 37-мм снарядов и 1531 12,7-мм патронов (без учета учебных стрельб). При этом на счету «Громкого» восемь сбитых самолетов: пять Ю-88 и три Ю-87.

Перейдем непосредственно к событиям октября 1943 года.
В октябре Баренцево море редко бывает спокойным. Северные и северо-восточные ветры то и дело вырываются на просторы океана, поднимая огромную волну. Хмурым становится день. Сорванные ветром гребни волн замерзают на лету и ледяными колючками секут лицо.

Часто налетают метели. Обычно они идут полосами, поэтому и получили название снежных зарядов. Трудно мореплавателю в такую погоду. Видимость сокращается до нуля, к тому же начинает входить в свои права и полярная ночь. Дни становятся короткими, тусклыми и больше походят на вечерние сумерки.
Вот в таких условиях осенью 1943 года миноносцы «Гремящий» и «Громкий» получили задачу отконвоировать транспорт «Марина Раскова» на Новую Землю. Транспорт большой - двенадцать тысяч тонн водоизмещением, но ценен был не только своей величиной. Он вез грузы северным островным базам и полярникам-зимовщикам: продовольствие, боеприпасы, теплую одежду, топливо, а также тракторы, самолеты и другую технику. Кроме того, на судне следовало сотни полторы пассажиров - новые зимовщики и их семьи.

Навигация закрывалась. Если «Марина Раскова» не сможет дойти по назначению, полярники останутся на зиму без самого необходимого.

На «Гремящем» шел его бывший командир, а ныне командир дивизиона и старший конвоя капитан 2 ранга Гурин Антон Иосифович.
На пути от выхода из Белого моря до Белушьей губы конвой подстерегали не только плавающие мины и не только шесть подводных лодок противника, отмеченных радиоразведкой флота, но и опасность, которую таил в себе прогноз погоды, который дали метеорологи - надвигался мощный циклон.

Вначале ветер был слабым. Но часа через три прогноз погоды стал оправдываться. Черные тучи низко нависли над морем. Над волнами стлался туман. Наступила кромешная тьма. Даже самые зоркие сигнальщики с трудом различали шедший неподалеку транспорт.

Гурин принял решение зайти в Иокангу, чтобы поставить дополнительные крепления и провести дополнительную балластировку для увеличения живучести и остойчивости кораблей. В свободные балластные цистерны были загружены и там зацементированы чугунные болванки. Тем самым обеспечивалась более надежная остойчивость кораблей на волне.

Эти работы заняли около суток, после чего конвой вышел по назначению, несмотря на шторм.

Опасения командира конвоя были вполне понятны - именно в такой же 11-бальный шторм 20 ноября 1942 в Баренцевoм морe погиб эсминец «Сокрушительный», напарник «Гремящего» и «Громкого» по многим операциям. Его корпус не выдержал и на волне переломился пополам. После неудачной спасательной операции эсминец затонул.

Стоит отметить, что и у «Гремящего» и особенно у «Громкого» был печальный опыт плавания в тяжелых штормовых условиях.

После выхода конвоя из Святоносского залива в открытое море шторм разыгрался с новой силой. Огромные волны перехлестывали через палубы кораблей. Вскоре ветер перешел в ураган. Ударами волн эсминцы клало на борт по кренометру до 53 градусов, то есть крен был на пределе остойчивости кораблей. Наглухо принайтовленные предметы внутри помещений срывало. Гул шторма и удары волн не могли заглушить непрестанное скрипение корпусов. Корпусa эсминцев изгибались на волне, верхушки мачт то сходились, то расходились, грозя оборвать антенны. Корабли терял ход и переставали слушаться руля. До полуночи конвой шел на норд-ост малым ходом.

Только 150 миль оставалось до пункта назначения конвоя, когда случилась беда. Около полуночи сигнальщик «Громкого» доложил, что транспорт изменил курс и идет на эсминец. Едва корабль уклонился от встречи, как с другого борта последовал доклад старшины сигнальщиков «Гремящего» Николая Фокеева, что судно вновь изменило курс и идет уже в сторону «Громкого».

