Рефераты Изложения История

Педагогическая сущность социально культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как отрасль педагогической науки

Аннотация. Понятие социально-культурной деятельности. Педагогика как наука о сущности развития и формирования личности. Психология как наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека.

Психолого-педагогическая основа социально-культурная деятельность как целостная система взаимосвязанных компонентов, способствующих целесообразной организации свободного времени всех возрастных групп.

Психолого-педагогические факторы и механизмы воздействия на участников социально-культурной деятельности. Психолого-педагогические методы.

Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ).

Педагогические компоненты социально-культурной деятельности. Социально-психологические факторы, влияющие на решение педагогических задач.

Социально-культурная деятельность, по определению Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова – это самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени. Эта деятельность осуществляется на основе взаимодействия людей. Эффективная организация данного человеческого взаимодействия, самой творческой деятельности невозможна без использования достижений таких наук как педагогика и психология. В Большой современной энциклопедии «Педагогика и психология» (составитель Е. С. Рапацевич) (2005 г.) педагогика определяется как наука о сущности развития и формирования личности, разрабатывающая на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специального организованного процесса. Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека.

Психолого-педагогические основы СКД разрабатывает целый ряд отечественных ученых. Наибольший вклад в этом направлении внесли Ю. А. Стрельцов, Д. М. Генкин, Г. И. Фролова, Е. И. Смирнова, М. А. Ариарский, В. Е. Триодин, Н. Н. Ярошенко, В. Я. Суртаев, А. Д. Жарков, Г. И. Бакланова, В. С. Русанова и др.



Современная теория СКД опирается на гуманистические, человекоцентристские психолого-педагогические идеи. В настоящее время учеными и практиками СКД особое внимание уделяется психолого-педагогическим факторам и механизмам воздействия на участников СКД, например, использованию индивидуальных или коллективных технологий самодеятельного творчества взрослых и детей. С помощью психолого-педагогических методов решаются дидактические и воспитательные задачи, осуществляется сбор и анализ необходимой для организаторов СКД информации. Так, например, при организации досуга детей и молодежи, семейного отдыха, активно используются средства народной этнопедагогики, особенно для возрождения национальных культурных традиций. Например, при организации массовых праздников, используются такие психолого-педагогические методы как эмоциональное заражение, внушение, показ, пример, игра, которые способствуют эффективности социально-культурного воздействия на аудиторию.

Социально-педагогические параметры, методы и приемы социометрии, референтометрии позволяют оптимально взаимодействовать, например, участникам клубного объединения, развивать их творческие способности. Для реализации образовательных, рекреативных, реабилитационных и других социокультурных технологий необходимо учитывать психологические особенности аудитории, содержание ее установок и ценностных ориентаций. Для успешного творческого развития участников СКД необходимо использовать психолого-педагогические методы, определяющие уровень креативности. Так, например, положительно зарекомендовали себя в развитии творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования технологий на основе теории решения изобретательных задач (ТРИЗ).

Профессионализм специалиста СКД определяется тем, насколько психологически и педагогически грамотно выстраивается взаимодействие между ним и участниками СКД. Опираясь на знания психологии и педагогики, специалист может эффективно исследовать культурные запросы аудитории, мотивацию участия в СКД, уровень культуры общения и многое другое.

Важнейшими педагогическими компонентами СКД являются: учет закономерностей обучения и воспитания участников данного процесса; эффективное применение психолого-педагогических методов и технологий; установление педагогически оправданных связей и взаимоотношений среди участников СКД.

Возникновение новых социально значимых досуговых интересов, увлечений, потребностей является мощным педагогическим потенциалом СКД. Специалист создает реальные условия для реализации данного потенциала в рамках конкретного социокультурного учреждения. Решение педагогических задач, возникающих в процессе СКД, зависит от учета следующих социально-педагогических факторов, которые выделяют Т. Г. Киселева и Ю. Г. Красильников. Это:

межсубъектное сотрудничество партнеров СКД, с учетом влияния окружающей культурной среды;

выбор эффективных психолого-педагогических методов и технологий при осуществлении СКД, начиная от планирования, контроля и заканчивая анализом результатов;

осуществление этического отношения ко всем участникам СКД, развитие их духовно-нравственного потенциала;

формирование эстетической среды, в которой реализуется СКД;

воздействие на эмоционально-волевой настрой участников СКД; повышение уровня сознательной активности аудитории;

повышение образовательного и общекультурного уровня участников СКД;

создание условий для максимальной реализации творческого потенциала участников СКД.

