Рефераты Изложения История

Лучший учитель какой он. Хороший учитель – какой он

Какими качествами должен обладать учитель? Этот вопрос открывает перед нами бездну других: какой учитель? Для чего и кому должен? Качествами личными или профессиональными, и какие из них важнее? Например, можно ли педагогу вменять в обязанность любовь к детям, или достаточно, чтобы он обращался с ними уважительно и хорошо учил своему предмету? Должен ли учитель быть коммуникабельным заводилой? Какой учитель лучше - добрый или строгий? Какой будет более успешен - бунтарь или конформист?

Мы можем бесконечно рассуждать, спорить и доказывать. Всё потому, что нет никакого «сферического учителя в вакууме». Каждый педагог существует в конкретной социальной, экономической, культурной ситуации, где перед ним стоят определённые цели и нужны те или иные качества для их успешного достижения.

Каким должен быть идеальный учитель? Может, таким? Кадр из х/ф «The School of Rock» (2003)

А если не спорить, а спросить окружающих: какие качества учителя считают важными именно они? Такой разговор поможет одним участникам образования по-новому посмотреть на других.

Ещё раз убедиться в этом нам позволило небольшое исследование, предпринятое в 2015 году одиннадцатиклассницей Гоар Саркисян. Гоар провела его среди старшеклассников, их родителей и учителей Щёлковской гимназии (город Щёлково, Московская область), в которой училась сама. Целью исследования было сопоставление «требований государства, отражённых в профессиональном стандарте педагога, и потребностей общества для выявления приоритетных качеств учителя».

Или таким? Кадр из х/ф «Доживём до понедельника» (1968)

Существует документ, который определяет перечень профессиональных и личностных требований к учителю на территории РФ - это профессиональный стандарт педагога , вступивший в силу с 1 января 2015 года. На основе этих требований можно выделить те качества, которые хотело бы видеть в учителе государство.

Всегда интересно сопоставить официальные ожидания с реальной жизнью. Это и решила сделать Гоар Саркисян.

Идея исследования пришла из наблюдения за учениками и учителями разных школ. В то время я уже решила сама стать учителем и стремилась узнать о профессии больше. Видя, что порой даже самые талантливые и любознательные дети теряют интерес к учёбе, я решила отыскать корень проблемы и, как будущий педагог, смоделировать образ идеального учителя. Образ такого учителя, который поможет ученикам стать лучше.

В опросе приняли участие более сотни учащихся старших классов, 40 родителей и 25 учителей гимназии - педагогов начальной школы, среднего и старшего звена. Всем респондентам предлагалось в свободной форме ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать идеальный учитель?»

Респонденты самостоятельно называли или записывали качества и объясняли, что имеют в виду. Ответы были систематизированы в сводных таблицах.

Идеальный учитель с точки зрения учеников

100% учеников, принимавших участие в опросе, считают, что идеальный учитель должен быть строгим и терпеливым. Также все ученики-респонденты оказались едины в том, что учитель должен уметь заинтересовать материалом.

80% опрошенных - за непредвзятое отношение со стороны учителя и индивидуальный подход («каждый хочет, чтобы его оценивали по справедливости и помогали достичь лучших результатов»).

Учащиеся объясняли слово «справедливость» как оценивание на основании знаний, а не национальности, внешнего вида и так далее. Приблизительно теми же словами описывается в ответах других респондентов толерантность.

Идеальный учитель с точки зрения родителей

Для всех опрошенных родителей идеальный учитель - тот, кто отлично знает свой предмет. Как отдельное качество 100% родителей обозначили «любовь к своей профессии и детям».

В анкетах родителей появился пункт, который ученики никак для себя не выделяли: неравнодушие.

Неравнодушие объяснялось родителями как участливое отношение к ученикам. Неравнодушный учитель, во-первых, всегда убеждается в том, что дети усвоили материал, во-вторых, оказывает эмоциональную поддержку, когда это необходимо.

Идеальный учитель с точки зрения… учителей

А вот учителя, похоже, уверены, что терпенье и труд всё перетрут. 100% опрошенных педагогов всех ступеней - за отличное знание предмета и терпеливость.

Но главное - именно опрос педагогов, по признанию Гоар, оказался для неё самой интересной частью исследования.

Поговорив с учителями, узнав об их чувствах, я увидела их с новой стороны. Больше всех меня поразили учителя, которые вместо «правильных», подходящих к ситуации слов, честно и откровенно заговорили обо всех сложностях этой профессии. Оказалось, что в учительской практике случается множество ситуаций, в которых неопытный человек просто растеряется. И всё, что может сделать из человека хорошего учителя - это неравнодушие. «Если в тебе есть стремление сделать мир лучше, тогда это для тебя», – так сказал мне учитель информатики о профессии педагога.