Гурин запросил капитана транспорта. Ответ пришел тревожный. У судна вышло из строя рулевое управление, исправить его нет возможности: руль отбит волной. Попытки управлять транспортом при помощи машин в такой шторм ни к чему не привели. Беспомощный пароход стал огромной металлической коробкой, гонимой по воле ветра и волн.
Нередко волны достигали такой высоты, что транспорт совершенно исчезал в провалах между ними. Время от времени наползал туман и набегали снежные заряды, разобщая корабли охранения и поврежденный пароход. Все это могло быть чревато непоправимыми последствиями, которые угрожали сорвать снабжение Новой Земли.

О создавшемся положении радиограммой доложено командующему флотом. Это была единственная радиограмма за весь поход (работа рации могла привлечь подводные лодки). Получили ответ: «Продолжать операцию».

Гурин принял решение взять транспорт на буксир, прекрасно понимая всю сложность буксировки беспомощного парохода. Для безопасности решили прибегнуть к способу, не предусмотренному в учебниках морской практики. «Гремящий» носом приблизится к корме транспорта, передаст буксир. После этого «Марина Раскова» даст ход, а эсминец будет заносить корму транспорта то вправо, то влево, чтобы удерживать его на курсе.

Но до утра нечего было и думать о спасательных работах, важно было не потерять транспорт из виду.

Наступил пасмурный день, утренний свет едва пробивался сквозь черные рваные тучи, несущиеся над морем. Гурин объявил свое решение: экипажу «Гремящего» подготовиться к буксировке «Марины Расковой», «Громкому» обеспечивать прикрытие, чтобы не допустить торпедной атаки подводных лодок противника и столкновения конвоя с плавающими минами.
Ураган продолжал трепать корабли. Сила ветра достигала одиннадцати - двенадцати баллов. Верхушки волн, иссеченные ветром, превратились в сплошную пену. Перед кораблями вставали валы такой высоты, что «Гремящий» не успевал взбираться на вершину их, и они обрушивались на него.
Корпус и верхняя палуба исчезали в бурлящих потоках. Волны непрерывно перекатывались через корабль, заливали вентиляционные устройства. Грохот шторма заглушал все звуки движения, даже бешеное вращение вхолостую винтов, то и дело висевших в воздухе, едва корабль зарывался форштевнем в море.

На мостике нельзя было разговаривать. В шуме урагана люди не слышали друг друга, приходилось кричать прямо в ухо. Непрерывное нервное напряжение изматывало людей. Рулевые сменялись через каждый час. Но как ни тяжело было верхней вахте, в машинных и котельных отделениях было еще труднее. Здесь к качке добавлялась жара, так как все помещения были наглухо закрыты, как положено по боевому расписанию. Машинисты уже несколько вахт работали без смены, и сменить их не представлялось возможности: пройти по верхней палубе в такую волну нельзя без риска быть смытым за борт.

По сигналу аврала моряки «Гремящего» вышли на верхнюю палубу. На полубаке подчиненные боцмана Речкина, артиллеристы носового орудия и другие матросы готовили тяжелый стальной трос. Волны обрушивались на людей, грозили их смыть. Но моряки трудились, поддерживая друг друга. Руководили работами помощник командира Васильев и корабельный артиллерист Гаврилов.

Сразу подойти к транспорту не удалось. Корабль стремительно кидало на транспорт. Долго маневрировали, прежде чем сумели перекинуть бросательный конец.

Наконец буксирный трос был подан и закреплен. Транспорт дал ход. «Гремящий» помог ему лечь на заданный курс. Так прошли около сорока миль. Они стоили неимоверных усилий. Транспорт не хотел слушаться, да и эсминец еле-еле управлялся на высоких, как горы, волнах. Судно постоянно сбивалось с курса.

Наступивший рассвет не принес ничего хорошего. Ураган неистовствовал. Продвижение все замедлялось. Гурин решил рискнуть и изменить вид буксировки.

