Рефераты Изложения История

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Земля — наш общий дом». Конспект занятия «Земля-наш общий дом Что мы узнали

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Светлячок» р.п.Чистоозерное Новосибирской области

«Земля-наш общий дом» по ФЦКМ

Воспитатель: Анучина Ольга Владимировна

Цель : расширять представление о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;

Задачи :

Формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей;

Закреплять понятие, что мы - люди - являемся частью природы, что для роста живых объектов необходимо одно и то же : вода, солнце, воздух;

Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природы.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое» , дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.

Материалы и оборудование : диск с музыкой Чайковского,мяч, символические изображение (человек, животные, рыбы, птицы, насекомые, растения, солнце, воздух, вода, карта мира, глобус, стихи, загадки, медали «Юный эколог» , пазлы «Морские жители» , карточки из альбома «Береги живое» , зеленые галстуки, ручки с зеленой пастой

Словарная работа : глобус, планета Земля , заповедник, суша, живая и неживая природа.

1. Вводная часть.

Играет музыка И. Н. Чайковского «Времена года» . Дети сидят на стульчиках.

В : Предлагаю вам отправится в мир природы. Как вы думаете, что это такое?

Д : Это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения.

В : Этот мир такой разнообразный и неповторимый. А сейчас мы с вами поиграем в игру, «Живая и неживая природа» .

Дети встают в круг и по очереди передают мяч по кругу, называя при этом предметы живой и неживой природы.

В : У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом (выкладываю на доске символы) . А как можно назвать наш общий дом ? (Вывешиваю карту мира) .

Д : Земля .

В : Наш общий дом - это планета Земля , которая вращается вокруг солнца. (беру в руки глобус) Что это такое?

Д : Это глобус.

В : Глобус - это макет нашей планеты Земля . Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете : например, какой формы Земля ?

Д : Она круглая, похожа на шар.

В : Каким цветом обозначена на глобусе суша?

Д : Коричневым, светло-коричневым, жёлтым, зеленым.

В : Много ли на нашей планете воды?

Д : Воды больше, чем суши.

В : Каким цветом она обозначена на глобусе?

Д : Вода обозначена синим, голубым цветом.

В : Наша планета самая красивая из всех планет. Какие еще планеты вы знаете?

Д : Венера, Марс, Юпитер и т. д.

В : На этих планетах нет жизни, потому что нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Иван Дайнеко. А прочитают нам стихи : Егор Ж., Алиса, Егор М. (дети читают стихи)

2. Основная часть

В : Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то, без чего жизнь невозможна. А что именно - вам подскажут загадки :

Не огонь, а больно жжет.

Не пекарь, а печет.

Д : Солнце

Воспитатель вывешивает символы Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

Д : Нет

В : Почему?

Ответы детей.

: Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он - невидимый, и все же

Без него прожить не можем.

Дети. Воздух

В : А без воздуха можем мы прожить?

Д : Нет

В : Почему?

Дети : Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут.

Воспитатель вывешивает пустой лист бумаги.

В : Почему на картинке ничего не изображено?

Д : Потому что воздух - невидимый.

В : Воздушная оболочка Земли - как одеяло . Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.

Следующая загадка :

Меня пьют, меня льют,

Всем я нужна, кто такая я?

Д : Вода

В : Правильно, вода, для всех сегодня такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? Почему?

Ответы детей

В : Без воды невозможно существования всего живого :

Повсюду, где бежит вода

Цветёт земля , цветёт страна…

Вот, что даёт природа всему живому для жизни : воздух, солнце, воду. Сегодня вокруг свежий воздух, светит солнце,скоро зажурчат ручьи.

В : Какие времена года вы знаете? И какое время года сейчас?

Д : Зима, весна, лето, осень. А сейчас зима.

В : Да, дети. Зима. Я предлагаю отдохнуть и поиграть :

Пальчиковая игра «Мороз»

Вот пришёл к нам мороз. Ладошками хлопаем по коленям, изображая шаги

Щиплет щёки, щиплет нос. Щиплем щёки и нос

Ручками помашем, Машем руками

Ножками попляшем Топаем ногами

Раз- два - три, раз- два -три, Имитируем движение при лепке

Будем мы лепить снежки.

