Рефераты Изложения История

Информационный проект "К. А

Климент Аркадьевич Тимирязев родился 25 мая (3 июня) 1843 года в Санкт-Петербурге. Отец был потомственным дворянином, служил начальником Санкт-Петербургского таможенного округа. Тимирязев получил отличное домашнее образование и в 1860 году стал студентом-юристом Санкт-Петербургского университета. Почти сразу перевелся на естественное отделение физико-математического факультета. В 1861-м был отчислен из-за участия в студенческом движении. Через год допущен к обучению в качестве вольнослушателя. В 1866 году окончил университет, получил степень кандидата. В 1868-м началась научная карьера Тимирязева: он опубликовал свою первую работу по изучению фотосинтеза и отправился за границу, где работал в лабораториях крупных физиков, химиков, ботаников. В 1871 году защитил магистерскую диссертацию, устроился работать в Петровскую сельскохозяйственную академию близ Москвы. В 1875-м стал доктором ботаники, с 1877-го читал лекции в Императорском Московском университете. Работал над проблемами фотосинтеза, активно применял научные достижения на практике. Стал членом-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук, был членом многих зарубежных научных обществ и учебных заведений. В 1911 году по политическим причинам ушел из университета. Тимирязев приветствовал Октябрьскую революцию, так как был убежденным республиканцем. Умер Климент Тимирязев 28 апреля 1920 года в Москве.

В начале XIX века ученые имели несколько смутное представление о том, какие процессы происходят в растениях. Сначала стало известно, что растения выделяют кислород, потом выяснилось, что кислород выделяется, только если они находятся на свету. Чуть позже было установлено, что в растениях образуются органические вещества, а отвечает за этот процесс особый пигмент, содержащийся в зеленых листьях, - хлорофилл.

А какую же роль в изучении фотосинтеза сыграл русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев? Одну из самых главных - он установил, что именно зеленый пигмент хлорофилл является главным звеном в процессе фотосинтеза. Он же доказал, что скорость и эффективность процесса фотосинтеза различны при освещении растений светом разного спектрального состава (в красных и синих лучах все реакции идут наиболее быстро и эффективно, а в желтых фотосинтез идет гораздо хуже) и что в растениях происходит реакция разложения углекислого газа именно под действием света.

Тимирязев первым изучил самые важные свойства хлорофилла, его состав и взаимодействие со световыми лучами, установил, как с помощью хлорофилла происходят реакции деления углекислоты на углерод и кислород. Как в общем случае протекает реакция фотосинтеза? Из названия явствует («фото» с греческого «свет», а «синтез» - «совмещение»), что только под действием света. Если говорить о локализации процессов фотосинтеза, то они происходят в особых органеллах растительной клетки - хлоропластах, где сосредоточен весь хлорофилл. В хлоропласты поступают углекислый газ и вода, распадающиеся на составные части (водород, углерод, кислород), из которых и синтезируются органические вещества. Все они имеют огромное значение для всего живого на нашей планете, так как являются первичными во всех пищевых цепочках. На эту важнейшую роль фотосинтеза и, соответственно, растений указал Тимирязев.

Климент Тимирязев был не только ученым-теоретиком, но и прекрасным практиком, причем весьма разносторонним. Ученый, работавший во многих областях ботаники, старался применить результаты своих работ на деле, создавал уникальные по тем временам установки и приборы, обладающие высокой чувствительностью и точностью. С их помощью Тимирязевым и были установлены многие факты о фотосинтезе.

Всю свою жизнь Климент Аркадьевич занимался проблемой фотосинтеза, предлагал новые гипотезы, экспериментально подтверждал теории. Его наработки в этой области активно использовали исследователи, работавшие много позже. Всемирная слава пришла к ученому при жизни, а результаты его трудов составляют базу современных знаний об удивительном процессе фотосинтеза.

Работы Тимирязева служили для дальнейших открытий в области фотосинтеза. Так, с помощью углекислого газа с мечеными атомами углерода американскому биохимику Мелвину Кальвину удалось выяснить химию усвоения углекислого газа, так называемый цикл Кальвина. Это, в свою очередь, послужило толчком для дальнейшего развития сельского хозяйства: изменение условий среды позволяет регулировать соотношение продуктов фотосинтеза и создавать условия для оптимального развития растений.

Моврадин Николай, Перов Михаил.

Учебный информационный проект: биология и история. Анализ жизненного пути выдающегося русского учёного - К.А. Тимирязева. Демонстрирует силу российской науки на примере гения Тимирязева. Великий популяризатор биологии, Тимирязев интересен школьникам и как автор работ по физиологии растений (о фотосинтезе), и как патриот Отечечства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1987

109469, Москва, ул. Белореченская, д.36, корп.1. тел. 347-45-54

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «БИОМ»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

К. А. ТИМИРЯЗЕВ:

ВЕЛИКИЙ РАЗУМ И ВЕЛИКАЯ ДУША.

