Рефераты Изложения История

Главком воздушно космических сил виктор бондарев. Биография генерал-полковника Виктора Бондарева 

Виктор Николаевич Бондарев (род. 7 декабря 1959, село Новобогородицкое, Воронежская область, РСФСР, СССР) - российский военачальник, Главнокомандующий Воздушно-космическими силами Российской Федерации с 1 августа 2015 года, генерал-полковник (2014). Герой Российской Федерации (2000).

Биография

Родился 7 декабря 1959 года в селе Новобогородицкое Петропавловского района Воронежской области, РСФСР, СССР.

В 1981 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В. П. Чкалова. Лётчик-инструктор, командир звена в Барнаульском высшем военном авиационном училище лётчиков имени Главного маршала авиации К. А. Вершинина (1981-1989).

С 1989 по 1992 год - слушатель Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. После окончания академии старший штурман, командир эскадрильи в Борисоглебском учебном центре подготовки лётного состава имени В. П. Чкалова, затем командир эскадрильи, заместитель командира штурмового авиационного полка. С сентября 1996 года по октябрь 2000 года - командир 899-го гвардейского штурмового авиационного Оршанского дважды Краснознамённого, ордена Суворова полка имени Ф. Э. Дзержинского (Бутурлиновка, Воронежская область).

С 2000 года по 2002 год - заместитель командира, а с 2004 года 2006 год - командир 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й воздушной армии (Воронеж).

21 апреля 2000 года «за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни» присвоено звание Героя РФ.

С 2002 по 2004 год проходил обучение в Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил РФ.

С мая 2006 года - заместитель командующего 14-й армией ВВС и ПВО (Новосибирск).

С августа 2009 года - командующий 2-м командованием ВВС и ПВО.

С августа 2010 года - заместитель Главнокомандующего Военно-воздушными силами.

С июля 2011 года по 6 мая 2012 года - начальник Главного штаба - 1-й заместитель Главнокомандующего Военно-воздушными силами.

Во время авиационной части парада на Красной площади 9 мая 2015 года пилотировал самолёт Ту-160.

В мае 2016 года лично проверил реконструированную взлётно-посадочную полосу на военном аэродроме Приволжский. Выполнил комплекс фигур высшего пилотажа на истребителе МиГ-29: взлёт на форсаже, полупереворот, вираж, «ухо», «горку», «бочки», «кадушку».

17 марта 2016 года Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами РФ Владимир Путин вручил Главнокомандующему ВКС генерал-полковнику Виктору Бондареву Боевое знамя Воздушно-космических сил РФ.

Участник первой чеченской (более 100 боевых вылетов) и второй чеченской (более 300 боевых вылетов) войн.

С началом военной операции России в Сирии в сентябре 2015 года, осуществляет руководство Авиационной группой ВКС России в Сирии.

Имеет общий налёт более 3 тыс. часов. Заслуженный военный лётчик Российской Федерации. Классная квалификация «лётчик-снайпер».

Воинские звания

  • Генерал-майор (2005 год).
  • Генерал-лейтенант (9 августа 2012 года).
  • Генерал-полковник (11 августа 2014 года).

Награды

  • Герой Российской Федерации (21 апреля 2000 года) - за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе
  • Орден Мужества
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
  • Медаль Жукова
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «200 лет Министерству обороны»
  • Медаль «За воинскую доблесть» I степени
  • Медаль «За отличие в военной службе» I степени
  • Медаль «За отличие в военной службе» II степени
  • Медаль «За безупречную службу» III степени
  • Медаль «За возвращение Крыма»
  • Заслуженный военный лётчик Российской Федерации
  • Военный лётчик-спайпер

Главком воздушно-космических сил (ВКС) Виктор Бондарев может сменить Виктора Озерова на посту главы комитета Совета федерации (СФ) по обороне, рассказал “Ъ” источник, близкий к руководству Минобороны РФ. Виктор Озеров сказал “Ъ”, что «все может быть»: «Мы на своих должностях не навечно». Вчера СФ одобрил закон, отменяющий «ценз оседлости» для кандидатов в сенаторы, которые имеют воинское звание высшего офицерского или руководящего состава.


О том, что главком ВКС Виктор Бондарев переходит в СФ, РБК сообщил 27 июня. Эту информацию “Ъ” подтвердил источник, близкий к руководству Минобороны РФ. По его словам, кандидатура согласована с министром обороны Сергеем Шойгу и «принципиально одобрена» спикером СФ Валентиной Матвиенко: «Предполагается, что на новом месте работы он сменит действующего главу комитета по обороне и безопасности Виктора Озерова». Таким образом, профильные комитеты верхней и нижней палат парламента будут отданы двум Героям России: экс-командующему ВДВ генерал-полковнику Владимиру Шаманову и Виктору Бондареву. Оба получили знаки отличия «Золотая звезда» за чеченские кампании.

Виктор Озеров работает в верхней палате более 20 лет: с 1996 года он входил в СФ по должности, как председатель хабаровского заксобрания, а с 2001 года был делегирован от него в СФ. Полномочия сенатора истекают в сентябре 2019 года, сам он, скорее всего, останется работать в СФ и комитете, а Виктор Бондарев может быть делегирован от главы Кировской области, где в сентябре пройдут выборы. Вчера Виктор Озеров сказал “Ъ: «Хорошо, если (Виктор Бондарев.- “Ъ” ) придет. Хороший мужик, мой товарищ, Герой России». На вопрос “Ъ” о смене главы комитета господин Озеров ответил: «Все может быть. Мы же не навечно».

