Рефераты Изложения История

Минпросвещения россии. Зачем России «современная цифровая образовательная среда Современная цифровая образовательная среда в российской федерации

Это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые по собственному усмотрению.

Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться.

Система , в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Чем быстрее меняются внешние условия, предусмотренные в проекте изначально, тем короче жизнь самой системы.

Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об «экосистемах».

Платформа - такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.

Экосистема - такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола.

В настоящее время в России реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития цифровой экономики, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. В первую очередь это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Координацию участия экспертного и бизнес-сообществ в планировании, реализации, развитии и оценке эффективности программы осуществляет АНО «Цифровая экономика» , созданная успешными российскими высокотехнологичными компаниями. К 2024 году планируется достичь следующих показателей:

  • Более 10 конкурентоспособных компаний-лидеров на глобальных рынках.
  • Более 10 успешно функционирующих отраслевых цифровых платформ для основных предметных областей экономики.
  • Более 500 успешно функционирующих малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.

Организационные принципы построения ЦОС:

Единство - согласованное использование в единой образовательной и технологической логике различных цифровых технологий, решающих в разных частях ЦОС разные специализированные задачи.
Открытость - свобода расширения ЦОС новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы и включая взаимный обмен данными на основе опубликованных протоколов.
Доступность - неограниченная функциональность как коммерческих, так и некоммерческих элементов ЦОС в соответствии с лицензионными условиями каждого из них для конкретного пользователя, как правило посредством интернета, независимо от способа подключения.
Конкурентность - свобода полной или частичной замены ЦОС конкурирующими технологиями.
Ответственность - право, обязанность и возможность каждого субъекта по собственному разумению решать задачи информатизации в зоне своей ответственности, в том числе участвовать в согласовании задач по обмену данными со смежными информационными системами.
Достаточность - соответствие состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям субъекта, для которого она создавалась, без избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение.
Полезность - формирование новых возможностей и/или снижение трудозатрат пользователя за счет введения ЦОС.

Ключевым принципом информатизации образования является снижение бюрократической нагрузки за счет средств автоматизации, искусственного интеллекта в пользу сосредоточенности педагогов, образовательных организаций непосредственно на задачах образовательного процесса .

IT - очень молодая сфера деятельности в России, которая в силу сложной политической трансформации первых лет независимости долгое время не могла идти вровень с технологическим развитием западных стран. Но успешность образовательного процесса зависит не только от применяемых IT, но и от программ, квалификации преподавателей, их готовности работать по новым специфическим компетенциям. Образование неизбежно ждет цифровая трансформация - новые технологии несут в себе огромный потенциал, для того чтобы ответить на вызовы современности и готовить в рамках программ обучения, начиная с начальной школы, не к прошлому, а к будущему.

«Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (паспорт проекта на сайте Минобрнауки) является приоритетным проектом в рамках государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы. НИУ ВШЭ реализует одну из задач проекта: разработку и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов.

Автоматизированный сервис психометрической аналитики разработан специалистами Дирекции по онлайн-обучению ВШЭ и интегрирован в качестве подсистемы портала online.edu.ru (информационный ресурс «одного окна»), который обеспечивает доступ к сотням российских онлайн-курсов. Функционал сервиса доступен всем пользователям – разработчикам онлайн-курсов, зарегистрированным на портале. Анализ данных онлайн-курсов при помощи сервиса позволяет улучшать содержание онлайн-курсов, оптимизировать контент под различные группы студентов, осуществлять оценивание более объективно и, как результат, повышать эффективность обучения.

При прохождении онлайн-курса его слушатели оставляют так называемый «цифровой след»: статистику по просмотрам видеоматериалов, по выполнению тестовых заданий (время прохождения, количество попыток, соотношения правильных/неправильных ответов), по оценке работ других студентов (peer review). Этот массив данных, который хранится на платформе онлайн-курсов, анализируется сервисом в автоматическом режиме.

