Рефераты Изложения История

Развитие мотивации к зож. Формирование мотивации к здоровому образу жизни Создание у населения мотивации в укреплении здоровья

Что мы понимаем под мотивацией здоровья и здорового образа жизни? Прежде, чем ответить на этот вопрос, рассмотрим само понятие «мотивация».
Итак, мотивация - это побуждение к действию. Мотив – это причина, заставляющая нас производить действие. Мотивом могут служить как положительные эмоции, так и отрицательные. Мы можем представлять себе как мы будем счастливы после достижения определенной цели или можем ощущать неполноценность настоящего положения, которое мы хотим исправить.

Чтобы человек действовал ему нужна мотивация. Мотивация вызывается мотивом. Мотив вызывает желание. Человек должен захотеть действовать определенным образом. Он должен захотеть результат. Иначе никак. Ничто не заставит человека действовать просто так, если он не видит в этом никакой пользы для себя.

Мотивация здоровья – это побуждение к действиям, имеющими своей целью поддержание здоровья или его улучшение. Проблема в том, что человек не может хотеть быть здоровым, если он здоров в данный момент и не испытывает никакого дискомфорта. Вы не можете хотеть быть в Париже, если вы уже в Париже. Это не будет вашей целью. Но вы можете испытывать дискомфорт от того, что вы сидите в каком-нибудь захолустье и у вас нет денег на поездку или вам так понравилось в Париже, что вы сделаете все, чтобы туда вернуться.

То же самое со здоровьем – больше всего вы хотите быть здоровым, когда вы болеете. Когда мы здоровы мы просто не осознаем всей прелести нашего нынешнего состояния! И как результат, ведем образ жизни, который отнюдь не способствует укреплению здоровья или его поддержанию.

Как развить мотивацию?

Говоря о мотивации здорового образа жизни, в первую очередь люди должны научиться понимать, что их здоровье – величина непостоянная. Здоровье подобно цветущему растению: если за ним не ухаживать как следует, не поливать, не удобрять, то вскоре оно зачахнет, его цветы завянут, листья падут и потребуется немало усилий, чтобы вернуть его в прежнее состояние, если это вообще будет возможно.

Во-вторых, помочь человеку правильно относиться к себе можно вложив эти правила в его еще маленькую детскую головку. А какие правила ребенок усваивает лучше всего? Правильно, те, что выполняют люди, которые являются для него авторитетами, а точнее, его родители. А дальше, на протяжении жизни – друзья, единомышленники и близкое окружение.

В группе (фитнес, рассылки, форумы) всегда легче поддерживать в себе мотивацию, особенно во время ее «падения». А это время всегда приходит. Энергия, циркулирующая в группах помогает «поднять» мотивацию и дает человеку новые силы для продвижения.

Еще один действенный способ поддержать в себе мотивацию – визуализация желаемого. Представьте то, к чему вы хотите прийти, конечный результат, и осознанно идите к цели.

Примите на себя ответственность за свои действия. Если вы уж что-то решили, то сделайте это. Конечно, нам сложно постоянно удерживаться на одной волне, мы жалеем себя и часто даем себе поблажки. Это нужно принять как факт и понять, что за вас никто ничего делать не собирается.

Находите и фиксируйте в себе любые отговорки, которые будут соблазнять вас на то, чтобы отказаться от задуманного. Несущественные смело отбрасывайте, а существенные учитывайте и в соответствии с ними корректируйте дальнейшие действия для достижения лучшего результата наиболее приятным путем.

Виды мотивации

Среди различных мотивов можно выделить следующие:

Мотив сохранения

Особой активности здесь не требуется. Цель – сохранить то, что уже есть. Вы просто не совершаете тех действий, которые могут причинить вред вашему здоровью.

Предотвращение болезни

Мы страдаем, когда болеем. Мы вынуждены ходить в поликлинику, принимать лекарства, смириться с некоторыми физическими ограничениями, тратить время на физиопроцедуры и т.д. Все эти занятия не из приятных и желание их избежать часто является мощным стимулом для здорового образа жизни.