Генерал Бондарев стал главкомом военно-воздушных сил РФ при Анатолии Сердюкове. Собеседники “Ъ” в ведомстве назвали его достаточно гибким человеком, исполнительным и не задающим излишних вопросов начальству, что, по их мнению, способствовало его продвижению по карьерной лестнице. Благодаря этим качествам он не только смог пережить чистку кадров с приходом Сергея Шойгу в конце 2012 года, но и добиться проведения серьезной реформы, смысл которой заключался в поглощении ВВС войск воздушно-космической обороны (ВКС были образованы 1 августа 2015 года). С начала военно-воздушной операции России в Сирии он осуществляет руководство авиационной группой ВКС РФ на авиабазе Хмеймим. По словам собеседника “Ъ” в руководстве Минобороны, пока решения по кандидатуре сменщика генерала Бондарева не принято, однако несколько топ-менеджеров предприятий оборонной промышленности говорят, что им станет один из заместителей главкома ВКС, возможно, даже командующий космическими войсками генерал-полковник Александр Головко.

Переход Виктора Бондарева в СФ станет возможным благодаря закону, отменяющему ценз оседлости (необходимость постоянного проживания на территории региона в течение пяти лет до выдвижения либо в течение 20 лет в совокупности) для кандидатов в сенаторы, которые имеют воинское звание высшего офицерского или руководящего состава. Сенаторы Андрей Клишас и Андрей Кутепов внесли его в Госдуму 1 июня, а уже вчера документ был одобрен верхней палатой. Сенатор Антон Беляков обратил внимание, что подобные поправки уже не впервые принимаются «под конкретного человека», а закон «должен быть единым» для всех. Отметим, что аналогичный подход для дипломатов, имеющих ранг чрезвычайного и полномочного посла, был введен поправками Андрея Клишаса в 2014 году, после чего в СФ пришел Константин Косачев, возглавивший комитет по международным делам. Экс-глава РЖД Владимир Якунин также должен был стать сенатором осенью 2015 года в качестве посла (как тогда выяснилось, президент присвоил ему дипломатический ранг еще в апреле 2014 года), но в последний момент отказался. По словам Антона Белякова, потребовать сделать себе исключение «за выдающиеся заслуги» также могут, например, ученые или любая другая группа людей. Валентина Матвиенко отметила, что военные «служат там, куда их пошлет государство» и «эта категория наших граждан» не должна быть «дискриминирована». «Если вы знаете фамилию (того, для кого принимается поправка.- “Ъ” ), поделитесь секретом, пожалуйста. Я, честно говоря, не знаю»,- сказала спикер.

Иван Сафронов, Наталья Корченкова

Главнокомандующим Воздушно-космическими силами в ближайшее время будет назначен командующий российской группировкой в Сирии генерал-полковник , сообщает со ссылкой на два источника в Министерстве обороны России.

«Генерал-полковник Суровикин приступит к исполнению обязанностей главнокомандующего Воздушно-космическими силами с октября этого года», — пишет агентство. В военном ведомстве уточнили, что эту информацию уже довели до руководящего состава ВКС.

Слухи о том, что главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев в ближайшее время покинет свой пост, циркулировали в СМИ уже давно. При этом военачальнике в отечественной военной авиации резко возросла аварийность полетов, рассказали источники «Газеты.Ru» среди военнослужащих. По словам собеседников издания,

количество авиакатастроф в иные годы просто зашкаливало, что дало основание российским военным авиаторам называть самым «кровавым» главкомом за последние годы.

Ранее в некоторых изданиях рассматривались возможные кандидатуры, которые будут предложены на освобождающееся место главкома ВКС. Среди них назывались председатель научно-технического совета генерал-лейтенант Игорь и командующий Космическими войсками генерал-полковник Александр Головко.

Генерал-полковник Суровикин при этом рассматривался как наименее возможный кандидат на замещение поста главкома ВКС. Вместе с тем якобы основным препятствием для выдвижения генерала на этот высокий пост являлось его общевойсковое происхождение.

Однако источники «Газеты.Ru», хорошо знакомые с ситуацией, оценивали шансы генерал-лейтенанты Макушева быть назначенным на пост главкома ВКС как практически нулевые. При всех своих немалых положительных достоинствах Макушев на эту высокую должность откровенно не тянет. Просто у этого военачальник нет необходимых лидерских качеств, отмечают специалисты, хорошо знакомые с генералом.

Неудобный кандидат

Значительная часть генералов и офицеров Воздушно-космических сил с большим облегчением перевела дух, когда узнала, что не состоится назначение и генерал-полковника . И судить подобным образом у офицеров и генералов ВКС есть все основания.

В частности, в 2001 году представители Космических войск возглавили Войска воздушно-космической обороны. Никогда ранее они отношения к этим войскам не имели и глубоко в них не разбирались.

Этот род войск для них был абсолютно незнакомым и чужим. Поэтому решения представителей Космических войск, когда они возглавляли несвойственные им соединения, были, мягко говоря, спорными.

К примеру, львиную часть финансовых средств со счетов ВКО, и об этом ранее «Газета.Ru», они увели на создание так называемого Программно-аппаратного комплекса воздушно-космической обороны (ПАК ВКО). Внешне он выглядит очень эффектно — дисплеи, экраны, иллюминация из многочисленных лампочек и табло, но с боевой точки зрения его эффективность если и не равна нулю, то во всяком случае сомнительна.