Сервис анализирует онлайн-курс по четырем основным направлениям: трудности контента, изменению подготовленности студентов, взаимодействию студентов с контентом, анализу оценочных средств. Аналитический отчет, который получает разработчик курса, включает в себя рекомендации по повышению качества онлайн-курса. Отчёты и рекомендации позволяют оптимизировать трудность и доступность содержания курса для слушателей, увеличить вовлечённость студентов, привести в соответствие уровни сложности курса и подготовленности учащихся, а также улучшить оценочные средства онлайн-курса (тестовые задания и задания на взаимное оценивание).

На этапе разработки сервиса в 2017 году было проанализировано и доработано 270 онлайн-курсов. Более 100 авторов, разработчиков и методистов прошли обучение в НИУ ВШЭ по работе с аналитикой, а для будущих пользователей сервиса разработан и опубликован в открытом доступе , содержащий методические материалы и рекомендации по модернизации онлайн-курсов. Улучшенные курсы стартовали в рамках осенней сессии 2018 г.

После внесения корректив онлайн-курс вновь проходит автоматическую психометрическую экспертизу и получает соответствующий «знак качества» – отметку в паспорте курса на ресурсе «одного окна». Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» уделяет большое внимание оценке качества онлайн-курсов, размещенных на ресурсе «одного окна», их всесторонней экспертизе и повышению эффективности обучения. Многосторонняя экспертиза служит повышению конкуренции между платформами и разработчиками, стимулирует авторов к улучшению качества онлайн-курсов, обеспечивает доступ к достоверной информации об онлайн-курсах образовательным организациям и студентам при реализации виртуальной академической мобильности, формирует доверие со стороны пользователей и образовательных организаций к онлайн-обучению в целом.

НИУ ВШЭ выиграл конкурс на разработку проекта «Разработка и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов» приоритетного проекта «СЦОС» в 2017 году.

Сервис запущен в эксплуатацию на портале online.edu.ru в сентябре 2018 года.

Для получения консультации по разработке конвертера для данных психометрической аналитики направьте вашу заявку на адрес: [email protected] с пометкой «Конвертер для сервиса психометрики»

Какие основные задачи должен решить проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ » и в чем заключается суть цифровой образовательной среды? Насколько значимы предстоящие изменения и почему проект выделен как приоритетное направление? Именно эти вопросы мы постараемся затронуть в рамках данной статьи.

Глобальные изменения в системе российского образования продолжаются. В частности, указы Президента РФ, которые он подписал в мае 2018 года, коснулись преобразования системы в области цифровых технологий. Несмотря на то, что российское образование на протяжении многих лет сохраняет конкурентоспособность на мировом рынке, руководство страны решило усложнить задачу внедрением проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Внедрение и систематизация данного приоритетного проекта должны заработать на полную мощь уже в 2024 году. Поэтому Министерству Просвещения и Министерство науки и высшего образования необходимо работать максимально оперативно и слаженно.

Актуальность внедрения цифровой образовательной среды Статистические данные говорят о том, что из-за глобальной механизации и автоматизации в 20 столетии исчезло около 600 профессий. В 21 веке ситуация не изменилась - цифровые технологии, которые сегодня внедряются практически во все сферы жизнедеятельности человека, продолжает стремительно отправлять в историю целые группы профессий и ремесел. А те профессии, которые не исчезли, претерпели/претерпевают значительные изменения. Естественно, что цифровые технологии влияют не только на уровень развития экономики государства и его обороноспособности, но и, в конечном счете, на глобальные политические процессы. Поэтому государству и обществу нужны специалисты, способные управлять сложнейшим оборудованием, приборами и роботами, чтобы сохранять конкурентоспособность на мировом уровне. "Воспитать" таких специалистов, способных «шагать в ногу» с постоянно совершенствующимися современными технологиями, можно только при одном условии: если их обучение с помощью цифровых технологий начнется едва ли не с пеленок, и будет продолжаться на протяжении всей жизни. Современные подростки и сами уже активно используют цифровые технологии для актуализации полученных знаний и применения их на практике. Но самостоятельное овладение знаниями, к сожалению, не дает возможности получить сертификат и предъявить его работодателю. Да и проверить качество этих знаний без организованной цифровой системы, чтобы выдать соответствующий диплом, тоже сложно (даже если человек усердно занимался самообразованием и его знания могут найти достойное применение). Еще одна проблема образовательной системы - отсутствие тесной взаимосвязи между профильными ВУЗами/профобразовательными учреждениями и будущими работодателями и научными центрами. Цифровая система способна привести к единому знаменателю все заинтересованные стороны передовой образовательной среды. В свою очередь, такая координация гарантированно обеспечит экономический рост и развитие государства. Значит, интерес к формированию современной цифровой образовательной среды продиктован временем и государственной необходимостью.