Раз- два - три - четыре- пять, Сжимаем пальчики

Будем пальчики сжимать.

Уходи,мороз седой Машем рукой

Да с лохматой бородой! Приставляем запястья к подбородку, двигаем пальцами.

Физкультминутка

Рыбы весело резвятся

В чистой тёпленькой воде

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

(дети делают движения на ковре, повторяем 2-3раза)

В : Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше. Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле , без животных,птиц, насекомых, растений, деревьев? Конечно, нет. Человек живёт в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Д : Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.

В : А всегда ли человек помогает природе? Может ли он губить природу? Как?

Д : Человек загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц,рыбу, загрязняет воздух и т. д.

В : Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывая законы природы, наносил огромный вред животному и растительному миру. Но человек может исправлять свои ошибки, и в нашей стране создались заповедники. Что такое заповедник? Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы. деревья, птицы, рыбы, охраняются государством. Место,где природа имеет право жить по своим законом. Это островки спасения природы от человека. Это наше богатства, которым каждый может гордиться. Что запрещается делать в заповеднике?

Д : Запрещается рвать цветы, ягоды, ловить рыбу, охотится на животных.

П : А что разрешается делать в заповеднике?

Д : Разрешается дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством заповедных мест, ходить по тропинкам.

В : Человек на Земле - самое умное и сильное существо и все свои знания и умения должен отправить на охрану и защиту природы на нашей планете.

Смотрю на глобус - шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой,

И шепчут мне материки :

«Ты беги нас, береги!» .

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах как слеза,

И тихо просят родники :

«Ты береги нас, береги!» .

Остановил олень свой бег :

«Будь человеком, человек.

В тебя мы верим - не солги,

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус _ шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы : «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!

В : Чтобы сберечь нашу планету Земля , надо быть умным и добрым. А сейчас, давайте ещё раз вспомним, какие правила поведения на природе мы знаем (ответы детей) .

В : А еще мы с вами знаем много пословиц о природе, давайте их расскажем. (дети рассказывают пословицы) .

В : Дети! На столах разложены задания. Работать будем по подгруппам (по 5 человек) . У каждой подгруппы будет своё задание : 1стол - собирает пазлы «Морские жители» ; 2 стол - разложить карточки по временам года; 3 стол - разбираем картинки по видам (животные, птицы, рыбы и т. д.) ; 4 стол - раскладываем картинки «Живая и неживая природа» .

Молодцы, ребята! Вы справились с заданием все. ПОЗДРАВЛЯЮ!

Давайте ещё поиграем?

Д : Да, давайте!

Игра Цветик - семицветик

Дети встают в круг. У воспитателя в руках поднос с лепесточками. Ребята, под музыку передают мяч. Когда музыка остановилась, ребенок, у которого в руках остался мяч, берёт с подноса один лепесток и отвечает на вопрос.

3. Заключительная часть

В : Сегодня я решила посвятить вас в «Юные друзья природы» Друг природы - это человек, бережет и охраняет ее. Вручаю вам медали «Юный эколог» . Как вы думаете, вы будите настоящими друзьями природы? Что будите для этого делать (ответы детей) Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия ? (ответы детей) . Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (ответы детей) Молодцы, ребята. А девиз наш будет такой : Береги свою планету - ведь другой на свете нету!

Спасибо! Мы сегодня с вами хорошо позанимались! Я надеюсь, что сегодняшнее занятие , вам понравилось!

