Рефераты Изложения История

Авторитарный стиль общения воспитателя с детьми. Стили педагогического общения

Профессиональная деятельность воспитателя - это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими. В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создание научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми дошкольного возраста на современном этапе интенсивного развития и совершенствования общественного дошкольного воспитания приобретает особую актуальность.

В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции.

Первая функция - «открытие» ребенка на общение - призвана создавать комфортные условия на занятиях (в состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными). Без реализации этой функции не удается выявить отношение ребенка к тому, что происходит вокруг него. В то время как знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную с ним работу.

Вторая функция - «соучастие» ребенка в педагогическом общении - проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с детьми. Реализуя данную функцию общения, педагог помогает ребенку справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути «восхождения к культуре человечества».

Третья функция - «возвышение» ребенка в педагогическом общении - понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.

Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом К.Левиным. предложенная им классификация стилей общения положена в основу работ американских ученых Р.Липпита и К.Уайта, которые выделяют три стиля профессионального общения:

Демократический стиль общения считается наиболее эффективным и оптимальным. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. в группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание - основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

Либеральный стиль общения.

Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом - негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристики. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

Исследования показали, что после ушедшего педагога - «автократа» в группу не рекомендуется назначать «либерала» - «автократа» - возможно. «Демократа» можно назначить любого предшественника.

В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких - либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.

Теория и практика педагогической деятельности рассматривает общение как специфическое взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств (речевых, мимических, пантомимических). Оно может быть, как включенным в другую деятельность, так и проявляться самостоятельно. В одних случаях оно направлено на эффективное решение задач совместной деятельности, в других - на установление или реализацию личных отношений.

Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приемы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.

Н.Е.Щуркова предлагает следующие характеристики профессиональной позиции педагога (стили общения).

Первая позиция - дистанционная - определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основных признака: «далеко», «близко», «рядом».

Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию «близко», - «друг» для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую позицию у педагога в сфере искусства, спорта, науки. Дистанция «рядом» предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подопечным, принятие их интересов и чаяний.

Вторая позиция - уровневая - характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т.е. это расположенность субъектов друг к другу «по вертикали»: «на», «под», «наравне».

Для положения «над» характерно административное давление на ребенка, так как «он мал, неопытен, неумел». Положение «под» - это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребенка; чаще всего такой педагог «превращается в обслуживающий персонал», потакающий любому капризу ребенка. Положение «наравне» - это признание Человека в ребенке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять позицию «над», т.е. подчинить себе волю ребенка в силу ответственности и опыта взрослого.

Третья позиция - кинетическая (кинетика - движение) - предполагает положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели: «впереди», «сзади», «вместе».

Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, т.е. он ведет за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается характеристикой «сзади». «Вместе»: оба субъекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Думается, однозначности выбора здесь быть не может. В главном - педагог «впереди», в мелочах - «сзади», в целом - «вместе» с детьми он идет по жизни, преодолевая с ними ее препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой выбор. Позиция эта динамична.

Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог», эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть «впереди».

Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» . Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский назвал самой неискоренимой и самой человечной. Умение общаться дается человеку от природы или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от умения его общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя - «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех возникших проблемах и т.д. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.И. Скаткина «Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».

В процессе взаимодействия друг с другом важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первое и необходимое условие успешности взаимодействия педагога с родителями - это знание структуры общения.

Психологи выделяют три cоставляющие общения:

Первая составляющая включает в себя восприятие человека человеком, в процессе общения.

Вторая составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями - это то, что мы говорим.

Третья составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.

Говоря об общении, необходимо уделить внимание самопрезентации педагога. Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано, в соответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид: одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога преподнести себя: быть аккуратно одетым, в чистой обуви, чтобы это были туфли, а не мягкие тапочки без задников. Ведь родители, как и педагоги, «считывают» информацию с его внешнего облика, подстраиваются под определенное состояние собеседника. В это время педагог может уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия. Как правило, учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла стараться хорошо выглядеть и быть аккуратным, поскольку дети слишком малы и ничего не понимают. К сожалению, это ошибочное мнение, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, которое является одним из факторов формирования внутренней культуры ребенка.

Следующий этап общения - речевое общение. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное речевое сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту. В.Н. Куницина в своей книге «Межличностное общение», приводит принципы построения речевой коммуникации. Они могут быть представлены в виде схемы.

Принципы построения коммуникации

В случае возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения.