Всем нужны МООКи Онлайн-курсы и видео-лекции, появившиеся в 90-х годах прошлого века, не обеспечивали обратной связи с преподавателем, а, следовательно - не давали возможности контролировать и оценивать знания. Такая возможность появилась менее десяти лет назад. Интерактивная связь преподавателей и студентов гарантирует качество обучения и обеспечивает образовательные организации нормативно-правовой базой для его сертификации. Необходимость в сочетании всех перечисленных факторов привела к идее создания МООК - «Массового открытого онлайн-курса». Созданная система МООК позволяет решить наиболее значимые задачи:

Массовость обучения; Доступность; Получение сертификата или диплома любого учебного заведения, в любой точке мира без необходимости личного присутствия, без отрыва от работы, основного места учебы, временного переезда и т. д.

Кроме того, система МООК дает возможность решить вопрос с замещением преподавателей, который возник вследствие недостатка кадров, и желания студентов обучаться в самых престижных ВУЗах страны, без необходимости переезда в другой город.

Кстати, до недавнего времени онлайн-платформы массово использовались для обучения только в США. Однако в 2012 году проекты, аналогичные системам Udemy, Coursera и Udacity, массово распространились по всему миру. В большей степени такая форма образования использовалась коммерческими учебными заведениями.

Отметим, что цифровая образовательная среда, за которой с легкой руки аналитиков отраслевого портала Inside Higher Ed закрепилось название «эпоха EdTech-оптимизма», произвела настоящий переворот в консервативной системе обучения. Сегодня она является необходимым элементом образования, обеспечивающим должный уровень в современном развитом государстве. Поэтому цифровое обучение указом Президента РФ стало приоритетной задачей и для государственных учреждений, в первую очередь. Интерес государства к новой форме образования - абсолютная гарантия его поддержки и успеха.

Современная цифровая образовательная система в России Несмотря на то, что первенство в создании цифровой образовательной среды принадлежит Соединенным Штатам Америки, Россия в этой сфере лишь незначительно отстает, и входит в пятерку лидеров. В 2015 году была создана Национальная платформа открытого образования - НПОО, которая функционирует на базе лучших ВУЗов России:

На площадках этих ВУЗов сегодня работает более 300 курсов онлайн-обучения самых разных отраслевых направлений. «Виртуальная академическая мобильность» до сих пор имела один существенный недостаток - отсутствие правовой базы, которую можно организовать и обеспечить при поддержке государства. Проект «Современная цифровая образовательная среда» решает эту проблему практически полностью.

Паспорт для приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» был разработан в октябре 2016 года Президиумом Совета при Президенте РФ. Сейчас для развития созданного ресурса привлекаются заинтересованные инвесторы. Важным вопросом остается повсеместное внедрение цифрового образования и полный переход к современной модели обучения.

Кому

  • ДЕТЯМ - для получения качественного образования вне зависимости от места нахождения и социального статуса
  • РОДИТЕЛЯМ - значительное снижение расходов на образование ребенка с одновременным повышением качества образования.
  • УЧИТЕЛЯМ - получение новых инструментов для профессиональной деятельности и возможность повышения квалификации.
  • СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ ЗА РУБЕЖОМ - доступ к качественному российскому образованию, приобщение детей
  • к российской культурно-образовательной среде
  • ГОСУДАРСТВУ - обеспечение конституционного права каждого на качественное и доступное образование, снижение издержек при организации образовательного процесса, экономия бюджетных средств. Продвижение российского образования за рубежом, включая стратегически важные территории.