Работоспособность

Болезнь является серьезным препятствием в учебе и карьере. Работодатель скорее примет на работу здорового человека, чем того, кто имеет проблемы со здоровьем, т.к. его частые болезни будут препятствовать получению прибыли предприятия, создавать проблемы с графиком работы и необходимость выплачивать пособия по временной нетрудоспособности.

Удовольствие от хорошего самочувствия

Имеет место тогда, когда человеку приносит удовольствие его здоровое состояние, его способность физически совершенствоваться, заниматься спортом, танцами.

Подчинение общественным требованиям

Заключается в соблюдении требований и традиций, которые передавались из поколения в поколение народом, с целью оградить себя от неблагоприятных факторов. Пользование туалетом для отправления своих физиологических потребностей есть пример такого подчинения.

Возможность сексуальной реализации

Сексуальные возможности как мужчин, так и женщин напрямую зависят от их здоровья. Быть сексуально привлекательным очень важно для человека и поэтому является серьезным мотиватором поддержания своего здоровья.

Обычно у человека преобладает одна мотивация, иначе можно подумать, что он чрезмерно озабочен своим здоровьем. Вид мотивации зависит от возраста индивида. В молодом возрасте мотивации, пророчащие хорошее самочувствие в будущем, мало чем могут помочь. А вот тема сексуальной реализации весьма актуальна и может заставить задуматься перед очередной бутылкой пива или сигаретой. В любом случае, если человек с детства не усвоил ценность и правила здорового образа жизни, то во взрослом возрасте его будет трудно образумить, пока он не столкнется с определенными проблемами здоровья. Окружающее общество часто воздействует на молодых людей совсем другим способом, говоря им, что алкоголь и наркотики это то, что делает их счастливыми. Таким образом, выбирая общество мы выбираем образ жизни.

Чтобы заинтересовать человека в здоровом образе жизни необходимо выполнение следующих требований:

  1. 1 Цель должна быть по настоящему стоящей: человек должен видеть, что он выигрывает от этого
  2. 2 Желание быть благополучным
  3. 3 Желание быть хозяином своей жизни
  4. 4 Смотреть на мир положительно
  5. 5 Уважение к себе, разрешить себе наслаждаться всеми благами жизни

Если вы все-таки решили перейти на сторону здоровья

На этом нелегком пути вас будет ожидать внутренняя борьба, лень, неверие в себя и множество других трудностей. Чтобы помочь вам с ними справиться приведем несколько советов:

  • Цель должна быть реальной и конкретной. Определите для себя реальную цель и время, за которое вы ее достигните. Разбейте свою большую цель на много маленьких и легко выполнимых. Двигайтесь небольшими, но уверенными шажками.
  • Результат не будет моментальным. Имейте терпение. Заранее подготовьтесь к тому, что вы захотите все оставить в самое ближайшее время из-за того, что не будете видеть продвижения. Но продвижение будет, главное не отступать и не поддаваться собственным слабостям.
  • За усилием должна следовать награда. Так вы будете закреплять свои старания и успехи. Делайте себе приятные подарки за килограмм сброшенного веса, за месяц без алкоголя или неделю без сигареты. Это может быть поход на концерт, новая вещь в гардеробе, диск любимой группы и другие вещи которые вам нравятся.
  • Сравнивайте себя нового с собой прежним. Почаще оценивайте насколько здоровее вы стали с тех пор, как начали заниматься спортом, правильно питаться, бросили курить. Не бойтесь гордиться собой.
  • Создайте окружение, которое будет вас поддерживать. Хорошо если среди ваших друзей или коллег по работе найдутся желающие похудеть, бросить курить или ходить в тренажерный зал. Вы также будете оказывать им поддержку и благодаря общим усилиям вы вместе обязательно придете к цели.

Несомненно, в начальной точке это, прежде всего, воспитание здорового поколения и закладки надежного «фундамента» в виде понимания и анализа различного рода вещей, которые могут сказаться, как положительно, так и отрицательно на его здоровье. Также прививание детям важности увлечением различными видами спорта.

