Рефераты Изложения История

Тема в вокальной музыке. Публикация педагога на тему Музыкальный синтаксис Музыкальный синтаксис мотив фраза предложение

2. Из чего сложены мелодии

Наверно, каждому из вас приходилось разбирать игрушку или какую-нибудь вещицу, заглядывать внутрь и смотреть, как она устроена. То же самое можно проделать и с мелодией.

Можно спросить: а зачем? Хорошей мелодией можно и так наслаждаться, зачем ещё лезть куда-то внутрь. А особенно чувствительных может даже возмутить такое копание. Кто-кто, а они-то знают, что музыка — это тайна. Так зачем же разрушать эту тайну?

Всё это так, но не будем забывать, что мы музыканты. Или, по крайней мере, пытаемся ими быть. Для того, чтобы сыграть даже самую лёгкую пьесу красиво и умно (не будем забывать, что в музыке тоже есть мысли), надо слышать, как она устроена. Конечно, вам всё объяснит и покажет преподаватель по специальности. Но ведь неинтересно просто нажимать кнопки по указке учителя, как заводная кукла.

А как вы пишете диктанты по сольфеджио? Нотка за ноткой? Не годится. На самом деле диктант - довольно простая штука, его очень легко запомнить, если сразу расслышать, как он устроен.

Заметили? Я нигде не употребил слово «знать», зато два раза написал «слышать». Музыка — действительно тайна, и её голыми знаниями не возьмёшь. Неграмотные уши могут немножко больше, но тоже очень мало. Поэтому имеет смысл продолжить изучение музыкального языка.

Вот мелодия «Арии», которую написал замечательный старинный английский композитор Генри Пёрселл :

WWW

Теперь в звуковых примерах будет не только выписанная строчка, но и все остальные пласты музыкального произведения.

Кроме того, фрагменты будут звучать на тех инструментах, для которых написаны.

Сыграйте и послушайте эту мелодию. Сразу слышно, и даже видно глазами, что она делится на две почти одинаковых половинки. Они чуть-чуть отличаются только окончаниями — кадансами . А соединённые вместе, они составляют музыкальную мысль — мелодию. Такая форма мелодии из двух половинок называется в музыке периодом . А половинки — это предложения : первое и второе. Обратите внимание: в обычном языке высказанная до точки мысль называлась бы предложением. А здесь предложениями называются половинки. А всё вместе — период. Послушайте, как стройно звучит мелодия, благодаря такому простому и чёткому строению. Поэтому её очень легко запомнить.

А теперь возьмём лупу и приглядимся к первому предложению. Видите? Всё оно состоит из перемещений и вариантов одного музыкального кусочка:

Это самый маленький кусочек, по которому можно узнать эту музыку. Если попробовать раздробить и его, то получатся отдельные интонации, в которых потеряется «лицо» этой музыки. Можно сказать, что этот кусочек — самая маленькая выразительная частица мелодии . Есть у него и специальное название — мотив . Иногда говорят: «Вот, привязался ко мне этот мотив!». Действительно, «привязывается» обычно какой-нибудь маленький кусочек музыки. Но когда говорят: «это поётся на мотив такой-то песни», имея в виду целую песню, то это неправильно. А как правильно? Ну, разумеется, «на мелодию песни».

В каждом мотиве, как и в слове, обязательно есть ударение — акцент . Так же, как и ударения в разных словах (например, «мáма», «картúна», «хорошó»), акценты могут быть в начале, середине или конце мотива.

В примере 10 акцент-ударение на первом звуке. И состоит наш мотив из трёх интонаций. А бывают мотивы и из одной интонации. Как у Иоганнеса Брамса в Четвёртой симфонии:

WWW

А тут я не удержался и дал звуковой пример подлиннее. Жалко сразу обрывать такую красивую музыку.

Вернёмся к «Арии» Пёрселла. В то далёкое время, когда он жил, не принято было ставить в нотах лиги. То, что вы видите в примере, поставлено редактором. Но почему редактор поставил именно такие лиги — две маленькие, а затем большую, на два такта? Потому, что он знает, что предложение делится на фразы . И не только знает, но и слышит, что первые две фразы совпадают с мотивами, а третья включает в себя два разных мотива:

Третья фраза у Пёрселла оказалась в два раза больше двух предыдущих. Она собирает музыкальную мысль, не даёт ей растечься, разболтаться. Ведь начальный мотив можно перемещать сколько угодно, до бесконечности. Можно, но не нужно.

Во втором предложении фразы ведут себя точно так же. Сравним последние фразы обоих предложений:

Первое предложение заканчивается неустойчиво, на V ступени. Это ещё не «точка», а как бы «запятая» или вопрос. Второе предложение уверенно приходит к тонике. «Точка». Ответ. Такую перекличку двух предложений можно сравнить с рифмой в стихотворении.

Мы попытались услышать и понять, как из интонаций рождается мотив, а из мотивов сплетается мелодия. Можно попробовать сплести из мотивов Пёрселла другую мелодию:

Видите, я не стал «закруглять» первое предложение и «разогнался». А для того, чтобы не «расшибиться», мне пришлось изменить направление фраз во втором предложении, а в самом конце «затормозить» совсем новым двутактом. Но весь этот эксперимент я проделал с одной-единственной целью: пригласить вас к творческому соревнованию. Потому что лучше всего поймёшь, когда сделаешь сам.



МУРМАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«МУЗЫКА»

Тема: «ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ»

(для заочного отделения)

Студентки первого курса группы А:

Апатиты, 2010


ПЛАН:
    Музыкальный звук, его свойства.
    Музыкальные ключи, нота, регистры, нотоносец, октавы, знаки альтерации. Длительности нот. Паузы.
    Интервалы и аккорды, их характеристика и разновидности.
    Строение музыкальной речи: мотив, фраза, предложение, период.
    Музыкальная форма.

3 Введение

Элементы музыкальной речи - это средства, которыми пользуются композиторы для того, чтобы показать образ в своем произведении. В теме «Элементы музыкальной речи» мы узнаем про музыкальные звук, его ключи, ноты, регистры, октавы, знаки альтерации, длительность нот и паузы. Характеризуем интервалы и аккорды. Узнаем про мотив, Фразу, предложение, период. Рассматриваем музыкальную форму.
Эта тема очень интересна. Насыщена информацией из разных источников. И проста для изучения.

4 Музыкальный звук, его свойства.

Звук представляет собой быстрое колебательное движение частиц воздуха или другой среды, которое воспринимается ухом. Источник звука (струна, голосовые связки и др.), производя колебательное движение, распространяет вокруг себя звуковые волны. Последние, воздействуя на орган слуха, вызывают ощущение звука.
В природе существует множество звуков, однако не все они применяются в музыке. Звуки подразделяются на две большие группы – музыкальные и немузыкальные (шумы). Музыкальные звуки – это звуки, имеющие ясно выраженную высоту (определенную частоту колебаний). Такие звуки можно спеть и воссоздать на музыкальном инструменте. Немузыкальные звуки – это звуки, высота которых выражена неуверенно. К последним относятся стук, шорох и т.п.
Звук имеет четыре свойства – высоту, продолжительность, громкость и тембр. Высота звука зависит от частоты колебаний тела, которое звучит. Чем колебания чаще, тем воспроизводимый звук выше; чем колебания реже, тем звук ниже. Длительность звука определяется длительностью колебательного движения. Громкость определяется размахом (амплитудой) колебаний. Тембр, или окраска, звука зависит от природы и материальных качеств тела, которое звучит. По тембру мы различаем звуки различных инструментов, голоса людей.

Музыкальные ключи, нота, регистры, нотоносец, октавы, знаки альтерации. Длительности нот. Паузы.

Музыкальные ключи:
Ключ определяет диапазон высот, или тесситуру, нотоносца, на котором он размещён. Как правило, ключ - это первый слева символ на нотоносце. Дополнительные ключи могут быть расположены в середине нотоносца, обозначая смену регистра для инструментов с широким диапазоном звучания. В старой музыке ключи могли быть помещены на любую из линий стана.
5
Ключ «соль» Центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы (приблизительно 392 Гц). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы на вторую линию снизу. Размещённый таким образом ключ называется скрипичным и является наиболее часто применяемым в современной нотации ключом.
Ключ «до» Этот ключ указывает на линию (реже на промежуток), где расположена нота «до» первой октавы (приблизительно 262 Гц). На рисунке ключ помещает ноту «до» первой октавы на среднюю линию. Такой ключ называется альтовым.
Ключ «фа» Этот ключ определяет положение ноты «фа» малой октавы (приблизительно 175 Гц). На рисунке нота «фа» малой октавы помещена на вторую линию сверху. Размещённый таким образом ключ «фа» называется басовым.
Нейтральный ключ применяется для записи инструментов с неопределённой высотой звучания, например, перкуссионных. Каждая линия или промежуток нотоносца в таком ключе представляет один инструмент из определённого набора (например, ударной установки). На рисунке изображены два возможных начертания нейтрального ключа. Также нейтральный ключ может размещаться на специальном однострочном нотоносце для каждого шумового инструмента.
Скрипичный и басовый ключи могут применяться со сдвигом на одну или две октавы вверх или вниз. Под ключом пишется число 8 или 15 для сдвига вниз на одну или две октавы соответственно. Аналогично, число 8 или 15 над ключом сдвигает диапазон ключа на одну или две октавы вверх. Иногда сдвиг на одну октаву вверх обозначают начертанием двух нотных ключей вместо одного.
Нота:
Нота в музыке - это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в изображении ноты, а также сочетания с другими символами позволяют задать такие характеристики обозначаемого нотой звука, как высоту, длительность и порядок исполнения по отношению к другим звукам.
6
В связи с широкой распространённостью современной музыкальной нотации, часто слово «нота» используют как синоним для обозначаемого им понятия «звук», что не является правильным с точки зрения логики, но, тем не менее, музыканты, как правило, друг друга понимают.
Регистры:
Регистры это
1) ряд занимающих определённое высотное положение звуков певческого голоса, извлекаемых одним и тем же способом и поэтому обладающих единым тембром. В зависимости от доли участия в резонансе грудных и головных полостей различают грудной, головной и смешанный регистр. Мужские голоса, в особенности тенора, могут извлекать и звуки т. н. фальцетного регистра.
2) Участки диапазона различных музыкальных инструментов, характеризующиеся единым тембром.
3) Устройства, применяемые на струнных клавишных инструментах, прежде всего на клавесине, для изменения силы и тембра звука. Изменение это может достигаться за счёт защипывания струны в др. месте, ближе к колку, или за счёт применения пера из др. материала и т. п.
4) У органа - ряд труб сходной конструкции и тембра, но различной высоты.
Нотоносец:
Нотный стан (Нотоносец) в музыкальной нотации - набор параллельных горизонтальных линий (нотных линеек), на которых и между которыми, записываются ноты. Как правило, нотный стан состоит из пяти линеек, однако применяются также нотоносцы из одной (нотоносец-«нитка»), четырёх, шести и другого количества линеек. Ключ, помещённый на нотном стане, определяет высотное значение одной (и, соответственно, остальных) из линеек. Ноты, высота которых выходит за пределы, охватываемые станом, снабжаются добавочными линейками.
Ноты для большинства музыкальных инструментов записываются на одном нотоносце. На двух нотоносцах, объединённых фигурной акколадой,

7
записываются ноты для фортепиано, арфы. На трёх нотоносцах записывают партию органа.