Гоар Саркисян

студентка МГОУ

Все ответы своих респондентов Гоар сопоставила с требованиями профстандарта. Результат оказался непротиворечивым. Разве что, конечно же, никакой стандарт не может требовать от педагога чувства юмора, неравнодушия, любви к детям и терпеливости. А вот люди в своих нестандартных, живых человеческих отношениях вправе друг от друга этого ожидать.

Принципиально нового ответа моё исследование не дало, однако оно показало мне, насколько важны для этой профессии личные качества: именно о личных, а не профессиональных качествах говорили мои респонденты.
Сейчас я учусь на педагога, специальностью выбрала иностранный язык. Какие качества учителя я выделяю теперь? Идеальный учитель - это не шаблонная модель. Это интересный, харизматичный, образованный человек, заряженный творческой энергией, который воспитывает таких же активных, неравнодушных и думающих детей.

Гоар Саркисян

студентка МГОУ

А мы предлагаем продолжить разговор на заданную тему. Какие качества учителя ценятся в вашей среде? Какие оказываются необходимыми именно вам?

Говорят, что каждый знает, как лечить и как учить. Конечно, это шутка, но если с медициной не все так очевидно, то действия учителя очень часто вызывают у родителей массу комментариев.

И, разумеется, сколько людей, столько и мнений – образ идеального учителя будет для каждого своим. Давайте посмотрим, а каким бы учителем стали вы сами, если бы так повернулась ваша судьба. Строгим или слишком мягким, веселым или серьезным?

Пройдите наш тест, и вы все узнаете! Записывайте результаты, в конце мы попросим вас посчитать, какие буквы встречаются чаще всего. Не пытайтесь притвориться кем-то другим, прислушайтесь к себе, какая реакция на предложенные ситуации характерна для вашего темперамента и ваших убеждений.


А если вы хотите узнать о том, какие преподаватели работают в Юниум: добрые или строгие, веселые или скучные, и вообще, каким образом преподаватель становится преподавателем, заходите Здесь все подробности о наших волшебниках.


1. Представьте, что Сидоров в двадцать пятый раз не принес тетрадь с домашним заданием. Ваша реакция:


А) «Сидоров, а голову ты дома не забыл?»

Б) Двойка в журнал

В) Вы находите время, чтобы Сидоров сделал домашнее задание в школе

Г) Вы не обращаете внимания, что вам до проблем Сидорова

2. Представьте, что Петров все время выкрикивает с места. Ваша реакция:


А) «Петров, а ну немедленно закрооооой роооот!» (и стучите рукой по столу)

Б) Выгоните из класса

В) Останавливаете урок и даете Петрову высказаться, а другим ученикам прокомменитровать услышанное

Г) Просто продолжаете урок, не обращая внимания на Петрова



3. Представьте, что Соловьев ничего не делает на уроках и отвлекает Иванову от работы. Ваша реакция:


А) «Соловьев, быстро взял тетрадь и начал писать!»

Б) Вызовите родителей в школу

В) Даете Соловьеву индивидуальное задание на каждом уроке

Г) Ну не делает и ладно, а Иванову можно пересадить



4. Представьте, что Воробьев подложил вам кнопку на стул. Ваша рекция:


А) «Воробьев! Как ты смел! Я тебя убью!»

Б) Отведете Воробьева к директору

В) Переведете все в шутку, но объясните, что кнопка на стул – так себе идея

Г) Ничего не скажете, но будете смотреть на стул в следующий раз



5. Представьте, что вы случайно ошиблись, а Никитина заметила и вас подловила. Ваша реакция:


А) «Ты за собой бы лучше следила, умная больно!»

Б) Сделаете замечание за выкрик с места

В) Поблагодарите Никитину и исправите ошибку

Г) Молча исправите ошибку



6. Представьте, что Данилов не понимает многих тем вашего предмета и не успевает за классом. Ваша реакция:


А) «Данилов, опять тупишь? Внимание сюда!»

Б) Посоветуете родителям перевести Данилова в коррекционную школу

В) Попробуете позаниматься с Даниловым индивидуально, а потом сделаете выводы о его способностях

Г) Просто поставите ему оценку, которой он заслуживает



7. Представьте, что Григорьев, в отличие от Данилова, сильно опережает всех остальных и скучает, сделав задание. Ваша реакция:

А) «Сделал, сиди тихо, жди остальных!»

