Рефераты Изложения История

Факультет коррекционной педагогики. Профессиональное самоопределение умственно отсталых старшеклассников Анкета профильных предпочтений

А.В. Лобанова М.А. Никитина

Изучение профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста с умственной отсталостью

Анализируются профессиональные предпочтения и предрасположенности детей старшего школьного возраста с умственной отсталостью. В качестве показателей оцениваются профессиональная направленность, профессиональная компетентность, профессионально значимые личностные качества. Проводится количественно-качественный анализ эмпирических результатов.

Ключевые слова: профессиональная ориентация умственно-отсталых подростков, нарушение интеллектуального развития, ценностно-смысловая сфера личности, профессионально значимые особенности личности.

Профессиональная ориентация детей старшего школьного возраста с умственной отсталостью является крайне актуальной проблемой и требует тщательной проработки. Отсутствие единой системы квалифицированной профориентационной помощи, недостаточная разработанность методики профориентации и целенаправленного трудоустройства лиц с умственной отсталостью приводит к невостребованности данной категории граждан и резко снижает их социальную защищенность.

Объектами изучения в процессе профориентации при нарушениях в интеллектуальном развитии являются профессионально значимые особенности личности: профессиональные интересы, профессиональная направленность, склонности и способности, включая особенности интеллектуального развития; ценностные ориентации и смыслы деятельности, как учебной, так и профессиональной, здоровье, а также такие личностные особенности, как темперамент и характер .

На основе изучения специальной литературы разработана диагностическая программа. Ее сводная характеристика представлена в табл. 1.

Экспериментальная выборка включала в себя детей старшего школьного возраста с диагнозом умственная отсталость легкой степени - учеников 8 и 9 классов, возрастной состав испытуемых 16-18 лет.

Коррекционная ^ педагогика О

Таблица 1

Диагностическая программа, направленная на изучение профессиональных предпочтений и предрасположенностей детей старшего школьного возраста с умственной отсталостью

Блок I Методики для изучения профессиональной направленности

« Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климов Отбор на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых

«Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши (модификация В.В. Резапкиной) Выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной

Блок П. Методики для изучения профессиональной компетенции

«Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкина Уточнение намерений в выборе своей профессии

«Опросник профессиональных установок подростка» И.М. Кондаков Оценка уровня формирования адекватных профессиональных установок

Блок Ш. Методики для выявления профессионально значимых качеств

Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Адаптирован ДА. Леонтьевым Исследование представлений старшеклассников о будущей жизни по таким характеристикам, как наличие или отсутствие целей в будущем, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, удовлетворенность жизнью, представления о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь

«Ценностные ориентации» М. Рокич Исследование направленности личности и определение ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков

Результаты проведенного опроса по методике «Дифференциаль- |

но-диагностический опросника» Е.А. Климова позволяют сделать выво- §

ды: у 60% испытуемых наблюдается средне выраженный интерес к тех- 5 °

нической сфере, что, по классификации типов профессий Е.А. Климова, 1 1

соответствует типу «Человек - техника», т.е. эта группа обучающихся 2 <§ ~ £ о

с умственной отсталостью легкой степени ориентирована на создание, о рд

обслуживание и применение разнообразных технических механизмов чю и конструкций. 20% имеют средне выраженную склонность к профес- с сиям типа «Человек - природа», т.е. эти старшеклассники с умственной отсталостью легкой степени ориентированы на все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. 20% имеют средне выраженную склонность к профессиям типа «Человек -человек», таким образом, они ориентирована на профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

По результатам методики «Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши (модификация В.В. Резапкиной) можно судить о склонностях к различным сферам профессиональной деятельности. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод: по 20% испытуемых имеют ярко выраженную и средне выраженную склонность к экстремальным видам деятельности; 20% имеют средне выраженную профессиональную склонность к работе с людьми; 20% имеют слабо выраженную профессиональную склонность к работе на производстве; 20% не имеют конкретной склонности к какому-либо виду профессиональной деятельности.

Изучение намерений старшеклассников с умственной отсталостью легкой степени в выборе своей профессии позволило определить, что все испытуемые хотят работать в определенной сфере труда (финансы, человек, техника, растения, животные), заниматься определенным видом трудовой деятельности (управление, образование, конструирование, контроль, защита). 80% испытуемых получили объективные результаты, соответствующие их реальным возможностям и способностям, 20% испытуемых имеют неадекватные результаты, что свидетельствует о завышенной самооценке и недостаточном осознании своих возможностей.

Исследование структуры профессиональных установок, их адекватность и выраженность у учащихся позволило определить, что 60% испытуемых имеют средний уровень нерешительности в профессиональном выборе, 40% - высокий уровень, что свидетельствует об отсутствии у них четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, неуверенности и плохой информированности о мире профессий. У 60% испытуемых сформирован средний уровень

| | рационализма профессионального выбора, у 40% - высокий уровень. § 2 Следовательно, к процессу выбора будущей профессии старшекласс-* ш ники такой категории относятся рационально и основательно. Все они оптимистичны в отношении своего профессионального будущего, что ^ может быть связано с идеализацией, юношеским максимализмом, чувством избранности, с ощущением, что абсолютно все проблемы могут быть разрешены. 60% испытуемых имеют завышенную самооценку, 40% - осознают свои реальные возможности и способности. 100% старшеклассников с умственной отсталостью легкой степени имеют средний уровень зависимости в профессиональном выборе, т.е. их характеризует умеренный уровень социальной незрелости и зависимости от других людей.

Анализируя результаты исследования смысложизненных ориента-ций испытуемых, можно сделать вывод: 20% - не имеют осмысленных целей в будущем; 40% - испытывают неудовлетворенность своей жизнью в настоящем и считают процесс своей жизни неинтересным, эмоционально обедненным и лишенным смысла; 20% опрошенных неудовлетворены прожитой частью жизни, считают прожитую жизнь малопродуктивной и недостаточно осмысленной; 20% респондентов имеют низкий показатель по субшкале «Локус контроля - Я», что свидетельствует о неверии возможности контроля событий собственной жизни; у 100% старшеклассников с умственной отсталостью легкой степени значения по субшкале «Локус контроля - жизнь» находятся в пределах нормы, что позволяет сделать вывод о том, что они в силах контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их. Однако показатели 40% испытуемых близки к низшей границе нормы, что говорит о недостаточной уверенности в своих силах; в целом, все испытуемые имеют средний уровень сформированности представлений о жизни. Большинство респондентов видят в своей жизни цели, воспринимают сам процесс жизни как интересный и насыщенный событиями, эмоциями, они достаточно удовлетворены прошедшим периодом жизни. Будущее видится им более интересным, чем прожитый период. Они считают, что жизнью можно управлять, но при этом не очень уверены в своих силах, считают, что не обладают достаточной свободой выбора. В целом, осмысленность жизни граничит с низшим уровнем нормы. Средний балл осмысленности жизни - 87. Это свидетельствует о недостаточном умении находить смыслы в собственной жизни, видеть перспективы в будущем.

Исследование ценностно-смысловой сферы старшеклассников с умственной отсталостью легкой степени выявило некоторые особенности ее развития: среди терминальных ценностей, объединенных

На более высокие места среди терминальных ценностей респонденты 2 <§

ставят наличие хороших и верных друзей, продуктивную жизнь, позна- о рд ние, интересную работу, здоровье, любовь, общественное признание, чю развитие и материально обеспеченную жизнь. Менее важными счита- с ют красоту природы и искусства, жизненную мудрость, активную деятельную жизнь, уверенность в себе, развлечения, свободу, счастливую семейную жизнь, счастье других и творчество.

