Рефераты Изложения История

Названия, заголовки, цитаты к выставкам и др. мероприя






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

200 дней и ночей – с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года – продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники Сталинградская битва превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий.

Сталинград явился крупнейшим поражением немецкой армии. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. Исход битвы положительно повлиял на укрепление антигитлеровской коалиции, усилил пораженческие настроения в странах фашистского блока.

Оформление: Презентация , аудиозаписи с музыкальными произведениями.

Железный бил ветер в лицо им из мрака,
Но знали солдаты: ни шагу назад!
И жив Сталинград! Он отбил все атаки,
В легендах прославленный город-солдат!

В. Фадин.

Звучит песня в исполнении Н.Баскова на слова В.Бокова «На Мамаевом кургане тишина»

За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придет, не скажет: Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!"

Учитель: С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. В этом юбилейном году, посвященном 70 - летию победы, мы вспоминаем Великие битвы этой войны.
В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают 2 миллиона человек. Мир рукоплескал победе советского военного искусства, ознаменовавшей коренной перелом в ходе второй мировой войны. На устах у всего мира в те дни было три слова: «Россия, Сталин, Сталинград…». На конференции в Тегеране премьер-министр Великобритании Черчилль вручил И.В. Сталину в дар от короля Георга VI меч в знак восхищенья стойкостью славных защитников Сталинграда.
Цель мероприятия: вспомнить и отдать дань памяти тем, кто остался в живых, и кто по сей день отчетливо может слышать по ночам звук разрывающейся бомбы, всем тем, чьи имена увековечены в гранитных памятниках и обелисках.

Ведущий I

Лето 1942 года. Воспользовавшись отсутствием Второго фронта на западе, враг сосредоточил на востоке огромные силы, прорвал фронт и устремился к Воронежу, Кавказу, Сталинграду. С прорывом ударной группировки противника в большой излучине Дона боевые действия вступили в новый этап. Началась величайшая битва за Сталинград. Она продолжалась 6,5 месяцев и делится на 2 периода:

Оборонительный - на подступах к городу и в самом городе (с 17 июля до 18 ноября 1942 г.)
Наступательный (с 19 ноября по 2 февраля 1943г.)
Вопрос к учащимся: Почему любой ценой необходимо было удержать Сталинград?
Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру по нескольким причинам. Это был главный промышленный город на берегах Волги (жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией). Захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина - делал захват города выигрышным ходом.

Ведущий II

14 июля 1942 года Сталинградская область была объявлена на осадном положении.
17 июля 1942 года День начала Сталинградской битвы

Учитель

Цель немецкого командования: овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию. Этот замысел Гитлер планирует осуществить силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю - к 25 июля 1942 г.
12 день сражения . Гитлер своим армиям дает приказ: «Сходу с юга овладеть городом, взяв в клещи войска Сталинградского фронта». Нарком обороны И.В.Сталин, Приказ № 227: «…Отступать дальше – значит загубить себя и Родину. Отныне железный закон –«НИ ШАГУ НАЗАД!». Предусматривались самые жесткие меры к тем, кто проявит в бою трусость и малодушие. Командирам и политработникам, партийным и комсомольским организациям ставилась задача довести до сознания каждого воина требования этого приказа. Все солдаты пытающиеся отступать немедленно расстреливались заградительными отрядами.

Ведущий I

23 августа 1942 года в 16 часов 18 минут силами немецкого 4-го воздушного флота началась массированная бомбардировка Сталинграда. В течение дня было произведено 2 тысячи вылетов самолётов. Город был разрушен на 90%, в этот день погибло более 40 мирных граждан.
Сталинград защищали две армии: 64-я под командованием М.С. Шумилова и 62-я под командованием В.И. Чуйкова.

Учащийся:

Из воспоминаний маршала В.И. Чуйкова

«Колонны пехоты на машинах и танках ворвались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями…Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы. Наши части тоже понесли большие потери в живой силе и технике и отошли. Когда я говорю: «части понесли большие потери и отошли», это не значит, что люди отходили по приказу, организованно, с одного рубежа обороны на другой. Это значит, что наши бойцы (даже не подразделения) выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали главным образом боеприпасами и снова бросали в бой…»

Учащийся:

Воины Сталинграда стояли насмерть. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость, а защищающие его подразделения – непобедимый гарнизон. Ярким примером подобных действий является оборона «Дома Павлова». Вся страна узнала имена Павлова и его товарищей, которые в центре города обороняли дом, ставший важным опорном пунктом. Оказавшись в окружении, они геройски отразили многочисленные яростные атаки врага и удержали дом.

Учащийся:

Связист Матвей Путилов
Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи, ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308-й дивизии.

Ведущий II

Мамаев Курган. Сражение на Мамаевом Кургане имела важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправы через Волгу. Гитлеровцы по 10-12 раз в день штурмовали его, но, теряя людей и технику, так и не смогли захватить всю территорию кургана. Бои за Мамаев курган продолжались 135 суток
В районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.

Учащийся:

Когда, изранена стократ,
Сама земля горела,
Когда фашисты в Сталинград
Рвались остервенело,
Дошел до рации, звеня,
Скупой приказ комбата:
– Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята!
Тот крик души, прорезав тьму,
В ушах стучал неистов.
Но не могли по своему
Стрелять артиллеристы.
А он никак не умолкал,
Покрыв пальбы раскаты,
Свой долг их выполнить он звал:
Огонь, огонь, солдаты!..
Он то молил их, как друзей,
И старых, и безусых,
То клял их силой сердца всей,
Как подлецов и трусов
Грозился, мертвый, их кляня,
Обиду помнить свято:
– Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята:

Ведущий I

В воздухе стоял запах гари, и горячий печной дух шёл от раскалённых стен сгоревших домов, они ещё дышали жаром. Навечно поверженными казались им те, кто, задыхаясь в дыму, в подвалах, ямах, убежищах, среди раскалённых развалин обращённых в прах жилищ, с ужасом прислушивались к торжествующему и зловещему гудению бомбардировщиков, царивших над горящим городом.
Но нет! В роковые часы гибели огромного города свершалось нечто поистине великое – в крови и в раскалённом каменном тумане рождалось не рабство России, не гибель её; среди горячего пепла и дыма неистребимо жила и упрямо пробивалась сила советского человека, его любви, верности свободе. Именно эта неистребимая сила торжествовала над ужасным, но тщетным насилием поработителей.

Учитель:

Замысел большого контрнаступления под Сталинградом впервые рассматривался в Ставке Верховного Главнокомандования в середине сентября 1942 года. В итоге напряжённых творческих усилий большого коллектива военачальников и штабов план Сталинградской наступательной операции был разработан в деталях. Он получил условное название «Уран».
19 ноября 1942 г. Красная Армия перешла в наступление. Со стороны Дона наступали Донской (генерал К. К. Рокоссовский) и Юго-Западный (генерал Н.Ф. Ватутин) фронты. С юга им навстречу наносил удар Сталинградский фронт (генерал А.И. Еременко). Удар был умело рассчитан по времени. Он пришелся на период, когда первые морозы уже сковали почву, прекратив осеннюю распутицу, и в то же время сильные снегопады еще не успели покрыть землю глубоким снегом. Все это обеспечило высокую скорость продвижения войск и позволило им маневрировать. 23 ноября в 4 часа утра! 6-я полевая и 4-я танковая фашистские армии в составе более 300 тысяч человек оказались в «котле».