Октавы:
Октава - музыкальный интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет 1 к 2 (то есть частота высокого звука в 2 раза больше низкого). Субъективно на слух октава воспринимается как устойчивый, базисный музыкальный интервал. Два последовательных звука, отстоящие на октаву, воспринимаются очень похожими друг на друга, хотя явно различаются по высоте. Интервал октавы охватывает восемь ступеней диатонического звукоряда, например, от «до» до следующего «до» или от «ре» до следующего «ре» и т. д. Октава обозначается цифрой 8.
Октава существует в трёх разновидностях:
Чистая октава - интервал в восемь ступеней и шесть тонов, простейшее соотношение двух звуков различной высоты, у которых частота колебаний относится как два к одному, то есть верхний звук имеет вдвое бо?льшую частоту колебаний, чем нижний звук.
Уменьшённая октава - интервал в восемь ступеней и пять с половиной тонов.
Увеличенная октава - интервал в восемь ступеней и шесть с половиной тонов
Знаки альтерации
Альтерация - повышение или понижение какого-либо звука без изменения его названия. Обозначается с помощью знаков альтерации, которые могут находиться:
В начале нотной строчки, сразу за ключом (так называемые ключевые знаки): диезы, бемоли, при перемене знаков также бекары - действительны во всех октавах до окончания пьесы или до перемены знаков. При этом если, например, на линейке при ключе стоит диез, а в тексте нужно повысить ноту ещё на полутон, то при ней ставится дубль-диез (то есть знак при ноте
8
обозначает изменение высоты ноты по сравнению с её обычным положением, независимо от уже имеющихся знаков при ключе).
Ключевые знаки пишутся в начале каждой строчки, порядок их расположения строго регламентирован правилами, а количество зависит от тональности, в которой написано произведение. При переходе (модуляции) в другую тональность на достаточно длительное время используется перемена ключевых знаков: на месте прежних знаков (если таковые имелись) ставятся бекары, а затем указываются знаки новой тональности (если они не встречались в прежней тональности).
Перед нотой, к которой они относятся (так называемые случайные знаки) - действительны только в одной октаве и только до конца такта, в котором находятся, если не отменяются до того другими знаками альтерации. Случайными могут быть диезы, бемоли, бекары, дубль-диезы, дубль-бемоли, а также вышедшие ныне из употребления бекар-диезы, бекар-бемоли и дубль-бекары.
Длительность нот:
Длительность - одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела. Абсолютная длительность звука определяется мерами времени (секундами и т. п.). В музыке большое выразительное значение имеет относительная длительность звуков; сравнение её с длительностями других звуков является основанием сложных музыкально-логических связей, выражающихся прежде всего в ритме и метре.
Массима (8 целых); Лонга (4 целых); Бревис (двойная целая); Семибревис (целая); Половинная; Четвертная; Восьмая; Шестнадцатая; Тридцать вторая; Шестьдесят четвёртая; Сто двадцать восьмая;
Модификаторы длительности
Длительность ноты может быть увеличена добавлением точки после нее. Эта точка добавляет к длительности ноты длительность следующей «меньшей» ноты, делая ее в 1,5 раза длиннее. Две точки добавляют к длительности ноты длительность двух «меньших» нот, делая её в 1,75 раза длиннее. Крайне редко добавляются три точки, делая длительность ноты в 1,875 длиннее.

9
Продление длительности лигой. В некоторых случаях длительность ноты может быть увеличена лигой. Например, половинная нота, слигованная с другой половинной нотой, фактически равна целой ноте.
Паузы
Пауза- временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения в целом или какой-либо его части или отдельного голоса. Также паузой называют знак, обозначающий длительность этого молчания.
Простые паузы:
Длительность паузы измеряется так же, как и длительность отдельных звуков: лонга (четверная); бревис (двойная); целая пауза; половинная пауза; четвертная пауза; восьмая пауза; шестнадцатая пауза; тридцать вторая пауза; шестьдесят четвертая пауза и т. д.
Составные паузы:
Паузы, как и ноты, большие бривеса являются составными. В отличие от составных нот, которые объединяются лигой, составные паузы просто записываются простыми паузами, при выполнении:
-простые паузы записываются в зависимости от внутритактовой группировки;
-количество простых пауз должно быть минимальным;
-составные паузы, большие массимы, записываются оркестровой паузой.

