Рефераты Изложения История

Жильё в ссср. интерьер и быт

Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

Преимущества покупки диплома

Приобретение диплома с занесением в реестр имеет ряд следующих преимуществ:

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.

Новый социалистический быт в СССР


Выполнил:

Проверил:


Волгоград 2009


Введение

1. Быт и жизненный уклад населения Советской России 1920-30 гг.

2. Культура и искусство, как модель социалистического общества

3. Реформирования в области образования и науки

4. Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1920-30 гг.

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., составная часть социалистических преобразований. Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным. Культурная революция и построение нового социалистического быта направлено на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры.

Построение нового социалистического быта предусматривало ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

Отличительной особенностью советского периода истории культуры является огромная роль в ее развитии партии и государства. Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.

В 20-30-е годы в СССР, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила в стране полусредневековую сословность, разделявшую общество на «народ» и «верхи», то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали быть существенным барьером между ними и по крайней мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависеть от социально-профессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной «культурной революцией».

1. Быт и жизненный уклад населения Советской России 1920-30 гг.


Существенные изменения произошли в 20-е гг. в быте населения России. Быт, как уклад повседневной жизни, нельзя рассматривать для всего населения в целом, ибо он различен у разных слоев населения. Ухудшились бытовые условия высших слоев российского общества, занимавших до революции лучшие квартиры, потреблявших качественные продукты питания, пользовавшихся достижениями образования и здравоохранения. Был введен строго классовый принцип распределения материальных и духовных ценностей и представители высших слоев лишались своих привилегий. Правда, Советская власть поддерживала нужных ей представителей старой интеллигенции через систему пайков, комиссию по улучшению быта ученых и т.п.

В годы нэпа зарождались новые слои, которые жили зажиточно. Это так называемые нэпманы или новая буржуазия, уклад жизни которых определялся толщиной их кошелька. Им было предоставлено право тратить деньги в ресторанах и других развлекательных учреждениях. К этим слоям можно отнести и партийную, и государственную номенклатуру, доходы которой зависели от того, как они исполняли свои обязанности. Серьезно изменился уклад жизни рабочего класса. Именно ему предстояло занять ведущее место в обществе и пользоваться всеми благами. От Советской власти он получил права на бесплатное образование и медицинское обслуживание, государство постоянно повышало ему заработную плату, обеспечивало социальное страхование и пенсионное содержание, через рабфаки поддерживало его стремление к получению высшего образования. В 20-е гг. государство регулярно проводило обследование бюджетов рабочих семей и следило за их наполняемостью. Однако часто слова расходились с делами, материальные трудности ударяли прежде всего по рабочим, чьи доходы зависели только от размеров заработной платы, массовая безработица в годы нэпа, низкий культурный уровень не позволяли рабочим серьезно улучшить свои бытовые условия. Кроме того, на быте рабочих сказывались многочисленные эксперименты по насаждению «социалистических ценностей», трудовые коммуны, «общие котлы», общежития.

Крестьянский быт в годы нэпа изменился незначительно. Патриархальные отношения в семье, общий труд в поле от зари до зари, желание приумножить свое достояние характеризовали уклад основной массы российского крестьянства. Оно стало более зажиточным, у него развивалось чувство хозяина. Маломощное крестьянство объединялось в коммуны и колхозы, налаживало коллективный труд. Крестьянство больше всего волновало положение церкви в Советском государстве, ибо с ней оно связывало свое будущее. Политика Советского государства в отношении церкви в 20-е гг. не была постоянной. В начале 20-х гг. на церковь обрушились репрессии, изымались церковные ценности под предлогом необходимости борьбы с голодом. Затем в самой православной церкви произошел раскол по вопросу об отношении к Советской власти и группа священников образовала «живую церковь», отменила патриаршество и выступила за обновление церкви. При митрополите Сергии церковь встала на службу Советской власти. Государство поощряло эти новые явления в жизни церкви, продолжало проведение репрессий против сторонников сохранения старых порядков в церкви. В то же время оно проводило активную антирелигиозную пропаганду, создало разветвленную сеть обществ и периодических изданий антирелигиозного толка, внедряло в быт советских людей социалистические праздники в противовес религиозным, даже пошло на изменение сроков рабочей недели, чтобы выходные дни не совпадали с воскресеньями и религиозными праздниками.


2. Культура и искусство, как модель социалистического общества


В начале ХХ века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения Коммунистической партии к творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики Советского государства. В работе “Партийная организация и партийная литература” (1905 г) В.И. Ленин утверждает, что несостоятельным является стремление некоторых творческих людей быть “вне” и “над” классовой борьбой, поскольку “…жить в обществе и быть свободными от общества нельзя”. Классовой подход к культуре - определяющий принцип коммунистов к культурному наследию и происходящим культурным процессам. Основной целью культуры, по мнению В.И. Ленина, является не служение “…пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее “будущность”. Таким образом, культура и, в частности, такая ее сфера как искусство, должны стать “частью общепролетарского дела”, выражать интересы этого класса.

В марксистской концепции содержалась мысль о взаимосвязи всемирно-исторической миссии пролетариата с перспективами развития культуры: в какой степени пролетариат как революционный класс выразит интересы общества в целом, усвоит, переработает, разовьет “…все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры”, в такой мере зависит ее развитие. Отсюда следует вывод, что гуманистической, в полном смысле этого слова, становится та культура, которая порождена классом, борющимся за свое освобождение. “Класс, совершающий революцию, - писал В.И. Ленин, - уже по одному тому, что он противостоит другому классу, с самого начала выступает как класс и как представитель всего общества”.

