«Низкий дом с голубыми ставнями…», анализ стихотворения Есенина. Литературный анализ поэзии «Низкий дом с голубыми ставнями Низкий дом с голубыми ставнями композиция
Низкий дом с голубыми ставнями анализ стихотворения Есенина по плану
1. История создания. Стихотворение "Низкий дом с голубыми ставнями..." было написано С. Есениным в 1924 г. В это время в творчестве поэта все чаще звучит ностальгия по своей малой родине и по прошлому. Произведение было впервые напечатано в том же году в журнале "Русский современник".
2. Жанр стихотворения - пейзажная лирика с элементами философских размышлений автора.
3. Главная тема произведения - тоска поэта по своему родному селу. Центральный образ, появляющийся в самой первой строке, - "низкий дом с голубыми ставнями". Он символизирует не только домашний очаг, но и всю прежнюю счастливую жизнь автора. После переезда из села Константиново в Москву Есенин с головой погрузился в шумную и суетливую жизнь большого города. За эти годы он перенес множество страданий и неудач. Поэт так и не смог обустроить свою личную жизнь.
Он любил и его любили, но все романы неизменно оканчивались расставанием. Есенин пытался понять и приспособиться к новому коммунистическому мышлению и образу жизни, но постепенно осознавал, что это - не его путь. Поэту было бесконечно жаль уходящей в прошлое патриархальной Руси. За это он подвергался яростной критике и находился на подозрении.
Чувствуя глубокую неудовлетворенность окружающей жизнью, Есенин находил спасение в алкоголе. Другим исцеляющим средством была поэзия. Стихотворение "Низкий дом с голубыми ставнями..." - обращение поэта к картинам родного пейзажа. Есенин признается, что русская природа может показаться бедной и неприглядной ("серенький", "дешевенький ситец", "кривой и безлистый ракитник"). Но именно эта печальная картина заставляет сердце поэта трепетно сжиматься. Он испытывает "нежность грустную", которую не смогла заглушить разгульная городская жизнь.
Любовь Есенина к малой родине - врожденное чувство. Он него невозможно избавиться. Воспоминания о "низком доме" согревают душу поэта в самых тяжелых ситуациях. Он никогда не забывает о том, что на Руси есть место, где он родился и куда может вернуться в поисках утешения.
4. Композиция произведения кольцевая. Первые две строки в точности повторяются в финале, подчеркивая значение центрального образа.
5. Размер стихотворения - трехстопный анапест. Рифмовка перекрестная, за исключением пятой и шестой строфы (опоясывающая рифмовка).
6. Выразительные средства . Есенин подчеркивает скромность русского пейзажа с помощью эпитетов: "сереньким", "тощие", "дешевеньким". Оригинальны метафоры, используемые поэтом: "отзвучавшие в сумрак года", "ситцем... небес". Есенин традиционно обращается к олицетворению: журавли "не видали", "слышали". Поэт, несмотря на критику, не отказывается от простонародных и местных слов: "курлыканьем", "березь да цветь", "родимая выть".
7. Главная мысль произведения - у каждого человека в душе должен храниться святой образ своей малой родины. Этот образ позволяет пережить трудные ситуации, придает уверенность в собственных силах. Для Есенина "низкий дом с голубыми ставнями" - спасительный маяк, на который он ориентируется на протяжении всей жизни.
Анализ стихотворения С. Есенина Низкий дом с голубыми ставнями. и получил лучший ответ
Ответ от Катерина[активный]
Главная идея стихотворения содержится уже в его первой строфе:
Не забыть мне тебя никогда,
Слишком были такими недавними
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души. Следующие строки - это живописная, но несколько грустная картина природы. Её образы навевают в стихотворении элегическое настроение. В них создаётся мир тихой грусти, основанный на мелодической, напевной интонации. Поэт вспоминает в блёклых, суровых тонах природу «северных бедных небес» . Но красота не сводится для поэта к яркости красок. Он ощущает душевную красоту, родственную близость с неприглядной, на сторонний взгляд, природой: Полюбил я седых журавлей
Потому что в просторах полей
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Уж не юные веют года.. .