Законодательные источники

  • «Майские» Указы Президента России
  • Стратегия национальной безопасности России
  • Доктрина информационной безопасности России
  • Поручения Президента России по итогам заседания Госсовета по образованию, включая поручение по созданию Российской электронной школы
  • Концепция продвижения российского образования за рубежом
  • Программа развития русского языка до 2020 года
  • Программа развития образования до 2020 года
  • Государственные образовательные стандарты
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
  • Концепция региональной информатизации
  • Концепция перевода обработки и хранения государственных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в систему федеральных и региональных центров обработки данных

2019

Государство потратит 44 миллиарда на «Цифровую образовательную среду» с онлайн-курсами

Правительство выделит более 44 млрд руб. на финансирование федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2020-2022 гг. Такая информация содержится в проекте федерального бюджета на 2020 г. и на плановый период 2021-2022 гг. С проектом можно ознакомиться на портале опубликования проектов правовых актов .

Из указанной суммы в 2020 г. на проект будет выделено 16,3 млрд руб., в 2021 г. - 16 млрд руб., а в 2022 г. - 12 млрд руб.

Целью проекта «Цифровая образовательная среда» является создание к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, через которую будет осуществляться доступ к образованию различного уровня. Проект ведет Минпросвещения России .

В конце 2018 г. пользователи могли пройти на портале 1028 онлайн-курсов от 31 образовательной онлайн-платформы. Количество зарегистрированных учащихся составило 770 тыс. В течение года на портале появились реестр онлайн-курсов, подсистема оценки их качества, интеграционные решения для единой аутентификации пользователей, цифровое портфолио, подсистема формирования рейтингов онлайн-курсов, подсистема психометрического анализа данных об их освоении, а также личные кабинеты обучающегося, работодателя, образовательной организации и эксперта.

Помимо платформы цифровой образовательной среды в России создается другой похожий ресурс - интеграционная платформа непрерывного образования. Различие между платформами заключается в том, что первая предназначается для получения дополнительного образования от разных организаций, не обязательно вузов, а на второй будут запускаться академические онлайн-курсы только от вузов, причем студенты одного учебного заведения будут иметь доступ к курсам других заведений.

2017

Конкурс грантов

18 июня 2017 года стартовал объявленный Минобрнауки конкурс на получение вузами грантов из федерального бюджета. 28 августа были объявлены его результаты. В числе победителей Уральский федеральный университет им.Ельцина, НИИ-Высшая школа экономики (ВШЭ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Московский физико-технический институт, Российская академия народного хозяйства и государственной службы и др. Гранты будут направлены на создание технологической инфраструктуры для развития онлайн-образования, системы оценки качества полученных знаний и повышение квалификации преподавателей. В 2017 году общая сумма таких грантов должна составить 400 млн руб., а в 2018–2019 годах – по 300 млн руб .

Законопроект СЦОС Минобрнауки

Основные требования

Если обучение осуществляется полностью дистанционно, потребуется идентификация личности учащегося. Учебное заведение само выбирает, каким способом ее проводить, и само же обеспечивает ее проведение. Также оно обеспечивает своего студента достаточно насыщенной информационной средой, чтобы он мог освоить программу независимо от своего местонахождения.

Где бы ни находился учащийся, считается, что образовательный процесс проходит по адресу образовательной организации. Ее педагоги должны быть подготовлены к такой форме обучения, их подготовку обеспечивает сама организация. Также учебное заведение при необходимости консультирует студента в индивидуальном порядке по интернету. Для смешанного обучения соотношение часов аудиторных и удаленных занятий заведение определяет самостоятельно.

Цифровая образовательная среда

Законопроект был разработан в рамках приоритетного правительственного проекта «Современная цифровая образовательная среда ‎в Российской Федерации». Паспорт проекта был утвержден в ноябре 2016 г. Согласно проекту, к концу 2025 г. в России должно быть уже 11 млн учащихся, освоивших онлайн-курсы. Для этого придется начать с достижения показателя в 140 тыс. в 2017 г.

В рамках проекта планируется создать интернет-портал по онлайн-курсам, интегрированный с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) и ГИС «Контингент», а также проработать систему оценки качества полученных знаний. Количество онлайн-курсов, созданных в рамках проекта, должно достичь 3,5 тыс. Предполагается также создание специализированного открытого ПО для улучшения качества дистанционного обучения и оценки итоговых знаний и умений учащегося.