Системная точка зрения на ЗОЖ подразумевает организацию такого рода изменений в жизни человека:

организация правильного питания;

отказ от курения, алкоголя, стимуляторов;

обязательные занятия любительским спортом;

постоянное закаливание тела;

личная гигиена.

Также очень большое влияние на физическое состояние человека оказывает его психическое состояние. Грубо говоря, психика человека защищает его от воздействия различных внешних негативных проявлений (стрессы). Все вы, наверное, помните очень разумную фразу «все болезни от нервов». Поэтому также выделяют такие аспекты ЗОЖ в плане психического состояния человека:

эмоциональный контроль. Способность человека хорошо контролировать свои эмоции;

интеллектуальный контроль и его развитие. Возможность человека максимально полезно использовать свои знания в различных жизненных обстоятельствах и также способность постоянно их пополнять с помощью различных источников информации;

духовное самочувствие. Это способность человека четко понимать свои жизненные ценности и ставить конструктивные цели. В первую очередь оценивается именно стремление к их реализации.

В формировании и осуществлении здорового образа жизни для каждого конкретного человека необходимо учитывать его психофизиологические особенности: тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции, возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение и т.д.), личностно-мотивационные особенности личности.

Здоровый образ жизни дает человеку следующие биологические и социальные преимущества:

ЗОЖ положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат уменьшает затраты на лечение;

ЗОЖ способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;

ЗОЖ обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;

ЗОЖ является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;

ЗОЖ обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе - высокий материальный достаток;

ЗОЖ позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовывать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;

ЗОЖ обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.

Эффективность образа жизни, с точки зрения сохранения и укрепления здоровья человека, можно определить по следующим биологическим и социальным критериям:

  • 1. Оценка морфологических и функциональных показателей здоровья:
    • - уровень физического развития;
    • - уровень физической подготовленности.
  • 2. Оценка состояния иммунитета:
    • - количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
    • - при наличии хронического заболевания - динамику его течения.
  • 3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни:
    • - эффективность профессиональной деятельности;
    • - активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;
    • - широту и степень проявления социальных и личностных интересов.
  • 4. Оценка уровня валеологических показателей:
    • - степень сформированности установки на здоровый образ жизни;
    • - уровень валеологических знаний;
    • - уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;
    • - умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

Можно ли считать фанатиком человека, который проповедует здоровый образ жизни? Да, и, с одной стороны, это плохо, ведь многие фанатики здорового образа жизни стараются навязать свою культуру «непросвещённым». С другой же стороны, они делают это абсолютно искренне, ведь, попробовав на вкус здоровую жизнь, практически невозможно вернуться обратно.

Мне было безумно приятно видеть, что несколько человек, воодушевившись моим примером, тоже встали на тропу правильного питания и сведения к минимуму вредных привычек. Беда лишь в том, что людей, узнававших у меня, были десятки и лишь несколько из них воспользовались советами.

Раньше я считал, что это их вина. Со временем я начал склоняться к тому, что причина во мне, ведь это я не смог их заинтересовать. Оглядываясь назад, я понимаю, что с теперешним (пусть и относительно небольшим) опытом я могу заинтересовать гораздо сильнее. Я постарался выбрать те причины, по которым не представляю себя без здорового образа жизни, и надеюсь, что вскоре не сможете представить и вы.

Вы перестанете удовлетворять лишь низшие потребности

Вы наверняка слышали о пирамиде Маслоу. Это такая схема, которая разделяет потребности человека по уровням: от самых низших к высшим. Вот так она выглядит.

Если для вас единственная радость - это покушать, то вы в жопе. В жопе пирамиды Маслоу.

Так как удовлетворение физиологических потребностей - это самый низший уровень пирамиды. И я ни в коем случае не говорю о том, что получать удовольствие от секса, еды и сна - это плохо, нет. Суть в том, что чем выше уровень пирамиды, тем разнообразнее и тем больше удовольствия вы получаете. И здоровый образ жизни - это верхняя точка пирамиды.

Вы развиваетесь, становитесь лучше, ставите цели и достигаете их. В конечном итоге вы будете получать удовольствие от того, что получаете удовольствие. Замкнутый, но очень приятный круг.

