Рефераты Изложения История

Сми и решение социальных проблем общества. Структура сми как отображение многообразия интересов и потребностей различных социальных групп общества Многообразие социальных интересов

Формирование в течение последних двадцати лет в РФ института социальной работы сопровождалось развитием различных форм и моделей его взаимодействия со СМИ, среди которых самыми важными являются следующие: освещение в СМИ социальной проблематики и формирование общественного мнения; выполнение функций социальной работы конкретными лицами или СМИ в целом; осуществление контроля, анализа и мониторинга в сфере социальной работы, социальной политики и социальной защиты; реализация совместной проектной деятельности субъектов СМИ и социальной работы и др.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

16759. Реструктуризация корпоративных заемщиков по выбору кредиторов: решение макро-проблем на микроуровне 14.73 KB
Существенное ухудшение экономической ситуации в стране и мире привело к тому что большинство российских предприятий в том числе и крупных столкнулись с многочисленными финансовыми проблемами и постоянным ростом задолженности. Общий объем дефолтов таков что суммарно за год с сентября 2008г. Причина кроется в том факте что все деньги осели в банках: на поддержку финансового рынка и отраслей...
3721. Механизмы решения социальных проблем молодежи 55.86 KB
Вместе с тем, решение проблем молодежи как приоритетное направление функционирования российского общества находится в стадии формирования. Наряду с этим в общественной жизни и государственной политике ошибочно присутствует надежда на то, что все само по себе устроится в связи с развитием макроэкономических процессов.
16785. Концепция «социального жара» как основа различных социальных проблем в образовательной системе России 10.59 KB
Парадоксально но вред который был причинен их здоровью и жизни в конечном счете является последствием современных им форм социализующего давления общества желавшего получить от своих граждан как можно более труда и соответственно материальных благ. И тот и другой сами находятся в беде и оба представляют проблему для всего общества. В нашем обществе сложились отношения которые мы называем мотивирующим давлением общества. Значительная часть индивидуумов современного общества проводит свою жизнь в попытках достичь того что чем...
21726. 77.33 KB
Ключевые слова: гражданское общество; принцип разделения властей; формирование правового государства и т. Объект исследования - общественные отношения в области формирования гражданского общества и правового государства. Цель дипломной работы: изучение тенденций и проблем формирования правового государства а также гражданского общества в Республике Беларусь. Задачи исследования: Определить основные концепции и этапы развития гражданского общества; Дать определение понятия гражданского общества; Рассмотреть взаимодействие...
2862. Решение таможенного органа по жалобе 4.3 KB
Решение тамож органа по жалобе Решение таможенного органа по жалобе на решение действие бездействие таможенного органа или его должностного лица принимается в письменном виде. В таком решении должны быть указаны: 1 наименование таможенного органа рассмотревшего жалобу; 2 номер решения; 3 дата и место составления решения; 4 должность фамилия и инициалы должностного лица таможенного органа принявшего решение по жалобе реквизиты документа подтверждающего его полномочия по рассмотрению жалобы за исключением начальника таможенного...
21184. Решение задачи «Выбор поставщика» 247.47 KB
Исходные данные к задаче Выбор поставщика Данные для расчета дополнительных затрат Трансп тариф руб м3 Норма трансп запаса дн Норма страх запаса дн Ставка банк кредита Ставка за экспедирование груза Доп. Исходные данные к задаче Управление запасами Торговый ассортимент фирмы и среднегодовой запас № ассортиментной позиции Среднегодовой запас по ассортиментной позиции у. ЛОГИСТИКА МОДЕЛЬ ПОТЕРИ ДЕФИЦИТ ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЗАПАСА УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ. Решены две задачи связанные с выбором поставщика и управления...
19053. Оптимальное решение двойственной задачи 256.75 KB
Метод 2 Оптимальное решение двойственной задачи можно получить из следующего уравнения. Их можно использовать для определения оптимального решения одной задачи непосредственно из симплекс-таблицы содержащей оптимальное решение другой. После нахождения оптимального решения решаемой задачи оптимальное решение обратной задачи определяется одним из описанных методов.
8653. Решение систем линейных уравнений 91.38 KB
Если число уравнений системы совпадает с числом неизвестных m=n то система называется квадратной. Решением линейной системы 2.2 называется набор чисел которые при подстановке вместо неизвестных обращают каждое уравнение системы в верное равенство. Для системы линейных уравнений матрица А = называется матрицей системы а матрица А= называется расширенной матрицей системы Определение.
871. Решение нестандартных задач на уроках математики 62.39 KB
Сколько будет весить цапля если встанет на 2 ноги Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько пробежала каждая лошадь У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье Шесть котов за шесть минут съедают шесть мышей. Сколько понадобится котов чтобы за сто минут съесть сто мышей Стоят 6 стаканов 3 с водой 3 пустых.
19491. Решение дифференциальных уравнений в частных производных 267.96 KB
Экранированная двухпроводная линия РАСЧЕТ Для выполнения расчета необходимо запустить PDE Toolbox для этого необходимо выполнить команду pdetool в рабочей области MTLB.– Двухмерная модель проводящей линии Сначала из геометрических примитивов строиться модель системы см...

Социальная действительность (или социальная реальность) – существующие в действительности социальные явления и процессы. В настоящее время термин "социальная реальность" употребляют в двух смыслах: онтологическом, отражающем все объективно существующие социальные процессы и явления, и эпистемологическом, являющемся предметом конкретных социально-гуманитарных наук и теорий .

Средства массовой информации считаются ценнейшим источником социальной информации, на основе которой осуществляется исследование разнообразных феноменов социальной действительности. С одной стороны, происходит научное познание социума (в рамках социально-гуманитарных исследований), с другой стороны, на основе анализа представленного в СМИ спектра коллективных мнений принимаются конкретные практико-управленческие решения, регулирующие деятельность широкого круга социальных (политических, экономических и прочих) субъектов.

Научное познание социальной действительности через изучение репрезентируемых СМИ сведений мы обозначим как теоретико-аналитический подход. В рамках данного подхода осуществляется специализированная деятельность по производству гуманитарного научного знания. Исследование актуального медийного дискурса как один из наиболее значимых аспектов комплексной работы по определению эффективности коммуникативной деятельности социальных субъектов условно назовем прагматическим подходом к исследованию социальной реальности. Здесь главная цель уже не научное описание изучаемой реальности, а выработка на основе полученных оперативных данных конкретных управленческих решений, краткосрочное и долгосрочное (стратегическое) планирование коммуникационных процессов.

Рассмотрим подробнее обозначенные выше подходы.

Теоретико-аналитический подход

Историко-филологическая традиция изучения социальной реальности по материалам СМИ

Социальная действительность находится в центре исследовательского внимания большого количества социально-гуманитарных наук. Анализом разных аспектов функционирования общества и выявлением закономерностей его развития, изучением человека как субъекта социальной жизнедеятельности, включенного в систему общественных отношений, занимаются философия и психология, политология, культурология и т.д. Важным источником информации для этих дисциплин становятся тексты массовой коммуникации. Как справедливо заметил выдающийся русский философ и исследователь М. М. Бахтин, "в сфере гуманитарного познания интеллектуальные операции с чужим описанием того или иного фрагмента социальной жизни являются основным источником для формирования своих собственных суждений о том, что не дано исследователю как фрагмент его непосредственного опыта" . С помощью собственных научных процедур социальные и гуманитарные дисциплины производят конструирование специфического для конкретной научной отрасли предмета исследования, т.е. на основе социальной информации, почерпнутой из СМИ, продуцируют значимое для данной дисциплины научное знание.