Моврадин Николай,

Перов Михаил,

8 «А» гимназический класс.

Руководитель:

Мухина Е.В.,

учитель биологии.

Консультант:

Корпачёв В.В.,

учитель истории.

Москва, 2010 г.

Введение………………………………………………………………………..….3

Главная часть…………………………………………………………………..….4

  1. Семья в жизни К.А.Тимирязева…………………………………………...4
  1. Выбор жизненного пути……………………………………………..…….5
  1. Тимирязев – великий учёный………………………………………..…….8
  1. Светлый образ Тимирязева – в памяти потомков……………….………10

Анализ материала………………………………………………………..………..11

Заключение…………………………………………………………………….….13

Список источников информации………………………………………………...13

Фотоприложение………………………………………………………………….14

Введение.

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…

Н.А. Некрасов.

Климент Аркадьевич Тимирязев - великий русский учёный, ботаник-физиолог. На этом наши знания об этом человеке до недавнего времени исчерпывались. Но в последнем номере журнала «Биология для школьников» (№1 за 2010год) мы нашли интересную статью Е.В.Авдеевой «Земное «светило» естествознания» о жизни Климента Аркадьевича Тимирязева. Вспомнив, что в 6 классе, изучая воздушное питание растений, мы встречались с именем этого ученого, мы решили ближе познакомиться с личностью Тимирязева, о котором множество людей отзывается так тепло и душевно.

Поэтому целью нашего исследования стало изучение жизни и деятельности Климента Аркадьевича Тимирязева. Для реализации поставленной цели мы решили сделать следующее:

  1. Изучить литературу о К.А.Тимирязеве.
  2. Посетить памятные места, связанные с именем учёного.
  3. Проанализировать полученные сведения и ответить на вопрос: «Почему

Тимирязева называют великим разумом и великой душой?»

Помимо выше сказанного, работая над проектом, мы должны:

  1. Расширить знания в области биологии, истории, физики, и химии.
  2. Рассказать о выдающемся учёном широкой публике.

В работе мы пользовались научно-популярной и справочной литературой, а также сайтами сети Интернет, что указано в проекте.

В работе использованы такие исследовательские методы, как исторический, сравнение, анализ и синтез полученного материала.

Главная часть.

  1. Семья в жизни К.А.Тимирязева.

Детство, отрочество и юность. (1843-1860 г.г.)

Климент Аркадьевич Тимирязев родился 3 июня 1843 года в Санкт-Петербурге, в семье образованных людей, уже тогда враждебно настроенных к царско-крепостническому строю. (БСЭ, 1971.)

Происхождение фамилии Тимирязевых связывают с именем ордынского князя Ибрагима Темир-Гази, выехавшего из Орды в 1408 г. служить к Великому князю Василию Дмитриевичу. Потомки Темир-Гази служили на видных военных и гражданских должностях в России. (Биология для школьников, 2010.)

Его отец, Аркадий Семёнович Тимирязев, происходил из старо-татарского рода. Мать, Аделаида Климентьевна, была дочерью эмигрировавшей в Россию английской баронессы, много усилий отдавала воспитанию детей (см. приложение, фото 1-2). (Прашкевич, 2000.)

У Тимирязева было пять братьев и сестра. В семье царил республиканский дух, естественно, это не могло не повлиять на формирование характера и взглядов юного Тимирязева. Отца уволили с должности таможенного директора за его республиканские взгляды. Рано пришлось детям зарабатывать на хлеб для семьи. По словам учёного: «С пятнадцатилетнего возраста моя левая рука не израсходовала ни одного гроша, которого не заработала бы правая. Заработок средств существования всегда стоял на первом месте, а занятие наукой было делом страсти, в часы досуга, свободные от занятий». (Ландау-Тылкина, 1985.)

Семья воспитала в Клименте Тимирязеве такие замечательные качества, как: самостоятельность, трудолюбие, волю и умение принимать ответственные решения.

Благодарный сын своих родителей, он увековечивает их память и посвящает родителям одну из своих последних книг «Наука и демократия».

Климент Аркадьевич получил домашнее образование. Вместе с братом Василием он подготовился к поступлению в университет. Юноша в совершенстве владел английским и французским языками.

Натуралистические интересы проявились у Климента Аркадьевича под воздействием старшего брата Дмитрия. От него были получены первые сведения по ботанике и химии.

Итак, ясно, что «стержень» личности Климента Аркадьевича был сформирован семейным воспитанием. Остальной отпечаток наложила эпоха, в которой жил и работал учёный. (Ландау-Тылкина, 1985.)

Любовь на всю жизнь. (Конец 1870-х - 1920 г.г.)

Мы не знаем, когда и где Климент Аркадьевич познакомился со своей будущей женой, Александрой Алексеевной Готвальд. Встретившись, молодые люди полюбили друг друга. Это была счастливая и дружная семья, в которую никакие трудности не внесли нервного разлада, не разрушили чувства уважения и любви.