Б) Посоветуете Григорьеву учиться в экстернате

В) Дадите Григорьеву более сложное амбициозное задание

Г) Пусть сидит, он ведь не мешает никому



8. Представьте, что класс зевает и жалуется, что тема очень скучная. Ваша реакция:


А) «Это программа! Придется слушать!»

Б) Обещаете сложную контрольную на следующем уроке

В) Пытаетесь найти что-то, что может заинтересовать учеников

Г) Вас не касается их настроение, вам тоже многое не нравится, но вы же делаете



9. Представьте, что Савельева сдала доклад в напечатанном виде. Ваша реакция:


А) «А что, ручкой пользоваться ты уже разучилась?»

Б) Поставите двойку

В) Обсудите с классом, когда допустимо использовать компьютер, а какие работы нужно делать от руки

Г) Не примете доклад, пусть перепишет



10. Представьте, что класс во время самостоятельной работы шумит и все переговариваются. Ваша реакция:


А) «Тишина в классе!»

Б) Обещаете всем поставить двойки

В) Просите общаться только по делу

Г) Не обращаете внимания


Проверим результаты:

Посчитайте, какие буквы встречаются в ваших ответах чаще всего. Итак.


Если это буква А.

Вы – хотите от ваших учеников сознательности. Это ошибка. Детям бесполезно задавать риторические вопросы, сто раз просить тишины в классе, напоминать одно и то же. На них действует личный пример учителя, активная позиция, заинтересованность в их работе. Поэтому сотрясать воздух абсолютно бессмысленно, вам это скажет любой ученик, который учился у такого учителя.


Если это буква Б.

Вы – типичный строгий учитель. Вам кажется, что самый действенный способ общения с учениками – запугать их страшными мерами. Часто ученики и правда боятся оценок, вызова родителей в школу или выговоров директора. Но это не помогает им любить предмет, хотеть учиться и уважать учителя, который их постоянно запугивает. Строгость имеет смысл дозировать, только тогда она работает.


Если это буква В.

Вы стараетесь вникнуть в желания учеников и придумать, как сделать уроки более интересными. Вы хотите быть современным и понимать детей. Это верный подход, таких учителей дети чаще всего уважают и даже самые отъявленные хулиганы идут навстречу, если их попросить. Кстати, может быть, вам и правда стоит поработать учителем? Ведь хорошие преподаватели ценятся на вес золота!


Если это буква Г.

Вам просто неинтересен сам факт преподавания. Хорошо, что вы не работаете учителем, но, к сожалению, такие преподаватели встречаются в школе. Дети очень быстро понимают, что учитель просто отрабатывает свою зарплату, не делая ничего, чтобы хоть как-то оживить материал. Это скучно! Никогда так не делайте.


Надеемся, что вашим детям будут попадаться самые интересные преподаватели, которые по-настоящему любят свою профессию!

Мы живём в удивительное время: мир вокруг нас очень быстро меняется практически до неузнаваемости. Поэтому учитель, работающий с подрастающим поколением, должен быть готов:

  • Меняться. Это самое сложное, но необходимое условие существования полноценной личности.
  • Признавать свои ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Учитель к таким точно не относится.
  • Развиваться. Если раньше картина мира не менялась на протяжении жизни нескольких поколений, то теперь всё развивается настолько стремительно, что, как говорила Чёрная Королева в «Алисе в Зазеркалье», для того, чтобы остаться на месте, нужно «бежать со всех ног».

Преподаватель также должен понимать, чем живут современные ученики. Можно не любить Фейса или Ивангая, но не знать, кто эти люди, - значит отстать от жизни.

Кроме того, преподавателю следует помнить, что современные дети - другие. Они живут в , у них нет культа взрослого человека. Вот какими качествами должен обладать современный учитель, чтобы приносить пользу и получать удовольствие от результатов своего труда.

1. Уважение к детям

Обычно говорят: «Учитель должен любить детей». Но такая формулировка слишком абстрактна и неизбежно становится поводом для спекуляций. Любовь уж очень многогранна. Это и попустительство, и, наоборот, муштра («Бьёт - значит любит). Непонятно. А вот с уважением всё намного проще.

Уважать ученика - значит видеть в нём субъекта, а не чистый лист.

2. Толерантность

Все люди разные. Иногда человек раздражает нас только потому, что он другой: не так кепку надел, не так смотрит. Но стоит ли уделять этому внимание, если он ведёт себя естественно и не нарушает нормы морали? То же самое можно сказать и о праве человека на собственное мнение.