Сегодня в Космические войска входит 15-я армия Воздушно-космических сил особого назначения, состоящая из Главного центра разведки космической обстановки (ГЦ РКО), 153-го Главного испытательного космического центра имени Г.С. Титова (ГИКЦ) в городе Краснознаменске, 1-го Государственного испытательного космодрома Минобороны в Плесецке, Главного центра предупреждения о ракетном нападении (ГЦ ПРН), а также 28-го арсенала в Тамбове.

Все командные посты в этом роде войск заняты «космонавтами», то есть выходцами из ГИКЦ. Специалисты системы предупреждения о ракетном нападении и других структурных подразделений Космических войск в самом лучшем случае при таком положении дел могут дослужиться только до полковника. Все остальные пути для них закрыты. Во многом подобная картина сложилась из-за личных предпочтений руководящего состава этого рода войск.

Так что окажись «космонавты» во главе Воздушно-космических сил, они бы мигом переверстали весь бюджет ВКС в свою пользу и на всех ключевых постах расставили бы своих людей, как это имеет место в настоящее время в 15-й армии ВКС особого назначения.

Все остальные рода войск (сил) ВКС оказались бы на положении бедных родственников. И, надо прямо сказать, такая картина была бы характерной для любого другого генерала-специалиста, выдвинутого на должность главнокомандующего ВКС, и не только представителя Космических войск.

Компромиссная фигура

В некоторых изданиях появилась информация, что военные летчики воспримут назначение генерал-полковника Сергея Суровикина на пост главкома ВКС с раздражением. Однако в настоящее время в Воздушно-космических силах можно насчитать до девяти родов войск и семнадцать видов обеспечения.

Без всякого преувеличения сегодня это ярко выраженная межвидовая общевойсковая структура.

Как ранее «Газета.Ru», составные части Воздушно-космических сил представляют собой очень разные организмы. Компетенций отдельно взятого главнокомандующего (даже выходца из родов войск ВКС) с богатым опытом службы и широким кругозором при существующем порядке вещей во многих случаях будет откровенно не хватать. Летчику будут мало знакомы вопросы организации ПВО и совсем незнакомы войска ракетно-космической обороны. Неловко пилот будет чувствовать себя и, к примеру, в Главном испытательном космическом центре. Выходцу из ПВО будет явно неуютно в частях бомбардировочной, а тем более дальней авиации. А главком из «космонавтов» совсем потеряется в вопросах и проблемах авиации и войск ПВО-ПРО.

Поэтому назначение общевойскового генерала в качестве руководителя такого сложного вида Вооруженных сил, каковым сегодня являются ВКС, вполне возможно, является единственно возможным выходом из сложившейся ситуации.

Сильной стороной общевойсковых командиров является как раз то, что они все виды Вооруженных сил и рода войск рассматривают исключительно через призму эффективного выполнения поставленных боевых и оперативных задач. У них нет никаких личных предпочтений. Они не могут «неровно дышать», например, к артиллеристам, автомобилистам, специалистам радиоэлектронной борьбы или радиационной, химической и биологической защиты — для них все родные, все свои, все одинаковы и равно приближенные и предназначены в конечном счете только для одного — совместными усилиями одержать успех в вооруженном противоборстве.

В частности, в свое время войска ПВО страны, состоящие из истребительной авиации, зенитных ракетных и радиотехнических войск, длительное время возглавляли общевойсковые командиры — маршалы Сергей Бирюзов и Павел Батицкий, генерал армии Иван Третьяк. И это были, надо прямо сказать, лучшие времена для Войск противовоздушной обороны.

В частности, когда Войска ПВО возглавил генерал армии Третьяк, он сразу приказал доложить ему, как финансируются те или иные рода войск и каков при этом их вклад в решении поставленных задач в мирное и военное время. И сразу же обнаружил массу перекосов и несообразностей. Затем общевойсковой командир Третьяк сбалансировал выделение необходимых средств,

причем исходил при этом не из личных пристрастий, а исключительно из интересов дела и вклада каждого структурного подразделения в общий успех.

Ко всем родам войск Третьяк относился нейтрально и выровнял все перегибы и несуразности, которые были допущены его предшественниками-авиаторами. Его заботило только одно — безусловное выполнение поставленных перед видом Вооруженных сил боевых и оперативных задач.

Третьяк очень внимательно относился к военной науке и развитию Войск противовоздушной обороны. После него главнокомандующие Войсками ПВО, ВВС или ВКС если и вспоминали о науке, то только тогда, когда вставал вопрос об их личном благополучии или судьбе вида Вооруженных сил.

Что касается пилотов во главе ВВС (ВКС), то последним сильным и авторитетным главнокомандующим Военно-воздушными силами, похоже, был главный маршал авиации Павел Кутахов. После него равновеликих фигур в ВВС (ВКС) так и не появилось. Так что авиаторам не стоит обижаться на назначение общевойскового командира. Из пилотов за последние 25 с лишним лет так и не выдвинулся главком, сопоставимый по своим качествам и достоинствам с Кутаховым.

Задачи и полномочия

Перед новым главнокомандующим стоят масштабные задачи. По большому счету, в настоящее время Воздушно-космические силы представляют собой — и об этом ранее «Газета.Ru» — сборную солянку, не имеющую признаков строгой системы. Этот полуфабрикат, родившийся в обстановке ожесточенных споров и являющийся до некоторой степени компромиссом между всеми участниками дискуссии, еще весьма далек от совершенства и эффективного боевого применения по предназначению.