С точки зрения разработанности методологии анализа, стандартов и норм научной деятельности и принципов интерпретации полученных результатов наиболее полно проблема исследования материалов СМИ представлена в источниковедении.

Источниковедение – это учение об источнике, область социально-гуманитарного знания, посвященная исследованию всей совокупности созданных человеком источников, специфический метод познания социальной реальности. Источниковедение как особая дисциплина сложилось в рамках методологии исторического исследования, так как именно историческая наука систематически использует для целей познания документы (в данном случае – исторические источники). Однако в настоящее время проблемы, которые специально разрабатывает историческое источниковедение, становятся сферой междисциплинарного научного интереса, что позволяет говорить об источниковедении как об особом способе социально-гуманитарного научного познания, выходящего за рамки исторической науки.

Гуманитарное познание имеет целью приращение и систематизацию знаний о человеке (во всей полноте и целостности этого феномена) и обществе (феномене человечества в его временном и пространственном единстве), и источниковедение обогащает данную отрасль своими специфическими познавательными средствами. Так, базовое источниковедческое понятие источник (в узком смысле "исторический источник") как целостная совокупность произведений, созданных в процессе целенаправленной человеческой деятельности, как вещественный носитель ретроспективной информации, сегодня становится универсальной междисциплинарной категорией. В социологии, психологии, этнографии, этнологии, культурологии, лингвистике в понятие "источник" включаются материальные объекты, несущие информацию не только ретроспективного, но и оперативного и перспективного характера. Метод познания окружающего мира через фиксированные источники информации, отражающие взаимодействие человека с природой, обществом, государством и с другим человеком, становится общенаучным.

Под видом исторического источника, как правило, понимается исторически сложившаяся совокупность источников, характеризующаяся сходством внутренней формы (структуры), вытекающей из единства источника при его создании. Видовая общность источников, основанная на повторяемости свойств источников, позволяет выработать общие методы их исследования.

Видовое деление применимо далеко не к каждому типу источников. С середины XIX в. наиболее значимыми для исторической науки становятся письменные источники, именно поэтому базовой становится классификация видов письменных источников. К последним принято относить следующие:

  • – летописи,
  • – законодательные акты,
  • – делопроизводственную документацию,
  • – частные акты,
  • – статические источники,
  • – периодическую печать,
  • – документы личного происхождения (мемуары, переписку и т.д.),
  • – литературные памятники,
  • – публицистику,
  • – политические сочинения,
  • – научные труды.

В разные исторические эпохи превалировали разные виды источников. Так, по мере развития общества исчезают старые виды источников (летописи), формируются новые (статистические материалы, периодическая печать, фото- и кинодокументы). С течением времени носителем практически всех видов письменных источников становится пресса, а развитие в дальнейшем системы средств массовой информации способствует увеличению удельного веса источников, изначально предназначенных для публикации в той или иной форме.

Социальная действительность как исторический опыт и общественная практика отражена в материалах СМИ во всем многообразии аспектов, поэтому к источниковедческому анализу прессы обращаются не только историки, но и социологи, антропологи, этнологи, психологи, политологи, искусствоведы, исследователи языка и литературных текстов. Цель любого социально-гуманитарного исследования – не только извлечь из прессы всю полезную для конкретного исследования социальную информацию, но и критически оценить, правильно интерпретировать ее.

В практическом плане сказанное выше предполагает дифференцированный подход к разработке методологии анализа разных видов письменных (и в широком смысле медийных) источников информации, аккумулированных в СМИ.

Относительно проста в плане сбора и обработки информация хроникального характера. С давних пор хроникой называли литературный жанр – произведения, содержащие последовательное изложение общественных или семейных событий. К началу XX в. термин приобрел новый и наиболее значимый для нас смысл: хроникой стали называть особый отдел газет и журналов. В первой четверти XX в. словари уже фиксируют жанрово-тематические особенности материалов, публикуемых в отделе хроники: "Хроника (как особый отдел газет и журналов. – З. X.) затрагивает область художественного слова не более, чем всякое иное словесное произведение: предметом описания в журнальной и газетной хронике бывают события сегодняшнего дня, как в области социально-политической, так и в других: в литературной, музыкальной, театральной, научной... Существует хроника мод, хроника спорта, хроника шахматной игры. В английских и французских журналах распространена хроника великосветской жизни. Главная цель подобной хроники – осведомление читателя. Творческое начало проявляется здесь в весьма малой степени, темы и материал лишь выбираются составителем, но поставляются они реальной действительностью. Язык и стиль хроники весьма, по большей части, трафаретны" . В современных словарях понятие получает обобщающий характер: хроника в периодической печати, радио, кино и т.д. – это сообщения информационного характера о текущих событиях.

Таким образом, хроника как важная часть содержательного наполнения СМИ является богатым источником фактов, необходимых в процессе познания разных срезов социальной действительности. И главным методом, с помощью которого социальногуманитарные дисциплины вычленяют из массива публикаций необходимые знания, является фактологический анализ.

Наряду с материалами, публикуемыми в разделе "Хроника", функцию репрезентации фактологической информации выполняют опубликованные в СМИ официальные сведения : законодательные акты, статистические данные и т.д. То, что в российской прессе традиционно представлен большой объем официальной информации, вполне объяснимо. Российские газеты возникли не только позже европейских, но и, в отличие от них, не в общественной, а в государственной сфере. Зарождение и формирование российской печати происходило в условиях коренного преобразования всего государственного обустройства. Реформы Петра Великого породили новую форму взаимоотношений между личностью и государством и полностью изменили характер законотворчества. Постепенно закон превращается в единственный источник права. Растет убежденность в том, что законы могут переустроить жизнь государства и повлиять на формирование личности. Помимо этого, расхождение обычая и закона заставляет государство особо заботиться о публикации законодательных актов. С начала XVIII в. публикация текстов законов становится обязательной. Также начинают систематически издаваться сводные статистические данные.

Постепенно законы и статистика становятся важными компонентами периодических изданий. Формальное закрепление за газетами функции тиражирования юридической (и отчасти статистической) информации происходит в первой половине XIX в. Так, с 1838 г. по Высочайшему повелению царя-реформатора Александра II в крупных губернских городах начинают издаваться "Губернские ведомости" – официальные периодические издания, призванные знакомить широкие слои населения с государственными законами, распоряжениями и приказами местных властей. Официальный раздел дополнялся неофициальным, в котором публиковались материалы по местной истории, географии, этнографии и статистике (рис. 3.1).

Рис. 3.1. "Пензенские губернские ведомости", 1855 г.

Позже система губернских газет была дополнена новым изданием, с течением времени ставшим основным элементом в системе распространения информации государственного характера. Указом того же Александра II от 27 октября 1869 г. при главном управлении но делам печати была учреждена ежедневная официальная газета "Правительственный вестник" . Наряду с распоряжениями и сообщениями правительства, отчетами о заседаниях Совета министров и Государственного совета, в газете были представлены материалы неофициального характера: внутренние и зарубежные известия, статьи и рецензии на книги, биржевой указатель, метеосводки и др.