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
В последних строках поэт снова обращается к центральному образу стихотворения - образу дома.
Ответ от Надежда Козелева
[активный]
1) Сергей Есенин с особой нежностью вспоминал родное село Константиново в котором прошли его детские годы. Поэтому он часто посвящал ему, стихи наполнянные грустью и восхищением. В 1924 г. Есенин завершает работу над произведением,Низкий дом с голубыми ставнями".Которые полностью основано на его детских воспитаниях.
2) В своём стихотворении автор признаётся. что ему до сих пор снятся,наше поле. луга и лес".
3) Лирический герой в лице автора ведётся тоскующим и переживающим.
4) Есенин признаётся. что всегда будет любить свою родину (и под этим дешёвеньким ситцем ты мила мне родимая выть)
УжАС
Ответ от Артём Акульшин
[новичек]
стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями» , написанное в 1924 году, в очередной раз возвращает автора в его деревенское детство и юность.
Не забыть мне тебя никогда,
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года. В центре стихотворения находится лирическое «Я» самого поэта. Есенин воплощает в стихотворных строках своеобразную исповедь человека родному дому, его признание в вечной памяти и любви её манящей силы. Стихотворение проникнуто глубоким лиризмом в описании мира юных лет поэта. Его слова окрашены чувством элегической грусти, тем самым, вводят читателя в атмосферу затаённой печали и тоски: До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес. Несмотря на годы, разделяющие поэта с его светлой и счастливой порой юности, он не забыл красоту и очарование родной природы. Третья строфа является идейной кульминацией стихотворения. В ней раскрыт весь душевный мир поэта, сильно изменившийся и одновременно сохранивший прежние черты. Годы погасили в поэте способность восхищаться окружающей действительностью. Теперь он не хочет «пропасть» в деревенской глубинке. Однако особая нежность его «русской души» не исчезла, именно она теребит сердце поэта при мысли о покинутой малой родине: Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души. Следующие строки - это живописная, но несколько грустная картина природы. Её образы навевают в стихотворении элегическое настроение. В них создаётся мир тихой грусти, основанный на мелодической, напевной интонации. Поэт вспоминает в блёклых, суровых тонах природу «северных бедных небес». Но красота не сводится для поэта к яркости красок. Он ощущает душевную красоту, родственную близость с неприглядной, на сторонний взгляд, природой: Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали. В этих строках неосознанно видится параллель между образами журавлей, улетающих с родных полей, и поэтом, покинувшим любимую родину. Он так же, как те птицы, не видел «сытных хлебов» , поэтому был вынужден уйти. Всё, что зовет поэта обратно, - это нежная, тихая красота природы: Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый.. Стихотворение Есенина замечательно тем, что поэт не боится раскрыть сложное противоречивое чувство, затронуть тайные стороны своей души. С одной стороны, он хочет разлюбить землю своей молодости, пытается «научиться» забыть её. Но всё равно родина остаётся мила поэту и вносит в сердце печальную радость воспоминаний: Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть. Эмоциональное обращение поэта к своей родине становится его откровенным признанием в вечной любви. Завершающая строфа стихотворения вторит словам первой. Благодаря такому приёму, произведение имеет кольцевую композицию, отчего обретает смысловую завершенность, идейную законченность. Оглянувшись в прошлое, поэт вновь говорит о памяти, которую не смогут стереть годы разлуки: Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года.. .
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
В последних строках поэт снова обращается к центральному образу стихотворения - образу дома.
Ответ от Ирина Скороходова
[новичек]
спс
Ответ от Матвей Кузьмин
[новичек]
Спс
Ответ от тамара никитина
[новичек]
Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая вдохновение в образах милой сердцу природы. Чем старше становился поэт, тем отчетливее понимал, что уже вряд ли сможет испытать столь светлые и радостные чувства, которыми был наполнен практически каждый день его пребывания в селе. Поэтому он часто посвящал ему стихи, наполненные щемящей грустью и восхищением. В 1924 году Есенин завершает работу над произведением «Низкий дом с голубыми ставнями…», которое полностью основано на его детских воспоминаниях. Несмотря на то, что после переезда в Москву поэт периодически бывает на своей малой родине, ему особенно дорог образ того, дореволюционного села с размеренно текущей жизнью.