Вместе с тем Ленин обращал внимание на следующее крайне важное обстоятельство: “С точки зрения основных идей марксизма интересы общественного развития выше интересов пролетариата, интересы всего рабочего движения в целом выше интересов отдельного слоя рабочих или отдельных моментов движения”.

Серьезной задачей культурной революции провозглашалось приобщение народа к культурным ценностям, изменение его сознания, перевоспитание самого человека. “Раньше, - говорил В.И. Ленин, - весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации…”.

Государство взяло на себя финансирование всех отраслей культуры: образование, материально-техническое обеспечение, все виды искусства, установив строжайшую цензуру над литературой, театром, кинематографом, учебными заведениями и т.п. Была создана стройная система идеологической обработки населения. Средства массовой информации, оказавшись под жесточайшим контролем партии и государства, наряду с достоверной информацией использовали прием манипулирования сознанием населения. Внушалась народу мысль о том, что страна представляет осажденную крепость, и право находиться в этой крепости имеет лишь тот, кто ее защищает. Постоянный поиск врагов становится отличительной чертой деятельности партии и государства.


3. Реформирования в области образования и науки


В рассматриваемый период культурная жизнь страны развивалась весьма неоднозначно. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования.

Историческим наследием царского режима явилась значительная доля неграмотного населения. Между тем необходимость быстрой индустриализации страны требовала огромное количество грамотных производительных работников.

Планомерные усилия советского государства, начавшиеся еще в начале 1920-х годов, привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, к тридцатым годам советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего история, всеобщая и отечественная). С начала 30-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.

Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г.С.И. Вавилов основал Физический институт АН им.П.Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органической химии, в Москве П.Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И.П. Павлов, селекционер И.В. Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладных областях. В частности, на этот период приходятся значительные открытия в изучении Арктики (О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин), разработке космических полетов и реактивного движения (К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандлер). Возрождается историческая наука. Как было сказано, возобновляется преподавание истории в средней и высшей школе. Создается научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б.Д. Греков - автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в. « и др.); академик Е.В. Тарле - знаток новой истории стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.).

В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н.И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С.П. Королев и многие другие.

Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция, большинство представителей которой добросовестно служили советскому государству. В результате фальсифицированных разоблачений ряда «вредительских контрреволюционных организаций» («Шахтинское дело», процесс «Промпартии») в массах разжигалось недоверие и подозрительность по отношению к представителям интеллигенции, что в результате облегчало расправу с неугодными и гасило всякое проявление свободной мысли. В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП (б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И.В. Сталина. В качестве оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В стране утверждался культ личности Сталина.


4. Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1920-30 гг.


В данный период происходят значительные изменения и в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в 20-е годы продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе времени - Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников.

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б.В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов». В отличии от появившихся в то время в изобилии «картин», изображающих и прославляющих Вождя или нарочито оптимистических полотен вроде «Колхозного праздника» С.В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой художественной силой - несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалось передать художнику, трогает зрителя независимо от политических убеждений. Кисти Иогансона принадлежат также большие картины «На старом уральском заводе» и «Выступление В.И. Ленина на 3-м съезде комсомола». В 30-е года продолжают работать К.С. Петров-Водкин, П.П. Кончаловский, А.А. Дейнека, серию прекрасных портретов современников создает М.В. Нестеров, пейзажи Армении нашли поэтическое воплощение в живописи М.С. Сарьяна. Интересно творчество ученика М.В. Нестерова П.Д. Корина. В 1925 г. Кориным была задумана большая картина, которая должна был изображать крестный ход во время похорон. Художником было сделано огромное количество подготовительных этюдов: пейзажи, множество портретов представителей православной Руси, от нищих до церковных иерархов. Название картины предложил М. Горький - «Русь уходящая». Однако после смерти великого писателя, оказывавшего художнику покровительство, работу пришлось прекратить. Наиболее известной работой П.Д. Корина стал триптих «Александр Невский» (1942 г).

Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной (1889-1953). Скульптурная группа была изготовлена В.И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.

В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А.В. Щусева. Мавзолей по-своему замечателен. Архитектору удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариата представляет собой скромное, небольшое по размерам, очень лаконичное строение, прекрасно вписывающееся в ансамбль Красной площади. К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром», хотя с настоящим ампиром, для которого характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм, в реальности его роднит лишь генетическая связь с античным наследием. Вульгарное порой великолепие сталинской неоклассики призвано было выразить силу и мощь тоталитарного государства.

Отличительной чертой в области театра было становление новаторской деятельности театра Мейерхольда, МХАТа и др. Театр имени Вс. Мейерхольда работал в 1920-38 под руководством режиссёра В.Э. Мейерхольда. При театре существовала специальная школа, сменившая несколько названий (с 1923 Государственные экспериментальные театральные мастерские - ГЭКТЕМАС). Почти все спектакли ставил сам Мейерхольд (в редких случаях в сотрудничестве с близкими ему режиссёрами). Характерное для его искусства в начале 1920-х гг. стремление сомкнуть новаторские эксперименты («конструктивистские» постановки «Великодушного рогоносца» Ф. Кроммелинка и «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина, обе - 1922) с демократическими традициями простонародного площадного театра особенно заметно проступило в чрезвычайно вольной, откровенно осовремененной режиссёрской композиции «Леса» А.Н. Островского (1924); игра велась в шутовской, балаганной манере. Во второй половине 1920-х гг. на смену стремлению к аскетичности пришло тяготение к эффектному зрелищу, которое проявилось в спектаклях «Учитель Бубус» А.М. Файко (1925) и особенно в «Ревизоре» Н.В. Гоголя (1926). Среди других спектаклей: «Мандат» Н.Р. Эрдмана (1925), «Горе уму» («Горе от ума») А.С. Грибоедова (1928), «Клоп» (1929) и «Баня» (1930) В.В. Маяковского, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина (1933). Огромный успех театру принёс спектакль «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1934). В 1937-38 театр был подвергнут резкой критике как «враждебный советской действительности» и в 1938 решением Комитета по делам искусств закрыт.