Вполне очевидно, что в данном случае Россия переняла передовой опыт европейских стран. К началу XIX в. в некоторых из них уже успешно функционировал особый тип периодических изданий, в которых фиксировалась повседневная деятельность государственных (как правило, законодательных) органов власти и публиковались важные итоги этой деятельности. Такие издания назывались официальными вестниками (официальными бюллетенями, официальными газетами, или дневниками) . Официальные вестники не всегда были рассчитаны на широкую аудиторию. Чаще всего они издавались в интересах конкретных государственных органов или ведомств.

Наиболее известным европейским изданием данного типа считается бюллетень парламента Великобритании, который с 1803 г. стал регулярно издаваться под названием "Парламентские дебаты. Официальный отчет" (рис. 3.2).

Судьба этого издания очень любопытна. К концу XVIII в. – века европейского Просвещения – в Великобритании существенно более разнообразными стали интересы читателей, британские газеты того периода начали публиковать неофициальные отчеты о парламентских слушаниях. Не имея разрешения на обнародование официальных парламентских отчетов и стенограмм (долгое время в военных целях информация о деятельности парламента была засекречена), журналисты размещали материалы от имени фиктивных политических клубов. Первые послабления в соблюдении принципа секретности при освещении деятельности парламента Великобритании были отмечены в период наполеоновских войн. Тогда журналист Уильям Коббет (William Cobbett) опубликовал материалы по истории британского парламента и получил право на обнародование собственных записей о ходе парламентских слушаний.

Тексты парламентских дебатов Коббет публикует в качестве приложения к своему еженедельнику "Политический регистр", который выходит огромным по тем временам тиражом в б тысяч экземпляров, продается всего за один шиллинг и считается популярным и влиятельным изданием. В 1809 г. Коббет заключает контракт на публикацию своих отчетов о заседаниях палат парламента Великобритании с известным издателем Томасом Курсоном Ханзардом (Thomas Curson Hansard) и затем продает ему право на их дальнейшую публикацию. В 1829 г. Ханзард принимает решение поставить свое имя на титульном листе издания "Парламентские дебаты. Официальный отчет". С этого времени "Ханзард" (Hansard) становится признанным названием публич

Рис . 3.2. "Парламентские дебаты. Официальный отчет", 1832 г.

ных парламентских отчетов в странах с британской парламентской моделью – Австралии, Новой Зеландии, Канаде.

Если на первых порах "Ханзард" просто перепечатывал из ежедневных газет неофициальные записи речей парламентариев в ходе дебатов, то впоследствии – специально готовился уже силами парламентских журналистов. По сей день "Ханзард" является официальным изданием Парламента Великобритании: опубликованные в нем материалы слушаний Палаты лордов имеют статус юридических документов (рис. 3.3).

В Россию традиция публичного освещения деятельности законодательной власти по объективным причинам пришла лишь спустя сто лет. В начале XX в. формируется практика публичного освещения деятельности Государственной думы. Во время работы Думы велась подробнейшая запись выступлений парламентариев и хода каждого заседания. Впоследствии стенограммы расшифровывались и распечатывались. Машинописный текст и базовая рукопись просматривались депутатами, которые могли вносить свои замечания. Затем окончательный вариант одобрялся председателем Думы и публиковался под грифом "Печатано по распоряжению Председателя Государственной думы". Вышедшие под таким грифом отчеты рассылались в государственные ведомства, научные учреждения, библиотеки и т.п. После этого стенограммы попадали на страницы газет.

Доступность отчетов о думских заседаниях поддерживала свободу слова и печати в царской России. Однако из-за права депутатов исправлять тексты своих выступлений расшифровки стенограмм, напечатанные в газетах, иногда отличались от подлинников и могли не передавать истинного смысла их речей .

В советское время роль официального государственного органа выполняла газета "Известия", первый номер которой вышел 28 февраля (13 марта) 1917 г. в Петрограде. Именно в "Известиях Петроградского совета рабочих депутатов" как официальном печатном органе Петроградского совета рабочих депутатов на первой полосе первого номера было напечатано обра

Рис. 3.3. Современный британский "Ханзард"

Рис. 3.4.

Puc. 3.5.

щение "К населению Петрограда и России", которое заканчивалось известным призывом: "Все вместе, общими силами будем бороться за полное устранение старого правительства и созыв учредительного собрания, избранного на основе всеобщего равного, прямого и тайного избирательного права".

После Октябрьской революции, с 27 октября (9 ноября) 1917 г. "Известия" стали органом ЦИК и Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Газета приобрела статус одного из официальных печатных органов новой власти – наряду с "Газетой Временного рабочего и крестьянского правительства", которая была официальным органом Совета Народных Комиссаров . Именно в "Известиях" были опубликованы основополагающие документы большевистского правительства: "Декрет о мире" (рис. 3.4) и "Декрет о земле" (рис. 3.5).

С 10 марта 1918 г., когда был прекращен выпуск "Газеты Временного рабочего и крестьянского правительства", за "Известиями" закрепляется статус единственного официального правительственного издания, однако фактически эту функцию стал выполнять печатный орган ЦК РСДРП (б) – газета "Правда".

В настоящее время официальная информация по-прежнему остается весомым компонентом содержания СМИ. Так же, как и 170 лет назад, российские законы, правительственные постановления, инструкции и статистические данные в обязательном порядке публикуются в официальном издании – "Российской газете". Свои официальные издания-публикаторы есть и региональных властей. И, несмотря на то, что сведения официального характера публиковались и продолжают публиковаться в сокращенном, адаптированном под интересы массового читателя варианте, они являются безусловными и вполне операциональными с точки зрения формирования "повседневного знания", предшествующего любому теоретическому исследованию.

Стоит, однако, оговориться: историко-филологическая традиция исследования прессы как неотъемлемая часть процесса познания социальной действительности предполагает обращение не только и не столько к простым по форме и методике анализа материалам, о которых говорилось выше, но и к самым сложным по жанру и содержанию текстам, созданным именно с расчетом на публикацию в СМИ. Как отмечают исследователи, "благодаря усилиям научно-исторической школы и метода, не имеющего себе равного ни на одном из этапов интеллектуальной истории, прошлое оказалось для современного человека “воссозданным настоящим” с удивительным многообразием форм мышления" . Процедура верификации данных, содержащихся в аналитических и художественно-публицистических материалах СМИ, сложна. В отличие от хроники, статистики и официальной документации в собственно журналистских публикациях весьма высока вероятность искажения фактов. Серьезной проблемой становится выявление скрытых, имплицитно присутствующих в журналистских текстах целей, мотивов, побуждений, установок. А некоторые жанры, как, например, публицистические, в каждом конкретном случае требуют индивидуального исследовательского подхода.

Несмотря на отсутствие единой методологии исследования публицистики в прессе, отечественным источниковедением накоплен большой опыт анализа данного вида письменных источников. Так, подробно изучена публицистика эпохи Екатерины II, периода, когда публицистическая мысль прочно входит в содержание прессы. Журналы "Трутень" (1769–1770) и "Живописец" (1772–1773) II. И. Новикова или "Почта духов" (1789) и "Зритель" (1798) И. А. Крылова тщательно рассматривались исследователями как примеры яркой авторской публицистики. Не меньшего внимания удостоилась публицистика XIX в., которая представлена, например, полемикой западников и славянофилов, революционных демократов и либералов, выступлениями идеологов народнического движения и т.д.