Для начала, наверное, надо уточнить функции главнокомандующего ВКС в мирное и военное время. До Сергея Суровикина главнокомандующий ВКС реально управлял только Дальней (ДА) и Военно-транспортной (ВТА) авиацией ВКС. Оперативные объединения вида Вооруженных сил (армии ВВС и ПВО) ему были не подчинены. Если учесть, что к тому же ДА и ВТА действуют по планам Генерального штаба, то и тут возможности главкома ВКС были весьма ограничены. Помимо этого, контролирует и запуск космических аппаратов. Системы предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства работают практически в автономном режиме. Заказывать вооружение для вида Вооруженных сил главнокомандующий в настоящее время не может.

Так что для начала новому главкому ВКС надо разобраться со своими полномочиями, функциями и возможностями. Реальный боевой опыт очень поможет генералу Суровикину.

Побывавшие на войне люди совсем по-другому относятся к очень многим вопросам. В пользу генерала играет и его возраст — генералу Суровикину всего 50 лет.

По «Газеты.Ru», назначение нового главкома ВКС — далеко не последнее в ряду подобных перестановок. В ближайшее время, вполне возможно, будет назначен и новый главнокомандующий Сухопутными войсками. Во многом подобные назначения связаны с тем, что значительное число высшего офицерского состава Вооруженных сил находится в возрасте, близком к предельному нахождения на действительной военной службе. Так что волна перестановок и выдвижений в видах Вооруженных сил и центральном аппарате Минобороны попросту неизбежна.

Информационное агентство ТАСС опубликовало небезынтересное интервью экс-главкома ВКС России, председателя комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по обороне и безопасности Героя России Виктора Бондарева. Наш блог приводит его сокращенный вариант.

Воздушно-космические силы (ВКС) России за минувшие пять лет значительно обновили свой боевой состав и прошли серьезную проверку в Сирии. Авиационная промышленность ведет работу над созданием перспективных самолетов различных типов, идет согласование новой госпрограммы вооружений до 2025 года. Об оправданности создания ВКС, подготовке летчиков и их боевой работе в Сирии, отношениях военного ведомства с промышленниками и перспективах нового истребителя Су-57 в интервью ТАСС рассказал экс-главком ВКС России, председатель комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по обороне и безопасности Герой России Виктор Бондарев.

Виктор Бондарев Алексей Ерешко / Министерство обороны России

Бондарев-летчик, Бондарев-главком и Бондарев-сенатор — это все-таки разные люди, Виктор Николаевич? Что поменялось на гражданке?

Наверное, у каждого офицера жизненный путь в армии когда-нибудь заканчивается. И надо готовить себя к чему-нибудь другому. Получилось так, что волею судьбы я летчик. Заметили — стал главкомом, заметили — стал сенатором. Думаю, что изменить меня, сделать каким-то другим уже невозможно. Поэтому это один человек — что летчик, что главком, что сенатор. Только поменял форму одежды, а все остальное по-прежнему: так же болею за Россию, за ВКС, за армию. Поменял форму одежды, а все остальное по-прежнему: так же болею за Россию, за ВКС, за армию.

Я более 40 лет в вооруженных силах, участвовал во многих военных конфликтах. Сейчас многие мои подчиненные находятся в Сирии. Они всегда будут моими подчиненными, хотя я и уволился из армии. Я их готовил, их туда отправлял, и спрос — с меня. На гражданке многое поменялось, конечно. Здесь как в армии уже не прикажешь, можно лишь уважительно попросить. Но жизнь есть жизнь, нужно просто стараться делать свое дело.

Когда вы стали главкомом в 2012 году, что потребовало первостепенного внимания в огромном "хозяйстве" Военно-воздушных сил? Что было самым трудным?

Максимум усилий было направлено на обновление авиационного парка, на подготовку молодого летного состава. Мы начали получать современные вертолеты и самолеты, которые прекрасно показали себя в Сирии. После каждого боевого применения проводили тщательный анализ, вызывали промышленность для доработок. Сейчас практически нет разницы между неуправляемыми и управляемыми боеприпасами, результаты по точности попадания почти одни и те же.

Благодаря министру обороны большие силы были брошены на обеспечение личного состава жильем, военные городки стали приводить в должное состояние, ремонтировать аэродромы постройки 40-50-х годов прошлого века. Мы достойно подняли вид, и сейчас он занимает ведущее место в вооруженных силах. После создания ВКС работы еще больше прибавилось. Это и ПВО, и космическая составляющая, организация и управление всем этим огромнейшим организмом. И естественно, боевая подготовка. Объединить — самое простое, надо еще сделать, чтобы оно было боеспособным, отвечало современным требованиям. Считаю, что мы достигли в этом направлении определенных высот. Я благодарен своим подчиненным и заместителям. Думаю, мы достойно подняли вид, и сейчас он занимает ведущее место в вооруженных силах.

В таких энергичных изменениях вам дали, как говорится, полный карт-бланш? Не встречали ли ваши идеи возражений?

Нет, мои идеи возражений не встречали. Наоборот, поддержку оказывал и министр обороны, и Верховный Главнокомандующий. Мы стали два раза в год докладывать ему о состоянии дел в видах и родах войск вооруженных сил. Я с честью и достоинством могу сказать, что благодаря заботе руководства Минобороны и страны ВКС получили достаточно и самолетов, и вертолетов, и ПВО, и космических средств. Например, стратегическому ракетоносцу Ту-160 до сих пор нет равных в мире, и сейчас при возобновлении производства этого самолета туда будет вложено столько нового, что он будет еще лет 40 суперновым самолетом.