Выше названные положения говорят о необходимости глубокой и разносторонней психолого-педагогической подготовки профессиональных организаторов СКД, на это и ориентировано современное социально-культурное профессиональное образование. Таким образом, психолого-педагогическую основу СКД можно охарактеризовать как целостную систему взаимосвязанных компонентов, способствующих целесообразной организации свободного времени всех возрастных групп. Данная педагогическая система сотрудничества и сотворчества является частью общекультурного процесса, способствует приобщению человека к ценностям национальной и общечеловеческой культуры, развитию творческих способностей личности, ее духовному росту.

Поскольку социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научного знания, постольку её методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Эта сфера, как другие области педагогической общественной практики, помимо дефици­та новейших современных технологических наработок в произ­водстве качественных культурных продуктов и услуг, испытывает еще и дефицит свежих научных идей, часто элементарного здраво­го смысла, дефицит современных профессиональных знаний, уме­ний и навыков. Культура, образование, искусство, досуг нужда­ются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проек­тов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинами - педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непро­фессиональной (любительской) социально-культурной деятельно­сти.

Включение разделов психолого-педагогического цикла в курс основ социально-культурной деятельности является естественным и закономерным. Предметом данного цикла служат психологиче­ские и педагогические факторы и феномены, определяющие эф­фективность любого вида и уровня социально-культурной дея­тельности.

Характерным признаком социально-культурной деятельности является органическое единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. Именно поэто­му она объективно нуждается в научно обоснованной интерпрета-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъпиков. Социально-культурная деятельность

ции и прежде всего - в надежном, аргументированном, подкреп­ленном обоснованными выводами и рекомендациями психолого-педагогическом обеспечении.

В основе современных концепций социально-культурной дея­тельности лежит подлинно гуманный, человекоцентристский взгляд на суть и смысл решений и действий, предпринимаемых в этой сфере. Именно личность как высшая ценность рассматрива­ется совокупностью гуманитарных дисциплин - философии, со­циологии, педагогики, психологии, культурологии, составляющих методологическую основу теории, методики и организации соци­ально-культурной деятельности.

В настоящее время мы являемся свидетелями последователь­ного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определя­ют эффективность и результативность индивидуальных и коллек- тивных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той ", наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых.



Прикладные отрасли психологии, включающие возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, этнопсихологию, психологию труда, психологию управления и другие, связаны с; разработкой и описанием конкретных методов и технологий, направленных на преобразование сферы культуры и совершенствование различных видов как профессиональной, так и любительской социально-культурной деятельности.

Существует широкая система психологических методов -приемов и средств, с помощью которых решаются те или иные дидактические задачи, осуществляется сбор и анализ фактов и сведений, используемых для дальнейшей разработки социально- ; культурной теории и практики.

В разных социально-территориальных общностях широкое распространение получил метод наследования культурных ценностей; в семьях и в учебно-творческих коллективах он прочно утвердил себя как; идейно-нравственная, эстетическая и другие установки, общепринятая норма, правило. Хорошо известна практика творческой «реанимации»

Лекция № 13. Психолого-педагогические основы

Теория социально-культурной деятельности органически связана с педагогикой и психологией как науками о человеке, о развитии личности. Между психологией как научной дисципли­ной, педагогикой и социально-культурной деятельностью суще­ствуют тесные взаимосвязи, так как предметом изучения соци­ально-культурной деятельности являются закономерности ду­ховного и творческого развития личности путем включения ее в процесс культуроформирующей деятельности. «Исходными ос­нованиями для разработки педагогической теории социально-культурной деятельности традиционно выступает представление о ней как социальном институте, как особой системе духовного производства, функционирующей в сфере свободного времени, как средства воспроизведения в новых поколениях достигнуто­го обществом уровня культуры». Социально-культурная деятельность связана с педагогикой и психологией в том смыс­ле, что в поле ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой и психологией, но рассматри­ваются в определенном специфическом аспекте.

Психология призвана сыграть важную роль в обеспечении гуманистического направления развития общества, в формиро­вании гуманистического менталитета людей. Основы психоло­гического знания необходимы каждому человеку в его повсе­дневной жизни и деятельности.