Так как ценности входят в структуру личности и определяют ее направленность, то можно утверждать, что учащиеся, принявшие участие в исследовании, в умеренной степени готовы к профессиональной самореализации, что соответствует особенностям развития старшего школьного возраста. Анализ результатов показал, что конкретные ценности являются более предпочтительными для старшеклассников, т.к. они более явно могут способствовать удовлетворению потребностей, чем абстрактные, которые в свою очередь являются наименее предпочитаемыми среди всех терминальных ценностей. Для учащихся гораздо более привлекательными являются здоровье, наличие хороших и верных друзей, т.е. то, что можно оценить непосредственно, в режиме «здесь и сейчас», чем красота природы и искусства, жизненная мудрость, т.к. эти категории невозможно измерить, и нет критериев, которые бы показали, насколько эти позиции важны для конкретного человека. Исключение составляют такие абстрактные ценности, как познание и любовь, которые занимают одни из лидирующих позиций среди терминальных ценностей. Это еще раз подчеркивает важность эмоциональных взаимоотношений для старших школьников.

По результатам исследования можно сделать вывод, что среди инструментальных ценностей, объединенных в содержательные блоки, на первом месте стоят конформистские ценности, ценности дела, ценности общения и ценности принятия других, что отражает такую возрастную особенность старшего школьного возраста, как реакция группирования, желание принадлежать к референтной группе сверстников. Отдав предпочтение ценностям дела, испытуемые продемонстрировали желание добиться успехов в будущей профессиональной деятельности. Менее важными являются ценности самоутверждения, альтруистические, этические и индивидуалистические ценности.

На более высокие места обследуемые поставили такие инструментальные ценности, как честность, эффективность в делах, воспитанность,

| 1 аккуратность, смелость в отстаивании своего мнения, самоконтроль, ° 2 ответственность и высокие запросы. Менее предпочтительными оказа-* ш лись широта взглядов, жизнерадостность, исполнительность, образованность, рационализм, твердая воля, терпимость, непримиримость к недо-^ статкам в себе и других и независимость.

Таким образом, можно заключить, что старшеклассники с умственной отсталостью легкой степени не имеют ярко выраженных профессиональных интересов, неоднозначны в определении приоритетных направлений своей профессиональной деятельности, их интересы относительно будущей деятельности неопределенны и расплывчаты. Испытуемые не имеют ярко выраженных профессиональных склонностей. Следовательно, профессиональная направленность данной категории детей сформирована недостаточно.

Библиографический список

1. Егорычева И.Д. Ценностные ориентации как отношение подростков к миру и методика их диагностики // Мир психологии. 2011. № 4. С. 182-196.

2. Сорокоумова Е.А., Бобоеров З.Х. Психологические механизмы личностного самоопределения // Инициативы XXI века. 2014. № 1. С. 49-51.

Особенности психофизического развития детей с интеллекту­альной недостаточностью и обусловленные ими ограничения жиз­недеятельности. Психическое недоразвитие при умственной отста­лости имеет тотальный характер и охватывает все сферы психики: сенсорную, моторную, интеллектуальную, личностную (Л. С. Выготский, II. В. Занков, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, И. М. Соловь­ев и др.). Первичным дефектом в психической структуре развития при умственной отсталости является инактивность (Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн). Замедленный и качественно измененный характер развития определяет своеобразие формирования психических процессов.

Слабая дифференцированность и узость восприятия, нарушение его избирательности и точности ограничивает возможности при ознакомлении и познании окружающего мира. Дети данной категории ошибаются в опознании знакомого предмета и изображений, называют изображенные объекты неправильно, не умеют их рассмотреть и самостоятельно выделить их характеристики.

Пространственные нарушения обуславливают трудности детей в ори­ентировке на листе бумаги (не могут правильно расположить рисунок, определить начало строки), в классе, незнакомом помещении. Особеннос­ти пространственной ориентировки обнаруживаются в процессе обуче­ния: на уроках рисования, географии, математики, трудового обучения.

Небольшой объем, слабая устойчивость и переключаемость, малая произвольность внимания обуславливают затруднения учащихся при анализе предметов, при переключении внимания с одного объекта на другой.

Мышление развивается значительно медленнее и в более поздние сроки, характеризуется своеобразием развития всех его видов (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое), а также мыслительных операций: бедность и фрагментарность анализа и синтеза, сравнение предметов по несущественным признакам, расши­рение или неправомерное ограничение оснований для обобщения. Осо­бенности мышления обуславливают формирование нечетких и непол­ноценных образов предметов, трудности при группировке предметов по определенному признаку, в усвоении понятий и установлении причинно-следственных зависимостей.

Существенные особенности памяти: ограниченный объем и замед­ленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и воспроизве-

дения информации, недоразвитие смысловой памяти при относитель­ной сохранности механической оказывают влияние на учебную дея­тельность детей: заучивание правил, стихотворений, запоминание и пересказ содержания текста, арифметической задачи, воспроизведение полученных знаний.

Отклонения в речевом развитии детей обнаруживаются при харак­теристике различных сторон речевой деятельности: фонетико-фонематической, лексико-семантической, логико-грамматической. Бедность словарного запаса, сниженная речевая активность и потребность детей в общении ограничивают их коммуникативные возможности: плохо Донимают вопросы и словесные инструкции, не принимают участие в беседе, передают содержание текста упрощенно и несовершенно, Испытывают затруднения в овладении навыками чтения и письма.

Своеобразие познавательной деятельности отчетливо проявляется на всех возрастных этапах и в различных видах деятельности (предметно-практической, игровой, учебной, трудовой). Деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется рядом особен­ностей: слабость и неустойчивость мотивов, нарушения целенаправ­ленности деятельности, недостаточно критичное отношение к резуль­татам деятельности, которые выражаются в слабой ориентировке в за­дании, неумении планировать, подчинять отдельные действия поставленной задаче, выбирать средства для ее решения.

Наряду с недоразвитием познавательной деятельности отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы. При относительной со­хранности элементарных эмоций имеет место выраженное недоразви­тие эмоций социально-нравственного характера. Эмоциональная не­зрелость, недостаточная дифференцированность чувств ограничивает детей в эмоциональных проявлениях, в понимании эмоционального состояния другого человека, неспособности к сопереживанию.

Кратковременность и слабость волевых усилий у данной категории детей обуславливает трудности, связанные с учебной деятельностью; уча­щиеся не удерживают длительное время цель действий, не умеют самостоятельно составить план, «соскальзывают» при выполнении действий.

Особенности познавательной деятельности связаны с развитием всей личности детей: они недостаточно хорошо понимают ситуацию и могут неадекватно вести себя в новой обстановке; у них снижено критическое отношение к себе и окружающим; характерна безынициатив­ность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений. Поступки недостаточно целенаправленны, импульсивны.


У детей данной категории помимо отклонений в психическом раз­витии наблюдается недоразвитие двигательной сферы: нарушения ста­тических и локомоторных функций, точности и темпа произвольных движений тормозит овладение предметными действиями, что оказыва­ет отрицательное влияние на формирование представлений об окружающем мире.

К старшему школьному возрасту в результате специальной коррекционно-воспитательной работы значительно сглаживаются отклонения в познавательной и эмоционально-волевой сферах детей с интеллекту­альной недостаточностью. При этом специальное проектирование и моделирование развивающей, личностно ориентированной образова­тельной среды с учетом ограничений жизнедеятельности ребенка поз­воляет усилить коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, стимулировать развитие жизненно значимых функций у детей с интеллектуальной недостаточностью с целью дальнейшей их интеграции в общество.

Влияние образовательной интеграции на развитие детей с ин­теллектуальной недостаточностью . Открытость и вариативность специального образования в Республике Беларусь позволяет обеспечи­вать право детей с особенностями психофизического развития: на полу­чение образования в специальных учреждениях и учреждениях образо­вания общего типа, в которых созданы условия для социализации лич­ности и интеграции ее в общество.

Образовательная интеграция оказывает влияние на изменение со­циальной среды и образовательного пространства для всех участников педагогического процесса: школьников с особенностями развития, нормально развивающихся сверстников, родителей, учителей, учителей-дефектологов, социальных педагогов, психологов. Дети с интеллектуальной недостаточностью интегрируются в среду здоровых сверстников, общение с которыми дает возможность овладевать обще­принятыми нормами поведения, взаимодействовать с другими детьми в процессе организации совместной деятельности, подготовки к эмоционально значимым событиям (праздникам, спортивным мероприятиям). Интегрированное обучение детей с интеллектуальной недостаточ­ностью обеспечивает не только специальную помощь и поддержку, но и формирует у них адекватное отношение к окружающему миру, способствует активному взаимодействию и сотрудничеству с окружающи­ми людьми, расширению жизненного пространства, личностному развитию и самостоятельному функционированию.