Если речь идёт о вопросах, на которые нельзя дать единственно правильный ответ, то не следует сразу отметать оригинальные и неожиданные предложения. Они могут быть более подходящими, чем стандартные. Дети не так испорчены , как взрослые, и могут мыслить свободно.

Признайте за учеником право быть другим. И, возможно, вы вырастите нового Эйнштейна.

3. Понимание того, что учитель оказывает услугу

Почему-то этот пункт больше всего возмущает преподавателей и многих родителей. Возможно, дело в авторитете. Учитель - это звучит гордо, а услуги оказывают парикмахеры и грузчики. Несолидно!

4. Готовность завоёвывать авторитет реальными вещами

Пугать бесполезно. Нынешние дети не испытывают страх перед тем, чего боятся люди, пережившие «совок».

5. Чувство границы

Это касается как психологических границ («не лезть в душу»), так и собственных знаний. Ведь дети в некоторых сферах компетентнее учителей.

6. Понимание своей миссии

Учитель должен давать только полезные знания, которые нельзя просто нагуглить (а если можно, то учитель, скорее всего, напрасно тратит время).

7. Самокритичность

Если учитель будет анализировать свою деятельность и думать о том, как сделать её лучше, то он добьётся многого. Все ошибаются. В том числе и крутые взрослые дяди и тёти. И чем раньше это осознают дети, тем лучше.

8. Самоирония

Способность быть несерьёзным и шутить над собой - необходимая составляющая того, что называют стрессоустойчивостью. И просто отличное качество для жизни в .

Самоирония позволяет разрядить обстановку, отвлечься и перейти к решению сложных вопросов.

Конечно, всё это труднодостижимо в условиях, когда на образование выделяются копейки. К сожалению, у школ часто нет выбора, и они вынуждены брать кого придётся. Тем не менее следует стремиться к идеалу.

А что думаете вы? Каким должен быть современный учитель? Пишите в комментариях.

Современный учитель.… Каким он должен быть? Вопрос интересный. Он должен быть родным! Но таким учитель должен быть всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд его должен оценен по достоинству, должен быть востребованным!...​

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каким должен быть современный учитель?»

Искусство обучения

есть искусство будить

в юных душах

Любознательность и

затем удовлетворять ее.

А. Франс.

Современный учитель.… Каким он должен быть? Вопрос интересный. Он должен быть родным! Но таким учитель должен быть всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд его должен оценен по достоинству, должен быть востребованным! У Лихачёва Д.С. есть замечательные слова о том, что «учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.»

На наших глазах меняется страна, меняется и школа. Меняется и жизнь современного ученика. И учитель не должен отставать от этой бурлящей жизни. Поэтому учитель в современной школе должен быть требовательным, но справедливым и всегда давать право ученику ответить, реализовать себя. Конечно, для этого необходимо быть опытным специалистом, настоящим профессионалом своего дела. Но что главное в работе учителя? Важно быть хорошим человеком, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний. Но главное – показать ребенку мир, какой он есть на самом деле.

Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Я думаю, что эти слова Льва Николаевича актуальны и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Главной задачей работы учителя в настоящее время является помогать детям получать новые знания, используя современные информационные технологии и эффективные методы обучения, а также уметь сформировать у ученика информационную компетентность, развивать у учащихся любознательность, познавательный и творческий интерес.

Говоря другими словами, современный учитель не просто передает имеющиеся у него знания по какому-то предмету, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе. И конечно же, как не вспомнить слова Адольфа Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.»

Учитель, прежде всего, должен любить детей. Это значит, что общение детьми будет ему интересно, что их суждения не покажутся учителю глупыми и скучными, что их дела будут его искренне волновать. Это значит видеть в детях – людей, наделенных вполне определенными характерами, с которыми следует считаться, но обладающими, по сравнению с вами, гораздо меньшими знаниями и жизненным опытом. Учитель должен входить в класс с улыбкой на лице и всем своим видом показывать, что он рад видеть своих учеников, рад общению с ними. Учитель должен чувствовать, что его опыт, его знания ведут за собой учеников. Он учит своего воспитанника трудиться, думать, творить, стремится к тому, чтобы ученик был его соавтором: спорил, делился мнением, выступал, отстаивал свою точку зрения. Настоящий учитель обращается к истокам народной культуры, которые обогащают человека, облагораживают его душу, учат его ценить прошлое и настоящее. Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя передают знания следующим поколениям. Мне кажется, настоящий учитель должен быть прежде всего отзывчивым, понимающим и умеющим поддержать ученика, подбодрить его в трудную минуту. Но в то же время педагог должен быть строг и справедлив, это дисциплинирует детей и учит быть ответственными. Современный педагог сам учится на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствует свое мастерство, делится опытом со своими коллегами, проводит мастер-классы и открытые уроки, участвует в различных конкурсах, пишет статьи. Кроме того, это личность, которая умеет не только учить детей, но и сама способна учиться у своих учеников.