Ведущий II

Гитлеровское командование в это время спешно разрабатывало планы спасения своей окружённой группировки. Поэтому Гитлер приказал сформировать новую группу армий «Дон». Командовать этой группой он назначил фельдмаршала Манштейна. План деблокады 6-й армии был назван «Зимняя гроза».
12 декабря фашистская группа армий «Дон» начала операцию «Зимняя гроза».
В течение пяти суток воины 1378-го стрелкового полка 87-й дивизии 51-й армии в районе Верхне-Кумского отбили более 20 атак противника и не дали ему продвинуться здесь ни на шаг. Все солдаты и офицеры этого полка были награждены орденами и медалями, а их командир полковник М. С. Диасамидзе удостоен звания Герой Советского Союза. Отличились в этих боях и части механизированного корпуса генерала Вольского, и танковый полк полковника Асланова.
Утром 19 декабря после мощной артиллеристской и авиационной подготовки войска противника возобновили наступление на Сталинград. Танковая группировка прорвала нашу оборону на реке Аксай и к исходу дня вышла на реку Мышкова. Теперь до окружённой 6-й армии Паулюса оставалось около 40 километров. Однако наши войска стояли здесь крепко. Каждый боец делал всё, чтобы остановить врага и не дать ему пройти за реку Мышкова.

Учащийся:

От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля, И краснели поля,
Всё пылало над Волгой-рекой.
В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Время придёт – рассеется дым,
Смолкнет военный гром,
Шапку снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нём:
Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Учащийся: 8 января советское командование во избежание напрасного кровопролития предложило командованию окружённых под Сталинградом немецких войск прекратить бессмысленное сопротивление и капитулировать. Ультиматум был отвергнут. Тогда 10 января войска Донского фронта перешли в новое решительное наступление (операция «Кольцо»).
После мощной бомбежки и артподготовки в 10.00 пошли танки, и поднялась пехота. К исходу дня главная полоса обороны противника была прорвана. 20 января Паулюс сам запросил у Гитлера разрешения на капитуляцию. Гитлер отклонил его просьбу. Фюрера уже не интересовала судьба окружённых солдат. Он хотел только одного – чтобы они продержались подольше и не давали советскому командованию возможности перебрасывать войска из-под Сталинграда на запад.
С утра 22 января Паулюс радировал командованию вермахта: «Дальнейшая борьба бессмысленна. Катастрофа неизбежна. Для спасения еще оставшихся в живых прошу дать разрешение на капитуляцию». Гитлер ответил: «Запрещаю капитуляцию! Армия должна удерживать свои позиции до последнего патрона!»
25 января наши войска Донского фронта ворвались в Сталинград с запада. Навстречу им бросились воины 62-й армии. Они с сентября 1942 года стойко держались на узком клочке сталинградской земли, и хоть район их обороны был невелик, он сыграл огромную роль в деле защиты Сталинграда и в разгроме немецко-фашистских войск, зажатых в «котле».
И тут фашисты начали сдаваться в плен без приказа своего начальства. 31 января прекратила сопротивление южная группа. После мощного огневого налёта артиллерии 2 февраля сложила оружие и северная группа вражеских войск. Этот день знаменовал собой победный финал Сталинградской эпопеи.

Учитель: В ходе боёв с 10 января по 2 февраля 1943 года войска Донского фронта разгромили 22 фашистские дивизии, взяли в плен 91 тысячу солдат и офицеров, в том числе 24 генерала во главе с Паулюсом. Боевые успехи Советской Армии в битве под Сталинградом были высоко оценены Советским правительством. 44 соединения и части, особо отличившиеся в сражениях, были удостоены почётных наименований: Сталинградских, Донских, Кантемировских, Котельниковских, Тацинских и других. 55 соединений и частей были награждены орденами. Многие части, соединения и объединения были преобразованы в гвардейские. Боевые награды получили десятки тысяч солдат и офицеров. 112 лучших советских воинов стали Героями Советского Союза. Новыми, только недавно учреждёнными орденами Суворова 1 степени были награждены наши полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, Н. Н. Воронов, Н. Ф. Ватутин, А. И. Ерёменко, К. К. Рокоссовский и другие военачальники. Были произведены первые награждения орденами Кутузова и Александра Невского.

Учащийся:

Ложатся строчки ровные в тетрадь...
Пусть сотни раз
снега сойдут со склонов,
Всё так же сердце
будет замирать
При этой цифре – 27 миллионов.
Не забывайте те грозные года,
Когда кипела волжская вода,
Но выдержал железный тот солдат,
Но выстоял бессмертный Сталинград.

Учитель:

Победа под Сталинградом крупнейшее военно-политическое событие второй мировой войны. Она положила начало коренному перелому не только в ходе Великой Отечественной войны, но и всей второй мировой войны. С этого момента советское командование прочно овладело стратегической инициативой и удерживало её до самого окончания войны. В ходе битвы враг потерял около 1,5 миллиона убитых, раненых, пленных и пропавших без вести, то есть четвёртую часть сил, которыми располагал тогда фашистский блок на советско-германском фронте. Разгром крупной немецко-фашистской группировки под Сталинградом не случайное событие, а тем более не результат лишь ошибок командования вермахта и самого Гитлера, как теперь пытаются доказать фальсификаторы истории всех мастей на западе. Победа под Сталинградом – результат массового героизма советских воинов, младших командиров и офицеров Советской Армии,
Минута молчания.(зажигается свеча)

Заключительные слова учителя: В наше время пытаются переделать историю, умолить заслуги наших отцов и дедов. И только от нас с вами зависит, сохраним ли мы память для наших детей о тех уже далеких событиях

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

Вечная слава героям, павшим за свободу и независимость.
Поклонимся памяти погибшим. Отдадим дань памяти живым.

Звучит песня в исполнении А. Розенбаума «Мамаев курган»

МКУК «Библиотечная система» МО Ейский район, библиотекарь Охрименко Ирина Ивановна

Ведущий. Есть в календаре такие даты, которые навечно вписаны в героическую летопись страны. Одна из них - Сталинградская битва , продолжавшаяся с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года.
Битва, подобной которой не знала история войн. Сегодня день памяти и скорби, мужества и героизма русского народа, одержавшего Великую Победу в битве под Сталинградом.

Чтец 1.
Перекрёсток

На самом шумном перекрёстке,
у входа в город Сталинград,
стоят каштаны и берёзки
и ели стройные стоят.

Как ни ищи – ты их не встретишь
в лесах заволжской стороны,
и, говорят, деревья эти
издалека принесены.

А было так: война когда-то
была на волжском берегу.
На перекрёстке три солдата
сидели рядом на снегу.

Стоял январь. И ветер хлёсткий
позёмку в кольца завивал.
Горел костер на перекрёстке –
солдатам руки согревал.

Что будет бой – солдаты знали.
И перед боем с полчаса
они, наверно, вспоминали
свои далекие леса.

Потом был бой... И три солдата
навек остались на снегу.
Но перекрёсток Сталинграда
они не отдали врагу.

И вот теперь на перекрёстке,
на месте гибели солдат,
стоят каштаны и берёзки,
и ели стройные стоят.

Шумят нездешними листами,
дождём умытые с утра,
и обжигают нашу память
огнём солдатского костра.

(М. Агашина)

Клип песни «Сталинград» (А. Вилена)

Ведущий. События Сталинградской битвы отходят всё дальше в историю. Но никогда не сотрутся из памяти события тех грозных лет.

Чтец 2
Сталинград

Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой.
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой.
(С. Орлов)

Ведущий. Величайшая за всю историю второй мировой войны Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года.
Ни одна из мировых битв по масштабам, ожесточённости и своему значению не может сравниться с ней. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров, продолжалась 200 дней и ночей (6,5 месяцев). С обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолётов, до 26 тысяч орудий.
В городе было сожжено и разрушено девяносто восемь процентов зданий.
Сотни тысяч советских воинов проявили беспримерный героизм. «Отступать некуда, за Волгой для нас земли нет». На стене одного из разрушенных домов сохранилась надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг до конца перед священной Матерью-Родиной».

