Календарно-тематическое планирование по "развитию речи". Ктп по развитию речи Календарно тематическое планирование по развитию
Согласовано
заместитель директора по УВР
Ю. И. Рябцев
«___» августа 2012 года
Краснодарский край Кавказский район город Кропоткин
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №45
города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
(наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по развитию речи
(указать предмет, курс, модуль)
Класс _подготовительный
Учитель Круглова Ирина Валерьевна
Количество часов: всего 39 часов; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Кругловой Ирины Валерьевны, утверждённой на заседании педагогического совета
(протокол №1 от ___ август 2012г.)
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с
№ урока |
(разделы, темы) |
Кол-во часов |
Даты проведения |
Оборудо- вание урока |
|
план |
факт. |
||||
Раздел 1 |
Развитие связной речи. |
||||
Вводный урок. Знакомство с детьми, составление рассказа «Я и моя семья». |
|||||
Разучивание школьных правил вежливости. Беседа «Дикие и домашние животные». Просмотр м/ф «Правила осторожности с животными» |
|||||
Беседа «Дикие и домашние птицы». Работа с текстом, учимся пересказывать и отвечать на вопросы. Разучивание стихотворения. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация, картинки с животными. |
||||
Знакомство с творчеством Бориса Заходера «Хрюк на Новогодней ёлке». Хорошие и плохие поступки - беседа. Разучивание стихотворения. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Рисование поросенка. Составление веселой истории по сюжетному рисунку - творческая работа. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Беседа «Мои любимые сказки». Подробный пересказ текста. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Составляем по сюжетным картинкам предложения, рассказики. |
Компьютер, интерактивная доска, сюжетные картинки. |
||||
Чтение ненецкой сказки «Кукушка», разучивание стихотворения Я. Акима «Мама». Беседа о празднике День Матери. Рисуем портрет мамы. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Работа с предметными картинками. Беседуем о профессиях, рассказываем о профессиях родителей. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Рассказ о любимой игрушке. Творческая работа - составляем предложения. |
Компьютер, интерактивная доска, игрушки. |
||||
Работа с текстом - пересказ. Разучивание стихотворения «Дождик, дождик, пуще!» |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Знакомство с творчеством детского писателя Л. Н. Толстого «Белка и волк». Работа по содержанию текста. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация, портрет писателя. |
||||
Рисуем домашнего питомца. Составление рассказа по сюжетному рисунку. Разучивание стихотворения Л. Чарской «Мурлыка» |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Составление рассказа по предметным картинкам. |
Компьютер, интерактивная доска, предметные картинки. |
||||
Восстановление сказки «Три поросенка» по сюжетным картинкам. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Вспоминаем любимые сказки по сюжетным картинкам. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Составление рассказа по картинке. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Составляем рассказ о себе. Рисуем свой портрет. |
|||||
Раздел 2 |
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха. |
||||
Работаем с предметными картинками. Гласные и согласные звуки. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация, звуковые схемы. |
||||
Работа с предметными картинками. Найди букву. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Игра «Превращаем слова». |
Компьютер, интерактивная доска. |
||||
Компьютер, интерактивная доска, презентация, таблица. |
|||||
Слово, слог, ударение. Составляем словосочетания. |
Компьютер, интерактивная доска. |
||||
Составляем из слогов слова, из слов предложения. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
|||||
Раздел 3 |
Лексическая и грамматическая работа |
||||
Разучивание скороговорок. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Текст. Предложение. Схемы предложений. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Учимся рифмовать слова. |
|||||
Составляем словосочетания, согласуя слова с предметами. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Подбираем определения к предметам. Составляем словосочетания и предложения. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Знакомство со словами -синонимами. Пословицы (объясняем смысл). |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Знакомство со словами - омонимами. Составление предложений. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Знакомство со словами - антонимами. Составление словосочетаний. Отгадывание загадок. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Использование в речи предлогов на, под, в, за, между, над, около. Словообразование с помощью суффикса -ищ-. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Составление словосочетаний с использованием предлогов. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Восстановление деформированного текста. Словообразование с уменьшительно-ласкательными суффиксами. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Обобщение понятий. Детеныши животных. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Обобщение понятий. Понятие «много». Составление предложений. |
Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
||||
Итого: |
Актуальность программы «Русский язык и культура речи» связана с падением уровня речевой культуры в обществе. В содержании современного практико-ориентированного обучения акценты перемещаются с изучения языковой системы, с формирования языковой (лингвистической) компетентности на речевое развитие учащихся, на формирование коммуникативной компетентности, иначе говоря – на личностное развитие, на социализацию и выработку коммуникабельности как способности к речевому общению, на осознание ценностей культуры и норм общества, закрепленных в языке.