В 1880 году родился сын, которого в честь деда назвали Аркадием. Климент Аркадьевич стремился воспитать сына не только широко образованным человеком, но прежде всего патриотом своей Родины. (См. приложение, фото 3.) В последствие, сын тоже стал учёным, но менее известным, чем отец.

Климент Аркадьевич Тимирязев с женой прожили вместе более сорока лет и всегда были опорой друг другу. Пройдёт много лет, и благодарный муж посвятит книгу «Исторический метод в биологии» своему верному другу – жене. (Ландау-Тылкина, 1985.)

  1. Выбор жизненного пути. (1860-1870 г.г.)

Преподаватели и учителя.

В университете любимыми учителями были: А.Н.Бекетов, Д.И.Менделеев, М.И.Сеченов и др.

В Германии он учился у физика Густава Роберта Кирхгофа, химика Роберта Вильгельма Бунзена, и ботаника Вильгельма Гофмейстера.

Во Франции Климент Аркадьевич занимался у учёных: химика Марселена Бертло, знаменитого физиолога Клода Бернара и у натуралиста и агрохимика Ж.Б. Буссенго.

Ч.Дарвина тоже можно назвать учителем Тимирязева, так как всю жизнь Климент Аркадьевич был дарвинистом. (Ландау-Тылкина, 1985.)

«Идейные отцы» Тимирязева.

Молодой Тимирязев ещё в студенческие годы начал воспринимать революционно-освободительные идеи 60-х годов, и всю жизнь с гордостью называл себя «шестидесятником». Он читал статьи Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Н.Г.Чернышевского. (Сайт http://www.n-t.org )

Тимирязев общался с различными людьми, среди них были поэты, писатели, солдаты, учёные, студенты, политические деятели и революционеры. Будущий учёный горячо любил Герцена за преданность народу, патриотизм, за призыв к молодёжи всего себя отдавать науке. Украдкой Тимирязев почитывал журнал Герцена «Колокол».

Первые шаги в науке .

Климент Тимирязев поставил цель изучать живую природу.Он решил поступить на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В то время в университетах не было биологических факультетов и юноши, мечтавшие о биологии, учились на физико-математическом факультете, объединявшем естественные науки.

«При выборе своей научной специальности - физиологии растений, я руководствовался простой фразой: «Наука призвана сделать труд земледельца более производительным». К.А.Тимирязев. (Биология для школьника, 2010г.)

В университете Тимирязев стал усилено интересоваться физикой и химией. Однако тяжёлое материальное положение мешало ему безраздельно заниматься наукой. Окончив университет в 1866 году, он блестяще защитил дипломную работу, за которую получил золотую медаль и учёную степень кандидата наук.

Д.И.Менделеев предложил К.А.Тимирязеву принять участие в исследовательской работе на первых в России опытных полях. Тимирязев с радостью согласился, и его направили на поле в Симбирскую губернию.

5 января 1868 года Тимирязев выступил на заседании биологической секции первого съезда врачей и биологов с докладом по теме: «Прибор для исследований воздушного питания листьев и применение искусственного освещения к исследованиям подобного рода». (Ландау-Тылкина, 1985.)

Путешествие по Европе.

Затем, в конце 1869 года, К.А.Тимирязев приехал в Париж, распираемый духом революции. В Париже он получает возможность наблюдать за работой агрохимика Ж.Б.Буссенго. (Прашкевич, 2000.)

Встреча с Чарльзом Дарвином.

Ещё студентом-первокурсником, Тимирязев познакомился с произведением Ч.Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора». После прочтения этой книги знакомство с Дарвином стало мечтой юноши.

Летом 1877 года, когда К.А.Тимирязев собрался из Парижа в Англию у него созрел план посетить Ч.Дарвина. Ему это удалось, Тимирязев подарил Дарвину свою книгу, а Дарвин в ответ в знак симпатии подарил ему свою фотографию с дарственной подписью (см. приложение, фото 4).

К.А.Тимирязев вернулся в Москву с новым зарядом сил для борьбы за дарвинизм и исследования хлорофилла – этого, по словам Дарвина, «самого интересного из органических веществ». (Ландау-Тылкина, 1985.)

Кстати, на русский язык «Происхождение видов» перевёл именно Тимирязев. (Прашкевич, 2000г.)

Профессор Петровской академии.

Петровская академия была одним из передовых учебных заведений страны. Климент Тимирязев проработал в Петровской академии с 1870 по 1892годы, по его словам это были счастливейшие годы его жизни (см. приложение, фото 5). В академии Тимирязев создал свою лабораторию. Тимирязев завоевал любовь и уважение студентов интересными и живыми лекциями. В 1892 году за поддержку студентов в революционных движениях К.А.Тимирязеву пришлось уйти с должности профессора Академии. (Комаров, http://vivos voco).