Чтец 3.
Защитник Сталинграда

В зное заводы, дома, вокзал.
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
“Город не сдай врагу!”

Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,

Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград.

Сто пикировщиков выли над ним
В небе, как огненный змей,
Он не покинул окопа, храним
Верностью русской своей.

Меж обгорелых черных громад
Он защищал Сталинград.
Танк на него надвигался, рыча.
Мукой и смертью грозил.

Он, затаившись в канаве, сплеча
Танки гранатой разил.
Пулю – за пулю. Снаряд – за снаряд.
Он защищал Сталинград.

Смерть подступала к нему в упор.
Сталью хлестала тьма.
Артиллерист, пехотинец, сапер –
Он не сошел с ума.

Что ему пламя гиены, ад?..
Он защищал Сталинград.
Просто солдат, лейтенант, генерал –
Рос он в страде боевой.

Там, где в огне умирает металл,
Он проходил живой.
Сто изнурительных дней подряд
Он защищал Сталинград.

Смолкнет военный гром.
Шапку снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нем:
– Это железный русский солдат,
Он защищал Сталинград.
А. Сурков)

Ведущий. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую.
Фашистские войска потеряли убитыми, раненными, пленными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения. Только в боях за «Дом Павлова» (58 дней) гитлеровские войска понесли значительно больше потерь, чем при взятии некоторых европейских столиц!
В ходе боёв с 10 января по 2 февраля 1943 года советские войска разгромили 22 фашистские дивизии, взяли в плен 91 тысячу солдат и офицеров, в том числе 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом.
За боевые подвиги в Сталинградской битве 125 советских воинов стали Героями Советского Союза.
Сталинграду было присвоено звание города-героя.

Видеоролик «Сталинград. Беспримерный подвиг»

Ведущий. Победа под Сталинградом стала крупнейшим событием Второй мировой войны. Она положила начало перелому в ходе боевых действий. С нее началась наша Победа.

Чтец 4
Сталинградская тишина

Последний залп. И после дней бессонных
дождались мы невиданного сна.
И наконец-то с третьим эшелоном
сюда пришла сплошная тишина.
Она лежит, неслыханно большая,
на гильзах и на битых кирпичах,
таким сердцебиеньем оглушая,
что с ходу засыпаешь, сгоряча.
И сталинградец в эту ночь впервые
снял сапоги и расстегнул ремни.
Не всех убитых погребли живые,
но в очагах затеплились огни.
И пусть кружатся “юнкерсы” над нами,
Испуганно разглядывая флаг.
Спим без сапог. Пудовыми кусками
прилип к ним рыжеватый известняк.
– ...А у тебя зеленые глаза,
такие же, как у моей зазнобы, –
приятель мне задумчиво сказал.
Раскинув руки, мы уснули оба.
(Семен Гудзенко)

Ведущий. Земля Сталинграда... Обугленная пожарищами, иссеченная металлом, обильно политая кровью. Казалось, никто не воскресит её. С каждого квадратного метра земли Мамаева кургана было собрано до 1250 осколков мин, снарядов, гранат. Они покрывали землю настолько густо, что несколько лет на кургане не росла даже трава.
Зловещих следов войны почти не осталось на возрожденной земле, но она живет в судьбах людей, она смотрит на нас стволами орудий в музеях, длинными списками фамилий на братских могилах, скорбными глазами матерей.

Чтец 5.
Второе февраля

В свой срок –
не поздно и не рано –
придёт зима,
замрёт земля.
И ты
к Мамаеву кургану
придёшь
второго февраля.

И там,
у той заиндевелой,
у той священной высоты,
ты на крыло
метели белой
положишь красные цветы.

И словно в первый раз
заметишь,
каким он был,
их ратный путь!
Февраль, февраль,
солдатский месяц –
пурга в лицо,
снега по грудь.

Сто зим пройдёт.
И сто метелиц.
А мы пред ними
всё в долгу.
Февраль, февраль.
Солдатский месяц.
Горят
гвоздики
на снегу.
(М. Агашина)

Не забывай те грозные года,
Когда кипела волжская вода.
Земля тонула в ярости огня,
И не было ни ночи и ни дня.
Сражались мы у волжских берегов,
На Волгу шли дивизии врагов,
Но выстоял великий наш солдат,
Но выстоял бессмертный Сталинград!

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым, -
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей землёй -
Поклонимся за тот великий бой.

Мы помним, мы благодарны людям, которые отдали свои жизни за чистое небо над головой,
мы благодарны всем тем, кто подарил нам мир на земле ценой своей жизни.

ВИКТОРИНА «СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА»
1. Назовите дату начала Сталинградской битвы. (17.07.1942 г.)
2. Когда закончилась Сталинградская битва? (02. 02.1943 г.)
3. Назовите самый страшный для города день, когда фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч самолетовылетов. (23.08.42 г.)
4. Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 дней.)
5. За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? (За 2 недели.)
6. Какие полки защищали Сталинград в районе Мамаева кургана? (Таращанский, Богунский.)
7. Где находится место, которое защитники Сталинграда называли «главной высотой»? (Мамаев курган.)
8. Назовите высоту Мамаева кургана. (102 метра.)
9. Какой подвиг совершил Паникаха? (06. 09. 1942 г. Михаил Паникаха, будучи охваченный огнем, остановил вражеский танк.)
10. Чем известен Дом Павлова? (10. 10. 1942 г. этот дом захватил и отстоял гвардии ст. сержант Я. Ф. Павлов вместе с группой бойцов-пулеметчиков, отразив 40 контратак противника.)
11. Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом? (19. 11. 1942 г.)
12. Кто был главнокомандующим немецкой армии? (Генерал-полковник Паулюс; 31 января 1943 г. массовая сдача в плен.)
13. Какие улицы нашего района названы именами защитников Сталинграда?
14. Назовите самые большие памятники защитникам Сталинграда в нашем городе. (Мамаев курган, музей-панорама «Сталинградская битва».)
15. Какое здание осталось невосстановленным со времен Сталинградской битвы? Для чего это сделано? (Здание мельницы - в память о подвиге защитников Сталинграда.)
16. Значение Сталинградской битвы. (Коренной перелом в войне.)
17. Чем награжден город за эту битву? (Орден Ленина, Золотая Звезда Героя.)>

Все дальше в историю уходят события Сталинградской битвы – одной из величайших битв мировой истории. 70 прошедших лет не умаляют ни само значение Победы в Сталинградской битве, ни мужество и героизм людей – бойцов и командиров, на долю которых выпала безумно тяжелая и смертельно опасная мужская работа. Время не в силах предать их забвению, выветрить из народной памяти.

В дни празднования 70-летнего юбилея великого события – Победы в Сталинградской битве, - мы еще раз преклоняем колени перед памятью тех, кто защитил мир от страшного врага на поле брани. Не меньшей благодарности заслуживают и те, кто ковал Победу в тылу, кто приближал ее светлый час своим самоотверженным трудом. Высокий патриотизм, бескорыстие, жертвенность, вера в добро и справедливость – вот, что двигало этими людьми. И потому они победили.

К юбилею Победы в библиотеках для разной возрастной аудитории проведены мероприятия в рамках Акции «Великие сражения эпохи. Сталинградская битва». Их цель- объединить прочной нитью молодое поколение г.Волжского с теми, кто ценою своей жизни воевал за наше мирное настоящее - ветеранами. С помощью книг, документов, книжных экспозиций помочь восстановить события военного времени.