Разные мнения до сих пор высказывают о целесообразности объединения ВВС и ВКО в один большой вид. Космические войска с самого своего основания "переезжали" то из РВСН к Генштабу, то становились Военно-космическими силами. Вы сами что по этому поводу думаете — где место космосу в нашей армии?

На мой взгляд, место космосу там, где он сейчас. Например, в США в составе ВВС помимо этого — еще и ракетно-ядерные силы.

То есть можно было бы и РВСН к себе забрать?

Этого нам не надо, у нас есть чем командовать. Три "ствола" Воздушно-космических сил — авиация, ПВО и космос — неразрывны, дополняют друг друга, и я думаю, с их развитием мы будем иметь огромнейший потенциал, сильнейший вид, который будет в реальном времени отслеживать обстановку в мире и мгновенно реагировать на ее изменения.

Получается, что управление этим колоссом должно быть ювелирным. Ныне существующая система управления отвечает таким требованиям? Как все должно быть выстроено, может быть, что-то надо поменять?

Нет, менять ничего не надо, надо просто развивать и обеспечивать ВКС более современными средствами управления. Много опытно-конструкторских работ (ОКР) идет в этом направлении. Я думаю, что в самое ближайшее время будут поступать эти элементы, этим занимается и "Алмаз-Антей", и другие организации. Уже сейчас видно, что информация от одного рода войск к другому поступает значительно оперативнее, и Сирия это подтвердила.

То, что курсанты должны летать с первого курса, конечно же, не моя идея. В Советском Союзе изначально было именно так. С момента зарождения авиации изучение техники длилось две-три недели, и далее пилот приступал к полетам. Когда я учился в училище, мы тоже летали с первого курса, на полеты выходили во втором семестре. И я считаю, что это правильно. Количество отсеявшихся из училища было минимальным. С момента зарождения авиации изучение техники длилось две-три недели, и далее пилот приступал к полетам

А сегодня курсант учится два с половиной года, изучает все дисциплины, не летает, готовится, а перед выходом на полеты его проверяют и обнаруживают несоответствие по здоровью. Столько времени потеряно, нужно куда-то поступить заново. Раньше курсант заканчивал только первый семестр, и если ему говорили, что он негоден к летному обучению, он тут же забирал документы и шел либо в другое училище, либо в гражданский вуз. Мы к этому придем и обязательно будем летать с первого курса.

Да, сейчас будет налажено производство легких многоцелевых самолетов Diamond 42 на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА), ВКС будут получать их для первоначальной летной подготовки. Я на этом самолете полетал и хочу сказать, что на нем можно хорошо обучить курсанта. Самолет этот, кстати, очень надежный и простой в управлении.

На первом курсе человек должен подтвердить ту теорию полета, которую он изучал. Со временем, на следующем курсе, другой тип самолета будем давать, чтобы будущий летчик за время обучения в училище освоил как можно больше типов воздушных судов. Тем проще ему потом в войсках будет осваивать боевые самолеты, переходить на новые типы. Из него получится прекрасный пилот. Вот такая система обучения должна быть — и со временем будет.

Мы же постоянно говорим об импортозамещении. А тут — австрийские самолеты, пусть и производящиеся в России.

Ну, производство локализовано. На сегодняшний момент, я считаю, дешевле приобрести эти самолеты, чем своих дожидаться. Они параллельно разрабатываются, но я вам хочу сказать, что учить курсанта надо сегодня, а не через пять лет. С 2018 года должны начать поступать первые Diamond DA42Т, и курсанты будут летать именно на них.

Проект учебного самолета СР-10, насколько я понимаю, стал несколько одиозным за минувшие два года. Он все-таки будет реализован?

Проблема в том, чтобы развернуть производство этого самолета в Смоленске. Тем не менее думаю, что в 2018 году этот самолет должен выйти в серию. Система летной подготовки будет выстроена следующим образом: Diamond — это первоначальная летная подготовка, СР-10 — средняя летная подготовка на втором-четвертом курсе, и третий этап — это Як-130 на выпускном курсе. Может быть, еще МиГ-29 и МиГ-35, в зависимости от того, как будут оснащаться строевые части и училища.

Мы с вами не раз говорили на эту тему, но теперь, мне кажется, можно ее немного развернуть. Каким должен быть самолет шестого поколения? Многое сейчас идет в сторону беспилотных вариантов. Но разве живого, умного, опытного человека можно полностью заменить пусть сообразительной, но все-таки машиной?

Когда-то, на заре авиации, никто даже и подумать не мог, что в самолете будет бортовой цифровой вычислительный комплекс, что он будет решать задачи прицеливания. Все было, как мы говорим, "по лаптю". Тем не менее сегодня летчик не задумывается, какая у него скорость, высота, перегрузка. Его основная задача — наложить перекрестье на цель, и бомба будет там.

Мы в школе учились считать на счетах. Нам говорили, что лучше человеческого ума и памяти ничего нет и быть не может. Потом появились микрокомпьютеры, планшеты, суперкомпьютеры, и человеку даже не снилось то, что они могут просчитать. Я думаю, не за горами тот день, когда у машин появится собственный интеллект, так почему бы не доверить им авиацию или ПВО? Пока же человеческий ум своей многовариантностью еще может затмить все и вся. Пилот может своевременно остановиться или, наоборот, усложнить ту или иную задачу. Машина только выполняет программу.