Психология как наука создает необходимую научно-инфор­мативную основу для организации различных видов СКД. Тео­рия социально-культурной деятельности включает в свою струк­туру следующие психологические знания: общие закономерно­сти развития психики; психологические характеристики дея­тельности и личности человека на каждом возрастном этапе; психологические механизмы усвоения человеком общественно­го и культурного опыта; психологические основы формирования личности в процессе обучения и воспитания; взаимосвязь воспи­тания и психического развития человека; изучение соотношения между возрастными и индивидуальными особенностями людей; методики и технологии психологической помощи и психологи­ческой коррекции поведения личности. Осуществляя указанные общие и связанные с ними частные задачи, современная психо­логия работает в тесном контакте с педагогикой, с социально-культурной деятельностью. Ряд конкретных отраслей психоло­гии - педагогическая психология и возрастная психология взаи­модействуют с социально-культурной деятельностью.

Общая психология. Особое место среди прочих отраслей психологии занимает так называемая общая психология. Она не является такой ветвью психологической науки, которая могла бы быть поставлена в один ряд с педагогической, юридической, медицинской, военной, сравнительной психологией и т.д. Общая психология изучает закономерности психологического станов­ления, развития и деятельности человека. В ее задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникнове­ния, развития и бытия психических явлений. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность: общие закономерности ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, психологическую саморегуляцию, характер и темпе­рамент, преобладающие мотивы поведения и т.д. Следующие понятия общей психологии используются в социально-культурной деятельности: психические процессы, психические состояния и психические свойства или особенности личности.



К психическим процессам относят познавательные процессы: ощущения и восприятие, память, воображение и мышление, эмоциональные процессы. Соответственно, управление общим механизмом психической деятельности как определенного ин­дивида, так и целых социальных групп, например, в ситуации праздника, обряда, вечера отдыха, театрализованной игровой программы и других форм СКД, строится на этой основе. Зако­номерности эмоциональных реакций, восприятия и отношения аудитории к происходящему, механизмы включения в ситуацию социально-культурной формы и т.д. - все это невозможно не учитывать при разработке сценария педагогической программы той или иной массовой формы социально-культурной деятель­ности.

К психическим состояниям относятся проявление чувств, внимания, воли. К психическим свойствам или особенностям личности относят качества ума, мышления, устойчивые особен­ности волевой сферы, т.е. устойчивые качества личности. Безус­ловно, индивидуально-психологическое оценивается и учитыва­ется руководителем-педагогом в работе с каждым участником досугового, художественно-творческого коллектива или соци­ально-культурного объединения. Таюке разработка психологи­ческого понятия «атмосфера» (праздничная, клубная, спортив­ная) невозможна без знания общих закономерностей психоло­гии. Социально-психологическая атмосфера досуговой аудито­рии проявляется в особом психическом настрое ее членов, в ос­нове которого лежит отношение участников к происходящему, друг к другу и самому себе как члену данной аудитории.

Наряду с данными общей психологии в теории и практике социально-культурной деятельности учитываются данные «Воз­растной психологии», «Педагогической психологии» и других отраслевых психологии.

Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения зна­ний, факторы развития личности - все это необходимо для эф­фективной организации информационно-просветительной, ху­дожественно-творческой и других видов социально-культурной деятельности. Возрастная психология подразделяется на дет­скую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию. Психиче­ские процессы и психические качества человека, определяемые возрастом, необходимо учитывать при организации различных форм СКД. Методики работы с различными социально-демографическими группами, прежде всего, предполагают знание организатором особенностей психики человека в различных воз­растных периодах. Например, для нормального развития ребенка с самого его рождения важное значение имеет общение. С рож­дения и на протяжении всего периода взросления последова­тельно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды дея­тельности и формы общения, в конечном счете, и обеспечивают развитие личности ребенка (ролевая игра /дошкольный возраст/, учебная деятельность /младший школьный возраст/, интимно-личностное общение /подростковый возраст/, учебно-профес­сиональная деятельность /ранний юношеский возраст/) . Безусловно, целенаправленное воздействие на этот процесс в детских досуговых коллективах должно основываться на знании особенностей межличностного общения ребенка в каждом воз­растном периоде с применением соответствующих методик кор­рекции и управления деятельностью и общением.