Уроки мужества и славы, медиа- уроки воинской славы, вечера памяти, вечера хроники, встречи с ветеранами, детьми войны, тружениками тыла проведены в тесном контакте с образовательными учреждениями, общественными организациями ветеранов, общественным объединением «Дети Сталинграда», подростковыми клубами, творческими коллективами города.

Библиотекари стремились, чтобы все услышанное и сказанное нашло отклик и сопереживание в душах детей и подростков, поэтому все мероприятия, посвященные Сталинградской Победе, прошли на высоком эмоциональном подъеме.

В Юношеской библиотеке-филиале №13 поздравления принимали ветераны и труженики тыла, вдовы участников войны, дети Сталинграда. Сотрудники библиотеки вручили ветеранам поздравления, выполненные в форме писем-треугольников времён Великой Отечественной и небольшие сувениры.

Поздравления и добрые пожелания в адрес почетных гостей прозвучали от депутатов Волжской городской думы А. Рустамова (Фракция «Единая Россия») и Ю.Щевелёва (Фракция КПРФ), председателя совета ветеранов при ЖЭУ №18 В.И.Несериной. Воспитанники СДЦДМ «Фантазия» поздравили ветеранов, подготовив музыкальную программу. Выступление барда Анны Карловой и поэта Владимира Рупина (Экспериментальное творческое объединение «ЭТО Мы») было очень трогательным и вызывало слёзы у гостей встречи.

Миллионы людей ежегодно поднимаются к вершине Мамаева кургана. Вспоминая прошлое, они думают о будущем. И голос истории, как завещание павших, доносит новому поколению простую и ясную истину - человек рождается для жизни. Пройдут века, а немеркнущая слава защитников Сталинграда будет вечно жить в памяти народа.

«Мамаев курган - гордая память истории» . Так называлась заочная экскурсия по мемориальному комплексу Мамаев курган. Её организовали для учащихся девятого класса школы №17 сотрудники ЮБФ. С помощью слайд-презентации ребята прошли дорогой памяти по Аллее пирамидальных тополей к площади «Стоять насмерть», вдоль композиции «Стены-руины» к «Площади героев». В Зале воинской славы поклонились 7200 воинам, павшим в Сталинградской битве. От «Площади Скорби» поднялись на вершину Кургана к основанию главного монумента - «Родина-мать зовет!».

Мысленно преклонили колени в стенах православного храма Всех Святых, пять золотых куполов которого сверкают над курганом, а белокаменные стены взмывают в небо у братской могилы защитников Отечества.

К юбилею замечательной Победы в Сталинградском сражении в библиотеке №6 был проведен вечер-встреча с ветеранами Великой Отечественной войны «Не ради славы и наград мы защищали Сталинград» . Участники встречи посмотрели фильм, запечатлевший бои за каждый дом, за каждую пядь земли, увидели победное знамя над обугленным от жестоких боев Мамаевым курганом, «...где лежат миллионы безвозвратных потерь». Вспомнили героев битвы, о которых фронтовой корреспондент Константин Симонов сказал: «...Казалось, что слова «стоять насмерть» родились именно в Сталинграде, и они там были не лозунгом, а естественным отношением к существующему положению вещей, потому что стоять там действительно можно было только насмерть».

Слушали воспоминания ветеранов Яковлева Сергея Александровича и Починка Василия Семеновича.

Еще одно мероприятие состоялось в библиотеке №6 с участием воспитанников детского комбината «Гвоздичка». Ребята выступили перед участниками войны, детьми военного Сталинграда и вдовами погибших на фронте. Вдохновенно звучали стихи и патриотические песни из уст малышей: «Мой прадедушка - герой», «Не надо нам войны, беды, пусть солнце ярко светит, «О героях Сталинграда», «Бравые солдаты с песнею идут...», «О нашей Армии». Улыбки гостей вызвало трогательное исполнение танцев: «Вальс», «Четыре дня до войны».

Теплые искренние слова в честь победителей не могли не тронуть сердца присутствующих ветеранов. Самые маленькие граждане нашего города подарили частичку своего тепла, сердечную благодарность нашим дорогим ветеранам.

Вечер - памяти «Солдатский долг, исполнив свято – мы отстояли Сталинград!» проведен в библиотеке № 2 для учащихся 8-х классов СОШ №3. Гостями мероприятия были участники Сталинградской битвы Александров Виталий Ерофеевич и Стрельцов Иван Дмитриевич. Оба ушли на фронт в возрасте 18-ти лет в сентябре 1941 года и воевали до мая 1945 года. Имеют награды: медаль «За оборону Сталинграда», «За отвагу», «За победу над Германией», Ордена славы 2-й и 3-й степени.

Ветераны поделились с ребятами своими воспоминаниями о суровых годах, о боли и тревоге за Родину. Учащиеся подготовили для гостей музыкально - поэтическую композицию «Помните!», вручили ветеранам цветы и подарки.

Сотрудниками библиотеки провели беседу у книжной выставке «Победа по имени Сталинград» с показом слайдов о грандиозном сражении на нашей земле, о подвиге, мужестве и стойкости советского солдата.

Для воспитанников д/с 97 библиотекой №2 была организована встреча с детьми военного Сталинграда А.Г. Тележниковой и Т.И.Печонка.

Участникам мероприятия была показана слайд – презентация «Дети - герои Сталинградской битвы»

Библиотекари рассказали о подвигах «босоногого гарнизон», Саши Филиппова, Миши Романова, Вани Цыганкова.

Уважаемые гости поделились с ребятами своими воспоминаниями о тех суровых годах, рассказали о том ужасе, который им пришлось пережить во время бомбардировки Сталинграда, о голоде и потери близких.

Закончился вечер концертом, который подготовили ветеранам в подарок малыши.

Память о Сталинградской битве - это память о великом народном подвиге, душевном порыве, единстве и мужестве. Чтобы воочию представить себе, как разворачивались боевые действия Сталинградской битвы, представить события тех страшных по накалу и трагизму дней, юным участникам библиотечных мероприятий были показаны хроникальные кадры 1942 года. Эти документы истории лучше всяких слов говорят о цене, свершившейся на Волге победы.

В детской библиотеке №3 был подготовлен и проведён цикл мероприятий с использованием компьютерных технологий для разной аудитории, начиная с детей дошкольного возраста до юношества:

Устный журнал и видео-хроника «Героические страницы подвига»

Видео-журнал «Сталинград в истории страны, города, семьи»

Вечер-реквием «Мы помним тебя Сталинград и героев твоих не забыли»

Видео-исторический экскурс «Сталинград, никем непокорённый»

Урок мужества «Этот город стал к великой победе ключом»

Вечер-хроника мужества «Сталинград – проверка на прочность».

Более 600 человек приняло участие в библиотечных мероприятиях в детской библиотеке №3.

Использование мультимедийных технологий позволило участникам каждого мероприятия визуализировать события времён Сталинградской битвы. Они увидели кадры мирной жизни, довоенный город с его крупными промышленными заводами, красивыми зданиями и памятниками. Ребят поразил факт, что силы сторон были неравными, враг имел преимущество в живой силе и технике, но защитники города защищали каждый дом, каждый цех своего завода. Читателей очень тронула судьба юных защитников Сталинграда.

В результате яростных боёв и бомбардировок город превратился в руины, но самым трагичным были человеческие судьбы и потери. Когда прозвучали рассказы-воспоминания русского и немецкого солдата, ребята пришли к выводу, что судьбы этих солдат разные и в тоже время схожи. Цели и задачи разные, а вот страдания, потери, боль и страх смерти одинаковые. Детей поразил гуманизм советских солдат и жителей уничтоженного Сталинграда, которые пострадали от разрушительного нападения фашистов, но, несмотря на это проявляли сострадание к пленным немцам, делясь с ними едой и одеждой.