Особое внимание исследователи долгое время уделяли зародившейся в начале XX в. публицистике партийных лидеров. В партийной печати происходило максимальное соединение публицистики с периодикой. В советское время публицистическая деятельность В. И. Ленина и его соратников стала одной из наиболее активно разрабатываемых тем в исследованиях прессы (рис. 3.6).

Рис. 3.6.

Методология источниковедческого исследования публицистических произведений предполагает точное определение их видовой принадлежности (авторские, публицистика массовых народных движений, проекты государственных преобразований и конституций), максимально полное выявление намерений автора, определение цели создания произведения и предполагаемого круга его читателей. Как видим, предложенная методология опирается на заданный алгоритм действий, но не содержит указаний на четкие критерии анализа.

Более операциональна в этом плане методология лингвистического анализа. Язык и стилистические особенности средств массовой информации постоянно являются объектом исследований, материалы СМИ активно используются учеными (лингвистами, этнологами и культурологами) в процессе воссоздания языковой картины мира тех или иных общностей. Традиционный филологический аспект исследования языка СМИ дополняется целым рядом научных проблем философского, культурологического, политологического, психолингвистического характера.

  • Социология: энциклопедия / сост. Л. Л. Грицанов [и др.]. Минск, 2003. URL: mirslovarei.eom/content_soc/SOCIALNAJA-REALNOST-10732.html.
  • Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 281.
  • "Газета Временного рабочего и крестьянского правительства" стала издаваться на базе газеты "Вестник Временного правительства" с 28 октября (10 ноября) 1917 г. Издание полностью сохранило формат и художественный стиль своего предшественника – "Правительственного вестника".
  • Бергман П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 16.

Социальная структура представляет собой систему взаимосвязанных компонентов, которые образовывают внутреннее строение общества. В узком смысле под социальной структурой подразумевают, единство социальных полей и социальных позиций.

Понятие социальной структуры

Основными элементами социальной структуры выступают индивиды, которые занимают определенные общественные статусы, а также выполняют четко определенные общественные роли.

Благодаря наличию социально структуры можно судить об обществе в целом, а также о его делении на группы, классы и общности.

Многообразие социальных групп

Социальные группы представляют собой объединения членов общества на основе совместной деятельности, общих интересов или места, занимаемого ими в обществе.

Отношения в социальных группах регулируются неформальными и формальными социальными институтами. Количество социальных групп очень большое: существуют малые социальные группы (семья, круг друзей), средние социальные группы (профессиональные коллективы). Большие социальные группы (народы, этносы, пенсионеры, молодежь).

Неравенство и социальная стратификация

Члены определенных групп могут занимать разное положение в обществе. Такая дифференциация влечет за собой определенные права и привилегии, которые выражаются в объемах собственности и доходов, в уровне ответственности и обязанностей, в отношении к власти и во влиянии.

Социальное неравенство является неравномерным распределением между членами общества таких общественных ресурсов как власть, деньги, образование и престиж. Социальное неравенство – важная и неотъемлемая часть любой большой социальной группы, в случае отсутствия социального неравенства общественные отношения не могли бы осуществляться и развиваться.

Результатом социального неравенства является социальная стратификация, разделение больших групп на страты, в основе которых лежат уровень престижа и дохода.

Большие социальные группы делятся на три основные страты: верхние, средние и нижние слои общества. К сожалению, во многих государствах существует также четвертый слой – люди, которые находятся за границей бедности.

Социальные интересы и социальная мобильность

Социальная мобильность- это смена представителями общества своих общественных ролей, а также страт, к которым они принадлежат. В обществознании различают горизонтальную и социальную мобильность.

Горизонтальная мобильность – это перемещение человека из одной группы в другую, занимающую такие же позиции в обществе (например, переход из православия в католицизм).

Вертикальная мобильность – это переход в человека в высшую группу (например, подъемом по карьерной лестнице).

Социальный интерес является побудительной внутренней причиной человека или социальной группы удовлетворить свои потребности духовного или материального характера.

Социальный интерес направляет и определяет деятельность субъектов общественных отношений. Социальный интерес зачастую выступает как первостепенная причина возрастания уровня социальной мобильности.

На правах рукописи

АЛЕКСЕЕВ Сергей Анатольевич

ЛОББИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Специальность 22.00.08 - социология управления

Новосибирск - 2000 год

Диссертация выполнена в Новосибирской государственной академии экономики и управления

Научный руководитель: - кандидат философских наук,

профессор Колчин С.С.

Официальные оппоненты: - доктор социологических наук

профессор Пошевнев Г.С., - кандидат социологических наук Косяева Т.Ю.

Ведущая организация: ИППК при НГУ

Защита состоится 28 декабря 2000 года, в 12 час., на заседании диссертационного совета К. 064.39.02 в Новосибирской государственной академии экономики и управления

по адресу: 630099, Новосибирск, ул. Каменская, 56.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии. Автореферат разослан 28 ноября 2000 г.

Ученый секретарь

кандидат философских наук, профессор,

Л.К. Аверченко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования.

Современный период российского общества характеризуется коренными структурными преобразованиями во всех базовых социальных институтах: экономики, политики, права, культуры и т.д. Одновременно с данными процессами идет формирование новых, в частности, института лоббирования. Появляются и новые виды профессиональной и социальной деятельности и соответствующие им образцы поведения. Последнее десятилетие отличается и активными стратификационными процессами в обществе. Многообразие социальных страт предполагает расширение спектра интересов и активностей различных социальных групп по реализации своих потребностей.

Стремление общества к построению правового государства и развитию демократии предполагает разработку и внедрение цивилизованных правил игры во всех сферах деятельности. Идет процесс формирования новой системы социальных норм и ценностей, механизмов регуляции. Правовое оформление данных норм предполагает прежде всего осознанность самими участниками социальных взаимодействий необходимости следования нормам, их потребности в поддержании соответствующих образцов поведения.

Реализация интересов различных социальных групп и граждан во многом зависит от политики и действий властей. А учитывая определенный дефицит различных ресурсов власть не в состоянии в полной мере удовлетворить потребности и запросы всех социальных групп. Поэтому всеми участниками осознается, что социальное взаимодействие осуществляется в условиях конкуренции за обладание имеющимися в

обществе ресурсами. Данное обстоятельство предполагает использование определенных индивидуальных и групповых форм воздействия на власть для лоббирования своих интересов.

Необходимость проведения исследования проблем становления института лоббирования в России является сегодня особенно актуальным. Современные условия не являются благоприятными для формирования "идеальных" образцов и моделей социального и профессионального поведения. Высокий уровень коррупции и других негативных явлений, присущих современному российскому обществу, безусловно накладывает отпечаток на формирующиеся модели и формы лоббирования.