В театре начинали свой творческий путь режиссёры С.М. Эйзенштейн, С.И. Юткевич, И.А. Пырьев, Б.И. Равенских, Н.П. Охлопков, В.Н. Плучек и др. В труппе театра раскрылись актёрские дарования М.И. Бабановой, Н.И. Боголюбова, Э.П. Гарина, М.И. Жарова, И.В. Ильинского, С.А. Мартинсона, З.Н. Райх, Е.В. Самойлова, Л.Н. Свердлина, М.И. Царёва, М.М. Штрауха, В.Н. Яхонтова и др.

Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» с Н.К. Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на революционную тематику: «Ленин в Октябре» (реж. М.И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С.И. Юткевич); фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г.М. Козинцев); музыкальные комедии Григория Александрова с жизнерадостной, зажигательной музыкой Исаака Дунаевского («Веселые ребята», 1934, «Цирк» 1936, «Волга-Волга» 1938), идеализированные сцены жизни Ивана Пырьева («Трактористы», 1939, «Свинарка и пастух» 1941) создают атмосферу ожидания «счастливой жизни». Огромной популярностью пользовался фильм братьев (в действительности же только однофамильцев, «братья» - своеобразный псевдоним) Г.Н. и С.Д. Васильевых - «Чапаев» (1934 г).


Заключение


Преобразования, проводившиеся в стране, не могли не коснуться и перестройки жизни общества. Этот процесс получил название культурной революции., которая начала осуществляться с первых лет Советской власти, но которая широко развернулась лишь в период реконструкции народного хозяйства.

Преобразования в духовно-культурной сфере и построение нового социалистического быта развертывались по следующим направлениям: - ликвидация неграмотности и введение всеобщего обучения; - подготовка специалистов для народного хозяйства через высшее и среднее специальное образование; - развитие науки как фундаментальной, так и прикладной; - создание творческих союзов и развитие художественной культуры; - становление многонациональной культуры; - идеологическая работа по пропаганде социалистического образа жизни и мобилизации масс на социалистическое строительство.

Осуществление преобразований в культурно-духовной сфере осуществлялось в особых условиях переходного периода, когда в большой мере сказывались: во-первых, поголовная неграмотность населения; во-вторых, сохранение культуры царского времени с большим влиянием религии, великодержавной духовной и национальной политики; в-третьих, влияние буржуазной культуры и ее носителей в лице старой интеллигенции; в-четвертых, эмиграция значительной части научной и творческой интеллигенции, и, в-пятых, необходимость ускоренной подготовки технических кадров для промышленности.

Список используемой литературы


Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России ХХ век. - М.: Издательство АСТ, 1996.

Голубков М.М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы в 20 - 30-е годы. М.: Правда, 1992.

Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. 1901 - 1945. М.: Искусство, 1991.

Репрессированная наука / Под ред. М.Г. Ярошевского. Л., 1991.

Хрестоматия по истории СССР. 1917 - 1945 гг. Учебное пособие для педагогических институтов - М.: Просвещение, 1991.

Похожие рефераты:

Целью статьи является краткий анализ особенностей системы гуманитарного образования республики Башкортостан второй половины 30-х годов.

Рабселькоровское движение - участие в печати рабочих и широких масс трудящихся, свойственное только коммунистической прессе. Принципиальное обоснование Р. д. дано в брошюре т. Ленина «С чего начать».

В 30-х годах американский фотограф Джеймс Эббе (James Abbe) посетил СССР для ознакомления и освещения советской театральной жизни. В 1932 году выходит его книга с фотографиями и личными описаниями о времени проведенным в Советском Союзе.

Сенсационный портрет Сталина с личной подписью. За время своего правления, опасный и холодный, как сталь, таинственный и далекий, Сталин, никогда до этого и после не соглашался позировать для фотографа и подписал за время своего правления всего две фотографии.

Ночь в Москве вид из гостиницы,где проживал Джеймс Эббе


Ледоход на Москве-реке


Двадцатилетний юбилей правительственного органа газеты Правды. Гигантский транспарант напоминает, что "пресса должна служить орудием социалистического воспитания."


Женщины-рабочие более эффективны и надежны, чем мужчины


На Первого мая более миллиона солдат Красной Армии и рабочих проходят по Красной Площади, чаще всего в приказном порядке.


"Нам нечего терять, кроме своих цепей" написано на трнаспарантах. Проходя через Красную Площадь, эта группа рабочих должны изображать, что "разрывают свои цепи".


Пионеры продают облигации госзайма для второй пятилетки.


Снимать различные аварии на улицах Моквы было под строгим запретом, фотограф рисковал своей свободой, когда делал этот снимок. Во время торжественного парада на Красной Площади произошло столкновение, конная артиллерия, галопировавшая на бешеной скорости, врезалась в другую конницу. Лозунг на китайском гласит "Да здравствуют Советская Республика."


Группа на мавзолее Ленина, справа налево: Калинин, Орджоникидзе, Ворошилов, Сталин, Молотов и Горький.