Всвою очередь, обычные сверстники в условиях образовательной ин­теграции приобретают умение адекватно воспринимать детей данной ка­тегории, сочувствовать и помогать им с учетом особенностей психофизи­ческого развития, проявлять заботу и внимание, брать на себя активную роль при организации общения и совместной деятельности.

Специальная организация развивающей, безбарьерной и адаптив­ной образовательной среды для детей с интеллектуальной недостаточ­ностью на основе специфических принципов ее проектирования и мо­делирования, с учетом биологических (тяжесть и время возникновения дефекта, сложная структура дефекта) и социальных факторов (семья, взрослые и дети, с которыми ребенок общается) является одним из условий успешности образовательной интеграции.

Образовательная среда, адекватная возможностям и потребностям ребенка данной категории, способствующая профилактике ограниче­ний, обусловленных психофизическими нарушениями, оказывает сти­мулирующее воздействие на продвижение детей в развитии, подготав­ливает учащихся к независимой и самостоятельной жизни.

Адаптация образовательной среды для детей с интеллектуаль­ной недостаточностью в условиях интегрированного обучения. Составляющими элементами образовательной среды выступают средовые ресурсы: предметные, пространственные, организационно-смыс­ловые, социально-психологические.

Характеристика предметных ресурсов образовательной среды. Предметные средовые ресурсы обеспечивают установление интерак­тивного режима взаимодействия ребенка со «средой обитания» и пред­ставляют собой определенное окружение (школьный корпус, учебные помещения, школьная мебель, учебное оборудование, учебно-дидакти­ческие материалы, предметы быта и др.), которое обеспечивает созда­ние комфортных и безопасных условий пребывания ребенка в учрежде­нии образования. Предметные ресурсы соответствуют определенному возрасту, содержанию деятельности детей, учитывают их интересы и потребности, уровень развития и отвечают требованиям санитарно-ги­гиенического режима.

В школьном корпусе необходимо иметь достаточно помещений для проведения образовательного процесса: учебные (классные) комнаты, помещения для индивидуальных и групповых занятий, комната для му­зыкальных занятий, спортивный зал, игровые, мастерские.

Помещения планируются с учетом проектно-дизайнерских требо­ваний. Правильно подобранное художественное оформление интерье-

pa помещений способствует эстетическому формированию личности учащихся, оказывает влияние на их эмоциональное состояние, самочувствие и работоспособность.

В учебном помещении для детей с интеллектуальной недостаточ­ностью необходимо создать специальные условия: во-первых, для фор­мирования мотивации к самостоятельной организации деятельности; no-вторых, для обогащения и расширения индивидуального опыта ребенка; в-третьих, для формирования социальных отношений.

Помещение должно быть уютным, достаточно освещенным и теплым, чтобы ребенок чувствовал себя в нем комфортно. Предметы, окружающие детей, подбираются с учетом возраста и их физических возможностей: секционные шкафы и стеллажи с открытыми полками, легкая мебель, чтобы дети могли без труда ее переставлять; низкие шкафчики, подходящие им по росту; выдвижные ящики. Способы расстановки мебели, характер и расположение дополнительных материа­лов, выбор оборудования, оформление интерьера в большей мере зависят от индивидуальности, фантазии и вкуса педагога.

Ребенок с интеллектуальной недостаточностью длительное время остается в области сенсомоторной системы поведения, поэтому в образовательной среде необходимо предусмотреть наборы сенсорных сти­мулов для развития сенсорно-перцептивной сферы (О. Шпек, 2003):

Для развития зрительного восприятия: образцы цветной бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, наборы плоскостных и объемных геометрических фигур, мозаика, цветной конструктор;

Для развития слухового восприятия: звучащие предметы и музыкаль­ные инструменты;

Для развития осязания: кусочки разных видов бумаги, ткани, образцы различной древесины, металла, пластика и других материалов, рель­ефные изображения объектов, тактильные мешочки (Т. В. Варенова, 2003).

Большинство детей с интеллектуальной недостаточностью имеют нарушения как общей, так и мелкой моторики. Для развития общей ме­трики педагогу рекомендуется иметь спортивный инвентарь для про­ведения подвижных игр и развития движений: скакалки, мячи.


можно организовывать предметно-практическую деятельность. Так, он должен знать определенное место в шкафу, где хранятся дидактические игрушки (пирамидки, башенки, матрешки), наборы мозаики и пластмассового конструктора, мелкие предметы (фишки, пуговицы).

Недоразвитие предметной, игровой и продуктивной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью обуславливает подбор педагогом достаточного количества игрушек и игрового материала:

Игрушки и игровые материалы, моделирующие семейные отноше­ния: куклы, кукольная мебель, домашние принадлежности;

Игрушки и игровые материалы, моделирующие отношения вне дома: дикие и домашние животные, различные виды транспорта и другой техники;

Игрушки и игровой материал для выражения творческой экспрессии: материал для изобразительной деятельности;

Полифункциональный игровой материал: кубики, строительный ма­териал, конструкторы.

Игрушки и игровой материал следует систематически обновлять с целью формирования у детей интереса и любознательности, повышения мотивации деятельности.

Предметно-практическая деятельность детей способствует осозна­нию динамичности окружающей среды, что создает условия для развития наглядных и словесно-логических форм мышления. Для всестороннего изучения предметов и формирования исследователь­ских действий ребенку данной категории требуется большее количест­во повторений, чем нормально развивающимся детям. В образователь­ной среде необходимо предусмотреть подбор большого количества разнообразного учебного оборудования с целью реализации принципа условий свободы развития ребенка (М. Монтессори), когда для него создаются условия не только для свободного перемещения и выбора места деятельности, но и выбора предметов и дидактического материа­ла для удовлетворения познавательных интересов. Так, многократное выполнение упражнений на разном материале способствует развитию у детей предметных действий и формированию эмоционального отношения к деятельности (Е. А. Стребелева, 2002).

Ограниченность личного опыта ребенка обуславливает, в первую очередь, расширение запаса представлений на основе ознакомления с предметами ближайшего окружения: стол, книга, карандаш. Выполняя целенаправленные действия с определенными предметами, ребенок


учится наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки пред­метов и отражать их в речи, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Для организации учебной деятельности детей педагогу рекоменду­ется иметь: специальные учебники и учебные пособия, иллюстратив­ный материал, аудиовизуальные средства.

Специальные учебники и учебные пособия, рабочие тетради для учащихся с интеллектуальной недостаточностью разрабатываются с учетом общепедагогических, методических и полиграфических требо­ваний, коррекционной и практико-ориентированной направленности и реализуют концепцию поддерживающего обучения.

С целью формирования полноценных образов предметов и явлений окружающей действительности необходимо подбирать иллюстратив­ный материал (рисунки, схемы, таблицы), который должен быть выпол­нен в реалистическом плане, цветном или графически четком черно-белом изображении.

Использование средств наглядности, с одной стороны, создает яс­ные представления об окружающем мире, а с другой - учит правильно пользоваться языковыми средствами для выражения связей и отноше­ний, наблюдаемых в реальном мире.

Педагогу рекомендуется иметь наборы аудиовизуальных средств: диа­фильмы («Времена года», «Лес» и др.), учебные фильмы («В мире живот­ных», «Профессии людей и орудия труда» и др.), которые способствуют Повторению и закреплению учебного материала, расширению и углубле­нию полученных знаний; обеспечивают формирование потребности об­щения с окружающим миром и эмоциональное развитие детей.

Наборы предметов для счета (счетные палочки, счеты, счетные под­ставки, геометрические фигуры), природный и бросовый материал (ка-гушки, пуговицы) рекомендуется использовать как для формирования понятия числа, счета, так и для изготовления поделок из природного и текстильного материала.