Также будет разработана правовая база, которая узаконит освоение онлайн-курсов на портале и причислит их к образовательным программам. В рамках проекта предполагается обучить новым формам работы 10 тыс. преподавателей.

Основные показатели проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации"

Российские вузы получат из бюджета миллиард на онлайн-образование

В течение трех лет российским вузам на онлайн-обучение и связанные с ним нужды будет выделено в виде грантов 1 млрд руб. Об этом говорится в опубликованном в июне 2017 года постановлении Правительства РФ , утвердившем правила предоставления субсидий. Средства на указанные цели предусмотрены в федеральном бюджете: 400 млн руб. в 2017 г. и по 300 млн руб. в плановый период в 2018 и 2019 гг .

Деньги выделяются в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» (утверждена 25 октября 2016 г.) и госпрограммы «Развитие образования» на 2013–2020 гг. (утверждена 15 апреля 2014 г.).

Гранты будут предоставляться по итогам конкурса Минобрнауки , информацию о котором министерство зазместит на своем сайте. К участию в конкурсе будут допускаться вузы независимо от ведомственной подчиненности. Отбор образовательных организаций станет проводиться на основании оценки качества проекта и наличия в вузе необходимого кадрового потенциала.

Для грантополучателей, не достигших по итогам проекта требуемых показателей результативности использования средств, предусмотрены штрафные санкции.

Гранты, в частности, будут предназначены для создания системы оценки качества онлайн-курсов, разработки требований к навыкам в области онлайн-обучения, разработки предложений по нормативно-правовому обеспечению развития такого обучения.

Также деньги можно получить на создание ПО, технологической инфраструктуры, государственных сервисов, интеграционных решений для развития онлайн-обучения, создание информационного ресурса, обеспечивающего использование онлайн-курсов по принципу «одного окна».

Кроме того, допускается расходование грантовых средств на повышения квалификации преподавателей и специалистов в области онлайн-обучения, а также продвижения технологий онлайн-обучения и информационного сопровождения вышеупомянутого приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда».

Онлайн-обучение в вузах заменит «живые» лекции и семинары

Уже с 2018 года некоторые курсы в университетах будут переведены в электронную форму и не потребуют личного присутствия студентов и преподавателей в аудиториях. Министерство образования и науки до конца 2017 года планирует провести эксперимент , в ходе которого сравнит эффективность традиционной формы учебного процесса, основанной на лекциях и семинарах, которые ведут преподаватели вуза, с несколькими образовательными моделями, базирующимися на онлайн-курсах .

В ходе эксперимента будут апробированы две модели. Первая предполагает полную замену учебного курса вуза на онлайн-курс, вторая - частичную. Университет обеспечивает студентам тьюторскую поддержку.

Помимо замены курсов, в рамках проекта будут разработаны новые подходы к реализации образовательных программ, основанных на использовании онлайн-технологиий. В частности, речь идет о применении виртуальной академической мобильности и построении индивидуальных траекторий обучения.

Результатом проекта станет комплексное описание оптимальных моделей использования онлайн-курсов в образовательном процессе вуза, которые могут предлагаться к внедрению в российских вузах. В перспективе это позволит повысить качество и эффективность образовательных программ, расширить возможности для реального выбора студентами индивидуальной образовательной траектории.

Мультисервисная образовательная платформа

Как единый механизм формирования качественной образовательной среды, в том числе с использованием технологий

На ресурсе «одного окна» online.edu.ru приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» реализован новый сервис – Личный кабинет работодателя, позволяющий компаниям размещать вакансии и включать в список требований необходимые онлайн-курсы, а ресурсу – рекомендовать работодателю подходящих кандидатов.

Работодатель, зарегистрировавшись на ресурсе «одного окна» online.edu.ru, получает доступ к гибкому инструментарию поиска кадров. В список требований можно включить наличие сертификата о прохождении конкретного онлайн-курса, паспорт которого также доступен на ресурсе. Сервис дает возможность «точечного» выбора кандидатов, гарантируя наличие у них необходимых компетенций.