Рабочая программа также направлена на решение основных проблем, связанных с развитием культуры устной и письменной речи учащихся при подготовке к ГИА.
Цели курса
- Привить учащимся интерес к культуре речи как одному из средств их обучения, воспитания и развития.
- Научить учащихся владеть правильной и уместной речью.
Задачи курса
- Познакомить учащихся с основами знаний о речи, о её важнейших коммуникативных качествах.
- Дать представление о правильности как основном критерии хорошей речи, познакомить с основными нормами современного русского литературного языка, добиться их соблюдения.
- Обучить школьников владеть речевым аппаратом, техникой речи.
- Дать представление о системе стилей литературного языка, о жанрах, используемых в учебно-речевых ситуациях, подготовить к созданию различных текстов.
- Научить школьников анализировать речь чужую и свою собственную.
- Помочь в определении стиля общения и формы речевого поведения.
- Подготовить учащихся к написанию экзаменационного изложения, сочинения-рассуждения и сдаче ГИА.
Общая характеристика учебного предмета
Занятия данного учебного курса включают в себя лекционный курс, большой объем дидактического материала, различные практические и контрольные задания, необходимые обучающимся как при изучении русского языка, так и других общеобразовательных предметов, а также при подготовке и сдаче русского языка на государственной (итоговой) аттестации. Для успешного овладения материалом используется коллективная, групповая и индивидуальная деятельность учащихся; значительное место отводится самостоятельной работе.
Следует помнить, язык является объективной данностью, он вне наших стараний его сгубить или изувечить; наоборот, стиль поведения в языке мы выбираем сами. Для успешного общения недостаточно существования развитого языка. Важную роль играет качество его использования или качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. А под коммуникативной языковой компетенцией понимается совокупность лингвистических (знания языковой системы), социолингвистических (владение социальными нормами: речевым этикетом, нормами общения между представителями разных возрастов, полов и социальных групп) и прагматических (навыки использования языковых средств в определённых функциональных целях, распознавания разных типов текстов, умение выбирать языковые средства в зависимости от особенностей ситуации общения и т.п.) знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств.
В ходе реализации Программы обучающиеся смогут не только познакомиться с такими понятиями, как: языковые нормы (орфографические, пунктуационные, орфоэпические, лексические и др.), - но и создавать конкретные тексты в устной и письменной речи в соотношении с нормами.
Обучение русскому языку и культуре речи необходимо осуществлять на коммуникативно-деятельностном подходе, который заключается в уподоблении учебного процесса процессу коммуникации, что предполагает речевую направленность преподавания, приближенность учебной деятельности к естественным условиям общения.
Место предмета в учебном плане
« Русский язык и культура речи» является предметом регионального компонента. В 8-9 классе на изучение отводится 67 часов: из них в 8 классе -34 часа (по 1 часу в неделю), в 9 классе – 33 часа (по 1 часу в неделю). Из них на выполнение контрольных работ 4 часа: по 2 часа в каждом классе.
Требования к уровню подготовки выпускников
1. По окончании изучения курса учащиеся должны получить общее представление об истории развития языка, функциях языка и речи и приобрести следующие базовые знания :
о языковых нормах:
орфографических, пунктуационных, орфоэпических, лексических
О коммуникативных качествах речи;
О видах речевой деятельности и значении слушания;
о тексте и некоторых методах разработки темы;
об основных риторических приемах как средствах организации выразительности речи.
2. В процессе обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями :
- видения в тексте орфографических, пунктуационных ошибок;
- умения отбирать лексические средства при составлении текстов;
- применения орфоэпических норм литературного языка в речи;
- разработки темы и развернутого плана выступления (сочинения);
- использования некоторых риторических приемов для улучшения восприятия выступления (сочинения);
- группового взаимодействия в процессе подготовки и произнесения публичного выступления.
3. В процессе обучения школьники должны приобрести следующие навыки :
- грамотного письма;
- написания сочинения на лингвистическую тему и по заданной фразе;
- написание сжатого изложения
- публичного выступления и межличностного общения;
- анализа текста;
- активного слушания;
- установления контакта с аудиторией.