Таким образом, предметные ресурсы должны отвечать следующим требованиям:

Разнообразие (наличие игрового, спортивного и дидактического ма­териала для сенсомоторного развития, конструктивной, изобрази­тельной, музыкально-ритмической деятельности); . доступность (расположение игрового, дидактического материала в поле зрения ребенка и предоставление ему свободы и самостоятель­ности в выборе материала);


Соответствие материалов определенному размеру, форме, цвету с
учетом возраста, особенностей психического развития детей (учебное оборудование должно быть большим по величине, ярким, кра­сочным по цвету, иметь четко выраженные характерные детали).

Характеристика пространственных ресурсов образовательной среды. Среди средовых ресурсов значительное внимание отводится пространственным ресурсам, которые предусматривают создание условий для свободного перемещения и ориентировки учащихся в микро- и макропространстве.

При планировании пространства учебного помещения рекоменду­ется учитывать его многофункциональность и соответственно предусматривать различные зоны:

Учебная зона (организация учебных занятий по общеобразователь­ным предметам);

Зона предметно-практической деятельности (организация занятий по рисованию, лепке, конструированию);

Игровая зона (организация игр и проведение занятий по развитию движений);

Зона «живая природа» (организация наблюдений за растениями, жи­вотными);

Зона релаксации (место отдыха и уединения ребенка).

Пространственные ресурсы учебного помещения тесно взаимо­связаны с предметными ресурсами и предполагают наличие для каждой зоны специфичных предметных ресурсов: учебная зона - учебники, учебные пособия, школьные принадлежности; игровая зона - игрушки и игровой материал.

Свое постоянное помещение (классная комната, спальня) воспри­нимается детьми как устойчивое и защищенное пространство. Для развития детей и формирования ряда социальных привычек рекоменду­ется в местах постоянного пребывания отводить предметам и вещам постоянные места с целью свободного ориентирования детей в пространственном окружении. Ребенок должен знать, где находятся школьные принадлежности, книги для чтения, любимые игрушки. Дети чувствуют себя особенно комфортно, когда у них есть возможность разместить вокруг - себя знакомые, эмоционально значимые вещи (на­пример, в спальне: игрушки, фотографии).

Процесс формирования пространственной ориентировки начинает­ся с восприятия и элементарного анализа собственных двигательных


действий и завершается формированием умения ориентироваться в окружающем пространстве, требующем закрепления сложной системы связей между движением и словом (Б. Г. Ананьев, И. М. Сеченов, Л. В. Запорожец).

Продуманное и целесообразное планирование определенных зон в учебном помещении способствует формированию у ребенка восприя­тия пространства. Организация деятельности (предметно-практичес­кой, игровой) требует от воспитанника с интеллектуальной недостаточ­ностью формирования умений последовательно осматривать помещение и выражать отношения словами «далеко», «близко», «посе­редине»; устанавливать пространственное положение окружающих Объектов по отношению к себе («Где стоит шкаф?», «Где расположена Классная доска?»); усваивать значения предлогов и наречий, отражаю­щих пространственные отношения, и использовать их в речи («Положи игрушку на стол»); свободно ориентироваться на листе бумаги и понимать значение выражений (в центре, слева, справа, верхний угол).

Особенности пространственной ориентировки, трудности комму­никативного общения обуславливают необходимость «символического сопровождения» пространственных ресурсов. Изолированность и зави­симость ребенка с интеллектуальной недостаточностью от внешних) условий может быть преодолена с помощью символов (пиктограммам), Которые должны быть конкретными и простыми для понимания (Л М. Шипицына, 2004). Символами рекомендуется обозначать в учеб­ном помещении зоны: игровая зона - «игрушка», зона релаксации -«диван». Система символов переносится и на школьные помещения: Столовая - «чашка», игровая комната - «игрушка». Дети данной Категории не всегда правильно понимают смысл знакомых слов, поэтому рекомендуется на предметах ближайшего окружения ребенка прикрепить таблички с написанными печатным шрифтом названиями: стол, стул, окно, кровать. Педагог, демонстрируя табличку, произносит написанное слово и указывает на предмет, который он обозначает.

В учебном (классном) помещении каждый ребенок имеет свое рабочее место (парта и стул) в соответствии с индивидуальными особенностями: ростом, состоянием зрения и слуха. Рекомендуется маркировать Парту следующим образом: имя ребенка или геометрическая фигура определенного цвета.

Территория открытого пространства включает пришкольный участок, который рекомендуется оборудовать для игр, занятий физиче-


ской культурой, прогулок. С учетом отклонений в пространственной ориентировке у детей необходимо формировать навыки правильного «территориального поведения», то есть свободного перемещения на территории школы. На основе словесного описания, используя предметные (геометрические фигуры) и пространственные ориентиры (линии, стрелки) с помощью педагогов составляются "планы-схемы пути (маршруты передвижения) из классного помещения в столовую, из школы домой и т. д.

Характеристика организационно-смысловых ресурсов образова­тельной среды. Особенности нервно-психического и соматического здоровья, отклонения в физическом развитии детей с интеллектуальной недостаточностью определяют значимость организационных ресурсов, обеспечивающих регламентацию режимов жизнедеятельности детей с учетом состояния здоровья. Организационные ресурсы направлены на восстановление и укрепление здоровья, поддержание работоспособ­ности, предупреждение переутомления учащихся и реализуются на основе систематического контроля со стороны медицинских работников, педагогов и родителей.

Регламентация режима жизнедеятельности детей имеет лечебно-профилактическую направленность и определяется как четкое плани­рование во времени всей деятельности ребенка с учетом возраста и особенностей психофизического развития (А. Н. Смирнова, 1975). Общий режим жизнедеятельности предусматривает: учебную деятель­ность, сон (для детей младшего возраста), прогулку, время для органи­зации бытовой, трудовой, оздоровительной, спортивной деятельности.

При организации любого вида деятельности, связанного с психиче­ским или физическим развитием, у детей данной категории быстро возникает перенапряжение нервной системы, утомление, что оказывает влияние на снижение работоспособности, отвлекаемость и ослабление внимания. Таким образом, педагогу необходимо своевременно чередо­вать различные виды деятельности, предусмотренные режимом, плани­ровать физкультурно-оздоровительные мероприятия, обеспечивающие повышение жизненного тонуса, активность и работоспособность детей.

В режиме дня к таким мероприятиям относятся: утренняя гимнасти­ка, подвижные игры во время прогулок, спортивные мероприятия. Ежедневное проведение утренней гимнастики решает воспитательные и оздоровительные задачи. Продолжительность утренней гимнастики -8-10, 15-20 мин. Комплекс включает 6-10 упражнений


общеразвивающего характера, содержание которого планируется в соответствии с местом проведения гимнастики, возрастом, подготов­ленностью детей: ходьба, бег, прыжки на месте, упражнения на осанку, равновесие, координацию, дыхание. Организация подвижных игр во время прогулок обеспечивает необходимую двигательную активность детей и включает упражнения со скакалкой, игры с мячом с целью коррекции общей моторики. Игры должны быть простыми по содер­жанию и доступны для детей («Займи свое место», «Два кольца» и др.).

При проведении учебных занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью учитывается характер динамики трудоспособности па уроке: растянутость фазы начала продуктивной работы, медленный темп включения в работу. Короткая фаза продуктивной работы обу­славливает небольшой объем учебного материала, непродолжительное объяснение и вариативность работы на уроке. Включение физкультми­нуток и физкультпауз в занятия обеспечивает активный отдых учащих­ся, переключение внимания с одного вида деятельности на другой.

Физкультминутки проводятся, как правило, на каждом уроке. Время проведения определяется педагогом в зависимости от степени утомления учащихся и от содержания урока. Комплекс упражнений включает 3-4 простых упражнения: быстрые сжимания и разжимания пальцев рук, разгибания в позвоночнике с потягиванием, наклоны, приседания. Комплексы упражнений рекомендуется периодически менять; время выполнения - 2-3 минуты. При разработке упражнений необходимо учитывать особенности нервной системы детей. Так, для возбудимых детей подбираются упражнения, способствующие умень­шению их возбудимости, для заторможенных - упражнения, направленные на повышение активности. Желательно физкультминутки проводить с музыкальным сопровождением. Рекомендуется планиро­вать, физкультминутки с целью профилактики утомления органов зрения и физкультминутки для развития моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика, игры с мелкими предметами).