Думайте о долгосрочной перспективе

Сейчас вам хочется съесть бутерброд, выкурить сигарету или забить на тренировку. Это краткосрочные удовольствия. Что выходит в долгосрочной перспективе? Бутерброд превращается в лишние килограммы, сигарета - в невозможность пробежать больше километра без одышки, а пропущенная тренировка выливается в год отсутствия какой-либо активности.

И наоборот, начав тренироваться прямо сейчас, не завтра, не с первого числа, не с нового года, вы создаёте себе замечательную долгосрочную перспективу. Вы постепенно превращаетесь в человека, который может практически всё и который с каждым днём узнаёт .

Ранняя старость

Дело даже не в том, что, поощряя вредные привычки, вы умрёте раньше. Дело в том, что постареете вы гораздо быстрее. А вы и без меня знаете, что это чревато не только плохим внешним видом, но и ограничением в возможностях. Хотите лежать на диване и ничего не делать? А что, если спустя некоторое время у вас уже не будет возможности встатьс дивана?

Вы разнообразите свою жизнь

Вы не представляете, как много эмоций добавляет спорт и насколько разносторонним он может быть. Вы можете поехать с друзьями за город на велосипедах, устроить пробежку в заснеженном лесу или совершить изматывающий марш-бросок, . И я не сошёл с ума.

Более того, у вас появятся новые друзья и знакомства. Спорт сближает.

Вы станете красивее

И в этом есть скрытое преимущество. Видя свои изменения в лучшую сторону, вы станете увереннее в себе, а окружающим даже может показаться, что вы . В конце концов, давайте на чистоту: к здоровым и спортивным людям относятся лучше. И если вы имеете дело с людьми, то этот ещё один плюс в копилку.

Вот и всё. Вы поднимитесь со дна пирамиды Маслоу, получите более яркое будущее, обезопасите себя от ранней старости и станете красивее. Цена тоже велика: придётся работать над собой практически каждый день. Начать будет сложно, со временем будет становиться всё легче и легче - до тех пор, пока вы не зададите сами себе вопрос о том, как вы жили без всего этого раньше. И вот тогда вы вспомните эту статью и поймёте, что я и многие другие были правы.

© Т.В. Карасева, Е.В. Руженская, 2013 УДК 616-092.11-02:614.2

Т.В. Карасева, Е.В. Руженская ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ВЕДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ*

Шуйский филиал ФГБОУ ВПО Ивановский государственный университет, 155908, Шуя, Россия

В статье уточнено понятие мотивации к здоровому образу жизни, рассмотрены основные факторы, ее формирующие. Представлен авторский вариант классификации мотивов к формированию здорового образа жизни.

Ключевые слова: мотив, мотивация, здоровый образ жизни

THE CHARACTERISTICS OF MOTIVATION TO FOLLOW HEALTHY LIFE-STYLE

T.V. Karaseva, Ye.V. Ruzhenskaya

The Shuya Branch of the Ivanovo State University, 155908 Shuya, Russia

The article specifies the notion of motivation to healthy life-style. The main factors developing this motivation are considered. The personal proposal of classification of motives to develop healthy life-style is presented. Key words: motive, motivation, healthy life-style

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) населения является одной из актуальных задач. Рост числа исследований в сфере научного знания требует систематизации методических подходов, неотъемлемой частью которого является понятие мотивации, позволяющее раскрыть механизмы развития и пути формирования ЗОЖ. Комплексный характер явления способствует широкому толкованию этого понятия.

В психологической науке выделяются такие соподчиненные понятия, как "потребности - мотивы - мировоззрение - установки - цели - результаты - оценка". Мотивы являются внутренними силами, связанными с потребностями личности и побуждающими ее к деятельности . Мотивация (лат. movere - двигать, толкать) в основном понимается как побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, определяющий направленность, организованность, активность и устойчивость поведения человека, деятельно удовлетворяющего свои потребности. Мотивационная сфера как совокупность мотивов и влияющих на них факторов носит различный характер.