Мероприятия для ребят дошкольного и младшего школьного возраста по содержанию сценариев и видео-материалов были подготовлены с учётом особенностей этого возраста. Детей поразили кадры разрушенного города, снятого с высоты птичьего полёта, где от домов остались лишь руины.

Ребята очень удивились, узнав о том, как в трудное военное время людям помогали животные, например верблюды. Это очень выносливые и спокойные животные не боялись грохота взрывов. Один верблюд мог заменить шесть лошадей для перевозки тяжёлого орудия. Интересна судьба, верблюда Яшки, который дошел с советскими войсками до Берлина, смог вернуться обратно и помогал жителям Сталинграда восстанавливать город. Интерес вызвал рассказ о собаках, которые во время войны служили разведчиками, почтальонами, санитарами и даже подрывниками. Об этом напоминает памятник собакам подрывникам, установленный в Волгограде.

В завершении мероприятия ребята рассказали о своих родственниках, принимавших участие в Сталинградской битве. Дети составили «Книгу памяти» своей семьи по рассказам своих родителей, бабушек и дедушек.

Библиотекари делают всё возможное, чтобы подвиг и былинное мужество солдат, офицеров и генералов великого сражения жили в сердцах наших детей, внуков и правнуков.

В преддверии праздника в детской библиотеке №11 был объявлен литературно – художественный конкурс «Нам подвиг Сталинграда – не забыть!» . Был организован широкий просмотр литературы «Вы Отечество спасли, Вы – защитники земли!», где была представлена литература о событиях Сталинградской битвы, защитниках города, памятниках, установленных в Волгограде и посвящённых событиям Великой Отечественной войны.

{source}
< ?php include("ad/ad.html"); ?>
{/source}

Объявляя конкурс, библиотекари хотели, чтобы дети вместе с родителями поговорили в семьях о событиях войны, вспомнили своих родных и близких, принявших участие в Великой Отечественной войне. Чтобы ребята не просто прочитали стихотворение или нарисовали рисунок, а пропустили его через себя, передали свои эмоции слушателям, членам жюри.

Ребята и их родители очень ответственно и серьёзно отнеслись к участию в конкурсе. Сами выбирали стихи, прозу, готовили костюмы, рисовали, делали коллаж и инсталляцию.

29 января 2013 года конкурс состоялся в стенах библиотеки. На нем присутствовало более 60 человек: участники конкурса, родители, бабушки, преподаватели школы №2, методист детского комбината №38.

В конкурсе приняли участие дошкольники – воспитанники детского сада №38 и учащиеся 1-4 классов школы №2.

Конкурс проходил в два этапа:

1 этап - отборочный – прошёл в самих учреждениях (детском саду и школе). Среди всех желающих принять участие были выбраны сильнейшие.

2 этап – заключительный – проходил уже в стенах библиотеки.

В конкурсе чтецов приняло участие более 30 человек. Прозвучали стихотворения М.Агашиной «Солдату Сталинграда», «В свой срок», Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны», В. Высоцкого «Братские могилы», М. Львова «Поклонимся великим тем годам», В.Бокова «На Мамаевом кургане тишина», С. Щеглова «2 февраля» и другие.

Членам жюри: поэту Бирюкову Виталию Ивановичу, председателю первичной организации ветеранов №2 Артыш Геннадию Александровичу, заместителю директора МБУ «МИБС» Нечёсовой Анжелике Юрьевне было очень сложно определить победителей.

Оценивались выразительность чтения, артистизм конкурсантов. Но главным критерием было, то, как ребёнок смог прочувствовать читаемое им произведение, как он понимает его смысл. И хотя это было сложно, но результаты были таковы:

Номинация: «Лучший чтец поэтического произведения»

Дошкольники, 6 лет:

1 место – Гладилин Данил;

2 место – Щеглова Ирина;

3 место – Истомин Дима;

4 место – Лепетюхина Настя.

Школьники 1-2 классов:

1 место –Чертина Владлена, 2 «а» класс;

2 место – Орлова Марина, 1 «а» класс;

3 место – Косова Дарина, 2 «б» класс.

Школьники 3-4 классов:

1 место – Котченко Анна, 3 «б» класс;

2 место – Афанасьев Никита, 4 «б» класс;

3 место – Тамулявчуте Регина, 4 «а» класс.

Номинация: «Лучший чтец прозаического произведения»

1 место – Поминова Дарья, 4 «а» класс;

2 место – Белеменко Елизавета, 4 «а» класс;

3 место – Тасыбаева Наталья, 4 «а» класс.

Номинация: «Лучшее изобразительное произведение»

Дошкольники:

1 место – Гладилин Данил «Портрет фронтовика»;

2 место – Коноваленко Арина

Григорьева Даша «Бой под Сталинградом», коллективная работа;

3 место – Щеглова Ира «Защитник Сталинграда».

Школьники:

1 место – Коваль Богдан «Воздушный бой», 4 «а» класс;

2 место – Коваль Юлианна «Ночной бой», 3 «а» класс;

3 место – Джамбекова Ильмира «За Родину!», 3 «б» класс.

Приз зрительских симпатий получил – Коваль Богдан «Воздушный бой», 4 «а» класс;

Номинация: «Лучшая ручная работа»

Дошкольники

– коллективная работа «Панорама Сталинградской битвы», выполненная в виде инсталляции:

Просветов Ефим,

Гладилин Данил,

Кирина Маша,

Костюкова Полина.

Школьники

– Обручников Александр «От войны к победе» - 4 «г» класс, работа, выполненная в технике «коллаж».

Все дети получили не только грамоты, но и ценные призы:

книги – энциклопедии, художественные произведения отечественных и зарубежных авторов, принадлежности для рисования и поделок.

Огромную благодарность работники библиотеки, организаторы и участники конкурса выражают первому заместителю председателя Волжской городской Думы, члену фракции КПРФ – Кокшилову Виталию Александровичу, который выступил спонсором мероприятия.

В библиотеке №5 имени Пушкина прошел конкурс чтецов «Это память души, умещенная в несколько строк...» . Преподаватели литературы школы №18 Улитина Л.А. и Коломеец И.О. провели большую работу при отборе и подготовке ребят к конкурсу.

Учащиеся читали стихи М.Агашиной «Солдату Сталинграда», «Второе февраля», С.Викулова «В городе на Волге», Д. Дарина «Сталинград – Волгоград», О. Берггольц «Сталинграду», Р.Рождественского «Мамаев Курган», Е.Долматовского «Отстоим Сталинград», А. Суркова «Защитники Сталинграда».

Участники очень серьёзно и ответственно отнеслись к конкурсу. Одухотворённо, с выражением ребята читали стихи о войне, о мужестве, отваге русского солдата, подарившего человечеству мир:

«Ты же выжил, солдат!
Хоть сто раз умирал.
Хоть друзей хоронил
И хоть насмерть стоял»

Жюри в составе волжского писателя Семёна Николаевича Колотилова и сотрудников библиотеки оценивало выступление конкурсантов. Были отмечены лучшие чтецы: Литвинова Мария, Пилипенко Илья, Яловой Данил, Тучкова Екатерина, Шестопалова Екатерина, Низовцев Александр, Сушкина Елизавета, Белов Александр, Волков Владислав, Васильева Надежда и другие. Членам жюри запомнилось выступление Мельниковой Анастасии и Лыженко Михаила, которые прочитали собственные стихотворения.

Лучшие чтецы были награждены почётными грамотами. Всем участникам конкурса подарены сборники стихов А.С.Пушкина, волжского поэта А.В.Кокшилова.