Педагогическая психология имеет своим предметом изуче­ние психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Ее данные используются для:

а) управления процессом интеллектуальной и творческой деятельности в досуговых коллективах и творческих объединениях;

б) организации педагогического процесса в творческом самодеятельном коллективе или ином досуговом объединении, создания оптимальной психологической атмосферы для разви­тия всех участников коллектива с учетом индивидуально-психологических различий;

в) выстраивания отношений в системе: руководитель коллектива, педагог «субъект воздействия» участники коллектива (объект воздействия) с учетом обратной связи;

г) управления процессом межличностного общения в ситуациях больших и малых досуговых групп (социально-ориентированное общение и личностно-ориентированное общение).

В атмосфере совместной деятельности, например, в хоровом самодеятельном коллективе, в процессе разучивания новых хо­ровых произведений, активного поиска решения заданий выдви­гаемых хормейстером перед каждым участником, группой уча­стников, хоровой партией, мужской и женской группами, по-новому могут раскрыться возможности и способности каждого. Активизация учебной деятельности с учетом психологических закономерностей общения и воспитания человека, будет способ­ствовать осуществлению задач нравственного и эстетического воспитания членов коллектива.

Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различ­ных организованных и неорганизованных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят три круга проблем:

1. Социально-психологические явления в больших группах (в макросфере).

2. Социально-психологические явления в малых группах (в микросфере).

3. Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности).

Все эти проблемы представлены в содержании и структуре социально-культурной деятельности.

1. Социально-психологические явления в больших группах применительно к среде социально-культурной деятельности рас­сматриваются следующим образом. Это механизмы и эффектив­ность воздействия средств массовой коммуникации на различ­ные общности людей. Деятельность и общение участников ауди­тории массовых форм СКД (праздники, народные гуляния, фес­тивали, гостиные и др.). Иными словами, весь комплекс явле­ний, связанный с взаимодействием людей данной общности, эмоциональное состояние аудитории, ее потребности и интере­сы, особенности межличностного восприятия, взаимодействия и
взаимоотношений.

2. Социально-психологические явления в малых группах в ситуации социально-культурной практики можно квалифициро­вать следующим образом:

а) проблема управления и развития совместной деятельности и общения в досуговом объединении любого типа;

б) проблемы групповой атмосферы, положение лидера и ве­домых в группе;

в) восприятие человека человеком в группе, ценностные ори­ентации, установки и т.д.

3. Социально-психологические проявления личности, их учет в организации различных форм СКД позволяют с наибольшей степенью вероятности удовлетворить и развить культурные по­требности личности. Личность человека является объектом со­циальной психологии, аналогичной проблематикой занимается и теория СКД. При этом рассматривается, насколько личность со­ответствует социальным ожиданиям в больших и малых груп­пах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависи­мость самооценки личности от оценки группой и т.д. Также про­блемы социальной психологии являются основой для изучения направленности личности, ее самооценки, самочувствия и само­уважения, перспектив личности, которые проявляются, развива­ются и закрепляются в поведении личности как результате уча­стия в формах СКД. Указанные три круга проблем социальной психологии не могут быть противопоставлены и предположены друг другу. В структуре СКД они представлены в единстве, обу­словленном единством личности и общества, совокупностью отношений, в которой определяется сущность личности.

Таким образом, психология как наука создает базу необходимой научной информации, базу основных научных понятий для развития личности в ее общении и деятельности в различных социально-культурных ситуациях.

Если психология изучает законы развития психики человека, то педагогика разрабатывает законы управления развитием лич­ности. Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Педагогика неразрывно связана с социально-культурной деятельностью, ее отраслевые теории представляют собой основу развития методик и технологий со­циально-культурной деятельности.

Современными учеными теория социально-культурной дея­тельности рассматривается как самостоятельная, целостная, сложноорганизованная отрасль педагогической науки. Предметом теории социально-культурной деятельности является педагогический процесс развития социокультурной активности личности и общности в социально-педагогической, образова­тельной, художественно-творческой и других видах досуговой деятельности. Соответственно, предметом теоретического ис­следования социально-культурной деятельности выступают раз­личные ее стороны, например:

Процесс или отдельные моменты подготовки тех или иных форм социально-культурной деятельности;

Взаимоотношения участников какого-либо творческого коллектива, профессионального коллектива, любительского объединения и др., объединения людей, функционирующего в процессе социально-культурной деятельности;

Отдельные компоненты целостного педагогического про­цесса развития личности участников культурно-досуговой, или, шире - социально-культурной деятельности;

Организационные взаимодействия, возникающие между уч­реждениями социально-культурной сферы по реализации каких-либо воспитательных задач;

Психолого-педагогические условия организации социально-культурной деятельности конкретных категорий населения (де­тей, подростков, взрослого населения, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями движения и др.).