В своем стихотворении автор признается, что ему до сих пор снятся «наше поле, луга и лес», а перед мысленным взором то и дело встает «низкий дом с голубыми ставнями» и простыми ситцевыми занавесками на окнах, в котором Есенин когда-то был по настоящему счастлив. Поэт подчеркивает тот факт, что эта безмятежная жизнь осталась в далеком прошлом, отмечая: «Восхищаться уж я не умею, и пропасть не хотел бы в глуши». Однако это не умаляет его любви к родному краю, который нынче он видит без прикрас. Действительно, для Есенина становится своеобразным откровением то, что жизнь в городе и на селе так существенно отличается. Этот контраст в прямом смысле слова лишает поэта, всегда мечтавшего о лучше доле для крестьян, душевного равновесия. Однако автор видит, что проходят годы, а ситуация лишь ухудшается. Он по-прежнему наблюдает за тощими журавлями, которые улетают на юг по осени, так как в родных «просторах полей они сытных хлебов не видали».
Есенин признается, что он готов отказаться от щемящей и безысходной любви к своей родной земле ради собственного душевного спокойствия. Однако все попытки преодолеть это чувство не дают ожидаемого результата. «И под этим дешевеньким ситцем ты мила мне, родимая выть», - признается Есенин, словно бы стыдясь самого себя, такого сентиментального и беззащитного. Ведь на самом деле поэт давно уже живет по другим законам, в его душе нет места жалости и состраданию. Но, вспоминая о родном селе, Есенин меняется изнутри, извлекая на поверхность все самые лучшие свои качества, сформированные под влиянием малой родины.
«Низкий дом с голубыми ставнями…» Сергей Есенин
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
Анализ стихотворения Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…»
Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая вдохновение в образах милой сердцу природы. Чем старше становился поэт, тем отчетливее понимал, что уже вряд ли сможет испытать столь светлые и радостные чувства, которыми был наполнен практически каждый день его пребывания в селе. Поэтому он часто посвящал ему стихи, наполненные щемящей грустью и восхищением. В 1924 году Есенин завершает работу над произведением «Низкий дом с голубыми ставнями…», которое полностью основано на его детских воспоминаниях. Несмотря на то, что после переезда в Москву поэт периодически бывает на своей малой родине, ему особенно дорог образ того, дореволюционного села с размеренно текущей жизнью.
В своем стихотворении автор признается, что ему до сих пор снятся «наше поле, луга и лес», а перед мысленным взором то и дело встает «низкий дом с голубыми ставнями» и простыми ситцевыми занавесками на окнах, в котором Есенин когда-то был по настоящему счастлив. Поэт подчеркивает тот факт, что эта безмятежная жизнь осталась в далеком прошлом, отмечая: «Восхищаться уж я не умею, и пропасть не хотел бы в глуши». Однако это не умаляет его любви к родному краю, который нынче он видит без прикрас. Действительно, для Есенина становится своеобразным откровением то, что жизнь в городе и на селе так существенно отличается. Этот контраст в прямом смысле слова лишает поэта, всегда мечтавшего о лучше доле для крестьян, душевного равновесия. Однако автор видит, что проходят годы, а ситуация лишь ухудшается. Он по-прежнему наблюдает за тощими журавлями, которые улетают на юг по осени, так как в родных «просторах полей они сытных хлебов не видали».
Есенин признается, что он готов отказаться от щемящей и безысходной любви к своей родной земле ради собственного душевного спокойствия . Однако все попытки преодолеть это чувство не дают ожидаемого результата. «И под этим дешевеньким ситцем ты мила мне, родимая выть», - признается Есенин, словно бы стыдясь самого себя, такого сентиментального и беззащитного. Ведь на самом деле поэт давно уже живет по другим законам, в его душе нет места жалости и состраданию. Но, вспоминая о родном селе, Есенин меняется изнутри, извлекая на поверхность все самые лучшие свои качества, сформированные под влиянием малой родины.
