Рефераты Изложения История

Характеристика александр павлович из рассказа левша. Характеристика Платова из рассказа «Левша

Одним из важнейших персонажей рассказа «Левша» Н.С. Лескова является казак Платов. В течение нескольких первых глав у читателя складывается впечатление, что он и есть главный герой. Такую роль характеристике Платова из рассказа «Левша» автор отводит намеренно, чтобы подчеркнуть, насколько важен персонаж не только в сюжетном, но и в идейном содержании произведения.

Служба у императора Александра

Он бывалый и смелый вояка, оказавшийся на службе у царя Александра Павловича, а также простой русский человек, который не любил кривить душой и подстраиваться под других – таково описание Платова из «Левши».

Император считал: «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся», поэтому почти все время проводил за границей, восторгаясь чужими умениями, а казак Платов был вынужден сопровождать его в поездках. Он не восхищался достижениями англичан, говоря, что русские мастера могут создавать изобретения не хуже, но император постоянно осаждал его, повторяя: «Не порть мне политики». Царь просто слепо приходил в восхищение от всего иностранного, из-за чего казак сильно расстраивался. Ведь вера в русского человека – одно из важнейших качеств Платова.

Боль и обида от отношения царя к своему народу

Показательной стала ситуация, когда царь, посещая одну за другой английские кунсткамеры, пришел в настоящий восторг от ружья тончайшей работы. Англичанам было лестно и приятно. Но когда Платов вскрыл изделие и увидел там пометку, что его создал русский оружейник, он несказанно обрадовался. Русский воин надеялся, что царь будет также рад и горд. Однако императору стало очень стыдно и неудобно перед англичанами, потому что из-за его подчиненного они оказались в неудобном положении.

Платов остро и болезненно реагировал на подобное поведение царя. Образ Платова в рассказе «Левша» олицетворяет человека с высокими патриотическими чувствами. Н.С. Лесков показал, насколько важно было подданному повлиять на мнение царя о своей стране, от которого зависит и ее будущее.

Возможность доказать силу народного мастерства

Вернувшись домой, Платов вышел в отставку. Однако когда новый царь Николай Павлович взошел на престол и пытался понять, что это за английский подарок в виде танцующей блохи, Платов тут же прибыл ко двору и рассказал все, как было. Видя веру Платова в силу и ум русского человека, император поручил именно ему поехать в Тулу, показать там местным умельцам английское изобретение и попросить их создать нечто подобное.

Оправданная жестокость

Некую жестокость проявил Платов, когда требовал от тульских мастеров показать их изобретение. Довольно резко обращался он и с Левшой, когда привез его в Петербург, едва не вырвав ему оставшиеся волосы. Однако даже такая характеристика Платова из сказа «Левша» очередной раз доказывает его преданность Отечеству и новому государю Николаю Павловичу, который был так уверен в высоких способностях русского человека в отличие от своего предшественника. Поэтому Платов и боялся его разочаровать. Но, осознав свою ошибку, переменил отношение к великому народному умельцу Левше и извинился перед ним.

Александр Павлович – персонаж из повести Н. С. Лескова «Левша», русский император. Его образ с настоящим царём Александром I довольно условен. В произведении этот шаржированный герой является большим поклонником всего западного, в частности английской культуры и техники. Посетив Англию после Венского совета, он диву давался таланту местных мастеров. Англичане же были рады всячески удивлять императора. В поездке его сопровождал казачий атаман Платов – ярый поклонник русского мастерства и патриот. Как только англичане показывали какую-нибудь новинку, он твердил Александру Павловичу, что «наши» умеют лучше.

Больше всего императора поразила стальная блоха с механизмом внутри. За эту «нимфозорию» он, не раздумывая, отдал миллион. А Платова и танцующая блоха не удивила. Он был уверен, что отечественные мастера могут создать что-то более передовое. Александр Павлович, будучи политиком, боится испортить отношения с Англией, поэтому не решается показать изделия русских мастеров. Его брат, Николай Павлович , в противовес ему является большим патриотом и болезненно воспринимает любые попытки унизить русское мастерство. Поэтому, получив в наследство блоху, он велит Платову найти мастеров, способных превзойти механизм англичан.

Ответ оставил Гость

Характеристика:
Русский император. Он большой поклонник английской культуры, восхищается техническими изобретениями этой страны. Приехав в Англию вместе с атаманом Платовым, А. П. восторгается различными интересными вещами, новшествами, которые ему гордо демонстрируют англичане. Он не решается в противовес показать им изделия и достижения русских мастеров. А. П. - политик, он боится испортить отношения с англичанами, в нем нет должного патриотизма. Ему противопоставлен его брат Николай Павлович и атаман Платов, которые являются много большими патриотами и болезненно переживают унижение русских людей.

W Цитаты:
1)один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны
2)У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина

3)- И твое имя тут есть? - спросил государь.

Никак нет, - отвечает левша, - моего одного и нет.

Почему же?

А потому, - говорит, - что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может.

4)- Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал.

Левша отвечает:

Бог простит, - это нам не впервые такой снег на голову.

Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.
5)Курьер сказал:

Он - левша и все левой рукой делает.