Человеку пока не суждено понять, что Земля – это уникальное творение Вселенной, что это планета, летящая с огромной скоростью в пространстве, летящая по своей заданной траектории, планета, живущая и работающая по законам мироздания и есть – наш общий Дом. Человек, обычный человек, сидящий в своей квартире, в своей тихой уютной квартире, вряд ли может, а вернее сказать, никогда не сможет понять, представить и оценить этого Чуда! Он просто-напросто отгородился от Земли искусственно созданным миром, спрятался от всех проблем за стеной благополучия.
Почувствовать и понять, что Земля огромна и могущественна, что её силы как планеты величественны, человек, а вернее, человечек, такой маленький и ничтожный по своим размерам и силам, может только в одном месте – в горах – в огромных возвышающихся до небес Горах, низвергающих вниз миллионы литров воды в своих водопадах. Только в природе – девственной и нетронутой, непроходимой в своих лесах, горах и топях, он может осознать хрупкость человеческой жизни и свою полную зависимость от глобальных планетных событий.
Сейчас очень много говорят об экологии и экологических проблемах, но очень мало, что делается на самом деле. Призывать человека сохранить Землю – свой дом от разрушения, иногда кажется настолько невозможным, насколько невозможно представить себе варвара благоговейно застывшего перед мраморной статуей великого римского скульптора и не разбившего её.
И думается, что прежде, чем призывать человека к этому – к сохранению своего Дома, необходимо, чтобы он осознал и принял мысль о том, насколько сильно Человек зависит от состояния планеты – своего Дома. Надо, чтобы он почувствовал, ощутил на своей шкуре, что «Дисгармония в доме, и жизни спокойной Человеку – не видать!»
Я обращаюсь к Земле со словами, которые могли бы стать для каждого человека своеобразным кредо, словами, показывающими его отношение к ней: «Живи Планета! Живи мой Дом! Живи планета и процветай, живи и дай мне силы жить вместе с тобой!
Ведь планета наша – живая система – это космическое тело. Не хочу произносить слово «организм» это принижает суть планеты, не даёт нам понять глубину, мощь и глобальность её существования. Планета – наш Дом – поглощает и отдаёт (энергию космоса), рождает и разрушает (живые организмы и все тела), она бесконечно огромна для нас и бесконечно мала в пространстве Вселенной. Она являет нам свою сумасшедшую мощь и ничтожность перед мириадами звёзд Млечного пути. Она – сурова для одиноких путников и так беззащитна перед астероидами.
Я призываю - уважать её как свою Мать и не предавать!
Её надо Восхвалять и Любить!
Надо следовать принципам и заповедям:
– Сначала возлюби, потом познай!
– Сначала признай величие и мощь, и никогда не смей уничтожать её доспехи, части и структуры.
– Пользуйся в меру богатствами её и распределяй всё поровну меж нами – людьми.
Земля – наша мать – по сути своей: и химической, и физической и биологической. Наше прибежище во Вселенной, наш Дом - сражающийся с нами и за нас, спасающий и дающий, принимающий наши бренные тела на исходе жизни. Это – наш Дом!!!
Благословите Землю – родину, мать и дом! Сохраните её на века и миллионы лет!
Земля…Она молчаливая и незаметная для человека, спрятавшегося в маленьких коробочках своих городов, но в полный голос кричащая в торнадо и цунами, разрывающая свою поверхность толчками землетрясений и извергающимися вулканами, предупреждающая о боли, страдающая от взрывов бомб и испытаний, от глумления над её недрами, униженная презрением ничтожных соискателей её богатств.
Я обращаюсь к вам, Люди!
Верните себе свой Дом и перестаньте уже его уничтожать!
Обретите себя в своём доме!
Ведь, Сначала была Земля! и только потом… пришёл Человек!

Лариса Афанасьевна Жмуйдецкая

Конспект интегрированного занятия

«Земля- наш общий дом » в подготовительной группе

Жмуйдецкая Л. А. МДОБУ «Чернореченский ДСКВ» . Апрель2017г.

Цель : формировать понятие о себе как о жителе планета Земля и понимания необходимости охраны окружающей среды.

Задачи :

Обучающие : учить осознавать своеобразие и неповторимость каждого живого существа на Земле ; учить детей делать выводы, анализировать,

упражнять в подборе прилагательных к существительным, построении распространённых высказываний на основе собственных умозаключений

закреплять правила поведения людей в природе; Активизировать речь : глобус, планета Земля , заповедник, суша, живая и неживая природа.

Развивающие : - развивать у детей познавательный интерес к природе, закрепить понятие, что мы люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо : вода, солнце, воздух. Развивать воображение, образное мышление, внимание, зрительно-моторную координацию. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции) .

Воспитательные : Воспитывать у детей желание охранять природу родного края.