Конечно, советы экспертов вы сможете применить на практике уже тогда, когда немного лучше познакомитесь с учителем своего ребенка. Но благодаря ним вы поймете, на что нужно обращать внимание.

Итак, хороший учитель:

  • следит за тем, чтобы ребенку было интересно учиться;
  • знает, что универсальных педагогических рецептов не существует;
  • старается превосходить себя, чтобы помочь ученику преодолеть свою планку;
  • все время стремится узнавать что-то новое;
  • не пишет в дневнике замечания, звучащие как приговор: «Ничего не усваивает», «Нет способностей к предмету»;
  • постоянно анализирует свою работу;
  • ищет возможности поддерживать в ребенке желание познавать мир и .

Желание узнавать новое - это и есть желание учиться. Задача учителя в том, чтобы поддержать в ребенке его желание. Никакие увещевания тут не помогут: желание учиться пробуждается у ребенка только тогда, когда он ощущает его во взрослом человеке.

Многим детям скучно учиться, когда они не видят смысла в предлагаемых знаниях. Но когда учитель страстно увлечен своим предметом, им открывается этот смысл, даже если об этом специально не говорится.

Хороший учитель - не тот, кто знает все ответы, но тот, кто постоянно ставит перед собой новые вопросы. Он носитель не истины, а любви к ней, воплощение усилий по ее отыскиванию. Истина для него - это увлекательный процесс. Никогда не завершенный, но влекущий, интригующий! И детей очаровывает это желание узнать.

ПРОБЛЕМЫ УЧИТЕЛЕЙ


Depositphotos

Конечно, есть факторы, которые усложняют работу учителя. Среди них:

  • система образования с ее бесконечными, часто противоречивыми, директивами, которая требует от учителей конформизма;
  • трудности обучения, связанные с разным уровнем учеников в классе;
  • конфликт с родителями учеников;
  • отсутствие поддержки со стороны коллег.

Бывает, дети, испытывающие страх перед учебой, маскируют его шутовством и различными провокациями, порождая в учителе ответный - и чаще всего неосознаваемый - страх. Боясь утратить авторитет, одни «закручивают гайки», не заботясь о том, что на уроке царит скука или соперничество, другие, наоборот, отпускают вожжи, снижая требования и тем самым лишая детей необходимой работы познания - возможности размышлять, сомневаться, пробовать.

Галия Нигметжанова, детский психолог

Борис Бим-Бад, доктор педагогических наук

Чтобы справиться с ситуацией, учителю нужно преодолеть в себе желание всегда быть повелителем, находиться в центре. Важно уметь находиться не над, а рядом с ребенком. Это дает возможность сотрудничать с учениками, оставляя им пространство для самостоятельных действий.

ПРОБЛЕМЫ УЧЕНИКОВ


Depositphotos

Каждый ребенок сталкивается с трудностями в учебе, связаными с особенностями его личности, чертами характера или же обстановкой в семье. Но если учитель не замечает, игнорирует эти особенности, они превращаются в настоящую проблему. Такие учителя предпочитают общаться только с сильными учениками, а более слабых отодвигают на задний план, предоставляя самим себе. Другой вариант - когда учитель умеет работать только с «серединкой» и пасует как перед отстающими, так и перед продвинутыми. Такие учителя не знают, .

Сергей Волков, учитель словесности

Одно из главных качеств в нашей профессии - это умение слушать и слышать каждого ребенка, вступать с ним в диалог, понимать его потребности (которые он сам не всегда осознает) и выбирать для работы с ним адекватные средства. Я представляю себе учителя как человека в халате со множеством карманов, наполненных разными инструментами. И в нужный момент он должен достать из кармана именно тот, который поможет именно этому ребенку и именно в этой ситуации. Чем богаче его арсенал, тем больше он готов к той неизвестности, которая ждет его при входе в класс.

Конечно, в нашей работе важны и положительные оценки. Но гораздо важнее те мысли, которые ребенку пришли в голову, те чувства, которые он пережил при общении на уроке или изучении предмета.