Литвинов, министр иностранных дел.Главный дипломат СССР и активный пропагандист большевизма на Женевских конференциях, который "никогда не дает интервью". Огромная карта мира на заднем плане.


В свой выходной день москвичи собираются на спортивных площадках. Сила, ловкость, скорость и выносливость приветствуются в стране советов.


В ожидании пригородной электрички.Такие фотографии тоже делать запрещено!


На фасаде отеля Метрополь плакат: церковь охраняет богатства, украденные у эксплуатируемых масс. Дети несут транспаранты: священник - брат свиньи.

Жена и дети фотографа Джеймса Эббе.

Церковь в деревне Клязьма, типичный русский храм. В городах те немногие колокола, что не были переплавлены, уже не звонят, но в провинции 60% церквей ещё работает.

Пригородный газетный киоск. У вас нет шанса найти здесь журнал New York Times, Fortune или Harper"s Bazaar. Зато здесь продается свежая земляника.

Церковные похороны на улицах запрещены, кроме как только на территории кладбища, куда настоящие большевики никогда не ходят. Крестьяне оплакивают своих умерших, лежащих в картонных гробах.

Церковь посещают в основном только женщины

Рука святого с разрушенного коммунистами памятника, как будто просит небеса о помощи.

Директор антирелигиозного музея в московском Донском монастыре. Он сидит в кресле отца настоятеля и за его столом. Но у него совершенно другие задачи.


Товарищ Смидович, советский Антихрист, генеральный директор антирелигиозной деятельности. Его тень на стене кабинета распространяется на русскую землю, чтобы потушить тот свет, которым люди жили двадцать столетий.


Гравировщики по металлу перебивают бессмертные имена на произведениях искусства вековой давности. Надпись "Романовы" они заменяют на "Новый отель Москва". Туристы, ворующие серебряные ложки на сувениры, в полном восторге от таких сувениров.


Деревянные резные статуи Христа из трёх ликвидированных церквей. Темное пятно руке центральной фигуры - место где её веками целовали крестьяне. "Абсурдно и антисанитарно" утверждают власти.


Женщины и мужчины купаются практически голые, но только в разных местах.

Воздушные шарики продаются даже при тридцати градусов ниже нуля,а маленьких большевиков выносят подышать свежим воздухом, закутывая их в плотные одеяла с головой, что заставляет задуматься над определением "дышать".

Ветераны - революционеры, мечтавшие, боровшиеся, строившие заговоры и бросавшие бомбы в царское время, сейчас живут в роскошных домах для ветеранов.


Красивый жест нынешней власти - популярное раньше московское кабаре, отдали под дом крестьянина.


Если повезет и лошадь победит на скачках, советский человек может исполнить заветную мечту - наесться в ресторане ипподрома до отвала.

Бывший дворец Екатерины Великой, затем служивший гаремом для царских сановников, а сейчас в нем размещается академия военной авиации. Тоже запрещенная фотография.


Рота красных командиров, передовых советских войск, на параде перед зданием штаба. Угловая комната на втором этаже служила спальней Наполеону, когда он посетил Москву в 1812 году.


Это не солдат из музыкальной комедии, это товарищ майор Сумарокова, единственная женщина-пилот в Красной Армии.

В Донбассе, одно из лучших автомобильных шоссе в СССР. И тоже запрещенная фотографии с электростанциями.


Фотографировать очереди в магазин тоже под запретом. Магазин одежды.


Лубянская площадь. Часть стены Китай-города. Большевики бы разрушили и ее, если бы не иностранные туристы, любящие посмотреть на старину.


Солдаты ГПУ выстроились возле кремлевской стены. На заднем плане памятник Джону Риду, американскому коммунисту, похороненному рядом с Лениным. Запрещенная фотография.

Экспонаты Кремля. Самый большой колокол и самая большая пушка в мире. Колокол упал при установке на колокольню и разбился прежде чем в него звонили. Из пушки никогда не стреляли из-за ошибок конструкции.


Похороны жены Сталина. На каждой крыше снайперы с винтовками. Приказ был стрелять по окнам, если их откроют. Фотограф пятнадцать раз рисковал жизнью, сделав 15 снимков из Гранд Отеля.


Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим, —
Кто был ничем, тот станет всем.
Построение социализма означает разрушение всего старого, даже если это двор знаменитого Зимнего Дворца в Ленинграде или ещё одна приговоренная к разрушению церковь.

В московском студенческом городке

Украинское правительственное здание в Харькове - прекрасный образец архитектуры.


Антропологический музей московского университета гордится крупнейшей коллекцией человеческих черепов в мире. Работники музея каталогизируют солдат ещё одной войны.


Публикация в американском журнале New York Times



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект урока в 9классе

Тема: XX века». Мензелинский район.

Учитель –дефектолог: Суздалева И.В.

Тема: «Жизнь и быт советских людей в 20-30 годы XX века» Мензелинский район.

Цель : Ознакомить учащихся с жизнью и бытом советских людей в 20-30годы 20 века.

Задачи: дать сведения, что с проведением индустриализации и коллективизации в жизни людей произошли большие изменения, подчеркнуть, что у всех простых граждан жизнь и быт были одинаковыми, психологии людей произошли большие изменения.

- развивать познавательные способности учащихся посредством работы с текстом учебника

    прививать интерес к истории своего Отечества, своего края.

Основные термины и понятия: керосинка, коммунальная

квартира.

Оборудование: тесты, презентация, экспонаты из музея- утюг, керосиновая лампа.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I .Организация класса к уроку.

II . Повторение пройденного материала.

1. Фронтальная беседа по вопросам.

Какую тему изучали на прошлом уроке?