Исходя из вышеуказанных положений, для записи составной паузы могут применяться только разные простые паузы. Например, пауза в семь тактов, записывается последовательностью бревиса (4) лонги (2) и целой (1).
Оркестровые паузы:
Паузы величиной в несколько тактов записываются тактовой (оркестровой) паузой, равной общему количеству пропущенных целых тактов. Оркестровая пауза записывается в виде черты с цифрой над ней, указывающей её продолжительность в тактах. Оркестровая пауза в основном используется при исполнении многоголосного сочинения (например, оркестрового)
10
нередко встречаются случаи, когда тот или иной голос не востребован в течение нескольких тактов подряд. При изменении во время молчания размера такта или ключевых знаков отсчёт тактовых пауз начинается заново. Одновременная пауза всех участников ансамбля или оркестра, которая длится не менее целого такта, называется генеральной.
Интервалы и аккорды, их характеристика и разновидности.

Интервал -(промежуток, расстояние; разница, несходство)- сочетание двух звуков определённой высоты. Наименьшей единицей измерения музыкального интервала в европейской традиции считается полутон. Интервалы меньше полутона именуются микроинтервалами. Консонантные и диссонантные интервалы - важнейшие элементы гармонии.
С одной стороны, интервал может быть представлен как абстрактная математическая величина, выраженная отношением двух чисел (в отечественном музыковедении часто неправильно называемым «пропорцией»), с другой стороны, как элемент специфически музыкальной логики, категория гармонии, выраженная в буквенной или графической нотации. Математическое значение интервала, как правило, не может быть напрямую выведено из музыкального, и наоборот.
Интервалы классифицируются:
1. По взятию: одновременному (гармонический, или вертикальный, интервал) или последовательному (мелодический, или горизонтальный, интервал).
2. По объёму (количеству) заключённых в них ступеней. Число, обозначающее количество ступеней в интервале, также является кратким обозначением этого интервала в музыкальной грамоте. Количество ступеней
Название интервала
Прима; Секунда; Терция; Кварта; Квинта; Секста; Септима; Октава
Количество ступеней
Нона (секунда через октаву); Децима (терция через октаву); Ундецима (кварта через октаву; Дуодецима (квинта через октаву); Терцдецима (секста
11
через октаву); Квартдецима (септима через октаву); Квинтдецима (двойная октава)
Интервалы от примы до октавы называются простыми, от октавы до квинтдецимы - составными. Интервалы шире, чем квинтдецима, традиционно не рассматриваются как самостоятельные.
Большими и малыми могут быть секунды, терции, сексты и септимы. Чистыми могут быть примы, кварты, квинты и октавы. Увеличенными и уменьшёнными могут быть любые интервалы (за исключением уменьшённой примы, которая не может существовать на практике).
Обращения интервалов
Обращением интервала называется перемещение его звуков на октаву вверх или вниз таким образом, чтобы они поменялись местами: верхний стал нижним, а нижний - верхним. При обращении качество интервала меняется на противоположное: большой становится малым, увеличенный - уменьшённым и наоборот. Чистый интервал остаётся чистым. При обращении простого интервала на октаву переносится один из его звуков, при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов всегда равна девяти.

Прима (1); Октава (8)
Секунда (2) ; Септима (7)
Терция (3); Секста (6)
Кварта (4); Квинта (5)
Квинта (5); Кварта (4)
Секста (6);Терция (3)
Септима (7); Секунда (2)
Октава (8); Прима (1)

1
Если требуется обратить составной интервал, на октаву переносятся оба его звука (верхний - вниз, нижний - вверх), при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов всегда равна шестнадцати.
Основной интервал; Обращённый интервал
Нона (9); Септима (7)
Децима (10); Секста (6)
Ундецима (11); Квинта (5)
Дуодецима (12); Кварта (4)
Терцдецима (13); Терция (3)
Квартдецима (14) ; Секунда (2)
Квинтдецима (15); Прима (1)
Увеличенная октава, также рассматривающаяся как составной интервал, даёт в обращении октаву уменьшённую.
Аккорд - созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. Термин применяется главным образом по отношению к музыке барокко и классико-романтического периода.
Общие сведения:
В классической гармонии под аккордом понимают сочетание таких звуков, которые отстоят друг от друга на терцию или могут быть расположены по терциям путём перестановок и переносов на октаву.
Подобное определение впервые дал И. Г. Вальтер в 1732 году. До этого под аккордом понималось любое сочетание одновременно звучащих тонов; такое расширенное понимание встречается и в современной музыке. Набор тонов, которые не могут быть расположены по терциям, представляет собой не аккорд, но случайное сочетание. На фортепиано аккорды берутся одновременным нажатием трёх и более клавиш, на гитаре - щипком трёх и более струн. Аккорды могут исполняться несколькими инструментами одновременно, в том числе симфоническим оркестром, а также несколькими певческими голосами.
13
Аккорды имеют названия по количеству входящих в аккорд разновысотных (без октавных дублировок) звуков, отстоящих друг от друга на терции:
3 трезвучие;
4 септаккорд;
5 нонаккорд;
6 ундецимаккорд (встречается редко и не обращается из-за диссонанса);
7 терцдецимаккорд (встречается очень редко и не обращается из-за диссонанса).
Нижний звук аккорда в основном положении называют основным тоном, остальные звуки называются по интервалу, на который они отдалены от основного тона (терция, квинта, септима, нона, ундецима). Любой звук аккорда может быть перенесён на октаву или сдублирован в других октавах, при этом аккорд сохраняет своё название. Если при этом основной тон аккорда перестаёт быть нижним, происходит так называемое обращение аккорда. Более подробная информация содержится в статье Классификация аккордов.
Логическая структура аккорда:
В противовес конкордам (интервальным комплексам из трёх и более разновысотных звуков, с возможными октавными дублировками), которые господствовали в полифонической музыке Средних веков и Возрождения, аккорд представляет собой цельную единицу звуковысотной вертикали, вопринимаемую, по определению К. Дальхауза, как «непосредственная данностью».
Монолитность аккорда поддерживается взаимодействием и взаимозависимостью разнофункциональных составляющих его элементов. Это, можно сказать, внутриаккордовая функциональность различных по смысловому (логическому) значению тонов. Совокупность и взаимодействие различных внутриаккордовых функций придают внутреннюю жизнь аккорду, составляют основу богатства его гармонической экспрессии. В аккордах классико-романтической гармонии различимы следующие внутриаккордовые функции:
-основной тон - «корень» аккорда;
14
-аккордовые консонансы - квинта и терция от основного тона;
-аккордовые диссонансы - включая альтерацию;
-побочные тоны - (также органные пункты, педали и т. п.).
Для аккорда существенны неаккордовые звуки (линейные неустои), а также родственные хроматическим проходящим альтерации. Не входя в состав аккорда, они не обретают внутриаккордовых функций, но, соотносясь с аккордом, могут давать внеаккордовые функции (задержания, проходящие и прочие линейные неустои; в старинной теории они назывались одним словом «тра?нзиты»).