Англичане еще больше стали удивляться - и начали накачивать вином и левшу и курьера и так целые три дня обходилися, а потом говорят: «Теперь довольно» . По симфону воды с ерфиксом приняли и, совсем освежевши, начали расспрашивать левшу: где он и чему учился и до каких пор арифметику знает?

Левша отвечает:

Наша наука простая: но Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем.

Англичане переглянулись и говорят:

Это удивительно.

А Левша им отвечает:

У нас это так повсеместно.

А что же это, - спрашивают, - за книга в России «Полусонник» ?

Это, - говорит, - книга, к тому относящая, что если в Псалтире что-нибудь насчет гаданья царь Давид неясно открыл, то в Полусоннике угадывают дополнение.

Они говорят:

Это жалко, лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения, знали, то, бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой-машине расчет силы есть; а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и не прыгает и дансе не танцует.

Левша согласился.

Об этом, - говорит, - спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные.

А англичане сказывают ему:

Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет.

Но на это левша не согласился.

У меня, - говорит, - дома родители есть.

Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать, но левша не взял.

Мы, - говорит, - к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница - старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет, потому что я еще в холостом звании.

Вы, - говорят, - обвыкнете, наш закон примете, и мы вас женим.

Этого, - ответил левша, - никогда быть не может.

Почему так?

Потому, - отвечает, - что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.

В 1814 году император Александр Павлович путешествует по Европе в сопровождении донского казака Платова:

«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть… При нем был донской казак Платов…»

В Европе император Александр всем нравится благодаря своей ласковости:

«…везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми…»

Путешествуя по Европе, Александр I изучает достижения науки, техники и искусства разных стран. Царю очень нравятся иностранные изобретения:

«Англичане… выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали…»

«Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему… . Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо…»

Казак Платов, сопровождающий царя, не разделяет этого восторга. Платов спорит с царем, утверждая, что «у нас дома свое не хуже»:

«И чуть если Платов заметит, что государь чем‑нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем‑нибудь отведет.»

В Лондоне англичане дарят Александру I удивительную стальную блоху:

«Это вашему величеству наше покорное поднесение. <…> Это, – отвечают, – не соринка, а нимфозория.»

За изобретение этой блохи Александр велит выдать англичанам миллион:

«Государь сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, – хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями.»

Подарив Александру блоху, англичане отказываются дарить к ней чехол — и это несмотря на подаренный им миллион. Мягкий, слабохарактерный Александр боится «испортить политику», поэтому он уступает хитрым англичанам, и платит отдельно за чехол:

«Оставь, пожалуйста, это не твое дело – не порть мне политики. У них свой обычай.»

Слабохарактерный Александр не протестует против «мошенничества» англичан. Он оправдывает эту хитрость каким-то «обычаем»:

«У них свой обычай.»

После поездки в Англию Александр I признает, что русские мастера хуже английских и что они «никуда не годятся»:

«…Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве…»

«…Больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.»

Платов советует Александру I изменить в России «правила жизни, науки и продовольствия» — тогда русские мастера будут работать не хуже англичан. Однако царь не прислушивается к совету казака:

«И представлял государю, что у аглицких мастеров совсем на всё другие правила жизни, науки и продовольствия, и каждый человек у них себе все абсолютные обстоятельства перед собою имеет, и через то в нем совсем другой смысл. Государь этого не хотел долго слушать, а Платов, видя это, не стал усиливаться.»

Военные дела наводят на мягкого и чувствительного царя меланхолию (грусть, тоску). Он уезжает в Таганрог:

«…У государя от военных дел сделалась меланхолия и он захотел духовную исповедь иметь в Таганроге у попа Федота.»

После смерти Александра I шкатулка с блохой переходит его брату, императору Николаю I:

«Удивительная блоха из аглицкой вороненой стали оставалась у Александра Павловича в шкатулке под рыбьей костью, пока он скончался в Таганроге, отдав ее попу Федоту, чтобы сдал после государыне, когда она успокоится.»

Критика об образе Александра Павловича в «Левше»

«Важно обратить внимание… как ведут себя русские цари. Александр, победитель в войне с Наполеоном, в отношениях с англичанами предстает, как это ни странно, человеком слабодушным, непозволительно инфантильным, легко внушаемым, а главное — равнодушным к национальным интересам своей страны.

Самая «ласковость» Александра, о которой … говорит рассказчик, на деле оборачивается «пустошеством», сентиментальной чувствительностью, совсем не приличествующей царю могучей державы.

В готовности Александра бездумно восхищаться всеми раритетами, которые не без коварного умысла демонстрируют ему англичане, проявляется полное отсутствие у этого главы государства патриотического чувства. <…>

Подаренную англичанами блоху Александр увозит с собой в Россию, и не помышляя о возможности какого-либо ответного шага, который заставил бы англичан усомниться в своем превосходстве над русскими.

Новый русский самодержец Николай I — правитель несравненно более твердого характера… <…> Своекорыстный патриотизм Николая… подвергается безусловному осмеянию, как и легковесное англоманство Александра.»

(И. В. Столярова, «Лесков. Полное собрание сочинений в 30 томах», вступительная статья к тому 1, 1996 г.)