Для того чтобы вовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать самые первые минуты удивительными, неожиданными, яркими, создать положительный эмоциональный настрой, А. Ф. Кони советует в начале беседы использовать «зацепляющие» крючки. Это может быть что-нибудь из жизни, какой-нибудь парадокс, неожиданный вопрос. «Зацепили крючком», и что дальше, успех гарантирован?

Эффективность и успех общения педагога с родителями будет зависеть и от стиля общения.

Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином. В этой работе он указывает на то, что у каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но при этом сохраняя свои сущностные черты и свою уникальность. Стиль общения отражает специфику взаимоотношений между людьми, многообразную и в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в диалог.

В наши дни выделяют много стилей общения , мы остановимся на основных:

Совместное творчество

В основе совместного творчества лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и родителя в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность, рождает совместный увлеченный поиск.

Согласно авторитарному стилю педагог все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. При авторитарном стиле общения, решения принимаются педагогом и поступают родителям в виде директив, поэтому этот стиль часто называют директивным. В этом случае, по мнению педагога, его директивы не подлежат обсуждению, их надлежит неоспоримо выполнять.

Попустительский стиль

Характерной чертой попустительского стиля общения является незначительная активность педагога, проблемы с родителями обсуждаются формально. Педагог подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности с родителями, часто не желает или не способен сам принимать решения, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Стиль - дистанция

Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. Популярность этого стиля общения заключается в том, что начинающие педагоги нередко считают, что общение - дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому они используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения. Но, использование этого стиля общения, в большинстве случаев, ведет к педагогическим неудачам, поэтому следует выбрать разумный диапазон его применения. Общение - дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

Стиль - устрашение

Этот стиль искусственно ставит партнера в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения.

Стиль - заигрывание

По существу, тип общения–заигрывания отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у родителей, что противоречит требованиям педагогической этики. Им часто пользуются молодые педагоги, чтобы быстро установить контакт с родителями, понравиться им, это вызвано отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

Менторский стиль

Менторский стиль общения появляется в случае, когда один из партнеров (чаще всего это бывает лицо, считающее себя "бывалым" человеком) добровольно или непреднамеренно принимает на себя роль наставника. Назидательно-покровительственный тон присутствует не только в диалоге, но и во всем его внешнем облике.

По мнению Г.Б. Мониной , эффективной техникой общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор».

Родители просят совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;

Родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;

Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. Разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. О проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника, человека, который искренне хочет помочь ребенку и родителям.

Педагоги со стажем часто жалуются на то, что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, т.к. собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а негативная информация о ребенке, высказанная в критичном стиле о его поведении, часто воспринимается родителями болезненно, иногда даже агрессивно, перерастая в конфликт.

Во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации педагогу необходимо выбрать нужный стиль общения, грамотно построить стратегию поведения. Конфликт «педагог-родитель», как правило, предполагает протекание его по типу «начальник-подчиненный», что и обуславливает поведение воспитателя как обвинительной стороны. И если раньше такое положение устраивало обе стороны, то в настоящее время родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада.

Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. К.Томас предложил способы регулирования конфликтов. Они представлены в табл.1

Табл. 1 Способы регулирования конфликтов

№п/п Стиль поведения Сущность стратегии Недостатки
1 Соревнование

(конкуренция)

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому объекту общения Исход конфликта очень важен.

Эффективен, когда человек обладает определенной властью: он знает, что его решение правильно и имеет возможность настаивать на нем.

При поражении-неудовлетворенность, при победе - чувство вины, непопулярность, испорченные отношения.
2 Уклонение Уход или отсрочка решения конфликта, «бегство» от ответственности. Исход не важен. Отстранение от решения конфликта, чтобы заняться им позже, быть более подготовленным к нему. Не тратить силы на его решение, когда положение безнадежно. Переход конфликта в скрытую форму.
№п/п Стиль поведения Сущность стратегии Условия эффективного применения Недостатки
3 Приспособление Сглаживание разногласий за счет собственных интересов, действуя совместно с другими. Предмет разногласия более важен для другого. Желание сохранить мир. Вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью. Вы уступаете в чем-то важном для себя. Другой человек не оценит Вашу уступку, воспримет ее за должное.
4 Компромисс Поиск решения за счет взаимных уступок Компромисс позволяет Вам сохранить взаимоотношения и Вы согласны получить хоть что-то, чем все потерять, можно воспользоваться кратковременной выгодой. Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены
5 Сотрудничество Совместный поиск разрешения конфликта, удовлетворяющего всех участников Решение проблемы важно обеим сторонам. Есть время поработать над возникшей проблемой. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения Временные и энергетические затраты. Не гарантированность успеха

По мнению Л.Б. Невалина, можно придерживаться следующих рекомендаций, если вы вынуждены участвовать в споре:

Не быть предвзятыми, даже при разных взглядах выявить хоть одну общую точку зрения.