Строение музыкальной речи: мотив, фраза, предложение, период.
Мотив - наименьший элемент музыкальной структуры, простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённой одним логическим акцентом и имеющей самостоятельное выразительное значение. В общераспространенном значении - напев, мелодия. В музыке мотив - короткая музыкальная идея, выделяющаяся из текущей музыкальной фигуры; музыкальный фрагмент или последовательность, выделяющиеся тем, что в произведении имеют либо несколько специальных, либо одно единственное значение.
Различают мотивы:
Гармонический мотив - серия конкретных абстрактных аккордов, не связанная с мелодией или ритмом.
Мелодический мотив - мелодическая формула, независимая от интервалов.
Ритмический мотив - характерная ритмическая формула, абстрактный аспект мелодии.
Мотив, тематически связанный с человеком, местом или идеей, называется лейтмотивом. Изредка встречаются случаи, когда мотив в музыке зашифрован в названии произведения.

15
Главный мотив - мотив в начале ряда произведений, состоящих из нескольких частей, служащий в качестве объединяющего момента для всех частей. Он также может назваться девизом, что чаще всего распространено в католических циклических мессах XV-XVII веков.
Любой мотив может быть использован для сочинения мелодии, темы, пьесы. Музыкальная разработка использует четкую музыкальную фигуру, которая впоследствии изменяется, повторяется, или упорядочевается в музыкальном произведении или его части, обеспечивая их целостность. Такая мотивная разработка имет свои корни в сонатах Доменико Скарлатти и в сонатной форме венских классиков - Гайдна и Моцарта. Бетховен был одним из тех, кто достиг наивысших вершин в этой технике. Классическим примером является его знаменитый «мотив судьбы» - сочетание трёх коротких и одной длинной ноты - открывающий Пятую Симфонию и появляющийся в различных местах произведения.
Фраза - закрытая в себя структура, которая, в большинстве случаев, является частью более большей музыкальной структуры; более конкретно, подразделение музыкального метра, имеющее своё собственное музыкальное значением, состоящее из фигур, ячеек, более часто, мотивов, а комбинация самих фраз образует мелодию, период и другие секции; или продолжительность, в которой певец или музыкант может, соответственно, петь или играть в одно дыхание.
Современное значение:
Хотя аналогию между музыкальной и лингвистической фразой часто делают, но всё же, в этом плане, «это один из самых неоднозначных терминов в музыке … никакая согласованность в использовании термина не может быть достигнута … только с помощью очень простого типа мелодии, в особенности, для некоторых танцев, термин может быть использован с некоторой однозначностью». «Несмотря на тот факт, что она может применяться для двухтактной так же, как и для семитактной, или даже большей, структурной единицы, она часто ошибочно используется, для выделения одной или нескольких частей». В общей практике, фраза часто обозначает четыре части или меры такта длинной кульминации в, более или менее, определённом ритме. Чарльз Буркер определил фразу как «любую группу, измеренную (включающую одну группу или, возможно, даже, одну долю), которая имеет в некоторой степени структурную полноту. Некоторые
16
считают, что чувствуют эту полноту: мы слышим в шагах не нотацию на страницах. Чтобы быть такой полной группой, по видимому, необходимо имеет окончание некоторого типа … . Фразы описывают только шаг тональной функции. У них не создаются лиги или легато для исполнения … . Фраза не является только шагами: она также имеет ритмическое измерение, при разработке, в дальнейшем, каждая фраза содействует разработке общей ритмической организации.»
Ритмическая фраза - ритмический аспект, конструкции и связи между фразами, и «, несколько шаблонно, но и само существование музыки и в её бесконечном разнообразии. Обнаружение рабочей ритмической фразы - путь для понимания и эффективного её исполнения.» Термин был популяризован William Rothstein’s: Ритмические фразы в тональной музыке. Термин включает перекрытие, передачу, расширение, новоинтерпретацию и извлечение.
Предложение в музыке
и т.д.................

ОТКРЫТЫЙ УРОК

на секции Навлинского зонального методического объединения

преподавателя МБОУ ДО Локотская ДШИ

Алексашкиной Натальи Викторовны

с обучающимся 3 класса Барыкиным Ильёй (баян)

по теме:

«Работа над музыкальным понятиям: мотив, фраза, предложение»

Тема: Работа над музыкальными понятиями мотив, фраза, предложение.