Лекции в Московском университете.

Оставив Петровскую Академию, К.А.Тимирязев все силы отдавал Московскому Университету, в котором он начал работать с 1872 г., а несколько позже был утвержден там профессором. И даже, работая в Московском Университете, он продолжал защищать революционно настроенных студентов, за что начал получать взыскания. Ему создали тяжелейшие условия для работы. В начале 1893 г. его лишили подходящего помещения для занятий студентов с микроскопом. Ему назначили аудиторию всего на 80 мест, а желающих было больше 150 человек. В результате начальство Московского университета отчислило из штата К.А.Тимирязева и перевели его в заштатные профессора. Однако и тогда он продолжал плодотворно работать: читать лекции, руководить студентами, вести исследования. Тимирязев никогда не шел на компромиссы, ему с большим душевным трудом пришлось покинуть Московский Университет. После Великой Октябрьской Социалистической революции он был восстановлен в Университете в качестве профессора и продолжал там преподавать до глубокой старости. (Биология для школьника, 2010г.)

Политические взгляды Тимирязева.

К.А. Тимирязев был и до конца жизни оставался приверженцем и ярым сторонником революции, т. к. считал, что интеллигенция и монархия не совместимы, и только после революции Россия сможет стать действительно образованным государством. Также Тимирязев являлся ярым противником не только монархии, но и религии, в целом отрицая даже существование Бога, объясняя происхождение мира с помощью теории Дарвина. С ранней молодости он водил дружбу с революционерами, и даже во время своих поездок за границу знакомится с В.И.Лениным и И.Троцким, с которыми продолжал общение свою жизнь. (Ландау-Тылкина, 1985.)

3. Тимирязев – великий учёный (1870-1920г.г.).

Открытия в области физиологии растений.

В 1869г. появилась программная работа Тимирязева «Значение лучей различной преломляемости в процессе разложения углекислоты растениями». Эта работа явилась началом нового направления в науке. И как всегда бывает, вызвала целый ряд нападок со стороны других ученых. К.А, Тимирязев - первый среди ученых обнаружил хлорофилл в растении, используя свои глубокие знания по биологии, физике, химии и астрономии. В результате своих опытов он доказал, что фотосинтез вызывается всеми лучами, поглощенными хлорофиллом. Так же он доказал, что через поступление солнечных лучей растение запасается энергией солнца. Он дает очень интересную для характеристики его мировоззрения формулировку связи между законом сохранения энергии, понятием работы и проблемами изучения функции хлорофилла: «Я был первым ботаником, заговорившим о законе сохранения энергии и соответственно с этим изменившим и слово «свет» выражением «лучистая энергия». Эта замена существенно изменяла основную точку зрения, и вызывала сомнение в верности самих фактов. Он первый высказал мысль, что процесс разложения углекислоты должен зависеть от энергии солнечных лучей, а не от яркости (см. приложение, фото 6). По его мнению, хлорофилл является чрезвычайно совершенным экраном для поглощения света, и зеленый цвет растений представляется не случайностью, но выработанным в процессе эволюции приспособлением к поглощению наиболее активных лучей спектра. Результаты исследований фотосинтеза были представлены в двух диссертациях: магистерской « Спектральной анализ хлорофилла» (1871) и докторской « Об усвоении света растением» (1875). К.А.Тимирязев открыл явление светового насыщения фотосинтеза; экспериментально обнаружил, что имеются два максимума поглощения света растением, которые лежат в области красных и синих лучей спектра. (Биология для школьника, 2010г.)

Понятие о « космической роли растений».

Работы К.А. Тимирязева по ассимиляции углерода, создали ему мировую известность и выдвинули его на одно из первых мест среди биологов его времени. Тимирязев всю жизнь проработал над разрешением одной проблемы. Но значение этой проблемы – проблемы воздушного питания растений, или фотосинтеза, - далеко выходит за пределы физиологии растений, т.к. с этим связано существование не только растений, но и всего животного мира. Мало того, в фотосинтезе растение берет и усваивает не только вещество, а именно углекислоту воздуха, но и энергию солнечных лучей. Это дало права К.А, Тимирязеву говорить о космической роли растения как передатчика энергии солнца нашей планете. (Биология для школьника, 2010г.)

Исторический метод в исследованиях Тимирязева .

Тимирязев отрицательно относился к ученым, которые пренебрегают знанием истории своей науки. «Исторический метод» он, прежде всего, применял к развитию наук, и в первую очередь биологических. Он дал причинную периодизацию развития этих наук в определенной последовательности. Первый по очереди явился сравнительно простой вопрос – морфологический, позднее явился вопрос физиологический и ещё позднее исторический. К.А.Тимирязев неоднократно подчеркивал, что современные формы организмов – результат длительной приспособительной эволюции; на любом виде ныне живущих организмов лежит печать, с одной стороны, приспособленности к условиям обитания, с другой – всей предшествующей эволюции. Исходя из этого, он считал, что для правильного понимания законов биологии, разнообразных проявлений жизни и возможности управления ими необходим исторический метод , т е последовательный подход к изучению организмов. Научный подвиг Тимирязева состоял в том, что он перебросил мост между двумя крупнейшими научными открытиями XIX в.: учением Дарвина и законом сохранения энергии . Он сочетал в своих исследованиях экспериментально-физиологический и историко-биологический подход к явлениям жизни. (Ландау-Тылкина, 1985.)