Не давать втянуть себя в пустую словесную перепалку.

Не терять самообладания; бестактность, брань-признак слабости и отсутствие аргументов.

Опираться на факты и логику.

Быть лаконичным.

Прогнозировать последствия своих слов.

Не боятся критики в свой адрес, так как она помогает увидеть свои слабые места.

Уметь признать свою ошибку.

Избегать нечестных приемов в споре.

Не попадаться на удочку комплиментов.

Перечисленные предложенные Л.Б. Невалиным варианты не исчерпывают всего многообразия выработанных в длительной практике стилей общения. Они могут дать самые неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров при общении и находятся, как правило, эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности каждого, и педагогов, и родителей.

Конструктивное общение между педагогом и родителями возможно при наличии общих установок понимания цели, направленной на успешное воспитание ребенка.

Можно ли сказать, что использование различных приемов поможет найти подход к любому родителю? Конечно, это не совсем так. Особенности характера родителя, его прошлый опыт, его психологические проблемы – всё это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с педагогом. Никакие психологические приемы не гарантируют успешного результата. Однако, в большинстве случаев, если педагог постарается действовать продуманно и осознанно, выберет нужный стиль общения, ему удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая.

Примечание:

А.Б.Добрович «Воспитателю о психологии и психогигиене общения» 1987.

Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)» 2007.

К.Томас цитирован Н.В.Гришиной в кн. «Психические состояния» 1981.

Как взрослым общаться с детьми? Любого возраста: с рождения до 18 лет? Чтобы в глазах детей стать другом, уважаемым авторитетом, доверительным лицом и просто близким человеком…. Задача не из простых. И не каждому под силу… Давайте по порядку.

Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей с помощью слов, жестов, мимики, целью которого является:

  • обмен информацией, опытом, деятельностью;
  • получение внимания и заинтересованность в жизни собеседника;
  • предоставление помощи, поддержки, совместное решение проблем;
  • проявление воспитательной функции и др.

Общение многоаспектно, но мы остановимся на отношениях «Педагог (воспитатель) – ребенок».

Суть метода

Психология общения с ребенком (детьми) предполагает руководствоваться при контакте с ребятами такими чувствами как:

  • чуткость;
  • теплота;
  • заинтересованность;
  • ласковое обращение;
  • умение слушать, объяснять, одобрять, порицать;
  • обратить конфликт в шутку.

Педагогическое же общение воспитателя с детьми – это взаимодействие педагога и детей с целью оказания на них воспитательного, обучающего воздействия.Сплетение этих двух форм взаимодействия воспитателя и детей образует психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми.

Проблема привыкания ребенка к детскому саду – вечна.


Немногие родители могут похвастаться быстрой адаптацией ребенка к саду, отсутствием слез при расставании с мамой утром в раздевалке детского сада, скорым привыканием к воспитателю. Кроме того, даже у 4-5-летних ребят существуют барьеры в общении с педагогом.

Напротив, некоторые ребята, с первых дней вприпрыжку бегут к новому воспитателю, о детском саде вспоминают с улыбкой. От чего это зависит? Причины:

Характер ребенка

Тревожным детям, беспокойным, стеснительным, боязливым – необходимо чувство безопасности, которое дают им родители, домашняя обстановка. Все чужое воспринимается ими очень болезненно и трагично.

Задача педагога заключается в том, чтобы максимально возможно предоставить таким ребятам подобную атмосферу:

  • разговаривать с ними тихо, не повышая голоса;
  • угадывать желания ребенка – и действовать в соответствии с ними;
  • первое время помогать ему больше, чем остальным (умыться после обеда, уложить во время тихого часа, рассматривать с ними картинки);
  • искренне дружелюбное отношение, улыбаться;
  • если ребенок позволяет – брать его на руки;
  • не ругать и не наказывать, а объяснять, как нужно сделать.