Место проведения: МБОУ ДО Локотская детская школа искусств

Продолжительность открытого урока : 45 минут

Цель урока : Развитие и совершенствование творческих и исполнительских способностей учащегося

Задачи урока:

Образовательные:

- обобщить и углубить знания учащегося, сформировать навык вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры.

Развивающие:

Развитие эстетического вкуса;

Развитие образного мышления;

Музыкально - исполнительское и идейно-художественное развитие.

Воспитательные :

Воспитывать внимание, целеустремленность и настойчивость в овладении приёмами и навыками игры на инструменте;

Умение анализировать своё выступление.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальная.

Методы обучения: наглядные, практические, словесные, сравнительные, прослушивание музыкальных произведений.

Педагогические технологии:

- инновационная;

Личностно - ориентированное обучение;

Индивидуализация обучения;

Здоровьесберегающая.

Оснащение урока:

Оборудование: нотная литература, стулья, пульт, 2 баяна, ноутбук, проектор.

Используемая литература:

- «Народные песни» сост.Д.Самойлова изд. Москва «Кифара»1998г.

- «Сонатины и вариации» сост.Д.Самойлова изд. Москва «Кифара»1997г.

ХОД УРОКА.

    Организационный момент . Представление ученика и круга задач, стоящих перед ним.

Эмоционально-психологический настрой. Озвучивание темы урока- «Работа над музыкальными понятиями: мотив, фраза, предложение».

    Основная часть:

Вступительное слово педагога: « Сегодня наш урок посвящается работе над музыкальными понятиями мотив, фраза, предложение».

Но прежде чем начать наш урок, давай как обычно немного разыграемся.

Игра позиционных упражнений. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, постановку инструмента.

Гамма до мажор (двумя руками) арпеджио, аккорды.

Педагог спрашивает теоретические знания учащегося таких понятий как: мотива, фразы, предложения.

Ответ учащегося.

А теперь применим твои знания в чтении с листа произведения «Ах, улица, улица широкая» РНП.

Просмотр видео записи «Ах улица, улица широкая» исполняет детских хор «Родничок».

Чтение с листа простых песенок (нахождение и определение музыкального мотива, фразы, предложения)

Ознакомление с новым музыкальным произведением народного характера « Ах улица, улица широкая » (русская народная песня)

Ах улица, улица широкая,

Травушка муравушка зелёная

Ай, люли,люли,люли,

Травушка муравушка зелёная

Педагог раскрывает понятие: « Что такое русская народная песня»

Русская народная песня - песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.
Педагог играет мелодию песни правой рукой и одновременно поет.
Педагог и учащийся поют вместе под звучание мелодии на инструменте.
Учащийся поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок.

Педагог играет песню, вместе с учащимся определяя место смены меха – по вдоху между фразами.

Чтение с листа данного произведения (нахождение и определение музыкального мотива, фразы, предложения)

Учащийся играет произведение несколько раз, разными вариантами исполнения: играть и одновременно петь мелодию со словами играть мелодию без слов.

Работа над произведением «Сонатина» Даниэль Штейбельт - немецкий пианист, дирижер и композитор, приобрел популярность как виртуоз и педагог.

К сожалению, слишком многие юные музыканты впадают в замешательство, когда их просишь назвать то, что они играют. Нет, они говорят, что это вот, мол, этюд, соната или пьеса. Но ведь и сонаты, и этюды, и пьесы пишут какие-то композиторы, а ещё эти сонаты, этюды с пьесами иногда имеют заголовки. А уж заголовок нам, как музыкантам, говорит о том, что за музыка скрывается за нотным текстом. Соната - музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее из нескольких различных по характеру и темпу частей, объединенных общим художественным замыслом.

Пока листаете ноты, можно заодно посмотреть: есть ли в произведении повторы (нотная графика похожа на то, что в самом начале). Как правило, повторы бывают в большинстве пьес, хотя сразу не всегда заметно. (Если мы знаем, что в пьесе есть повтор, то жизнь наша облегчается, а настроение заметно улучшается.) ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Вот три элементарные вещи, которые нужно выполнять всегда: посмотреть ключи; определить тональность по ключевым знакам; посмотреть на указания темпа и размера

Итак играем, как можем, с листа всё подряд прямо двумя руками. Главное – дойти до конца, ничего не пропуская. Пусть будут ошибки, паузы, повторы и прочие заминки, наша цель – просто сыграть все ноты

мелодия + аккомпанемент (само собой разумеется, мелодию разучиваем отдельно, аккомпанемент какой бы он ни был – тоже смотрим отдельно). Никогда не пренебрегай игрой отдельными руками.

Мелодию нужно играть выразительно (работа над фразировкой в 1й части) Важно играть мелодию не как набор звуков, а как мелодию, то есть как последовательность осмысленных фраз. Посмотри, есть ли в тексте фразировочные лиги – по ним мы часто можем обнаружить начало и конец фразы. Тут можно было бы ещё много чего сказать, но мы и сами прекрасно знаем, что фразы в музыке – это как разговор людей. Вопрос и ответ, вопрос и повторение вопроса, вопрос без ответа, рассказ одного человека, увещевания и оправдания, короткое «нет» и многословное «да» – всё это есть и во многих музыкальных произведениях (если в них есть мелодия). Наша задача – разгадать то, что композитор вложил в нотный текст своего произведения.