Что предусматривалось сделать в деревне?

На каких условиях крестьяне должны были вступать в колхоз?

Кого называли кулаками?

Как изменилась жизнь крестьян после коллективизации?

Назовите одну из главных причин, вызвавших протестное выступление крестьянства в России.

2. Мензелинский район в годы коллективизации.

Годы гражданской войны и коллективизация охватили и наш Мензелинский уезд(так он назывался в начале 20века.)и входил в состав Уфимской губернии. Первыми колхозами в Мензелинске был колхоз «Ударник», «Правда» .В Мензелинском уезде шла упорная борьба за хлеб. Продоотряды изымали у крестьян хлеб и высыпали в случайные помещения, нередко прямо на навоз в конюшнях.

3. Чтение реферата ученицей « Вилочное восстание в Мензелинском уезде в феврале 1920г.»

В годы гражданской войны в 1920г.в Поволжье произошло вилочное восстание. Оружием восставших были вилы и топоры. Угроза голода подтолкнула многих жителей Уфимской, Казанской и Самарской губернии к восстанию. Это было протестом крестьян против политики большевиков. В 1920г. среди всех губерний страны Уфимская губерния заняла второе место по сдаче хлеба государству. Весь хлеб отбирался у крестьян подчистую, даже не оставляя им на еду.

Огнем восстаний в Уфимской губернии полыхал Мензелинский уезд: Антанивская, Старо-Каширская, Троицкая, Токмакская волости.Основную массу восставших составляли татары и башкиры. Поводом послужил такой случай. Отбираемый у крестьян хлеб: рожь, овес, ячмень высыпали прямо в снег в одно место, что и возмутило крестьян. Разъяренная толпа набросилась на продотрядников и стала их избивать, гнать их деревни. Вспышку восстания в Чистопольском и Мензелинском уездах быстро погасили.

Скажите, а что возмутило крестьян в Мензелинском уезде?

Назовите еще важное событие 20-30годов в СССР?

Индустриализация- строительство крупных промышленных предприятий.

    Актуализация знаний учащихся

С проведением коллективизации и индустриализации в жизни советских людей произошли большие изменения. Эти изменения были связаны, прежде всего, со строительством новых промышленных предприятий.

Сообщение темы урока:«Жизнь и быт советских людей в 20-30 годы XX века».

IV . Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя о жизни людей на новостройках.

Тысячи молодых людей по путевкам комсомола ехали строить новые промышленные предприятия.

В результате героического труда советских людей были построены заводы-гиганты, и электростанции, строились цеха, домны, электросети, проложены железные дороги. Все достижения состоялись благодаря нечеловеческим усилиям людей, здоровье многих было подорвано. На стройку люди приезжали с небольшим количеством одежды и своими инструментами: топорами, лопатами, пилами. Работали вручную, котлован копали лопатами, выбранный грунт отвозили тачками. Трудились в любую погоду: жару и лютую стужу. Часто работали без выходных, иногда по двое суток подряд. Рабочие были согласны на любые лишения, лишь бы скорее построить мощный комбинат.

    Жили в походных условиях, питались в общих столовых. У них не было своего дома, квартиры, вещей. Вокруг строящегося предприятия строили и рабочий поселок. . Поэтому строили бараки , где в одной комнате проживало много человек.

2. Рассказ учителя о жизни рабочих в городах.

Большие изменения произошли в жизни горожан . В г. Мензелинске тоже строились предприятия:

Мы посмотрим с вами на примере нашего города, какое жилье строилось для рабочих.

Много молодых людей того времени уезжали в города, взрослели и создавали семьи.

3. Работа с учебником.

Опережающее задание о жизни людей в больших городах.

Вопросы для беседы.

Где жили люди, если не хватало квартир?

Как вы думаете, насколько неудобно было жить в таких квартирах?

Эти дома - много этажные бараки , длинный коридор , множество дверей. За каждой дверью комната для одной семьи . В конце коридора - кухня, туалет, ванная , которыми пользовались все семьи одного этажа. По утрам выстраивались очереди.

На кухне у каждой семьи: стоял стол и еда готовилась на керосинках. Здесь же сушили и стирали белье.

(показ учителем керосиновой лампы, утюга)

А в больших городах строились коммунальные квартиры.

4.Чтение учащимися про коммунальные квартиры.

Коммунальные квартиры напоминали общежитие.

Как вы думаете, насколько неудобно было жить в таких квартирах.

Физминутка . 20 мин.

Песня группы Дюна «Коммунальная квартира»

А как вы думаете в наше время есть такие дома-общежития?

5. Рассказ учителя о питании людей.

В 20-30годы питались люди плохо , продукты распределялись по карточкам.

Какие продукты получали по карточкам?

За продуктами выстраивались длинные очереди. (слайды 17,18)

Почему люди выстраивались в очереди?

Обратите внимание на прилавки магазинов. Что вы можете о них сказать?

4. Рассказ учителя об отношениях между людьми, их психологии.

Люди действительно стали равны. Все были одинаково бедными. Кроме бедности, жили в страхе.

Почему люди жили в постоянном страхе?

Почему люди осуждали роскошь?

- Какую одежду носили в то время?

    Одевались просто: мужчины - брюки, полотняные, рубашки на выпуск, кепки; женщины -темные юбки, длинной ниже колена, блузки с длинными рукавами.

Носить платье и блузки с короткими рукавами считалось неприличным

    Роскошь в одежде и быту осуждалась (просмотр слайдов, фотоснимков 20-30-х годов с изображением граждан СССР)Если у кого-то из соседей видели хрустальную вазу или дорогую посуду, то тут же доносили до него. Так жила основная масса граждан России в 20-30 годы XX века.