Стиль общения преподавателя с классом

Психологи говорят о следующих стилях педагогического общения педагога с детьми:

  1. Направленный (игровой, художественный, дидактический) – преобладает направленность на игровую деятельность, творческую, учебную.
  2. Авторитарный (формально-прагматический) - жесткий стиль, который предполагает безропотное исполнение ребенком всех наказов воспитателя, любая инициатива ребенка отвергается, неповиновение заканчивается строгой оценкой и нравоучениями. Такой стиль формирует у одних детей боязнь перед педагогом-воспитателем, дрожь перед любым упоминанием о детском саде и как следствие, полное отсутствие желания посещать его. У других ребят формирует протест: их поведение становится хуже, появляется агрессивность, дерзость, в любом случае – дружественный контакт отсутствует, детский сад воспринимается как непосильная обязанность.
  3. Либеральный (индифферентный) – преобладает вседозволенность, часты случаи отсутствия дисциплины, дети не воспринимают воспитателя как взрослого, душевно-психологическое общение педагога с детьми отсутствует. Воспитатель не вникает в проблемы детей, не разбирается в происходящих конфликтах, при жалобах ребенка лишь отмахивается либо театрально повышает голос. При смене воспитателя (по болезни, во время отпуска) – дети не испытывают никаких сожалений, относятся к этому равнодушно.
  4. Демократический – самый предпочтительный тип общения воспитателя с детьми, который может «заменить» домашнее общение ребенка с родителями. В данном случае педагог-воспитатель налаживает индивидуальный подход к каждому:
  • каждого должен вовлечь в процесс: игры, занятия, сон, заинтересовать, отвлечь от озорства и свести на «нет» тревожность и боязливость;
  • по группе можно судить о воспитателе: если дети умыты, причесаны, опрятно одеты – это говорит о том, что воспитатель умеет организовать ребят, с уважением относится к каждому, у него есть желание ухаживать за ними;
  • налажен контакт с родителями, даже если ребенок труден в общении, с родителями сложно найти контакт – необходимо постараться это сделать: необходимо в любом случае говорить о достоинствах ребенка, о хороших поступках (любому родителю это приятно слышать), а уж потом заводить разговор о возникших проблемах, поведении, капризах и совместно выстроить линию дальнейших действий.
  • грамотный профессиональный педагог сможет научить детей бесконфликтно выходить из спорных ситуаций, научит делиться, не ябедничать, заинтересует занятиями и изучением нового, приобщит к гимнастике, участию в утренниках.
  • проявляет искренний интерес к воспитанникам: знает об их увлечениях, умеет выслушать каждого, подбодрить одних, пожурить других, попросить о выполнении просьбы.Что касается выполнения просьбы (иными словами - педагогического требования), предъявление которой должно воздействовать на детей и принести желаемый результат: к примеру, педагогическое требование о выполнении задания (сделать аппликацию, вырезать фигуру, слепить из пластилина), заправить за собой постель после дневного сна, помочь нянечке убрать со стола.


Подача информации

  • произнесено вежливо, с использованием «волшебных слов»: пожалуйста, будьте добры;
  • произнесено решительным уверенным тоном, который не предполагает отказа;
  • дать четкую инструкцию, рассказать пошагово действия ребенка, привести аргументы;
  • довести требование до конца, чтобы ребенок понял важность задания и его обязательность выполнения.

Конечно же, педагог не может руководствоваться только лишь своими чувствами, желаниями и суждениями во время сотрудничества с ребенком. Существуют нормы, педагогические требования в общении с детьми, организуются специальные семинары, курсы повышения квалификации для воспитателей-педагогов, различные тренинги по психологии общения с детьми, издано огромное количество книг по психологии общения с детьми.


Краткая памятка преподавателю

  1. Обустройство группы: яркое «радостное» эстетическое оформление группы, подбор подходящих возрасту игрушек (развивающих как мышление, логику, моторику, так и двигательную активность), книг, дидактического и наглядного материала, организация свободного пространства в группе для коллективных игр;
  2. Проявлять искренний интерес к детям, действовать по ситуации, а не шаблонно;
  3. Оценивать поступки и результаты труда и поведения, не сравнивая ребят друг с другом, не выделять «любимчиков»;
  4. Учить ребят ласковому общению друг с другом, используя вежливые слова, приучать помогать товарищам. Быть открытым;
  5. Выслушивать ребенка до конца, не обрывая его и не отсылая подойти попозже;
  6. Поведение ребенка целиком зависит от его чувств. Какие чувства – такое и поведение. Пытаться разобраться в эмоциональном состоянии ребенка для того, чтобы понять причины поведения;
  7. Позволять ребенку принимать самостоятельные решения;
  8. Быть дружелюбным и приветливым.Быть хорошим любимым и профессиональным воспитателем – задача не из простых. Завоевание уважения детей, их любви – это кропотливый ежедневный труд;
  9. Организация занятий с целью:
  • развития коммуникативных навыков между ребятами, между ребенком и воспитателем;
  • развития двигательной активности, выброса энергии (гимнастика, подвижные игры, танцевальные занятия, детский фитнес);
  • развития усидчивости, моторики рук, приобретения художественных и письменных навыков, мастерства аппликации;
  • развития музыкального слуха, чувства ритма и т.д.