Физкультпаузы проводятся на большой перемене или во время спортивного часа в течение 10-20 минут и включают подвижную или спортивную игру, задания типа «Кто быстрее пробежит?», «Кто лучше выполнит упражнение?».

Организационные ресурсы связаны с валеологизацией образовательной среды и предусматривают внедрение в учреждение


образования здоровьесберегающей педагогики, которая реализуется на основе принципов:

Диагностика уровня индивидуального здоровья с учетом психосома­тических конституциональных особенностей личности;

Осуществление системы рекреационных, коррекционных и реабили­тационных мероприятий по сохранению здоровья детей;

Оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей и педагогов (Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова, 2000).

Смысловые ресурсы предполагают организацию смыслового структурирования поведения ребенка с помощью определенной систе­мы правил. Взрослым следует научить ребенка не только ориентиро­ваться в окружающем мире, но и правильно регулировать свои отноше­ния с предметами, пространством, другими людьми, а также во време­ни. Так, дети должны знать, что бережное и аккуратное обращение с предметами и вещами будет способствовать тому, что данный предмет (вещь) можно использовать в хорошем состоянии длительное время (книга, игрушка, одежда). Регулируя временные отношения, взрослым необходимо учить ребенка соблюдать режим дня: запоминать опреде­ленные события, характерные для той или иной части дня, связывать каждый временной отрезок с режимным моментом.

Способность ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации формируется у детей на основе знания значений слов и распознавания информативных знаков (стрелка, туалет, телефон); символов, которые предупреждают об опасности (высокое напряжение, заграждение).

В качестве регулятора поведения детей выступает требование педа­гога. Дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают затруд­нения в понимании речи окружающих, поэтому речь педагога должна быть правильной с фонетической и логической стороны, немногослов­ной, эмоциональной и соответствовать речевому развитию учащихся. В разговоре с учениками следует употреблять простые, понятные сло­ва, произносить их медленно и отчетливо. Необходимо учить понимать и выполнять различные инструкции («Подойди к доске», «Положи тетрадь на стол»), отвечать на вопросы, выражать свои желания.

Дети с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в более подробном инструктировании, в выделении и конкретизации системы действий, которые необходимо усвоить, в их наглядном показе и более длительной и систематической тренировке. Организация развернутой деятельности («по шагам») способствует формированию у ребенка

умения излагать план выполнения задания, повышает самостоятель­ность и способствует развитию планирующей и регулирующей функции речи.

Система требований выражается в правилах. Школьникам необхо­димо не только усвоить общепринятые правила поведения, но и поступать в соответствии с ними. Дети данной категории не могут длительное время организовывать свое поведение в соответствии с правилами. Особенности их познавательной деятельности значительно затрудняют правильное самостоятельное обобщение тех поведенчес­ких действий, которые должны трансформироваться в нормы, регули­рующие поведение. Сознательное усвоение норм поведения обуслав­ливает необходимость прохождения ребенком этапа аффективно-эмоционального обобщения того, что и как он может делать в коллективе, гак как неоднократное одобрение коллектива учащихся закрепляет правильные поступки: выполнять правила поведения, соблюдать режим дня (Г. М. Дульнев, 1981). Учителю рекомендуется разъяснять целесообразность и необходимость культуры поведения в различных местах, используя разнообразные виды работы: решение практических задач («Как приветствовать людей: сверстников и старших», «Как обратиться с просьбой к незнакомому человеку» и др.); игры («Библио­тека», «Мы едем в автобусе» и др.); беседы («Внешний вид учащихся», «Волшебные слова» и др.).

В формировании навыков самостоятельности у детей, развитии умения планировать и организовывать собственную деятельность большая роль отводится алгоритмам и памяткам, содержание которых Отражает систему правил и инструкций («Правила поведения в классе, школе», «Правила выполнения самоподготовки», «Режим дня», «Обязанности дежурного»). Правила должны быть четкими, краткими, конкретными по содержанию. Для правил необходимо отвести место на стенде «Классный уголок» или оформить отдельную папку.

Характеристика социально-психологических ресурсов образова­тельной среды . Социально-психологические ресурсы образователь­ной среды обеспечивают удовлетворение потребностей субъектов об­разовательной среды в благоприятном социально-психологическом климате на основе доверительного, доброжелательного общения и по­нимания друг друга, позитивного настроения и взаимного положитель­ного оценивания. Успешность образовательной интеграции определя­ется не только характером и степенью психических нарушений детей с


интеллектуальной недостаточностью, но и системой отношений к та­ким детям со стороны социального окружения той среды, в которую ре­бенок интегрируется.

Сниженная способность учащихся данной категории к самостоятельному функционированию, особенности познавательной деятельности и личности в целом определяют специфику и качество пе­дагогической помощи со стороны взрослых людей по эмоциональному принятию и включению детей данной категории в среду обычных сверстников и ближайшего окружения. Педагог и родители выступают как «трансляторы» социокультурных традиций, через них осуществляется передача общечеловеческих норм и правил, они знакомят детей с доступными моделями общения (здороваться, прощаться, благодарить), демонстрируют разнообразные вербальные и невербальные средства общения (мимика, взгляд, жест, пантомимика), формируют социальные навыки и социальное поведение.

В условиях образовательной интеграции необходимо формировать у учителей, учителей-дефектологов, родителей, нормально развиваю­щихся сверстников адекватные установки в отношении ребенка с интеллектуальной недостаточностью: смотреть на него как на человека с определенным потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями (Л. М. Шипицына, 2005). Рекомендуется для здоровых детей провести игру, помогающую им осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не понимает, почему он другой. Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей. Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научи­ли его играть, общаться. Аккуратный внешний вид ребенка данной категории, его чистота и опрятность вызывают симпатию у нормально развивающихся детей, желание с ним взаимодействовать, поэтому педагогу рекомендуется формировать у ребенка привычку быть опрятным, носить чистую одежду и приучать осуществлять контроль за своим внешним видом. Данное требование достигается систематичес­ким руководством со стороны педагога и единой системой требований в школе и семье.

Ученик с интеллектуальной недостаточностью испытывает потреб­ность в позитивном отношении как со стороны взрослых, так и со стороны детей, поэтому педагогу необходимо внимательно, искренне, доброжелательно относиться к ребенку.


В классе для такого ребенка следует обеспечить положительное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими детьми. Для этой цели педагогу рекомендуется использовать следую­щие формы, методы и приемы.

1. Демонстрация здоровым детям сильных сторон и положительных
качеств личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью (физическая сила и выносливость, трудолюбие, старательность). Так, для воспитанников с синдромом Дауна характерна аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность.

2. Создание ситуаций успеха, стимулирующих данную категорию
детей к самостоятельности. Педагогу необходимо отмечать и положи­тельно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенка
(«посмотрите, какая красивая открытка получилась у Саши, он
старался и выполнил работу быстро и аккуратно»).

2. Демонстрация достижений взрослых людей с интеллектуальной
недостаточностью в профессиональной деятельности и самостоятель­ной жизни (овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи;
ориентируются в социальных отношениях и взаимодействуют с
другими людьми).

3. Примеры достижений взрослых людей с интеллектуальной не­
достаточностью. Рекомендуется рассказывать детям биографию амери­канского актера Криса Берка с синдромом Дауна, который за исполнение главных и эпизодических ролей в фильмах и сериалах удостоен различных наград и премий. В Нью-Йорке есть школа, названная в его честь. К. Берк активно участвует в музыкальных программах, выпуска­ет музыкальные альбомы, выступает в школах и на конференциях. Актер и музыкант утверждает: «Иметь синдром Дауна - это не значит, что вы не можете достичь звезд или даже стать одной из них».

5. Оказание шефской помощи детям с интеллектуальной недостаточностью со стороны здоровых сверстников (поддерживать в порядке рабочее место, выполнять общественные поручения).