Работа над 2й частью «Сонатины»

Давай прослушаем это же произведения, но в исполнении юного пианиста.

Учащийся должен определить какой звучит инструмент и сделать сравнительный анализ между своим исполнением и звучащего произведения.

И в завершении урока давай с тобой закрепим что такое мотив, фраза, предложение.

Ответ учащегося.

Должно прозвучать:

Мотив - наименьший элемент музыкальной структуры, простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённой одним логическим акцентом и имеющей самостоятельное выразительное значение. В общераспространенном значении - напев, мелодия.

Фраза - объединение нескольких мотивов, расчлененное паузами, цезурами или нерасчлененное, слитное.

Предложение - составное из двух фраз, а в свою очередь фраза состоит из двух мотивов.

    Подведение итогов. Анализ.

    Оценка работы на уроке.

    Домашнее задание.

Музыкального синтаксиса определяет правила деления музыки на различные единицы, обладающие музыкальным смыслом.

Мотив в системе музыкального синтаксиса это мельчайшая единица, деление которой дальше невозможно без потери музыкального смысла. В метрической теории Римана (теоретик, предложивший консервативную теорию метрического деления музыки) мотив равен обычно одному такту и, по определению, должен содержать одну сильную долю.

Однако, мотив связан не только с метром, но и с другими элементами музыкального языка, без которых он не может существовать.

Но начнем с начала.

Теории мотива еще нет и 200 лет, что для теории музыки довольно небольшой срок. Впервые определение мотива введено А. Б. Марксом в 1839 году, в качестве термина, обозначающего мельчайшую структурную единицу.

С тех пор начали появляться самые различные школы и взгляды, в отношении музыкального синтаксиса.

Несомненно, что метрическая теория очень наглядна с точки зрения обучения , импровизации, исполнительству и т.д.

(Напомню, что эта теория основана на том, что вся музыка состоит из составных элементов упорядоченных метрической сеткой данного произведения. Например, мотив равен 1 такту, фраза равна 1+1 двум тактам, предложение 4). Однако, с точки зрения музыкальной выразительности, такая система ни дает ничего, поскольку в ней присутствует подмена понятий. хотя и является основой любой мелодии, все же не может ее заменить.

Поэтому для более музыкального понимания синтаксиса (к которому собственно необходимо прийти каждому музыканту) необходимо ввести понятие .

Теория интонации появилась гораздо позже теории мотива и очень долго воспринималась как ее противоположность. Причина здесь в том, что цель у этих двух теорий были изначально разные, но рассматривали они в принципе одно и то же, а именно мельчайшую музыкальную единицу.

Однако, со временем, эти понятия начали употреблять в одном контексте вплоть до использования их в качестве синонимов.

Рассмотрим в чем отличия и сходства этих теорий.

Интонация это высотная организация музыкальных звуков в их последовательности, т.е. звучание каждого тона звукоряда по высоте, громкости и тембру.

Интонация это та часть музыки, которая присутствует везде, но с трудом поддается изучения и классификации.

Тем не менее существуют основополагающие понятия, которые необходимо знать каждому музыканту.

Музыкальная Интонация это зерно музыкальной мысли и очень часто интонация наиболее полно выражается в мотиве. Таким образом, мы можем увидеть связь мотива и интонации. Например, в теме Satin Doll интонация и мотив практически неразделимы:

Посмотрите как из одного мотива и этой интонации вырастает вся тема. (Основной мотив обозначен буквой A, везде где он встречается и его вариация B — это тот же мотив только в неполном увеличении)

Как видите хоть в данной теме мотив равен такту, все же сама организация основана не на метре, а на интонации. Обратите внимание, что тема A длится 7 тактов (8 добавлен только для удобства, только потому, что так принято и, по сути, не имеет музыкального смысла). А в части В фраза равна 3 тактам. Поэтому измерять такие синтаксические структуры с помощью метра не целесообразно.

2. Любое музыкальное построение имеет три фазы это знаменитая Асафьевская триада i-m- что расшифровывается, как импульс — движение — завершение.

Эти три фазы реализуются на всех уровнях музыкального произведения — от мотива до целой формы.

Каждая из этих трех фаз образует контраст по отношению к следующей или предыдущей.

Например, первый такт в Satin Doll первая интонация из двух нот дает импульс, который перерастает в движение, которое проявляется в повторении, а затем в увеличении ритма и завершение на длинной ноте.

Исходя из этого следует разграничивать музыкальное построение по интонации. Такой подход позволяет более точно определить границы мотивов и фраз. В тоже время, теория метра не всегда позволяет выделить мелкие построения, так как их развертывание может (и чаще всего) не опираться на метрическую сетку.

Одним из важных элементов определяющих индивидуальность мотива и интонации является опорный звук.

По сути, опорный звук это зерно, из которого вырастает мотив. По большей части любое музыкальное произведение можно свести к простому уровню мелодического контраста, а именно опорный тон — неопорный тон.

Третьего не дано.

Выделим основные способы выделения опорного тона:

Ритмически: выделение звука с помощью более крупной длительности. Наиболее простой и по всей видимости древнейший способ выделения опорного тона.

Тесситурно: самый высокий или самый низкий звук в мелодической линии всегда фиксируется слухом как опорный.