Популяризация естествознания.

«Безнадёжно состояние науки, когда она находится среди безграничной пустыни всеобщего равнодушия… Представители науки – слуги общества, они должны от времени до времени выступать перед ним, как перед доверителем, которому они обязаны отчётом», - считал Тимирязев. Поэтому свои научные труды он создавал по-разному. Иногда это были общедоступные лекции, которые потом превращались в книгу (так появилась «Жизнь растений», самое известное произведение учёного). А иногда в единое целое собирались различные научно-популярные статьи. Так родилась книга «Наука и демократия».

Сложнейший процесс фотосинтеза Тимирязев очень понятно описывает в «Жизни растений»: «Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу». (Биология для школьника, 2010г.)

Тимирязев был членом Лондонского королевского общества (1911), почётным доктором университета в Глазго (1901), Кембридже (1909) (см. приложение, фото 7), Женеве (1909), членом-корреспондентом Эдинбургского ботанического общества (1911), почётным членом многих русских университетов и научных обществ. (БСЭ, 1971.)

Достижения в практическом земледелии.

«При выборе своей научной специальности – физиологии растений – писал Тимирязев, - я в известной степени руководствовался ее отношением к земледелию, определяя это отношение весьма просто: наука призвана сделать труд земледельца более производительным». Он первый ввел в России опыт с культурой растений в искусственных почвах. В 1893 г. Тимирязев опубликовал работу «Борьба растений с засухой», где он дает анализ тем приспособлениям, которые помогают растению выносить засуху.

Тимирязев считал, что изучать физиологию растений нужно затем, чтобы потом обратить найденное на пользу земледелия. Взаимоотношения теории и практики в своей области знания он определял так: «Узнать потребности растения – вот область теории, прибыльно для себя удовлетворить эти потребности – вот главная забота практики». Тесная связь физиологии растений с агрохимией определила тимирязевское направление: «Спрашивать мнение самого растения, ставя прямой опыт: научный – в лаборатории и практический – в поле». Величие Тимирязева- практика состоит именно в том, что он признавал за наукой принадлежащее ей по праву место лишь при условии, когда ее достижения получат самое широкое распространение и должную оценку в слоях широкой общественности, в народе. (Биология для школьника, 2010г.)

4. Светлый образ К.А.Тимирязева – в памяти потомков.

Умер Тимирязев от воспаления лёгких 28 апреля 1920 г. Последним, что он прочёл, было письмо Ленина, полученное в ответ на книгу «Наука и демократия». За день до смерти, чувствуя её приближение, Климент Аркадьевич сказал своему врачу: «Я всегда старался служить человечеству…» (Ландау-Тылкина, 1985.)

О величии личности Тимирязева говорят символы и культурно-исторические ценности, как в России, так и в других странах. Так, в честь Тимирязева названы: лунный кратер, теплоход «Академик Тимирязев», улицы им. Тимирязева во многих городах. В 1991 г. на Серпуховской линии Московского метро открыта станция «Тимирязевская».

Имя Тимирязева присвоено старейшей Московской сельскохозяйственной академии РАН, бывшей Петровской (см. приложение, фото 8).

РАН раз в три года присуждает премию им. К.А.Тимирязева за лучшие работы по физиологии растений и ежегодно проводит Тимирязевские чтения.

Орден академика Тимирязева – единственная в России высшая Национальная награда в сфере аграрно-промышленного сектора страны.

В Москве, на Тверском бульваре, возвышается памятник учёному работы скульптора С.Меркулова. На строгом постаменте выбиты слова: «К.А.Тимирязеву – борцу и мыслителю» (см. приложение, фото 9).

Биологический музей им. К.А.Тимирязева в Москве (Малая Грузинская улица, д. 15) организован в 1920г (см. приложение, фото 10). В фондах и залах музея хранятся материалы, тесно связанные с деятельностью учёного (см приложение, фото 11).

По адресу Романов переулок, д.2 находится мемориальный музей-квартира Тимирязева, где полностью сохранена обстановка и библиотека времён учёного.

Таким образом, в нашей стране достаточно много мест, символично или напрямую напоминающих нам о Тимирязеве. (Биология для школьника, 2010г.)

Анализ материала.

Познакомившись с жизнью и научной деятельностью К.А.Тимирязева, мы узнали много интересного не только об этом человеке, но и об эпохе, в которой он жил. Всю информацию мы разделили на 4 раздела, которые, как нам кажется, отражают разные стороны жизни учёного.