Становление бизнеса в различных секторах экономики был сопряжен с накоплением как положительного опыта, так и отрицательного. В свою очередь отрицательный опыт может служить уроком для того, чтобы не совершать ошибок в новых видах деятельности. А глубокое изучение международного опыта позволит адаптировать современные зарубежные наработки и технологии лоббирования к российским условиям. Следует также отметить и позитивные процессы в обществе и прежде всего ориентацию бизнеса на морально-этические стандарты и нормы права.

Проведение диагностики социальных процессов на всех уровнях социального взаимодействия и структурных образований позволяет успешно выстраивать стратегию и тактику управления, внедрять новые социальные и правовые технологии во всех сферах социального управления. В противном случае, власть будет заниматься разрешением проблем, связанных с негативными проявлениями какой-то деятельности, затрачивать средства на предотвращение и уменьшение уровня

деструктивности и заниматься ситуативным реагированием. Все это вызывает и определяет теоретическую и практическую значимость диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

В современных отечественных социальных науках проблемы лоббирования рассматриваются в различных аспектах. Лоббирование как функция менеджмента, в частности паблик рилейшнз, изучается и раскрывается И.Алешиной, В.Королько, Г.Почепцовым, И.Синяевой,

A.Чумиковым и др. Правовые аспекты лоббирования исследуются М.Бятец, В.Лепехиным, А.Малько,

B.Павловым.

Вопросы отношений бизнеса и власти, бизнеса и политики отражены в работах Н.Сахарова, Ф.Шамхалова. Политологический аспект лоббирования исследуется М.Анохиным, В.Голосовым, С.Перегудовым, И.Семененко, Г.Плясуля и др. Проблемы лоббизма и коррупции раскрываются в работах Л.Вавилова, А.Кирпичникова, Г.Сатарова, Ф.Шамхалова. Отдельные аспекты технологий лоббирования и особенности лоббирования отдельными социальными группами представлены в трудах П.Колина "Лобби на службе монополии" и А.Любимова "Профессиональный лоббизм. Технология лоббирования".

Достаточно активно обсуждаются данные проблемы в средствах массовой информации на уровне описания конкретных действий отдельных лоббистов, "интриг" и механики лоббирования различных проектов. Вместе с тем следует отметить, что при большом разнообразии работ по лоббированию за последний период они имеют уровень описательных статейных публикаций. Специальных комплексных исследований по лоббированию в России не проводилось, нет монографических трудов и докторских диссертаций по данной проблеме.

Цели и задачи исследования.

Цель диссертации - выявить тенденции становления и развития института лоббирования в России и ее региональные особенности.

Для осуществления этой цели ставятся следующие задачи:

1. Выявить основных характеристики института лоббирования России на современном этапе: функции и цели института, структуры.

2. Выявить определенные виды социальной активности процесса лоббирования.

3. Определить набор специфических социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения в лоббировании и лобби-отношений.

4. Выявить формально-правовую основу деятельности института лоббирования.

5. Определить степень интеграции лоббизма в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества.

6. Провести содержательный анализ лобби-деятельности и современных лобби-технологий.

7. Выявить региональные особенности лоббирования.

Методологическую основу диссертации составляют: общенаучные методы системного подхода, институционального и структурно-функционального анализа.

В диссертации используются следующие методы и методики: контент-анализ, метод включенного наблюдения, метод социальной интервенции, метод социального конструирования, фокус-группы, опросы и интервью.

Объект исследования.

Социальные и профессиональные группы: депутаты, государственные и муниципальные служащие, представители государственного, коммерческого и

некоммерческого секторов.

Предмет исследований.

Институционализация лоббирования в России и регионе.

Гипотезы работы:

1. Институционализация лоббирования в России идет из центра к периферии в своих структурных образованиях и правовых оформлениях.

2. Для региональных уровней более характерны традиционные коллективные формы лоббирования.

Информационная база исследования:

1. Материалы интервью с отечественными и зарубежными экспертами разного уровня (депутатами Государственной Думы Российской Федерации, областного Совета, местных органов власти, государственными и муниципальными служащими, бизнесменами; представителями СМИ, представителями общественных объединений и организаций, представителями политических партий и объединений, экспертами Московской школы политических исследований и др.).

2. Законы, проекты законов, нормативно-правовые и информационно-справочные документы федерального и регионального уровней.

3. Материалы исследований ВЦИОМ по темам "Власть и общество" (1998 г.), "Человек и власть" (1999 г.), "Политика и коррупция в общественном мнении" (2000 г.).

4. Материалы фокус-групп со слушателями Московской школы политических исследований 19982000 гг. (депутаты субъектов Федерации, работники краевых, областных, городских, районных администраций - 267 чел.).

5. Данные анкетных опросов представителей различных социальных групп г. Новосибирска (работников государственных предприятий, финансово-

кредитных учреждений, коммерческих структур, студентов), а также представителей общественных и политических объединений и организаций, работников СМИ.

Научная новизна диссертации:

проведено комплексное исследование лоббирования как социального процесса на различных уровнях взаимодействия: международном, федеральном, региональном, муниципальном уровнях;

Выявлены характеристики моделей поведения различных социальных групп - представителей государственного, коммерческого и общественного секторов, а также представителей властных структур по установлению отношений в процессе лоббирования;

выявлена тенденция направленности институционализации лоббирования в России от центра к периферии;

Показана динамика становления института лоббирования от этапа внутренней самоорганизации до уровня социального управления и регулирования;

Предложен вектор перспективных научных направлений и выдвинута новая исследовательская гипотеза.

Практическая значимость работы.

Результаты исследования могут быть использованы:

При принятии законов "О порядке взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти с общественными объединениями и иными негосударственными организациями", "О молодежи", внесение изменений в законы "Об обращении граждан к депутатам, должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, руководителям предприятий и организаций в Новосибирской области", "О статусе депутата Новосибирского областного Совета", "О статусе депутата местного самоуправления", "О муниципальной

службе в Новосибирской области", регламент работы Новосибирского областного Совета депутатов;

При разработке этических норм поведения и кодексов депутатов, представителей местного самоуправления, а также государственных и муниципальных служащих;

При разработке проекта закона о лоббировании в Новосибирской области;

При обсуждении Федерального закона "О лоббировании" в качестве аналитических материалов;

В процессе преподавательской работы в высшей школе в учебных курсах "Связи с общественностью", "Статус и деловая этика государственных служащих";

В системе подготовки и переподготовки управленцев и менеджеров, государственных служащих.

Апробация работы.

Полученные в диссертационном исследовании результаты были использованы в курсе "Связи с общественностью" в Новосибирской государственной академии экономики и управления. Разработан учебно-методический комплекс "Лоббирование".

Исследования и основные выводы были обсуждены на сессии Московской школы политических исследований.

Основные результаты и выводы были рассмотрены в Новосибирском областном Совете депутатов.

1 .Отстаивание и лоббирование собственных интересов малого и среднего бизнеса // Проблемы устойчивого развития Сибирского региона и возможные пути их разрешения. Материалы семинара. - Новосибирск: АНО Институт перспективных исследований, 2000. - С.88-92. - 0,3 п.л.

2.Учимся лоббировать цивилизованно // Материалы

международной практической конференции "Менеджер 21 века", 2-я часть. - Новосибирск: НГАСУ, сентябрь 2000. - С.71-72.- 0,2 п.л.