«Коммерческие компании – это мощный ресурс как для использования возможностей онлайн-обучения, так и для насыщения рынка образовательных услуг онлайн-курсами. Ресурс «одного окна», в первую очередь, интересен им своими возможностями по подбору кадров. Особенностью и отличием от других работных сервисов является интересный язык для составления требований к кандидатам – язык описания онлайн-курсов. Есть такие прецеденты, когда крупная корпорация уверена в качестве конкретного онлайн-курса, и они готовы рассматривать в качестве кандидатов только тех, кто уже успешно завершил обучение на нем, – рассказывает Андрей Лямин, начальник департамента открытого образования Университета ИТМО, одного из разработчиков ресурса «одного окна» . – «Работодатель может выполнять и дополнительную роль: во многих крупных компаниях есть система корпоративного обучения, они могут активно интегрироваться в цифровую образовательную среду – подключать свои платформы онлайн-обучения или заказывать разработку необходимых онлайн-курсов в университетах».

После размещения вакансий автоматический сервис подбирает подходящих кандидатов. Данные обезличены, но работодатель имеет возможность отправить запрос на получение персональной информации о достижениях потенциального сотрудника, включая сведения об имеющемся образовании, опыте работы и результатах обучения на онлайн-курсах, доступных через ресурс «одного окна». Соответствующий функционал реализован при помощи другого сервиса – цифрового портфолио пользователя ресурса.

О том, что подобная система подбора кадров, позволяющая делать акцент не просто на направлении подготовки, но и на конкретной специализации, нужна рынку, представители крупных отечественных компаний говорят давно.

«Бизнес не готов брать выпускников бакалавриата (или даже магистратуры) без опыта работы. Это колоссальная проблема, к сожалению. Для решения этой проблемы в ПАО «Сбербанк» действует несколько программ. В том числе, мы создаем онлайн-курсы по базовым дисциплинам, которые доступны для освоения как сотрудникам Сбербанка, так и для студентам. Разработка таких онлайн-курсов стоит недешево, но это выгодней, чем отправить наших специалистов читать лекции в вузах, – отмечает Игорь Баранов, проректор по учебно-методической работе и прикладным исследованиям корпоративного университета Сбербанка . – Кроме того, для нас наличие сертификата о прохождении онлайн-курса – это очень важный параметр. Он свидетельствует о том, что человек, во-первых, готов учиться, а во-вторых, готов прилагать усилия, для того, чтобы завершить собственный проект. Если ты закончил его и не единожды, для нас это – очень важный индикатор, свидетельствующий о том, человек готов добиваться поставленной цели».

Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» направлен на создание условий для непрерывного образования всех граждан страны вне зависимости от их места жительства и возраста.

Ресурс «одного окна» приоритетного проекта «СЦОС в РФ» (online.edu.ru) уже сегодня предоставляет доступ к сотням онлайн-курсов, на которых обучаются тысячи студентов из десятков вузов и ссузов. Богатый потенциал позволяет в перспективе превратить ресурс в одну из ведущих площадок по поиску высокопрофессиональных кадров.

Приоритетный проект в области образования «СЦОС в РФ» Паспорт приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» утвержден 25 октября 2016 г. на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Организатором реализации приоритетного проекта является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Проект нацелен на повышение доступности, актуальности и качества образования граждан России за счет технологий онлайн-обучения. В рамках реализации проекта создан и проходит апробацию ресурс, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по принципу «одного окна». Проект «СЦОС в РФ» предусматривает профессиональную подготовку работников образовательных учреждений в целях повышения компетенций в области создания и использования обучающих онлайн-курсов. Увеличение количества доступных онлайн-курсов, повышение эффективности онлайн-обучения, расширение возможностей по освоению онлайн-курсов позволит к 2025 году обучить на онлайн-курсах 11 млн человек. Исходя из этой задачи, были сформированы десять Региональных центров компетенций в области онлайн-образования (РЦКОО) на базе ведущих вузов страны: Балтийского, Дальневосточного, Сибирского, Южного федеральных университетов, Томского, Тюменского, Тульского государственных университетов, Поволжского государственного технологического университета, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в Севастополе.