В разделе «Семья в жизни Тимирязева» мы объединили семью, в которой учёный родился, и семью, которую он создал. Нам видится их тесная связь, так как созданная семья является продолжением родительской. Отношения Тимирязева с отцом продолжаются в его отношениях с сыном. А отношения с женой, трепетные и дружеские, напоминают отношения отца и матери учёного.

В этом видится большой смысл. Очень важно, когда у человека есть надёжная опора, тогда он уверен в своих действиях и энергичен.

Во второй раздел – «Выбор жизненного пути» - мы отнесли материал об определении Тимирязева как учёного и политика. Из естественных наук Климент Аркадьевич выбрал биологию, а конкретно, физиологию растений, и сделал её делом своей жизни. Это сродни тому, что однажды он стал на сторону революционеров-демократов и до конца дней был верен своим политическим взглядам.

У него было много хороших учителей и наставников (Д.И.Менделеев, А.К.Бекетов, М.И.Сеченов), это великие учёные. Общение с ними, конечно, сильно повлияло на жизнь Тимирязева, как и стажировка в Европе. Чего стоит одна только встреча с Чарльзом Дарвином! А общение с Н.Г.Чернышевским, Н.А.Добролюбовым, Н.И.Писаревым! Трудно оставаться равнодушным, встречаясь с такими выдающимися личностями, лучшими людьми науки и литературы того времени! И Климент Аркадьевич не был равнодушным, он всегда откликался на призыв о помощи, смело высказывал своё мнение.

Дух народничества, столь свойственный русской интеллигенции, очень ярко проявился в общественно-политической позиции Тимирязева. Он считал, что новая власть способна решить проблемы России, обеспечить прогрессивное развитие страны. А прогресс и торжество науки – это были боги русской интеллигенции XIX – начала XX века.

Трудно сказать, как складывались бы отношения Тимирязева с советским руководством, проживи Климент Аркадьевич ещё какое-то время. Всё-таки свобода научного творчества – не последняя вещь для учёного, а при большевистской власти она была сильно ограничена. Во всяком случае, личная честность и искренность Тимирязева бесспорны.

Третий раздел – «Тимирязев – великий учёный» рассказывает об открытиях и трудах Климента Аркадьевича. Его блестящая книга «Жизнь растений» (1878) выдержала десятки изданий на нескольких языках. Учёный буквально прославил хлорофилл, это «самое интересное из органических веществ» и пришёл, при этом к выводу о космической роли растений. В сегодняшнем школьном учебнике ботаники этой теме посвящён целый параграф!

Есть ещё два момента в нашем исследовании, которые, как нам кажется, характеризуют Тимирязева как учёного незаурядного и неутомимого. Это популяризация им науки и использование в исследованиях исторического метода . Тимирязев старался сделать науку доступной для народа, понятной, а поэтому имеющей большое практическое значение. Его лекции были просты и интересны, свободных мест для слушателей не хватало. Его методы использовались в земледелии, так как были доступны.

Помимо этого, Климент Аркадьевич был одним из крупнейших историографов науки о жизни. Его перу принадлежит ряд прекрасных и выдающихся работ по истории естествознания, которое он считал главным «научным знанием» русского человека.

Четвёртый раздел – «Светлый образ Тимирязева – в памяти потомков». Здесь собрана информация о символах и памятных местах, связанных с учёным. Улицы, станция метро, музей, сельскохозяйственная академия, теплоход и даже лунный кратер(!) напоминают сегодня о нашем великом соотечественнике. На Тверском бульваре возвышается величавый памятник учёному, на постаменте которого высечены кривые разложения углекислоты при фотосинтезе, о чём, может быть, не знают многочисленные прохожие. Этот памятник пережил бомбёжку и реставрацию и остался стоять на своём месте, как и человек, о котором наш рассказ.

Заключение.

Тимирязев – великий разум и великая душа! Теперь понятна глубина этих слов. «Климент Аркадьевич сам, как и горячо любимые им растения, всю жизнь стремился к свету, запасая в себе сокровища ума и высшей правды, и сам был источником света для многих поколений, стремившихся к свету и знанию и искавших тепла и правды в суровых условиях жизни». Эти слова И.П.Павлова мы использовали в виде эпилога к нашему рассказу. А в качестве иллюстрации к ним, находясь под впечатлением от узнанного, создали информационный плакат о становлении личности К.А.Тимирязева (см. приложение, рис.1).

Корень – орган почвенного питания и якорь, укрепляющий растение в почве. Родительская семья, по нашему, мнению – основа жизни. Стебель – осевой орган растения, ориентирующий его в пространстве. По нему движутся питательные вещества, необходимые для развития. Они попадают в стебель из листьев, органов воздушного питания, которые у нас ассоциированы с факторами, повлиявшими на становление личности Тимирязева. Цветок – орган, привлекающий внимание. Это личность учёного, обладающая незаурядными прекрасными качествами (лепестки). А плод – это результат жизни. Он будет использован потомками для продолжения дела Тимирязева. Ради этого стоит жить!..