- Обучение культуре речи и формирование мотивации учения при овладении нормами литературного языка.
- Обучение сочинению-рассуждению по тексту на лингвистическую и морально-нравственную тему.
- Обогащение словаря и грамматического строя речи учащихся:
- обучение лексике и фразеологии;
- изучение и практическое освоение тропов и фигур речи.
- Обучение речевой деятельности. Умение пользоваться всеми видами речевой деятельности как основой коммуникативной компетентности личности. Развитие связной речи в ходе реализации текстоцентрического принципа обучения:
- текст как образец для языкового анализа;
- текст как образец для изложения;
- текст творческой работы для редактирования.
Словари
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык. 1986.
- Граудина Л.К., Мцкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М. 1976.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1986 и другие издания.
- Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. М. 1989 и другие издания.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М. 1976.
- Словарь иностранных слов. М. 1987.
- Жуков В.П. школьный фразеологический Словарь русского языка. М. ,Просвещение, 2008
Оборудование
- Компьютер.
- Принтер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран на треноге.
- Электронная папка с презентациями по русскому языку.
- Папка с электронными модулями к урокам русского языка.
- Электронные тесты.
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Русский язык и культура речи»
8 класс.
Тема урока | Ключевые компетенции | Виды учебной деятельности учащихся | дата |
|
Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма. | Знать историю развития русского языка. Уметь применять данные знания на практике. | Работа с мультимедийной презентацией, работа с Интернет-ресурсами, составление опорных конспектов, | ||
Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. | Знать историю развития русского языка | Составление опорных конспектов, работа в рабочих тетрадях, ответы на вопросы | ||
Язык и речь. Функции языка | Знать различие между языком и речью; знать стилистические фигуры и другие средства выразительности языка; уметь определять их роль в тексте | Работа с мультимедийной презентацией, работа с таблицей, Выполнение упражнений, Работа со словарями анализ текста ответы на вопросы | ||
Язык и культура. Культура и этика общения | Воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм; | Составление конспекта лекции, беседа по теме, написание мини-сочинений | ||
Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка. Нравственность человека и речевая культура. | Развивать адекватное понимание литературного языка, воспитывать речевую культуру учащихся | Запись лекционного материала. Индивидуальная выборочная проверка работ. Урок-лекция. | ||
Виды и классификация речевых и грамматических ошибок. | Знать виды ошибок. | Практическая работа с текстами | ||
Практическая работа по редактированию текста с ошибками. | Знать виды ошибок. Уметь отличать речевые и грамматические ошибки, предупреждать их на практике. | Запись предложений, устранение речевые (Р) и грамматических (Г) ошибок. Указание разновидности недочёта. | ||
Языковые нормы. Орфоэпия. Норма ударения и акценты смещения в русском языке. | Знать теоретический материал по данному разделу. Уметь применять его на практике. | Запись в тетрадях, конспектирование, ответы на вопросы, работа с орфоэпическим словарем. | ||
Изобразительно-выразительные средства речи. | Знать виды тропов Уметь находить и определять средства выразительности, указывать их роль в тексте | Анализ текста. Практическая работа | ||
Стилистические фигуры речи. | Знать функции речи; Уметь находить и определять стилистические фигуру, указывать их роль в тексте | Анализ текста, ответы на вопросы решение кроссворда, выполнение заданий ГИА А3 | ||
Р.Р. Стили речи. Урок-практикум. | Уметь анализировать тексты разных стилей, понимать их функции и сферу применения; определять языковые средства знать стилистические фигуры и другие средства выразительности языка; уметь определять их роль в тексте | Анализ текста ответы на вопросы, определение принадлежности текстов к определенному стилю | ||
Языковые нормы. Орфография. Трудные случаи орфографии | Знать орфограммы-буквы (безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, парные согласные в корне, непроизносимые согласные в корне и др.) Уметь видеть данные орфограммы в тексте | |||
Орфограмма– буква | Знать орфограмму-пробел (правописание существительных и местоимений с предлогами, наречий, производных предлогов и др.) Уметь находить данные орфограммы в самостоятельно созданных текстах | Решение тренировочных и тестовых упражнений повышенной сложности, словарный диктант со взаимопроверкой | ||
Орфограмма - дефис | Знать правила дефисного написания слов | Словарно-орфографическая работа Выполнение письменных упражнений Анализ предложений | ||