Этот перечень не исчерпывает всех возможных аспектов со­циально-культурной деятельности, которые могут выступать в качестве предмета научного исследования. И каждый из указан­ных аспектов имеет прямое отношение к педагогике и к ее от­раслевым теориям, таким как социальная педагогика, педагогика третьего возраста, сравнительная педагогика и другие.

Социальная педагогика содержит теоретические и при­кладные разработки в области внешкольного образования и вос­питания детей и взрослых. Социальная педагогика изучает об­щественное влияние на развитие личности. Личность становится объектом социальной педагогики, когда ее развитие, формиро­вание, воспитание рассматриваются в системе взаимодействия с различными социальными общностями и когда изучаются лич­ностные черты, качества, формы поведения, возникающие под влиянием этих воздействий. В этот круг входят следующие про­блемы - развитие социальных потребностей, самосознания, со­циальных установок, умений и навыков межличностного обще­ния. Применительно к социальной макросфере социальную пе­дагогику интересуют проблемы совместной деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений, ценностных ориен­тации, лидерства, групповой референтности, традиций, настрое­ния. В этом качестве она безусловно связана с социально-культурной деятельностью, так как ее разработки используются в организации деятельности социально-культурных учреждений, организаций и объединений.

Ведущие институты социально-культурной сферы (музеи, парки, клубы, библиотеки и т.д.) выполняют свои задачи, разра­батывая программы деятельности на основе закономерностей поведения личности и социальных общностей, выявленных со­циальной педагогикой. Таким образом, социально-культурная деятельность использует некоторые теории социальной педаго­гики, методы и средства с целью направленного влияния на по­ведение личности в социуме.

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельно­сти, которая называется педагогической. Она представляет со­бой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурного опыта, создания ус­ловий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Педагогическая деятельность является определяющей относительно социально-культурной деятельности. В теории социально-культурной дея­тельности разрабатывается следующий круг проблем, связанный с педагогическими исследованиями:

Педагогический процесс, формы его организации, мето­ды осуществления, педагогические технологии;

Воспитание как педагогическое явление, сущность вос­питания и его особенности, общие закономерности и принципы воспитания, социальное пространство воспитательного процесса;

Принципы и методы обучения;

Управление педагогическим коллективом.

Таким образом, социально-культурная деятельность пред­ставляет собой результат развития психолого-педагогических знаний, которые составляют ее основу. Очевидно, что социаль­но-культурная деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, однако самостоятельна и имеет свою специфику. Чтобы выявить ее особенности и связь с педа­гогической деятельностью, рассмотрим эти виды деятельности в сопоставлении.

Поскольку социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научного знания, постольку её методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Эта сфера, как другие области педагогической общественной практики, помимо дефицита новейших современных технологических наработок в производстве качественных культурных продуктов и услуг, испытывает еще и дефицит свежих научных идей, часто элементарного здравого смысла, дефицит современных профессиональных знаний, умений и навыков. Культура, образование, искусство, досуг нуждаются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проектов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинами - педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) социально-культурной деятельности.

Включение разделов психолого-педагогического цикла в курс основ социально-культурной деятельности является естественным и закономерным. Предметом данного цикла служат психологические и педагогические факторы и феномены, определяющие эффективность любого вида и уровня социально-культурной деятельности.

Характерным признаком социально-культурной деятельности является органическое единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. Именно поэтому она объективно нуждается в научно обоснованной интерпретации и прежде всего - в надежном, аргументированном, подкрепленном обоснованными выводами и рекомендациями психолого-педагогическом обеспечении.

В основе современных концепций социально-культурной деятельности лежит подлинно гуманный, человекоцентристский взгляд на суть и смысл решений и действий, предпринимаемых в этой сфере. Именно личность как высшая ценность рассматривается совокупностью гуманитарных дисциплин - философии, социологии, педагогики, психологии, культурологии, составляющих методологическую основу теории, методики и организации социально-культурной деятельности.