Предварительная работа

Рассматривание презентации «Планета – Земля » , иллюстраций из альбома о природе, дидактические игры, загадывание загадок, заучивание стихотворений, пословиц, чтение художественной литературы о природе.

Материал :

Подбор иллюстрированного материала к теме; тематическая презентация Power Point; цветные карандаши, восковые мелки, краски.

Вводная часть : - Отгадайте загадку : НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды, в нём от скуки волком воет злой зелёный/Гуманоид/.

Педагог : Злой Гуманоид, у которого было плохое настроение заколдовал своих друзей и прислал письмо.

«Здравствуйте, ребята с планеты Земля , пишет Вам житель далёкой планеты. На моей планете нет животных, птиц, деревьев, цветов и вся моя планета какая- то серо-коричневая, но я всё равно люблю свою планету. Я, слышал, что на вашей планете есть деревья, животные, птицы и очень красивые цветы и многое другое. Расскажите и нарисуйте мне пожалуйста картинки о том, что есть на вашей планете, тогда я расколдую своих друзей. Буду ждать от Вас письмо с рисунками».

Ну, что ребята, как будем спасать жителей далёкой планеты от злого гуманоида.

Основная часть :

Педагог : Ребята, у каждого человека есть свой дом. И у каждого животного есть свой дом, и у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.

Ребята, а как можно назвать наш общий дом ? (Земля ) .

Воспитатель : В старину наши предки Землю матушкой , кормилицей называли и говорили : «Земля заботу любит . Накорми Землю- она накормит тебя . Без хозяина Земля-круглая сирота

Почему так говорили? /рассуждения детей/

Что было бы, если бы на нашей Земле не стало деревьев и цветов? (Погибли бы животные, человек.)

Земля наша богата и животным миром. Животный мир очень разнообразен.

Дидактическая игра «Назови одним словом» .

Жук, бабочка, муравей, стрекоза. (Насекомые.)

Карась, хек, окунь, треска. (Рыбы.)

Голубь, снегирь, синица, дятел. (Птицы.)

Волк, слон, собака, лось. (Звери.)

Где живут животные? (На суше- в лесу, в поле, в горах, в песках, в земле , в реке, на дне водоёмов, рядом с человеком.)

Да, ребята и все животные полезны и нужны на Земле .

Птицы уничтожают вредителей леса, полей. Животные кормят нас.

Что правильнее – жизнь животных на воле или в неволе?

Животные должны жить на воле, они приспособлены к жизни в тех условиях, где появились на свет. Держать в неволе животных нельзя, это равносильно, что человека посадить в клетку. Домашние животные приспособились к существованию рядом с человеком.

Физминутка : «Общий дом » стихотворение В. Орловой

Под одною голубою общей крышей мы живём. / дети встают в большой круг

Дом под крышей голубой /показывают домик над головой/

И просторный, и большой /руки разводят в стороны/

Дом кружится возле Солнца /кружатся вокруг себя/

Чтобы было там тепло /подскоки на месте/

Чтобы каждое оконце, осветить оно могло/ описывают руками круг/

Чтобы жили мы на свете, не пугаясь, не грозя /закрыть лицо ладошками/

Как хорошие соседи или добрые друзья /обнимашки/

Воспитатель : Ребята, посмотрите на нашу планету - на наш общий дом , можно много красивых слов подобрать, описывая нашу Землю . Давайте встанем в круг и подберём слова, какая наша Земля . / Передавая мяч дети называют прилагательное – красивая, зелёная и т. д. /

Педагог : Наша планета действительно очень красивая. Даже думать не хочется, что эта красота может исчезнуть навсегда. Как вы думаете, могут ли люди нанести вред нашей планете? /ответы детей/.

Педагог : Ребята, я уверена, что вы не допустите этого и сейчас и в будущем сделаете всё, чтобы наша планета оставалась красивым и цветущим домом.

Ребята, а как мы с вами можем помочь своей планете остаться красивой и щедрой, как сохранить её жизнь? /ответы детей/

Воспитатель : Хорошо, вы много знаете о том, кто живёт и что растёт на нашей Земле .

А сейчас мы с вами подготовим разные рисунки для Гуманоида.

Творческая работа детей.

Заключительная часть :

В конце занятия дети рассматривают свои работы.