В зависимости от оснований мотивы классифицируются по целям (потребностям) и формирующим их факторам. Цели лежат в основе классификации мотивов А. Маслоу. Иерархия мотивов отражает иерархию потребностей. Здоровье и самосохранение располагаются после потребности в воздухе, пище и туалете.

Мотивация к ЗОЖ - это совокупность внешних и внутренних мотивов, побуждающих к деятельности по сохранению здоровья, и условий, способствующих реализации здоровьесберегающего поведения.

Структура мотивации к ЗОЖ меняется в зависимости от возраста, социального статуса, состояния здоровья и других факторов. Так, анализ мотивов к занятиям физической культурой позволил выделить четыре блока мотивов, побуждающих девушек-студенток вуза к занятиям физической культурой: мотивы укрепления здоровья, социальные мотивы, эмоциональные мотивы и мотивы иметь красивую фигуру .

По данным Росстата (2008), взрослое население на первое место ставит важность физических упражнений для укрепления здоровья (77,9%), а на второе - сохранение физической формы и фигуры (48,5%). Далее сле-

Руженская Елена Владимировна, [email protected]

*Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ.

дуют поддержание работоспособности (32,7%) и увеличение продолжительности жизни (20,8%).

Представляет научный интерес факторная структура мотивов, побуждающих к занятиям спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья. По данным опроса 1133 инвалидов из 67 регионов РФ, выявлены основные группы мотивов, побуждающих лиц с инвалидностью к занятиям физическими упражнениями и спортом. Ведущую роль здесь играют мотивы, связанные с улучшением состояния здоровья и удовлетворением потребности в общении (33,5%). Второе место принадлежит потребности в рекреации и реабилитации (13,3%), затем следуют необходимость повышения уровня физической кондиции (9,4%) и отказ от вредных привычек (8,6%) .

Для педагогов всех ступеней образования ведущими в формировании ЗОЖ являются профессиональные мотивы. Подавляющее большинство преподавателей вузов (83%) также имеют профессиональные мотивы к формированию собственной культуры здоровья .

Анализ мотивации к ЗОЖ медицинских работников общей лечебной сети показал, что одним из главных мотивов среди всех категорий медицинских работников является необходимость сохранения профессионального здоровья прежде всего в психологической сфере. Половина медицинских работников (51,7%) оценивают собственный образ жизни как нездоровый. Среди факторов нездорового образа жизни медицинских работников лидирует стресс (в 100% случаев у главных врачей). Среди основных препятствий для ЗОЖ указываются факторы недостаточной медицинской активности (лень, отсутствие желания, силы воли), которые преобладают среди главных врачей по сравнению с другим персоналом лечебных учреждений .

Персонал психиатрической службы основной причиной ведения здорового образа жизни считает нарушения профессионального здоровья; каждый третий отметил нарушение здоровья в связи с профессиональной деятельностью. Основной сферой нарушений профессионального здоровья сотрудники психиатрической службы считают физическую составляющую, которая проявляется в физическом неблагополучии (77,1%). Большую часть физического неблагополучия составляли гипертоническая болезнь и язвенная болезнь, в патогенезе которых значимым фактором являются стрессовые нагрузки. Далее следовали психологические проблемы (20,9%) и психическое неблагополучие

(12,7%). Нарушение здоровья влияет на удовлетворенность медицинских работников профессиональной деятельностью и мотивирует их на его восстановление и поддержание .

М.В. Синельниковой (2010) представлена характеристика медицинских работников как субъектов профилактической работы среди населения сельского района . Эта характеристика складывается из образа жизни, гигиенической грамотности и готовности медицинских работников сельского района к профилактической работе. Оценивают свой образ жизни как здоровый 30,2% медицинских работников сельского района. При этом врачи значительно чаще оценивают свой образ жизни, как нездоровый по сравнению с медицинскими работниками среднего звена (50,9 и 33,3% соответственно). Таким образом, мотивы и факторы, составляющие мотивацию к ЗОЖ, можно объединить в следующие группы:

1. Связанные с образом жизни:

♦ гуманистические мотивы (бережное отношение к здоровью, жизни);

♦ мотивы реабилитации и рекреации (стремление к восстановлению утраченного здоровья и полноценному отдыху);

♦ мотивы личностного престижа и достижения (стремление к красоте, физической форме, созданию имиджа человека с высокой культурой здоровья).