В Центральной библиотеке состоялась историческая игра «Сталинградский перелом» , участниками которой стали учащиеся 11-го класса МБОУ СОШ №10 (классный руководитель М.А.Черноморченко).

Ребята познакомились с основными этапами Сталинградской битвы, защитниками города-героя, просмотрели видеоматериалы из фильма «Сталинградская битва».

В начале мероприятия учащимся было предложено написать на отдельных листах бумаги значимые, по их мнению, моменты в истории Сталинградской битвы: имена героев, названия предприятий города, памятные места и т.д. Многие ребята назвали Мамаев Курган, Дом Павлова, мельницу Гергардта, остров Людникова, Волжскую военную флотилию и Волжскую рокаду. Прозвучали имена героев Сталинградской битвы.

Участники исторической игры подготовили рассказ о том, как в дни сражений гремела слава о снайпере сибиряке В.Г.Зайцеве. О связистах В.П.Титаеве и М.Путилове, о морском пехотинце Михаиле Паникахе. О санинструкторе Е.Ф.Богдановой, вынесшей с поля боя 120 раненых бойцов.

Ведущие мероприятия дополняли рассказы ребят интересными и малоизвестными фактами, о которых можно прочитать в литературе, представленной на книжной выставке «Сталинград – пылающий адрес войны». Электронная презентация, показанная в ходе игры, включала в себя фотографии памятных моментов Сталинградской битвы.

В заключение был проведен блиц-опрос.

1943 год начался трехдневным национальным трауром по 6-й и 4-й армиям, разгромленным и пленным под Сталинградом. Три дня во всей Германии звучал погребальный звон колоколов по случаю потрясающего поражения на берегах великой Волги. А какая цена была заплачена нашим народом за эту победу? Каждый день – это горе, каждый день – это подвиг, каждый день – это шаг в бессмертие. Об этом шла речь на мероприятии «Этот город в излучине Волги стал к Великой Победе ключом» , которое подготовили сотрудники библиотеки №8 совместно с преподавателями и учащимися школы №12.

Библиотекари издали буклет «Хроника горя… Хроника мужества… Хроника бессмертия…», в котором кратко описаны ежедневные события Сталинградской битвы. Но даже сквозь эти конспективные строки ярким пламенем подвига горит каждый день той страшной битвы.

Силами школьников было подготовлено выступление о роли танковых войск в Сталинградской битве. Сделана презентация, посвященная отцу преподавателя русского языка школы №12 Кругловой Н.С., воевавшего в составе 93-й танковой бригады, которая и формировалась в страшное лето 42-го.

Это выступление, которое подготовили библиотекари и учащиеся 8 «А» класса Скосырев Никита и Кравцов Савелий, было также представлено на исторических чтениях в ВГИ ВолГУ, посвященных 70-летию Сталинградской битвы. Работа заняла 1 место.

Сталинград – город нашей славы, город – солдат, город – герой. Об этом рассказали стихи О.Берггольц, М.Львова, К.Симонова, М.Агашиной и песня в исполнении группы «Любе» «Спасибо, Т-34».

В Центральной городской библиотеке состоялась встреча трёх поколений. В читальном зале собрались представители разных поколений: ветераны, учащиеся кадетской школы № 25, участники молодёжной арт-площадки «Шатёр талантов» при Центральной библиотеке, творческих объединений «Мамаев Курган» (г. Волгоград), «ЭТО–МЫ» (г.Волжский), молодёжь и студенты, творческая интеллигенция.

Вечер не случайно был назван «Поэзия моя, ты – из окопа», потому что гости, приглашённые в библиотеку имеют прямое отношение к литературному творчеству...

Редактор литературно-публицистического альманаха «Волжский Парнас» Евгения Изюмова представила авторов тематического выпуска, посвящённого 70-летию Победы под Сталинградом.

Пётра Войцеховича Филютовича, Виталия Ивановича Бирюкова, Юрия Ростиславовича Бурцова.

Пётр Войцехович Филютович родился в 1922 году в Сталинграде. Защищал родной город в составе 126-й стрелковой Горловской дважды Краснознамённой, ордена Суворова второй степени дивизии. 29 августа 1942 года она почти вся погибла под напором врага, но выполнила данное ей задание – обеспечить отход 64-й армии. «Держитесь до последнего вздоха» - просил бойцов командарм Шумилов, и они держались. Во многих сражениях участвовал и Пётр Войцехович. Написал об этом в стихах и прозе «Трудный орден комдива», «Степной бастион», «С любовью и тревогой», «Надломленная берёзка». И в свои девяносто лет он продолжает писать.

Пётр Войцехович рассказал участникам встречи про свой первый бой и про сражения под Сталинградом, о вере в Победу во чтобы то ни стало…Прочел свои стихи «Буханка хлеба» и «Вызываем огонь на себя».

Виталий Иванович Бирюков коротко рассказал о своём военном детстве, которое прошло в селе Заплавное.

В конце 1942 года (Виталию Ивановичу было на тот момент без трёх месяцев шесть лет) на улицах села появились военные грузовики, в садах были установлены зенитки, а общественные здания – школа, клуб, молельный дом – были отданы для размещения госпиталей. На окраине села был местный аэродром. Жители были свидетелями воздушных боёв и гибель лётчиков переживали всем селом.

В 1942 году Виталий Иванович был контужен в родном дворе, а потом получил проникающее ранение, разряжая со сверстниками снаряд, который местные ребята использовали вместо игрушек…

Глушили толом в Ахтубе рыбешку,
Гранаты разряжали, порох жгли,
Домой таскали мёрзлую картошку…
Вот так в войну все дни мои текли

Меня беда не обошла весною.
Когда фугас мы «волчий» подожгли.
Не ранены, кто рядом был со мною.
Меня ж ребята под руки вели.

Не плакал я, когда вели с оврага,
А из груди стекала лентой кровь.
Зато пропала детская отвага,
Понятней стала матери любовь.

А сколько нас подорвалось на минах.
Калеками живём мы и сейчас.
Мы землю нашу видели в руинах.
И сохранили Родину для вас.

Воспоминания военного детства легли в основу стихов, рассказов, очерков В.Бирюкова и вошли в сборник «Земля за Волгой».

События военных лет остались надолго в памяти Виталия Ивановича. Он посчитал своим долгом разыскать родственников погибших в Заплавном солдат. Занялся розыскной деятельностью: отыскал фамилию погибшего на его глазах лётчика, изготовил и укрепил на памятнике мемориальную доску; уточнил фамилии нескольких солдат, умерших в местных госпиталях, нашел их родственников и сообщил о месте захоронения их близких. Люди приезжали издалека в село Заплавное, чтобы поклониться родным могилам.

Юрий Ростиславович Бурцов родился в Болгарии, в Софии. Юрий Ростиславович политолог, публицист и журналист, автор 13 книг. Многие из них написаны на основе подлинных событий. На вечере, специально для молодёжи, гость прочитал небольшой рассказ «Не всё то золото, что блестит». Очень поучительный. О чести, достоинстве и ложном патриотизме.

Участники поэтического объединения «Мамаев Курган» (г.Волгоград) Людмила Кузнецова-Киреева и Юрий Ленский на суд волжских читателей представили патриотические стихотворения и подарили Центральной библиотеке авторские сборники.

Не остались в долгу и волжане. Ломакина Кира, Ермоленко Александр, Черешнева Екатерина, Черненко Евгений (молодёжная арт-площадка «Шатёр талантов») прочитали свои стихотворения, посвященные Победе под Сталинградом.

Аплодисментами встречено было выступление бардов Олега Прокланова и Виктора Русанова. Были исполнены песни на стихи волжских авторов Н.Карпычевой, М.Набоко, А.Сурдутовича.