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое общение воспитателя ДОУ: его стили и модели

Командин Е.Н.,

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

МБДОУ детского сада № 24 «Звездочка»

г. Пятигорска

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагогическое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому развитию. Для этого ему нужно знать, чего ждут от общения с ним его воспитанники, учитывать изменяющуюся на протяжении детского возраста потребность их в общении со взрослыми, развивать ее. Вступая в общение с детьми в «зоне ближайшего развития», воспитатель может способствовать реализации их потенциальных возможностей. Общение со взрослыми подготавливает появление новых, более сложных видов деятельности. Так, например, деловое общение способствует становлению предметно-орудийной - ведущей в раннем возрасте деятельности; внеситуативно-личностное общение - учебной, ведущей в младшем школьном возрасте (Лисина М. И., 1978).

Форма и содержание педагогического общения воспитателя в значительной степени определяются теми конкретными задачами, которые он пытается решить в процессе руководства деятельностью детей.

Эффективность педагогического общения зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Различные формы воздействия избирает педагог для общения в аналогичных ситуациях с детьми Разного темперамента и возраста. К самым маленьким он чаще выражает особую теплоту, использует ласковые формы обращения, к которым малыш привык в семье. Чуткость и заинтересованность педагог проявляет и в работе с более старшими детьми. Но здесь для создания оптимального характера взаимоотношений от него требуется и умение пошутить, а в случае необходимости - разговаривать
серьезно, строго. Отличается и содержание общения воспитателя с разными детьми - учитываются их интересы, склонности, пол, особенности семейной микросреды.

В процессе взаимодействия с детьми педагог использует как прямые, так и косвенные воздействия.

Обычно под прямыми понимаются воздействия, которые прямо обращены к воспитаннику, так или иначе касаются его поведения, взаимоотношений (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.). Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т. д.

Сущность такого способа воздействия состоит в том, что управляющий не чинит никаких препятствий и не дает никаких указаний в отношении желаемого направления поведения, но он так изменяет окружающие условия, что каждая личность в отдельности выбирает именно ту форму деятельности, которая желательна была управляющему.

Наиболее эффективны в работе с детьми, особенно младшего и среднего возраста, косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игрового общения.

На прогулке дети средней группы катались на деревянных лошадках и самолетах. Особенно их привлекала лошадка, недавно выставленная на участке. Катались, как и договорились договорились с детьми, по очереди - сначала девочки, потом мальчики. Вот подошла очередь и Коли А. Но Люда С. продолжала кататься, уступать лошадку ему и не собиралась. «Это моя лошадка, я буду кататься на ней»,- в ответ на просьбу мальчика резко ответила она. Коля дернул ее за косичку, девочка заплакала и побежала жаловаться воспитательнице. Воспитательница, наблюдавшая за детьми, не стала никого из них ругать. Она подошла с ними поближе к лошадке. «Посмотрите, дети, какая лошадка стала грустная. Наверное, она обиделась на вас. Она не любит, когда дети ссорятся между собой. Ей тогда не хочется их и катать. Лошадка вас с удовольствием покатает, когда вы будете играть дружно, весело. А сейчас лошадка, наверное, уже и устала. Она хочет есть и пить. Давайте покормим ее и напоим, и она вас снова будет катать». Дети с удовольствием откликнулись на предложение воспитателя (из материалов Е. А. Панько).

Вступая в игровое общение, педагог получает возможность экономным путем, без излишнего нажима, морализирования осуществлять руководство деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты.

Оптимальность педагогического общения зависит и от способности воспитателя использовать сказку, искусство как средство косвенного воздействия на ребенка. Правильно организованное педагогическое общение создает наиболее благоприятные условия для развития творческой активности детей. Выявлено, что именно личностно-деловое общение, удовлетворяющее одновременно потребность в сотрудничестве и в сопереживании, взаимопонимании, в наибольшей степени способствует созданию благоприятного психологического климата в детском саду и школе.
Воспитатели руководят деятельностью детей, но формы их воздействий на детей бывают разные. Чаще всего выделяют «демократическую» и «авторитарную» форму руководства. Продуктивность «демократического» и вредность «авторитарного» стиля, недопустимость последнего в работе с детьми была доказана в целом ряде исследовании (А. А. Бодалев, К. Левин, В. С Мухина, Л. Н. Башлакова и др.).