Вы полагаете, что искусственный интеллект в будущем сможет заменить солдата на поле боя, а летчика в кабине самолета?

Конечно. И летающие роботы смогут действовать не отдельно, а целым "роем". Может, оператор будет сидеть на земле и управлять целой беспилотной эскадрильей с помощью вычислительной техники.

А восстание машин нам при таком сценарии не грозит?

Год от года слышим заявления, что уж в следующем-то году тот или иной перспективный самолет обязательно начнет поступать в войска — а в итоге в конце 2017-го воз и ныне там. Где перспективный ракетоносец-стратег, перехватчик, транспортник? Почему столько лет подряд о них говорят, но работа идет так медленно?

Очень серьезный вопрос. В некоторых случаях мы, наверное, немного разбаловали промышленность сроками проведения опытно-конструкторских работ, которые шли по 10-15 лет. Министр поставил задачу с самого начала — на ОКР не более трех лет. В принципе, промышленность подтянулась, все разработки пошли значительно быстрее.

Брать старье армии неинтересно. Исходя из этого, в процессе подготовки и завершения ОКР промышленники часто вынуждены доводить до ума какие-то элементы, чтобы они соответствовали современным требованиям. Это, конечно, незначительно, но удлиняет сроки. Некоторые ОКР закрыли сразу, потому что они уже потеряли актуальность и никаких результатов там не получалось. Но в основном-то все идут и движутся. Сейчас максимум три года, а так стараются завершить за полтора-два.

Ну хорошо, возьмем для примера ПАК ДП — перспективный перехватчик. Вы сами говорили о том, что МиГ-31 практически исчерпали свой ресурс. Когда им придет замена?

По решению министра обороны 53 самолета МиГ-31 взяли из числа сверхштатных и поставили на завод, чтобы снова поднять их на крыло. В 2016 году ВКС получили 17 обновленных самолетов, в этом году, по-моему, 23 будут получать, ну и в 2018-м все остальное. Плюс ко всему, существующему парку продлили срок жизни на пять лет, а некоторым самолетам и на семь — до 40 лет.

Научно-исследовательская работа (НИР) по ПАК ДП идет. Надеюсь, она скоро завершится. Думаю, что в 2018 году начнется ОКР по разработке перспективного перехватчика. Нам без него никуда, впереди максимум семь-десять лет, но за это время мы должны не только разработать этот самолет, но и изготовить его, начать серийные поставки в воинские части. Это большая работа.

И все же Минобороны по поводу многих проектов говорит промышленности: сделайте за собственные средства, а мы посмотрим — брать или не брать. Промышленники разводят руками. Позиция военного ведомства в данном случае правильная?

Вы знаете, я считаю, что Министерство обороны занимает правильную позицию. Весь мир живет по таким правилам.

А где промышленности на все это брать деньги?

Откуда, допустим, Lockheed Martin берет деньги на новый самолет? А потом продает министерству обороны Соединенных Штатов Америки. Просто тамошние военные в свое время сказали: так и так, ребята, ваши самолеты — наши деньги. Разработали, нам понравилось — берем. И когда это все до наших промышленников дойдет…

То есть эта система жизнеспособна?

Да, я считаю, что так и надо работать. В итоге наши самолеты показывают прекрасные результаты.

Почему американцы не прилетают на "Авиадартс"?

Потому что боятся, что их F-22 и F-35 не попадут никуда.

А я думаю, скорее из-за политической обстановки.

Да нет, изначально-то, когда мы по указанию министра начали проводить соревнования, отношения были не такими, как сейчас. Но они все равно не прилетали. Ладно, бог с ними, но на этих типах самолетов летает пол-Европы. И все категорически отказывались, потому что знали, что показать им особо нечего. Мы видим это по Сирии — как они бомбят и как мы бомбим.

Часто говорят, что наш Су-57 — это калька американских "Рапторов", что мы пытаемся их скопировать и на самом деле они слишком дорогие, чтобы выйти в серию.

Все прекрасно понимают, что Су-57 не будет стоить как Як-130. И даже не как Су-35. Это абсолютно другая, суперсовременная разработка. Я видел его, сидел в нем, видел, как он работает, мне докладывали из Ахтубинского авиацентра.

Это на самом деле прекрасный самолет, и он может быть не только пятого, но и шестого поколения. У него огромнейший модернизационный потенциал. Самое главное, что по своей незаметности он лучший среди существующих образцов. Он воплотил все лучшее, что есть в современной авиационной науке, не только российской, но и мировой.

Но никто не говорит, что он должен быть дешевым. Тогда мы можем вообще остановить всю промышленность, и она нам ничего не выдаст. Коль мы его заказали, выделили на это деньги, то извините, на "Ньюпорах" сейчас воевать никто не будет. Мы раскрутили авиационные заводы на выпуск определенной партии новейших самолетов и вертолетов, и сейчас говорить, что они нам не нужны, ни в коем случае нельзя, начнется необратимый процесс. Не будет в этом году — будет в следующем. Без авиации у России нет будущего.

Замминистра обороны Юрий Борисов говорил, что мы сократим количество закупаемых в первые годы Су-57.


Естественно, необходимо время, чтобы развернуть их производство. В первый год ВКС не получат 20 или 15 самолетов, лишь два-три и так далее. Но мы не имеем права отставать. Сегодня китайцы, индийцы делают самолет пятого поколения, европейцы начали вести совместную разработку, американцы ведут работы над самолетом шестого поколения.

Новую госпрограмму вооружений (ГПВ) сильно сократят?