Педагог : Я думаю, Гуманоиду очень понравятся ваши рисунки. Вы изобразили, красоту Земли и он освободит своих друзей, а сам станет добрее. Педагог даёт оценку работы ребят на занятии .

Дети, берегите наш дом – Земля ! Человек очень сильно зависит от природы, а потому её нужно беречь!

Список литературы : Е. Л. Кощеева, Л. А. Хамидуллина, В. В. Прохорова «Путешествия в мир природы» , Москва, 2009.

Л. М. Потапова «Детям о природе –экология в играх» , Ярославль, 2000.

М. Х. Левитман «Экология-предмет : интересно или нет?» , Санкт-Петербург «Союз» , 2001.

Т. А. Шорыгина «Зелёные сказки. Экология для малышей» , Москва, 2002.

Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году?» Москва,2008.

Л. П. Молодова «Беседы с детьми о нравственности и экологии» , Минск, 2002.



Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Земля - наш общий дом». Подготовительная группа Образовательная область: Познавательное развитие. Программное содержание: - Образовательные: 1. Расширять представления детей о планете.

Конспект НОД для средней группы «Земля - наш общий дом!» «Земля – наш общий дом» в ДОУ Актуальность Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться.

Конспект ООД по познавательно-речевому развитию «Земля - наш общий дом!» Цель: Создать условия для формирования представлений детей о планете Земля. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,.

«Земля - наш общий дом». Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Земля – наш общий дом"Цели занятия: Коррекционно-образовательные: 1. Уточнение и расширение представления детей о том, что Земля – наш.

Светлана Акчева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Земля - наш общий дом».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.

«Земля – наш общий дом » .

Подготовила : воспитатель

Акчева С. А.

город Уфа

Цели :

1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар , большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша , где живут люди.

2. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля , с условными обозначениями суши , воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте.

3. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь .

4. Воспитывать стремление беречь нашу Землю .

5. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.

6. Развивать воображение , ассоциативное и творческое мышление.

7. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Материалы и оборудование :

Ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация Power Point со слайдами

Входят дети.

Звучит мелодия русской народной песни «Родина» («Вижу чудное приволье» ).

Педагог. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от Балтийского моря до Тихого океана. Это огромное государство! (слайд № 2)

Дети. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи (слайды №3-9)

Дети. Есть маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.

Педагог. Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой , богатыми недрами. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом . Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название :

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что наш дом – большущий шар.

Дети. Земля .

Дети. А в народе ещё так говорят : «Никого не родила, а все матушкой зовут» .

Педагог. Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля ?

Дети. Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг (слайд № 10)

Дети. Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца , словно, самолетик вокруг башенки . Да ещё и сама вращается вокруг своей оси , крутится, как волчок, только медленно (слайд № 11)

А теперь давайте поиграем.

Игра называется «День – ночь» , правила игры вы знаете.

(Дети встают в круг. Педагог выбирает ребенка – «солнце»

Остальные дети изображают планету Земля .

Дети поворачиваются вокруг себя и вращаются по кругу.

По сигналу педагога дети останавливаются. Педагог спрашивает :

«У кого сейчас день?» , «У кого сейчас ночь?» .

Дети садятся на стулья.

Дети. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет (слайд № 12)

Педагог. А как вы узнали, что это Земля ?

Дети. Наша планета голубого цвета (слайд № 13) .

Педагог. Почему она голубая?

Дети. На Земле много воды .

Дети. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета.

Педагог. Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь ?

Дети. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания.

Педагог. Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.

Друзья мои! Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается, нет. А как же они себе рисовали Землю , на которой жили? Очень по-разному. Их представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир.

Демонстрация слайдов.

Педагог. В древности люди думали, что Земля огромная и плоская , как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли (слайд № 14) .

Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.

Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане… (слайд № 15-16) .

Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли , и можно ли с него упасть.

Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.

И добирались они до края Земли ? Как вы думаете?

Дети. Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено : вот он край Земли . Дальше уже ничего нет кроме воды.

Педагог. Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то , что Земля не плоская , как блин. Нет, она круглая как шар.

Педагог. Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк-путешественник Магеллан (слайд № 17) .