2. Связанные с личностно-профессиональным развитием:

♦ познавательные мотивы (расширение кругозора в сфере ЗОЖ);

♦ мотивы саморазвития;

♦ мотивы профессионального совершенствования (в профессиях, связанных с охраной социального здоровья).

3. Связанные с социальным окружением:

♦ мотивы идентификации (подражание друзьям, родителям, кумирам);

♦ мотивы социализации и аффилиации (подчинение этнокультурным требованиям);

♦ мотивы самоутверждения (стремление доказать способность вести ЗОЖ);

♦ мотивы, связанные с чувством ответственности и долга (стремление быть примером для своих детей, учеников, больных и т. д.).

4. Прагматические мотивы:

♦ конкурентоспособность на рынке труда (для лиц, имеющих высокий уровень здоровья);

♦ соответствие профессионально значимым качествам (для круга профессий, где показатели образа жизни входят в число нормативных требований);

♦ экономичность здорового образа жизни (отсутствие затрат на лечение, приобретение сигарет и т. д.);

♦ учебные мотивы (для обучающихся по вопросам профилактики и здоровья);

♦ негативная мотивация (осознание возможных болезней, неприятностей и т. п. вследствие нездорового образа жизни).

5. Гедонические:

♦ эмоциональные (улучшение настроения от занятий физической культурой, водных процедур, здоровой пищи и т. д. и от происходящих позитивных изменений);

♦ психофизиологические (уменьшение стрессового напряжения, улучшение психического и психологического здоровья);

♦ рефлексивно-волевые (осознание возможности победы над собственными слабостями, повышение самооценки).

Внедрение этих подходов способствует осознанию приоритета ценности "здоровье", развитию широкой социальной мотивации образования в области здоровья и повышению готовности обучающихся к формированию ЗОЖ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск: Харвест; 1999.

2. Яренко А.В. Оптимизация процесса профессионального самоопределения офицерских кадров: Дис. M.; 2000.

3. Баламутова Н.М., Шейко Л.В., Олейников И.П. Исследования мотивации и эффективности оздоровительной тренировки для женщин, занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах по плаванию. Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2005; 1: 79-85.

4. Гуреева A.M., Клопов Р.В. Определение значимых мотивов к занятиям физическим воспитанием у студенток вуза. http://lib.sportedu. ru/Press/FVS/2011N2/p27-30.htm (дата обращения 02.05.13)

5. Махов А. С. Информационно-потребностные компоненты формирования мотивации у инвалидов к занятиям адаптивным спортом. Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия: Педагогические и психологические науки. 2010; 11: 99-0102.

6. Карасева Т.В., Семенова А.Ю., Толстова С.Ю. Формирование культуры здоровья воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Монография. Шуя; 2008: 210.

7. Карасева Т.В., Бабанова Н.Н. Культура здоровья преподавателя ВУЗа. Монография. Иваново, 2010: 112.

9. Толстов С.Н. Развитие творческой готовности организатора здравоохранения к профессиональной деятельности: Дис. Шуя; 2004.

10. Руженская Е.В. Оценка медицинским персоналом психиатрической службы факторов удовлетворенности трудом. Российский психиатрический журнал. 2010; 5, дополнительный выпуск № 2: 580-60.

11. Руженская Е. В. Состояние психического здоровья сотрудников психиатрической службы. В кн.: Психопрофилактика, современное понимание: Сборник научных трудов. Иваново: ИПК "Прес-Сто"; 2010: 111-21.

12. Руженская E.B. Социально-гигиеническая характеристика медицинского персонала учреждений психиатрического профиля. Вестник Ивановской медицинской академии. 2011; 16 (4): 5-9.

13. Синельникова М.В. Современные аспекты санитарного просвещения в условиях сельского района: Автореф. дис. М.; 2010.

Обобщение опыта работы классного руководителя Говоровой Е.В. по теме "Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью" представлено в документе zip.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы классного руководителя.