Орфограмма - пробел | Уметь находить выход из трудных орфографических ситуаций | Словарно-орфографическая работа Творческий диктант | ||
Контрольная работа по теме: «Нормы правописания» | Уметь применять на практике орфографические правила | Выполнение контрольных заданий | ||
Анализ контрольной работы. | Уметь данные правила применять на практике | Словарно-орфографическая работа | ||
Понятие о тексте. | Уметь определять признаки текста. Проба в роли художника. Нарисовать ситуации, в которых используется текст. | Чтение текстов, определение их признаков. Составление текстов, анализ | ||
Тема. Основная мысль. Проблема | Знать понятие темы, основной мысли. Уметь определять тему, основную мысль, проблему | Чтение текстов, определение их темы, основной мысли. | ||
Типы речи. | Повторить основные типы речи. Уметь отличать тексты разных типов, тексты с комбинацией разных типов. | Работа с текстом, комплексный анализ текста. | ||
Р/р Рассуждение. Структура рассуждения. | Знать композиционные части рассуждения: вступление, тезис, аргументы, заключение | Запись материала. Отработка понятия на примере текстов. Подготовка к части С 2 ГИА. | ||
Р/р Выдвигаем тезис | Знакомство с понятием тезис. Обсуждение | Работа с текстами. Комментарий предложенных тезисов | ||
Р/р Приводим доказательства. Аргументация | Знакомство с понятием аргументации. Способы аргументации. Приведение аргументов по тексту. | Подбор аргументов на предложенные теме. Выбор примеров. Оформление аргументов | ||
Р/р Композиционные приемы построения высказывания на лингвистическую тему. | Знать композиционные части высказывания на лингвистическую тему: вступление, тезис, аргументы, заключение Уметь применять знания композиции на практике | Работа с текстом. Составление текстов рассуждений, подбор аргументов. Подготовка к части С 2 ГИА. | ||
Р/рОбучение сочинению на лингвистическую тему. | Уметь строить рассуждение на лингвистическую тему | Рассуждение на лингвистическую тему. | ||
Пунктуация. Выделительные знаки препинания. Интонация предложений с данными знаками препинания | Знать выделительные знаки препинания и условия их применения в предложениях Уметь определять границы предложений, где необходима постановка выделительных знаков препинания; интонационно показывать границы оборотов речи с выделительными знаками препинания | |||
Р/р Знакомство со способами сжатия текста. Сжатое изложение. | Уметь сопоставлять применять способы сжатия текста, выделять общее и различное в разных по типу текстах: тексте-повествовании и тексте-рассуждении; отмечать особенности языка; уметь писать сжатое изложение, оценивать тему, основную мысль, композицию, язык, использовать в своем тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторского отношения к прочитанному | Работа с презентацией. Тренировочные упражнения с применением способов сжатия текста. | ||
Р/Р Сжатое изложение текста по Ю. Аракчееву. | Знать основные способы сжатия текста | Виды компрессии, использование их для сжатого изложения. Написание изложения. | ||
Языковые нормы. Пунктуация. Разделительные знаки препинания | Уметь определять границы предложений, где необходима постановка разделительных знаков препинания; интонационно показывать границы оборотов речи с разделительными знаками препинания | Комплексный анализ текста | ||
Практикум «Языковые нормы. Пунктуация.» | Знать разделительные знаки препинания и условия их применения в предложениях | Выполнение тренировочных и тестовых упражнений | ||
Контрольная работа |
на учебный год
Составлено учителем
Тема урока. | Кол-во часов. | Наглядность. | Характеристика деятельности или видов деятельности учащихся. | Методы и приёмы обучения. | Примечание. |
||
Школа. Школьное задание. Классы, коридоры, зал, столовая, гардероб. | Знать и находить в школе классы, коридоры, зал, столовая, гардероб по заданию учителя. Составлять рассказ по картинке и вопросам учителя. | Беседа, наблюдение. | Обогащение знаний и представлений детей о предметах ближайшего окружения. |
||||
Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты. Поддержание порядка в классе. Обязанности дежурного. | Знать и называть части комнаты. Знать обязанности дежурного, выполнять их с помощью учителя. | Беседа, убеждение, объяснение. | Развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы. |
||||
Сезонные изменения в природе (экскурсия). Погода (ясно, пасмурно, осадки). Погода сегодня, вчера. Изменения в жизни растений и животных. | Календарь природы, картинки. | Наблюдать за природой. Определять погоду. | Формирование элементарных представлений и понятий. Расширение представлений об окружающем мире. |
||||
Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними. | Учебные вещи, игра «Четвёртый лишний». | Знать и называть учебные вещи. Знать их назначение. Уметь ими пользоваться. | Беседа, познавательная игра. | ||||
Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машина и другие. | Группировать предметы по заданию учителя. | Беседа, рассказ. | Обогащение и уточнение словаря. |
||||
Учебные вещи и игрушки. Сравнение. | Индивидуальный раздаточный материал. | Выбирать и группировать предметы по назначению. Играть в лото. | Сравнение, беседа. | Овладевать лексическим запасом родного языка. |
|||
Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры. | Фотографии, рисунки. | Знать и называть членов семьи (своей семьи). Составлять рассказ по картинке. | Беседа, фронтальный опрос. | ||||
Сезонные изменения в природе (экскурсия). Жизнь растений и животных. Погода (похолодание, листопад). Отлёт птиц. | Календарь природы, иллюстрация. | Наблюдать за природой. Определять погоду. Заполнять календарь природы с помощью учителя. | Наблюдение, беседа, иллюстрация. | Активизация речевой деятельности. |
|||
Одежда. Школьная форма девочек (платье), форма мальчиков (пиджак, брюки , рубашка). | Бумажная одежда, игра «Четвёртый лишний». | Знать и называть одежду и обувь мальчиков и девочек. группировать виды одежды. Знать назначение одежды и обуви. уметь за ней ухаживать. | Беседа, познавательная игра. | Учить классифицировать предметы по образу и показу. |
|||
Одежда. Школьная форма мальчиков и девочек. Уход за школьной формой (чистка сухой щёткой, хранение). | Беседа, объяснение, демонстрация. | Развитие познавательного интереса на уроке. Активизация внимания. |
|||||
Обувь. Туфли. Ботинки тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щёткой, протирка). | Картинки, пазлы. | Объяснение, демонстрация. | Учить правильно строить предложения; связанному высказыванию. |
||||
Экскурсия в природу: начало зимы. Погода (холод, мороз, снег, лёд, снежинки). | Календарь природы, картинки. | Наблюдать за природой. Определять погоду. Заполнять календарь природы с помощью учителя. | Наблюдение, поощрение. | Расширение и обогащение представления о непосредст-венно окружающем мире. |
|||
Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу. | Муляжи, картинки. | Выделять овощи из группы предметов. Сравнивать овощи по признакам. | Беседа, познавательная игра. | Классифицировать предметы со словесной инструкцией. |
|||
Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу. | Муляжи, индивидуальный раздаточный материал. | Выделять фрукты из группы предметов. Сравнивать фрукты по признакам. Знать правила употребления в пищу. | Беседа, познавательная игра. | Развитие вопросно-ответной, диалогической речи. |
|||
Комнатные растения. Узнавание и называние. Уход (полив). | Комнатные растения, календарь природы, картинки. |
Знать части растения и правила ухода за ними. | Беседа, наблюдение, демонстрация. | Развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся. |
|||
Сезонные изменения в природе: разгар зимы. Погода. Птицы зимой, подкормка птиц. Экскурсия. | Календарь природы, таблица «Зимующие птицы». | Наблюдать за природой. Определять погоду. Заполнять календарь природы с помощью учителя. Сравнивать времена года по картинкам, наблюдениям. | Расширение и обогащение представления о непосредственно окружающем мире. Развитие связанного высказывания. |
||||
Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание и называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. | Картинки, рисунки, фотографии. | Знать и называть домашних животных. Сравнивать их. | Беседа, индивидуальный опрос, поощрение. | Обучение способности видеть, сравнивать, конкретизировать, делать элементарные выводы. |
|||
Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид, образ жизни, питание. Сравнение. | Диафильм, книги о жизни диких животных. | Узнавать диких животных. Определять по внешнему виду. Составлять рассказ по картинке. | Беседа, демонстрация, наблюдение. | Учить анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. |
|||
Экскурсия в природу: начало весны. Весенние месяцы. Погода (потепление, сосульки). Изменение в жизни растений и животных. | Календарь природы, картинки. | Наблюдать за природой. Определять погоду. Заполнять календарь природы с помощью учителя. Сравнивать времена года по картинкам, наблюдениям. | Наблюдение, беседа, фронтальный опрос. | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Воспитание любви к природе. |
|||
Птицы. Голубь. Внешний вид. Где живёт, чем питается. Какую пользу приносит человеку. | Индивидуальный раздаточный материал, картинки. | Знать название птиц. Узнавать их. Знать где живут, чем питаются, какую пользу приносят людям. Выполнять задания учителя. | Беседа, наблюдение, поощрение. | Расширение представления об окружающем мире; развитие внимания. |
|||
Птицы. Синица. Внешний вид. Где живёт, чем питается. Какую пользу приносит человеку. | Демонстрация, беседа, наблюдение. | Учить участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса. |
|||||
Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, тулови-ще, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. | Таблица, дневник наблюдения, рисунки. | Знать и называть части тела человека. показывать на себе. Принимать участие в игре. | Беседа, познавательная игра. | Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связанного высказывания. |
|||
Уход за руками (мытьё рук). | Знать правила ухода за руками пользовать ими. | Практическая работа. | Учить выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. |
||||
Экскурсия в природу: весеннее потепление. Таяние снега, прилёт птиц, распускание почек. | Календарь природы, картинки. | Наблюдать за природой. Определять погоду. Заполнять календарь природы с помощью учителя. Сравнивать времена года по картинкам, наблюдениям. | Наблюдение, беседа, индивидуальный опрос. | Развитие познавательных процессов. Обогащение знаний и представлений о предметах ближайшего окружения. |
|||
Повторение пройденного. Семья, одежда и обувь, овощи и фрукты. | Индивидуальный раздаточный материал, | Сравнивать времена года по картинкам, наблюдениям. Выполнять задания учителя. Составлять рассказ по картинке. Рисовать понравившийся предмет. | Беседа, самостоятельная работа. | Распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов. |
|||
Повторение пройденного. Сезонные изменения в природе. Комнатные растения. | Календарь природы, картинки. | Беседа, наблюдение, самостоятельная работа. | Коррекция мышления. |
||||
Повторение пройденного. Домашние и дикие животные. Птицы. | Диафильм «Домашние и дикие животные». | Беседа, демонстрация. | Обогащение словаря. Расширение представлений об окружающем мире. |
Галина Владимировна Васильева
Календарно-тематическое планирование по речевому развитию в старшей группе
Календарно-тематическое планирование по речевому развитию
День знаний (1-я неделя сентября)
Сентябрь
1 неделя - День знаний
1 Мы воспитанники старшей группы . Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 34
2 Чтение английской сказки «Три поросенка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц. Учить понимать эмоционально –образное содержание сказки, её идею О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи », с. 105
Осень (2-я -4-я неделя сентября)
2 неделя - Осень в саду и огороде
1 Звуковая культура речи : дифференциация звуков з - с.
Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з - с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 37
2 Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»
3 неделя - Сезонные изменения в природе
1 Обучение рассказыванию : составление рассказов на тему «Осень наступила» . Чтение стихотворений о ранней осени. Учить детей рассказывать
(личный опыт, ориентируясь на план . Приобщить к восприятию поэтических произведений о природе. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 39
2 Чтение рассказа В. Бианки «Сентябрь» Учить слушать внимательно рассказ. Формировать умение анализировать признаки осени, воспитывать любовь к родной природе Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» с. 56
4 неделя - Живая и неживая природа
1 Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи» Учить детей составлять рассказ по картине, включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами –онок-, -ёнок-. В. Н. Волчкова, Н. Е. Степанова «Конспекты занятий в ст. группе д/сада » , с. 15
2 Рассказ Е. Чарушина «Воробей» Учить слушать внимательно, понимать содержание, высказывать своё отношение к содержанию произведения О. С. Ушакова, «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи », с. 99
Октябрь Я вырасту здоровым (1-я – 3-я неделя октября)
1неделя - Я и моё тело
1 Обучение рассказыванию : описание кукол. Помочь детям составить план описания куклы ; учить дошкольников, составлять описание самостоятельно, руководствоваться планом . В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 46
2 Лексические упражнения. Чтение стихотворения
С. Маршака «Пудель» . Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением перевертышем. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 44
2 неделя - Я и моя семья
1 Составление рассказа из опыта «Много у бабушки с нами хлопот» Учить составлять короткий рассказ, воспитывать любовь и уважение к бабушкам, учить детей добру, дружбе, уважать старших . Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 105
2 Татарская народная сказка «Три дочери» и рассказ В. Осеевой «Три сына» Учить понимать характеры персонажей, передавать своё отношение к персонажам О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи » с. 112
3неделя - Я и моё здоровье
1 Беседа «Где прячется здоровье?» Учить детей вести здоровый образ жизни, отрабатывать понимание значимости здоровья и необходимости работать над ним на протяжении всей жизни, активизировать в речи дошкольников соответствующие слова Конспект прилагается
2 Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения
Р. Сефа «Совет» .
Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет» , научить выразительно читать его. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 51
День народного единства (4-я неделя октября – 2-я неделя ноября
4неделя - День народного единства
7 Звуковая культура речи : дифференциация звуков с - ц Закрепить правильное произношение звуков с – ц, учить детей дифференцировать звуки, различать их в словах
В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 46
8 Чтение стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём?» Воспитывать любовь к своей Родине. Конспект прилагается
1 Рассказывание по картине. Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы матрицы самостоятельно составлять картину и составлять по ней рассказ. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 54
2 Чтение и слушание гимна России Познакомить детей с символикой России – гимном, воспитывать патриотические чувства Н «Комплексные занятия» , с. 361
1 Звуковая культура речи : работа со звуками ж - ш. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух ; упражнять в различении (на слух) знакомого звука. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 56
2 Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» , помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 55
Здравствуй, гостья зима! (3-я неделя ноября -1-я неделя декабря)
3 неделя - Сезонные изменения
1 Обучение рассказыванию. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» . В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 58
2 Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» Учить выразительно читать наизусть стихотворение, расширять представления о пейзажной лирике. О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи », с. 145
1 Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» . Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 60
2 Чтение стихотворений о зиме. Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать к высокой поэзии. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 61
5 неделя - Животные и птицы зимой
«Зайцы в зимнем лесу» Учить составлять рассказ по картине по предложенному плану , включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5 – 7 лет» , с. 108
2 Чтение рассказа В. Чаплиной «Белка» Учить слушать внимательно, рассуждать и давать адекватные объяснения на поставленные вопросы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» ,с. 97
1 Сравнительное описание лисы и зайца Учить детей пересказывать рассказ по плану , обучать ведению диалога Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» ,с. 174
2 Русская народная сказка «Хвосты» Учить осмысливать характеры персонажей, слушать внимательно О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи », с. 106
Новогодний праздник (2-я -4-я неделя декабря)
2 неделя - Новый год
1 Звуковая культура реи : дифференциация звуков с - ш. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с - ш, на определение позиции звука в слове. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 65
2 Чтение сказки
П. Бажова «Серебряное копытце» . Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце» . В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 67
1 Беседа по сказке П. Бажова
«Серебряное копытце» . Слушание стихотворения
К. Фофанова «Нарядили елку…» . Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 69
2 Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» . Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 67
1 Беседа на тему «Я мечтал» . Дидактическая игра «Подбери рифму» Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 71
2 Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза» . Познакомить детей с новым художественным произведением. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 72
Зима (2-я – 5-я неделя января)
2 неделя - Зимние виды спорта
«Игры зимой» Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; учить употреблять предлоги с пространственным значением О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5 – 7 лет» , с. 67
2 Рассказ Н. Носова «На горке» Развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета , замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи », с. 123
«Зимние развлечения » . Учить детей целенаправленному рассматриванию картины; воспитывать умение составлять рассказ. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 73
2 Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» . Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 77
4 неделя - В гостях у зимушки - зимы
1 Звуковая культура речи : дифференциация звуков з - ж. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з - ж. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 75
2 Повторение стихотворений о зиме Продолжать знакомить с потешками, стихотворениями и загадками. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 198
1 Составление описательного рассказа на тему «Зима» (по картине И. И. Шишкина «Зима» ) Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые и сложные, учить подбирать определения к заданным словам О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5 – 7 лет» , с. 79
2 Нанайская народная сказка «Айога» Учить понимать и оценивать характер главного героя сказки, воспитывать отрицательное отношение к лени О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи », с. 122
День защитника Отечества (1-я – 3-я неделя февраля)
1 неделя - День защитника Отечества
1 Беседа на тему «О друзьях и дружбе» . Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 80
2 Рассказывание русской народной сказки «Никита Кожемяка» Развивать интерес к народному творчеству. Воспитывать патриотические чувства. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 209
1 Составление рассказа на тему «Богатыри» . Характер богатыря сказки «Никита Кожемяка» Учить составлять рассказ на заданную тему, развивать устную речь Н . Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 211
2 Заучивание стихотворения «Самый лучший!» О. Чусовитина
Расширять кругозор, воспитывать интерес к военным профессиям и службе в армии. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение Конспект прилагается
1 Звуковая культура речи : Дифференциация звуков ч - щ. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 83
2 Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа» Формировать умение понимать характер героев произведения устанавливать связь описанного с реальностью О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи », с. 124
Международный женский день (4-я неделя февраля – 1-я неделя марта)
4 неделя - Международный женский день
1 Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки….» . Помогать детям в умении составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием . В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 88
2 Чтение стихотворений Е. Благиной
«Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном» . Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе отношение к старшим .