Вновь моряки выбрались на верхнюю палубу. Теперь они работают на юте, на кормовой ее части. Здесь им еще труднее. Полубак, где вчера мучились моряки с тросами, высоко поднят над водой. Сюда доходила не каждая волна. На юте дело другое. Здесь палуба низкая и волны свободно перекатываются через нее. Людей временами захлестывает с головой. Помощник командира капитан-лейтенант А. М. Васильев, главный боцман П. В. Речкин, моряки Н. Афонин, М. Цуриков, А. Кавунев растаскивают и заводят на кнехты стальные и пеньковые тросы. К ним подоспели сменившиеся с вахты матросы из всех боевых частей корабля. Вода по-прежнему заливает палубу, сбивает людей с ног, ее потоки тащат их к срезу кормы, в бурун от винтов.


(Красноречивая характеристика плохой мореходности эсминцев-«семерок»:
при зарывании в волну корабль полностью закрывало облако брызг.)

Матросам приходится привязываться веревками, чтобы ненароком не очутиться за бортом. И когда волны спадают, моряки поднимаются на ноги, отряхиваются от воды, принимаясь за дело. А дело подвигается медленно. Волна раскидывает, путает тросы. Захлебываясь, окоченев от холода в промокшей одежде, матросы снова и снова распутывают стальные канаты, укладывают их на палубе.

Самое сложное в подобной обстановке - подать на транспорт буксирный трос. Гурин приказал командиру «Гремящего», капитану 3 ранга Николаеву, сманеврировать кораблем так, чтобы его корма оказалась рядом с форштевнем парохода. Риск был велик. Потерявший управление транспорт под ударами волн мог навалиться на борт корабля, который также кидало в стороны.

Осторожно «Гремящий» приближается кормой к носу транспорта. Допусти командир малейший просчет при маневрировании, и «Гремящий» бросит на транспорт, разобьет корму, поломает винты и руль. Эсминец работает машинами то назад, то вперед. Тысячи перемен хода потребовалось произвести машинистам, чтобы удержать корабль на заданном расстоянии.

Прошли часы, а не минуты, прежде чем маневр удался. Долгие восемь часов понадобились для того, чтобы передать буксирный трос на транспорт. Но вот «Гремящий» задним ходом медленно придвинулся к транспорту на короткую дистанцию. Трос был закреплен за кнехт. Эсминец дал малый ход вперед. Пароход медленно, как бы нехотя, разворачивался на заданный курс. Но в этот миг очередной девятый вал набросился на эсминец, отвалил его в сторону. На юте матросы не успели дать слабину, по тросу с треском пробежали зигзаги синего огня, и он лопнул, словно тонкая нить.

Маневр повторили. И снова неудача: трос лопнул, как и первый, с той лишь разницей, что его обрывок упал на винты «Гремящего». Пришлось застопорить ход.
Все это время, пока моряки «Гремящего» делали свое нелегкое дело, «Громкий» был в охранении и также делал свое дело: расстрелял плавающую мину, обнаруженную сигнальщиками среди вспененного моря, и отогнал от конвоя подводную лодку противника. «Громкий» ходил вокруг конвоя по увеличивающейся спирали и бросал глубинные бомбы, загоняя лодку на глубину.

Нужно было начинать все сначала. На «Гремящем» больше не оказалось подходящих тросов. Запросили капитана транспорта. Он ответил, что на судне тросы имеются, но находятся в трюме. Капитану предложили мобилизовать для авральных работ не только членов команды, но и всех пассажиров независимо от пола. Переговоры семафором затянулись. Чтобы действовать флажками в такую качку, сигнальщику нужно обладать искусством канатоходца. Пока один из сигнальщиков «писал» флажками, другой его поддерживал, чтобы товарищ не сорвался с мостика. Для того, чтобы достать трос, команде «Марины Расковой» в условиях 11-12 бального шторма пришлось вручную, с помощью пассажиров, переместить стоявщий на люке трюма трактор.