3.Становление института лоббирования в России // Материалы международной практической конференции "Менеджер 21 века", 2-я часть. -Новосибирск: НГАСУ, сентябрь 2000. - С.76-78, в соавт. - 0,2 п.л.

4.Этика лоббирования // Материалы международной практической конференции "Менеджер 21 века", 2-я часть. - Новосибирск: НГАСУ, сентябрь 2000, в соавт. С.72-76, - 0,3 п.л.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения; двух глав, разбитых на параграфы; заключения; списка литературы; приложения. В работе представлены 34 таблицы и 19 диаграмм.

Во введении обоснованы выбор и актуальность темы, определены цель и задачи исследования, его объект и предмет, используемые методы и методики. Оценена степень разработанности проблемы, показана практическая значимость работы. Отмечена апробация результатов проведенного исследования.

Первая глава "Становление института лоббирования в России: социологический аспект".

В первом параграфе представлены методологические подходы к исследованию лоббирования как социального института.

Методологическими основами данного исследования являются системный, структурно-функциональный и институциональный подходы. Лоббирование обосновывается как предмет социологии управления.

Лоббирование как. социальное явление присуще всем сторонам социального взаимодействия и

характерно практически для всех социально-политических и экономических структур. Исследуется сущность понятия "лоббирование", "лобби", "лоббизм". В данной работе понятие "лоббирование" используется для обозначения продвижения интереса какой-либо группы во властные структуры, давление на властные структуры для достижения целей организации, общественности и личности, а также как система отношений общественности и власти.

Лоббирование в России приобретает достаточно четкие очертания социального института с определенными функциями и целями в системе социальных потребностей и отношений. Систематизированы основные функции и цели лоббирования как социального института, составлена типология видов лоббирования, присущие современному российскому лоббированию. Раскрываются условия становления института лоббирования в России в их положительных и негативных сторонах.

Отмечается, что процессы и явления, которые возникают в результате социального взаимодействия по поводу удовлетворения определенных потребностей различных социальных групп с участием государства и через властные структуры, имеют целенаправленный характер и управляемые действия его участников. Целями влияния общественности на власть являются принятие определенных законодательных и нормативно-правовых актов, бюджетного финансирования, а также создание благоприятных условий функционирования организаций и различных объединений. Реализация данных задач гражданами и организациями осуществляется с помощью соответствующих механизмов, технологий, форм и методов деятельности. Они обеспечивают принятие государством таких решений, которые соответствуют

интересам лоббирующей группы. Данный процесс взаимный. Представители властных структур со своей стороны должны обеспечить устойчивость государства, а для этого поддерживать необходимый баланс интересов, управлять социальными процессами. Это и определяет лоббирование как предмет социологии управления.

Во втором параграфе изучаются структурные элементы института лоббирования. Лоббизм как система социальных отношений имеет субъектно-объектную структуру. В качестве субъектов лоббирования (лоббистов) выступают конкретные люди, различные группы давления и заинтересованные группы. В настоящее время в России происходит организационное оформление структур, претендующих на представительство интересов различных групп. Выделены следующие группы лоббистов: руководители коммерческих, государственных и политических структур; лоббисты-профессионалы; группы давления бизнеса или предпринимательские ассоциации; влиятельные бюрократические и политические "кланы", контролирующие доступ к механизмам принятия окончательных решений в аппарате структур власти от президентских и правительственных до местного самоуправления; олигархи; альянсы представителей бизнеса и политических группировок; региональные лоббисты; лобби в Государственной Думе и Совете Федерации, ведомственные лоббисты; деловые и политические клубы; Национальная ассоциация лоббистов России.

Лоббирование является процессом двойного и взаимного воздействия, а каждый участник выступает и субъектом и объектом влияния. Так, органы местного самоуправления оказывают давление на региональные структуры власти. Последние в свою очередь

лоббируют интересы региона в федеральных структурах. Современное федеративное переустройство отличается особыми формами "пробивания" регионов со стороны федералов.

В третьем параграфе раскрываются современные процессы нормативного оформления лоббирования в России. Основными регуляторами процесса взаимодействия власти и общественности и самого лоббирования являются: нормативно-правовые, социально-экономические, морально-этические и социально-психологические. В работе особый акцент делается на нормативно-правовых и морально-этических нормах лоббирования.

Сегодня можно констатировать, что в Российском обществе данные нормы только формируются. Ни один из составляющих данного комплекса не оформился в виде положительных образцов и не зафиксирован в виде нормативных актов. Опыт законодательного оформления лоббистской деятельности также имеет свою незавершенность. Одной из причин является несформированность самих норм социальной практики.

Система этических норм лоббирования как вида социальной и профессиональной деятельности на данный момент находится на стадии формирования как самих образцов поведения и их регуляторов, так и документального их оформления. Более активными в процессе нормотворчества являются представители бизнес-структур и профессиональных сообществ. Сегодня мы наблюдаем активное продуцирование этических норм и ценностей снизу, которые государство затем пытается скреплять своей санкцией. Этические стандарты поведения определены только для некоторых участников данного процесса, а именно представителей ряда профессиональных сообществ и коммерческих структур в виде этических кодексов поведения и хартий. Внедряются механизмы создания

и поддержания образцов этического поведения в виде публичных рейтингов, проектов и конкурсов.

Отсутствие зафиксированных морально-этических стандартов поведения государственных и муниципальных служащих и правил поведения чиновников в структурах власти определяет их бесконтрольность и свободу от формальных обязательств представителей исполнительной власти перед общественностью. Это, как показали социологические исследования, является фактором, способствующим (не препятствующим) проявлению коррупции. Принятие таких нормативных актов и предписаний с соответствующими комментариями в открытой печати позволит снизить уровень коррупции, обеспечить эффективность работы законодательных и исполнительных структур власти и общественности, снизить конфликтность в работе, повысить уровень авторитета и доверия у населения к властным структурам.

Представители власти значительно активнее инициируют и участвуют в проектах по формированию стандартов морально-этических образцов поведения в бизнесе и менее результативны в создании подобных стандартов для самих себя. Двойные стандарты и отсутствие единых стандартов для всех участников взаимодействия является тормозом развития демократии и цивилизованного лоббирования. В работе предложены подходы и ^принципы формирования социальных образцов поведения.

Определенными достижения можно считать проработку морально-этических норм для участников взаимодействия "как со стороны ^бизнеса и профессиональных ассоциаций, так и представителей законодательной власти. Имеется определенный опыт ряда регионов ¿"создании этических кодексов деятельности и поведения депутатов разных уровней.

Активность данной работы в разных регионах разная. Вместе с тем, данные документы, как мы сумели убедиться, требуют существенной системной доработки.

Во второй главе "Особенности лоббирования в Новосибирской области" представлены исследования факторов, условий и форм проявления лоббирования на различных уровнях социального взаимодействия.

В первом параграфе представлена методика проведения эмпирического исследования. Для реализации поставленных задач проведена эмпирическая интерпретация понятий, выделены основные индикаторы, критерии оценки, разработан инструментарий.

Во втором параграфе раскрываются особенности восприятия лоббирования в общественном сознании. На основе представленных результатов опроса, материалов дискуссий и фокус-групп были сделаны следующие выводы: -

1. Лоббирование воспринимается россиянами как социальное явление, присущее всем обществам и России тоже. В целом, данное явление воспринимается в реальных очертаниях и формах только представителями властных структур, руководителями государственных и коммерческих предприятий, учреждений финансово-кредитной сферы, а также представителями политических партий и объединений.