В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 89
1 Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с 8 марта» . Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 91
2 Заучивание стихотворения о маме Дать представление о значимости матери для каждого человека, воспитывать уважительное отношение к маме, познакомить со стихами разных поэтов, воспевающих мать. Развивать память Н . Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 262
Народная культура и традиции (2-я – 4-я неделя марта)
2 неделя - Народная игрушка
1 Ознакомление с предложением Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение» , составлять и распространять предложения О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет » , с. 84
2 Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» . Дидактическая игра
«Закончи предложение» . Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 92
3 неделя - Декоративно – прикладное искусство
1 Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства. Обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, развивать у детей способность анализировать, сравнивать Элементы росписи.
Конспект прилагается
2 Чтение сказки «Сивка –Бурка» Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка – Бурка» (обработка М. Булатова) В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 95
4 неделя - Фольклор
1 Звуковая культура речи : Дифференциация звуков ц - ч. Учить детей дифференцировать звуки ц - ч; В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 94
2 Малые фольклорные формы. Закреплять знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы) .Учить понимать переносное значения образных выражений О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи », с. 119
Весна (1-я – 3-я неделя апреля)
1 неделя - Сезонные изменения
1 Звуковая культура речи : дифференциация звуков л -р.
Упражнять детей в различении звуков л -р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 96
2 Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра
«Угадай слово» . Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 97
2 неделя - Домашние животные и птицы
1 Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком» Учить составлять описательный рассказ по картине, формировать умение отчётливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет » , с. 90
2 Чтение рассказа
К. Паустовского «Кот – ворюга» .
Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот - ворюга» . В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 102
3 неделя - Весна в лесу
1 Пересказ «загадочных историй» . Продолжать учить детей пересказывать. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 101
2 Повторение программных стихотворений. Заучивание стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная… » .
Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова.
В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 100
День Победы (4-я неделя апреля – 1-я неделя мая)
4 неделя - День Победы
1 Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм» Помогать детям составлять рассказ на темы из личного опыта В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 99
2 Чтение стихов и пословиц о войне. Продолжить знакомства со стихами и пословицами о войне, научить понимать и объяснять их значение воспитывать чувства гордости за свой народ, армию, желание защищать свою страну Конспект прилагается
1 Обучение рассказыванию по картинкам. Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием
В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с 104
2 Чтение сказки В. Катаева
«Цветик- семицветик» . Познакомить детей со сказкой В. Катаева. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 103
Лето (2-я – 5-я неделя мая)
2 неделя - Цветы и растения
1 Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» Учить пересказывать текст, активизировать в речи названия профессий и действий. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет » , с. 106
2 Заучивание стихотворения С. Есенина «Черёмуха» Помочь детям запомнить стихотворение, учить выразительно читать стихотворение наизусть О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи », с. 131
3 неделя - Животные и насекомые
1 Чтение и обсуждение стихотворений, ситуаций о насекомых. Учить детей высказывать своё мнение, развивать разговорную речь Л . Б. Фесюкова, О. О. Григорьева , с183
2 Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках » Развивать интерес и желание слушать произведение. Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года. Комплексные занятия» , с184
4 неделя - Безопасное лето
1 Беседа о правилах безопасности Познакомить детей с причинами возникновения пожара в лесу и их последствиями, закрепить в речи названия профессий, развивать умение вести беседу . Н. Е. Веракса, Т. М. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия» , с. 292
2 Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик» Развивать интерес к художественной литературе, учить связно рассказывать сказку. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет » , с. 110
5 неделя - Здравствуй, лето!
1 Беседа «Наступило лето» Продолжать учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы полными предложениями. Составлять рассказ. Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года. Комплексные занятия» , с. 182
2 Литературный калейдоскоп Выяснить какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада », с. 103