    Работа с рассказом для дополнительного чтения «Партийные работники ».

Словарная работа: элита, паек.

    Почему жизнь и быт партийных работников отличались от жизни простых людей?

IV . Первичное закрепление нового материала.

Фронтальная беседа по вопросам.

- Как вы оцениваете в целом жизнь людей в 20-30 годы XX века?

Почему в это время люди жили в коммунальных квартирах?

Что изменилось в общении, психологии?

V .Подведение итогов урока.


^ Повседневный быт советского человека. Послевоенные годы были одними из самых тяжелых для граждан СССР. Миллионы семей потеряли на войне кормильцев. Без крыши над головой остались 25 млн. человек. Сожженные избы в деревнях некому было восстанавливать. Еще долгие годы после войны люди вынуждены были жить в землянках, бараках, железнодорожных вагонах. На каждого жителя сибирских городов приходилось лишь 1,5-2 кв. м жилплощади.

Интенсивным был труд людей. Работать приходилось порой по 10-12 часов в день. Условия труда были намного хуже довоенных - сказывались последствия войны. На производство поступило немало трофейной техники, однако далеко не все могли ее освоить.

В деревнях часто пахали на коровах, а если не было и их, люди впрягались в плуг сами. Сеяли вручную, так же и собирали урожай.

Осенью 1947 г. были установлены единые цены на продукты питания, в результате чего стоимость 1 кг черного хлеба увеличилась с 1 до 3,4 руб., мяса - с 14 до 30 руб., сахара - с 5,5 до 15 руб., сливочного масла - с 28 до 66 руб. При средней зарплате 500 руб. нужно было заплатить за костюм 450 руб., за мужские полуботинки - 288 руб., а за наручные часы - 900 руб.

Цены были настолько высоки, что власти в течение 1947-1952 гг. шесть раз объявляли об их снижении. Но и после этого они в 2-3 раза превышали довоенные. При этом товаров хронически не хватало. За хлебом порой приходилось стоять по полтора-два дня.

Все это вынуждало, в первую очередь, крестьян, как и во время войны, питаться "на подножном корму": варили щи из щавеля и крапивы, лебеды и свекольной ботвы, весной заготавливали березовый сок, летом собирали грибы и ягоды, ловили рыбу.

В разгар голода, летом 1947 г., был принят указ Президиума Верховного Совета СССР "Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества", предусматривавший длительные сроки заключения за воровство с колхозных полей картошки, колосков, свеклы. По этому указу к моменту смерти Сталина (1953 г.) были осуждены 1,3 млн. человек.

^ ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ (1945-1953) ГОДЫ. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Влияние войны на политические настроения. Война изменила общественно- политическую атмосферу в советском обществе. Сама экстремальная обстановка на фронте и в тылу заставляла людей мыслить творчески, действовать самостоятельно, принимать на себя ответственность в решающий момент.

Война пробила брешь в "железном занавесе", которым СССР был изолирован от других стран с 30-х годов. Участники европейского похода Красной Армии (а их было почти 10 млн. человек), мобилизованные для работ в Германию жители оккупированных немцами областей СССР (до 5,5 млн.) своими глазами увидели и смогли оценить тот мир, о "разложении" и "близкой гибели" которого им говорили до войны. Отношние к личности, уровень жизни, организация труда и быта настолько отличались от советских реалий, что многие усомнились в целесообразности пути, по которому шла страна все эти годы. Сомнения проникали даже в ряды партийно-государственной номенклатуры.

Победа народа в войне породила множество надежд и ожиданий. Крестьяне рассчитывали на роспуск колхозов, интеллигенция - на ослабление политического диктата, население союзных и автономных республик - на изменение национальной политики. Эти настроения излагались в письмах партийному и государственному руководству, донесениях органов госбезопасности. Проявились они и в ходе "закрытого" обсуждения проектов новой конституции страны, Программы и Устава партии. Предложения высказывали лишь ответственные работники ЦК партии, ЦК компартий союзных республик, наркомы, руководство краев и областей. Но и они готовы были ликвидировать специальные суды военного времени, освободить партию от хозяйственных функций, ограничить срок пребывания на руководящей партийной и советской работе, проводить выборы на альтернативной основе.

Власть стремилась ослабить возникшее социальное напряжение, с одной стороны, путем декоративной, видимой демократизации, а с другой - усилением борьбы с "вольнодумством".

^ Изменения в политической системе. После окончания войны, в сентябре 1945 г., было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров.

Состоялись выборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. Чаще стали созываться сессии Советов. Прошли выборы народных судей и заседателей. Однако, несмотря на видимость демократических перемен, власть по-прежнему оставалась в руках партийного аппарата. Деятельность Советов зачастую носила формальный характер.

В октябре 1952 г., спустя 13 лет после предыдущего, состоялся очередной, XIX съезд партии, принявший решение о переименовании ВКП(б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Перед этим прошли съезды профсоюзов и комсомола, не созывавшиеся почти три уставных срока. Но это были лишь внешне позитивные демократические перемены. Политический режим в стране заметно ужесточился, набирала силу новая волна политических репрессий.

Ужесточение политического режима. Главными причинами ужесточения политического режима были "демократический импульс" войны и про­рыв "железного занавеса".