Список источников информации.

  1. Биология для школьников. №1 за 2010г. стр.31-53.
  2. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1971.
  3. Ландау-Тылкина С.П. К.А.Тимирязев: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. – 128с.
  4. Прашкевич Г.М. Самые знаменитые учёные России. – М.: Вече, 2000, стр.261-273.
  5. http://vivosvoco (Комаров В.Л. Жизнь и творчество Тимирязева).
  6. http://www.n-t.org

Фотоприложение.

Рис.1. Становление личности

К.А.Тимирязева.

Климент Аркадьевич Тимирязев (22 мая (3 июня) 1843, Петербург — 28 апреля 1920, Москва) — русский естествоиспытатель, профессор Московского университета, основоположник русской научной школы физиологов растений, член-корреспондент РАН (1917; член-корреспондент Петербургской АН с 1890). Депутат Моссовета (1920). Почётный доктор Кембриджа, университетов Женевы и Глазго.

Климент Аркадьевич Тимирязев родился в Петербурге в 1843 году. Первоначальное образование получил дома. В 1861 году поступил в Петербургский университет на камеральный факультет, потом перешёл на физико-математический, курс которого окончил в 1866 году со степенью кандидата и был удостоен золотой медали за сочинение «О печеночных мхах» (не напечатан).

В состав того, что мы называем человечеством, входит более мёртвых, чем живых.

Тимирязев Климент Аркадьевич

В 1860 году появился в печати его первый научный труд «Прибор для исследования разложения углекислоты», и в том же году Тимирязев был отправлен за границу для подготовления к профессуре. Он работал у Гофмейстера, Бунзена, Кирхгофа, Бертло и слушал лекции Гельмгольца, Буссенго, Клода Бернара и др.

Вернувшись в Россию, Тимирязев защитил магистерскую диссертацию («Спектральный анализ хлорофилла», 1871) и был назначен профессором Петровской сельскохозяйственной академии в Москве. Здесь он читал лекции по всем отделам ботаники, пока не был оставлен за штатом ввиду закрытия академии (в 1892 году).

В 1875 году Тимирязев получил степень доктора ботаники за сочинение «Об усвоении света растением». В 1877 году был приглашен в Московский университет на кафедру анатомии и физиологии растений. Читал также лекции на женских «коллективных курсах» в Москве. Кроме того, Тимирязев был председателем ботанического отделения Общества любителей естествознания при Московском университете.

В 1911 году покинул университет, протестуя против притеснений студенчества. Тимирязев приветствовал Октябрьскую революцию, а в 1920 году один из первых экземпляров своей книги «Наука и демократия» отправил В. И. Ленину. В посвятительной надписи учёный отметил счастье «быть его [Ленина] современником и свидетелем его славной деятельности».

Научные труды Тимирязева, отличающиеся единством плана, строгой последовательностью, точностью методов и изяществом экспериментальной техники, посвящены вопросу о разложении атмосферной углекислоты зелёными растениями под влиянием солнечной энергии и немало способствовали уяснению этой важнейшей и интереснейшей главы растительной физиологии.

Изучение состава и оптических свойств зелёного пигмента растений (хлорофилла), его генезиса, физических и химических условий разложения углекислоты, определение составных частей солнечного луча, принимающих участие в этом явлении, выяснение судьбы этих лучей в растении и, наконец, изучение количественного отношения между поглощенной энергией и произведённой работой — таковы задачи, намеченные ещё в первых работах Тимирязева и в значительной степени разрешённые в его последующих трудах.

Русский ученый-естествоиспытатель, один из основоположников отечественной школы физиологов растений, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1890).

Климент Аркадьевич Тимирязев родился 22 мая (3 июня) 1843 года в в семье начальника таможенного округа Аркадия Семеновича Тимирязева (1790-1867). Начальное образование будущий ученый получил дома.

В 1860 году он поступил в Санкт-Петербургский университет на камеральный факультет, потом перешел на физико-математический. В 1861 году за участие в студенческих волнениях К. А. Тимирязев был исключен из университета. Ему было позволено продолжать обучение в качестве вольнослушателя только через год. К. А. Тимирязев окончил университет в 1866 году со степенью кандидата и был удостоен золотой медали за сочинение «О печеночных мхах».

В 1868 году К. А. Тимирязев был командирован Санкт-Петербургским университетом для подготовки к профессорской деятельности на 2 года за границу (Германия, Франция), где работал в лабораториях крупных физиков, химиков, физиологов, ботаников (Г. Кирхгофа, Г. Гельмгольца, P. Бунзена, П. Бертло, Ж. Буссенго, К. Бернара, В. Гофмейстера). Наибольшее значение для ученого получила работа у Ж. Буссенго, которого он считал своим учителем.