В настоящее время мы являемся свидетелями последовательного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых.

Прикладные отрасли психологии, включающие возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, этнопсихологию, психологию труда, психологию управления и другие, связаны с разработкой и описанием конкретных методов и технологий, направленных на преобразование сферы культуры и совершенствование различных видов как профессиональной, так и любительской социально-культурной деятельности.


Другие материалы:

Зарубежный опыт социальной защиты семьи
Различия между развитым странами в уровне рождаемости - среднем числе рождений на одну женщину - иногда достигают двукратной величины. Предполагается, что эти различия во многом зависят от того, проводится семейная политика или нет, и нас...

Социальные действия: смысл, типизация и методы понимания
В термин «понимание» Вебер вкладывает свой особый смысл. Это – рациональная процедура изучения действий социальных субъектов (микроуровень), а через них – изучение культуры конкретного общества (макроуровень). Как видно, Вебер был сторонн...

Рекомендации по реформированию системы социальной поддержки семей с детьми
В России перед семейной политикой стоит ряд серьезных проблем. Во-первых, это проблемы финансовые. Наиболее интересен европейский опыт социальной политики в отношении семьи, но в таких странах как скажем, Франция и Норвегия, пример кото...

Социальному работнику и организатору досуга подвластно управление поведением и деятельностью личности в ее свободное время – конкретное социальное, педагогическое, психологическое влияние на сферу досуга семьи, ребенка или подростка в отдельности.

Современная СК ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения воспитательной деятельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобразований семейного воспитания, воспитательной деятельности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жительства – всей культурно-досуговой сферы.

Для полноценного включения подростков в жизнь, для эффективного и творческого выполнения ими социальных функций членов общества, для подготовки личности к саморазвитию, самообразованию требуется эстетически и педагогически организованная система всесторонней социальной помощи подрастающему поколению. Следовательно, возникает потребность в соответствующе подготовленных кадрах.

Проблема решения этой задачи заключается в изолированности существующих специалистов, их низкой оплате труда и ограниченными функциями в системе взаимодействия СКИ.

Жизнь выдвинула задачу подготовки особой категории организаторов досуга – социального педагога, работающего в специфических условиях открытой макросоциальной среды, специализирующегося на вопросах оказания помощи семье, организации разносторонней деятельности детей и взрослых в сфере досуга, решения воспитательно-образовательных задач, коррекции поведения и социальной реабилитации отдельных групп детей, подростков, молодежи, способного обеспечить допустимое и целесообразное общественно-педагогическое вмешательство в процесс социализации детей и подростков.

Процесс возрастания социально-педагогической роли.

Специалист-педагог и организатор СКС необходим для создания и функционирования благоприятной досуговой микросреды, способствующей социализации личности, ее развитию, ее «врастанию в человеческую культуру», преодолению дефицита общения, эмоционального отчуждения взрослых и подростков, установлению их взаимодоверия.

Психолого-педагогические системы СКД.

П-п система СКД – это система взаимосвязанных, взаимодополняемых и взаимодействующих компонентов, предполагающая направление организации досуга личности на всех возрастных этапах в различных сферах макросреды и с участием всех субъектов воспитания.

СКД – целостная педагогическая система. В ней присутствуют факторы воспитания:

Предъявление воспитательных требований к себе

Пространство свободы и независимость

Предел самостоятельности

Удовлетворение социально-педагогических потребностей

Открытость

Подверженность влияниям различных общественных институтов

Общение

Деятельный характер.

В СКД заложен бесконечный педагогический потенциал. Под педагогическим потенциалом СКД понимается совокупность ее СК субъектов, способствующих возникновению и развитию новых досуговых интересов и потребностей.

Составляющие педагогического потенциала:

Система индивидуально-семейного выбора и проектирование форм и методов проведения свободного времени

Проектирование и реализация традиционных и альтернативных форм самоорганизации досуга

Создание реальных возможностей для проявления инициативы и самодеятельности.

Одним из условий формирования потенциала является создание на различных уровнях реальных условий для регионального объединения различных СКИ, решающих педагогические задачи.