Завершился вечер вручением грамот от литературно-поэтического объединения «Мамаев Курган» и подарков почетным гостям П.Филютовичу, В.Бирюкову, Ю.Бурцову.

А пуще им хотелось знать,
Солдатам, помнящим о долге,
Чем битва кончится на Волге,
Чтоб легче было умирать…

Этими стихами С.Викулова «В городе на Волге» был открыт вечер памяти «Сталинградская битва: взгляд через 70 лет» в библиотеке №5 имени А.С.Пушкина, посвященный защитникам Сталинграда. На встречу с ветераном Великой Отечественной войны Первицким Григорием Ивановичем были приглашены учащиеся 10 «Б» класса школы №18.

Григорий Иванович рассказал старшеклассникам о Сталинградской битве. Ребята услышали о самом страшном дне Сталинграда – 23 августа, когда 600 немецких самолётов обрушили массированный удар на весь город. Ветеран рассказал о массовом героизме советских воинов, о подвигах защитников, получивших высокую награду героя Советского Союза – бронебойщике Петре Болото, подбившем восемь немецких танков, снайпере Василии Зайцеве, уничтожившем 300 гитлеровцев, танкисте Михаиле Нечаеве, совершившем со своим танковым корпусом бросок в тыл врага, уничтожив 350 самолётов на аэродроме и вокзале.

Григорий Иванович также рассказал о своём участии в Великой Отечественной войне.

«В самом деле, какого чёрта эти русские всё ещё цепляются за какие-то клочки своей земли? Всё равно Сталинград – немецкий город и немцы никогда отсюда не уйдут. Пора понять. Что немцы приходят и никогда не уходят…Так сказал фюрер».

«Невозможно описать то, что здесь творится. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки, даже женщины».

«Русские не похожи на людей, они сделаны из железа, они не знают усталости, не ведают страха, не боятся огня… Матросы на лютом морозе идут в атаку в тельняшках… Мы изнемогаем. Каждый солдат считает, что следующим погибнет он сам. Быть раненым и вернуться в тыл – единственная надежда…».

Заведующая библиотекой Васильева Т.М. познакомила старшеклассников с книгами о Сталинградской битве, военными мемуарами, публикациями, представленными на выставке «Сталинград – символ Победы и подвига». Татьяна Митрофановна провела с ребятами викторину, которая помогла закрепить полученные знания.

Закончился вечер фотографией на память.

Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации разработаны с учётом основных направлений работы руководителей школьных музеев на основе Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года , положения Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Рекомендации способствуют освоению и внедрению в деятельность музеев образовательных организаций наиболее эффективных и результативных форм организации музейной деятельности и проведения воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности.

Целью разработки данных методических рекомендаций является выявление основных форм воспитательных технологий, направленных на воспитание патриотизма, чувства гордости за победу Советского народа в Великой Отечественной войне, для внедрения их в практику организации музейной деятельности, а также знакомство с историей героических подвигов в Сталинградской битве.

Актуальность связана с необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций руководителей музеев (музейных педагогов, педагогов-организаторов) и классных руководителей, с современным пониманием процессов воспитания и реализацией основных принципов образования, заложенных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2017 г.).

Ожидаемые результаты от использования предлагаемых методических рекомендаций: руководители музеев (музейные педагоги, педагоги-организаторы), классные руководители совершенствуют формы проведения мероприятий патриотической направленности при организации музейной педагогической деятельности. Использование данных методических рекомендаций позволит организовать деятельность школьного музея на основе реализации современных технологий и подходов.

2 февраля – День воинской славы России, день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Она продолжалась 200 дней и унесла более миллиона жизней русских людей. Сталинградская битва занимает особое место среди событий отечественной и мировой истории и имела колоссальное значение для дальнейшего хода Второй мировой войны. Подвиг защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь в 1942–1943 годах решались дальнейшая судьба нашей страны.

Среди планируемых мероприятий 2017–2018 учебного года Департамент образования города Москвы обозначил 3 основных проекта в области гражданско-патриотического воспитания и музейной педагогики. Один из них – Городской фестиваль «Духовные скрепы Отечества». Этот Фестиваль представляет собой комплексную системную работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Сроки и этапы проведения конкурсных мероприятий Фестиваля даны в Положении о Фестивале . Участники конкурсных мероприятий Фестиваля могут принять участие как во всех, так и в отдельно взятых конкурсных этапах Фестиваля в соответствии с содержанием конкурсных мероприятий, в состав которых входят: уроки мужества, тематические и фотовыставки, музейно-патронатные акции, кинолекторий, интернет-киновикторина и другие мероприятия.

Все мероприятия III этапа Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» посвящены Сталинградской битве, которая по размаху и напряженности боевых действий превзошла все предшествующие ей сражения мировой истории. Сталинградская битва завершилась блестящей победой советских войск, показала возросшие возможности Красной Армии и советского военного искусства. Она положила начало коренному перелому не только в ходе Великой Отечественной войны, но и во всей Второй мировой войне в целом.

Задачи всех мероприятий III этапа Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» :

  • познакомить с основными событиями Сталинградского сражения;
  • раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге;
  • развивать навыки в работе с историческими документами, дополнительной литературой, отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал, посвящённый Сталинградской битве.

На основании положения Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» классным руководителям, педагогам-организаторам, руководителям музеев образовательных организаций рекомендуется:

1. Организовать подготовку и проведение в образовательных организациях Уроков мужества, посвящённых 75-летию Сталинградской битвы. Вниманию педагогов на сайте Городского методического центра предлагаются методические материалы для проведения таких тематических занятий, как: «Священная память героям Сталинграда», «Сталинградская битва. Ни шагу назад!», «Герои Сталинграда». Все методические материалы носят рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.

2. Организовать в образовательных организациях кинолекторий, в который включить фильмы о Сталинградской битве. Школьникам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм. Главное направление всех мероприятий, проводимых в школе по патриотическому воспитанию, – сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа. Каждый школьник должен знать, что Сталинградская битва послужила переломным моментом в ходе той кровопролитной войны, и посмотреть фильм «Сталинград» 1989 года. Великий режиссёр Юрий Озеров решил снять фильм про Сталинград к 45-й годовщине Сталинградской битвы. Именно в этом «Сталинграде» отлично передана атмосфера сражения, всё сделано «по-озеровски» масштабно, драматично и впечатляюще. В фильме есть все знаменитые герои Сталинградской битвы: Ворошилов, Чуйков, Жуков, Тимошенко, Хрущев и многие другие.

Школьникам Москвы в рамках кинолектория могут быть предложены следующие фильмы:

  • «Сталинград» (1989);
  • «Они сражались за Родину» (1975);
  • «Горячий снег» (1972);
  • «Четвёртая высота» (1978).

Можно смотреть и другие фильмы о Сталинградской битве, но в интернет-викторине будут вопросы именно по этим фильмам. Вот уже несколько лет активисты школьных музеев проводят кинолекторий и участвуют в интернет-киновикторине по просмотренным кинофильмам.

3. Способствовать проведению патриотических акций в рамках программы Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Школьники могут посетить ветеранов Великой Отечественной войны, подарить им подарки, открытки, оказать посильную помощь. Проведение ежегодных традиционных дел и акций активистами музеев развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки, так как дела, в которых они участвуют, несут в себе патриотический смысл, а значит, всё это – гражданские поступки. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т. е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности, – эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению.