Линеарно-мелодические способы центрирования звука: сюда входят

а) Опевания

б) движение к опорному звуку и от него

в) мелизматика и орнаментика (характерно для монодических культур и этнической импровизации)

4. Кадансирование набор приемов для выделения звука, как завершающего

5. Метрическая регулярность акцентов

6. Смена гармонических функций

7. Динамические приемы

8. Артикуляционные средства

Приемы с 5 по 8 относятся к тональной музыке. Первые четыре способа широко используются в модальной .
Реализация принципа опорных звуков во вступлении к песне I will always with you:

Например, в некоторых джазовых стилях неаккордовыми тонами будут только хроматические ступени (количество которых для разных может быть абсолютно разным). А в рок -музыке 7, 9 и тому подобные ступени будут считаться неаккордовыми.

Т.е. уровни хроматизации мелодики в этих стилях будут разными.

Тоже касается интервалов. Плавность и мелодичность мелодики (а отсюда и мотива) определяется приближённостью его к вокальной музыке. Использование большого количества секунд и терций, отсутствие скачков создают определенное звучание, внутри которого любой широкий интервал будет восприниматься, как яркое цветное пятно в черно-белой палитре. Многие поп хиты опираются на секундовое движение:



No Tears Left To Cry Ariana Grande

Использование широких интервалов (от квинт и больше) позволяет создавать более индивидуализированные, но угловатые мелодии. В потоке таких интервалов секунды будут восприниматься не как неожиданный элемент, а как соединительная интонация. Такой прием часто использовал Wayne Shorter:


Как видите, даже на уровне такого небольшого построения как мотив, существует большое поле для деятельности.

Музыкальный синтаксис. Типы периодов. Теория музыки

Музыкальный синтаксис изучает строение музыкальной речи . Музыкальное произведение делится на части , называемые построениями . Границей между построениями служит цезура . Признаками цезуры являются 1) пауза , 2) ритмическая остановка (долгая длительность), 3) повтор , 4) контраст .

Музыкальное построение , содержащее законченную музыкальную мысль , называется периодом . Законченность музыкальной мысли определяется по ладовому и метроритмическому признаку. Наибольшие части, на которые делится период , называются предложениями . Предложения делятся на фразы , фразы - на мотивы . Мотив - это наименьшая смысловая структурная единица.

Сочетания фраз в периоде образуют масштабно-тематические структуры

1. Периодичность - образуется при сочетании одинаковых по размерам фраз (2т+2т+2т+2т). Шопен Вальс №9 (Ля-бемоль мажор)

2. Суммирование - образуется от сочетания 2-х или нескольких коротких фраз и одной протяженной. Григ "Смерть Озе" из сюиты Пер Гюнт (1+1+2)

3. Дробление - образуется от сочетания более длинной фразы и 2-х или нескольких коротких. Чайковский. Вальс из Детского альбома.(4+2+2).

4. Дробление с замыканием . Григ. Поэтическая картинка №1. Сочетание длинной фразы, нескольких коротких и снова протяженной. (4+1+1+2).

Типы периодов . Все многообразие периодов можно разделить по следующим признакам:

I. Строение . По строению периоды бывают

1. Квадратные - а) общее количество тактов - 8,16,32 и тд б) период делится на 2 одинаковых по размерам предложения. Бетховен Соната №8, II часть.

2. Неквадратные

  • расширенные (2-е предложение больше первого) Бетховен Соната №3, II часть (4+6)
  • сокращенные (2-е предложение меньше первого) Бетховен Соната №7 (5+4)
  • симметричные (делятся на 2 одинаковых предложения, но количество тактов не соответствует норме квадратности (6+6, 7+7 и тд) Чайковский Русская песня из Детского альбома.(6+6)

3. Периоды из 3-х предложений . Шопен Прелюдия №9, Ми мажор.(4+4+4)

II. Тематизм .

1. Повторный период . Повтор бывает точный (Шуман Смелый наездник) и видоизмененный.

Видоизмененный повтор бывает варьированный и секвентный.

При варьированном повторе изменяются отдельные элементы темы: ритм, лад, фактура изложения, мелодия (интонационная сторона), но тема в целом узнаваема. Гайдн. Соната Ре мажор, I часть, ГП, Моцарт Соната №12 Фа мажор, II часть.

Период считается повторным даже в том случае, если 2-е предложение воспроизводит только начальную интонацию 1-го.

При секвентном повторе тема без особых изменений проводится на другой высоте. Григ Концерт Ля минор, II часть.

2. Неповторный период - предложения содержат разный тематический материал, чаще всего 2-е предложение продолжает тему 1-го. Бетховен "Патетическая соната", II часть.

Весь период в целом может быть повторен без изменений (записывается со знаком репризы) или с некоторыми фактурными изменениями. Такой период называется повторенный.

III. Тональное оформление .

1. Модулирующий период - заканчивается в другой тональности по сравнению с началом.(Чайковский Вальс из Детского альбома)

2. Немодулирующий (однотональный)период - заканчивается в начальной тональности.

Период может иметь вступление или дополнение (после окончательного разрешения), которые не влияют на его структуру.

1)Любые консультации по музыкальной журналистике (колледж-консерватория (академия)), по современной музыке (колледж-консерватория (академия), по истории музыки (консерватория (академия)), по музыкальной литературе (колледж) по скайпу. Скайп kramsi651. Почта [email protected]

2)Помощь в написании курсовых, дипломных и кандидатских работ по музыковедению по скайпу. Скайп kramsi651. Почта [email protected]

3)Консультации по музыкальной грамоте (сольфеджио) для родителей и детей (в скайпе). Скайп kramsi651. Почта [email protected]