Тема опыта : «Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью.»

Актуальность:

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников.

Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа», одно из направлений которой - сохранение и укрепление здоровья школьников.

По словам Геннадия Онищенко, Главного государственного санитарного врача России, сегодняшние школьники проводят в образовательных учреждениях «чрезвычайно много времени» - от 8 часов. Поэтому ценностное отношение детей к своему здоровью не может формироваться без участия педагогов.

Согласно официальной статистике, в настоящее время в нашей стране приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка. Распространение вредных привычек среди подрастающего поколения и ухудшение состояния здоровья россиян, связанного с несоблюдением основных принципов здорового образа жизни, требуют поиска эффективных мер формирования мотивации здоровьесберегающего поведения. Невозможно подвергнуть сомнению утверждение о том, что здоровье подрастающего поколения определяет уровень развития общества. Оценивая здоровье детей сегодня, мы получаем прогноз благосостояния страны на будущее.

Цели и задачи работы классного руководителя в этом направлении:

Цель:

Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. добиться понимания детьми сущности здоровья и здорового образа жизни;
  2. воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
  3. развивать навыки управления своим здоровьем;
  4. формировать культуру питания;
  5. формировать потребность в занятиях физической культурой и спортом.
  6. популяризация здорового стиля жизни;
  7. повышение уровня осведомленности учащихся о вредном воздействии алкоголя и сигарет на здоровье человека, а также о последствиях, влияющих на здоровье будущего поколения.

Степень новизны состоит:

  1. В конкретизации одного из приоритетных направлений проекта «Наша новая школа» в области сохранения и укрепления здоровья школьников;
  2. В систематизации работы классного руководителя по формированию положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни

Краткое описание опыта:

Работа классного руководителя направлена на формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью. Начало положено в 2009-2010 учебном году, когда классный руководитель Говорова Е.В.приступила к работе с 5 «М» классом и продолжается до сих пор (сейчас ребята в 7 «М» классе)

Само понятие «здоровье» имеет несколько определений. Работа Говоровой Е.В. опирается на самое популярное, и, пожалуй, наиболее емкое определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Используя данную схему, наметила следующие направления деятельности классного руководителя по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью:

  1. Сохранение и улучшение физического здоровья учащихся;
  2. Сохранение психического здоровья детей;
  3. Совершенствование нравственного здоровья учащихся;
  4. Сохранение социального здоровья детей;
  5. Сохранение духовного здоровья подрастающего поколения

Мероприятия по направлениям.

Направления

Мероприятия

Комментарии

Физическое здоровье

Работа ведется совместно с учителем физкультуры, ко многим мероприятиям привлекаем родителей.

Подготовка команды для участия в туристических слетах

В Дневник здоровья класса входят разделы:

  1. Общая характеристика класса;
  2. Фамилии учащихся, работающих левой рукой, с дефектами речи, медлительных, чрезвычайно подвижных
  3. Фамилии детей, имеющих нарушения осанки, хронические заболевания, заболевания нервной системы, нарушения зрения;
  4. Развитие ребенка, где фиксируются рост, вес детей на начало и конец каждого уч. года;
  5. Распределение учащихся по группам здоровья;
  6. Уровень физической подготовленности класса;
  7. Результаты диагностики структуры взаимоотношений в коллективе.

ВСЯ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО МЕДИКУ И КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ!

Психическое здоровье

Обеспечение благоприятных психологических условий в классном коллективе:

  1. Мониторинг уровня взаимоотношений учеников друг с другом;
  2. Игры на формирование бесконфликтного общения;
  3. Игры-конкурсы на преодоление внутренних комплексов детей.

В этом направлении необходима совместная работа со школьным психологом. Остановимся же на том, что зависит от классного руководителя

Нравственное здоровье

Работа в этом направлении включает в себя все вышеизложенное, а также:

  1. Организация школьников на участие в различных конкурсах, олимпиадах;
  2. Подготовка волонтерской группы учащихся «Мы выбираем жизнь» и выступление на классных часах в начальной школе;
  3. Проведение разнообразных форм занятий: игр, диспутов, путешествие в будущее и т.д.