Наконец завели буксир - стальной шестидюймовый трос. Теперь уже для большей гарантии его сохранности, использовали якорную цепь и якорь транспорта. Их стравили за борт вместе с буксирным тросом, чтобы провиснув они своим весом смягчали рывки. На «Гремящем» конец троса усилили своим, обвели его петлей вокруг тумбы четвертого орудия, так как ближайшие кнехты были уже выворочены со своих мест.

Буксировка началась. С большим трудом удалось развернуть транспорт на нужный курс. Идти прямо он упорно не хотел, рыскал то в одну, то в другую сторону и тянул за собой корму миноносца, который по сравнению с ним казался очень маленьким.

Тогда кто-то высказал мысль: а что, если «Громкий» свяжется буксиром с кормой транспорта и таким образом послужит ему рулем? Предложение понравилось. Сигнальным прожектором вызвали «Громкий», который все еще носился вокруг каравана, сбрасывая глубинные бомбы. Подойти «Громкому» к корме транспорта было уже значительно легче, так как судно теперь имело поступательное движение вперед и его меньше швыряло на волне.

В результате дружных усилий команд эсминца и транспорта кормовой буксир был заведен. Скорость движения после этого увеличилась. Имея такой «руль», как корабль, транспорт лег на заданный курс. Теперь беспокоило другое: корабли и транспорт, связанные в одну «цепочку», потеряли свободу маневра и стали прекрасной целью для подводных лодок.
(Последовательность вариантов буксировки «Марины Расковой» эсминцами «Гремящий» и «Громкий»:
1. Сначала буксир был подан с носа эсминца «Гремящий» на корму транспорта. «Марина Раскова» шла своим ходом, а эсминец заносил корму транспорта то вправо, то влево, удерживая его на курсе. Так прошли около сорока миль.
2. Однако транспорт не хотел слушаться нового "руля" и постоянно сбивался с курса. Гурин решил изменить вид буксировки. Буксир передали с кормы эсминца «Гремящий» на нос «Марины Расковой». С большим трудом удалось развернуть транспорт на нужный курс и начать буксировку.
3. Но и при этом варианте идти прямо транспорт упорно не хотел, рыскал то в одну, то в другую сторону и тянул за собой корму эсминца. Тогда «Громкий» связался буксиром с кормой транспорта и таким образом послужил ему рулем. Скорость движения после этого увеличилась. Имея такой "руль", как корабль, транспорт лег на заданный курс.)

Но делать было нечего. Это был единственный способ, позволявший уверенно буксировать транспорт на огромной волне. Машинам «Гремящего» приходилось теперь обеспечивать ход трех кораблей. По оборотам винтов эсминцу полагалось бы двигаться со скоростью 12 узлов, на самом же деле он еле-еле «выжимал» два - три узла.

Люди измучились. Уже два дня экипажи не получали горячей пищи: в условиях страшной качки приготовить ее было невозможно. Каким-то чудом удалось сменить вахту в машинных и котельных отделениях, дав возможность отдохнуть вконец обессилевшим машинистам.

Но караван ждали новые испытания. До базы оставалась еще добрая сотня миль, а топливо на «Гремящем» подходило к концу. Нефтяные насосы вместо мазута все чаще захватывали воздух, и тогда в котлах гасли форсунки. Чтобы избежать этого, все топливо собрали в две цистерны, а остальные заполнили забортной водой, рассчитывая этим уменьшить качку корабля.

Внезапно эсминец «Громкий» отдал буксирные концы и стремительно, насколько позволяла волна, пошел в сторону, часто скрываясь за гребнями волн. Над морем загремели взрывы глубинных бомб. Оказывается, экипаж вторично обнаружил в такой круговерти перископ фашистской подводной лодки, выходившей в атаку на транспорт.

«Громкий» пробомбил район обнаружения глубинными бомбами и не только не дал противнику возможности выпустить торпеды, но и вынудил его отказаться от преследования конвоя. Отбомбившись, эсминец снова занял свое место в походном ордере. Правда, еще несколько раз он отрывался от конвоя и охотился за другими гитлеровскими субмаринами.
Это была та самая «волчья стая», о которой предупреждал командующий флотом перед выходом в море. Значит, противник знал о конвое и поджидал его.