6. Чтение специальной популярной литературы, содержание которой формирует систему отношений к данной категории детей (на­пример, И. Ахиллес, К. Шлие «Моя сестра - с ограниченными возможностями»).

С целью обеспечения возникновения взаимных симпатий и устой­чивых контактов между детьми необходимо включать учащихся данной категории в коллективную деятельность. Например, в процессе


изобразительной и трудовой деятельности педагог использует следую­щие задания:

Дети орнаментально раскрашивают каждый свое перо и размещают их на заготовке Жар-птицы, выполненной учителем;

Дети рисуют и раскрашивают различные фрукты, вырезают их и при­крепляют на заготовку Чудо-дерева;

Дети складывают на бумаге в технике оригами рыб и размещают их на заготовке аквариума.

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью требуют специ­ального педагогического руководства по формированию устойчивых мотивов деятельности. Повышению мотивации деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью способствует создание таких условий, которые обеспечивают возможность получать удовлетворе­ние от выполняемой деятельности посредством осознания ее общест­венной значимости (И. В. Белякова, В. Г. Петрова, 2002). Опыт позитивного взаимодействия убеждает учащихся в том, что работать вместе приятно и интересно, в совместной работе возникают теплые чувства к партнерам и хорошие отношения, которые сохраняются и по ее окончании (А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская, 2003).

При организации взаимодействия и сотрудничества детей данной категории с другими детьми педагогу необходимо поддерживать ини­циативу детей, предоставлять возможность брать на себя различные роли, самостоятельно учиться решать проблемы. Чувствуя, что их мнение учитывается, обсуждается, принимается, у детей появляется уверенность в себе, развивается чувство собственного достоинства. Таким образом, положительное отношение, понимание и принятие пе­дагогами и здоровыми детьми ребенка с интеллектуальной недостаточ­ностью оказывает влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие.

С целью развития самостоятельности ребенка рекомендуется обес­печивать ему освоение социального пространства и расширение границ жизненного пространства: установление социальных контактов, посещение представлений, праздников, спортивных мероприятий и по мере возможности участие в них.

Адаптация образовательной среды и специфика оказания педагоги­ческой помощи осуществляется с учетом индивидуальных потребнос­тей и возможностей ребенка. Знание типологических и индивидуаль­ных особенностей учащихся (состояние внимания, слуха, зрения.


утомляемость, работоспособность, особенности моторики) позволяет педагогу воспринимать каждого ребенка как индивидуальность, с набором его уникальных способностей, интересов и индивидуальных запросов.

Профессиональное самоопределение выпускников с недостаточностью интеллекта всегда была острой проблемой. Выбор профессии важный момент в жизни любого молодого человека, а особенно, для данной категории подростков. Это связано со многими ограничениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности профориентационной работы учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Профессиональное самоопределение выпускников с недостаточностью интеллекта всегда была острой проблемой. Выбор профессии важный момент в жизни любого молодого человека, а особенно, для данной категории подростков . Это связано со многими ограничениями:

  • ограниченный перечень рекомендуемых профессий,
  • ограниченный перечень учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку,
  • ограниченный перечень возможных рабочих мест и др.

Вчерашнему выпускнику школы VIII вида, необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь, разобраться в себе, определить свой путь.

Несмотря на применяемые меры в решении проблем продолжают оставаться сложности, трудности в вопросах профессионального выбора, получения профессионального образования, трудоустройства. Поэтому, при проведении профориентационной работы важным является сотрудничество всех: родителей, медицинских работников, психологов, педагогов.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека, что обуславливает повышение требований к кадрам. В этих условиях людям с интеллектуальной недостаточностью, сложно конкурировать со здоровыми людьми, от них требуется постоянное доказательство того, что они выполнят работу лучше, поэтому необходимо выявить: насколько значима и эффективна работа по профессиональному ориентированию данной категории подростков. Своеобразие профориентации определяется спецификой контингента профориентируемых и конкретных условий ее реализации. Жизненное самоопределение, план того, чего человек хочет достигнуть, а профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль и является важным для социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.

Судьба наших выпускников проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.

  • Мастер отделочных строительных работ
  • Мастер столярно-плотничных работ
  • Швея
  • Штукатур
  • Садовник

Учебнопроизводственный центр «Молодость Запсиба»

Профессии.

  • Слесарь-ремонтник;
  • Станочник деревообрабатывающих станков;
  • Электросварщик ручной сварки;
  • Токарь;
  • Портной (пошив и ремонт нательного и постельного белья);
  • Швея (машинные работы)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит б...

особенности становления трудовой деятельности на фоне интеллектуальной недостаточности

В статье говорится об особенностях становления трудовой деятельности у детей с нарушениями интеллекта....

«Исследование особенностей уровня сформированности моторных и сенсорных процессов младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»

Обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов...

  • 4. Связь специальной педагогики с другими науками.
  • 5. Научные основы специальной педагогики: философские и социокультурные.
  • 6. Научные основы специальной педагогики: экономические и правовые.
  • 7. Научные основы специальной педагогики: клинические и психологические.
  • 8. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний.
  • 9. Выдающиеся ученые-дефектологи – научная деятельность и вклад в развитие дефектологической науки.
  • 10. Личность педагога системы специального образования.
  • 11. Основы дидактики специальной педагогики.
  • 12. Понятие особых образовательных потребностей.
  • 13. Содержание специального образования.
  • 14. Принципы специального образования.
  • 8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.
  • 15. Технологии специального образования.
  • 16. Методы специального образования.
  • 17. Формы организации обучения.
  • 18. Формы организации коррекционно-педагогической помощи.
  • 19. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
  • 20. Современная система специальных образовательных услуг.
  • 21. Психолого-медико-педагогическая комиссия как диагностико-консультативный орган: нормативно-правовая база, цели, задачи, состав.
  • 22. Медико-социальная профилактика нарушений в развитии.
  • 23. Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • 24. Медико-педагогический патронаж детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • 25. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • 26. Школьная система специального образования.
  • 27. Профессиональная ориентация лиц с ограниченной трудоспособностью.
  • 28. Система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью.
  • 29. Система начального, среднего и высшего профессионального образования для лиц с отклонениями в развитии.
  • 30. Дополнительное образование лиц с нарушениями в развитии.
  • 31. Социально-трудовая реабилитация лиц с ограниченной трудоспособностью.
  • 32. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья.
  • 33. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии.
  • 34. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.
  • 35. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики.
  • 36. Интегрированное и инклюзивное образование.
  • 27. Профессиональная ориентация лиц с ограниченной трудоспособностью.

    Каждый человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в нашей стране имеет право на профессиональную реабилитацию . Согласно Конституции Российской Федерации и Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» существуют федеральная базовая программа реабилитации и лиц с ограниченными возможностями. Государственной службой медико-социальной экспертизы проводится тщательное обследование такого человека представителями различных научных сфер, таких как медицина , психология , педагогика , социология и др. На основании этого обследования человеку присваивается группа инвалидности и составляется индивидуальная реабилитационная программа, которая носит рекомендательный характер и не является обязательной к исполнению.

    Разделение на группы инвалидности проводится по степени тяжести нарушения. Первая группа инвалидности присваивается лицам с тяжелыми нарушениями , возникшими вследствие травм, заболеваний или врожденных дефектов развития и повлекшими за собой сложности, связанные с обучением , трудовой деятельностью , передвижениями , самообслуживанием , контролированием своих действий и т.д. Вторая группа присваивается лицам с нарушениями, степень тяжести которых можно назвать средней , вследствие этих нарушений возникают ограничения трудовой деятельности , самообслуживания , ориентации , общения , контроля за своими действиями и т.д. Третья группа инвалидности присваивается лицам, имеющим стойкие , но умеренные нарушения , вследствие которых происходит некоторое ограничение способностей к самообслуживанию , обучению , трудовой деятельности и т.д.