Три года плыли его корабли всё вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля , и доказали, что Земля – шар и её можно объехать кругом.

Показ иллюстраций парусных кораблей (слайд № 18) .

Педагог. Почему люди в древности имели неправильное представление об устройстве нашего мира?

Дети. В древние времена люди не могли передвигаться по земле на большие расстояния. Ведь не было ни дорог, ни кораблей, ни поездов, ни самолетов. Поэтому дойти до «края земли » , чтобы проверить рассказы о китах, слонах, черепахе, никому не удавалось.

Физкультминутка.

Звучит «космическая» музыка. (слайд № 19) .

Есть одна планета – сад - руки вперед, ладони вверх

В этом космосе холодном - руками показываем большой круг.

Только здесь леса шумят – покачали руками.

Птиц скликая перелетных – машем руками.

Лишь на ней одной цветут – показали руками вниз.

Ландыши в траве зеленой – присели.

Береги свою планету, - руками показываем большой круг.

Ведь другой, похожей нету! - руки вперед, ладони вверх.

Игра в кругу с мячом.

Какая наша планета? (большая, круглая, огромная, голубая, зеленая, солнечная, светлая, добрая ) - Какой воздух (чистый, свежий) - Какое солнце (яркое, теплое, ласковое)

Что нужно делать, чтобы наша планета оставалась такой же красивой? (охранять, беречь, защищать, не сорить, любить природу)

Дети садятся на стулья.

Педагог. Много миллионов лет назад Земля представляла собой огромный материк (слайд № 20) . В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться, от него стали отделяться большие и малые куски (слайд № 21) . Какие материки вы знаете?

Дети. Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида.

Почти на каждом материке есть много стран. Нет их только в Антарктиде - там вечный холод, снега и льды.

Материки заселены животными, на них растут различные растения, живут разные народы.

Д/Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

На 5 материках живет много людей. Они и разные, и похожи друг на друга.

(Похожи - одинаковое строение тела : есть руки и ноги и т. д. Отличаются - цветом кожи, цветом волос, разрезом глаз) (слайд № 22-27) .

Д/Игра «Кто где живет»

Франция-… …--- японец

Англия-…. …-- китаец

Америка-…. … -- россиянин

Кроссворд. А теперь, ребята, чтобы закрепить все знания, которые вы получили, мы с вами разгадаем кроссворд. Кто прочитает, какое в кроссворде главное слово?

Земля – наш общий дом для всех , кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле . Сможет ли человек жить один на Земле ? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов и т. д.? Конечно же, нет! (слайд № 28-33) .

Предлагает послушать стихотворение В. Орлова «Общий дом » .

Ребенок слайд № 34

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце,

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

Хотя человек на Земле – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота , на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т . д. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы : загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т. д. Давайте вспомним правила поведения в природе.

Карточки с правилами поведения в природе. - Нужно назвать правило и объяснить, почему нельзя так делать.

Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля .

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки :

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники :

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной.

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы; «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

(Е. Шкловский)

Первый ребенок. (слайд № 35-40) .

Наша планета Земля очень щедра и богата :

Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Второй ребенок.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Третий ребёнок.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами , цветами…

Все дети.

Такая планета нужна нам с вами!

На этом наше путешествие по нашей планете заканчивается. И я думаю, что вы не забудете то, о чем мы с вами сегодня говорили, и будете беречь птиц, насекомых, зверей. От того, как вы будете себя вести, будет зависеть будущее нашей планеты

Задачи:

1. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

2. Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

3. Закрепить понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже – вода, свет, воздух.

4. Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.

Материал: мяч, символы (человека, животных, рыб, птиц, насекомых, растений), карта Земли, глобус, стихи, загадки, символы (солнце, воздух, вода),

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое», дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.

Ход занятия:

Ребята! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир природы.

Как вы думаете, что такое мир природы? (это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения).

Этот мир такой разнообразный и неповторимый.

А сейчас мы с вами поиграем. Для этого надо встать в круг.

Игра называется «Живая и неживая природа».

Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, рыбы и т.д.) и неживой (небо, земля, камни и т.д.) природы.

У каждого человека есть свой дом, у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом (выкладываю на доске символы).