Сергей Есенин провел все свое детство и юность
в рязанском селе Константинове. Деревенские впечатления сформировали
миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души,
никогда не притупляясь, не ослабевая в его сознании.
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
Никогда не изменял он своей вечной религии - любви к русской природе. Часто в его стихах встречаются фразы, подобные этой:
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться...
Или в другом стихотворении:
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.
Есенин - пленник своей любви. В основном он пишет о деревне радостно,
светло, но не забывает и о горестях, которые видел сам. Так, в
рассматриваемом стихотворении, говоря о журавлях, Есенин передает
бедность села, беспредел разбойников:
...Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый...
Поэзия Есенина насыщена исконно русскими словами, такими, какими
пользовались еще его прабабушки. Постоянно слышится в его стихах
отголосок русской старины, что придает им особое очарование. Многие
слова он и сам "достраивает" так, чтобы они пелись. Например, "но ведь
дуб молодой, не разжелудясь...". Откуда это "не разжелудясь"? Или "все
спокойно впивает грудь". А взялось все это из поэтического гения Сергея
Есенина, кладезь таких слов и преобразований в котором бесконечен.
Есть в этом стихе и оттенок городского понимания жизни:
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши..
Есть и удивительный образ, в котором и нежность, и прожитые в деревенском быту годы, и беднота, и святость в этой бедноте:
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Сразу видишь немолодую женщину с натруженными, но добрыми ладонями -
может быть, мать поэта, которая в бедноте своей чище любого богача. В
одной фразе столько щемящего, далекого... Вообще фразы Есенина всегда
дышат красотой Руси, разливаются словно реки да бескрайние небеса,
охватывают просторы полей, наполняют читателя пшенично-голубо-прозрачным
чувством. Да, Есенин настолько слился с русской природой, что он словно
бы ее продолжение, часть ее. И сам, угадывая это, он пишет в своем
стихотворении:
...И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
М. Горький, встретившись с Есениным в 1922 году, написал о своем
впечатлении: "...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган,
созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой
"печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое -
более всего иного - заслужено человеком".
Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души, никогда не притупляясь, не ослабевая в его сознании. Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда, — Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года. Никогда не изменял он своей вечной религии — любви к русской природе. Часто в его стихах встречаются фразы, подобные этой: Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться… Или в другом стихотворении: Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу. Есенин — пленник своей любви. В основном он пишет о деревне радостно, светло, но не забывает и о горестях, которые видел сам. Так, в рассматриваемом стихотворении, говоря о журавлях, Есенин передает бедность села, беспредел разбойников: …Потому что в просторах полей Они сытных хлебов не видали. Только видели березь да цветь, Да ракитник, кривой и безлистый… Поэзия Есенина насыщена исконно русскими словами, такими, какими пользовались еще его прабабушки. Постоянно слышится в его стихах отголосок русской старины, что придает им особое очарование. Многие слова он и сам «достраивает» так, чтобы они пелись. Например, «но ведь дуб молодой, не разжелудясь…». Откуда это «не разжелудясь»? Или «все спокойно впивает грудь». А взялось все это из поэтического гения Сергея Есенина, кладезь таких слов и преобразований в котором бесконечен. Есть в этом стихе и оттенок городского понимания жизни: Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши. Есть и удивительный образ, в котором и нежность, и прожитые в деревенском быту годы, и беднота, и святость в этой бедноте: До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес. Сразу видишь немолодую женщину с натруженными, но добрыми ладонями — может быть, мать поэта, которая в бедноте своей чище любого богача. В одной фразе столько щемящего, далекого… Вообще фразы Есенина всегда дышат красотой Руси, разливаются словно реки да бескрайние небеса, охватывают просторы полей, наполняют читателя пшенично-голубо-прозрачным чувством. Да, Есенин настолько слился с русской природой, что он словно бы ее продолжение, часть ее. И сам, угадывая это, он пишет в своем стихотворении: …И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть. Потому так и днями недавними Уж не юные веют года… Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда. М. Горький, встретившись с Есениным в 1922 году, написал о своем впечатлении: «…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой „печали полей“, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».