    Индивидуальная реабилитационная программа строится с учетом особенностей развития личности : уровня умственного и физического развития, особенностей нарушения, особенностей психической и эмоциональной сферы человека, с учетом его интересов и предпочтений. Подготовка к профессиональной ориентированности человека с нарушениями развития начинается еще в школе. Если интеллектуальные способности сохранены , то можно говорить о дальнейшем профессиональном или высшем образовании в той же мере, что и касательно людей с нормальным развитием. За рубежом создаются условия для адаптации таких людей к обычной жизни, и лица с ограниченными возможностями могут вести действительно полноценную жизнь . В нашей стране существуют специализированные вузы для студентов с ограниченными возможностями, также существуют специализированные факультеты и группы в общеобразовательных вузах .

    Лица с ограниченной трудоспособностью (инвалид) -лицо, имеющее любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

    Профессиональная ориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

    Профориентационная работа включает социально-педагогическое сопровождение, социально-трудовую поддержку - посредническую помощь в получении профессиональной подготовки.

    Направления профессиональной ориентации:

    ✓профессиональная информация;

    ✓профессиональная консультация;

    ✓профессиональный подбор;

    ✓профессиональная, производственная и социальная адаптация.

    Значимой для дальнейшего профессионального ориентирования становится индивидуальная программа реабилитации - это комплекс мер (медицинских, психологических, педагогических, социальных), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление (или формирование) способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе профессионально-трудовой. В рамках индивидуальной программы реабилитации проводится профессиональная ориентация человека с учетом его иных, особых возможностей трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации составляется специалистами службы медико-социальной экспертиз после всестороннего обследования человека с ограниченной трудоспособностью.

    В зависимости от характера и степени тяжести нарушения содержание и методы профориентационной работы различны для разных категорий молодежи с ограниченными возможностями. Подростку или взрослому с ограниченными возможностями нередко трудно выбрать самостоятельно интересующую его сферу деятельности, поэтому на помощь приходят педагоги и психологи. Прежде всего важным является установление характера и степени выраженности нарушений различных систем организма, интеллектуальных и психофизиологических особенностей и возможностей того или иного взрослого или подростка для того, чтобы определить доступные для него виды труда, выявить его личные интересы и склонности в выборе той или иной деятельности, профессии.

    Важно получить сведения о состоянии умственной и физической трудоспособности в связи с возможностью заниматься тем или иным видом труда; о состоянии эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной сферы; о развитии речи и коммуникативных навыков, значимых для профессиональной деятельности; о характере изменений психологического и социально-психологического статуса человека, связанных с заболеванием, травмой или нарушением развития.

    Современный подход к профессиональному ориентированию должен подразумевать комплексный подход к решению данной проблемы. Необходимым в программе сопровождения является сочетание работы различных социальных институтов и различных психологических центров (центры занятости, центры профориентации, различные общественные организации); применение методического инструментария по выявлению типологических особенностей при выборе профессии людьми, имеющими ограниченные возможности.

    Для служб профориентации и диагностики профессиональной пригодности созданы компьютерные технологии, позволяющие быстро и эффективно вести профессиональную ориентацию и организацию трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью в условиях индивидуализации реабилитационных программ. Компьютерная система содержит перечень профессий и их кодирование по факторам трудовых ограничений. Показатели психологической оценки возможностей того или иного человека с ограниченной трудоспособностью соотносятся с психологическими требованиями к той или иной профессии, входящей в перечень. Соответственно конкретное рабочее место применительно к соответствующей профессии оценивается с точки зрения требований, предъявляемых к функциям организма. Соотнесениепсихофизиологических возможностей испытуемого с параметрами конкретнойпрофессии и рабочего места позволяет достаточно точно подобрать для выбора человеку с ограниченной трудоспособностью группу профессий, наиболее соответствующих его возможностям.

    Профориентационные упражнения для подростков с интеллектуальной недостаточностью

    1. « Угадай профессию»

    Цели : уточнить знания детей о профессиях; выявить отношение к разным профессиям и по возможности подкорректировать это отношение.

    Инструкция: Ребята, сейчас мы поиграем в новую игру, которая называется «Угадай профессию». Послушайте правила игры. Три человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию. Потом ребята вернутся и попробуют отгадать данную профессию с помощью вопросов. Например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?», «Где можно получить эту профессию?» и так далее. Возьмем, например, профессию врача .

    1. Какой цвет у профессии? (Белый)

    2. Какой запах имеет профессия? (Лекарств)

    3. Какая мебель используется? (Шкаф, кушетка)

    4. Где можно получить данную профессию? (В институте)

    Столяр

    1. белый (желтоватый)

    2. дерева, лака

    3. верстак

    4. училище

    Швея

    1. разноцветный

    2. горячего утюга, ткани

    3. стол

    4. училище

    Штукатур-маляр

    1. разноцветный

    2. красок, лака

    3. стремянка

    4. училище

    Библиотекарь

    1. разноцветный

    2. книг

    3. шкафы, столы

    4. институт

      «Формула профессии».

    Инструкция: Слушайте правила игры. Профессия состоит из предметов труда и целей труда. Предметы труда – это предметы, с которыми работает человек данной профессии. Цели труда – это ради чего работает человек данной профессии. Можно записать формулу профессии: Профессия = предметы труда + цели труда . Один ученик выходит из класса, а остальные загадывают профессию, предмет и цели труда. Когда водящий входит, ему говорят только предмет и цели труда, то есть слагаемые. Водящий должен назвать профессию (сумму). Можно предложить такие формулы:

    1) Маляр = стены, потолок, краски + делать красивыми.

    2) Прачка = белье + чистота.

    3) Повар = продукты + полезная пища.

    4) Цветовод = цветы + сделать жизнь красивой.

    5) Слесарь = трубы + доставка воды.

    6) Милиционер = жезл, свисток + безопасность.

    7) Учитель математики = цифры, числа + умение решать, считать.

    8) Врач = организм человека + здоровье.

    9) Автослесарь = машины + безопасность.

    10) Летчик = сверхзвуковые, сверхскоростные машины + доставка грузов, людей.

    3. «Деятельность – это активность»

    Инструкция: Деятельность – это активность человека, его дела, направленные на то, чтобы получить что-то, добиться чего-то. Сначала человек ставит перед собой какую-то цель и затем начинает к ней приближаться, совершая определенные действия. Существует еще понятие мотивы – это тоже побуждение к деятельности.

    Например, мы готовим еду, потому что хотим есть… - это мотив.

    Приготовить что-то по вкусней – это наша цель.

    Упражнение «Мотивы выбора профессии»

    Задание: распределить мотивы выбора профессии в соответствии со степенью важности для вас. То, что наиболее важно, ставьте на первое место; то, что менее, – на второе и т. д.

    Мотивы выбора профессии:

    Социальная престижность

    Легкость в обучении

    Указание родителей, воспитателей

    Высокая зарплата

    Хорошие условия труда

    Пример друзей

    Интерес

    Возможность трудоустройства

    Соответствие своим возможностям.

    4. «Угадай слово»

    Вниманию воспитанников предлагается несколько вопросов, на которые нужно дать правильный ответ, вписывая буквы в клетки:

    1) Назовите основной вид деятельности детей от 7 до 18 лет.

    2) Назовите основной вид деятельности людей после окончания учебного заведения, позволяющий заработать деньги и обеспечить свой быт.

    3) Что приобретают учащиеся, обучаясь в профессиональном училище?

    4) Одно из важнейших требований, предъявляемых человеку на рабочем месте

    5) Что грозит работнику при несоблюдении трудовой дисциплины?

    6) Как называется вознаграждение за труд?

    7) Денежное вознаграждение за хорошие успехи в работе.

    5. «Угадай профессию»

    Цель: осознание учащимися содержания труда разных профессий и развитие умения соотносить образ человека и различные профессии.

    Инструкция: профессия предъявляет к человеку определенные требования. Но прежде, чем об этом говорить, выполним упражнение, которое позволит определить ваш уровень знаний относительно содержания труда человека, имеющего ту или иную профессию.

    Демонстрируются картинки с изображением людей, занимающихся различными видами труда. Учащимся нужно правильно назвать профессию, опираясь на визуальные признаки.

    6. «Профессия на букву»

    Цель: уточнять знания о мире профессий, учить позитивному восприятию успехов своих товарищей, формировать навыки работы в группе.