4. Подготовить тематические выставки-экспозиции, которые раскрывают тему, проблему или сюжет посредством экспозиционных материалов, отражают основные события Сталинградской битвы. Оригинальность и уникальность работы каждого школьного музея заключается в наличии разнообразного материала (газеты, документы, фотографии, вещи, реликвии войны). Посещение музея даёт школьникам волнующее сознание беспримерного мужества, оставленного нам в наследство этими обыкновенными людьми с необыкновенной биографией. Рассказы ветеранов о годах военной молодости, пожелтевшие письма и документы фронтовых лет, осколки снарядов в музейных витринах, земля, привезённая с мест боев, – всё это помогает ребятам ощутить не только разумом, но и сердцем, грозное дыхание войны. Рассматривая фотографии, военные документы, учащиеся приходят к выводу, что подвиги совершаются не чудо-богатырями, их совершают обыкновенные люди. Но эти люди стали героями, т. к. жизнь их была освещена высокой целью.

Одним из важнейших факторов победы в Сталинградской битве является героизм бойцов и командиров, которые, несмотря на численное превосходство врага, проявили небывалую стойкость в обороне и решительность в наступлении. Чувство ответственности за волжскую твердыню рождало целые подразделения, части и соединения героев. Многие из них покрыли себя неувядаемой славой. 103 человека были удостоены звания «Герой Советского Союза». Их подвиги навечно останутся в сердцах многих народов. Они навсегда будут являться символом бесстрашия, мужества и самопожертвования во имя Отчизны.

5. Обобщить опыт педагогов в образовательных организациях по проведению мероприятий патриотической направленности в виде мастер-классов «Примером сильны и духом отважны» в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Исключительно велико значение Сталинградской битвы в наше время. Подвиг Сталинграда учит нас решительности, твёрдости, необходимости высокого профессионализма, а главное, единству в отстаивании интересов России. Подвиг сталинградцев, воспоминания живых участников этой битвы имеют огромное значение для патриотического воспитания нашего общества, детей, молодёжи, российских воинов. Необходимо донести до нынешнего поколения всеми имеющимися способами всё величие героизма наших воинов, всех советских людей, победивших в Сталинградской битве. Сталинград навсегда останется символом величия нашей Родины, героизма нашего народа и его Вооружённых сил. Он будет постоянно звать нынешние и грядущие поколения к самоотверженному служению своему Отечеству.

По итогам проведения воспитательных мероприятий каждый педагог может прикрепить ссылку о проведённом мероприятии на странице III этапа Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» на сайте .

Алгоритм участия педагогов в Фестивале:

  1. Выбрать форму проведения мероприятия.
  2. Разместить на сайте образовательных организаций пресс-релиз или пост-релиз (видеоролик или фотоотчёт) о проведённых мероприятиях с указанием этапа Фестиваля.
  3. Заполнить соответствующую страницу в интерактивной системе .

По итогам III этапа все организаторы воспитательных мероприятий в образовательных организациях получат электронные сертификаты участников (победителей и призёров) Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Надеемся, что воспитательный эффект от проведения всех этих мероприятий, посвящённых 75-летию Сталинградской битвы, планируемых в образовательных организациях города Москвы, позволит каждому московскому школьнику произнести эти слова:

«В резной шкатулке много лет

Лежит бесценная награда –

Медаль, которой равной нет,

«За оборону Сталинграда».

Её я бережно достал,

И что-то в сердце защемило.

Я будто вновь солдатом стал

И вспомнил всё, как это было».

Ведь именно в этих стихах есть слова гордости за нашу Победу под Сталинградом, её огромное историческое значение. Возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию, а, следовательно, и к деятельности музеев, открывает новые перспективы, создаёт новые возможности для их развития, вселяет в нас надежду на то, что патриотизм, став основой всего нравственного и духовного воспитания, станет и основой формирования будущего России.

31 января В Чернореченской школе прошла вахта памяти «Самая главная высота», посвященная Сталинградской битве. В ней участвовали учащиеся 8 – 11 классов, преподаватели, работники сельской библиотеки. В слове преподавателя прозвучала информация о значении этого грандиозного сражения, учащиеся 9 – 10 классов подготовили устный журнал «Исторический репортаж» о ходе Сталинградской битвы, библиотекари – презентацию «Сибиряки в Сталинградской битве». Приняли участие 10 человек — учащихся, 6 педагогов, 1 человек из комитета по делам молодежи. В зале было 70 зрителей.

1 февраля Урок истории «Сталинград. 200 героических дней и ночей» для учащихся 6-8 классов проведен библиотекарем Елбашинской сельской библиотеки. В проведении приняли участие 4 школьника, 2 педагога. Присутствовало 14 зрителей.

1 февраля в библиотеке п. Керамкомбинат прошла книжная презентация «К истории через литературу». Библиотекарь познакомила читателей с выставкой книг «В огненном пекле», провела обзор по журналу «Родина» (№1. — 2013), посвященный Сталинградской битве. Цель данного мероприятия заключалась в том, чтобы дать читателям информацию о книгах, имеющихся в фонде библиотеки, о том, как видят Сталинградскую битву её авторы. Обслужено 15 читателей.

1 февраля Ведущий библиотекарь Лебедевской сельской библиотеки В. Я. Куфельт провела в 5- х классах исторический час «200 огненных дней и ночей», посвященный 70 – летию Сталинградской битвы. На фоне кадров кинохроники в беседе «Обжигал смертельный огонь» ребята узнали об участии жителя села Лебедевка М. И. Фомичева в боях за Сталинград. Его фотографии, публикации в местной печати дополнили информацию о событиях Великой Отечественной войны, а тот факт, что в них принимал участие земляк, который совсем недавно жил с ребятами в одном селе, позволил ближе прочувствовать все беды и тяготы войны, и гордость за нашу победу. Присутствовало 28 человек. В организации и проведении мероприятия помогал 1 педагог.

«И мы выстояли! На рассвете 19 ноября 1942 года огненная буря обрушилась на вражеские позиции. Весь передний край противника потонул в разрывах снарядов и мин. Наши грозные «Катюши» учинили расплату за все наши обиды и страдания, ее смертоносные снаряды летели словно метеоры — вестники грозного суда над фашизмом… Началось наступление советских войск. Победа нам досталась очень дорогой ценой, от Волги да берегов Дуная мы свое боевое знамя, овеянное славой, с честью пронесли по трудным дорогам войны…», — писал ветеран Великой Отечественной войны Михаил Иванович Фомичев в публикации «У волжской твердыни» в газете «Знамя коммунизма», № 31 за 1983 год.

1 февраля Библиотекарь Линевской детской библиотеки О. Н. Крутикова провела для учащихся 8 класса литературно – музыкальную композицию «Вспомним подвиг Сталинграда». Присутствовало 22 человека.

2 февраля Библиотекарь Маякской сельской библиотеки с учащимися 9 класса провела урок мужества «Поклон земле суровой и прекрасной», посвященный мужеству советских воинов в крупнейшей сухопутной битве в ходе Второй мировой войны — Сталинградской, которая наряду со сражением на Курской дуге стала переломным моментом в ходе военных действий. В подготовке и проведении урока мужества принимала участие преподаватель литературы. Присутствовало 10 человек.

5 февраля В Легостаевской сельской библиотеке проведен урок мужества «Не ради славы и наград мы защищали Сталинград» для учащихся 9 – 11 классов. Присутствовало 25 человек.

14 февраля Библиотекарь Новолоктевской сельской библиотеки Е. Г. Пикула и школьный библиотекарь В. И. Повисьмо провели урок мужества, посвященный пионерам – героям, участникам Сталинградской битвы. В проведении мероприятия принимали участие 15 школьников, учеников 8 класса, 3 педагога. Ребята читали стихи о мужестве своих сверстников в годы Великой Отечественной войны. В зале присутствовало 15 зрителей.