Приоритетным направлением воспитания в области ЗОЖ должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья.

Социальное здоровье

  1. Организация встреч с медиками, представителями МВД

(в частности, со школьным инспектором )

  1. Сценки, инсценировки по теме «Профилактика вредных привычек»;
  2. Выставка рисунков по теме «Это не для меня!»;
  3. Работа учащихся над памяткой «Скажи НЕТ!»;
  4. Реализация превентивной программы «Полезные навыки»(по профилактике употребления ПАВ)
  5. Разработка памятки «Здоровым быть здорово!»
  6. Выступление агитбригады по пропаганде ЗОЖ на областном конкурсе в г.Великий Новгород

Духовное здоровье

  1. Посещение Свято-Духова монастыря, поездка в Иверский монастырь;
  2. Активизация детей и их родителей на участие в ежегодном Рождественском марафоне
  3. Сотрудничество с краеведческим музеем

(посещение выставок, экспозиций)

Духовное здоровье- система ценностей и убеждений, это состояние, характеризующее человека как личность, способную развивать свои умения и навыки.

Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров!

Практическая значимость . Материалы представленной работы могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями

Эффективность работы:

(информация получена в результате анонимного анкетирования учащихся и их родителей)

  1. информированы о факторах, формирующих здоровье: 2009-2010 год - 78,3%, 2010-2011- 80% , 2011-2012 - 94,1%;
  2. информированы о вреде табакокурения, энергетических напитков, пива, алкоголя, токсикомании, наркомании: 2009-2010 год - 84,5 %, 2010-2011 - 89% , 2011-2012- 97%
  3. участвуют в мероприятиях по здоровому образу жизни: 2009-2010 год - 49%, 2010-2011 - 65%, 2011-2012 - 76% .
  1. занимаются утренней гимнастикой (по информации от родителей) : 2009-2010 год - 16,7%, 2010-2011 - 23%, 2011-2012 -31%
  2. закаливаются: 2009-2010 год - 8,4%, 2010-2011 - 11%, 2011-2012- 15,0%.
  3. регулярно участвуют в спортивных соревнованиях: 2009-2010 год - 60,1%, 2010-2011- 73%, 2011-2012 - 83,9%;
  4. исключили из рациона питания газированные напитки, чипсы(по информации от родителей): 2009-2010 год - 1,2 %, 2010-2011 - 6,6%;

2011-2012- 12% учащихся класса

Ожидаемый результат:

  1. Повышение у учащихся приоритета здорового образа жизни;
  1. Осознание школьниками негативного влияния на здоровье вредных привычек;
  1. Рост уровня физического развития и физической подготовленности учащихся;
  1. Снижение заболеваемости детей, в особенности так называемыми «школьными « болезнями (нарушение зрения, нарушение осанки и т.п.)
  1. Результативность:

1. Систематическая работа по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни учащихся вверенного мне класса началась в 2009-2010 уч.году.

Сейчас ребята учатся уже в 7 классе, и можно говорить о том, что количество пропусков учебных занятий по болезни уменьшилось, так как дети начали бережнее относиться к своему здоровью.

2.Уменьшилось количество пропусков уроков по болезни

3.Охват учащихся физкультурно- спортивной работой

Теоретическая база:

  1. Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003.
  2. Бойко А. Здоровые тесты. М., 2003.
  3. Васильев В. Здоровье и стресс. М., 1992.
  4. Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас… О проблеме алкоголизма, наркомании и табакокурения. М., 1990.
  5. Классному руководителю. М., 1999.
  6. Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.
  7. Мороз О.П. Группа риска. М., 1990.
  8. Педагогика здоровья. М., 1990.
  9. Рогов Е.И.Психология человека: Книга для школьников. М., 1999.
  10. Рожков М. И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000

11. Торохова Е.И. Валеология: Словарь. М.:М.: Флинта.Наука.1999.

12.Справочник классного руководителя № 9.2007/статья Р.В.Бабенко «Оформление документации классного руководителя»

Справочник классного руководителя № 9.2007/статья Р.В.Бабенко «Оформление документации классного руководителя»