2. Для большинства населения города суждения относительно лоббирования в России и регионе достаточно неопределенны, разнообразны, включают как положительные, так и отрицательные оценки. Разброс мнений связан не столько с плюрализмом, сколько с незнанием или ограниченным знанием. Во многих случаях суждения основываются на догадках и предположениях что такое лоббирование.

3. Сегодня лоббирование связывают с понятиями

политика, власть и бизнес, активные социальные действия и давление. Лоббирование, демократия и правовое государство таких ассоциаций почти не возникает.

4. В общественном мнении большинства самих участников процесса лоббирования также нет четких представлений о нормах и ценностях, которые должны присутствовать в данном виде социального взаимодействия. И даже при согласии, что лоббирование является оплачиваемой профессиональной деятельностью, осуществляемой фирмами и отдельными людьми, сформулировать требования и ограничения, связанные с данной деятельностью, они не смогли. Это подтверждает необходимость нормативной проработки и законодательного оформления самого процесса лоббирования.

В третьем параграфе исследована эффективность лоббирования различных социальных групп. Оценивая возможность и активность взаимодействия общественности и власти по лоббированию интересов различных социальных групп Новосибирска, были сделаны следующие выводы:

1. Сегодня законодательная и исполнительная власть не справляются со своей функцией - поддержание баланса социальных интересов в обществе. В большей степени структуры власти работают в режиме: давление - реакция. Поэтому результативны те социальные группы, которые энергичны в своем давлении на власть, имеют необходимые ресурсы и рычаги давления. Сама же власть слабо инициирует деятельность менее активных групп.

2. В лоббировании своих интересов наиболее успешны представители государственных предприятий, крупного бизнеса, финансовых структур и естественных монополий. Они более подготовлены к данному

процессу финансово, организационно и юридически. В их структурах есть подразделения и конкретные люди, которые наряду с руководителями решают эти вопросы.

3. У представителей среднего и малого бизнеса значительно меньше ресурсов, чем у крупных. Они менее подготовлены к стратегическому лоббированию. Но за счет мобильности, большей готовности к консолидации с различными организациями объединениями достигают определенных конкретных результатов.

4. Представители "третьего сектора" практически занимают позицию "иждивенческого лоббирования": дайте финансирование, льготы спонсорам, льготы для собственной коммерческой деятельности. При том, что общественная поддержка, общественное мнение населения на их стороне, последние слабо используют данный ресурс. Слабо проявляются и коллективные формы - их-действий. Поэтому при внешней индивидуальной активности отдельных представителей общая результативность низка.

5. Не подтвердилось выдвинутое в гипотезе предположение, что для региональных уровней характерны коллективные, консолидированные формы лоббирования.

В четвертом параграфе выявлены особенности законодательного и бюджетного лоббирования как одних из главных форм и видов цивилизованного лоббирования. Причем, именно в этом поле взаимодействия власти и общественности наиболее полно разработаны соответствующие процедурные нормы, которые закреплены соответствующими регламентирующими документами. На всех этапах законодательного и бюджетного процессов прописаны и возможности участия в них различных групп. Вместе с тем, именно правовые механизмы используются

лоббистами достаточно слабо. В то же время большие усилия предпринимаются ими для влияния на власть различными социально-экономическими и психологическими, а порой и нецивилизованными Методами.

В пятом параграфе описаны формы и модели лоббирования.

По оценке опрошенных наиболее часто используемыми формами воздействия представителей различных групп на законодательную и исполнительную власть являются:

Государственные служащие с законодательной властью предпочитают выстраивать дружеские отношения, активно работает принцип "ты мне я тебе".

Представители территориальных образований законодателям все время напоминают об интересах избирателей, а у исполнительной власти выпрашивают и требуют положенного.

Руководители государственных предприятий используют депутатов для принятия необходимых нормативных актов, все время делая упор на подъем производства. Государственных служащих и чиновников "запугивают" социальными взрывами, увольнением работников, задержкой с выплатой зарплаты работникам предприятий.

Руководители коммерческих структур обещают депутатам финансирование их избирательных компаний в будущем и финансовую помощь в решении проблем избирателей, А с представителями исполнительной власти используют подкуп и давление через влиятельных людей, в том числе и депутатов.

Представители политических структур как правило поддерживают кандидатов на выборах, участвуют в организации пикетов и сбора подписей. С администрациями идёт разговор через митинги, протестные акции и подключение депутатов.

Депутаты предпочитают выстраивать дружеские отношения с коллегами при соблюдении партийной дисциплины. В случае конфликтов с чиновниками законодатели "грозят" принятием или отклонением законопроектов и активно начинают осуществлять общественное давление.

Представители СМИ с представителями и законодательной и исполнительной ветвями власти используют примерно одинаковые тактики общественного давления и формирования общественного мнения, в том числе в отношении конкретных лиц.

Профсоюзы осуществляют депутатам поддержку на выборах и участвуют в общественном давлении на чиновников по просьбам законодателей. В отношениях с исполнительной властью используют дружеские отношения; в случае конфликтов - организуют массовые акции.

Представители общественных объединений по мере возможности поддерживают на выборах кандидатов; участвуют в акциях как против законодателей, так и против чиновников. Но при этом основной формой взаимодействия с властными структурами является просьба.

Финансово-кредитные организации предпочитают иметь "своих" депутатов, финансово поддерживая их на выборах и текущей деятельности; кредитуют бюджеты различных уровней, представляя льготы и отсрочки.

Деловые клубы устанавливают доверительные отношения с конкретными руководителями области и города, влиятельными людьми, вовлекая их в свои члены. Согласовывают поддержку кандидатов на выборах.

Жители города используют для решения вопросов, как правило, личные приемы депутатов и обращения в

органы власти, участвуют в массовых акциях и реализуют избиpateльнoe право. При решении бытовых вопросов объединяются с жителями своего микрорайона, дома в коллективных петициях и жалобах в адрес органов власти, а также организуют акции протеста против исполнительной власти. В случае конфликтных ситуаций с властью чаще остальных обращаются за поддержкой и давлением в СМИ.

Значительно увеличиваются потенциальные возможности у всех социальных групп по лоббированию своих интересов в период выборов. Используются бизнес-технологии социального давления, включается система контроля в отношениях с избранной властью, присущие моделям жесткой конкуренции в бизнесе. Депутатство становится лобби-стратегией организаций. Поддержка и финансирование на этапе избрания кандидатов рассматриваются как рискованные вложения с расчетом получения больших дивидендов в будущем.

В шестом параграфе раскрывается этическая сторона отношений власти и общественности.

В заключении диссертации подводятся общие итоги проделанной работы, формулируются выводы. Основное внимание обращается на следующее. Современный э+ап становления института лоббирования в России характеризуется высокой степенью интеграции лоббизма в экономическую, социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества. Целенаправленное влияние на законодательные и исполнительные органы государственной власти стало неотъемлемой составной частью деятельности отдельных организаций и разнообразных групп общественности.