Ветер перемен коснулся и ближайшего окружения вождя. Стоило ему осенью 1945 г. уехать в отпуск, как оставшаяся за него "четверка"(В. М. Молотов, Л. П. Берия, Г. М. Маленков, А. И. Микоян) смягчила цензуру на материалы западных корреспондентов. Вскоре в английской "Дейли геральд" появилась статья, где долгое отсутствие Сталина в Москве объяснялось его предстоящим уходом с поста главы правительства. Преемником называли Молотова. Такой "крамолы" вождь членам "четверки" не простил: Молотов был отстранен от обязанностей первого заместителя главы правительства, Берия переведен с поста наркома НКВД, Маленков был раскритикован и направлен на работу в Казахстан, Микояну было указано на "серьезные недостатки в работе".

Одновременно в противовес "старой гвардии" Сталин выдвинул в ряды своего ближайшего окружения относительно молодых работников - А. Н. Косыгина, А. А. Жданова, Н. А. Вознесенского, А. А. Кузнецова. Они долгое время работали в Ленинграде. Однако в 1948 г. начались аресты лидеров ленинградской парторганизации. По "ленинградскому делу" были арестованы более 2 тыс. человек, обвиненных в попытках "противопоставить Ленинград Москве". Были отданы под суд и расстреляны 200 человек, включая члена Политбюро и Председателя Госплана СССР Н. А. Вознесенского, секретаря ЦК партии А. А. Кузнецова, Председателя Совмина РСФСР М. И. Родионова.

С окончанием войны "население" ГУЛАГа пополнилось новыми "врагами народа". В лагерях Сибири и Коми АССР оказались сотни тысяч бывших военнопленных. Сюда же попали бывшие работники госаппарата, помещики, предприниматели, зажиточные крестьяне из Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии. В лагерях оказались и сотни тысяч немецких и японских военнопленных. С конца 40-х гг. стали прибывать и многие тысячи рабочих и крестьян, не выполнявших нормы выработки или посягнувших на "социалистическую собственность" в виде нескольких картофелин или колосков, вмерзших в землю после уборочной страды. По различным данным, численность заключенных в эти годы составляла от 4,5 до 12 млн. человек. Но и этого оказалось мало. В конце 1952 - начале 1953 г. были произведены аресты по "мингрельскому делу" и "делу врачей". Докторов обвинили в неправильном лечении высшего руководства, что якобы повлекло за собой смерть А. А. Жданова, А. С. Щербакова и других видных деятелей партии. "Мингрелов" (к представителям этой народности без труда мог быть отнесен и Берия) обвиняли в подготовке покушения на Сталина. В узком кругу Сталин все чаще говорил о необходимости нового витка репрессий, называя в числе "врагов народа" Молотова, Микояна, Ворошилова. Говорил он и о необходимости проводить публичные казни на городских площадях.

^ Власть и церковь. В феврале 1945 г. Поместный Собор Русской Право­славной Церкви избрал новым патриархом Московским и всея Руси Алексия I . Он продолжил линию на поддержку усилий государства в разгроме врага на заключительном этапе войны. А после ее окончания активно включился в миротворческую деятельность, которую проводил сам и через своих представителей в различных странах мира.

Заметно усилилось желание верующих вновь открыть свои храмы. В 1944-1948 гг. с такой просьбой к властям обратилось более 23 тыс. приходов. В большинстве случаев власти пошли навстречу верующим. Это потребовало значительного количества духовенства. Патриарх Алексий преобразовал Московский богословский институт и Богословские курсы в Московскую духовную академию и семинарию.

Некоторые партийные деятели по окончании войны посчитали миссию церкви выполненной и предлагали вновь усилить борьбу с ней. Секретарь ЦК ВКП(б) М. А. Суслов подготовил и специальное постановление ЦК о задачах атеистической пропаганды в новых условиях. Однако Сталин отказался его принять, решив сохранить существующие отношения с церковью. Вскоре из официальных партийных документов исчезло даже само понятие "атеистическая" работа.

Все это, однако, вовсе не означало прекращения репрессий против деятелей церкви. Лишь за 1947-1948 гг. было арестовано около 2 тыс. священников различных конфессий (православных - 679, сектантов - 1065, мусульманских - 76, буддистов - 16, католиков и лютеран - 118, последователей иудаизма - 14). Каждый год не менее ста священнослужителей различных конфессий были расстреляны. Но это были в основном те, кто вел борьбу с официальными церковными властями.

^ Национальная политика. Единство и дружба народов СССР, ставшие одним из источников победы в войне, в полной мере проявились и в возрождении экономики страны. На восстановлении предприятий областей РСФСР, Украины, Белоруссии, Молдавии, прибалтийских республик трудились представители различных народов. При реконструкции украинского комбината "Запорожсталь" стояли палатки с надписями: "Рига", "Ташкент", "Баку", "Дальний Восток". Заказы по восстановлению этого гиганта индустрии выполняли 200 заводов из 70 городов страны. Более 20 тыс. человек из разных республик прибыли для восстановления Днепрогэса.

На основе вывезенных в ходе войны предприятий формировалась мощная индустриальная база на востоке страны. Были созданы или значительно расширены металлургические центры на Урале, в Сибири, Казахстане, Узбекистане, Грузии. В 1949 г. впервые в мире на Каспии азербайджанские нефтяники начали морскую добычу нефти. Крупное нефтяное месторождение стали осваивать в Татарии.

Продолжился прерванный войной процесс индустриализации республик Прибалтики, западных областей Украины и Белоруссии, Правобережной Молдавии. Создаваемые здесь предприятия оснащались станками и оборудованием, произведенными на заводах Москвы, Ленинграда, Челябинска, Харькова, Тбилиси и других городов СССР. В результате промышленное производство в этих районах страны за годы четвертой пятилетки выросло в 2-3 раза.