(На мостике эсминца «Гремящий». Командир корабля Николаев (у пеленгатора), связист Кривощеков и сигнальщик.)

На четвертые сутки караван все-таки настолько продвинулся вперед, что простым глазом стали видны низкие берега Новой Земли. Ветер постепенно стих. Волны тоже стали меньше под защитой берега и уже не перекатывались через корабль.

На пятые сутки похода (вместо 50 - 60 часов в нормальных условиях) эсминцы и спасенный ими транспорт втянулись в узкие ворота бухты Белушьей. Путь закончен!

Задание командования было выполнено. Корабли стояли на рейде, и казалось, что они отдыхают после тяжелой работы. Эсминцы выдержали такую нагрузку, о которой, может, и не думали даже их создатели. На кораблях шел пир. Впервые за четверо суток была приготовлена горячая пища. Командиры приказали выдать положенную по нормам водку. Офицеры обедали вместе с матросами. Вспоминали трудности похода, восхищались героизмом тех, кто в шторм работал на верхней палубе, заводя буксирные концы.

Наутро корабли вышли в обратный путь. Нужно было торопиться: в базе их ожидало новое боевое задание.
Через полтора суток эсминцы «Гремящий» и «Громкий» прибыли в Архангельск. В Соломбале первым встретил корабли командующий флотом адмирал Головко. Он поздравил команды с успехом и поблагодарил за образцовое выполнение сложнейшей задачи.

A 9 ноября в штабе Северного флота было получено сообщение о том, что пароход «Марина Раскова», сдав по назначению груз в Белушьей губе, благополучно возвратился в Архангельск.

«Гремящий» - советский эсминец 5 уровня, быстро завоевавший любовь и признание участников бета-теста.

Отличная скорость в 38 узлов позволяет «жалить» противников торпедными ударами, а затем стремительно уходить из-под обстрела, отвечая на огонь залпами мощных 130-мм артиллерийских орудий.

Быстрый и смертоносный, «Гремящий» идеально подготовлен для диверсий во вражеском тылу.

«Гремящий» доступен в Премиум магазине игры в составе пакета «Неуловимый мститель». При покупке вы получите в подарок приглашение в закрытый бета-тест World of Warships. После окончания предзаказов «Гремящий» нельзя будет приобрести как минимум в течение года.

Особенности

  • «Гремящий» несёт на борту одни из самых мощных по меркам эсминцев орудий главного калибра. Огонь этих 130-мм пушек порой может доставитьнемало проблем даже вражеским линкорам, не говоря уже об эсминцах и крейсерах.
  • Главный калибр «Гремящего» отличается не только огромной мощью, но и большой дистанцией огня. По дальнобойности он оставляет позади многие эсминцы более высоких уровней.
  • Скорость вращения орудийных башен «Гремящего» относительно невысока. Вступив в артиллерийский бой, старайтесь удерживать противника на средней или дальней дистанции и активно пользоваться дымзавесой.

  • Довольно высокая дальность хода торпед в 8 км (при дистанции обнаружения корабля в 7 км) порадует любителей скрытной тактики игры. Но помните: скорость торпед не слишком высока, а потому каждую атаку стоит просчитывать на несколько шагов вперёд.
  • Благодаря хорошему торпедному вооружению «Гремящий» может отлично показать себя и в скрытных нападениях из засады, которые так любят почитатели американских эсминцев. Укрываясь за островами или прячась в клубах дыма, корабль до самого последнего момента может оставаться незамеченным, а затем отправить врага на дно единственным сокрушительным торпедным ударом.

Выводы

«Гремящий» - это золотая середина между американскими и японскими эсминцами. Он сочетает в себе сразу многие их достоинства: высокую скорость, хорошее торпедное вооружение и, конечно же, мощнейшую для эсминцев артиллерию.

Учитывая характеристики, лучше всего «Гремящий» покажет себя в схватках на средних дистанциях с резкими прорывами для торпедных атак и стремительным отступлением в клубах дымзавесы.