Ребята, а как можно назвать наш общий дом? (Земля).

Вывешиваю карту Земли.

Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.

Что это такое? (глобус)

Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем много узнать о нашей планете, например, какой формы Земля? (Ответы детей) (круглая, похожая на шар)

Есть ли на нашей планете суша? (да)

Каким цветом она обозначена на глобусе? (коричневым, светло – коричневым, жёлтым, зелёным)

Много ли на нашей планете воды? (больше, чем суши)

Каким цветом она обозначена на глобусе? (синим, голубым, белым)

Наша планета самая красивая из всех планет.

Какие ещё планеты вы знаете? (Венера, Марс, Юпитер, Меркурий и др.), но жизни на этих планетах нет, потому что нет воздуха и воды.

Земля – это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Дайнеко (читаю):

«Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём,

Природою родной земли

Зовётся этот дом».

Природа имеет важное значение в жизни каждого человека, ведь кроме красоты и прекрасного настроения она даёт человеку то, без чего жить невозможно. А что именно вами подскажут загадки:

«Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все...» (солнце)

Вывешиваю символы.

Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (ответы детей)

Почему? (ответы детей)

«Oн невидимый, и все же,

без него мы жить не можем.

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня» (воздух)

А без воздуха можем мы прожить? (нет)

Почему? (воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут).

Почему на картинке ничего не изображено? (потому что воздух – невидимый). Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.

Следующая загадка:

«Меня пьют, меня льют, всем я нужна, кто такая я...?» (вода)

Правильно. Вода для всех сегодня такая обычная и привычная.

Сможем мы прожить без воды? (нет)

Почему? (ответы детей)

Без воды невозможно существование всего живого:

«Повсюду, где бежит вода,

Цветёт земля, цветёт страна…»

Вот что даёт природа всему живому для жизни: это воздух, солнце, вода. Раз ярко светит солнце, журчат ручьи и вокруг свежий воздух, я предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Карусель» с ленточками. Под музыку и стихи, дети, взявшись за ленточки, вращают карусель. Карусель останавливается на станциях «Дикие животные», «Ядовитые грибы и растения», «Лекарственные растения» и др., где дети называют, что относиться к каждой группе.

Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше.

Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев и т.д.?

Конечно, нет. Человек живёт в природе, от природы зависит его жизнь.

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.)

А всегда ли человек помогает природе?

Может ли он губить природу? Как? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух и т.д.)

Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек, не учитывая законы природы, наносил огромный вред животному и растительному миру.

Но человек умеет исправлять свои ошибки, и в нашей стране создали заповедники.

Что такое заповедник? Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, птицы, рыбы охраняются государством. Место, где природа имеет право жить по своим законам. Это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, которым каждый может гордиться.

Что запрещается делать в заповеднике? (рвать цветы, ягоды, ловить рыбу, охотиться на животных)

А что разрешается делать? (дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством заповедных мест, ходить по тропинкам)

Человек на Земле умный и сильный, и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на планете Земля.

«Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой,

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек»

В тебя мы верим – не солги,

ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу Вас, сберегу!»

Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. Человеком – Великаном.

А сейчас я вам раздам карточки и мы вспомним правила поведения в природе.

Как надо правильно себя вести во время отдыха на речке, в лесу, на лугу (дети выходят с карточками и рассказывают по ним правила).

А ещё, ребята, мы с вами знаем много пословиц о природе, давайте их назовём.

Сегодня, ребята, я решила посвятить вас в «Юные друзья природы». Друг природы – это человек, который любит, бережёт и охраняет её. Вручаю вам медаль «Юные друзья природы».

Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы? Почему? Что будете для этого делать?

Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия?

Какие будут ваши действия или как вы поступите, если увидите, что ваши друзья, соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки (ответы детей).

Молодцы! Спасибо за занятие!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Земля – наш общий дом»

Задачи:

1. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

2. Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

3. Закрепить понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже – вода, свет, воздух.

4. Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.

Материал: мяч, символы (человека, животных, рыб, птиц, насекомых, растений), карта Земли, глобус, стихи, загадки, символы (солнце, воздух, вода),

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое», дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.

Ход занятия:

Ребята! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир природы.