"Демократический импульс" войны в полной мере проявился и в росте национального самосознания, обращении народов страны к своим корням, героическим страницам исторического прошлого. Еще в военные годы в Татарии появились работы историков и писателей, посвященные своей прародине - Золотой Орде, ее правителям Батыю, Едигею и др. Они представали не в образе врагов, а выступали как основоположники татарской государственности.

В Башкирии были изданы "Очерки по истории Башкирии", литературные произведения о национальных героях "Идукай и Мурадым", "Эпос о богатырях". В пьесе "Кахым-Туря", посвященной героическому 1812 г., наряду с русскими воинами были показаны герои-башкиры, защищавшие Родину. Такие же произведения появились и у других народов страны. Власти же увидели в них "популяризацию ханско-феодального" прошлого и противопоставление народов.

^ Национальные движения после войны. Война привела к оживлению национальных движений, которые не прекратили свою деятельность и после ее окончания. На Украине продолжали воевать отряды Украинской повстанческой армии. В Белоруссии только за первый послевоенный год было ликвидировано 900 повстанческих отрядов. Общая численность погибших от рук националистов-подпольщиков партийных и советских активистов в Прибалтике, по неполным данным, составила более 13 тыс. человек. Несколько сотен националистов действовали в молдавском подполье. Все они протестовали против присоединения своих рес­публик к СССР и начавшейся здесь сплошной коллективизации. Сопротивление войскам НКВД было настолько упорным, что продолжалось до 1951 г. Только в Литве, Латвии и Эстонии было изъято 2,5 тыс. пулеметов и около 50 тыс. автоматов, винтовок и пистолетов.

Всплеск национальных движений вызвал и новую волну репрессий. Она "накрыла" не только участников националистического подполья, но и ни в чем не повинных представителей различных народов.

В мае 1948 г. МВД провело операцию "Весна" по депортации из Литвы в Сибирь "членов семей литовских бандитов и бандпособников из числа кулаков". Всего по "весеннему призыву" было отправлено 400 тыс. человек. Аналогичные акции прошли в отношении латышей (было выслано на восток 150 тыс. человек) и эстонцев (50 тыс.). Самыми массовыми были репрессии против населения западных областей Украины и Белоруссии, где общая численность пострадавших составила более 500 тыс. человек.

Преследования осуществлялись не только в форме арестов, ссылок, расстрелов. Запрещались национальные произведения, ограничивалось книгоиздание на родном языке (за исключением пропагандистской литературы), сокращалось число национальных школ.

Вместе с представителями всех других народов в лагерях отбывали сроки заключения и лидеры русского национального движения.

Подобная национальная политика не могла не вызвать в перспективе нового всплеска национальных движений у самых разных народов, входивших в состав СССР.

^ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1953 годы)

Борьба с "западным влиянием" в культуре. "Демократический импульс" проявился и в развитии художественной культуры. Наметившееся в годы войны сотрудничество с западными странами создавало возможности для расширения культурных контактов с ними. А это неизбежно вело к проникновению в советскую действительность элементов либерализма, в самой своей основе противоположного господствующей коммунистической идеологии. "Железный занавес" оказался прорван. В условиях начавшейся "холодной войны" это не могло не беспокоить Сталина. В 1946 г. развернулась борьба против "западного влияния" и "низкопоклонства перед Западом". Возглавил эту кампанию член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов, отвечавший за идеологию.

Эта линия была еще более усилена в ходе начавшейся в 1948 г. кампании борьбы с космополитизмом. СССР вновь оказался в идеологической и культурной изоляции от остального мира.

Литература. Главной темой литературных произведений первых послевоенных лет стали ощущения и переживания личности в условиях войны и других социальных потрясений, ответственность каждого человека за судьбы страны и мира. Тема памяти о минувшей войне, героизме и мужестве защитников Родины стала центральной в "Повести о настоящем человеке" Б. Н. Полевого, поэме А. Т. Твардовского "Дом у дороги", романе А. А. Фадеева "Молодая гвардия", повести В. П. Некрасова "В окопах Сталинграда".

Главный литературный герой этих лет прошел войну и возрождал мирную жизнь. Внутренний мир советского человека, богатство его души показывали романы "Кружилиха" В. Ф. Пановой, "Дни нашей жизни" В. К. Кетлинской, "Первые радости" К. А. Федина. В популярном жанре семейной хроники Г. М. Марков создал роман о Сибири "Строговы". О неразрывной связи человека и природы писал в романе "Русский лес" Л. М. Леонов.

Яркие произведения были созданы писателями союзных и автономных республик СССР. В трилогии "Хлеб и соль", "Кровь людская - не водица", "Большая родня" украинский писатель М. А. Стельмах показал путь украинского крестьянства от революции 1905 г. до начала Великой Отечественной войны. Белорусский поэт Я. Кол ас написал поэму "Хата рыбака". Начиналась яркая биография выдающихся национальных поэтов: Р. Г. Гамзатова (Дагестан), К. Ш. Кулиева (Кабардино-Балкария), М. Карима (Башкирия), Д. Н. Кугультинова (Калмыкия) и др.

Усиливался партийный контроль за содержанием литературного творчества. В 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором резкой критике подверглись М. М. Зощенко и А. А. Ахматова, названные "пошляками и подонками литературы". Журнал "Ленинград" был закрыт, а в журнале "Звезда" заменено руководство. Главным итогом "борьбы за чистоту литературы" явилось закрытие ряда журналов, запрещение многих произведений, репрессии против их авторов, а главное - застой в отечественной литературе.