Характеризуя оптимальное педагогическое общение учителя, А. А. Леонтьев справедливо отмечает, что оно «позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя». Такую возможность создает и оптимальное педагогическое общение воспитателя с детьми детского возраста. Интересы, склонности, способности, педагогическое отношение воспитателя находят отражение в стиле его профессионального общения.

Разнообразны стили педагогической деятельности воспитателей детского сада. В настоящее время проводится их изучение. Однако уже можно говорить о бесспорном преимуществе положительного гармонического стиля, когда положительная мотивация сочетается с позитивными формами общения с детьми, с высоким уровнем профессиональных умений и навыков. Воспитание и самовоспитание такого стиля - одно из важных средств повышения эффективности педагогического общения.

В совершенствовании педагогического общения, как и всей деятельности воспитателя, важную роль играет психологический климат в педагогическом коллективе детского сада.

Педагогические стили общения

«ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ»

Воспитатели данной группы в своей деятельности не проявляют четко выраженной направленности в руководстве каким-то определенным видам деятельности детей. Как правило, воспитатели данного типа, безразличны к детям, выполняют свои обязанности формально. И учитывают в работе индивидуальных особенностей ребенка, не предъявляют особых требований к родителям. При оценивании детей исходят из достижений их в бытовой деятельности, при выполнении режимных моментов. Близкий контакт с детьми налаживается с трудом. Высоких успехов в воспитательной работе не достигают.

«ИГРОВОЙ»

Воспитатели этой группы проявляют повышенный интерес к игровой деятельности детей, умеют руководить игрой. В работе часто используют игровое общение. Характерно широкое применение вне ситуативного общения с ребенком, косвенных методов воздействия на него. Проявляется относительно высокий уровень понимания детей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей. При оценивании ребенка прежде всего опираются на его поведение в процессе игровой деятельности умение общаться со сверстниками, не выпускаются из вида достижения ребенка и в других видах деятельности.

«ФОРМАЛЬНО - ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ТИП»

Воспитатели этой группы проявляют нередко достаточно высокую настойчивость и ответственность в выполнении своих функций, требовательны по отношению к ребенку и родителям. В своих взаимоотношениях с детьми и родителями исходят, прежде всего, из формально выдвигаемых требований к ним без учета индивидуальных особенностей, конкретной ситуации, ее своеобразия. Не проявляет при этом тактичности, деликатности, глубокий интерес к внутреннему миру ребенка отсутствует. При общей оценке воспитанника исходят, как правило, из успехов в овладении им бытовой деятельностью, характера выполнения предъявляемых требований, обеспечивающих нормальное протекание режимных моментов. Теплые отношения с детьми возникают не часто.

«ДИДАКТИЧЕСКИЙ»

Для воспитателей этого типа характерна направленность на учебную деятельность.

Нередко показывают высокий и средний уровень мастерства в данной проблеме. При оценивании ребенка чаще всего исходят из достижений его в учебной деятельности. Преобладает деловое общение.

«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»

Воспитатели этой группы проявляют особый интерес к художественной деятельности детей и ее руководству. Нередко дети, воспитывающиеся у такого педагога, достигают широких результатов в художественной деятельности. В своей работе используют косвенные методы воздействия такие как художественное слово, песни, загадки и т.д.

Модели педагогического общения (А. Таллен)

Модель №1 "СОКРАТ"

Это педагог с репутацией любителя дискуссии, споров, намеренно провоцирующий их в группе детей. Он часто принимает роль "адвоката дьявола", отстаивающего непопулярные взгляды. Ему свойственны высокий индивидуализм, не систематичность в учебном процессе. Из-за постоянной конфронтации, напоминающей перекрестный допрос, дети, в результате, усиливают защиту собственных позиций, учатся отстаивать их.


Модель № 2 "МАСТЕР"

Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию детьми, прежде всего не столько в учебно-воспитательном процессе, сколько в отношении к жизни вообще


Модель № 3 «РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППОВОГО СОГЛАСИЯ"

Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между детьми, отводя себе роль посредника для которого поиск демократического согласия важнее самого результата дискуссии.