Существует широкая система психологических методов – приемов и средств, с помощью которых решаются те или иные дидактические задачи, осуществляется сбор и анализ фактов и ведений, используемых для дальнейшей разработки социально-культурной теории и практики. Сопряженность культурологи и социальной педагогики, а также подход к образованию как к крупнейшей и самодостаточной сфере СКД в целом дают основания для выделения в ней педагогического компонента. СКД по самой своей сути глубоко педагогична. Множество социальных проблем так или иначе неизменно приобретают статус педагогических задач. Психолого-педагогическое взаимодействие и взаимовлияние наиболее рельефно и глубоко представлено в области методов и технологий СКД. Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решении таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, профессиональный отбор и выявление их профессиональной пригодности, а также их самоактуализация и осуществление успешной карьеры. Понятие о педагогическом потенциале СКД как широкой совокупности ее социально активных субъектов; других, способствующих возникновению и развитию новых досуговых интересов, увлечений и потребностей. Педагогическая организация СКД в регионе. Ее диагностический и формирующий этапы. Необходимость наиболее полного использования социально-педагогического потенциала. Преодоление причин, препятствующих полному и эффективному его использованию. Основные требования к формированию потенциала. Изучение досуговых интересов и потребностей населения. Создание реальной возможности для проявления инициативы и самодеятельности, культурно-досуговой активности людей.

Методы социально-педагогического влияния на досуг:

Метод наследования (культивирования) – идейно-нравственная, эстетическая и другая установка, общепринятая норма, правило.

Метод внушения – восприятие объектом информации без осмысления ее.

Метод зараженности , то есть гипертрофированного возбуждения в массе людей «стадного чувства», полной отключенности от личного отношения к окружающему (паника, общий экзальтированный восторг и тому подобное).

Социально-педагогический метод убеждения – способ сознательного освоения объектом сообщаемых ему знаний, внушаемых чувств.

Метод примера – убеждения на наглядных образцах.

Метод организации поведения, упражнения, тренинга . Его суть – сознательное целеустремленное накопление объектом личного опыта.

Методы поощрения и порицания . Требования к ним: обоснованность, опора на общественное мнение, оперативность, гласность, эмоциональное оформление.

Изучение досуговой аудитории. Способы социально-педагогического изучения аудитории.

Наблюдение – включенное, невключенное, систематическое, эпизодическое, сплошное, выборочное.

Беседа – как метод изучения объекта. «Свободная» беседа и программирования.

Интервью . Экспериментальный метод . Объект базовый и контрольный. Другие способы исследования аудитории: контент-анализ, изучение документов, зрительские, читательские, научно-практические, отчетные и другие конференции.

Рекреативные технологии.

Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсально по своему использованию в процессе СКД.

Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровление быта, основное внимание специалистов сосредоточено на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга.

Особое место в рекреативных методиках занимают анимационные СК технологии . Эти технологии пришли к нам из западных стран, в первую очередь из Франции. Используя различные виды художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, социально-культурная анимация является одним из наиболее привлекательных видов досуговой деятельности, основанных на современных началах. Цель анимационных технологий обладает ярко выраженной гуманитарной направленностью – предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений. Главным предметом СК анимации является личность.

Среди профессиональных аниматоров выделяют два типа: руководители-координаторы и специалисты-педагоги, возглавляющие кружки и студии, преподающие на курсах, занимающиеся социально культурной деятельностью по месту жительства, оказывающие психологическую поддержку в структуре повседневных общественных отношений. В содержание анимационных технологий входит комплексная оценка кризисной ситуации («хорошо» - «плохо»), оказание помощи в определении и осознании того, какой из способов действия в данной ситуации подходит для эффективного достижения цели, сознании реальных возможностей и их выбора, осознание вероятных последствий того или иного решения (что получится в изменившейся ситуации).

Используются методы биоэнергетики, ребефинга (дыхательная методика), шейпинга, арттерапии, возможности разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики и т.д. организация отдыха и развлечений несет значительную социальную, воспитательную, психологическую, реабилитационную нагрузку.

В использовании рекреативных технологий необходимо опираться на психолого-педагогические особенности различных возрастных групп.

Информационно-развивающая, просветительная функция досуговой деятельности ставит целью информацию и организацию познавательной активности людей, распространение комплекса разнообразных социально-гуманитарных знаний, санитарное просвещение, привитие навыков активного отдыха и физической культуры, ознакомление с лечебными возможностями здравниц и их наиболее рациональным использованием.

Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищное и кинообслуживание, библиотечную работу, театрализованные и спортивные праздники, организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д.