В 1870-1892 годах К. А. Тимирязев преподавал в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева). В 1871 году, защитив магистерскую диссертацию «Спектральный анализ хлорофилла», был утвержден в звании экстраординарного профессора академии. В 1875 году, после защиты докторской диссертации «Об усвоении света растением», стал ординарным профессором.

С 1878 года К. А. Тимирязев был профессором Московского университета, в 1902 году он был утвержден в звании заслуженного ординарного профессора. В 1911 году К. А Тимирязев покинул университет в знак протеста против политики министра народного просвещения Л. А. Кассо. После Октябрьской революции 1917 года К. А. Тимирязев был восстановлен в правах профессора Московского университета, но из-за болезни не мог работать на кафедре.

К. А. Тимирязев был одним из первых крупных русских ученых, приветствовавших Октябрьскую революцию 1917 года. Несмотря на тяжелую болезнь, 75-летний ученый участвовала работе Наркомпроса РСФСР и Социалистической (позднее Коммунистической) академии общественных наук, членом которой был избран в 1918 году. В 1920 году К. А. Тимирязев был избран депутатом Моссовета.

К. А. Тимирязев был членом Лондонского королевского общества (1911), почетным доктором университетов в Глазго (1901), Кембридже (1909) и Женеве (1909), член-корреспондентом Эдинбургского ботанического общества (1911), почетным членом многих русских университетов и научных обществ.



ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич (1843-1920). Был конец июня 1909 г. На улицах Кембриджа - старинного университетского города- царило праздничное оживление. Сюда со всех частей света съехались знаменитые учёные-биологи, чтобы принять участие в торжествах по случаю столетнего юбилея Чарлза . Среди собравшихся был и шестидесятишестилетний профессор Московского университета Климент Аркадьевич Тимирязев.

Учёные многих стран хорошо знали этого худощавого человека с высоким лбом и острой бородкой. Его труды по естествознанию пользовались мировой известностью, а знаменитую книгу «Жизнь растения» с увлечением читали не только в России, но и за её пределами. Особенно почитали Тимирязева англичане. Он давно прослыл одним из самых горячих защитников и пропагандистов учения Дарвина, их великого соотечественника. У Дарвина даже после его смерти оставалось немало противников. Они, как и прежде, пытались доказать, что всё живое на Земле остаётся неизменным, таким, каким его создал бог. Надо было, подобно Тимирязеву, обладать упорством и мужеством, чтобы бороться с ними: ведь за их спиной стояла ЦЕРКОВЬ и все, кто боялся правды в науке.

Ещё в молодости Тимирязев заинтересовался влиянием солнечных лучей на растения. Он пришёл к мысли, что растений не только поглощают Свет, но и служат кладовыми солнечной . Он понял: попадая на землю, энергия солнца не исчезает. Она откладывается в растениях, помогая вырабатывать из углекислого газа и воды необходимые для жизни вещества. Вместе с растительной пищей энергия солнца попадает в организм животных и человека, поддерживает в нём силы. Без растений не было бы жизни на Земле.

В 28 лет Тимирязев стал профессором Петровской сельскохозяйственной академии, а потом и Московского университета. Студенты сразу полюбили молодого профессора. Стройный, изящный, с благородной осанкой, Тимирязев уже одним своим видом покорял слушателей. Говорил он негромко, но с таким жаром и увлечением, так живо излагал материал, что не увлечься было невозможно.

Тимирязева любили не только за это. Когда однажды, явившись в академию, он узнал, что трёх его студентов арестовала полиция, он немедленно потребовал свидания с арестованными и после смело и горячо защищал их на заседании академического совета.

Тимирязев с детства ненавидел произвол и насилие. Он помнил рассказы отца о кровавой расправе над , видел, как увозили на каторгу замечательного борца за свободу Чернышевского. Наконец, его самого исключили из университета за участие в студенческой забастовке. Дошло до того, что в полиции было заведено особое дело на Профессора Тимирязева, а за домом его установлена слежка.

Начальство всячески старалось избавиться от крамольного профессора. Сначала он был уволен из Петровской академии, а через десять лет отстранён от чтения лекций и в Московском университете. Но ничто не могло сломить учёного-революционера. Он верил, что в скором времени царскому произволу будет положен конец. И когда в 1917 г. произошла Октябрьская революция, Тимирязев, не задумываясь, встал на сторону большевиков. Тимирязев считал, что должен отдать победившему народу весь свой одыт и знания, и готов был на всё. Поэтому он гордился, когда узнал, что революционные рабочие избрали его своим депутатом в Московский Совет! Он мечтал служить революции, потому что революция несла человечеству свет и разум. А ради этого стоило бороться. Недаром, когда Тимирязев умер, на его памятнике были высечены слова: «...борцу и мыслителю».