Модель № 4 "ГЕНЕРАЛ"

Избегает всяческой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ребенок, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен в практике, чем остальные, вместе взятые


Модель № 5 "МЕНЕДЖЕР"

Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных учебных заведениях и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности группы, индивидуальным подходом к детям, поощрением их инициативы и самостоятельности. Педагог стремится к обсуждению с каждым ребенком смысла решаемой им задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель № 6 "ТРЕНЕР"

Атмосфера общения в группе пронизана духом командной при-надлежности. Дети, как члены единой команды - каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но вместе они могут сдвинуть горы. Педагогу не отводится роль вдохновителя групповых дел, для него главное - конечный результат, блестящий успех, победа.


Модель № 7 "ГИД"

Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами возможные вопросы. Технически безупречен, а именно по этому слишком часто... откровенно скучен.

7 стилей общения педагогов (М. Шеин)

Для ПЕРВОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ характерны активность, контактность и высокая эффективность общения, педагогический оптимизм, опора на позитивный потенциал личности ребенка и детского коллектива, сочетание доброжелательной требовательности и доверия к самостоятельности ребенка, уверенная открытость, искренность и естественность в общении, бескорыстная отзывчивость и эмоциональное принятие партнера, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству, индивидуальный подход в решении педагогических ситуаций. Углубленное и адекватное восприятие и понимание поведения детей, их личностной проблематики, учет полимотивированности их поступков, целостное воздействие на личность и ее ценностно-смысловые позиции, передача опыта, как пережитого знания, высокая импровизационность в общении, стремление к собственному профессиональному личностному росту, достаточно высокая и адекватная самооценка, развитое чувство юмора.


Для ВТОРОГО СТИЛЯ общения характерно подчинение себя задачам профессиональной деятельности, полная самоотдача работе и детям в сочетании с недоверием к их самостоятельности, подмена их усилий собственной активностью, формирование у детей зависимости («порабощение» с благими намерениями), потребность в эмоциональной близости (иногда как компенсация одиночества в личной жизни), отзывчивость и даже жертвенность в сочетании с безразличием к пониманию себя со стороны, отсутствие стремления к собственному личностному росту, низкая степень рефлексии собственного поведения.


ТРЕТИЙ СТИЛЬ - поверхностное, депроблематизированное и бесконфликтное общение с недостаточно четко определенными педагогическими и коммуникативными целями, превращающееся в пассивное реагирование на изменение ситуации, отсутствие стремления к углубленному пониманию учащихся, подмена их ориентации на некритическое согласие (иногда - сведение необходимой дистанции до минимума, панибратства), внешняя формальная доброжелательность при внутреннем безразличии или повышенной тревожности, ориентации на репродуктивную деятельность, стремление соответствовать стандартам (быть не хуже других), уступчивость, неуверенность, недостаток требовательности, лабильная или низкая самооценка.

ЧЕТВЕРТЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - холодная отстраненность, предельная сдержанность, подчеркнутая дистантность, ориентация на поверхностное, ролевое общение, отсутствие потребности в эмоциональной включенности в общение, замкнутость, безразличие к детям и низкая сензитивность к их состояниям ("эмоциональная глухота"), высокая самооценка в сочетании со скрытой неудовлетворенностью процессом общения.


ПЯТЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - эгоцентрическая направленность личности, высокая потребность в достижении успеха, подчеркнутая требовательность, хорошо маскируемое самолюбие, высокое развитие коммуникативных умений и гибкое их использование с целью скрытого управления окружающими, хорошее знание сильных и слабых сторон в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью, значительная степень рефлексии, высокая самооценка и контроль.


ШЕСТОЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - стремление к доминированию, ориентация на "воспитание-принуждение", преобладание дисциплинарных приемов над организуемыми, эгоцентризм, игнорирование точки зрения самих детей, нетерпимость к их возражениям и ошибкам. Недостаток педагогического такта и агрессивность, субъективизм в оценках, жесткая их поляризация, ригидность, ориентация на репродуктивную деятельность, стереотипизация педагогических воздействий, низкая сензитивность и рефлексия, высокая самооценка.


СЕДЬМОЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - неприятие общения и своей профессиональной роли, педагогический пессимизм, раздраженно-импульсивное отвержение детей, жалобы на их враждебность и "неисправимость", стремление свести общение с ними к мнимому и проявление агрессии при невозможности его избежать, "эмоциональные срывы", инфантильное возложение ответственности за неудачи в общении на детей или на объективные обстоятельства, низкая самооценка и слабый самоконтроль

Литература:

  1. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А.. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер,2004. -480 с., 2004
  2. Фоминова А.Н., Педагогическая психология
  3. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам ). - М . : Издательство ИКАР . Э . Г . Азимов , А . Н . Щукин . 2009 .
  4. Токпаева М. А. Педагогическое общение - важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 110-112.