Как вы думаете, что такое мир природы? (это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения).

Этот мир такой разнообразный и неповторимый.

А сейчас мы с вами поиграем. Для этого надо встать в круг.

Игра называется «Живая и неживая природа».

Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, рыбы и т.д.) и неживой (небо, земля, камни и т.д.) природы.

У каждого человека есть свой дом, у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом (выкладываю на доске символы).

Ребята, а как можно назвать наш общий дом? (Земля).

Вывешиваю карту Земли.

Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.

Что это такое? (глобус)

Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем много узнать о нашей планете, например, какой формы Земля? (Ответы детей) (круглая, похожая на шар)

Есть ли на нашей планете суша? (да)

Каким цветом она обозначена на глобусе? (коричневым, светло – коричневым, жёлтым, зелёным)

Много ли на нашей планете воды? (больше, чем суши)

Каким цветом она обозначена на глобусе? (синим, голубым, белым)

Наша планета самая красивая из всех планет.

Какие ещё планеты вы знаете? (Венера, Марс, Юпитер, Меркурий и др.), но жизни на этих планетах нет, потому что нет воздуха и воды.

Земля – это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Дайнеко (читаю):

«Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём,

Природою родной земли

Зовётся этот дом».

Природа имеет важное значение в жизни каждого человека, ведь кроме красоты и прекрасного настроения она даёт человеку то, без чего жить невозможно. А что именно вами подскажут загадки:

«Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все...» (солнце)

Вывешиваю символы.

Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (ответы детей)

Почему? (ответы детей)

«Oн невидимый, и все же,

без него мы жить не можем.

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня» (воздух)

А без воздуха можем мы прожить? (нет)

Почему? (воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут).

Почему на картинке ничего не изображено? (потому что воздух – невидимый). Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.

Следующая загадка:

«Меня пьют, меня льют, всем я нужна, кто такая я...?» (вода)

Правильно. Вода для всех сегодня такая обычная и привычная.

Сможем мы прожить без воды? (нет)

Почему? (ответы детей)

Без воды невозможно существование всего живого:

«Повсюду, где бежит вода,

Цветёт земля, цветёт страна…»

Вот что даёт природа всему живому для жизни: это воздух, солнце, вода. Раз ярко светит солнце, журчат ручьи и вокруг свежий воздух, я предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Карусель» с ленточками. Под музыку и стихи, дети, взявшись за ленточки, вращают карусель. Карусель останавливается на станциях «Дикие животные», «Ядовитые грибы и растения», «Лекарственные растения» и др., где дети называют, что относиться к каждой группе.

Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше.

Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев и т.д.?

Конечно, нет. Человек живёт в природе, от природы зависит его жизнь.

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.)

А всегда ли человек помогает природе?

Может ли он губить природу? Как? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух и т.д.)

Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек, не учитывая законы природы, наносил огромный вред животному и растительному миру.

Но человек умеет исправлять свои ошибки, и в нашей стране создали заповедники.

Что такое заповедник? Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, птицы, рыбы охраняются государством. Место, где природа имеет право жить по своим законам. Это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, которым каждый может гордиться.

Что запрещается делать в заповеднике? (рвать цветы, ягоды, ловить рыбу, охотиться на животных)

А что разрешается делать? (дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством заповедных мест, ходить по тропинкам)

Человек на Земле умный и сильный, и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на планете Земля.

«Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой,

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек»

В тебя мы верим – не солги,

ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу Вас, сберегу!»

Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. Человеком – Великаном.

А сейчас я вам раздам карточки и мы вспомним правила поведения в природе.

Как надо правильно себя вести во время отдыха на речке, в лесу, на лугу (дети выходят с карточками и рассказывают по ним правила).

А ещё, ребята, мы с вами знаем много пословиц о природе, давайте их назовём.

Сегодня, ребята, я решила посвятить вас в «Юные друзья природы». Друг природы – это человек, который любит, бережёт и охраняет её. Вручаю вам медаль «Юные друзья природы».

Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы? Почему? Что будете для этого делать?

Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия?

Какие будут ваши действия или как вы поступите, если увидите, что ваши друзья, соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки (ответы детей).

Молодцы! Спасибо за занятие!