Лоббизм важен и для самих органов власти. Государству необходимо знать, как под действием его решений реально меняется положение в

государственном, коммерческом и общественном секторах. Это можно выявить по тому, какие усилия и в каких направлениях предпринимают лоббисты. Задачей же самой власти является поддержание необходимого социального баланса интересов в обществе. Поэтому со стороны власти также существует "запрос на лоббизм".

Активно идет процесс легитимизации и законодательного оформления лоббировании на федеральном уровне. На региональном же уровне данный вопрос не ставился. Не разработаны на сегодня и этические нормы лоббирования, что во многом снижает возможность социального контроля и поддержания необходимых образцов поведения в данном виде социального взаимодействия общества и государства. Повышение ответственности власти перед обществом возможно при развитии и совершенствовании системы внутреннего контроля властных структур, так и участие в этом контроле демократических общественных институтов. И только тогда можно будет вести речь о цивилизованном лоббизме.

Институт лоббирования в России оформляется в своей целевой, функциональной и организационной структуре, в определенных видах социальной активности типичных именно для данного института. Наметились в социальной практике лоббирования специфические социальные нормы, регулирующие соответствующие стандарты поведения и типы отношений. Прошли апробацию лобби-технологии. Прослеживается тенденция профессионализации лоббирования и ее законодательного закрепления. Это обуславливает необходимость нормативной проработки и законодательного оформления самого процесса лоббирования на всех уровнях социального взаимодействия.

Судя по последним шагам властных структур в России, и прежде всего президента, его администрации и властной элиты, выбрано направление в продвижении институционализации по всей вертикали власти. Это и создание Государственного Совета, укрепление роли региональных структур, согласование региональных, корпоративных и других групповых интересов (ассоциации, общественно-политические Советы при губернаторе, городском Совете депутатов и различных управленческих структур). Это позволяет предположить, что возможно создание структур лоббирования по германско-австрийскому типу, а не по американской модели. Последняя в общественном мнении вызывает ряд серьезных возражений и протестов и не согласуется с российским менталитетом. Этот процесс на наш взгляд будет развиваться противоречиво, но в конечном счете будет укладываться в парадигму социал-демократического института лоббировании, а это - задача будущих научных интересов.

Журналистская деятельность осуществляется в определенных общественно-политических условиях (государственных, экономических, культурно-исторических, религиозных, национальных) при определенном характере и взаимоотношениях различных социальных сил (классов, партий, профсоюзов, ассоциаций предпринимателей). При этом жизнедеятельность общества протекает в значительной мере как функционирование большого количества разнообразных социальных институтов. Они возникают как совокупность функционально-нормативных основ жизнедеятельности людей в той или иной сфере (семья, собственность, воспитание), которые затем обретают законодательные рамки и организационные формы. Журналистика является одним из важнейших СИ, без которого немыслимо нормальное функционирование общества, независимо от того, на каких основах оно создано и действует. Современная журналистика в обществе, находящемся в переходной стадии развития, очень разнообразна, в разных соотношениях несет черты «старого» и «нового». Журналистика, как Социальный Институт, состоит из трех подструктур – гражданской, экономической, государственной, которые образуют три социальных типа СМИ.

СМИ гражданского «тела» общества . ГО – область «самостояния» человека как гражданина, активно добивающегося и реализующего свои гражданские права. Сюда входят СМИ организаций, открыто отстаивающие их позиции и выходящие на их средства (политические партии, ассоциации предпринимателей, объединения ветеранов). СМИ коммерческого характера, выпускаемые ради прибыли. СМИ различных неполитических организаций. Государственные СМИ – создаваемые различными структурами власти, как общефедеральной, так и региональной. Государственно-общественные СМИ – наиболее полно могут реализовать общие интересы. Сущность демократии: делиберативная (требующая обдуманных решений), партиципарная (сознательное участие всех граждан) и диалогическая (когда решения рождаются в результате согласительных обсуждений). Журналистике принадлежит огромная роль в информационном обеспечении демократии через достижение максимальной информированности граждан. Необходим политический, идеологический, культурный плюрализм («множественный»), а не монизм («1») или дуализм («2»). А также толерантность («терпение»), настроенность на конструктивное взаимодействие, ведение социального диалога в СМИ по поводу проблем, которые по-разному решают различные силы, открытый диалог, компромисс, консенсус.

Сферы СМИ, регулируемые законодательно: Внутрижурналистские отношения; отношения между СМИ и источниками информации; права журналистов на распространение информации; отношения между СМИ и аудиторией. Государство определяет объем и характер непосредственного участия гос. органов в массово-информационной деятельности и контролирует деятельность СМИ (цензура).



СМИ как 4 власть. Власть – это проявление способности какого-то субъекта доминировать в отношениях с другими социальными субъектами, возможность проводить свою волю, воздействуя на «контрагентов» в своих интересах теми или иными способами. Различают типы власти – государственное политическое регулирование, экономическое стимулирование, идеологическое воздействие. СМИ ГО и СМИ государственно-общественные – СМИ «четвертой власти». Ее сила в духовно-идеологическом воздействии, в формировании массового сознания.

Журналистика ведет мониторинг всех сфер жизни, является трибуной разнообразных мнений по широкому кругу вопросов, является общественным экспертом, участвует в создании духовной атмосферы в обществе, дает возможность гражданам высказываться и быть услышанными, выступает двигателем демократического прогресса, обеспечивает информационную безопасность, реализует часть общенациональной политики. Медиадемократия – взаимодействие на равных началах бизнеса, власти, некоммерческих организаций и СМИ.

У каждого канала СМИ есть свои «+». У газеты – принцип отложенного чтения, у радио – массовость, а ТВ воплощает – картинка и звук (это работает на доверие). У каждого есть свои «-»: у газет – нет «движения», у радио – концентрация на звуке, а ТВ сейчас «захламлено».

Газеты - родоначальник этой системы. До середины 19-го века выходили только центральные и губернские издания, имеющие статус общественно-политических. Со второй половины 19-го века и, особенно, в первом десятилетии 20-го века происходит резкая дифференциация газет, как по вертикали (по региональному признаку), так и по горизонтали (по социальному признаку). В 20-ом веке происходит еще больший охват разных социальных слоев читающей публики. В 20-е годы первое электронное звено СМИ – радио. В это время бурно развиваются журналы. У радио тоже дифференциация по горизонтали и вертикали. Телевидение появилось с 1947 г, а с 50-го велись регулярные телепередачи. ТВ, радио, газеты – взаимодействуют между собой, между ними должно быть сотрудничество.

Что касается других параметров относительно соц. групп общества, то 1) оперативность самая высокая у радио, у ТВ средняя, у газет достаточно низкая (еженедельные - ежемесячные издания); 2) условия получения информации у радио и газет не ограниченное, у ТВ есть ограничения, зато «+» в семейном получении информации; 3) качество получения информации самое лучшее у газет (аналитичности, специализированные издания), аудиалы лучше воспринимают информацию по радио, но там практически нет аналитики; качество информации на ТВ сейчас зависит от канала («Максимум» > «Познер»); 4) самое главное для аудитории – ареал распространения – газеты (государство, область, город, районы), радио (сетевой и локальное, но в районах есть не везде, эфирное и по проводам), ТВ (федеральные и местные канала, но опять же в области есть не все каналы, существует кабельное ТВ).