Я думаю, что те деньги, которые заложены в новую ГПВ, останутся без изменений. Она будет не меньше, чем была предыдущая.

Минобороны все-таки будет закупать новый легкий истребитель МиГ-35?

Да, его закупки внесены в новую госпрограмму вооружений. Сейчас точно не скажу, но до 2020 года, кажется, 24 самолета. Конечно, его надо брать, хороший самолет. Он примерно в два раза дешевле, чем Су-30 или Су-35. Он надежен, пригоден для обучения, охраны воздушного пространства, обладает минимально возможным временем взлета и минимальными потребностями для подготовки к полету.

Знаменитый "Грач" Су-25 будут на что-то менять или век штурмовиков подходит к концу?

Штурмовик всегда будет нужен. Су-25 модернизировали до варианта СМ3, у него надежнейший планер, огромный модернизационный и ремонтный потенциал. Думаю, он будет летать еще лет 10-15. Естественно, со временем его надо будет менять. Сегодня рассматриваются разные варианты.

Вы говорили, что на базе Су-34 будет создано единое семейство самолетов, в том числе и вариант штурмовика.

Да, мое мнение таково, что новый штурмовик все-таки надо на базе Су-34 делать. Прекрасный самолет, маневренный, восемь тонн бомбовой нагрузки против четырех у "двадцать пятого", прекраснейшие точностные характеристики. Есть, конечно, и свои недостатки — из-за того, что пилоты сидят рядом, для летчика правой стороны обзор на 50% меньше, чем слева. Но я думаю, проще и быстрее будет сделать кабину для одного пилота, а все остальное оставить как есть. Двигатели будут практически одними и теми же что для Су-34, что для нового штурмовика.

Возвращаясь к операции ВКС в Сирии и учитывая ваш опыт участия в боевых действиях, можно ли сравнить конфликт в этой стране с афганской, чеченской и другими локальными войнами, в которых участвовали советские и российские военнослужащие?

В афганской кампании воевали летчики, пехотинцы, десантники, инженерные войска, артиллерия. Если ставилась задача взять город, кишлак, провинцию или перевал, это шло с огромным натиском, с большим огневым воздействием. Наши ребята брали небольшой город за три-четыре дня.

Чеченская кампания шла на своей территории, и так, как в Афганистане, действовать было нельзя. В Чечне мирные жители, старики и дети не покидали свои аулы, и естественно, мы не имели права бомбить свои же города. Поэтому кампания и длилась так долго. Тем более мы стремились мирным путем разрешить весь этот конфликт. Практически после каждой операции проводились дни и даже недели тишины. Самое главное — чеченский народ поверил, что мы россияне, мы один народ и должны жить вместе. А не так, как в Сирии сейчас, — воевать друг с другом.

Потери российской армии в Сирии велики?

Потери российской армии в Сирии минимальны по сравнению с чеченской или афганской кампаниями. Да, мы потеряли там прекрасного летчика Олега Пешкова. Погиб экипаж Ми-8 Романа Павлова, и тела летчиков до сих пор находятся там. Работаем по этому вопросу. Это моя боль. Все воины должны вернуться на родную землю, пусть некоторые и посмертно.

Нужно ли было вообще затевать сирийскую кампанию?

Если бы не мудрое решение о вводе войск в Сирию в 2015 году, этой страны давно не было бы. Сколько в этом регионе находится террористов — одному богу известно. По самым скромным подсчетам, их там более 100 тысяч — и все они прекрасно подготовлены. Простого бандита, вооруженного автоматом или гранатометом, еще надо учить воевать с регулярной армией, а коли он это делал с успехом, значит, он получал огромные денежные средства, вооружение, боеприпасы.

Сирийская армия была практически брошена, одна воевала. Благодаря работе ВКС России мы сначала остановили наступление, потом переломили обстановку, а затем подготовили плацдарм для наступления на все занятые игиловцами территории, города, села, провинции. Если честно, если посмотреть правде в глаза, то кроме ВКС, кроме России, оказывающей Сирии огромную поддержку, с террористами там никто практически и не борется. Еще, правда, сирийская армия.

Сколько еще продлится война в Сирии?

Сколько еще она продлится, одному только богу известно. Около 95% территории страны освобождено, правда, вся она разрушена почти до основания. Мы прекрасно понимаем, что всех игиловцев на сегодняшний день уничтожить невозможно. Многие из них рассредоточились по деревушкам, полям и пустыням, многие вышли на территорию Ирака, многие перешли на сторону сирийской армии, хотя таких надо проверять и проверять — многие притворились мирными жителями и ждут отмашки.

И чем больше будет авторитета у сирийской армии (а ее авторитет — это очистка территории и уничтожение этих бандгрупп), тем быстрее там будет наведен мир и порядок. Чем скорее будут освобождены все нефтяные и газовые поля, тем быстрее Сирия начнет строительство инфраструктуры, жилья, заводов, фабрик — всего необходимого для развития страны.

Но у России тоже наверняка есть свои геополитические интересы в Сирии? Мы же не из рыцарства тратим огромные деньги на эту войну.

Ни одна война дешево не проходит. Да, мы тратим определенные средства на обеспечение армии, на оказание помощи Сирии, но давайте посчитаем другие деньги — если бы вся эта свора пришла к нашим границам, сколько бы мы тогда потратили? Пришлось бы перестраивать всю экономику России. Это сейчас мы обходимся средствами, выделенными на боевую подготовку.