Султанова Альфия Назиповна
Стиль общения педагога с детьми

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким способностям к обучению, человек превращается в личность, приобретает высшие познавательные способности и качества. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться, он до конца жизни был бы обречён оставаться полуживотным, лишь внешне напоминающим человека.

Общение – многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу или друг от друга. У всякого человека есть потребности – например, физиологические и психологические. И во все времена потребность эта удовлетворялась с использованием общения . Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, призвать к себе на помощь, вызвать сочувствие – все это вечные задачи общения . Способность к общению у человека - врожденная. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием. И детский сад – это наиболее важное звено в развитии ребенка и становлении его личности.

Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками . От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно - образовательной работы в д/с. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими. В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создания научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми дошкольного возраста на современном этапе интенсивного развития и совершенствования общественного дошкольного воспитания приобретает особую актуальность.

В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет 3 функции :

1. Первая функция - «открытие» ребенка на общение – призвано создавать комфортные условия на занятиях /в состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными/. Без реализации этой функции не удается выявить отношения ребенка к тому, что происходит вокруг него. В то время как знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную с ним работу.

2. Вторая функция - «соучастие» ребенку в педагогическом общении - проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с детьми . Реализуя данную функцию общения педагог помогает ребенку справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути «восхождения к культуре человечества» .

3. Третья функция - «возвышение» ребенка в педагогическом общении – понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.

Проблема «стилей руководства » , «стилей общения » педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положено в основу работ американских ученых Р. Липпита и К. Уаита, которые выделяют 3 стиля профессионального общения :

Демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении задач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно;

Либеральный – отсутствует единая линия и должная требовательность, каждый предоставлен сам себе. Теория и практика педагогической деятельности рассматривает общение как специфическое взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств /речевых, мимических, пантомимических/. Оно может быть как включенным в другую деятельность, так и проявляться самостоятельно. В одних случаях она направлена на эффективное решение задач совместной деятельности, в других – на установление или реализацию личных отношений.

Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приемы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям .

Определяются такие модели характеризующие отношение взрослого и ребенка, как :

Модель «Невмешательство в жизнь ребенка» - соответствует либерально - попустительскому стилю воспитания . Взрослый, в лучшем случае занимает позицию наблюдателя и между ним и ребенком происходит эмоциональный разрыв.

Учебно-дисциплинарная модель соответствует авторитарному стилю воспитания : взрослый – руководитель и образец.

Личностно-ориентированная модель – взрослый не подгоняет развитие ребенка, а предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ему чувство психологической защищенности, доверие к миру и радости существования.

Н. Е. Щуркова предлагает следующие характеристики профессиональной позиции педагога / стили общения/ .

Первая позиция – дистанционная – определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основных признака : «далеко» , «близко» , «рядом» . Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог , избравший дистанцию «близко» , - «друг» для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую позицию у педагога в сфере искусства , спорта, науки. Дистанция «рядом» предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подопечным, принятие их интересов и чаяний.

Вторая позиция – уровневая – характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность субъектов друг к другу «по вертикали» : «на» , «под» , «наравне» .

Для положения «над» характерно административное давление на ребенка, т. к. «он мал, не опытен, неумел» . Положение «под» - это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребенка : чаще всего такой педагог «превращается в обслуживающий персонал» потакающий любому капризу ребенка. Положение «наравне» - это признание человека в ребенке и педагоге ; при этом характерна взаимное уважение личности с обеих сторон. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять позицию «над» , т. е. подчинить себе волю ребенка в силу ответственности и опыта взрослого.

Третья позиция – кинетическая /кинетика – движение/ - предполагает движение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели : «впереди» , «сзади» , «вместе» .

Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога , т. е. он ведет за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается характеристикой «сзади» . «Вместе» : оба субъекта вырабатывают стратегию в совместных действиях для достижения обшей цели. Думается, однозначности выбора здесь быть не может. В главном – педагог «впереди» , в мелочах – «сзади» , в целом – «вместе» с детьми он идет по жизни , преодолевая с ними ее препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой выбор. Позиция эта динамична.

Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог » , эталонной можно считать позицию : «рядом» , «наравне» , «вместе» , «но чуть» , «впереди» .

Литература

1. И. В. Родина, Е. И. Бобрышова «Стиль общения педагога с детьми »

/Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008г. №6, стр. 34-36/