    Инструкция: Сейчас будет названа буква. Ваша задача – показать, что вы знаете много профессий, начинающихся на данную букву.

    Для работы учащиеся делятся на 2 группы. Вносится элемент соревнования. Желательно заранее приготовить список профессий, чтобы при необходимости оказывать учащимся помощь. Начинать следует с более простых букв: б, м, н, о. Постепенно предлагать более сложные буквы. Желательно более 5-7 букв не предлагать. Если учащиеся затрудняются вспомнить профессию, можно предложить подсказку в виде описания вида деятельности.

    Кровельщик

    Капитан

    Конюх

    Контролер

    Картограф

    Кассир

    Космонавт

    Каменщик

    Кондитер

    Крановщик

    Кораблестроитель

    Компьютерщик

    ……..

    Летчик

    Лаборант

    Литейщик

    Лоцман

    Лоточница

    Лудильщик

    …….

    Ботаник

    Билетер

    Боцман

    Бармен

    Балерина

    Библиотекарь

    Булочник

    Бухгалтер

    Бульдозерист

    ……..

    Маляр

    Машинист

    Матрос

    Машинистка

    Мойщица

    Моторист

    Медик

    Модельер

    Милиционер

    Музыкант

    Менеджер

    …….

    Столяр

    Слесарь

    Сварщик

    Стюардесса

    Следователь

    Стоматолог

    Строитель

    Судоремонтник

    Стропальщик

    Скотник

    Сторож

    Садовник

    Водитель

    Военный

    Вязальщица

    Вышивальщица

    Винодел

    Вальщик

    ..

    Риэлтер

    Рулевой

    Рамщик

    Растениевод

    Рыбак

    Резчик

    …….

    Пожарный

    Пилот

    Плотник

    Парикмахер

    Продавец

    Прачка

    Повар

    Прокурор

    Птичница

    Пчеловод

    Пекарь

    Педагог

    Писатель

    Почтальон

    Программист…

    Шахтер

    Шофер

    Штукатур

    Швея

    Штурман

    ..

    Доярка

    Дирижер

    Дегустатор

    Дровосек

    Домработница

    Дворник

    Дистрибьютор

    Докер

    7. «Угадай профессию по дополнительным признакам».

    Цель: уточнять и расширять знания о мире профессий, учить угадывать профессию по ассоциациям»

    Инструкция: Сейчас я буду перечислять вам предметы, которыми пользуются люди той или иной профессии, а вы должны будете назвать эту профессию (сначала предлагается один предмет, затем добавляется каждый раз еще по одному предмету, пока профессия не будет угадана). Затем каждый из вас получит листок с названием профессии и проделает ту же самую работу самостоятельно: называет предметы, используемые в том или ином виде труда, и все остальные учащиеся будут угадывать профессию.

    Нож, ложка, вилка, ….. (повар)

    Ткань, нитки, иголки, ….. (швея)

    Портфель, ручка, книги, …. (учитель)

    Река, швабра, палуба, ….. (матрос)

    Книги, журналы, полки, …. (библиотекарь)

    Вата, халат, шприц, ….. (врач)

    8. «Профессия – требуемые качества»

    Цель: развивать умение осознавать понятие – качества личности, необходимые для овладения той или иной профессией, формировать навыки рефлексии.

    Объяснить учащимся, что при выборе той или иной профессии желательно учитывать свои личные качества, которые помогут им быть наиболее успешными в выбранном деле. В противном случае – выбранное дело будет доставлять им массу хлопот, и вызывать определенные трудности.

    Перечислить на доске некоторые личностные качества. Желательно, чтобы какие-то из них называли учащиеся.

    Качества личности: добрый, злой, аккуратный, настойчивый, внимательный, честный, общительный, быстрый, терпеливый, порядочный, сильный, заботливый, стройный, артистичный, ловкий, зоркий, …

    1 часть упражнения: каждому из участнику раздаются листочки с обозначенной профессией, и дети должны перечислить необходимые для этой профессии личностные качества. Можно спрашивать детей по желанию, а можно использовать предмет – помощник (мяч, клубок). Ответы детей желательно поправлять и при необходимости дополнять и разъяснять.

    2 часть упражнения: из перечисленных на доске качеств личности учащимся нужно выбрать те, которые по их мнению больше подходят им самим. Затем, опираясь на личные качества – подобрать профессию для себя.

    9. «Кроссворд»

    Цель: уточнять знания о мире профессий, учить называть профессию по признакам, развивать абстрактное, логическое мышление.

    Задание: угадав профессии, навозите ключевое слово, расположенное по вертикали – тоже профессия.

    1) «Я б детей лечить пошел – пусть меня научат. Я приеду к Пете, я приеду к Поле.

    Здравствуйте, дети! Кто у вас болен? Как живете? Как животик?...»

    2) «Вставай, иди, гудок зовет – и мы приходим на завод. Можем железо ножницами резать, краном висящим тяжести тащим… Олово плавим, машинами правим. Работа всякого нужна одинаково…»

    3) «Эти доски вот так зажимаем в стол-верстак. От работы пила раскалилась до бела. Рубанок в руки - работа другая: сучки, закорючки рубанком строгаем. Хороши стружки – желтые игрушки…»

    4) «Большие и дети, берите билетик, билеты разные, бери любые – зеленые, красные и голубые…»

    5) «Наливая в бак бензин, завожу пропеллер,

    В небеса, мотор вези, чтобы птицы пели.

    Облетаю тучку, тучку-летучку.

    Белой чайкой паря, полетим за моря…»

    6) «У меня на шапке лента, на матроске якоря.

    Я проплавал это лето, океаны покоряя.

    Сдавайся ветер вьюжный,

    Сдавайся буря скверная.

    Открою полюс Южный,

    И Северный – наверное».

    7) «Я сначала начерчу дом такой, какой хочу. Это будет перед, называется фасад. Это каждый разберет – это ванна, это сад…»

    8) «Фырчит машина скорая, летит, скользя, хороший работник я – сдержать нельзя. Едем, гудим: с пути уйди!»

    Ключевое слово по вертикали – кондитер. Ребята должны пояснить, в чем заключается работа кондитера.

    10. Разрешение проблемных ситуаций.

    Ребята, после школы, училища вы будете устраиваться на работу. В этот момент надо быть внимательными и не совершать ошибок. Послушайте небольшие рассказы и найдите ошибки в поведении и речи героев.

    1) После кулинарного училища Катя Сергеева пришла устраиваться на работу в кафе. У нее были хорошие оценки в дипломе, и директор сказал: «Мы с радостью возьмем вас на работу». Прощаясь с Катей, он вдруг обратил внимание на ее ногти и сказал: «Ой, извините, я забыл, что вчера уже взял на работу кулинара».

    2) Сережа и Гена после училища устроились на стройку малярами. Маляров не хватало. Мальчики сказали мастеру, что у них есть товарищ (Олег), который имеет опыт работы маляром. Олег и его отец часто подрабатывали по вечерам. Мастер обрадовался. На следующий день Олег вошел в кабинет мастера: походка его была развязной, руки в карманах, он громко жевал жвачку. Мальчик не успел поздороваться, как мастер, которому очень нужны были маляры, отказал Олегу в приеме.

    3) Оля любила цветы и умела составлять красивые букеты. Она решила устроиться в фирму по продаже цветов. Олю взяли с испытательным сроком на две недели. Ее букеты очень понравились старшему продавцу Марии Семеновне. Наблюдая за девочкой, она услышала, как Оля разговаривает с покупателями. Одному девочка сказала: «Не хватает денег – иди одуванчики покупай», другому – «Какая наглая! Ей обертка не нравится!» и так далее. Вечером Мария Семеновна сказала Оле, что фирма в ее услугах не нуждается.

    4) Саша и Коля решили устроиться на фирму по ремонту дорог. Они, не читая контракт, быстро подписали его. Ребята работали с восьми утра до восьми вечера. За работу мальчики получили по 100000 рублей. Саша и Коля решили уволиться, но хозяин фирмы показал им контракт, который обязывал мальчиков работать на фирму еще целый год.