Ни для кого не секрет, что ВКС пропустили через Сирию весь летный состав ударной и военно-транспортной авиации. Там много поработали "стратеги". Вся армейская авиация побывала, а некоторые вертолетчики — по два-три раза. Прекрасный опыт обрели ПВО. Вы знаете, как там работают наши ребята, сколько сбито беспилотников теми же "Панцирями", что значит появление С-400 в Хмеймиме?.. Они навели порядок в небе всей страны. Естественно, это имеет огромное значение. Бросить группировку и оставить ее без прикрытия ни в коем случае нельзя.

За два года мы научились воевать по-новому. Сирийская кампания показывает, что последующие войны будут идти не только в воздушной, но и космической сфере, и приоритет будет у соответствующего вида или рода вооруженных сил. Будет война высоких технологий, и уже сейчас понятно, что с винтовкой и автоматом противостоять современным средствам практически невозможно. Важнейшую роль играет ведение разведки из космоса и контроль воздушного пространства, управление и наведение крылатых ракет. Это информация о перемещениях противника, о подготовке операций, наступлений и так далее.

Какие задачи перед вами как главой профильного комитета Совфеда сейчас стоят в первую очередь?

Задачи огромные. В ведении комитета — различные законы, мероприятия, направленные на укрепление обороны и безопасности страны.

Мы отвечаем перед высшим руководством и обязаны сделать все, чтобы армия и другие силовые структуры надежно выполняли все задачи, которые перед ними стоят. С Минобороны я как работал, так и работаю. Приглашаем на заседания комитета заместителей министра обороны, на днях на планерном заседании Совета Федерации заслушали руководителя Росгвардии Виктора Золотова. Он нам доложил о состоянии дел по формированию его ведомства. Они существуют чуть больше года, но сделанному — честь и хвала. Допустим, мне как главкому было тяжело объединить ВВС, ПВО и космос. Но они уже существовали.

Сегодня генерал Виктор Бондарев является главнокомандующим воздушно-космических сил России. Трудно переоценить заслуги этого человека, неоднократно рисковавшего своей жизнью ради защиты родины. О его подвигах свидетельствуют многие награды и медали, полученные из рук самого президента. И все же, что нам известно о жизни Виктора Бондарева? Как он стал военным? В каких боях участвовал авиатор? И кем он является сегодня?

Виктор Бондарев: ранние годы и образование

Родился Виктор 7 декабря 1959 года. Произошло это в небольшом поселке Новобогородицком, что в Петропавловском районе, Воронежской области. С юных лет он мечтал покорить небо и не видел себя никем иным, кроме как летчиком.

Именно поэтому Виктор Бондарев сразу после выпуска из школы отправился в высшее военное Борисоглебское авиационное училище летчиков. В 1981 году успешно завершил учебу, после чего пошел служить в высшее Барнаульское авиационное училище. Здесь он проработал летчиком-инструктором вплоть до 1989 года.

В 1989 году он начал посещать курсы в Военно-воздушной академии им. Гагарина. Благодаря этой подготовке в 1992 году Виктор Бондарев становится командиром эскадрильи, а также старшим штурманом по совместительству в Борисоглебском летном учебном центре. В период с 2002 по 2004 год великий летчик находился на обучении в академии при Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ.

Военная карьера

В период с 1996 года по 2000 год Виктор Бондарев командовал 889-м гвардейским штурмовым авиационным полком в 105-й авиационной смешанной дивизии 16-й армии ПВО и ВВС. На тот момент их часть находилась под Бутурлиновкой, что в Воронежской области. В 2000 году его повышают до заместителя командира, а в 2004-м он становится командиром в этой же авиационной дивизии.

В 2006 году Виктор Бондарев становится заместителем командующего в 14-й армии ВВС и ПВО, что в Новосибирске. А уже через два года его назначают на пост командующего этим формированием. В 2009 году Бондарев становится заместителем Главнокомандующего ВВС Российской Федерации. В июне 2011-го его ждет продвижение по службе и должность начальника Главного штаба и 1-го заместителя Главнокомандующего ВВС. 6 мая 2012 года Виктор Бондарев становится Главнокомандующим ВВС Российской Федерации.

Участие в военных операциях

В прошлом Бондарев являлся участником боевых действий на Северном Кавказе. Если рассматривать Первую чеченскую войну, то за ее период авиатор совершил порядка 100 боевых вылетов. А вот во время Второй это число увеличилось более чем в три раза.

В частности, в декабре 1994 года у села Шатой дудаевцы сбили русский самолет. Под градом пуль пилот все же смог катапультироваться, но оказался заточен в кольцо противником. Узнав об этом, Виктор Бондарев решился на героический поступок: он самостоятельно вывел из строя зенитные установки дудаевцев и прикрывал позицию своего бойца до того момента, пока за ним не прибыл спасательный вертолет. За проявленный героизм и мужество президент России наградил Виктора Бондарева званием Героя Российской Федерации.

Великий авиатор сегодня

Несмотря на свой возраст, Бондарев по-прежнему умело пилотирует самолеты. В частности, именно он управлял машиной ТУ-160 на военном параде в честь 9 Мая в 2015 году.

И вот уже в августе 2015 года генерал-полковник Виктор Бондарев был назначен главнокомандующим ВКС России. Со слов великого авиатора, эта должность стала одной из самых великих из его жизненных побед. А в марте 2016 года президент РФ Владимир Путин сделал Бондареву еще один невероятный подарок. Глава государства передал великому авиатору Боевое знамя его войск, которое символизирует глубокое доверие и почтение страны к заслугам Виктора Бондарева.